Конспект занятия рисование моя семья. Конспект занятия в национальной средней группе на тему Моя семья. НОД Познание «Моя семья»

Семья - это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьёй. Если ребенок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Но я с этим мнением не согласно, так как в семье не дают углубленного представления о семье.

Диалог имеет фундаментальное значение, когда речь идет об укреплении связей и поддержании отношений доверия и привязанности к вашим детям. Это заставляет их чувствовать себя в безопасности и ценить, и является важным средством коммуникации и передачи ценностей. Однако часто нехватка времени, усталости или ежедневных забот означает, что мы не используем возможности, которые они предоставляют, чтобы лучше узнать детей и поделиться своими страхами и переживаниями. Мы даем вам десять ключей для того, чтобы достичь гибкого общения с вашими детьми.

Современное общество нуждается в востановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведённых философами, социологами,социальнми психологами и педагогами последные годы, вызывают тревогу: всё чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваютсякрайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только не полных, но и неблагополучных семей.

В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребёнка. Дошкольное образовательное учруждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.(инициатива)

НОД Познание «Моя семья»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье»

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная.

Задачи :

  1. уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родные;
  2. формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребёнка;
  3. совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье,
  4. развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление,
  5. воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Задание: перечисли всех членов семьи, которых ты видишь на картинках «Семья». Скажи, кто старше, кем работают, чем увлекаются, как проводят свободное время и т.д.

Дети показывают фотографии своей семьи, называют членов семьи и рассказывают небольшой рассказ из своей жизни.


3. Игра «Скажи наоборот».

Дедушка старше, а папа …(моложе).

Мама моложе, а бабушка (старше).

Папа выше, а мама …(ниже).

Папа большой, а сын... (маленький).

4. Беседа.

Воспитатель объясняет, что бабушка - это папина мама или мамина мама; дедушка - это папин папа или мамин папа; ребёнок (мальчик) для папы и мамы - это сын, девочка для родителей - дочь; мальчик для сестры - брат; девочка для брата - сестра.

Воспитатель показывает картину с изображением семьи и просит показать: брата, сестру, папину маму, папиного папу, дочь, сына.

5. Чтение стихотворений о маме и бабушке.

Так уютно в доме нашем,

Потому что есть ты, мама.

Вкусный суп у нас и каша

Ведь варила ты, их мама.

Буду у тебя учиться

я заботам и старанью.

Буду я, как ты, трудиться,

Подыматься утром рано. (Г.Гумер.)

  • О ком стихотворение?
  • Что делает мама?
  • Почему вы любите своих мам?

С бабушкой мы буквы

В книжке разбираем,

С ней играем куклы,

В классики играем.

Важные секреты

Шепчем ей на ушко,

Потому что бабушка -

Лучшая подружка. (С.Погореловский)

  • О ком стихотворение?
  • Что делает бабушка?
  • Почему вы любите своих бабушек?

6.Физминутка .

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

7. Рефлексия. Дети рисуют портрет членов семьи цветными карандашами

8. Заполните это дерево фотографиями своей семьи с родителями.



Литература:

  • Е.К. Ривина. Знакомим дошкольников с семьей и родословной.
  • Ю.Кутлугильдина. Л.Кучина. Семья.
  • Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева. Комплексные занятия.

Абдуразакова Асият Шарапудиновна, воспитатель первой категории МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Снежинка», ХМАО Тюменской области. Являюсь: участником Всероссийской научно-практической конференции «Начальное образование: опыт, проблемы, перспективы», 2011г.(г.Стерлитамак); участником Всероссийской научно-практической конференции «Шолоховские чтения – 2011» СФ ГОУ ВПО МГГУ им.М.А.Шолохова. Педагогический стаж 11 лет.

Конспект занятия на т ем у : «Моя семья» (средняя группа)

Программное содержание:

Образовательные :

Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:

Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;

закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Развивающие :

Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;

Развитие мелкой моторики;

Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении;

Введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия;

Развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе;

Развитие детского творчества.

Воспитательные :

Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку;

Воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Оборудование: мяч, корзинка.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание рисунков.

Дидактическое обеспечение : Семейные фотографии детей, иллюстрации к сказкам.

Активизация словаря : Семья, забота, обязанности, члены семьи.

Предварительная работа :

Рассматривание с детьми семейных фотографий;

Наблюдение и запоминание, какие обязанности. Какую работу выполняю дома члены семьи;

Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей;

Чтение художественной литературы о семье: сказок «Три медведя», «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»;

Дети с родителями рисуют рисунки на тему «Моя семья»;

Беседы с родителями детей;

Привлечение родителей к участию в изобразительной деятельности ребенка;

Разучивание пальчиковой игры «Кто приехал?».

Использованная литература :

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы и др.

О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение :

Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нем

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете, что такое семья?

Ребенок 1 : Семья – это мама, папа, брат и я.

Ребенок 2 : Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой.

Воспитатель : Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

Ребенок 1 : Мою маму зовут Миляуша Расиховна. Она работает в больнице врачом. Папу зовут Рамиль Альбертович, он тоже врач.

Ребенок 2 : Мою маму зовут Юлия Михайловна. Она учитель. Папа – Игорь Дмитриевич. Он работает строителем.

Воспитатель: У кого есть братья и сестры?

Ребенок 1 : У меня есть брат. Его зовут Алмаз.

Ребенок 2 : А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.

Ребенок 3 : У меня есть старшая сестра — Эвелина.

Воспитатель : Дружно ли вы живете?

Ребенок 1 : Мы всегда дружим.

Ребенок 2 : А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.

Воспитатель : Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?

Ребенок 1 : Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.

Ребенок 2 : А я мою бутылочку и соску.

Воспитатель : Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.

Воспитатель : А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю,

У нее морщинок много-

И на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

О ком эти строки?

Д ети : Про бабушку. А бабушка и дедушка — это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.

Воспитатель : У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?

Ребенок 1 : Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в цирк.

Ребенок 2 : Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.

Ребенок 3 : А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела.

Ребенок 4 : А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.

Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.

Ребенок 1 : Надо позвонить!

Ребенок 2 : Надо приехать к ним в гости!

Воспитатель : Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?

Дети говорят : Семья!

Воспитатель : Молодцы! Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про Красную Шапочку, где внучка пошла навестить свою больную бабушку и понесла ей гостинцы. Но по дороге встретила волка… а что было дальше?

Дети : Волк съел бабушку и внучку.

Воспитатель : Правильно! Если б девочка знала, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми и говорить свой домашний адрес или адрес близких людей, то все бы были живы и здоровы.

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

Воспитатель : А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.

Например, ходит на работу — …Кто?

Ребенок договаривает : Мама и папа

Воспитатель : Учит уроки – …

Ребенок : Сестра, брат.

Воспитатель : Моет посуду – …

Ребенок : Мама и бабушка.

Воспитатель : Мастерит – …

Ребенок : Папа, старший брат, дедушка.

Воспитатель : Ходит в магазин за покупками — …

Ребенок : Бабушка, мама, папа.

Воспитатель : Убирает в доме – …

Ринат: Мама, сестра, бабушка.

Воспитатель : А теперь, давайте встанем и поиграем пальчиками.

Физкультурная минутка. Пальчиковая игра «Кто приехал?».

Дети выполняют все движения по показу воспитателя.

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

Кто приехал? (большими пальцами «хлопают»)

Мы, мы, мы (4-мя пальцами, кроме больших)

Мама, мама, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (указательными пальцами)

Папа, папа, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (средними пальцами)

Братец, братец, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (безымянными пальцами)

Ах, сестричка, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (мизинцами)

Все мы вместе, да, да, да! (всеми пальцами)

Воспитатель: Молодцы! Детки, давайте встанем кругом. (дети встают кругом по середине группы) Ой, посмотрите какая красивая корзинка! (берет и показывает корзинку). Это не простая корзина, а волшебная. А теперь давайте распределим обязанности в семье. Кому на ладошку поставлю корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые дома делает вся семья. Договорились?

Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»

Воспитатель : Зиля, папа что делает?

Зиля : Зарабатывает деньги, делает ремонт.

Воспитатель : Карим, мама что делает?

Карим : Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит.

Воспитатель : Илана, сын что делает?

Илана : Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.

Воспитатель : Альберт, дочь что делает?

Альберт : Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.

Воспитатель : Алия, бабушка что делает?

Алия : Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками.

Воспитатель : Егор, дедушка что делает?

Егор : Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.

Воспитатель : Хорошо! Ребятки, давайте присядем на коврик. (садятся на ковер). Вы очень много рассказали о своей семье. А какая она у вас: большая, веселая?

Игра «Какая у вас семья?»

Дети поднимают руку и отвечают:

Дети : Большая, дружная, маленькая, заботливая, хорошая, крепкая, счастливая.

Воспитатель : Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?

Ребенок 1 : Не обижать младших братьев и сестер.

Ребенок 2 : Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.

Ребенок 3 : Дарить подарки, любить друг друга.

Ребенок 4 : Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.

Воспитатель : Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями.

Звучит песня «Моя семья» уз. А. Ермолова, сл. А.Бочковской . Все дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».