Конспект по трудовому воспитанию в доу. Конспект занятия в средней группе на тему: Трудовое воспитание

Ольга Чурикова
Конспект занятия по трудовому воспитанию. Хозяйственно-бытовой труд

Цель : формирование положительного отношения к труду и его результатам .

Задачи :

1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать , что работа подгруппы, в которой трудишься , является частью общего дела коллектива.

2. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда , совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.

3. Закреплять умения рационально пользоваться материалом и оборудованием для труда , соблюдая технику безопасности.

4. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда .

5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда , желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному .

Индивидуальная работа активизировать речь Вани, Оли, Никиты.

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование : тряпочки, фартуки, хозяйственное мыло , подносы, клеенка, веревка, прищепки, тазы, тряпочки для воспитателя , фартук для воспитателя .

Предварительная работа : беседа о труде , заучивание пословиц и поговорок о труде , чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры. Методы и приемы : беседа, интригующее начало, вопросы проблемного характера, художественное слово, практическая работа, опора на знания детей, разъяснение, показ, анализ.

Прогнозируемый результат : в результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников ; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.

Ход трудовой деятельности:

1 часть. Дети заходят в группу. Неожиданно звучит голос Феи Чистоты. (Дорогие ребята я фея Чистоты. Я путешествую по миру и скоро приеду к Вам). А как готовимся к встречи гостей? (дети : убираемся, готовим угощение) А еще как? Ребята а что нам поможет в работе? (музыка, пословицы, поговорки)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете пословицы (да) Кира какую пословицу знаешь ты? Кирилл а ты какую пословицу знаешь? И я знаю пословицы, кто любит труд того люди чтут . Как много вы знаете пословиц! С чего начнем приготовления? (дети с уборки) .

Воспитатель : Давайте выберем что будем убирать (протирать пыль, стирать, протирать стулья) .

Воспитатель :

1 бригада - протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки

2 бригада - стирает кукольное белье

3 бригада - моет стульчики

Воспитатель : Ребята что же нужно для работы? (тазики, тряпки и т. д.)

Приготовьте пожалуйста свои рабочие места. (дети готовиться)

Воспитатель : предлагаю распределить обязанности : кто, что будет делать, говорит. Ребята расскажите, кто, чем в вашей бригаде будет заниматься? (Юра наливать воду в таз, Арина стирать и т. д.)

Воспитатель : От работы каждого в отдельности будет, зависит качество выполненной работы всей бригады.

2 часть : Практическая работа.

Воспитатель : Молодцы ребята! Расскажите пожалуйста что ваша бригада будет выполнять?Давайте посмотрим все ли у вас готово. (воспитатель показывает иллюстрации) . Все готово, начинаем трудиться .

В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы , помогает в организации, напоминает порядок работы.

Воспитатель : Удобно ли вам? Почему с тряпочки вода течет? Зачем вы стулья переносите? Кто у вас отвечает за расстановку книг на полки? Ребята да у вас работа то кипит! Молодцы! Какие труды такие и плоды ! Без дела слабеет сила! Птицу узнают в полете, а человека в труде !

3 часть : Подведение итогов работы. Оценка выполнения заявки.

Воспитатель следит , чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место. Затем предлагает полюбоваться на результаты труда . Бригада, закончившая первой подходит к другим бригадам, предлагает свою помощь

Воспитатель :Ребята, какие вы молодцы, с работой справились. Давайте посмотрим какие у нас стали стулья? (чистые, красивые) А давайте посмотрим что же делают у нас другие бригады?

Воспитатель :Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.

Воспитатель : Что делали вы? (обращаюсь к каждой бригаде) Ребята вам понравилось трудиться ? Что вам большего всего понравилось? Чем хотелось бы вам заниматься в дальнейшем?Давайте посмотрим как стало у нас в группе? (осмотр группы) .

Воспитатель . Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении. Поздравляю ребята, работа закончена.

Конспект НОД для детей 5-6 лет "Помощники"

Цель: уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях.
Задачи:
Закреплять знания детей о различных профессиях.
Расширять и активизировать словарь по данной теме.
Развивать речь, мышление, активность, самостоятельность.
Развивать умение доводить начатое дело до конца.
Обучать детей элементарным трудовым действиям.
Воспитывать уважение к людям труда.

Интеграция:
Познавательное развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы: картинки с профессиями (повар, портной, учитель, строитель, врач, парикмахер); картинки-отгадки к загадкам (игла, нож, книга, подъёмный кран, градусник, зеркало); мяч.
Тазики с водой, салфетки, полотенце, фартуки на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы о профессиях родителей, чтение художественной литературы, настольные и дидактические игры по данной теме.

Ход деятельности

Дети встают в круг и приветствуют друг друга:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй ты, здравствуй я,
Здравствуй все мои друзья!
Дети садятся на стульчики. Воспитатель читает стихотворение:

Профессий много разных есть,
Фотограф, повар и учитель,
Водитель, дворник и строитель,
И всех им нам не перечесть.
Не так уж важно, кем нам быть,
Ведь главное- свой труд любить!
- О чем это стихотворение. (ответы детей)
- Что же такое профессия? (ответы детей)
- Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день, которое полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться, и важно, чтобы она была по душе, нравилась человеку.
- Кем бы вам хотелось стать, когда вырастите? (ответы детей)
- А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете профессии.
Словесная игра «Подумай, отгадай, найди». (На доске картинки профессий. Воспитатель загадывает загадки о предметах труда, дети отгадывают и называют профессию, кому это орудие, предмет труда нужно для работы, и отгадку- картинку прикрепляют рядом).
1. Маленького роста я
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (иголка и нитка)
2. Есть волшебное стекло
Отражает все оно. (зеркало)
3. Я очень острый и стальной
Нарезать хлеб вам помогу.
Но аккуратнее со мной
Порезать пальчик я могу. (нож)
4. Не дерево, а с листочками
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (книга)
5. Длинной шеей поверчу
Груз тяжелый захвачу.
Где прикажут –положу,
Человеку помогу. (подъёмный кран)
6. Я под мышкой посижу,
7. И что делать укажу.
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять. (градусник)
- Молодцы, все загадки разгадали правильно. А теперь все в круг вставайте, кто, что делает, называйте.
Словесная игра «Что делает?» (воспитатель бросает мяч, и спрашивает что делает повар – ребенок заканчивает предложение – готовит еду).
Строитель, доярка, учитель, водитель, пожарный, парикмахер, почтальон, тракторист, летчик, врач, художник, швея, пекарь, фотограф, дворник, воспитатель (последней назвать воспитателя).
- А кто еще помогает воспитателю в группе? (ответы детей). Чем она занимается, какую работу делает? (ответы детей)
- Работы у неё много: убраться в группе, помыть полы, накрыть столы, и вам помочь одеться. Может мы ей сегодня тоже поможем. (ответ детей). Наведем порядок в кукольном уголке, протрем пыль, помоем стульчики.
- Для этого мы разделимся на три команды: дети берут картинки: у кого мебель – моют стульчики, у кого игрушки- протирают пыль на полках и игрушки; у кого посуда- моют посуду и протирают пыль шкафу. Договоритесь, кто будет доставать и убирать игрушки, кто вытрет пыль, кто помоет игрушки, кто вытрет насухо и поставит на место. Та команда, которая справится быстрее со своей работой, может помочь другим ребятам.
- Что вам нужно для работы? (ответы детей) Оденьте фартуки, возьмите салфетки, тазики с водой и приступайте к работе.
После окончания работы пригласить няню. Она благодарит детей за помощь.
- Вам понравилось работать, помогать старшим. Трудно было? (ответы детей)
- А в народе говорят: «Делу время, потехе час». Что это значит? (ответы детей)
Да, поработали, теперь можно и отдохнуть. Спасибо вам.

Тема занятия: Дети помогают взрослым

Цели:

— продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;

— вызывать желание быть активным помощником;

— закреплять знания о работе помощника воспитателя, предметах и орудиях труда;

— приучать соблюдать порядок и чистоту в группе;

— развивать мышление, фантазию, творческое воображение.

Словарная работа : существительные (работа, раздевалка, ковер, грязь, комната, стулья, место, чай, пылесос, лестница, плафон, паутина, швабра, тряпка, ведро, чистота); прилагательные (неубранные); глаголы (проводить, помочь, вытирать, разбрасывать, убирать, ставить, разливать, наливать, поддерживать, наводить, соблюдать, чистить, мыть, снимать).

Оборудование : аудиозапись «Этюда» А. Гедике, игрушечный пылесос, лестница.

Воспитатель . Ребята, у помощника воспитателя сегодня опять много дел. Вы хотите, чтобы у нее было меньше работы и она могла больше времени проводить вместе с нами?

Дети . Да, хотим.

Воспитатель . Как же нам ей помочь? Давайте вместе подумаем! Пойдемте сначала в раздевалку, посмотрим, что мы там сможем сделать.

Дети с воспитателем идут в раздевалку.

Около двери лежит коврик. Для чего он нужен?

Дети . Вытирать ноги.

Воспитатель . Правильно, если мы все будем тщательно вытирать ноги о коврик, в раздевалке грязи будет меньше и помощнику воспитателя будет легче мыть пол. Ребята, а в групповой комнате чем мы можем ей помочь?

Дети. Не разбрасывать игрушки, убирать их на место, ставить стульчики красиво; не сорить за столом, когда обедаем.

Воспитатель . Ребята, а какие предметы помогают помощнику воспитателя в работе? Отгадайте загадки.

Слоненок на колесиках

Ковер почистит носиком.

(Пылесос.)

Воспитатель показывает игрушечный пылесос.

Дети. Пылесос.

Воспитатель. А для чего нужен пылесос?

Дети . Чистить ковер.

Воспитатель . Послушайте еще загадку.

Что это за дорога?

Кто по ней идет —

Тот хромает.

(Лестница.)

Воспитатель показывает игрушечную лестницу.

Дети. Лестница.

Воспитатель . Для чего нужна лестница помощнику воспитателя?

Дети отвечают.

Еще помощник воспитателя пользуется тряпкой — ею моет посуду, ведром — в него наливает воду, шваброй моет пол. А теперь мы поиграем.

Дети имитируют движения под музыку и повторяют фразы.

1-й ребенок. Мы моем пол.

2-й ребенок. Мы застилаем постель.

3-й ребенок. Мы пылесосим ковры.

4-й ребенок . Мы вытираем пыль.

5-й ребенок. Мы моем посуду.

Воспитатель . Ребята, какие вы молодцы! Вы настоящие помощники взрослых. Посмотрите, у нас в группе везде порядок. Сейчас мы разделимся по пять человек, одна пятерка будет наводить порядок в строительном уголке, другая — в кукольном, третья — в книжном, четвертая — в театральном.

Дети поправляют стулья, находят неубранные игрушки, раскладывают книги.

А теперь я приглашу помощника воспитателя и вы расскажете, как вы будете помогать ей поддерживать и соблюдать чистоту и порядок.

Тема: «Помоги жителям города»

Задачи:

Образовательные: закреплять навыки самостоятельного выполнения полного трудового процесса (от постановки цели до результата); закрепить навык правильно пользоваться ножом и нарезать овощи кубиками; расширять представления детей о профессиях.

Развивающие: развивать интерес к приготовлению пищи; способствовать становлению гигиенической культуры ребенка во время приготовления пищи; формировать общественно значимые мотивы труда, умение работать аккуратно, старательно, дружно; развивать слуховую память, воображение, мышление и речь.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, положительное отношение к собственному труду и труду сверстников.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Материал: фартуки, платки, ножи, разделочные доски, миски, ложка; предметные картинки к игре «Угадай профессию», музыкальное сопровождение.

Продукты: вареные овощи – картофель, морковь, свекла; лук, соленая капуста, горошек, соль, растительное масло; фрукты – бананы, яблоки, апельсины, груши, киви.

Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов «Овощи, фрукты», дидактическая игра «Узнай на вкус», «Что растет в саду, в огороде», лепка «Овощи и фрукты», чтение и разгадывание загадок об овощах, фруктах, заучивание пословиц и поговорок о труде.

Словарная работа: нарезка овощей кубиками, винегрет, технологическая карта.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня по радио объявили, что все люди нашего города поражены страшной болезнью, которая называется Лень. Как вы думаете, чем опасна такая болезнь?

Дети: Никто не хочет работать, трудится и т.д.

Воспитатель: Вот именно, давайте представим, что произойдет, если не будут работать такие профессии, как полицейский, врач, учителя и т.д.

Воспитатель: Может быть мы с вами попробуем спасти наш город от этой болезни?

Дети: Да!

Воспитатель: А для этого нам необходимо выполнить несколько заданий.

Основная часть.

I задание «Угадай профессию»

Работа с предметными картинками игры «Угадай профессию».

II задание «Закончи пословицу»

Дело мастера….(боится)

Без труда не вынешь….(рыбку из пруда)

Кто не работает….. (тот не ест)

Кончил дело……(гуляй смело)

Семь раз отмерь…..(один раз отрежь)

Терпенье и труд…..(все перетрут).

Ш задание.

Воспитатель: Прежде, чем мы будем выполнять следующее задание я предлагаю угадать загадку:

Ходит в белом колпаке С поварёшкою в руке. Он готовит нам обед: Кашу, щи и винегрет. Кто это?

Дети: Повар!

Воспитатель: Правильно. Чем занимается повар?

Дети: Готовит еду, всех кормит.

Воспитатель: Да, у повара много работы. Он умеет готовить много разных и вкусных блюд. Я предлагаю вам сыграть в игру «Вкусная картошка». Давайте все вместе встанем в круг. По кругу мы будем передавать картофель и называть то блюдо, которое можно из него приготовить. Как вы думаете, что можно приготовить из картофеля? (дети по очереди отвечают, передавая картофель друг другу) Воспитатель: Молодцы! Много вкусных блюд знаете из картофеля. А какие еще овощи вы знаете? Дети: капуста, свекла, горох, репка, морковь, лук и т.д.

Воспитатель: Теперь назовите фрукты.

Дети: Яблоко, апельсин, банан, груша и т.д.

Воспитатель: Осталось последнее задание, наверное, самое вкусное, и самое сложное - это приготовление салатов. Король всех салатов – винегрет и салат из фруктов – фруктовый салат. Хотите приготовить эти салаты? »

Дети: Да!

IV задание «Приготовление винегрета», «Фруктового салата».

Воспитатель: Помойте руки и наденьте фартуки и платки.

Воспитатель: «В любом деле нужно знать, что делать, как делать и в какой последовательности. Для этого мы изучали

Дети: Технологическую карту.

Воспитатель: «Давайте вспомним, в каком порядке мы будем все делать».

Дети:

1. сварить овощи (картофель, морковь, свеклу) ;

2. почистить вареные овощи и лук;

3. порезать вареные овощи на кубики;

4. добавить горошек, соленую капусту и нарезанный лук;

5. посолить;

6. добавить растительное масло и перемешать.

Воспитатель: А в каком порядке готовится фруктовый салат?

Дети:

    Вымыть фрукты.

    Порезать кубиками.

    Все смешать и разложить по тарелочкам.

Дети приступают к приготовлению винегрета и фруктового салата (звучит музыка про питание). По необходимости воспитатель помогает детям индивидуально. По окончании работы ребята убирают за собой рабочее место: доски, ножи складывают в контейнер, вытирают стол салфеткой.

Воспитатель: «Молодцы ребята вы и с этим заданием справились! »

Раздается стук в дверь. Воспитателю передают посылку и письмо от жителей города с благодарностью. «Болезнь Лень растаяла и город ожил».

Воспитатель: «Жители города передают вам за ваши знания и трудовые умения лук для посадки, чтобы вы никогда не болели».

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район республики Башкортостан

Конспект

Тема: «Помоги жителям города»

Область: Социально-коммуникативное развитие

Раздел: Трудовое воспитание

возраст: подготовительная группа

выполнил воспитатель

Глухова Наиля Рефмеровна

ноябрь 2015 год

Конспект занятия по трудовому воспитанию "Игрушки любят чистоту"

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

    Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.

    Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)

    Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.

Материалы: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

1. Беседа о любимых игрушках

Воспитатель:

Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:

Пусть игрушки дружат с нами

Обижать мы их не станем

Поиграем, а потом

Все на место уберём

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!

Воспитатель:

А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: "Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!"

2. Мишка с мешком.

(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки).

Воспитатель:

Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть,а ты наши игрушки в мешок положил?

Мишка:

Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?

(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).

Воспитатель:

Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?

Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!

Основная часть

1. Игра "Стираем".

Физкультминутка (Имитация движений).

Стираем, стираем, стираем целый день.

И снова на работу готовы, ли идти?

Полощем, полощем, полощем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

И снова на работу готовы ли идти?

Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день.

Смотрите, ручки, ножки, устали ли они?

И снова на работу готовы ли идти?

2. Беседа о процессе труда.

Воспитатель:

Что же мы решили с вами сделать? (Вымыть игрушки для медвежат).

Мишка:

Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!

Воспитатель:

Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!

3. Готовим рабочее место.

Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки. А Ольга Ивановна нам нальет в ведра воды.

Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?

Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.

(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).

4. Процесс труда.

Самостоятельный процесс труда.

Воспитатель:

Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!

Заключительная часть

Минутка тишины (стихи).

Воспитатель:

Послушайте, наши ребята знают стихотворение о дружбе.

В. Викторов.

Дружат пчелка и цветок.

Дружат лист и мотылек.

Дружат реки и леса.

Дружат солнце и весна.

Дружат звезды и луна.

Дружат в море корабли.

Дружат дети всей земли!

Воспитатель:

Веселое стихотворение? А почему дружат пчелка и цветок? А почему дружат солнце и весна?

3. Оценка результата труда.

Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, стала у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?

Воспитатель:

Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки, ну а мы пойдем гулять.

Мишка: Спасибо вам!