Одежда и головные уборы древний мир. Роль и значение костюма в Древнем мире

1. Костюм древнего Египта, эстетический идеал красоты

В Древнем царстве одежду мужчин составлял передник из льна или кожи, укрепляемый на поясе. Назывался он схенти. Схенти на статуе Ранэфера украшает боковая плиссировка, которая отличала одежду фараона и знати от одежды простых египтян. Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани

Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей - уреем - символом власти, и клафт - большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани. Жена фараона носила головной убор из цветной эмали с изображением коршуна или шапочку с цветком лотоса. Жрецы во время обрядов надевали маски с изображениями крокодила, ястреба, быка. И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. На сохранившихся фресках египтяне изображены в основном без обуви. Сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи носили лишь фараон и его приближенные. Сандалии были простой формы, без бортиков и задников, с загнутой кверху подошвой. Бороду крепили завязками современных очков.

2. Костюм древней Греции, эстетический идеал красоты

Греческий костюм больше, чем у любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка - основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, прекрасно подчеркивал гармонию тела и одежды. Искусство одевания и умение носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи имущих классов

Мужской костюм

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками - фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск. Самой распространенной верхней одеждой был гиматий - прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7x4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Обувь греков - повторяющая форму ступни, на пробковой или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Так же как и в других странах древнего мира, носила ее только знать.. Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей - наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи. В классический период прическа мужчины состояла из коротко остриженных волос, круглой бородки и усов. Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.

Женский костюм

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее. Отличительной особенностью женского хитона раннего времени (хитона дорического) является отворот его верхнего края, так называемый диплоидий. Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. Короткие стрижки украшали обручем или лентой. Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни. Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа. В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме образцами металлического литья, филиграни, гравировки. Это - серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента. Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знатных слоев, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.

3. Костюм древнего Рима, эстетический идеал красоты

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми.

Цветовая гамма в римском костюме - яркая красочная, основные цвета - пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Мужской костюм

В основе римского мужского костюма лежали два вида одежды: нижняя - туника и верхняя - тога. По своему назначению они сходны с греческими хитоном и гиматием, однако их конструктивное решение различно: хитон - драпированная одежда, которой обертывали тело, туника - накладная, надеваемая через голову одежда. Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде - тоге - римляне придавали глубоко символическое значение. Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Разновидностью плаща, небольшого по объему, длиной до коленей, был палудаментум, набрасываемый на спину и левое плечо и застегиваемый на правом. Палудаментум - костюм императора и знати - возродился впоследствии в пурпурной мантии королей.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV в. н.э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком. Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Обычно она выполнялась из шерстяной ткани и была различной по ширине и длине рукавов. Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. Если у гречанки нижняя одежда была из тонкой, а верхняя из плотной ткани, то у римлянки, наоборот, туника делалась из плотной ткани, а стола - из тонкой, прозрачной. Если туника была с рукавами, стола - без них, и наоборот. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ, напоминающий по форме греческий гиматий, - палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы. В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камнейОбувь римлянок - мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

Слайд 2

Требования к знаниям, умениям и навыкам 2 В результате изучения теоретического курса и выполнения самостоятельной работы студент должен: развить аналитические и творческие способности на основе изучения видов формообразования и тектонических систем исторического и народного костюма различных стран и народов Древнего мира; получить навыки системного подхода к анализу роли костюма и орнамента в жизни общества; уметь анализировать причины появления различных видов композиционного решения костюма на основе комплексного изучения конструктивно-технологических и декоративных особенностей исторического костюма; знать специальную терминологию костюма.

Слайд 3

Источники Изучение видов формообразования и тектонических систем костюма Древнего мира 3 Наиболее достоверными материалами являются подлинные предметы одежды в коллекциях музеев. Репродукции картин художников-современников и скульптурных изображений, созданных в период существования изучаемого художественного стиля, также служат основой учебного процесса. Художественные зарисовки, схемы кроя и фотоматериалы, опубликованные в специальной литературе, интернет-сайты могут использоваться в качестве дополнительной графической информации.

Слайд 4

Материал для восстановления знаний Функции древней одежды 4 Древний человек использовал одежду как укрытие от непогоды, защиту от климатических воздействий – защитная функция. Для одежды использовались природные материалы. Первая одежда представляла собой шкуры животных, которыми покрывали или обертывали тело. Для изготовления текстильных материалов применяли волокна растительного происхождения. Одежда была органически связана с человеком, акцентировала отдельные части фигуры, символизировала определенные жизненные процессы, служила ритуальным объектом. Тектоническая система костюма Древнего мира – оболочка, подсистемы – простое обертывание, ниспадание, драпирование.

Слайд 5

Ключевые понятия 5 Функции одежды; одеяние; габитус. Исторический костюм; образ человека. Схема кроя; развертка плечевой и поясной одежды. Художественный стиль.

Слайд 6

Учебный материал

Древний Египет Скульптурное изображение фараона: Головной убор клафт, оплечье ускх, передник схенти, золотые сандалии, браслеты, посох.

Слайд 7

Древний Египет Каноническое изображение фигуры человека. Женский калазирис, парик, воротник ускх, браслеты. Мужская накидка синдон, воротник ускх, передник схенти.

Слайд 8

Ассиро-Вавилония Жрец в образе крылатого божества. Фрагмент ассирийского рельефа. Лувр. Париж

Слайд 9

Приобретенные знания 9 Древнюю одежду можно подразделить на три основных типа: нешитая (некроеная); шитая (типа туники-рубашки); комбинированная (подкроенная). Понятие «костюм» имеет значения художественного образа эпохи или периода (модный, стилевой),выражает индивидуальность (образ человека). В зависимости от региона и применяемых материалов одежду драпировали или обертывали вокруг тела. Из оболочки в виде целого полотнища выделился рукав, половинки штанов, затем лиф, юбка, различные детали.

Слайд 10

Вопросы для самопроверки Костюм Древнего мира 10 Одежда Древнего Египта: Древнее, Среднее, Новое царство. Атрибуты власти. Прикладное искусство и орнамент Египта. Отличительные особенности ассиро-вавилонской одежды.

Слайд 11

Задания для самопроверки Возникновение костюма и орнамента 11 Выполнить зарисовки одежды Древнего мира на фигуре человека, проанализировать тектонические системы. Установить цветовую символику костюма. Проанализировать знаковую функцию аксессуаров. Дать характеристику материалов для одежды.

Слайд 12

Рекомендуемая литература 12 1. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.: ЭКСМО, 1995. – 256 с. 2. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов/ Под ред. Т.В. Козловой. – М.: Легпромбытиздат, 1988. – 352 с. 3. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. - М.: Искусство, 1982. 4. Мода и стиль. Современная энциклопедия. – М.: Аванта, 2002. - 479 с.: ил. 5. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности/ Р.В. Захаржевская. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 288 с.: ил.

Слайд 13

13 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Посмотреть все слайды

История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие Цветкова Наталья Николаевна

Глава 2. Текстиль и костюм Древнего Египта

В 4 тыс. до н. э. в различных областях Европы, Азии, Северо-Восточной Африки человек начинает осваивать металлы. В хозяйственной жизни людей этого периода важное значение приобретает медь. Именно с этого времени начинается период энеолита – медно-каменного века (4–3 тыс. до н. э.). Из меди изготовляли такие важные хозяйственные предметы как наконечники копий, рыболовные крючки, а также швейные иглы. Широко развивалось ремесленное производство – ткацкое, литейное, гончарное. Это время характеризуется также появлением первых рабовладельческих государств в Египте и Двуречье.

Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего царства (2900–2270 гг. до н. э., правление I–VI династий); Среднего царства (2100–1700 гг. до н. э., правление XI–XIII династий); Нового царства (1555–1090 гг. до н. э., правление XVIII–XX династий). В промежуточный период между Древним и Средним царствами Египет переживал период распада на отдельные области; в период между Средним и Новым царством так же был децентрализован и находился под владычеством азиатских кочевых племен гиксосов.

Египетский орнамент оказал большое влияние на орнаменты всех древних народов. В своем орнаментальном творчестве египтяне обращались к природе. Однако в орнаменте, как и во всем искусстве египтян, проявилась их склонность к символизму. Подобная тенденция также нашла широкое применение у персов, арабов и мавров. Через орнамент египтяне осуществляли свое познание мира. Так, например, стилизованный лотос – обожествленное растение, символ воздействия воды и солнца на спящую землю, в бесконечных вариациях украшает ткани, мебель и архитектуру египтян.

Широко распространенным было также изображение папируса. Например, колонны в Луксоре и Карнаке изображают цветы папируса, где основанием служит корень, стволом колонны – стебель, а капителью – распустившийся цветок, окруженный маленькими бутонами. Обожествленное египтянами солнце нашло свое орнаментальное выражение в форме диска с двумя змеями по бокам. Такой орнамент использовался для украшения храмов и одеждах жрецов и фараонов. Еще одним важным элементом орнамента египтян был скарабей, символизирующий творца, заложившего в земной шар семена произрастания.

Преобладающими в египетском искусстве были три основных цвета – красный, желтый и синий с добавлением белого и черного. Зеленый цвет, которым окрашивают листья лотоса, появился в более позднее время, в Древнем царстве для окраски листьев употребляли голубой цвет.

Об особенностях текстильного искусства и костюма Древнего Египта можно судить, главным образом, опираясь на находки и росписи стен египетских гробниц. Надо сказать, что прядение и ткачество принадлежат к числу древнейших видов мастерства, которыми владели древние египтяне. Известны образцы египетских тканей, время создания которых относится к эпохе неолита. На стенах нескольких гробниц XII династии в Бени-Хасане и в Эль-Берше, а также в гробницах XVIII династии в Фивах изображено возделывание льна, обработка льняного волокна и процесс ткачества. Пряжу пряли руками (преимущественно женщины) при помощи небольшого веретена. Для ткачества использовался ручной горизонтальный ткацкий станок, после гиксосского вторжения стали использовать и вертикальный ткацкий станок. При раскопках часто встречаются прялки, веретена, грузики от ткацкого станка.

Основным сырьем для изготовления египетских тканей был лен. Римский историк Плиний Старший отмечает огромное значение выращивания льна в Египте. По его словам, «благодаря льну… Египет в состоянии ввозить товары из Аравии и Индии»; он утверждает также, что страна «извлекает изо льна огромные прибыли».

Древние египтяне производили ткани различной плотности и толщины – от тончайшего газа до грубого холста. В результате археологических раскопок в гробнице фараона Тутмоса IV было найдено несколько фрагментов цветной льняной ткани, в гробнице Тутанхамона так же были найдены образцы льняной материи с тканым и вышитым узором. Также была найдена гофрированная льняная ткань времен XI династии и три образца гофрированных льняных тканей XVIII династии, хранящихся в настоящее время в Каирском музее.

О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна и мастерстве ткачей позволяют судить образцы ткани, на 1 см 2 которых насчитывается до 84 основных и 60 уточных нитей. Тонкий египетский лен по своим свойствам сравним с натуральным шелком: сквозь пять слоев белой льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело. Орнаментация ткани носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги, ромбы) и располагалась по всей поверхности ткани. Кроме того, могли применяться орнаменты в виде стилизованных растительных элементов (цветов, листьев лотоса, папируса, пальмы) или животных (змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями). Помимо льна, в основном для изготовления одежды обрядового назначения применялись кожа и мех.

Шерсть также использовалась египтянами для изготовления одежды. Так, например, греческий историк Геродот упоминает свободные белые шерстяные плащи, которые носили поверх льняной одежды.

Наряду с производством ткани, в Древнем Египте было распространено и ее окрашивание. Известно, что искусство крашения натуральными пигментами осуществлялось здесь уже в додинастический период: были найдены относящиеся к этой эпохе плетеные циновки, окрашенные по краям в красный цвет.

Что касается особенностей Древнеегипетского костюма, то здесь можно процитировать известного исследователя Каминскую Н. М.: «Особенность костюма и всего искусства Древнего Египта – стремление к прямым четким линиям, геометрическим формам. Сквозь схематизм и условность изображения проступают черты идеального образа древних египтян: высокий рост, широкие плечи, узкие талия и бедра, крупные черты лица. Большое сходство с современным представлением о красоте ощущается в облике женщины: стройные пропорции, правильные, тонкие черты лица, миндалевидный разрез глаз (статуя Раннаи, бюст Нефертити)».

В эпоху Древнего царства основным видом мужской одежды была набедренная повязка или передник, который назывался «схенти» (рис. 1). Он представлял собой неширокую полосу ткани, которую обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Средняя часть схенти имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. Она собиралась в складки и прикладывалась к корпусу спереди. По форме одежда была одинаковой для представителей разных сословий, но отличалась качеством материала. Так, например, схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна, схенти ремесленника – из толстого холста, а одежда раба – из грубой неотбеленной ткани или кожи.

Рис. 1. Рельеф из гробницы визиря V династии Птаххотепа.

Важную роль в костюме египтян играли аксессуары. Известно, например, что древние египтяне брили головы, но носили парики из растительных волокон, завитых мелкими локонами. Длина и пышность локонов зависела от того, насколько знатным был человек.

Знаками царской власти и, соответственно, аксессуарами их костюма были подвязанная золотая борода, корона и посох, а также головной убор «клафт-ушебти», состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем – фигуркой священного змея, голова которого располагалась надо лбом фараона (рис. 2). Змей-урей считался символом неограниченной власти, поэтому его изображением украшались также корона, пояс и шлем фараона. Корона фараона состояла из двух шапок, белой (верхнеегипетской) и красной (нижнеегипетской), вставленных одна в другую (рис. 3). Интересно, что знаком или символом «змеи-урея» является узор, состоящий из комбинации маленького белого косого креста, окруженного красными фигурами из двух накрест положенных звеньев. Подобный орнамент, как отмечают исследователи, часто встречается в памятниках древнейшей египетской культуры и многих других стран азиатского Востока.

Рис. 2. Золотой гроб высотой 33 см для хранения внутренностей Тутанхамона

Рис. 3. Статуя Рамзеса II из Карнака.

Головной платок (клафт) доходил сзади до затылка, а спереди, у висков, к нему пришивались две длинные завязки с поперечными полосами, спускающимися на плечи. Такие платки можно видеть на изображениях сфинксов.

На изображениях периода Древнего царства фараон и представители знати показаны одетыми в белый схенти, парик и босые или в тростниковых сандалиях. Цвет фигур живописи и скульптуре Древнего Египта бал четко установлен: коричнево-красный цвет мужского тела и желтый для цвета кожи женщин и рабов.

Женский костюм в эпоху Древнего царства представлял собой прямую рубашку «калазирис» длиной немного выше щиколотки с одной или двумя косоугольными бретельками, оставляющая грудь открытой. Калазирис представляет собой точно обрисовывающий фигуру «футляр» (рис. 4). Калазирис оставался основным видом женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Женщины Древнего Египта, так же как и мужчины носили парики из завитых растительных волокон, но они были длиннее мужских.

Рис. 4. Царица Каромама.

В эпоху Среднего Царства происходило развитие сельского хозяйства, ремёсел и торговли Древнего Египта. Это было время роста городов, развитие торговых контактов с другими странами Древнего мира. Из государств Передней Азии – Персии, Месопотамии ввозятся новые ткани и предметы роскоши, что способствует развитию костюма и появлению его новых форм. В этот период появляются гладкие и плиссированные длинные схенти из дорогих тканей. Женщины продолжают носить калазирис независимо от социального статуса, однако, одежды знатных женщин могут отличаться богатой отделкой. В это время появляется короткий женский парик, который имели право носить только очень знатные женщины.

Эпоха Нового царства стала временем расцвета Египта. В этот период страна достигает небывалого могущества. Это время использования тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений. В костюме отмечается обилие плиссировок, однако, такая плиссировка не создает динамики формы (рис. 5).

Рис. 5. Аменхотеп II – покровитель города мертвых.

Время правления фараона Рамзеса I считают апогеем роскоши Древнеегипетского царского двора. В этот период были распространены пышные, широкие одеяния из полупрозрачной материи, белой с красными полосами.

Схенти был длинным и завязывался поясом, сверху надевалось длинное одеяние с широкими рукавами средней длины, которое плотно прилегало к телу до талии, а затем расходилось складками. Такое же одеяние носилось и женщинами поверх калазириса.

В период Нового царства под влиянием восточных народов в египетском костюме появляются элементы кроя. Так, например, появляется новый вид одежды – рубашка сусх . Это длинная накладная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотна с прорезью для головы, сшитая по бокам до линии проймы. Еще один новый вид одежды – синдон – плиссированный кусок тонкой ткани, который носили поверх калазириса. Интересно, что в эпоху Нового царства калазирис начинают носить не только женщины, но и мужчины, т. е. происходит сближение форм мужского и женского костюмов. В это же время появляются сандалии с поднятым вверх носком и ремнями, доходящими до колен.

Мужская и женская одежда Древнего Египта демонстрирует как цветовой, так и фактурный контрасты. Важную роль в египетском костюме играли ювелирные украшения и, особенно, традиционное украшение-воротник «ускх» из цветного бисера. Орнамент ожерелья ускх зависел от статуса человека, который его носил. Так, например, слуги фараона носили ожерелье с желтыми полосами; служащие храма – с синими; военные – с красными. Цвет полос клафта соответствовал цвету полос ожерелья. Цветные пасты, которыми покрывался бисер, были изобретены в эпоху Древнего царства. Первые фаянсовые бусы, найденные в Египте датируются додинастическим периодом, а производство стеклянных бус отмечается, начиная с V династии.

И мужчины и женщины носили на руках изящные браслеты на запястье и у плеча, женщины носили также ножные браслеты и серьги в форме кольца. Распространенным украшением был навозный жук скарабей ляпис-лазури и других драгоценных камней, считавшийся символом плодородия и творчества, его носили на шее в виде амулетов.

Египтяне, как мужчины, так и женщины, использовали косметику. Так, например, египтянки подкрашивали брови и кончики век. Судя по раскопкам, они это делали при помощи кисточки или иглы из слоновой кости. Наиболее распространенными красками для подведения глаз были малахит (зеленая медная руда) и свинцовый блеск (темно-серая свинцовая руда). И малахит, и свинцовый блеск встречаются в могилах в виде кусочков сырого материала. Древние египтянки также подкрашивали щеки. Об этом говорит присутствие в гробницах красного пигмента рядом с палетками, на которых его растирали. Этот пигмент представляет собой красную окись железа гематит (красную охру). Красная охра широко употреблялась для росписи гробниц, а также писцами.

С конца XI века до н. э. Древний Египет переживал эпоху постепенного упадка и в VI–IV веках до н. э. оказался под властью персов. Позднее, в IV–I веках до н. э. Египет находился в составе государства Птолемеев – царской династии, основанной Птолемеем I, одним из полководцев Александра Македонского. Эллинистический период египетской истории закончится при царице Клеопатре, когда государство Птолемеев в 30 году до н. э. было завоевано Римом и стало римской провинцией.

Говоря о Древнем Египте, следует также упомянуть о соседних народах, испытавших влияние мощной египетской культуры. Ближайшими соседями египтян были эфиопы, жившие в долинах верхнего Нила. Исследователи предполагают, что эфиопы и египтяне в древности произошли от одного и того же племени. Постоянное общение с египтянами способствовало тому, что в одежде древних эфиопов можно проследить некоторые заимствования из древнеегипетского костюма. Так, например, древнейшей формой одежды эфиопов был передник. Женская одежда – калазирис – так же была аналогична египетской, но не белой, а цветной. В качестве украшений мужчины и женщины носили большие серьги, браслеты на руках и ногах и ожерелья из крупных бус, а также кольца с эмалированными бляшками. Впоследствии египетский передник сохранился только как церемониальная одежда царей и жрецов. Вместо него начали использовать длинное непрозрачное одеяние, окутывающее фигуру человека с головы до ног. Впоследствии на этот вид одежды была нашита полоса ткани, скрепляющая расходящиеся в стороны складки. Сверху вокруг бедер надевался кроткий передник, завязывающийся спереди узлом. Плащ представлял собой продолговатый кусок ткани, украшенный каймой. Он проходил под рукой через противоположное плечо и завязывался узлом на груди. Знатные мужчины эфиопы носили длинный, узкий шарф, который шел от левого плеча к правому бедру, затем оборачивался вокруг талии и свешивался ниже колен. Характерную часть эфиопского костюма составлял второй шарф, состоявший из ленты с длинными кистями. Он надевался диагонально через грудь и спину и завязывался на бедрах. Этот шарф имели право носить только царственные особы и высшие сановники. Головные уборы эфиопов были аналогичны египетским.

Основываясь на египетском искусстве, можно также описать виды одежды других народов. Так, например, египетские изображения, высеченные на камне в 1600 году до н. э., дают представление об одежде кочевых арабов. Предполагают, что костюм древних арабов делался из мягкой кожи или шерсти. Мужчины носили передник, доходивший до колен, рубашку и плащ, имевший вид полукруга. Плащ шел от левого плеча через правое так, что один его конец находился спереди, другой сзади. К древнейшим частям арабского одеяния принадлежит треугольный головной платок, коффиа . Он надевался на голову таким образом, что конец, спадавший сзади, подвязывался боковыми концами. Коффиа украшался бахромой. Обувь арабов представляла собой кусок кожи, зашнурованный вокруг ноги, или деревянные подошвы, привязанные к ногам. Женская арабская одежда была аналогична мужской, но более длинной.

Древний еврейский костюм напоминал одежду арабских кочевых племен. Одежда знатных мужчин состояла из нижней шерстяной и верхней полотняной рубашек. Обязательным элементом мужского еврейского костюма был пояс. Богатые роскошные пояса делали из шерстяной или льняной ткани, расшивали золотом, украшали драгоценными камнями. Верхняя одежда украшалась пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса. Существовала также широкая одежда без рукавов – нарамник. Она могла быть одиночной и двойной. Одиночный нарамник – это прямоугольное полотнище ткани, согнутое пополам и имеющее разрез для головы. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались по плечам, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным одеянием священников и назывался ефодом . На голове носили повязки – гладкие или в виде тюрбана, а также капюшоны.

Женский костюм состоял из нескольких одежд. Нижняя одежда была длинной, обшивалась каймой по подолу и рукавам, носилась с поясом. Поверх нее надевалась вторая одежда белого цвета, с широкими рукавами, собранными в складки. Ворот и рукава этой одежды украшались драгоценными камнями, жемчугом, золотыми фигурками. Верхнюю одежду чаще всего делали из узорной или пурпурной ткани, она была распашная. В качестве головного убора женщины надевали сетчатые шапочки, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, поверх которых набрасывали прозрачную длинную вуаль, окутывавшую всю фигуру.

Рассмотрев искусство текстиля и костюма Древнего Египта и других древнейших народов, можно отметить, что в древности существовали достаточно простые виды одежды, получившие развитие у многих народов: драпировка, нарамник, рубашка. Основными материалами, применяемыми для изготовления тканей, были лен и шерсть. Судить о формах древнеегипетского костюма сегодня можно, опираясь, главным образом, на археологические находки. Интерес к искусству Древнего Египта не угас, и, в настоящее время, элементы этой великой культуры используются многими современными дизайнерами в своих работах.

Из книги Удивительная механика автора Гулиа Нурбей Владимирович

Открытие древнего гончара Один из величественнейших городов Междуречья – древний Ур. Он громаден и многолик. Это почти целое государство. Сады, дворцы, мастерские, сложные гидротехнические сооружения, культовые постройки.В небольшой гончарной мастерской, с виду

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс Говард

Из книги Четыре жизни академика Берга автора Радунская Ирина Львовна

Глава 5 СРАЖЕНИЕС ДЕВИАЦИЕЙСИМПТОМЫ УВЛЕЧЕНИЯВ тревожной жизни Берга появляется нечто новое. Он увлекается научной работой. Это почти невероятно - война, бои, сложные обязанности, ответственность. Ему, младшему штурману, как и второму штурману Франковскому и их

Из книги Эта удивительная подушка автора Гильзин Карл Александрович

Глава 6 ВСТУПЛЕНИЕВ СУДЬБУШТУРМПеред боевым командиром, лишившимся возможности продолжать службу не только на подводных лодках, но и на надводных военных кораблях, было два проторенных пути. Первый - продолжать службу в штабах или управлениях. Второй путь -

Из книги История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Учебное пособие автора Цветкова Наталья Николаевна

Глава 1 ВОЗВРАЩЕНИЕВЫ ВЕРИТЕ?!Чудеса случаются во все времена. После томительных трех лет подозрений и недоверия - реабилитация.Наступила тяжелая, странная пора. Тысяча дней прокатились через жизнь Берга, и каждый день разрывал его душу и сердце. Волны раздирающих мозг

Из книги Могло быть и хуже… автора Кларксон Джереми

Глава 2 НА ПЕРЕДОВОЙПЕРЕЛОМ1943 год начинался в новых условиях. Потери немцев под Сталинградом: 175 тысяч убитых и 137 тысяч пленных, 23 дивизии в окружении - эти цифры потрясли весь мир. Громадный успех менял всю обстановку на фронтах. Оживились даже союзники. Италия

Из книги автора

Глава 4 КОНЕЦ!9 МАЯЕще один год позади. Встреча нового, 1945 года в стране прошла спокойно. Наши войска уже дрались близ Будапешта, и каждый день ожидалось сообщение о его взятии. Союзники, увы, не очень старались, и немцы их изрядно поколачивали. Но теперь развязка близилась,

Из книги автора

Подушка-костюм Уж если зашла речь о надувных костюмах, то, разумеется, не для «молчаливых джентльменов». Превращаясь в надувной костюм, воздушная подушка способна на многое. В частности, когда человек оказывается в опасных, а то и вовсе не пригодных для жизни условиях.

Из книги автора

Глава 3. Текстиль и костюм Ассиро-Вавилонии Примерно в то же время, когда сложилось государство Древний Египет, в Азии, в южной части долины рек Тигра и Евфрата, так же возникает древнейшее рабовладельческое государство. Народом, заложившим основы цивилизации в Двуречье,

Из книги автора

Глава 4. Текстиль и костюм Древней Греции В период с 3 тыс. до н. э. до середины V в. н. э. развивались культура и искусство античного мира. Слово «античный» происходит от латинского «antiquus» – древний. Термином «античный» в эпоху Возрождения стали называть культуры Древней

Из книги автора

Глава 6. Текстиль и костюм Древнего Рима Историю Древнего Рима принято делить на три периода, в каждый из которых текстильное искусство и костюм развивались по-разному:Этрусская культура – VIII–II в. до н. э.1. Этрусская культура – VIII–II в. до н. э.2. Республиканский период –

Из книги автора

Глава 7. Текстиль и костюм Древней Индии Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан и части материка. Благодаря археологическим раскопкам известно, что уже во втором тысячелетии до нашей эры в долинах рек Ганга и Инда существовала самобытная культура,

Из книги автора

Глава 8. Текстиль и костюм Древнего Китая Культура Древнего Китая – еще один пласт древнейшей цивилизации, истоки которой следует искать в эпоху палеолита. В результате археологических исследований было установлено, территория Китая была населена уже со времен нижнего

Из книги автора

Глава 10. Текстиль и костюм доколумбовой Америки На территории доколумбовой Америки сформировалась самобытная культура, истоки которой следует искать в эпохе палеолита. Древнейшие каменные орудия, найденные в Техасе, Неваде и Калифорнии, археологи датируют возрастом 40

Из книги автора

О! Клево опять надеть костюм супергероя Toyota GT86 В былые времена, когда люди еще болели дифтерией, а дети пачкались сажей, у машин были небольшие тонкие шины, так что водители-энтузиасты развлекались на развязках заносами.Сейчас, однако, все заботятся о сцеплении.

Из книги автора

Кто дал дядюшке Скруджу костюм ниндзя?! Lexus IS 300H F Sport Уже не одно тысячелетие человека захватывает жажда скорости. Еще в каменном веке лучшая еда доставалась самым быстрым, и это делало их королями горы. Потом появились лошади, и история повторилась. Чингисхан

КОСТЮМ ДРЕВНЕГОМИРА

В раннеклассовых обществах древнего мира основным материалом для изго-товления одежды была ткань (Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древ-няя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим). При этом форма костюма была обусловлена теми климатическими условиями и материалами, которые были характерны для данного региона, а также основными принци-пами формообразования, типами структур, присущими каждой цивилизации (тектоника формы, степень развития пространственного мышления). В зависи-мости от материалов и традиций одежду по-разному закрепляли на фигуре: драпировали вокруг тела, обертывали тело, делали прорезь для головы. Можно выделить три основных типа древней одежды:

1) нешитая (некроеная) одежда, изготовленная из одного куска ткани, зак-репленного на теле, - это драпированная одежда Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, характерная для средиземноморской цивилизации;

2) одежда из куска ткани с прорезанным отверстием для головы (плащи типа пончо вавилонян и ассирийцев);

3) кроеная и шитая одежда - из согнутого пополам полотнища ткани с выкроенным отверстием для головы, сшитого по бокам с оставленными про-резями для рук (туникообразный покрой). На основе этого покроя появилась рубашка с вытканными рукавами (покрой туника) - рубашка-канди асси-рийцев, калазирис эпохи Нового царства в Древнем Египте, туника Древнего Рима (I - Vbb . н.э.).

Народы Древнего Востока умели изготавливать тонкие и красивые ткани. Особенно славились тончайшие льняные ткани Древнего Египта. Лен, кото-рый рос по берегам Нила, был основным волокном для изготовления тканей, хотя в ранний додинастический период Древнего Египта использовали для этой цели и волокна луба, трав, тростника. Но самыми длинными, тонкими и эластичными были нити, которые получали из волокон незрелого льна. В каж-дом большом хозяйстве (при храме, поместье фараона или крупного вельмо-жи) обязательно имелись ткацкие мастерские. Их называли «дома ткачих», так как в них работали женщины. Там вырабатывали ткани для одежды, покрывал, занавесей. В Древнем Египте были распространены горизонтальные ткацкие станки, на которых получали ткань определенного размера. При сдаче работы куски растягивали над специальными столами стандартного размера, и отли-чившиеся ткачихи получали вознаграждение за куски ткани большего размера и хорошего качества (как правило, в виде серег, куска ткани или расшитого бусинами круглого оплечья - ускх). Затем ткань красили либо отбеливали на солнце, лощили и плиссировали, если она предназначалась для одежд знатных людей. Одежды вышивали золотыми или бирюзовыми бусинами, жемчугом, но особенно ценились прозрачные белые ткани. Сквозь несколько слоев таких тканей просвечивало тело, красоту которого египтяне очень ценили. Художни-ки эпохи Нового царства умели в росписях стен гробниц передавать эффект просвечивания и даже изображали пятна, проступавшие на ткани от обильных умащений тела благовонными маслами.

Не менее искусно древние египтяне умели выделывать кожи жировым спо-собом и красить их в красный, голубой, зеленый, желтый цвета. Такие кожи вывозили в другие страны древнего мира (так, греческие модники и модницы носили красные сандалии, сшитые именно из египетских кож).

Одежда древних египтян была очень простой по крою. До третьего тысячелетия до н.э. одежда мужчин состояла из пояса, набедренной повязки и плаща. Затем набедренные повязки (схенти) все более усложняются. Их длина и форма зависели от социального статуса обладателя. Женская одежда Древне-го царства - калазирис - представляла собой обернутое вокруг тела полотни-ще, зашитое с боков, с пришитыми одной или двумя лямками. Египтяне но-сили круглое оплечье - воротник-ожерелье (ускх), символизирующий Солн-це. В эпоху Нового царства после нашествия гиксосов (XVI в. до н.э.) в египет-скую культуру проникают новые элементы, налаживаются политические, эко-номические и культурные связи с другими странами Древнего Востока. С Вос-тока в Египет проникает новая одежда с элементами кроя - туникообразного типа без рукавов, с короткими или длинными рукавами. Эта новая одежда распространилась среди знати под старым названием «калазирис». Появляются костюмы, состоящие из нескольких кусков прозрачных плиссированных тка-ней (например, мужской костюм сусх, состоящий из калазириса и набедрен-ной повязки синдон, а также плаща; женский костюм, состоящий из калази-риса и покрывала «хаик Изиды»). Эти тончайшие одежды можно было протя-нуть сквозь кольцо. Великолепные льняные ткани вывозили из Египта периода Позднего царства и из эллинистического Египта.

В отличие от Древнего Египта в междуречье Тигра и Евфрата - Месопота-мии - лен рос очень плохо, поэтому ткани из привозного льна были редкос-тью и их носили только цари, жрецы, в том числе верховная жрица - энтум. Основным материалом для изготовления одежды служила шерсть, тем более что в Месопотамии одежда должна была защищать тело человека от холода ночью и от палящих лучей солнца днем, а также от укусов насекомых и от ударов врагов, так как история Месопотамии представляет собой череду не-прерывных военных походов. Поэтому в отличие от прозрачных одежд Древне-го Египта в Месопотамии сложился костюм-футляр, закрывающий тело (правда, рабы ходили вовсе без одежды). Одежда - это знак свободного человека, а ее длина и характер отделки - знак социального положения. В третьем тысячеле-тии до н.э. одежду изготавливали из шкур и войлока. Цари и жрецы носили юбки и плащи из козьих шкур. В Древнем Вавилоне (второе тысячелетие до н.э.) их сменяют ткани из шерсти. Ежегодная обязательная минимальная нор-ма шерсти на одежду для одного человека в огромных храмовых хозяйствах и хозяйствах вельмож составляла 1,5 кг. Для домашних нужд женщины пряли и ткали дома, а при храмах существовали огромные мастерские. В Ассиро-Вави-лонии в первом тысячелетии до н.э. (время расцвета Ассирии - IX-VII вв. до н.э., Нового Вавилона - VII-VI вв. до н.э.) активно развивается товарное производство, и ремеслами занимаются мужчины. В Вавилоне были целые ули-цы ткачей, имевших узкую специализацию, между которыми существовала конкуренция. На горизонтальных и вертикальных ткацких станках они изготав-ливали ткани шириной от 1 до 4 м. В Ассиро-Вавилонии впервые появились ткани, окрашенные пурпуром (хотя пурпур - краситель, получаемый из же-лезистых телец моллюсков-пурпурниц, изобрели финикийцы), и ткани с зо-лотыми нитями. Окрашенные ткани стоили очень дорого, поэтому обычно ис-пользовали ткани, отбеленные на солнце. Пурпурные ткани и отделки при-мерно с XV-XIV вв. до н.э. были знаками социального статуса (пурпурный плащ носил царь). Знаком социального статуса была и бахрома, окрашенная пурпуром (появилась примерно в XXVII в. до н.э.). Бахрома имела символи-ческое значение - ее могли приложить к глиняной табличке вместо личной печати. Позднее появилась вышивка. Особенно славилась вышивка золотыми нитями. Самыми искусными считались вышивальщицы из финикийского го-рода Сидон (современный г. Сайда в Ливане). Их привозили в Ассирию и Вави-лонию в качестве ценного военного трофея, их вышивки украшали драгоцен-ные парадные одежды царей. Золотые вышивки дополняли нашитые на одежду чеканные золотые пластинки, как правило, круглые розетки - знак Солнца.

Одежда Месопотамии была сшитой без застежки (накладной), с элемента-ми кроя и состояла из рубашки без рукавов или с короткими рукавами и на-бедренной повязки, носимой сверху рубашки (в Вавилонии), или рубашки-канди (в Ассирии), длина которой указывала на социальное положение В Ассирии более одной одежды мог носить только царь, его костюм состоял из длинной рубашки, набедренника и плаща конас. Женщины носили рубашки-туники, набедренники и плащи-покрывала. В Ассирии свободные женщины обязаны были закрывать лицо при выходе на улицу специальными покрывала-ми. Костюм дополняли украшения из бус, металлических колец, ножных и ручных браслетов.

Ассирийские воины носили сандалии с твердыми задниками, обмотки и бронзовые шлемы, что делало их костюм наиболее защищенным по сравне-нию с военной одеждой других народов Древнего Востока. Возможно, что они носили и штаны, заимствованные ими у горских племен.

Изобретателями штанов считаются древние персы. Изначально они жили высоко в горах и носили одежду из шкур и войлока, кроеную и сшитую. Впос-ледствии, когда персы спустились с гор и завоевали большую часть государств Древнего Востока, создав огромное Персидское царство, они стали носить одежду, скроенную и сшитую из ткани. Древние персы носили штаны-ногови-цы возможно потому, что были хорошими наездниками, и конница всегда играла огромную роль в персидском войске. Персы были первыми среди наро-дов Древнего Востока, ставшими носить распашную одежду - кафтан «кандис», надеваемый поверх рубахи. Покрой этой одежды и само название «каф-тан» впоследствии широко распространились среди разных народов. Персы в эпоху расцвета их государства носили костюм двух типов: персидско-иранско-го, состоящего из рубахи, штанов-ноговиц (греки называли их анаксариды), кафтана и плаща, и так называемого сузианского (или мидийского), состоя-щего из драпированной юбки и круглой накидки, заложенной складками и заткнутой за пояс. Возможно, что это была не накидка, а кафтан с широкими крылообразными рукавами, так как однозначной реконструкции этой одежды не существует (все персидские рельефы изображают персов в такой одежде в профиль). Эту одежду шили только из ткани, и ее носили знатные люди. Персы любили одежду из ярко окрашенных тканей (черных, оранжевых, желтых, голубых, зеленых), отделанную вышивкой по конструктивным линиям. Цари носили одежду, окрашенную пурпуром и вышитую золотыми нитями и плас-тинками.

Некоторое сходство с костюмом Месопотамии имела одежда, которую но-сили на Крите - острове в Средиземном море, о котором древние греки сло-жили известный миф (о лабиринте и Минотавре). Расцвет культуры на Крите датируется 2600-1250 гг. до н.э. Жители этого острова были искусными ремес-ленниками и строителями огромных дворцов. По сохранившимся фрескам двор-цов и керамическим статуэткам, оттискам печатей можно представить их кос-тюм, который состоял из набедренной повязки, пояса и плаща - у мужчин, юбки и плечевой одежды - у женщин. Особенный интерес представляет кос-тюм жриц великой богини Природы: они носили плечевую одежду - кофты с короткими рукавами и большим декольте, пышные многоярусные юбки и корсеты из кожаных ремней. Это был первый в истории пример каркасного кос-тюма, корсеты появятся вновь спустя почти три тысячелетия в европейском костюме. Ткани, в основном из шерсти (возможно, носили и привозной еги-петский лен - находки в гробницах Египта и на Крите свидетельствуют об их торговых связях), ткали женщины дома, на женской половине, а также в ма-стерских при огромных дворцовых хозяйствах. Ткани окрашивали; самыми цен-ными красителями были шафран (священное растение) и пурпур.

Культура древнего Крита оказывала огромное влияние на культуру Греции со второй половины XV в. до н.э., когда греки-ахейцы впервые появились на Крите. Греки-ахейцы, переселившиеся на Пелопонесский полуостров в XXII - XX вв. до н.э., заимствовали на Крите многое: линейное письмо, ставшее ос-новой греческого алфавита, элементы костюма. Города-государства греков-ахей- цев: Микены, Пилос, Тиринф, Спарта, защищенные стенами из огромных каменных блоков, были окружены поселениями «нижнего города», где жили ремесленники, находящиеся на государственной службе. Ремеслу обучали и пленных женщин-рабынь - в надписях сохранились упоминания о прядиль-щицах, обрабатывающих шерсть, ткачихах, швеях. Шерстяные и льняные тка-ни окрашивали и украшали вышивкой. Часть шерстяной пряжи перерабатыва-ли вязанием. Парадные одежды правителей и их свиты расшивались золотыми бляшками, дополнялись диадемами, серьгами, кольцами, браслетами из зо-лота, ожерельями из янтаря и гранатов. Женский и мужской костюм греков-ахейцев напоминал костюм жителей древнего Крита: набедренные повязки, плащи, юбки и плечевая одежда. В качестве церемониальной носили туникооб-разную одежду, которую для сохранения формы укрепляли специальной про-волокой из свинца. Одежда стоила очень дорого и ее даже использовали в каче-стве дара.

Около 1200 г. до н.э. произошло очередное нашествие на Грецию северных племен - дорийцев, которые принесли с собой совершенно новый тип одеж-ды - кусок ткани, задрапированной вокруг тела. На протяжении XI - X вв. до н.э. происходит становление нового костюма на основе слияния старых и но-вых форм. Еще в VI в. до н.э. в костюме Древней Греции сохранялись некоторые элементы ахейской одежды: набедренные повязки - у мужчин, юбки поверх хитонов - у женщин. Но побеждают новые формы - драпированная одежда, созданная из одного куска ткани. Из простых, как правило, прямоугольных кусков ткани древние греки создавали самые разнообразные формы: доричес-кий и ионический хитон, пеплос, гиматий, хламида и т.д.. Впослед-ствии в европейской культуре греческий костюм станет эталоном гармонии между прекрасным телом и одеждой, подчеркивающей его движения. При том, что костюм представлял собой лишь кусок ткани, индивидуальность человека, его носившего, проявлялась в манере ношения, в искусстве драпировки. Дра-пированная одежда отличала цивилизованного человека, принадлежащего сре-диземноморской культуре, от варвара.

Живя на скудной земле, которая с трудом могла прокормить растущие го-рода-государства метрополии, древние греки ориентировали свою экономику на экспорт, обменивая оливковое масло, вино и произведения ремесла на необходимые товары. Поэтому греческие мастера достигли высочайшего мас-терства и славились во всех странах древнего мира. Наряду с маслом, вином, керамикой важной статьей экспорта была шерсть. Ее вывозили из греческих колоний на побережье Малой Азии. В Милете, например, в эпоху классики (VI - V вв. до н.э.) ткали одежду из фригийской шерсти, в эпоху архаики (VIII - VII вв. до н.э.) предметом роскоши считались тонкие льняные ткани из Егип-та, в эпоху эллинизма (IV - III вв. до н.э.) после похода Александра Македон-ского в Индию появились индийские ткани из хлопка, а также шелковые ткани из Китая. Пряли пряжу и ткали в основном женшины дома, на женской половине - в гинекее. Работой руководили сама хозяйка дома, ей помогали служанки и рабыни, тем более, что для работы на греческом вертикальном ткацком станке, на котором ткали ткани большой ширины и эластичности, требовалась дополнительная работница для регулирования плотности изделия. Чтобы выткать куски ткани меньшей ширины, использовали и более простой горизонтальный ткацкий станок. На вертикальном станке ткать узоры было очень сложно, поэтому чаще всего их вышивали. В эпоху архаики хитоны были почти сплошь покрыты вышивкой. Самые широкие ионические хитоны плис-сировали - их смачивали водой и укладывали мелкими складками.

В эпоху эллинизма с развитием крупного товарного производства возникают крупные мастерские-эргастерии, где работают мужчины-ремесленники. В этих мастерских уже существовало разделение труда между работниками-рабами.

Драпированные одежды носили и в древней Этрурии. Этруски появились на севере Аппенинского полуострова около 1200 г. до н.э. Точно установить, откуда они переселились, пока не удалось. Возможно, это были троянцы. По крайней мере, многие черты в их обычаях указывают на их происхождение из Малой Азии. Расцвет культуры этрусков приходится на конец VIII-VI вв. до н.э., а в V в. до н.э. этрусские города-государства были окончательно завоеваны римлянами. Многие элементы этрусской культуры были заимствованы в Древнем Риме: например, обычай справлять военные триумфы, знаки патрицианского достоинства, оторо-ченные пурпурной каймой плащи, пурпурный вышитый плащ и пурпурная туни- ка, расшитая пальмовыми листьями, которую носили военные вожди. Этруски носили одежду из льна и шерсти - хитоны или короткие облегающие рубашки-туники и плащи (мужчины), юбки и лиф с рукавами (женщины).

В Древнем Риме (VIII в. до н.э. - V в. н.э.) сложился особый костюм, указы-вающий на римское гражданство. Только граждане города Рима (по мере расширения государства права гражданства будут распространены и на полноправных жителей других итальянских городов, и представителей знати в провинциях, завоеванных Римом) могли носить тогу. Как и одежда древних греков, одежда римлян была одеждой рабовладельцев. Она не была предназна-чена для активной деятельности, в ней удобно было вести политические или философские дискуссии, выступать в Сенате и т.п. Для войны существовал особый, более удобный и функциональный костюм. Римская тога, бывшая символом римского гражданства и мирного времени, представляла собой ку-сок шерстяной ткани в форме эллипса или сегмента большого размера, кото-рый драпировали определенным образом. (Самые большие тоги (2x5,6 м) но-сили в I- И вв. н.э.) Кроме того, тога указывала и на официальный статус: определенные должностные лица и жрецы носили белые тоги с пурпурной полосой (тога претекста). Полководец-триумфатор, возвращаясь в Рим с вой-ны с победой, облачался в пурпурную тогу, позднее ее будут носить императо-ры. Римляне носили и тунику (сенаторы - с одной широкой полосой спереди и сзади, всадники - с двумя узкими полосами), которая в эпоху Республики (конец VI-I вв. до н.э.) напоминала греческий дорический хитон. По мере того, как Рим завоевывал на Востоке провинцию за провинцией, в костюме появляется все больше восточных черт, и римская туника начинает напоми-нать восточную рубашку с рукавами. Римляне заимствовали новые элементы одежды и у варваров на севере: у галлов римские легионеры переняли рубашку (камизу) и штаны (бракка). Кроме официальной одежды (тога, туника) в Древ-нем Риме существовало и мно-жество видов повседневной одежды, например, разнооб-разные плащи: лацерна, воен-ный плащ сагум, пенула и т.д. Простой народ (плебс) ходил в туниках. В III-V вв. н.э. тра-диционные римские формы одежды (прежде всего тога) ус-тупают место более удобной одежде - тунике с длинными рукавами (далматика), импера-тор же вместо пурпурной тоги носит пурпурный плащ палу-даментум.

Женский костюм отличал-ся от мужского не только осо-быми формами (тогу со II в. до н.э. носили только уличные женщины, а полноправные за-мужние женщины носили ту-нику, столу, институ (плисси-рованную юбку поверх столы) и покрывало палла, напоминав- шее греческий гиматий), но и цветом. Только женщинам в Древнем Риме было прилич-но носить одежду из окрашен-ных тканей (мужская одежда должна была иметь естественные цвета овечьей шерсти), но определенных цветов: желтого, зеленого, коричневого, оранжевого.

Изначально древнеримские ткани в основном были шерстяными, но в эпо-ху Империи из стран Востока стали привозить драгоценные ткани с золотыми нитями, а после завоевания Египта в моду вошли тончайшие прозрачные тка- ни из льна, а потом и из шелка, которые производили на острове Кос в Сре- диземном море. В другие регионы из Рима вывозили шерстяные ткани. В эпоху Империи существовало разделение труда между отдельными провинциями. Из Сирии везли пурпурные ткани и стеклянные изделия, из Египта - льняные ткани и папирус, из Галлии - льняные ткани, керамику и вина. Шерстяные ткани вырабатывали на юге Италии. В Кампании центром переработки шерсти был город Помпеи - до своей трагической гибели во время извержения вул- кана Везувий. В Древнем Риме ремесленники были объединены в коллегии, которые имели узкую специализацию. Так, сукноделы подразделялись на кол- легию фуллонов (валяли сукна), оффекторов (подновляли краски на полиняв- ших тканях), инфекторов (красили ткани), ланифрикариев (мыли и чистили шерстяную одежду), коактилариев (валяли войлок).

Изначально прядение и ткачество были занятиями женщин, которые пряли пряжу, ткали ткани и одежду для всей семьи с помощью служанок. Даже жены императоров умели прясть и ткать (император Август носил одежду, соткан-ную его женой Ливией). В свадебной процессии за невестой несли веретено и прялку как символ высокого положения хозяйки дома. Ткали одежду на боль-ших вертикальных станках сразу нужной конфигурации, тунику ткали сразу вместе с рукавами. Но с изменением образа жизни и нравов в эпоху Империи знатные римские женщины перестали заниматься домашним трудом. С разви- тием товарного производства изготовление тканей стало обязанностью муж- чин; ремесленники-ткачи работали в ткацких мастерских - текстринах.

Оде́жда — совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.

Одежда бывает природного происхождения (у первобытных племён одежда изготавливается из листьев растений). Следует отметить, что одежда традиционно соответствует полу носителя одежды. Поэтому чаще всего по одежде можно опознать мужчину или женщину.

История костюма Древнего Мира
Необходимость в одежде появилась еще в первобытном обществе. Это обу-славливалось в основном климатическими условиями, а также развитием чувства эстетики и красоты у древнего человека. Каждая нация имеет свою историю, в том числе и костюма. Одежда древних говорит нам о многом. На-пример, с ее помощью можно определять к какому сословию принадлежал человек, или каким видом деятельности он занимался. Каждая народность имеет свои отличительные черты, которые отражаются и на их одеянии.

Древняя Греция
Расцвет Древней Греции припадает на VII - I века до н.э. Именно этот период принято считать началом существования древней империи.

По сравнению с другими государствами, Греция имела совершенно другое политическое устройство. Основой древнего государства была демократия - управление народного собрания, а также существовал рабовладельческий строй.

Характер греческого искусства можно назвать реалистичным или правдоподобным. Уже в те далекие времена людьми осознавалась вся красота и ценность человеческого существования. Люди верили в необъятные творческие способности людей, а язык художников был прост и доступен каждому. Картины отражали только правдивость действительности. И благодаря именно этим чертам древнего искусства, греческое искусство и стало таким важным для всей европейской культуры будущего.

Древний Рим
Рим всегда считался территорией настоящих воинов, а спустя несколько веков небольшой город стал центром могучего государства, власти которого покорились территории современного Египта, Европы и Малой Азии. Имея классовую дифференциацию, роскошь и богатство с одной стороны, бедность и бесправие с другой, ведя захватнические войны, Рим становится могучей державой, которая теряет все общие черты с античной Грецией.

Существует условное разделение римского искусства - искусство Республики (IV - I вв. до н.э.) и искусство Империи (I-V вв. н.э.). Греция была завоевана Римом в период Республики (II в. до н.э.) и с этого времени греческая культура и искусство оказывают значительное влияние на культуру и искусство римлян.

Древние Персы

Изначальное назначение персидской одежды было очень простым, она в основном играла роль защиты для тела. А так как древние персы являлись отличными скотоводами и охотниками, их одеждой были плащи, сделанные из шкур животных. Только спустя некоторое время, когда персам удалось добыть сказочные богатства, завоевать и поработить соседние народы, они смогли узнать что такое роскошь, а их наряды стали намного богаче и пестрее.
Из-за суровых горных условий и влияния континентального климата персы были вынуждены носить одежду, которая закрывала все тело. Древнеперсидская одежда была весьма удобной и выкраивалась она так же, как и у шумеров. В будущем это станет толчком в развитии европейской одежды.
Одежда персов - смесь культур

Мужской наряд древних персов составляли анаксариды - меховые или кожаные штаны и кожаный кафтан с поясом. В тех местностях, где климат был более мягким, кафтаны и анаксариды изготавливались из тугой шерстяной ткани.
И даже после того, как царем Киром была покорена Мидия, а при дворе была введена мода на мидийские костюмы (которые позже стали официальными), простые люди не прекращали одеваться в свои прежние одежды. Верхняя одежда мидийцев изготавливалась из тонких шелковых и шерстяных тканей, цвет которых зачастую был темно-красным или пурпурным. Еще одним отличием было то, что медийская одежда была весьма длинной и широкой. Один наряд состоял из штанов, кафтана-халата и накидки.

Кафтан медийцев имел очень длинные полы (их подбирали и подпоясывали), а также он был довольно широким. Рукава самого кафтана также отличались своей шириной, а в их внутренней части образовывались лучеобразные складки. В некоторых случаях складки рукавов выполняли из ткани иного цвета. Медийские костюмы позволялось носить только высшим придворным чиновникам и приближенным царя Кира. Также эту одежду царь мог жаловать низшим чинам в качестве награды за верную службу.

По свидетельству Геродота персидский народ подвергался влиянию сторонних нравов больше, чем какой либо другой народ. Цари Персии не остановились только на том, что позаимствовали у мидийцев костюм, они себе много чего перебрали от других народов. Также персы отдавали предпочтения костюмам вавилонян, лидийцев, ассирийцев и фригийцев.

Со временем кожаную одежду простолюдинов сменили костюмы, которые шились из мягкой шерстяной ткани, а узкие кожаные штаны были заменены на шаровары.

Медийская одежда членов царствующей династии и знатных придворных была пурпурного цвета, а головной убор украшала бело-голубая повязка, такая же, как и у самого царя. У придворных менее высокого сана, вид одежды был таким же, отличалась она только цветом.

Благодаря древнеперсидским и древнеассирийским барельефам можно четко проследить за видами мужской одежды, но, к сожалению, женщины на этих барельефах не изображались. Можно предположить, что у древних персов женщинам было запрещено публично показываться, поэтому изображения женских фигур также запрещались. Узнать хоть что-то о древнеперсидском костюме женщины можно по изображениям на древнегреческих вазах, конечно же, к костюму были добавлены греческие гиматии.

Знатные персиянки носили костюмы, которые очень были похожи на мужской мидийско-ассирийский костюм. Женские костюмы были весьма длинные и широкие. Они изготавливались из дорогих тонких тканей, имели рукава, расцветки были весьма пестрыми, а отделывалась такая одежда каймой. Жены царей носили затканные золотом, пурпурные одежды и царскую тиару.

Древнеперсидская обувь являла собой обыкновенные кожаные сапоги и высокие кожаные сапоги. На женской обуви была богатая вышивка.

Древний Египет

Крупные черты лица, высокий рост, узкие талия и бедра, широкие плечи - у древних египтян это были черты идеального образа, а схематические изображения египетского народа на стенах храмов и колонн тому подтверждение. В Древнем Египте женским идеалом красоты считалась грациозная и стройная женщина с узкими бедрами и талией, которая обладала тонкими чертами лица, огромными глазами и полными губами. Нефертити была именно такой женщиной, а ее имя в переводе означало - “Красавица пришла”. В Египте, еще в пятом тысячелетии до н.э. люди уже знали, что такое грим, а модницы тех времен обильно его использовали.

Изобретение белил, пудры, всевозможных притираний и мазей, принадлежит именно египтянам. Египетские женщины капали в глаза сок белладонны - это придавало глазам блеск. Краска из углекислой меди использовалась в качестве подводки для век, а также ей подрисовывали длинные и толстые брови.

Легендарная правительница династии Птолемеев - Клеопатра, отлично разбиралась в косметических средствах и даже написала трактат “О лекарствах для лица”. Но историки утверждают, что титул красавицы достался Клеопатре незаслуженно, все это благодаря картинам итальянского живописца Тьеполо и фламандца Рубенса. У “настоящей» же Клеопатры были тонкие и злые губы, а также довольно длинный нос.

Георг Эберс (немецкий египтолог XIX века) в своем романе “Уарда” описал внешность одной из героинь, по которой можно увидеть, что именно считалось признаком идеальной женской красоты в Древнем Египте: “В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами”.

Ассирийцы

Платье с разрезом сбоку - это классический вид костюма зажиточных ассирийцев. Сверху на рубашку солидный ассириец мог надеть цветную ткань из шерсти, вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром. Шеи ассирийцев были украшены ожерельями, на руках красовались мощные браслеты, золотые, бронзовые или серебряные запястья, а в ушах были серьги. Платья, которые носили ассирийцы, были очень длинными и доходили до пят, а вокруг талии обвивался широкий пояс.
У землевладельцев воинов и ремесленников одеяния были куда проще. Рубашка-туника по длине доходила до колена и, таким образом, не стесняла движений.

Ассирийский царь носил весьма богатую и роскошную парадную одежду. Зачастую она состояла из верхнего платья темно-синего цвета, которое было расшито красными розетками. На талии это платье стягивалось широким поясом, с правильно сложенными тремя складками. Нижний край пояса обшивался бахромой, окончанием на каждой кисточке которой были четыре нитки стеклянных бус. Сверху на тунику одевалось что-то похожее на епанчу - верхняя одежда с короткими рукавами или вовсе без них. Вся она расшивалась узорами так, что материю за ними и вовсе не было видно, по длине же она доходила до поясницы. Голову царя украшала тиара, которая имела форму усеченного конуса, и она плотно прилегала к вискам и очертаниям его лба. В руке царя находился большой скипетр высотой в человеческий рост, а за ним вслед рабы несли большое опахало из перьев и зонт.

Одежде соответствовали украшения из драгоценных металлов. Обычай носить серьги в ушах мужчины тщетно берегли. На каждую руку одевалось по два браслета, один из которых носился выше локтя. Каждое из украшений это шедевр искусства. Все рисунки размещены со вкусом, очень выразительны головки льва, а сочетания узоров довольно оригинальны.

Древние евреи

В то время, когда евреи были покорены Египтом, в их одежде нельзя было увидеть ничего роскошного. И даже, находясь на Земле обетованной, они на протяжении многих лет сохраняли простоту одеяния. Частые столкновения с противником для евреев, были куда важнее забот о внешнем виде их одежд. Ситуация оставалась неизменной даже во времена судей. Но как только началась эпоха царей, одежда стала выглядеть значительно богаче (это в зависимости от социального статуса человека конечно). Главным отличием бедных от богатых было качество одежды и внешний вид человека. У бедных слоев населения для женщин и мужчин был общий вид одежды, это была рубашка с короткими рукавами, плащ или накидка и сандалии, которые имели самую простую форму. Одежда для неимущих шилась из козьей, овечьей и верблюжьей шерсти, также использовали грубый посконный холст.

Одежда богатых и знатных людей значительно отличалась от одежды простолюдинов. Материалом для изготовления такой одежды зачастую были хлопчатобумажные или тонкие шерстяные ткани, которые производились в государстве или же привозились из других стран. Такие одежды зачастую имели либо снежно-белый цвет, либо пурпурный, в то время это стоило не малых денег. За время правления Давида, а уж тем более Соломона, еврейская одежда заметно преобразовалась, стали появляться роскошные образцы, которые были подвергнуты влиянию вавилонян, ассирийцев, а со временем римлян и греков. Пояс являлся одним из самых важных атрибутов еврейской одежды, нижняя одежда подпоясывалась именно поясом. Пояса знати изготавливались из льняной материи или шерсти, их вышивали золотом, а в некоторых случаях золотыми пряжками и драгоценными камнями. У людей рабочего класса пояса были сделаны из кожи или войлока. Зачастую богатые люди носили на поясах письменные приборы (писец и книжник), кинжал или нож, а также пояс выполнял функцию кармана. Чуть позже в обиход вошло пенулу - римское дорожное зимнее платье, а также хламида - легкий плащ. Интересным фактом является то, что штаны, которые были позаимствованы у вавилонян и ассирийцев, имелись практически в каждом гардеробе знати, но большой популярностью они никогда не пользовались. Зачастую их носили только те евреи, которые заседали высокие должности.

Право на ношение обуви было только у знати (вне дома конечно же). Обувь тогда представляла собой красивые сандалии и башмаки, которые шились в других странах. Хотя и знать нередко ходила босиком, а обувь за ними несли их слуги. Бедная часть населения была вынуждена ходить либо босой, либо в грубых башмаках из дерева и кожи. Головные уборы знатных людей, а тем более женщин, зачастую украшались большим количеством драгоценных камней и золотых изделий. Весьма большое внимание уделялось евреями украшениям. Женщины носили кольца, браслеты, ожерелья, серьги (как в ушах, так и в носу), брошки и др. Мужчины украшали свои руки золотыми перстнями-печатками.

Также у евреев в отдельных случаях одежда служила в качестве определенного символа. Так, например, женщина, которая изменила мужу, представала перед священником на суде в черном платье, которое подпоясывалось грубой веревкой.
Наряд царя значительно отличался от нарядов знати по своей пышности и роскошности. Царь Соломон и Давид позаимствовали у царей Тира манеру шитья одежды, их мантии и их одеяния пурпурного цвета, которые украшались драгоценными камнями и были пропитаны благоуханиями. А также были позаимствованы знаки царской власти - венец и золотой скипетр.

Очень четко было описано облачение первосвященника Иосифом Флавием: роскошная пурпурная риза, драгоценный эфод, наперсник. Переднюю половину эфода украшала самая дорогая и важная принадлежность первосвященника, и называлась она - “урим и гуммим”. Урим и гуммим - это коробочка, которая выполнена из чистого золота и украшена 12-ю драгоценными камнями. Камни идут в следующем порядке: рубин, топаз, изумруд, карбункул, сапфир, алмаз, яхонт, агат, аметист, кризолин, оникс, яспис. На каждом из выше перечисленных камней было вырезано название одного из 12 еврейских колен.

Внутри этой золотой коробочки находилось 12 алмазных жребиев, которые высыпались на скинию завета первосвященником, в зависимости от того какое они занимали местоположение, первосвященник выносил свое решение. Между прочим, данный обряд очень ярко описан в романе Лиона Фейхтвангера “Иеффай и его дочь”. Кидар - это головной убор первосвященника, который украшался диадемой. Свадьбы богачей и знати также отличались пышностью нарядов. Жених представал перед невестой в узорчатых одеждах, а на невесту надевалось длинное платье со шлейфом, поверх которого надевали дорогой кафтан. В сопровождении музыки и танцев, закутанную в пурпурное одеяло новобрачную отправляют в дом к мужу, где происходит пиршество, за все время празднования на голове у новобрачного находится венок.


Дополнительно