Воспитание детей в современном мире. О наших ошибках

В наше время большое внимание уделяется воспитанию детей. Открывается большое количество различных школ, которые направлены на развитие ребенка во всестороннем порядке. Каждая школа старается найти индивидуальный подход в воспитании и развитии детей. Очень изменилось отношение к детям, по сравнению с прошлым столетием. Психологи рекомендуют:

1. Воспринимать ребенка как личность.
2. Выделять больше времени на общение с ребенком.
3. Развивать способности ребенка в раннем возрасте.

Чем можно увлечь ребенка на отдыхе?

На данный момент есть большое разнообразие игрушек для детей. Есть выбор на любой вкус.

В магазине можно купить ребенку любую игру для его развития. Родители могут приобрести пособие по развитию и воспитанию ребенка в раннем возрасте. Можно воспользоваться советами специалистов, которые рассказывают, чем можно занять детей на отдыхе или как разнообразить каждодневную жизнь ребенка.

В наше время родители много делают усилий чтобы воспитать и развить способности своего ребенка.

Темная сторона в воспитании детей в нынешнем мире.

Среди всего обилия и разнообразия методов в воспитании детей существует и не очень хорошая сторона этого вопроса. Все чаще дети в наше время ощущают скуку. И, главное, что из этих тоскливых детей, которые не умеют получать радость от жизни, вырастают такие же взрослые люди. Они тоже постоянно скучают и ждут, что кто-то им подарит радость в жизни и восхищение чем-то прекрасным.

Из-за чего возникает такая проблема?

Этому сопутствуют некоторые факты в наше время. Один из факторов то, что развивающиеся игры, которых в наше время огромное количество, препятствуют развитию фантазии у ребенка. Ему уже не надо фантазировать и выдумывать что-то, все уже есть готовое. Ребенку нет смысла проявлять свою фантазию, когда все уже предоставляется само.

Еще один фактор, который сопутствует этой проблеме, — у детей забрали детство. У нынешних детей меньше детства, чем у детей, которые были в прошлые века. У ребенка главным занятием должна быть игра.

Через нее он приобретает опыт общения со своими сверстниками и учиться контролировать свои эмоции.

Игра готовит постепенно ребенка, чтобы он мог войти во взрослую жизнь. Конечно, развитие ребенка в раннем возрасте очень полезно и надо, но это только в том случае, если он не удаляет игру из его жизни.

Когда развитие ребенка происходит через игру, оно не должно удалять из игры ту деятельность, которая направляет ребенка чтобы он познавал мир.

Постепенно дети начинают привыкать к тому, что им не нужно придумывать чем заняться и им не требуется узнавать и исследовать окружающий мир.

Родители, воспитатели и учителя стараются из всех сил заполнить жизнь ребенка во всех направлениях.

Дети, которые живут в современном обществе, нуждаются в том, чтобы их кто-то развлекал. Радоваться жизни самостоятельно они не умеют. Чем больше ребенок взрослеет, тем сильнее он нуждается чтобы кто-то помог ему получить положительные эмоции в жизни. Во взрослую жизнь эти дети приходят людьми, которые не испытывают особого вкуса к жизни.

В рамках широкомасштабного исследования, которое проводилось на довольно широкой выборке более чем из 7тыс. юношей и девушек старших классов различных регионов России Реан Артур Александрович (доктор психологических наук, профессор, председатель Научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства) и его коллеги выясняли каковы реальные ценности молодежи в отношении семьи.
На Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире» (13-15 апреля, Санкт-Петербург) состоялся доклад Реана Артура Александровича. Вашему вниманию коротко будут представлены тезисы этого доклада и некоторые интересные цифры, а также ссылка на видеоролик в котором вы сможете сами ознакомиться с этом докладом подробнее.
Выборка была репрезентативной по всем основным параметрам. Возрастной состав выборки: 14 лет – 0, 4%, 15 лет – 9, 1%, 16 лет – 49, 9%, 17 лет – 37, 5%, 18 лет – 2, 3%, старше – 0, 8%. Характеристика выборки по классам обучения: десятый класс – 57% одиннадцатый класс – 43%. Состав выборки по полу: женский – 57, 9%, мужской – 42, 1%. Характеристика выборки по составу семьи: мать, двое детей – 6, 5%, мать, один ребенок – 11, 3%, мать, трое и больше детей – 2%, отец, двое детей – 0, 4%, отец, один ребенок – 0, 9%, отец, трое и более детей – 0, 6%, отец, мать, двое детей – 41, 5%, отец, мать, один ребенок – 22, 5%, отец, мать, трое детей – 14, 3%.
Подробные результаты исследования опубликованы в статье (), некоторые тезисы которой приведены ниже.
Не секрет, что в современной России наблюдается большое количество разводов, причем значительная их часть приходится на первые годы брака, когда супруги находятся в возрасте 25–29 лет. По данным Росстата, с 2010 года число разводов относительно заключенных браков неизменно превышает цифру в 50%. Так, в 2010 году эта цифра составляла 52, 6%, в 2011 – 50, 9%, в 2012 – 53, 1%, в 2013 – 54, 5%, в 2014 – 56, 5% (Росстат, Россия …, 2015).
Однако, как показало исследование, в структуре жизненных ценностей молодежи семья по-прежнему занимает первое место. Семья неизменно входит в тройку наиболее важных ценностей молодежи, а в ряде экспериментов выяснилось, что она занимает собственно первое место. Так, например, исследования В.Е. Семенова показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются: семья, друзья, здоровье. Далее следуют: интересная работа, деньги, справедливость. Замыкает семерку главных жизненных ценностей – вера (Семенов, 2007). Еще в одном исследовании при опросе молодежи, 83% респондентов, отвечая на вопрос, каким бы они хотели видеть себя через несколько лет, выбрали вариант ответа: «человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети» (Кухтевич, 1997).
Ведущими ценностями в своей жизни респонденты назвали следующие: «семья», «любовь», «здоровье». Это доминирующая тройка. Причем, даже внутри нее «семья» занимает лидирующее положение, с большим отрывом от двух других. «Семью», как наиболее значимую ценность, выбрали 72, 5% опрошенных. В то время как занимающую второе место «любовь» – 58, 4%, а находящуюся на третьем месте ценность «здоровье» – 52, 4%. В пятерку наиболее значимых вошли также такие ценности, как «друзья» (43, 6%) и «успех» (36, 1%). Другие ценности: «деньги», «карьера», «признание», «работа» по числу выборов остались за пределами первой пятерки.
Таким образом, эти данные, четко фиксирующие приоритетное значение семьи в структуре жизненных ценностей молодежи, опровергают часто озвучиваемое, а иногда и агрессивно навязываемое мнение о том, что семья это – анахронизм и у этого института нет будущего. Однако возникает резонный вопрос: почему при таком высоком значении «семьи» в структуре ценностей молодежи, все-таки столь высок процент разводов в стране? И особенно среди молодежи, в первые годы брака. К обсуждению этого вопроса удобнее всего обратиться сейчас в следующем контексте.
Как показало наше исследование, абсолютное большинство молодежи полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи, путем обучения семейным ценностям. Так считают 66% респондентов. Только 15% опрошенных полагают, что этого делать не надо, а еще 19% – затруднились с ответом. Эти данные внушают оптимизм. Потому что, если человек хочет, чтобы его чему-то обучали, то это недвусмысленно свидетельствует о его интересе к предмету и теме обучения.
Но молодежь считает это обучение не может и не должно сводиться к прямому предметному обучению в школе. Учит основам семейной жизни, способствует привитию семейных ценностей, в первую очередь, сама семья, в которой человек растет и социализируется. Не случайно, поэтому, с позиций психологии, семью можно называть моделью основного жизненного тренинга. Именно уклад семьи, господствующие в ней ценности, социальные позиции и установки, система взаимоотношений между членами семьи – это то, что обучает и готовит к будущей семейной жизни.
«Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?» спросили мы респондентов в нашем исследовании (А.А. Реан). Только 42% из них ответили, что да, хотели бы. Строго отрицательно ответили на этот вопрос 34%, а еще 24% – выразили сомнение, затруднившись с ответом. То есть, для 58% молодежи их нынешняя родительская семья не является ориентиром и образцом. Это реальная проблема. Возможно, именно она является одной из причин неготовности молодежи к браку и высокой статистики разводов в первые годы супружества. Ведь если семья не является ориентиром и образцом, то где взять эти ориентиры, где научиться поведенческим образцам жизни в семье, как приобрести столь необходимые поведенческие умения и навыки?
Большой интерес представляет вопрос: кто из членов семьи наиболее повлиял на респондентов в процессе их взросления, кто оказал наибольшее влияние на их становление. Мать назвали 57, 5% опрошенных, а отца – только 23, 7%. Остальные члены семьи – дедушка, бабушка, старший брат/сестра – получили незначительное количество
Реан А.А. отмечает: «Высокое влияние матери на становление личности – факт, безусловно, отрадный. Однако настораживает, что отцы проигрывают со слишком большим «счетом». Психологически это, вероятно, объясняется большей эмоциональной близостью матери к детям. Но, также возможно, что определенную роль здесь играет элементарный временной фактор. Отцы, как правило, проводят с детьми значительно меньше времени, чем матери. В современных условиях многие из них подрабатывают на второй работе. Более того, как нам говорили в ходе выборочных интервью, многие отцы работают вахтовым методом, уезжая на две недели каждый месяц в другие города и регионы».
В ходе исследования А.А. Реана, был получен список НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, которыми старшеклассники описывают своих родителей. Эти обобщенные портреты матери и отца оказались полностью, АБСОЛЮТНО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ. То есть, они не содержали ни одной негативной характеристики. Хотя, естественно, материнский и отцовский портреты отличались друг от друга конкретными качествами. Общие качества, которые одинаково часто употребляются в описаниях как отца, так и матери это: добрый, надежный, заботливый, ответственный, семейственный, умный.
С интересом можно посмотреть и на анти-топ качеств. Это те качества, которые не характерны для представлений старшеклассников о своих родителях, качества, которые реже всего упоминаются в родительских портретах. Для отца, например, такими не характерными качествами, по мнению респондентов, являются: завистливый, глупый, трусливый, бездушный, лживый. А для матери в анти-топ качеств входят: глупая, бездушная, завистливая, неблагодарная, лживая. Список, как видим, похож. Все эти качества в обоих случаях, и относительно отца, и относительно матери, упоминаются в описаниях реже всего. Однако в относительном выражении эти негативные качества в случае с отцом имеют больший вес, чем в случае с матерью.
Так, например, дескриптор «глупый», входящий в анти- топ самой непопулярной пятерки качеств, в портрете матери имеет вес 2%, а в портрете отца – 5%. Дескриптор «лживый» в портрете матери имеет вес 2%, а в портрете отца – 6%. Такое же соотношение по характеристике «бездушный» – вес 2% в портрете матери, против 6% в портрете отца. С сожалением мы вновь должны констатировать, что отцы опять «проигрывают» матерям.
Автор статьи справедливо задается вопросом: «Почему респонденты чаще видят негативные качества именно у отцов? Отцы в самом деле хуже (пусть и в небольших пределах 5–6%)? Или дети предъявляют им более жесткие требования, задают более высокие стандарты? Или с отцами чаще складываются более негативные и менее доверительные отношения?»
Ответы на эти вопросы, очевидно, могут оказаться различными в каждом конкретном случае, в каждой конкретной семье. Однако уже сейчас ясно, что практической психологии семьи и детства, психологии семейного консультирования важно обратить особое внимание на проблему отцовства. А затем поспособствовать привлечению к вопросам отцовства внимания всего общества.
Ссылка на видеоролик в котором вы сможете сами ознакомиться с этом докладом подробнее.

Двадцатый век недаром нарекли веком общения. Давайте попробуем подсчитать, со сколькими людьми в обычный день мы вступаем в контакт. Считаем не только близких и знакомых, но и тех, кто просто посмотрел на нас на улице, в метро, на автобусной остановке, в кафе и т.д. Подсчитали? Ну вот, теперь даже после такого доморощенного социологического исследования нам сразу станет ясно, почему наш век назван – веком общения. Современный городской житель в течение года вступает в контакт в несколько миллионов контактов с различными людьми и от того, насколько они удачны, в какой мере обучен этому искусству, зависит его здоровье, счастье, карьерный рост. Ведь известно, что даже при «легком» неудачном общении человек выведен из равновесия, да просто «болен» от 34 до 36 часов. А если такие контакты наслаиваются один на другой? Сможет ли наша душа «переварить» этот страшный «слоеный пирог» . И не от этого ли «несварения» так много сейчас нервнорасстроенных людей, которые к тому же не обучены даже сдерживать, свои эмоции. Появился медицинский термин – «инфарктогенная личность» . Это тот человек, который, если мы будем с ним очень часто общаться, сделает наше сердце больным. Неужели перед нами злодей? Да нет! Просто обыкновенный, невоспитанный человек-жертва таких же невоспитанных людей, сеющих вокруг себя зло, - и сам утопающий в неприятностях. А все из-за того, что он просто не знает, что существуют, такие науки как: этикет - правила поведения, искусство общения, этика и эстетика.

Эти правила учат нас точно направленным к цели действиям, предостерегают от возможных недоразумений, неприятностей, бессмысленных и грубых поступков, необузданной и некрасивой речи.

Люди грубые, с ограниченным кругозором считают воспитанность «китайскими церемониями» , это они говорят своим детям об элементарной вежливости как о «ненужных условностях» , а это огромная ошибка. Какими вырастут эти дети, я думаю нетрудно догадаться. «Все начинается с детства» - ведь именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы станет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.

К сожалению, перед современным поколением, которое вступает в непростую, а порой сложную современную жизнь есть очень много зла: лень, невежество, эмоциональное бескультурье, эгоизм, преобладание над высоким чувство долга, эстетическая убогость в разговорной речи.

Трудно вспомнить время, когда поборники культуры и красоты речи не сетовали на их современный упадок. Бытовая речь все больше и больше упрощалась, уходя от народной и литературной, а официальная речь в газетах и журналах, по радио и телевидению выхолащивалась до полной стерильности, успешно и намеренно сведению к нулю не только красоту ее формы, но и реальной информативности содержания.

Что же впитывает в себя ребенок, сидя перед экраном телевизора? Зачастую любимыми детскими фильмами становятся не детские передачи, не детские фильмы – сказки, не старые добрые мультики, а зарубежные боевики, ужастики, мультфильмы напичканные черным юмором, насилием и словами, засоряющими чистую речь ребенка. Соглашусь, что есть прекрасные и интересные мультфильмы зарубежных производителей, которые учат доброте, умению оказывать помощь другу в беде, отзывчивости, стремлении совершать хорошие поступки и не засорять свою речь мерзкими, а порой не понимающий смысл многих слов. Ребенок восхищается своим анимационным или из какого-нибудь фильма кумиром и старается во всем ему подражать (хорошо если это будет положительный герой) . Велика воспитательная роль не только фильмов, но и монологов и диалогов. Существует сравнение: телевизор – это тоже мусоропровод, только выход его прямо в нашей квартире. Замечу, что мусор-нравственный, интеллектуальный и эмоциональный-попадает непосредственно в души, причем в первую очередь в детские. Средства массовой информации – воспитатель искусный и ловкий. Они не читают нудных моралей, не заставляют проявлять волю, преодолевать себя, а проникают в душу через развлечения и игру, влияют авторитетом всеобщности и публичности (человек, говорящий с экрана, автоматически приобретает более высокую значимость) . К тому же, одновременно охватываются огромные массы людей, порождая у них единое настроение, создавая общую обстановку.

Особенность детского восприятия слова состоит в том, что ребенок абсолютно верит в то, что ему говорят. Недаром сознание ребенка сравнивают с чистым листом бумаги, на котором мы, взрослые, наносим различные знаки. Не только знаки любви и доброты, но также знаки зла и недоверия. Наши дети растут, входят во взрослый мир, все видят и слышат, и некоторым детям это совсем не нравится. Ведь дети у нас очень развитые, остроумные и чуткие ко всему, что происходит вокруг них как электронная техника. Они часто протестуют против нашего ханжества и бессмыслицы, суеты и подмены ценностей. Причины этого в приобретении речи функций сокращенной информации, в ритме современной жизни, в ее телеграфном стиле. Почти никто из нас не говорит сегодня языком героев классической литературы. Почти. Но есть люди, для которых естественно говорить таким языком, не стесняясь его длиннот и его некоторой несовременности. В их устах язык обладает чувством собственного достоинства. А мы дожили до того, что слыша такую речь, испытываем потрясение, давно забытое удовольствие и стыд того, как говорим мы сами.

Мы не довольны, как говорят наши дети? А сами – то мы как говорим? Зачастую, приблизительно пересказываем увиденные фильмы, рассказываем истории, однообразно излагаем события, происходящее на работе, порой бессмысленно разговариваем по телефону! А дети все это слышат и впитывают в себя как губка. Как часто, мы взрослые, читаем нашим детям книги? Хотя мы читаем все меньше и меньше, книга все же продолжает оставаться одним из важнейших воспитателей человечества в целом. Источником морально-психологического и идейного воспитания является автор. Даже разделенный от читателей годами и веками, иным строем жизни и иной культурой, художник продолжать транслировать через текст свои нравственные предпочтения. Воспитание чтением оказывает не меньшее значение на растущего человека, чем ставшие ныне распространенные аудиовизуальные формы - телевидение и кино. Заставляет его совершенствовать более интенсивную внутреннюю работу, позволяет самостоятельно размышлять над ценностными моментами, будит способность образного представления. Нравоучительная и приключенческая, сказочная и реалистическая литература формирует богатство внутреннего мира, без которого человек в любом возрасте остается примитивным одномерным существом. Классические произведения нужно воспринимать как образец идеала русской литературы, ведь они прошил испытания десятилетиями, а некоторые даже веками, продолжая радовать, восхищать и многому учить, и детей, и взрослых.

А как часто мы рассказываем нашим детям сказки? Прочитать сказку это одно, а придумать и рассказать это совсем другое, так мы еще больше сближаемся с ребенком, становимся союзником в его волнениях и странствиях с героями сказок, а не голосом из динамика. Наши современные дети совсем не прочь послушать диковинные истории перед сном. В темноте и тишине, ребенок слышит голос мамы, и может заглянуть внутрь себя – и творить. Благодаря воображению, рождаются творческие силы, которые обогатят жизнь маленького и большого человека, кем бы он ни стал.

Нельзя лишать детей детства или обманывать их кажущейся взрослостью. Непрожитые иллюзии, неизжитые мечты, неиспользованная потребность в игре все равно где-нибудь прорвутся, в нелепое, а иногда очень горькое для человека сочетание романтики и будней взрослых обязанностей и неумелости, долга и чувства. Рассказывать сказки нужно обязательно, и не надо боятся, что из них вырастут не умеющие постоять за себя романтические чудаки. Это же очень хорошо, когда ребенок умеет не по взрослому, а по детски, по своему что ни будь изобретать или мечтать, ведь со временем, жизнь его в меру образумит, а любовь к сказке, останется. Ребенку все-таки лучше самим рассказывать сказки, чем сажать перед экраном телевизора. Ведь экран не переживает вместе с ним, не плачет, не смеется от радости. Кино предлагает верить ему и его герою и идти за ним, но совершенно одному, без мамы. Кстати говоря, многие дети любят страшные сказки, и эта любовь не иссякает долго и может перейти потом в интерес к детективам и фильмам ужасов. Наверное, детям страшные сказки и истории потребны, возможно, чтобы докопаться до возможных в их возрасте глубин жизни и глубин самого себя, чтобы проверить те пределы, за которые он может ступить и победить. Но пределы должны быть не очень велики, иначе, можно испугаться на всю жизнь.

Восприятие сказки, построенной по классическим правилам волшебной сказки – это эстетическая радость в чистом виде, это торжество восстановления: Истины, Добра, Красоты.

Мне бы очень хотелось, чтоб мы, взрослые, чаще прислушивались к своим детям, старались оградить Детство от взрослой жизни. Многому учили детей и учились у них. Ведь сбалансированное развитие ума и сердца, взаимопомощь того или другого в процессе воспитания и развития – это лучший путь воспитания, это и есть творческое, эстетическое развитие наших детей.

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.

К. В. Султанов

РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Обзор конференции

Под таким названием российскому и международному научному сообществу известна конференция, которую, начиная с 1993 года, ежегодно собирает РГПУ им. А. И. Герцена. Актуальность и значимость этой проблематики трудно переоценить. Известно, что состоянием всего того, что связано с детьми, определяется уровень культурного и экономического развития страны, мера ее цивилизованности и благополучия, социально-психологический и нравственный климат в обществе. Сложнейшие процессы реконструкции российского социума породили комплекс противоречий и кризисных узлов. Наиболее болезненный и опасный - положение ребенка. Достаточно известна удручающая статистика детской смертности, семейного и уличного травматизма, детской преступности и наркомании, бездомности и нищенства. Ситуация детства в России должна быть оценена как катастрофическая, требующая немедленных и решительных действий, особой правительственной программы.

Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что даже экстренные конкретные меры (приютить, накормить, лечить, обучать и воспитывать), предпринятые государством, не снимут остроты вопросов, встающих перед отечественной гу-манитаристикой, всего комплекса проблематики детства в современном мире: начиная с определения специфики лично-

стного мира ребенка, анализа факторов его изменения-движения в конфликтном социуме и культуре, кончая разработкой новых эффективных педагогических подходов к пониманию детства, установок диалогического общения с ребенком, процедур социокультурной адаптации на путях освоения духовно-практического опыта поколений, осознанием современных образовательных целей для формирования в юной душе ценностных критериев культуро-созидательного действия.

Практика семи международных конференций «Ребенок в современном мире» свидетельствует, что проблема детства отнюдь не локализуется в пределах российских границ, она актуальна для всего мирового сообщества в начале XXI века и связана с экологическими, правовыми, экономическими, политическими, нравственными проблемами современности.

Конференция «Ребенок в современном мире» была задумана на факультете философии человека РГПУ им. А. И. Герцена как долгосрочный проект, который может способствовать сближению специалистов различных областей знания - философов, культурологов, медиков, психологов, педагогов, юристов, экологов, представителей властных структур и общественных организаций - всех тех, кого волнует эта проблематика в силу профессионального интереса или гражданского долга. При этом год от года

расширяется география и круг участников дискуссий: Украина, Белоруссия, Латвия, Германия, Англия, Дания, Израиль, США, Швеция, Финляндия, Япония, Китай, Корея и др.

Задачей первой конференции, проходившей 19-23 апреля 1993 года под эгидой ЮНЕСКО, при участии СевероЗападного отделения Российской Академии образования, Государственного Эрмитажа и других организаций, было определение проблемного поля междисциплинарных исследований и консолидация усилий ученых. Работа шла по направлениям: «Философия детства», «Здоровье ребенка», «Мир ребенка и его язык».

Программа следующей конференции, прошедшей 14-16 июня 1994 года, была расширена и углублена проблемами психоаналитической теории, рассматривались вопросы тифлопедагогики и сурдопедагогики, выступали специалисты, исследующие причины задержки психического развития детей; обсуждались методики и программы различных стратегий психотерапии, понимания «детско-сти» как духовно-интеллектуальной ценности. Обсуждение медико-экологиче-ской тематики обогащалось анализом европейских философско-психологических идей и подходов, развиваемых в контексте культурно-антропологических традиций. Дискуссионной остротой отличалась тематика, связанная с опытом религиозного образования, его отношений к светской школе.

Материалы исследований, представленных на обеих конференциях, были изданы в пяти сборниках тезисов на русском и английском языках. Примечательно: они были опубликованы заранее, участники получили их до начала дискуссий, и этот опыт стал традицией конференции. Надо сказать об особенностях этих изданий: здесь публикуются все присланные материалы с сохранением авторской редакции; редколлегия старается корректно и бережно относиться к тексту, полагая своей задачей лишь про-

блемно-тематическую компоновку материалов. Этот подход имеет ряд преимуществ: участники конференции и все, кто не смог на нее приехать из регионов России, получают полную картину состояния проблемы, могут судить о множественности и своеобразии имеющихся подходов.

Сравнение материалов и принципиальных исследовательских ориентаций двух проведенных конференций показало, что особенностью второй конференции стало более дифференцированное и детальное рассмотрение конкретных тем воспитания и коррекции. Иными словами, можно сказать, что произошел переход от общего описания проблемного поля к детальной и глубинной проработке проблем ребенка в современном мире.

Коль скоро оказалось, что интересы участников весьма многообразны, а круг вопросов, которые подлежат обсуждению, чрезвычайно широк, было решено ежегодно уточнять название конференции, стремясь к системности, преемственности, последовательности дискуссий. Так, в 1996 году это уточнение - «Дети на пороге ХХ1 века»; в 1997 - «Дети Севера»; в 1998 - «Права ребенка»; в 1999 - «Открытое общество и детство»; в 2000 - «Детство и творчество»; в 2001 - «Отечество и детство»; в 2002 - «Дети и город».

Весьма содержательной и актуальной оказалась этнорегиональная тематика конференции 1997 года: «Ребенок в современном мире. Дети Севера». Логическим продолжением конференций стала подготовка (в русле международной программы «Ребенок в современном мире») Международной конференции «Дети Севера» (8-10 октября 1997 года). Ее учредителями стали не только ЮНЕСКО, Министерство общего и профессионального образования РФ, Российская Академия образования и Государственный Эрмитаж, но и Правительство Санкт-Петербурга, и Совет министров Северных стран.

Тот, кто углубленно занимается проблемами детства, понимает, что эколого-социальная нестабильность и острота этнокультурных противоречий региона Севера непредсказуемо и негативно воздействуют на личность ребенка и его судьбу. Только комплексное междисциплинарное исследование проблем детства в условиях Севера, обмен опытом работы, ведущейся в этом направлении в странах Северной Европы и в России, помогут выработать программу необходимых совместных решений и действий, учитывающих фактор детства и обеспечивающих стабильность и безопасность каждой страны.

В 1998 году программа конференции ориентировала ее участников на обсуждение темы «Права ребенка». Здесь в дискуссию включились работники правоохранительных органов, юристы, врачи, социологи, экономисты, политологи. Материалы этой конференции свидетельствуют о том, что участники дискуссий не просто констатируют неудовлетворительность состояния правовой базы детства, но предпринимают попытки определить принципы ее построения, осознают необходимость ее соответствия активно меняющемуся социуму, высказывают прямую озабоченность отсутствием выверенных критериев оценки социокультурной динамики современного мира, принципов ее прогностики в целом для мирового сообщества и для России, в частности. При подведении итогов обсуждения было признано целесообразным в ходе последующей встречи сосредоточиться на имеющихся концепциях общественного строительства, а в этой связи - на возможных направлениях качественного изменения ситуации детства. Так родилось название конференции 1999 года - «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство».

Идея «открытого общества» как нового типа постиндустриального социума, демократического, развивающегося на основе паритетного межгосударственного диалога и ориентированного в своей по-

литике на интересы человека как суверенного гражданина, является сегодня весьма привлекательной для мирового сообщества в целом, а для постсоветской России - особенно. Обсуждая эту перспективу в социально-философском, культурологическом, нравственно-эстетическом, социально-психологическом и политико-экономическом аспектах, участники конференции рассматривали ее сквозь призму проблематики детства, обсуждая имеющиеся тенденции, условия и возможности преодоления современного кризисного состояния.

Конференции 2000 и 2001 годов («Детство и творчество», «Отечество и детство»), по-существу, развивали позитивные интенции предшествующего форума, рассматривая культуротворческий потенциал ребенка как существа био-психо-духовного, не только активно осваивающего мир, но и изменяющего его своим присутствием, своим созидательным действием в нем. Дискуссия развернулась вокруг вопросов культурного наследия, транслируемого современным образованием: что такое традиция, какие именно традиции необходимо и возможно наследовать, как формировать толерантность по отношению к инокультурным феноменам и каким способом это делать - вот далеко не полный круг обсуждаемых проблем.

Надо полагать, что продуктивная дискуссия будет продолжена на конференции 2002 года, тематика которой обозначена как «Дети и город». Ее актуальность связана с проблематикой детства не только в условиях современного мегаполиса, но и периферийных, малых городов России. Грядущий юбилей Санкт-Петербурга позволяет надеяться, что идеи и предложения, сформулированные в ходе конференции, окажутся востребованными в ходе подготовки государственных и муниципальных программ для этих торжеств.

Основные результаты работы Международной конференции «Ребенок в со-

временном мире» на протяжении 1993- 2001 годов можно кратко сформулировать в следующих тезисах:

1. Проблематика детства оформляется в современной гуманитарной науке как особое направление человекознания, осваивая методологию комплексного подхода в процедурах сближения (интеграции) наук - философии, этики, эстетики, культурологии, эдукологии, психологии, социологии, политологии, медицины, экологии, педагогики. Принципы интеграции, претензии каждой из из этих наук на ведущую роль в определении направлений, методов анализа и выводов, на роль инициатора междисциплинарного диалога составляют «нерв» научных дискуссий. При этом становится очевидным, что именно проблематика детства способна наиболее эффективно организовать и направить искомое взаимодействие.

2. Спектр подходов к пониманию ребенка, предъявленных в ходе дискуссии, многообразие определений феномена детства в его сущностных характеристиках обнаружили парадигмальный характер проблемы. Попытки выявления детерминант развития-становления ребен-ка как личности, предпринятые представителями различных областей знания и сфер социальной практики, обсуждение вопросов качества и принципов взаимодействия государства, общества, культурной среды, определяющих ситуацию детства в современном мире, свидетельству-ют о наличии, по крайней мере, трех стратегий философско-культурологиче-ского, психолого-педагогического и социально-экологического дискурсов.

Первый из них - традиционно-просветительский - предполагает понимание детства как «недоразвитой», еще не состоявшейся взрослости. Тогда проблематика развития-становления формализуется в агрессивном воздействии, «формировании», в той или иной мере насильственной социализации ребенка, понятой как адаптация к наличным условиям жизни.

Второй подход, который можно определить как «романтический», предлагает концепцию детства как «иномира», особой реальности, существующей по собственным имманентным законам. В этом случае приемлема стратегия оберегания, разгадывания, попыток (как правило, обреченных на неудачу!) быть признанным «за своего», вступить в диалог равнозначных субъектов. Тогда современная социокультурная и экологическая реальность конфликтного и стрессового мира подлежит безусловному осуждению и отторгается в образовательных конструкциях (элитарные, закрытые школы).

Третья концепция детства, обретающая черты перспективной тенденции, может быть условно названа гуманистической (пока еще термин не определился), где феномен детства предстает как становящаяся реальность личностного мира, как многомерное взаимодействие витального и социального, природного и культурного, психического и интеллектуального. Тогда альтернатива приспособления и сопротивления снимается стратегией понимания и сотворчества ребенка и взрослого, где смыслообнажающий диалог направляется взрослым как совместное проживание исторического и современного культурного опыта человечества.

Понятно, что достоверность научной аналитики детства определяется выбором концепции, поиском возможности взаимопонимания и сближения подходов.

3. Опыт семи международных конференций «Ребенок в современном мире» убедительно свидетельствует о том, что избранная проблема охватывает максимально полный круг вопросов становящейся комплексной «человековедческой» науки, движение к которой определяется как цель, как интегративно-организую-щий принцип, как вектор современного научно-практического поиска эпистемологической целостности гуманитарного знания. Именно проблематика детства становится общим модулем и корреляционной предпосылкой сближения наук, не

требующей взаимоподчинения, но задающей алгоритмы взаимодополнительности.

4. Один из важных выводов, который был общим по результатам секционной работы на всех семи конференциях, состоит в выявленной потребности продолжения контактов с целью разработки методологии междисциплинарных исследований. Понятно, что простое обобщение и суммирование данных различных междисциплинарных, но проблемно и методологически близких исследований (например, медико-биологических и психологических; философских и культурологических; социально-политических и эко-номико-правовых) еще не рождает необходимого системного синтеза. Отсюда идея создания проблемной группы, работающей между конференциями над изданием аналитического доклада по их материалам.

5. Важнейшая задача конференции «Ребенок в современном мире», которая постоянно остается в поле внимания ее участников, но решается крайне неудов-

летворительно, - это задача реализации, практического применения полученных здесь выводов в государственной (федеральной, региональной, муниципальной) социокультурной политике и практике. Решение проблем детства, обеспеченное специальной программой, означает реальное движение к подлинно человечному социуму, обеспечение самой возможности оздоровления общества в России.

В заключение отметим: обзор проводимых в России и за рубежом конференций и симпозиумов по гуманитарной проблематике позволяет говорить об уникальности нашего форума, о его принципиальной значимости для науки и практики воспитания. Здесь феномен детства обсуждается комплексно и системно, а совместная научно-аналитическая и практико-воспитательная работа представителей разных областей знания дает универсальную возможность получения целостного представления об этом феномене.