Бисер технология. Как делают бисер технология производства бисера

Из бусинок можно сплести очень много полезных вещей, которые украсят ваш дом. Предлагаем ознакомиться с мастер-классами и узнать, как делать такие ручные изделия из бисера для начинающих, как цветы и деревья.

Делаем цветок

Итак, рассмотрим, какие бывают изделия можно использовать в любых целях: для составления букетов, в качестве украшения заколки для волос, брошки и так далее.

Представляем вашему вниманию мастер-класс, как сделать цветок:

Цветочек готов!

Второй способ сборки

Используя один и тот же вид спирального лепесточка, можно получить абсолютно разные изделия из бисера. Фото примера можно видеть ниже.

Сделайте много лепестков, только концы проволоки не обрезайте, а скручивайте. Затем их попарно сплетите между собой. После этого скрутите вместе все стебельки. Оставьте цветочек в таком виде или разверните лепестки. Если вы хотите использовать поделку в качестве украшения, то сверните проволоку и сверху наклейте кусочек ткани.

Горшочек с анютиными глазками


Собираем изделие из бисера (схемы)

Цветы нужно собрать следующим образом:


Поделка готова!

Создаем прекрасную розу

Делается очень легко:

Розочка из бисера готова!

Изделия из бисера: деревья

Чтобы сделать такое дерево, особых навыков в бисероплетении не требуется. Но сама работа достаточно кропотливая и трудоемкая. Поэтому вам понадобится спокойствие, внимательность и уверенность в своих силах.

Представляем вашему вниманию мастер-класс, как делать деревья:


Выполняя эти нехитрые действия, можно создать не просто шедевр из бисера, но и целую композицию.

Белое дерево

Чтобы сделать такую поделку, вам потребуется тонкая белая проволока.


Такое дерево вы можете приклеить к подставке или поместить в горшок или емкость, засыпав «корни» декоративными камушками. Создав несколько таких поделок, можно внести в интерьер помещения особую изюминку.

  • Если вы будете использовать разноцветный бисер, когда плетете дерево, то у вас получится новогодняя поделка.
  • Сплетите цветочек, заверните пару раз проволоку, а лишнее откусите. Наклейте сверху на леску кусочек ткани. Возьмите заколку или брошку и снимите декор. На заготовку приклейте ваш цветок из бисера. У вас получится самодельная брошь или заколочка для волос.
  • Небольшой цветок можно приклеить к различной бижутерии, тогда у вас будет оригинальное украшение ручной работы. А если сделать две одинаковые поделки и пристегнуть специальный крючок, то получатся летние сережки.

Бисер – это обычно маленькие стеклянные (чаще всего), керамические, деревянные, пластмассовые или (очень редко) металлические элементы с отверстием, для того, чтобы можно было туда продеть нитку, проволоку или леску. Бывает, что бисер делают из драгоценных камней, но такой бисер, как и бисер из металла, очень тяжёлый, и по этой причине востребован минимально.

В настоящее время бисер промышленно изготавливают во многих странах, но лидируют в этом вопросе Чехия и Япония. Очень преуспел в изготовлении бисера Китай. В нашей стране бисер производят, в основном, не очень крупные мастерские, и производство бисера в России нельзя назвать массовым.

Технологию производства бисера нельзя назвать простой – это довольно трудоёмкий и длительный процесс. В основном, бисер делают из стекла, вернее, из тонких стеклянных трубочек. Сперва стекло плавится в специальной печи при температуре около 15500 С. Для получения соответствующей температуры нужно большое количество горючего газа или электроэнергии.

До помещения в печь в стекло добавляют специальные красящие добавки, чтобы придать будущему бисеру определённый цвет. Расплавившуюся массу стекла пропускают через специальную матрицу с мелкими отверстиями. Пока смесь спускается вниз, она постепенно охлаждается и растягивается своеобразным механизмом, воздействие сжатого воздуха оставляет в стеклянных трубочках отверстия нужного диаметра. Когда трубочки полностью остынут, они подвергаются рубке на мелкие частицы. Этот метод называется методом вытягивания.

Способ изготовления бисера методом кручения еще более длителен по времени и затратен, поэтому его применяют, в основном, для изготовления бусин, а не бисера.

Цвет изготовляемого в промышленности бисера зависит от качества используемого красителя и от настроек барабана, в котором бусинки шлифуются и округляются, то есть подвергаются второму этапу обработки. Если бисер получается матового цвета, неравномерно окрашенный или имеет недостаточный блеск, его отправляют на переплавку.

Следующие этапы – помывка, сушка и полировка. Некоторые промышленные производства применяют для шлифовки бисера лазерные установки, что, естественно, ещё больше повышает затратность изготовления. Бисер соответствующего качества покрывают специальными составами, улучшающими его внешний вид и качество.

Ведущие мировые производители бисера постоянно усовершенствуют известные технологии производства бисера для улучшения вида и качества этого декоративного продукта. Совсем недавно чешскими специалистами по изготовлению бисера был внедрён новый способ изготовления: они стали добавлять в расплавленное стекло глину или шпат. Так появилась новая разновидность бисера – фарфоровый бисер. Он отличается от стеклянного непрозрачностью, и имеет неповторимый блеск.

Таким образом, процесс изготовления известного бисера и применяемого мастерицами ещё много столетий назад, постоянно обновляется и усовершенствуется.

Бисер является прекрасным материалом для рукоделия, иногда используется в ювелирном деле, а в современное время бисеру придумывают всё новые и новые применения для украшения одежды, обуви и интерьера. Обычно бисер делают шарообразной или овальной формы. Бисер особого, цилиндрического, вида называется стеклярусом.


Суще­ствовали различные способы и приемы производ­ства всевозможных сортов бусин. Самые древние египетские бусы из фаянса (не проваренного стек­ла) формовали на нити, затем глазуровали и об­жигали. Во время обжига нить выгорала, а отвер­стия сохранялись. Они во многих бусинах очень велики. По предположениям ученых, осью для таких бусин служила соломинка. Внутрь се вставляли металлическую проволоку, чтобы бу­сины не рассыпались во время обжига. Соломин­ка не давала бусинам прилипать к проволоке, а при обжиге сгорала. Осью могла служить и сама проволока.

Собственно стеклянные бусы могли изготав­ливать либо в специальных формах, либо отдельными бусинами (в этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине отдельно), либо непрерывной цепью (для отверстий в форму по­мешали металлический стержень). Иногда пере­мычки между бусинами, отлитыми цепью, не рассекались.

Стеклярус выполняли из обрезков стеклянной трубочки. Для этого из стекла вытя­гивали трубочку, а потом ее рассекали. Бусы мог­ли делать, скручивая стеклянную пластинку на оси и смыкая ее края. Существовал и другой спо­соб: на керамическую или металлическую ось навивали длинный стеклянный жгутик (похожий на нить или более широкий, лентообраз­ный), поверхность потом аккуратно заглаживали. Иногда применялось формование бусин из размягченной стеклянной капли. В этом случае отверстие проделывалось в каждой бусине. Для нанесения орнамента применяли инкрустацию стеклом другого цвета еще по горячему изделию. Гладкие бусины шлифовали с помощью абра­зива.

Более сложной была технология производства золоченых и посеребренных бусин. Зародился этот способ в Египте в IV в. дои. э. В таких буси­нах слой золотой фольги (0,0001 мм) помещался между двумя слоями прозрачного бесцветного или светло-желтого стекла (рис. За). Он настолько тонок, что не поддается спектральному анали­зу. Поэтому ученые могут лишь предполагать, что бусины содержат драгоценный металл. Изготовление таких бус требовало почти ювелирной ра­боты. Занимались ею, возможно, злато – кузнецы.

В античное время такие бусы изготавливали двумя способами: на тонкую стеклянную трубочку с помощью растительного клея наклеивали золотую фольгу, затем нагревали до 600-800 градусов Цельсия. При этом следили, чтобы стекло было легкоплав­ким, т. к. при более высокой температуре золото могло «сгореть». Затем на мягкое соединение с металлом наливали стекло так, чтобы оно покры­вало заготовку слоем в 0,5-1 мм толщиной (так называемая кантарель). Чтобы сохранить отвер­стие, перед нагреванием внутрь стеклянной труб­ки вставляли проволоку. Форму золоченым бу­синам иногда придавали в последний момент с помощью специальных формовочных щипцов. Таким образом получалась цепь бусин различной формы, которую затем рассекали на отдельные бусины.

Позже появился и другой способ изготовле­ния таких бус. Они были полыми. На стеклянную трубочку-основу наносили серебряную фольгу, а затем вставляли заготовку в более широкую трубочку из прозрачного желтого стекла. Рассто­яние между трубочками составляло 1-2 мм. Скреплялись они между собой только возле от­верстий (рис. 3,б).

Ко времени расцвета бисерных рукоделий в Европе (в XIII-XIX вв.) производство бисера становится механизированным, несколько изме­няется технология. Стеклянные заготовки в виде длинных трубочек на специальных станках ре­жут на мелкие колечки и обрабатывают шлифо­вальной смесью (угольный порошок с глиной ил и известью). Когда отверстия в колечках запол­няются смесью, барабан нагревают. Стекло раз­мягчается, колечки оплывают, но в результате вращения приобретают округлую форму. Поро­шок не дает им слипнуться, а отверстиям затечь. Затем бисер освобождают от шлифовальной смеси и для придания блеска полируют специаль­ным порошком.

Что касается металлического бисера, то его штампуют, а потом покрывают амальгамой (это сплав свинца, олова и висмута со ртутью), оло­вом или позолотой.

Это, пожалуй, одно из самых древних украшений, которое придумал человек. Им украшали себя модники Древнего Египта, Китая, Индии. Хорошо знали, что такое бисер, и в Древней Руси. С его помощью наряды знати превращались в настоящее произведение искусства.

Что такое бисер

Это маленькие (а иногда и не очень) стеклянные, пластмассовые, керамические, деревянные и даже из полудрагоценных камней элементы с отверстием, в которое можно продеть леску, нитку, проволоку.

Бисер из металла и камней практически не применяется – изделия получаются слишком тяжелыми. Как правило, это детали правильной овальной или сферической формы, однако встречаются и граненые образцы. Особый вид цилиндрического бисера называется стеклярусом.

Лидеры производства бисера

Сегодня в мире бисер производят во многих странах, однако признанными лидерами считаются Чехия, Япония и Китай. Продукция этих стран отличается по качеству и цене. Самым дешевым является бисер из Китая. Производство характеризуется массовостью, из-за этого порой страдает качество.

Производство бисера в Чехии налажено с большим размахом, к тому же в этой стране соблюдают все технологические нормы, поэтому чешская продукция уверенно занимает второе место по качеству в мире.

Прочное первое место в мире занимают японские производители.

Бисер в России

С конца восемнадцатого и до начала двадцатого века производство бисера в России осуществлялось мелкими кустарными мастерскими. Они находились в Московской, Казанской и Киевской губерниях. Бисер использовался местными ювелирами, рукодельницами и ремесленниками.

Технология производства бисера

Это достаточно сложный и высокотехнологичный процесс, впрочем, как все, что связано с декоративным стеклом. Известные мировые производители используют новейшее оборудование и тончайшие стеклянные трубочки.

Вначале стекло плавится в печи при температуре 1550 градусов. В него добавляют красители и другие наполнители, которые способны придать бисеру разные эффекты. Расплавленную стеклянную массу пропускают через матрицу с очень мелкими отверстиями. Стекая вниз, смесь охлаждается и растягивается с помощью механизма растяжения нитей.

Сжатый воздух оставляет в тончайших трубочках отверстия. От того, насколько сильно растягивается нить, зависит размер бусинок. Полностью затвердевшие трубки рубятся на отдельные элементы. Это так называемый вытяжной метод.

Кроме того, существует «крученый», или «навитой», способ. В этом случае мягкая стекольная масса, которая находится на конце металлической полосы, с помощью второго конца этой же полосы вытягивается в тончайшую нить длиной около 100 метров. Когда она застывает, ее нарезают на куски длиной около метра.

Полученные стеклянные стержни расплавляются с одного конца и наматываются на проволоку до нужного размера. Излишки стержня удаляются. Затем проволоку нагревают, чтобы будущий бисер стал ровным. Когда на проволоке собирается около пяти колец, ее охлаждают, при этом она уменьшается в размерах, и бисер с нее легко снимается. Этот метод в производстве применяется нечасто – он более подходит для изготовления прессованных бусин, а не бисера.

Используемые красители

Они весьма разнообразны – железо, кобальт, другие элементы. Интересно, что красный цвет и все его оттенки – самые трудно производимые в стекольной промышленности. Сложность заключается не столько в самом окрашивании, сколько в поддержании абсолютно одинаковых оттенков в каждой партии. Для создания бисера красных оттенков довольно часто используют драгоценные металлы. Из-за этого происходит значительное удорожание стекла и, как следствие, бисера.

Усовершенствование технологий

Ведущие мировые производители находятся в постоянном поиске способов улучшения своей продукции. К примеру, чешские мастера почти полностью изменили состав стекла для изготовления бисера. Перед помещением в печь в смесь добавляют в определенных пропорциях шпат или глину, поэтому конечный продукт скорее следует называть фарфоровым бисером. Такие изделия изготавливают методом прессования. И хотя такие бусинки непрозрачны, технология придает им неповторимый блеск, который отличает их от стеклянных.

От чего зависит цвет

Производство бисера и получение красивого и ровного цвета зависит не только от качественных красителей, но и от того, насколько хорошо настроен и работает барабан, в котором бусинки шлифуются и округляются. Немалую роль играет правильная помывка и сушка полуфабриката, а также его полировка.

Бисер, имеющий матовый цвет, без блеска, неравномерно окрашенный, возвращается на переплавку. Остальной покрывается специальными растворами, которые улучшают его качество и повышают его стоимость. Такой товар стоит дорого, но надо заметить, что и производство бисера весьма затратное.

Дорогостоящее производство

Изготовление бисера как бизнес потребует больших финансовых вложений. Понадобится много современного и дорогого оборудования, аппаратуры, печей. Кроме того, производство очень энергоемкое. Для работы плавильных печей требуется много газа или электроэнергии.

Более того, зная, как изготавливают бисер, начинающий предприниматель должен понимать, что для качественной оплавки, округления, придания формы бусинкам требуются лазерные установки, а это, как вы понимаете, немалые деньги. И даже если у предпринимателя такие средства имеются, следует задуматься, выдержит ли его продукция конкуренцию с товаром из Китая, Германии, Чехии, Японии и т. д.

Расплавленный бисер

Это один из самых популярных материалов для рукоделия. Иногда можно услышать вопрос о том, возможно ли производство бисера в домашних условиях. Исходя из всего ранее сказанного, становится ясно, что это невозможно. А вот растопить бисер доступно каждому. Правда, это касается бисера из пластмассы.

Для чего это нужно

В наше время бисеру придумывают новое применение. Из яркого расплавленного материала получаются оригинальные, креативные вещи, которые могут занять достойное место в любом интерьере.

Вам понадобится:

Пластиковый бисер любого цвета, который вам нравится;

Формочки, в которых бисер будет плавиться;

Масло для смазывания форм;

Микроволновка или духовка.

Начинайте с маленьких образцов, чтобы посмотреть, что у вас получится.

Начинаем работу

Возьмите обычный противень и застелите его пергаментом – бумагой для запекания. После этого хорошо смажьте маслом выбранную вами форму. Возьмите пластиковый бисер и выложите его на дно формы, желательно в один слой.

Разогрейте духовку до 200 градусов и установите в нее противень с формочкой. Бисер может быть расположен хаотично или в определенной последовательности – это дело вашей фантазии. Проверяем степень плавления через каждые 5-7 минут. Обычно весь процесс занимает не более 20 минут. Затем вынимаем противень и даем массе остыть. Достаем фигурки и наслаждаемся своим творчеством. Таким образом можно изготовить елочные украшения, предметы интерьера, бижутерию, настенные панно и т. д.

Усложняем задачу

Теперь можно перейти к более «серьезным» композициям. Попробуйте поэкспериментировать с различными цветами и фактурами бусинок, с различной прозрачностью. Можно продумать композицию, в которой будут сочетаться разные формы.

Если расплавить бисер в стеклянной форме для запекания (ее следует тщательно смазать маслом, чтобы бисер не прилип), то можно получить оригинальную и удобную вазочку. Когда вы получите необходимый опыт, можно попробовать делать витражи, которые могут быть не только красивыми, но и тематическими. Как видите, все достаточно просто, главное, не бойтесь экспериментировать.

Бисероплетение сегодня

Этот древнейший вид рукоделия в современной моде занял свою нишу. Огромная цветовая гамма, неограниченные возможности моделирования изделий из этого материала способны удовлетворить любой каприз современной модницы. Особенно актуальны сейчас украшения из бисера – серьги и колье, броши и пояса, браслеты и шапочки. Они всегда выглядят стильно и изысканно.

В последних коллекциях модные дизайнеры объединяют в своих нарядах плетение, бисер и перья. Они советуют вместе с сумочкой, расшитой золотым или бронзовым бисером, надевать и украшения в тех же оттенках.

Производство бисера – процесс дорогостоящий и энергоемкий. Если вы рассматриваете его как свой будущий бизнес, просчитайте затраты, а главное, задумайтесь, станет ли ваша продукция конкурентоспособной.

А после слово «прилипло» к мелким бусинам. Прилипло ненапрасно: нашитый на ткань всплошную или узорами, бисер сияет на свету не хуже – а подчас и красивей – настоящего жемчуга.

В Россию бисер пришел издалека.

Появление технологии бисера

История бисера начинается вместе с историей стекла, задолго до Рождества Христова. Еще не научившись варить стекло прозрачным, мастера древнего мира приспособились делать маленькие стеклянные бусины. Разогретую до вязкости стекломассу навивали на тонкий металлический стержень колечками. После удаления медной основы стеклянные колечки вновь грели для придания им гладкости и украшения их поверхности узорами.
Но это был еще не бисер.

Несколько позже (но все еще до нашей эры) стекло научились разогревать сильнее и расплющивать в тонкою полоску, что позволило при помощи все той же медной проволоки формировать настоящую стеклянную трубку небольшого диаметра. Нарезанная колечками трубка превращалась в бусины, требующие хотя бы минимальной шлифовки. Острые края кое-как притупляли наждаком и отдавали бусинки в дело.

Но и это был еще не совсем бисер!

Лишь когда в первом веке Новой эры новаторы изобрели дутьё стекла, а ремесленники приловчились выдувать тонкие прозрачные трубочки, наступило время бисера. Нарезку стеклянных трубок механизировали – равно как и шлифовку бусин во влажной абразивной среде. Подобный способ изготовления бисера жив и сегодня.

Что такое бисер?

Современный бисер – это мелкие, размером от полумиллиметра до нескольких миллиметров бусины с необязательным сквозным отверстием для продевания нити. Стеклянные бусинки без отверстия называют микробисером и используют для клеевых аппликаций по ткани и коже.


И хотя материалом для изготовления бисера в большинстве случаев выступает , выпускается и полимерный бисер. Он недорог, лёгок, ярок, бросок – в общем, пригоден как для любительского рукоделия, так и для украшения театральных нарядов и карнавальных костюмов.

Так называемый «фарфоровый» бисер с настоящим не имеет ничего общего. Изготавливается фарфоровый бисер из стекла, визуальные качества которого приближены к качествам благородной керамики.

В ювелирном деле используется золотой и серебряный бисер, а также бусинки из цветных эмалей с металлами. Рукодельницам предлагаются бусины из недорогих сплавов. Как правило, металлические бисерины крупнее стеклянных. Многие из них отличаются неординарной формой и декорированы рельефными узорами.

Моду на золотой бисер ввели французы. Плеяда блистательных королей Франции пятьсот лет назад полюбила одежды, расшитые золотом. Германские ремесленники поспешили предложить соседям услуги качественной полировки мелких золотых бусин – а заодно и снабдили парижскую аристократию высокопробным и потому нетускнеющим немецким серебром.

Тем временем в Венеции...

Венецианские стеклоделы эпохи Возрождения с готовностью подхватили французскую моду на блеск золота и серебра. В дополнение к цветной смальте ремесленники острова Мурано освоили золочение стекла – и за венецианским бисером выстроились очереди купцов с запада и востока.


В Европе муранский бисер накапливали значительными объемами и продавали на ярмарках. Богачи расшивали бисером всё – от башмаков и туфель до камзолов и плащей. Особы императорских фамилий даже перчатки превращали в выставку достижений бисерного шитья.

Арабский восток увлекся бисером даже сильнее Европы: на ярком южном солнце бисерные узоры сияли подобно звездным россыпям. Индийские раджи нашивали на тюрбаны огромные самоцветы в обрамлении узоров из бисера, приобретенного в обмен на пряности. Красотки персидских гаремов щеголяли в шелковых туфельках, сплошь расшитых бисером. В странах Магриба (Северная Африка) бисер использовался как заменитель денег при расчетах.

Чешский бисер начинает и выигрывает

Богемские стеклоделы, стремясь уесть заносчивых венецианцев, не только освоили выпуск цветного стеклянного бисера, но и довели свою продукцию до совершенства. К концу XVII века чешский бисер и стеклярус (трубчатые бусины) превзошел муранскую бижутерию и по цене, и по выразительности.

Богемцы первыми стали делать граненый бисер, и первыми применили окраску бусинок цветными эмалями. Свежие веяния в модах на бисер оценили европейские аристократы, а вслед за ними и весь цивилизованный мир. Массовое производство снизило цену на богемский бисер, а нарастание спроса позволило чешским мастерам инвестировать средства в техническое перевооружение производств.


В XIX веке богемцы внедрили в технологию бисера несколько оригинальных машин и до предела механизировали производственный процесс. Чешские стандарты на бисер и сегодня считаются основополагающими – хотя многие страны пытаются классифицировать бисер по-своему.

Бисерные стандарты

Сегодня насчитывается добрая сотня разновидностей бисера – и нет никакой гарантии, что завтра это количество не умножится. В отечественной интерпретации виды, сорта, категории и местные наименования бисера многочисленны и разнообразны, и систематизации не поддаются. Чешские мастера подразделяют производимый ими бисер на группы:
  • opaque – иначе называется «керамикой». Включает в себя бисер из ярко окрашенного непрозрачного стекла, в том числе и с блестящими покрытиями;
  • transparent – бисер из цветного прозрачного стекла, с покрытиями и без, с возможной контрастной окраской канала для нити, с различной формой внутреннего сечения;
  • сrystal – бисер из прозрачного бесцветного стекла с окрашенным отверстием для нити, с покрытиями и без;
  • metallic – разноцветный стеклянный бисер с металлическим покрытием разной степени прозрачности;
  • matt – матовый неблестящий бисер;
  • iris – непрозрачный бисер темных (в основном сине-фиолетовых) тонов с переливчатым радужным покрытием;
  • alabaster – непрозрачный ярко окрашенный бисер с выраженным фарфоровым блеском;
  • сeylon – полупрозрачный бисер с окрашенным отверстием и жемчужно блестящим покрытием;
  • shell – непрозрачный бисер, по виду напоминающий теплого оттенка;
  • striped – полупрозрачные бусинки с цветными полосками на поверхности;
  • gold line – разновидность striped с полосой цвета натурального золота;
  • dyed chalk – «окрашенный мел». Недорогой цветной непрозрачный бисер, окрашенный снаружи и не предназначенный для длительной эксплуатации;
  • sol-gel – прозрачный и непрозрачный бисер, предназначенный для создания фоновых планов на вышитых узорах и картинах. Выпускается во всех цветовых гаммах, используемых на предприятии.
В качестве размерных стандартов бисера используется нумерация бусин от единицы до двадцати одного. В большинстве случаев первому номеру соответствуют бусины диаметром 6,5 мм, а №21 присваивается бисеру размеров в 0,8 мм. Однако приведенные значения условны: различные производители ориентируются исключительно на собственное понимание, и продуцируют бисер произвольной формы и величины.

К микробисеру относят стеклянные шарики, крошки и прочие формы размером менее 0,8 мм.

Микробисер – тоже бисер!

Микробисер набирает популярность в Европе и – несколько медленней – в России. До последнего времени стеклянные шарики и «камушки» песочного «калибра» использовали для наклеивания на елочные игрушки, маскарадные маски и костюмы, самодельные украшения.


Развитие технической и художественной мысли открыло новые перспективы применения микробисера. Помещенный в стеклянный расплав, микробисер становится материалом для изготовления бижутерии. Наклеенный на эластичную тканевую основу, микробисер украшает банты, галстуки, пояса и другие аксессуары.