Конспект моя семья в детском доме. Международный день семьи. Сценарий для детского сада

Наталья Киселева
Конспект занятия «Моя семья» в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе .

Тема : Моя семья .

Цель : Формировать представления детей о семье , как о людях, которые живут вместе.

Задачи :

1. Уточнять и обогащать знания детей о семье . Обобщить представление : семья – это все , кто живет вместе с ребенком.

2. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление.

3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье .

4. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к членам семьи .

Методические приемы :

Беседа, художественное слово, вопросы, использование фотографий, игры. Орг. момент (В кругу)

В. Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Наталья Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Артемушка, Машенька.) .

– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю на стульчики.

В. – Скажите, ребята, пожалуйста, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (домой) . Правильно, домой. А почему? (ждет семья ) . Да, вас ждет ваша семья !

В. - Сегодня мы с вами поговорим о семье .

В. – Семья моя – мое богатство

Любовь, защита, нежность, братство.

Здесь ценят нежность и уют,

Здесь никогда не придадут.

Все вместе праздники встречают,

Да и по будням не скучают.

И твердо знаю я, друзья,

Что в жизни главное – семья !

В : Как вы понимаете слово «семья » ? А, что же такое – семья ? Кто живет в семьях ?

- семья – это папа , мама – я;

- семья – это близкие и родные люди;

- семья – это , где тебя все любят;

- семья – это самое дорогое , что есть у человека.

Правильно, семья – это близкие нам люди : мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, оказывают внимание, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Ребята у меня есть фотографии, скажите, а что объединяет все эти фотографии? Кто изображен на этих фотографиях? (Семьи ) .

Почему вы решили, что на фотографиях изображены семьи ? Они ведь такие разные? (На фотографиях изображены родители и дети : мамы и папы, дочери, сыновья. Здесь есть фотография, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)

В : Мы будем выполнять массаж активных точек на наших пальчиках. А чтобы веселее было, будем проговаривать слова потешки :

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я!

Вот и вся моя семья

Давайте заглянем в ваш семейный альбом.

Предложить детям выбрать свою фотографию и рассказать о ней : назвать имена и отчества родных, место работы, какую работу по дому выполняют.

Прошу рассказать, как зовут родителей, где они работают (рассматривают семейные фотографии) . Рассказывает о том, что в семье главное , чтобы были мир, уважение, любовь друг к другу. Спрашивает, как их ласково называют в семье , что могут рассказать о маме (нежная, ласковая, добрая, о папе (сильный, смелый, добрый, спрашивает, что умеет делать бабушка (вязать, печь пироги, дедушка помогает дома бабушке.

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья ! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга , весело и дружно живут все вместе.

Главное, чтобы в семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья . Хорошо, если семья большая . А кто живет в ваших семьях ?

У каждого есть своя семья . А скажите все ли семьи одинаковые ? Или, может быть они разные? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах).

Игра "Что бы хотели пожелать своей семье " (пожелания детей)

В : что нужно делать, чтобы в семье у всех было радостное настроение (не ссориться, помогать, не обижать, трудиться, получать хорошие оценки и т. д.)

Игра "Какая у вас семья "

Дети рассказывают (большая, дружная, маленькая, хорошая, заботливая, крепкая, счастливая, веселая, трудолюбивая и т. д.)

Семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня. Сейчас, я хочу познакомить вас со стихотворением Я. Акима «Моя родня» .

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухне – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч – сестренке, конфета – Тишке.

А еще друг есть у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Как вы считаете, все ли персонажи, герои этого стихотворения являются членами одной семьи ? Все ли они родные, родня? (Не все являются членами одной семьи . Мама, папа, братишка, сестренка – это родня. Друг Сережка – не член семьи и не родственник , он друг. Щенок Тишка может считаться членом семьи , но он не человек, а животное, поэтому не является родней героя стихотворения.)

В : Дидактическая игра "Кто кому кем приходится".

Дети становятся в круг, воспитатель в центре. Воспитатель бросает одному из ребят мяч и задает вопрос, ребенок бросает мяч обратно воспитателю и отвечает.

1. Твоему папе (маме) он папа, а тебе?

2. Твоему папе жена, а тебе?

3. Папе он родной брат, а тебе?

4. Маме она родная сестра, а тебе?

5. Кто ты для бабушки?

6. Кто такие бабушка и дедушка?

7. Кто ты для своего папы?

8. Кто ты для своего братика?

9. Кто ты для своей сестры?

В : Молодцы, ребята. Вот как хорошо вы знаете своих родственников!

Народная мудрость гласит : «Не нужен клад, когда в семье лад » . Как вы понимаете её? В какой семье клад ? А в какой лад? Что такое «лад» ? (Умение ладить с собой и с людьми - это самое ценное качество в человеке.)

В. Есть много пословиц о семье .

«В семье , где лад, счастье дорогу не забывает» .

«В семье и каша гуще » .

«Вместе тесно, а врозь гуще» .

«Есть родня, есть возня» .

«Семья сильна , когда над ней крыша одна» .

«Вся семья вместе и душа на месте» .

«Русский человек без родни не живет» .

«Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют»

«Нет такого дружка, как родная матушка» .

«Семья ладом полна » .

«При солнышке тепло, при матери – добро» .

Ребята, о чем мы сегодня говорили? семье , о родственниках) .

Все вы молодцы! Слушая ваши рассказы, ваши голоса, я почувствовала с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным.

Семья - это важно !

Семья - это сложно !

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки» по лексической теме «Семья» Авторы: учителя-логопеды высшей квалификационной категории МАДОУ города Рязани «Детский сад №134» Нехаева Людмила Ивановна, Кожина Лилиана.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» Цели: Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью. Обобщить знание.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Моя семья» Образовательная область: Речевое развитие. Вид деятельности: непосредственно - образовательная Возрастная группа: подготовительная Тема:.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя семья» Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию Тема: «Моя семья» Цель: Уточнить и обобщить знания детей о семье, о.

Харитонова Елена Ивановна ГБС(К)ОУ школа - интернат посёлка Ильского Краснодарского края. Воспитатель Внеклассное занятие Тема: « Моя семья» Цель: продолжать формировать у учащихся представления о семье. Познакомить с понятием «полная» и «неполная» семья. Закрепить знания детей об обязанностях в семье. Коррекция памяти, мышления, внимания, воображения. Воспитывать доброе отношение и уважение ко всем членам семьи. Форма проведения: комплексное Оборудование: мяч, картинки, поговорки, план рассказа, плоскостной домик, цветная бумага и картон, кисточки, клей, салфетки. Ход:

    Организационный момент
2. Сообщение темы занятия через ребус: 7 Я ., Что означают эти значки? (цифра и буква) Назовите цифру, букву. Какое слово услышали? (семья). Кто догадался, о чём пойдет речь на сегодняшнем занятии? Давайте хором прочитаем тему занятия… 3. Актуализация знаний: Ребята, как вы думаете, что означает слово семья? (мама, папа…) - Правильно, а ещё можно сказать, что СЕМЬЯ ЭТО ГРУППА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ РОДСТВЕННИКАМИ И ПРОЖИВАЮТ ВМЕСТЕ. Повтори Витя… -Давайте все вместе повторим. – Сейчас я предлагаю вам выполнить задание у доски: найти лишнее слово в каждой строчке и подчеркнуть его, объясните свои действия. БРАТ, МАТЬ, СОСЕД …ОТЕЦ , КОШКА , БАБУШКА …ВНУК, ВНУЧКА, ДРУГ -Поднимите руку у кого есть семья. -Расскажите о своей семье по предложенному плану: А) СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК В СЕМЬЕ, ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВСЕХ ЧЛЕНОВ, НАЗЫВАЯ ИХ ПО ИМЕНАМ Б) КТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВОЙ СЕМЬИ В) КТО РАБОТАЕТ (КЕМ), УЧИТСЯ -Мы услышали рассказы о ваших семьях. – У всех ли они оказались одинаковыми? – Чем они отличаются друг от друга? (по количеству членов семьи, по возрасту) 4. Основная часть - Иногда семьи бывают «ПОЛНЫМИ», иногда «НЕПОЛНЫМИ». « ПОЛНАЯ СЕМЬЯ ЭТО КОГДА ЕСТЬ МАМА, ПАПА… НЕПОЛНАЯ - КОГДА КАКИХ - ТО ЧЛЕНОВ СЕМЬИ НЕТ.» -Рассмотрим картинку. – Как вы думаете, какая семья изображена? Объясните свой ответ (полная) – Правильно, иди, Света приклей табличку. Прочитай, что на ней написано. А какая у тебя семья? - Рассмотрим другую картинку. Из какой сказки эти герои? («РЕПКА») - Сосчитай, Максим, сколько членов в этой семье. - Являются ли животные членами семьи? – Какая это семья? (неполная) – Каких членов семьи не хватает, чтобы эту семью назвать полной? (мамы и папы) Какая семья у тебя? (спросить у остальных ребят) - Как вам кажется, в какой семье лучше жить? (добиваться полных ответов) -Любите ли вы членов своей семьи? Дружно ли вы живёте с ними? 4.1 Сейчас мы выясним это с помощью игры, которая называется «Погода в доме» -Как вы думаете, что обозначает это выражение? (настроение, отношение друг к другу, уважение, помощь…) - Обратите внимание на этот дом. В каждом из окошек живёт семья… - У каждого из вас есть значки для обозначения погоды - СОЛНЫШКО – ЯСНАЯ ПОГОДА, - ТУЧКА – ПАСМУРНАЯ, - ТУЧКА С ДОЖДИКОМ – ДОЖДЛИВАЯ.
- Подумайте и вставьте в своё окошко то обозначение погоды, которое соответствует атмосфере вашего дома. – Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы улучшить «погоду?» – От кого зависит «погода» в вашем доме? - Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете. «НЕ НУЖЕН И КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД», «ВСЯ СЕМЬЯ СМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ». Вывод: ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ВАШЕЙСЕМЬЕ, ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО ЧЛЕНИ СЕМЬЕИ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ВАС. (н – р: насколько вы уважаете друг друга, умеете ли уступать, говорить вежливые слова…) 4.2 Игра «Назови ласково» (с мячом, дети стоят в полукруге) БАБУШКА – БАБУЛЕНЬКА, БАБУЛЕЧКА… ДЕДУШКА - МАМА - ПАПА - БРАТ - СЕСТРА - - А как ласково называют вас ваши родители? (доченька, сыночек, по имени – Вовочка…) – Молодцы! Проходите на свои места, проверим, слушаетесь ли вы взрослых. 4.3 Игра «Запрещается – разрешается» - УВАЖАТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ И ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ … - ОБИЖАТЬ СВОИХ МАЛЕНЬКИХ БРАТЬЕВ И СЕСТЁР … - УХОДЯ ИЗ ДОМА, СКАЗАТЬ КУДА ПОШЕЛ И КОГДА ВЕРНЁШСЯ… - ШУМЕТЬ, КОГДА КТО – ЛИБО ОТДЫХАЕТ… – НАГРУБИТЬ БАБУШКЕ … – ПРИГОТОВИТЬ ПОДАРОК СВОИМИ РУКАМИ МАМЕ… - ГОВОРИТЬ ЛАСКОВЫЕ СЛОВА… - ОТДЫХАТЬ, КОГДА ВСЕ РАБОТАЮТ ПО ДОМУ … – СПРАШИВАТЬ РАЗРЕШЕНИЯ, КОГДА ХОЧЕШЬ ЧТО – ЛИБО ВЗЯТЬ.

4.4 - У каждого члена семьи должны быть свои обязанности по дому. Рассмотрим картинку: -Кто на ней изображён? (хором) -Какая это семья? - Чем заняты члены этой семьи? -Расскажите о ваших обязанностях в семье. – Чтение детьми стихотворений о труде Физминутка (имитация рабочих движений) - какой подарок самый лучший для ваших близких? (тот, который сделан своими руками) - На прошлом занятии мы с вами делали заготовки рамочек, в которые можно поставить фотографии вашей семьи. – Сегодня мы закончим эту работу – украсим цветочками нашу рамку, и вы сможете подарить их своим родным. – Вспомните правила безопасности при работе с клеем. Пальчиковая гимнастика - Самостоятельная творческая деятельность детей, помощь педагога нуждающимся детям 5. Закреление Воспитатель показывает картинку, - Какая семья изображена? (полная, неполная) -какая «погода» должна быть в семье (дети показывают солнышко) -как нужно обращаться к своим родным?(ласково, уважительно…) - у кого в семье должны быть обязанности по дому? (у всех) 6. Итог -Понравилось ли занятие? -Кто, по вашему мнению, был самый активный?

Конспект тематического занятия «Моя семья»

Цели: формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.

Оборудование: подготовленная презентация с семейными фотографиями(дети приносят фото заранее); подобранные загадки, презентация к заданию «Семейные обязанности»; рабочие листы «Мое генеалогическое дерево» (по кол-ву детей); цветные карандаши; компьютер, видеопроектор, экран, музыкальный центр; mp3 файл песня про семью.

Ход занятия:

Педагог. Здравствуйте дети.

Беседа «Семейная фотография». Сегодня мы с вами поговорим о семье. Но прежде всего, давайте договоримся о том, что такое семья, и разберемся, чем она отличается от других групп людей. Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья? (ответы детей).

Резюме психолога: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Педагог. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи- очень близкие друг друг люди. Они вместе живут и ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом. А вот каким словом, мы сейчас с вами отгадаем! (Педагог загадывает загадки)

«Загадки про семью»

Кто не в шутку, а в серьез

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь, конечно…..(папа)

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы храма,

Не ругая нас с братишкой.

Кто же это? Наша….(мама)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой… (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый…(дед)

Педагог. А еще есть такие слова: есть дочь и …(сын), есть братья и …(сестры). (Продолжают дети)

Педагог. Ребята, послушайте стихотворение.

Есть в доме любом семейный альбом.

Как в зеркале, мы отражаемся в нем.

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото –правдивы.

Хранится альбом в нашем доме, И снимки хранятся в альбоме.

Их много – и старых и новых-

У нас, у семейства…! (Н.Голь, Г.Григорьев)

Педагог. Я предлагаю вам внимательно посмотреть на семейную фотографию…(называется кто-то из детей или же ребенок вызывается сам. Педагог задает ребенку вопросы:

Кто изображен на фото?

Где ты? Где твоя мама, папа?

Что вы делаете?

Какое у вас настроение?

Педагог приглашает нескольких детей.

Задание «Семейные обязанности»

У каждой семьи, как у отдельного человека, есть свои потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды? Но ведь еда сама не появляется у вас в тарелке, да и тарелки сами не моются. И тем не менее, вы живете спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И эти «кто-то» - ваша семья. Сейчас об этом мы с вами и поговорим.

Я буду называть по порядку обязанности, а вы подумайте, кто выполняет их в вашей семье (ответы детей). (Педагог показывает презентацию «Семейные обязанности»).

Эти обязанности пока выполняют старшие члены вашей семьи. Но когда вы подрастете, вы научитесь все это делать самостоятельно.

Педагог. А теперь немного отдохнем. Встали все, внимательно слушаем вопрос, отвечаем на него и выполняем движение головой.

Рисунок «Мое генеалогическое дерево»

(Педагог показывает рисунок на котором изображено генеалогическое дерево).

Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно по правилам:

  1. На вершине дерева найдите ячейку. Нарисуйте себя.
  2. В ячейках, которые находятся справа и слева, нарисуйте своих родителей.
  3. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками.

(Выполнение задания детьми)

Педагог. Завершить нашу встречу хочу стихотворением

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Приложение.

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО

Галина Купленская
Конспект занятия по программе «Возвращение в кровную семью. Моя семья» с воспитанниками детского дома 7–15 лет

Краевое государственное казённое учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом №27

Конспект открытого занятия

по программе «Возвращение в кровную семью »

«Моя семья » с воспитанниками детского дома

Подготовила : Купленская Г. Н. ,

социальный педагог Службы по профилактике социального сиротства

Р. п. Солнечный

Конспект открытого занятия на тему : «Моя семья » для детей 7-15лет

Цель : формирование позитивного образа семьи .

Задачи :

Расширить представление о семье , формировать понятия мой дом, моя семья ;

Развивать речь, внимание, логическое мышление;

-воспитывать уважение к членам семьи , к своему прошлому, умение работать в группах.

Форма : развивающее занятие

Методы и приемы :

-словесные методы : объяснение, беседа, рассказ;

-практические методы : упражнение;

-игровые методы : загадывание и отгадывание загадок;

Метод похвалы;

Наглядные методы и приёмы : показ иллюстраций, выполнение рисунков.

Подготовка к занятию :

-предварительная работа : индивидуальные и коллективные беседы с детьми о семье , занятиях членов семьи , рассматривание фотографий и иллюстраций, разучивание пословиц и стихотворений, изготовление заготовок для практической работы.

Материально-техническое оснащение занятия :

-демонстрационный материал : мультимедийная презентация.

-раздаточный материал : конверт с заданиями, вагончики, альбом, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

I. Организационный момент с целью эмоционально-психологического настроя детей.

Педагог : Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии . Вы тоже поприветствуйте друг друга кивком головы и улыбкой.

А сейчас я загадаю вам загадки, после того как вы их разгадаете, ответьте какова будет тема нашего занятия .

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная… (Мамочка)

Педагог : Молодцы, ребята, правильно! (слайд № 1)

Педагог : Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы? (сын, дочь)

Педагог : Как мама называет тебя ласково?

Педагог : Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку :

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно… (Папа) (слайд № 2)

Педагог : Кто ты для папы? (сын, дочь)

Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку :

Всё хозяйство : лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит… (бабушка) (слайд № 3)

Педагог : Молодцы, ребята, правильно!

Кто ты для бабушки? (внук внучка)

Педагог : А вот ещё загадка :

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый… (Дедушка) (слайд № 4)

Кто ты для дедушки? (внук, внучка)

II. Сообщение темы и цели. Объяснение темы (слайд № 5)

Педагог : Как всех вышеперечисленных людей назвать одним словом? (Семья )

Так о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии ?

Педагог : Именно о семье , её членах, о доброжелательном отношении друг другу и пойдёт речь на нашем занятии . Расскажите о своей семье .

Педагог : Вы любите своих близких? Почему? (потому что они добрые, ласковые, заботливые, нежные, любимые, хорошие)

Педагог : Как о вас заботится мама? (ответы детей)

Педагог : Как вы заботитесь о маме? (ответы детей)

Педагог : Как вы заботитесь друг о друге? (ответы детей)

1. Задание «Выбери нужное, убери лишнее»

Педагог : У каждого есть семья . Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы семья была дружная , крепкая, счастливая. А что её может сделать такой? Мы ответим на этот вопрос, выполнив следующее задание.

Перед вами конверт, выберите из него личностные качества человека, от которых зависит благоприятный психологический климат в семье .

Самостоятельная работа. Дети зачитывают ответы.

Педагог : Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

2. Ситуации (Слайд № 6)

Педагог : Посмотрите внимательно на экран, что-то случилось в этой семье , они грустные. Как вы думаете, что могло произойти? (ответы детей)

Педагог : Как можно помирить тех, кто поссорился?

Обыгрывание ситуации.

Сестра просит прощения у брата, что долго не отдавала его игрушку. Но он так рассержен, что даже не хочешь с ней разговаривать.

Чтобы жить без ссор нужно прислушиваться друг кругу, уступать, договариваться между собой, но если ссора всё-таки произошла не затягивать, не держать обиду, а вовремя попросить прощение.

Педагог : Главное, чтобы в семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь друг к другу.

III. Физ. минутка :

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья !

3. Продолжение работы. Задание «Собери пословицу»

Педагог : Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете ? Как вы понимаете их смысл?

Педагог : Ребята, я очень спешила на занятие и уронила конверт с пословицами. К сожалению, все слова перепутались. Ваша задача за 2 минуты собрать пословицы.

Педагог : Давайте проверим, какие пословицы вы собрали.

IV. Практическая работа : «Рисунок семьи »

Педагог : А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать свою семью , делать это каждый из вас будет в вагончике. Приступайте.

Педагог : Посмотрите, какие интересные вагончики у нас получились. Давайте соберём из них один большой и дружный состав. Мы - одна большая дружная семья .

V. Рефлексия. Оценка деятельности детей.

Педагог : Сегодня мы с вами говорили о семье .

Что вам запомнилось? Что понравилось на занятии ? Что не понравилось?

(Похвалить каждого ребенка в отдельности)

Педагог : Самое главное в жизни человека - это семья , душевный покой, взаимопонимание и чувство защищенности в отношениях между родными людьми.

Педагог : Я с вами не прощаюсь, а говорю вам до новых встреч. Спасибо всем за работу.

Использованная литература :

1. Степанов В. А. Русские пословицы и поговорки от А до Я : словарь-игра : книга для детей, учителей и родителей.: Для детей среднего возраста 9-14 / .– М.: АСТ-Пресс, 1999.– 240 с.: ил. – (Занимательные уроки)

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы и др.

3. О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада .

4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка – М.: ООО "Издательство Оникс", 2010.

5. Детские стихи http://www.vampodarok.com/stihi.php?cat=2012

на тему «Моя семья»

Средняя группа «А»

Цель: формировать у детей понятие «семья», закреплять первоначальные представления о родственных отношениях в семье .

Развивать у детей стремление быть полноправным членом семьи и иметь свои обязанности.

Воспитывать чувство любви, внимания и заботы ко всем членам семьи.

Оборудование: фотоальбом «Моя семья», картина с изображением семьи, грамзапись песен о маме, папе, бабушке.

Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий детей, беседа по их содержанию, оформление фотоальбома «Моя семья», индивидуальные беседы с детьми о членах семьи, заучивание имени и отчества родителей, чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

Словарная работа : семья, член семьи, сын, дочь, брат, сестра, семейный альбом.

Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстрации, решение проблемной ситуации, дидактическое упражнение.

Последующая работа: рассматривание семейных фотографий и пополнение семейного альбома, беседы о семейных традициях и отношениях взрослых и детей, чтение стихотворений о маме и бабушке, знакомство с поговорками о матери.

Ход занятия:

1. Дети сидят полукругом. Воспитатель обращает внимание на то, что у него в руках альбом.

Как называется этот альбом? («Моя семья»)

А что такое семья?

Правильно, дети, их родители, бабушки и дедушки все вместе – это одна …семья.

Семьи бывают разные: большие и маленькие. Если в семье только мама, папа и ребенок – это маленькая семья, а если есть еще сестра, брат, бабушка и дедушка, то это уже семья большая. Бывает так, что дедушка и бабушка есть, но они живут отдельно, своей семьей. У каждого из вас есть своя семья.

Сколько человек в твоей семье? Назови их. (отвечает несколько человек).

Кем ты приходишься соей маме, дедушке, кем приходится ему твоя сестричка?

Как называет твоя мама твою бабушку?

Мама и папа являются для дедушки и бабушки дочерью и сыном.

2. Воспитатель ставит на доску картину с изображением семьи.

Дети, на этой картине нарисована семья. Как вы думаете, она большая или маленькая? Почему? (назвать всех членов семьи).

Что делают все члены семьи? (Семья отдыхает)

Как должны относиться друг к другу все члены семьи?

(В семье все любят друг друга, старшие заботятся о младших, младшие должны помогать старшим. У каждого есть свои обязанности: мама готовит, наводит порядок, стирает; папа - ремонтирует, выполняет тяжелую работу.)

Что вы можете делать по дому, чтобы помочь взрослым?

(Накрывать на стол, убирать посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате и складывать игрушки, самостоятельно одеваться и складывать одежду.)

Почему родителям надо помогать?

(У взрослых много дел по дому и им будет приятно, если дети им будут помогать)

3. Чтение проблемной ситуации «Прогулка»

«Один мальчик пошел с папой погулять. Им было весело, и они оба остались довольны прогулкой. Когда они возвратились домой, то увидели, что у мамы грустное выражение лица».

Почему мама была грустной? Как должны были поступить мальчик и его папа?

4. Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает. (Руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает. (Приседания)

Повороты вправо-влево (Повороты всем корпусом)

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой (Бег на месте)

И качаю головой. (Наклоны головой в стороны)

5. – Дети, одна девочка сочинила про свою семью стихотворение:

Бабушка и дедушка,

Мама и папа,

Брат и я –

Вместе дружная семья.

Придумайте и вы похожее стихотворение о своей семье. (отвечает несколько детей).

6. Игра «Назови ласково»

(мама – мамочка, папа – папочка, брат – братик, сестра – сестричка и т. п.)

Называете ли вы друг друга в своей семье ласково?

А зачем люди называют друг друга ласково?

7. - Сегодня мы с вами говорили о семье. Для каждого человека он сам и его семья - самое дорогое, что есть на свете. В семье все нужны друг другу. Об этом есть много стихов и песен и сейчас мы послушаем некоторые из них (включается грамзапись).