У ребенка истерика! Что делать? Истерика у ребенка: что делать? Крики, слезы, топанье ногами, разбрасывание вещей и вспышки агрессии….

Истерика — проявление отрицательных эмоций, направленное на привлечение внимания со стороны окружающих. Детская истерика-это демонстративные проявления гнева ребенка или отчаяния.

Проявление истерики у ребенка как правило связано с тем, что он не получает того, чего хочет или у него что-то не получается самостоятельно сделать. В возрасте 3 лет ребенок еще не научился сдерживать свои эмоции, у него еще плохо развита речь и он не может правильно показать свои чувства и желания.

Детские истерики достаточно распространенное явление, наблюдается у 90% детей. Истерики начинаются у некоторых детей в 9 месяцев, чаще в полтора года, а к четырем годам это уже редкое явление. Детские истерики могут быть проявлением характера малыша или как способ манипуляции.

Причины

Признаки

Очень часто детские истерики являются результатом неправильной реакции и поведения взрослых.

Если ребенку все разрешается, его очень сильно любят мама и бабушка и ничего не запрещают, у малыша складывается ощущения вседозволенности. В 3 года малыш еще не понимает, что он делает не правильно, не понимает реакцию родителей на его действия. Маленькие дети в 2-3 года часто в ответ на все свои действия видят только умиление и улыбку, если их ругают, то это происходит не всегда. Мама может быть более строгой в каких-то вопросах, а папа и бабушка позволяют абсолютно все, в результате малыш не может разобраться «что такое хорошо, что такое плохо».

Очень часто мамы обращаются к детским психологам, когда их чаду исполняется 2.5 или 3 года. В этом возрасте многие дети начинают посещать детский сад. Родители перестают узнавать своего улыбчивого и доброжелательного малыша. Некоторые дети именно в возрасте 3 лет категорически отказываются ходить в садик, расставаться со своей мамой, просыпаются ночью и плачут. Утром во время сборов в ясли, некоторые малыши начинают громко плакать, кричать, на фоне общего беспокойства может возникнуть рвота.

После того, как мама привела малыша в детский сад, он может отказаться раздеваться и идти в группу к другим детям. Вид воспитательницы для него является еще одним раздражающим фактором, и он закатывает новую истерику. Порой родители таких детей удивляются: «сколько надо сил иметь, чтобы плакать почти целый день».

Истерика у ребенка может наблюдаться десятки раз в день, это конечно сильно изматывает его и родителей. Такие дети плохо спят, просыпаются ночью и плачут. Не все мамы могут оставить малыша с бабушкой и не повести в детский сад. Родителям необходимо работать и они не знают, что делать с малышом, который не хочет ходить в детский садик, плохо спит и кушает, просыпается ночью и плачет.

Детские истерики, по мнению психологов, являются проявлением «кризиса 3 лет». В это время у малыша происходит формирование его как личности со своим обособленным «я».

Стадии

Существует три стадии проявления истерики у детей 3 — летнего возраста.

Стадия Характеристика
Стадия крика Стадия крика. Ребенок громко кричит, он еще ничего не требует, родители в первый момент детского крика сначала пугаются, а потом понимают, что это началась «очередная истерика». В стадию крика малыш может ничего не видеть и не слышать
Стадия двигательного возбуждения Малыш начинает все вокруг кидать, бросать. Если в момент истерики у него нет ничего под рукой, он начинает топать ногами, размахивать руками, биться об пол или об стену головой. В момент истерики он совершенно не чувствует боли
Стадия рыданий Он начинает громко плакать, рыдать, слезы текут по щекам «ручьем», он смотрит на всех обиженным взглядом. Стадия рыдания может длиться очень долго, если во второй стадии малыша не успокоили, то потом ходить и «всхлипывать» он может часами. Маленьким детям очень сложно справиться со своими эмоциями. Если его успокоить на третьей стадии развития истерики, то он будет уже обессилен и захочет поспать днем, будет часто просыпаться ночью

Особенности нервной системы является врожденным качеством, в раннем детском возрасте проявляется наиболее ярко. Родители должны вовремя определить склад нервной системы своего малыша, чтобы в дальнейшем правильно его воспитывать, выработать тактику своего поведения. Правильное воспитание поможет ему в дальнейшей жизни справляться с трудными жизненными ситуациями и стрессами, вырасти полноценным, успешным человеком.

Типы нервной системы

Дети со слабым типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется замедленными процессами торможения и возбуждения в головном мозге. Такие дети очень впечатлительны, всего бояться, с взрослыми и сверстниками не общительны, обидчивы. Он сильно реагирует на конфликты в семье, имеют сниженную самооценку. Дети со слабым типом нервной системы легко выходят из состояния равновесия, но они никогда не проявляют свои эмоции бурно, не кричат. В состоянии стресса полностью теряет контроль над своими действиями, становится невменяемым, непредсказуемым. Они имеют плохой аппетит, очень избирательны в еде, плохо спят, просыпаются по ночам. В воспитании родителям необходимо проявлять больше ласки и заботы, хвалить свое чадо. Вместе с детьми занимайтесь домашними делами, общайтесь как можно больше с родственниками. Если малыш просыпается ночью и плачет, надо успокоить малыша, некоторые дети спят со своими мамами;

Дети с сильным типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге.Такие дети проявляют отрицательные эмоции только по весовым поводам, но, как правило, прибывают всегда в хорошем настроении, веселы и общительны. Родители не прилагают особых усилий в воспитании, редко возникают конфликтные ситуации. Дети очень коммуникабельны, легко сходятся в общении с взрослыми и детьми. Они быстро увлекаются различными занятиями, им не составляет особого труда понять принцип какой-то игры или дела, но разобравшись, быстро меняют увлечения. Отрицательной чертой является тот факт, что они не постоянны, не держат своих обещаний, не соблюдают режим дня, поздно ложатся, трудно просыпаются утром;

Дети с неуравновешенным типом нервной системы. Для этого типа нервной системы характерно то, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети такого типа нервной системы очень легковозбудимые, новое событие или игрушка вызывает у них бурную реакцию. Как правило, они имеют плохой сон, просыпаются ночью, плачут, сон их носит поверхностный характер. Среди сверстников ведут себя очень шумно, любят находиться в центре всеобщего внимания. Начав какое-то дело, они легко отвлекаются, не могут довести до конца. Не любят однообразных дел, среди ровесников пытаются занять место лидера. Со стороны взрослых такие дети не выносят никакой критики, очень болезненно реагируют на замечания, могут кричать, злиться, все бросить и уйти.Воспитание таких детей требует от родителей большого терпения. Родители должны помочь ребенку закончить игру или любое дело, научить его быть сдержанным и терпеливым;

Дети с медлительным типом нервной системы. У детей с таким складом нервной системы процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Такие малыши обычно радуют своих родителей хорошим сном ночью и аппетитом. До 1 года они хорошо набирают вес, иногда выше нормы. Дети спокойны, одиночество для них не мучительно, они всегда находят себе занятие. Удивляют взрослых своей рассудительностью, обдумывают поступки, предсказуемы в действиях. Ему не нравятся резкие перепады настроения других людей. Такие дети очень медлительны, но если берутся за какое-то дело, то обязательно доводят его до конца. Родителям порой бывает очень сложно понять настроение своего чада, потому что он очень сдержан в проявлениях эмоций. Основной ролью в воспитании родителей является постоянное побуждение к действиям. Необходимо выбирать подвижные игры, где надо быстро и много бегать, говорить.

К сильным истерикам склонны дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы.

Детские истерики у малышей до 1 года могут быть в виде длительного и истошного плача, который возникает даже при небольших погрешностях в уходе (чувство голода или жажды, мокрые пеленки, жарко в комнате, хочет спать, мучают колики), такие дети очень часто просыпаются ночью.

Годовалые малыши плачут долго, даже если все причины для беспокойства устранены. Родители в этом случае должны обратиться за помощью к детскому невропатологу, потому что такой продолжительный плач, беспокойство ночью может быть одним из симптомов повышенного внутричерепного давления.

Патология и дисфункция центральной нервной системы является не только последствием перинатальных проблем, необходимо исключить врожденные заболевания.

Тактика родителей

  • Легче предотвратить. Родители не должны дожидаться пока детская истерика получит свое полное развитие, необходимо чувствовать и предвидеть ситуацию. Вы должны вовремя отвлечь 3- летнего ребенка от раздражающей его ситуации на какой-то другой предмет или животное: «Посмотри, какая птичка, собачка!», А кто это к нам идет?». Родители должны проявлять сочувствие к отрицательным эмоциям малыша, обнять его, поцеловать, успокоить, поговорить. Метод отвлекания помогает родителям только на начальной стадии развития истерики, но если это самый разгар, то отвлечь малыша не удаться, вас не услышат;
  • Бойкотируйте истерику. Малыш должен знать, что вы не выносите истерик. Родителям необходимо сделать вид, что они не замечают истерику, ничего не видят, бойкотируйте ее. Уйдите в другую комнату, оденьте наушники, включите телевизор. Не надо кричать, уговаривать, бить по попе, просто не реагируйте;
  • Ненадолго изолируйте ребенка. Если истерика произошла в детском коллективе или в общественном месте отведите малыша в другую комнату или в отдаленное место, где нет людей, шума и игрушек. В другом месте он должен находиться столько времени, сколько необходимо для того, чтобы он успокоился. В этот момент самое главное для родителей сохранять собственное спокойствие и постараться не показывать свою раздражительность, дети очень тонко чувствуют настроение мамы или папы;
  • Не меняйте тактику. Тактика поведения родителей при проявлениях детской истерики должна быть всегда одинаковой, даже в общественном месте;
  • Поговорите со своим малышом, научитесь понимать друг друга. Попытайтесь вместе найти подходящие слова для выражения его эмоций « я рассержен», «мне не нравиться», «мне грустно». В игровой форме с малышом в возрасте 3 лет можно прорепетировать эти выражения.

Истерика у ребенка — это не повод прекратить с ним общаться в течение дня, не надо высказывать потом свое недовольство, постоянно вспоминать этот момент. Не потеряйте доверие своего малыша!

Добрый день!
Дочке 2.5 года, месяц назад стала замечать с ее стороны припадки истерики, чуть что не так как она желает- падает на пол кричит, плачет, не реагирует ни на какие слова и действия, совершенно бесконтрольное поведение. не знаю что и делать -в семье абсолютно спокойная обстановка, возможно проблема в большом количестве внимания и заботы. в садик пойдем впервые через две недели. может поможет? буду рада любым советам, а то совсем потерялась как себя вести. спасибо!

это явный кризис трех лет! цель истерики - добиться своего любым способом.
1. дома на истерики не реагировать - ей нужно внимание и зритель, тогда вы уходите в другую комнату, остается одна - нет зрителя, не перед кем устраивать истерику.
2.в общественных местах - берете на руки и МОЛЧА! отходите в другое место, пусть даже на два шага (иногда просто помогает взять на руки и молча поглаживать по спине). почему молча? ребенок в истерике как правило никого не слышит или наоборот, слова только еще больше распаляют его.
3. надо чаще говорить ребенку, что вы понимаете его постребности, но так поступить, как он просит не можете.
4. отвлечь тоже чем-то можно, показать птичку, машинку и т.д.
5. самой оставаться спокойной во что бы то ни было. главное понимать - это явление временное. и не уступать. уступите один, два раза - будете наблюдать такие истерики сто один, сто два раза. и больше. а если спокойно выдержите пару-тройку таких концертов - все прекратится. ребенок поймет, что его выкрутасы напрасно. и перестанет бросаться на пол. удачи вам! если что пишите в личку. еще подскажу. (я психолог детский).

Да, эти методы реально работают!
Только наши истерики не прекратились, а стали легче и приняли контролируемый характер. Т.е., дочь кричит, я ухожу (в другую комнату), она успокаивается через 2-3 минуты, просится на руки, я ее беру и утешаю.
Почему не прекратились совсем? А причины нерешаемые: хочет все делать сама, да не все полусается.

пройдут, не переживайте. просто нужно время. главное - ваша последовательность. если вы не "сдаетесь" и не уступаете под напором истерики, через некоторое время ребенок привыкнет, что мама всегда сдерживает свои слова и "нет" - значит нет.

можно тут спрошу?(не автор) тоже истерики замучили чаще на улице по дороге в ясли и обратно или просто во время прогулки,на улице постоянно падает на колени в лучшем случае,в худшем полность ложится,так может сидеть-лежать долго,на руки нет возможности взять,т.к. каждый день заходим в магазин покушать покупать(нет ни мужчины ни машины),что делать в таких случаях? я отхожу в сторону,говоря если хочешь отдохнуть,посиди,я подожду..ну или что-то в этом духе....раньше срывалась,кричала,но без толку,но к сожалению и "спокойный" метод тоже не помогает,я уже на исходе....заранее спасибо за ответ

Вот спасибо за 2-й способ, нам он помогает. А я раньше возьму на руки и пытаюсь отвлечь, поговорить, а она еще больше злиться начинает и орать, иногда даже драться((а теперь возьму на руки молча, глажу по спинке и она успакаивается. А уходить в др.комнату у нас не прокатывает, бегает за мной и орет, или вообще на ноге висит((

а не заметили случайно, где истерики? может около одного и того же места? магазин? (может ребенок таким образом сигнализирует, что ему не нравится заходить именно в магазин, дети очень устают в таких местах). скорее всего, именно магазин напрягает вашего ребенка. можно попробовать закупать на несколько дней, чтобы не каждый раз заходить за покупками. или ходить в другое время. если это не связано с магазином, возможно не хочет в ясли идти, расставаться с вами, поэтому с помощью истерик тянет время. возраст я так поняла тоже 2,5 года? тоже похоже на кризис 3лет. это возраст такой, еще и обзываться могут, даже драться. самое главное нужно понять, что ребенку тоже от своего поведения не сладко. к тому же при правильной тактике вашего поведения кризис можно смягчить. оставайтесь спокойной во что бы то ни было, не реагируйте на крики и падения на пол - ребенок ждет вашей реакции (ах, что это такое, ну-ка персестань, и т.д. - это для него как масло в огонь, подпитка для истерики). следовательно вам не нужно проявлять бурных эмоций - ребенка они только еще больше распалят. не раегируйте! будьте спокойны. опять же МОЛЧА уведите, а если нет возможности, присядьте рядом с ребенком и поглаживйте его. если не дается - не трогайте, пока не успокоится. потом за руку и в другое место. еще раз повторю - если перетерпите пару-тройку раз таких выходок спокойно, то вскоре это прекратится. если будете идти на поводу у ребенка - он начнет показывать такие истерики по сто раз в день. еще почитайте литературу, про этот возраст много написано и достаточно доступно. лучше печатные издания. это я вам очень кратенько написала. если есть еще вопрос - пишите тут. надеюсь, автор темы не против.

У нас тоже был период истерик, осложнялось тем, что сын сильный, мощный, очень сильные ноги. Лягается как лошадь, извивается. Просто молчала, уходила (сохраняя контроль), стояла и ждала. Тяжко было в поликлинике, 2 самые мощные истерики были именно там. Теперь в поликлинику ездим с шоколадками. Плюс дома разбор полетов, но в меру. Помогает фраза, что не буду дружить.
А по делу с 1.8 и до 2.3 сын облежал все тротуары и площадки/магазины. Никуда его с собой не брала, тк могли выйти из дома и валяться минут 10-15. Но валялся чаще молча, просился на руки. Таскала много, но тяжко было.
Вот недавно в 2.10 очередной виток был, без ляганий, но с ором.
Еще заметила связь с погодой и сном. Если давление скачет, капризничать будет. Если не выспался, тоже.
Ругать, бить, давать сдачи не стоит, потерпите немножечко.
До сих пор помогает взять на руки или посадить на шею. С папой прокатывает, со мной редко, я - мелкая, мне тяжко 15-кг кабана таскать.

да нет,не у конретных мест,в том то и дело...раньше было жутко реагировала на поход в поликлинику,но я объясняла,что врач только послушает и даст витаминку(у нас врач на приеме всегда дает аскорбинку),позже она перестала истерить у поликлиник....а тут прям ни с того ни с сего просто во время обычной прогулки или по возвращению из садика...покупки делаю я до того,как забираю из сада,т.е. уже иду с сумкой продуктов,всегда по дороге домой завожу разговор,несмотря на то,что она практически не говорит,но спрашиваю,что делали в садике,гуляли-рисовали и т.д. по дороге обсуждаем,что видим на пути (цвет-форма и т.д.),у нас много самолетов летает-она в восторге,стишки рассказываем,она показывает мишку косолапотого и т.д.,заходим на площадки-качели-карусели(она их обожает)...но вдруг начинаетс истерика.....спасибо,попробую сохранять спокойствие,надеюсь,и вправду скоро этот период закончится....а то силы на исходе уже...

P.S. да,практичеки 2,5....садик очень любит,утром аж бежит,особенно после болезней,даже не прощается со мной-бежит скорее в группу,иногда даже не хочет по вечерам уходить....если вдруг я ее не последнюю забираю,но чаще,увы,последнюю или одновременно с последним ребенком...

вы молодец, сохраняете спокойствие. но я бы поосторожнее с шоколадками была. дети очень сообразительные - как бы ваш сын не заметил связь со своим поведением. иногда могут специально устроить истерики, чтобы получить шоколадочку в награду за спокойное поведение. нежелательно давать что-либо материальное (игрушку, сладкое). в качестве поощрения лучше всего использовать совместное времяпровождение - поход в кино, цирк, зоопарк и т.д. по возрасту.

а потому и бежит за вами, и на ноге виснет, что ей нужно внимание. а тут вы ушли, перед кем же плакать? вообще кризис 3 лет один из самых ярких. родители перестают узнавать своих некогда послушных и милых детей. им приходится по многу раз на дню терпеть каризы, упрямство, истерики. и кажется, что это ужасно и не закончится никогда. конечно, надо запастись терпением. но есть и хорошее во всем этом: ваш ребенок вырос! он пытается все делать сам, просто не все получается.

да, похоже с магазином и садом не связано. поздравляю, растёте!
еще небольшая подсказочка, мне она очень нравится, потому что хорошо работает с детьми. когда вам нужно чего-либо добиться от ребенка, спрашивайте утвердительно. объясню на примере: ребенок не любит собираться на улицу, не хочет гулять. вы можете заставлять его одеваться, бегать по комнате за ним и т.д. но можете сделать вид, что спрашиваете его совета: в чем ты хочешь идти гулять - в резиновых сапогах или ботиночках? или так: с чем пойдешь гулять - с самокатом или велосипедом? т.е. вы НЕ спрашиваете его, пойдет ли он гулять (понятно, что если спросите, то ребенок ответит - нет). а спрашиваете так, как будто вам известно, что он идет гулять. и еще важно! когда задаете вопрос, то предлагаете в первую очередь то, что вам нужно. например, если надо, чтобы дочка одела в садик платье, то спрашиваете так: что ты оденешь сегодня: платье или джинсы (на первом месте то, что вам выгодно). как правило, дети выбирают из двух вариантов то, что первым назвали. хотя бывают и исключения. очень действенный прием! попробуйте!

Когда у ребенка истерика, родители испытывают сложные чувства: от вины и стыда до гнева и бессилия. Хочется иметь при себе инструкцию «как бороться с детскими истериками пошагово?», ведь частые истерики и следующие за ними борьба и конфликты создают напряжение в отношениях между детьми и взрослыми. И нет, малыш не специально устраивает сцены, ему тоже очень тяжело их переносить.

Если истерики случаются часто — родители могут предположить, что ребенок не здоров, и отправляются к неврологу или психиатру, но истерический невроз у детей без особенностей развития — редкий диагноз.

Для детей до 4-5 лет истерика – это кризисная реакция на невыносимую ситуацию, которую нельзя прекратить и принять. Нервная система не выдерживает напряжения, чтобы пережить гнев, ярость и отчаяние – организм устраивает истерику.

В этом состоянии ребенок не воспринимает информацию из вне, он как бы «перезагружает систему» и «временно недоступен». После того как сильные эмоции находят выход, и истерика идет на спад — наступает стадия горевания, когда человек ищет утешения и поддержки у близких, идет мириться и хочет на ручки.

В любом случае, у слез, крика и других бурных реакций всегда есть повод. Ниже разобраны наиболее часто встречающиеся причины детских истерик.

Кризис 1 года

До года детский плач легко объясняется физиологическими потребностями и дискомфортом. Плачущего кроху легко отвлечь и занять игрушкой. А ближе к году ребенок становится шустрым, хочет делать сам, подражая взрослым, хочет чувствовать себя полезным. Так маленький человек усваивает правила поведения в семье и обществе, изучает важные навыки.

Но годовалый ребенок может подвергать себя или других опасности. Это тревожит родителей, они устанавливают правила и многое запрещают.

Сталкиваясь с ограничениями ребенок испытывает фрустрацию. Его потребность не может быть удовлетворена прямо сейчас. Ох, как это злит!

Чтобы пережить гнев, малыш кричит и падает на землю, краснеет, колотит ногами по полу, лбом сносит стены, дерется.

Кризис 3 лет

Ребенок в три года похож на маленького подростка. Он постепенно отделяется от мамы и уже имеет собственное мнение обо всем, что происходит, хочет принимать решения сам, хочет, чтобы с его мнением считались.

Защищая свое «Я» трехлетний человек отказывается от ранее любимых и привычных вещей только потому, что это предложили взрослые – он проявляет негативизм.

Одновременно с негативизмом ребенок проявляет невиданное прежде упрямство. Если уж попросил конфет, то не откажется от этого желания. Даже если он давно перехотел конфету и захотел суп — ни за что не признается в этом и продолжит требовать конфет.

Лев Семенович Выготский говорил о трехлетних: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Конфликты в семье

Когда ссорятся значимые люди, ребенок испытывает сильный стресс, даже если конфликт вялотекущий и никак не проявляется при ребенке – напряжение накапливается, и разрядка происходит в истерике. Бывает, что ребенок бессознательно «отвлекает» взрослых от конфликта несносным поведением и истериками.

Изменения в привычном укладе жизни

Переезд, детский сад, болезни, потеря друзей или близких – в такие моменты ребенку требуется больше внимания и заботы.

Потребность в любви и внимании

Если времени, проведенного с родителями недостаточно, или оно проходит без качественного и активного общения. Такая истерика – манифест: «Замечайте меня, я здесь, вы нужны мне!». как успокоить детскую истерику, вызванную нехваткой внимания? Достаточно простой совместной игры, разговора по душам, чтения или прогулки, чтобы почувствовать близость с родителями. Но некоторым детям необходима постоянная включенность и внимание взрослых, это стоит учитывать.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Непоследовательность в воспитании

Мама разрешила мультики, а папа запретил. Мама сказала, что сладкое после еды, но папа часто дает конфеты до еды. Если запреты и правила одинаковы у всех членов семьи, то ребенок просто их примет и места для манипуляций не останется. Взрослым необходимо договориться о правилах, принятых в их семье.

Выработка единой линии воспитания часто становится причиной семейных споров, ведь у каждого есть свой опыт и представление о том, как «надо». Психологическая консультация для родителей может быть полезна на стадии поиска собственного и приемлемого для всех стиля воспитания ребенка.

Детская истерика ночью может произойти из-за сильного стресса днем, ночных кошмаров или резкой боли. Важно побыть рядом, обнять, постараться выяснить причину и устранить ее.

Истерика может случиться с любым ребенком, но есть особенно чувствительные дети, их нервная система легко возбуждается, а процессы торможения развиты слабо, потому что неокортекс, отвечающий за сознательные действия и логику, созревает к только 6-7 годам жизни.

Фото и дочь Ярославы Матвейчук

Можно ли предотвратить истерику?

Остановить уже начавшуюся истерику так же сложно, как остановить электричку на полном ходу. Но есть несколько идей о том, как реагировать на детские истерики:

  1. Заботиться о том, чтобы ребенок ел и отдыхал, когда хочет. Найти ритм в котором он чувствует себя спокойно и уверенно, когда все предсказуемо и понятно. Поддерживать этот ритм. Не брать уставшего, голодного или сонного ребенка в магазины, на долгие прогулки, на занятия, требующие концентрации.
  2. Давать ребенку право говорить «нет», если этот отказ не ущемляет интересов других людей и не влечет за собой опасных последствий. Это учит принимать ответственность за свои решения.
  3. Проговаривать желания ребенка и его эмоции, особенно если он еще мал, чтобы озвучивать и осознавать их. «Тебе хочется восемнадцатую машинку», «Ты очень злишься на маму», «Грустишь, от того что папа ушел», «Ты голодный и поэтому настроение такое плохое». Описание происходящего помогает снять общее напряжение, дает чувство безопасности и уверенности во взрослом, помогает предотвратить всплеск неконтролируемых чувств.
  4. Давать возможность безопасно выражать гнев. Разрешить ребенку кричать и ругаться, рвать и мять бумагу, колотить надувной мяч, бегать и прыгать, когда он злится. Не ругать за гнев: «Не веди себя так ужасно, прекрати орать!», а разбираться в причинах гнева, и позже говорить об этом чувстве, можно даже с примерами из личного опыта, рассказать, а что было с мамой, когда ей самой было четыре. Возможно идея о том, что этот маленький человек только учится справляться со сложными негативными эмоциями, а ведь далеко не все взрослые это умеют, будет полезна.
  5. Играть. Любую реальную конфликтную ситуацию можно позже обыграть с ребенком и его игрушками. Пробовать разные модели поведения, давать выход накопившимся эмоциям, отпустить контроль и воображать любое развитие событий.

Игра дает возможность поменяться ролями, приобрести необходимые навыки саморегуляции и понять окружающих.

Как помочь ребенку прекратить истерику?

Истерика у ребенка может случиться на улице или в супермаркете, в автобусе или в переполненном вагоне метро. Что может сделать родитель?

  1. Позаботиться о безопасности пространства. Убрать опасные предметы или унести ребенка туда, где спокойно, если это возможно.
  2. Помолчать. Успокоить малыша в момент сильного напряжения невозможно. Есть исследования, показывающие, что уговоры, наказания и ругань только продлевают истерики.
  3. Иногда посторонним свидетелям кажется, что они лучше родителей знают, как справляться с детскими истериками, и люди искренне пытаются «причинить добро». Если человек не оказывает помощь и поддержку, а давит на ребенка своим: «Сейчас дядя милиционер тебя заберет», то лучше попросить его уйти. Ребенок крайне уязвим в момент истерики и потеря связи со взрослым, даже такая символическая, которая воспринимается взрослыми как шутка, может усилить детский гнев и страх.
  4. Терпеливо ждать, пока пройдет приступ ярости, и наступит стадия, когда ребенок хочет, чтобы его пожалели. Жалеть можно и нужно, это дает понять, что истерика не испортила ваши отношения. Но вот поощрять или подкреплять успокоение подарками, тем более вещами, из-за которых случилась истерика, не стоит, это может закрепить нежелательную модель поведения. Достаточно будет любви и внимания.
  5. После истерики ребенок успокоится и может почувствовать слабость, захотеть спать, пить или есть. Хорошо если он получит такую возможность.
  6. Обсудить произошедшее с малышом можно спустя какое-то время. Можно обозначить границы, объяснить, что с ним произошло: «Ты очень разозлился на маму, за то, что она не купила шоколадку, громко плакал и валялся на полу».

Совершенно естественно будет высказать свое недовольство таким поведением, но не самим ребенком.

Фото и сын Василисы Русаковой

Как реагировать на истерику?

Когда ребенок в состоянии аффекта-он не контролирует себя и ему довольно плохо. Родитель может «заразиться» аффектом и разгневаться, почувствовать отчаяние и следом вот это вот: «ну сколько можно, опять начинаешь?». Некоторым родителям бывает стыдно за «такое поведение» чада. Чувствовать раздражение и даже гнев на ребенка из-за его истерики вполне естественно. Что делать с детскими истериками?

  1. Подумать о себе в этот момент, найти опору в теле. Если удается заметить свои эмоции, отследить телесные ощущения, и сконцентрироваться на них, то получится остаться для малыша тем самым взрослым, который защитит и позаботится. Это не легко, это целый навык, который требует усилий, но важно пробовать. Где тянет, где ноет, что заболело? Может быть случается мигрень, или сжимаются зубы? Заметить эти реакции тела, понаблюдать за ними – и вот уже можно дышать глубже, спокойнее.
  2. Если родителей двое, или рядом близкие люди, к которым ребенок привязан, то имеет смысл самому разгневанному и растерянному просто отстраниться, уйти и успокоиться подальше от криков и слез.
  3. Принять свою беспомощность. Бывает, что отчаяние заставляет родителя паниковать и суетиться, создавать лишний шум, который только усиливает истерику ребенка. «Тебя умыть? Подуть? Обнять?». Иногда можно и сдаться. Ну лежит он и плачет на полу. Может быть так удобнее плакать и страдать. А хорошо ведь устроился? Если прилечь рядом и поныть тихонько – мир не рухнет. А ребенок будет удивлен.
  4. Многим взрослым в такие напряженные моменты кажется, что все остальные дети в мире прекрасны, что они никогда не ведут себя так жутко, что этот конкретный ребенок просто издевается и капризничает им «на зло».

Если сдержать родительский гнев не удалось, то стоит потом объяснить ребенку — почему родители злились, сказать, что это не его вина, что он вырастет и таких ситуаций удастся избежать. Почти наверняка.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Истерика - это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. У детей от года до пяти лет она проявляется чаще всего громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами. Иногда дети в припадке истерики могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Ребёнок в этом состоянии не может адекватно воспринимать обычные методы общения и поэтому бесполезно пытаться ему что-то объяснить или доказать. Дети пользуются истерикой, когда понимают, что на вас она действует.

Причины, по которым дети устраивают истерики

  • Стремление обратить на себя внимание. Чтобы истерика не возникла по этому поводу, нужно заранее предупредить ребёнка, что в какой-то ситуации вы не сможете уделить ему время, и предложить ему альтернативный вариант для самостоятельного занятия.
  • Старание добиться чего-то желаемого. В этом случае не надо немедленно отказываться от своего решения, нужно несколько раз уверенно сказать «нет», если запрет действительно обоснован, и продолжать заниматься своими делами.
  • Неспособность выразить словами своё недовольство. Вы должны научить его выражать свои эмоции другими способами.
  • Утомление, недосыпание, чувство голода. Для детей, склонных к истерикам очень важно соблюдение распорядка дня. Его надо кормить и класть спать вовремя, не допускать переутомления, не играть в активные игры перед сном, не гулять слишком долго, не допускать возле него большого скопления малознакомых людей, не посещать различные новые для него зрелищные мероприятия. Если нужно рано утром идти в детский сад, разбудите ребёнка заранее и дайте ему время окончательно проснуться, иначе, если он закатит истерику, у вас не будет времени применять приёмы
  • Состояние во время или после болезни. Понятно, что мама должна вовремя заметить признаки надвигающейся простуды или наличие у своего ребёнка хронически проблем со здоровьем. В этом случае ему нужно создать щадящий психологический режим и обратиться к врачу.
  • Желание подражать взрослым или сверстникам. Нелепо требовать от ребёнка хорошего поведения, если вы сами часто срываетесь и нервничаете, когда вас что-то не устраивает. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы вёл себя ваш ребёнок. Если он повторяет за истеричными детьми, нужно постараться объяснить ему, что так себя вести нехорошо, и при отсутствии эффекта постараться свести к минимуму подобные общения.

Часто бывает, что мы сами, неосознавая того, провоцируем истерики у детей. Это происходит, когда родители, бабушки и дедушки чересчур опекают или применяют патологическую строгость к ребёнку, что подавляет его самостоятельность и проявление инициативы.

В то же время, отсутствие необходимой родительской опеки, недостаточно отчётливое выражение своего отношения к положительным и отрицательным поступкам ребёнка, а также невыработанная система поощрений и наказаний так же отрицательно влияет на ребёнка - порождает вседозволенность и в тоже время неуверенность в себе, неспособность определить границы поведения, которые нельзя переходить.

Излишняя заласканность, потакание его капризам и отсутствие разумных требований также приводит к воспитанию капризных, истеричных детей.

Ошибки воспитания играют, несомненно, большую роль в формировании поведения ребёнка, однако нужно ещё раз подчеркнуть, что они являются лишь провоцирующими факторами, а корень всех проблем лежит в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются врождёнными. И как раз в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.

Различают несколько типов нервной системы ребёнка. Каждый тип имеет свои признаки, по которым можно определить, к какому складу нервной системы относится ваш ребёнок. Определить это нужно как можно раньше, чтобы выработать правильную тактику обращения с ребёнком, и этим помочь ему адаптироваться к различным жизненным ситуациям, что в конечном итоге, поможет ему вырасти уверенным в себе и способным адекватно переносить стрессы. Разберём основные типы нервной системы у детей и то, как нужно вести себя родителям, чтобы избежать конфликтов.

Итак, слабый тип нервной системы характеризуется замедленными процессами возбуждения и торможения. Такой ребёнок очень впечатлительный, подвержен тревоге и страху. Он необщительный, замкнутый, глубоко переживает обиды. Не любит конфликтов, плохо переносит изменения в своей жизни. Часто у него снижена самооценка, но он адекватно умеет анализировать свои чувства и эмоции. У такого ребёнка часто меняется настроение, его легко вывести из равновесия. Но он никогда не будет проявлять свои эмоции громким криком, недовольство будет выражать упорным хныканьем, которое не прекратится до тех пор, пока вы не обратите на него внимание. В стрессовых ситуациях у него парализуется воля, теряется контроль над своим поведением, он становится невменяемым. В сильном расстройстве такой ребёнок способен на непредсказуемые действия. У такого ребёнка неустойчивый аппетит и некрепкий сон.

Воспитывая, старайтесь относиться терпеливо к его промахам, не скупитесь на заслуженные ласки и похвалы, чаще привлекайте его к общению с близкими людьми. Вместе с ним занимайтесь домашними делами, мотивируя тем, что вам нужна его помощь. Делайте так, чтобы он достаточно отдыхал, максимально оградите его от шумных мероприятий, от резких перемен в жизни.

Второй тип нервной системы – сильный . Процессы возбуждения и торможения уравновешенны. Дети такие редко бывают в плохом настроении. Нервничают только по довольно весомым причинам. Легко сходятся с детьми, спокойно адаптируются в разных ситуациях, конфликты разрешают легко и быстро. Они легко увлекаются, но быстро меняют эти увлечения, в связи с этим часто не держат обещания. Такие дети легки в воспитании, они редко создают проблемы. Однако если систематически нарушать режимные факторы, дети начинают меняться и вести себя, как дети со слабой нервной системой.

Следующий тип нервной системы – неуравновешенный . Процессы возбуждения преобладают над торможением. Такие дети легковозбудимы, даже новая игрушка может вызвать бурную реакцию. Спят они недолго и неглубоко, легко просыпаются от малейшего шороха. В обществе часто ведут себя шумно, любят быть в центре внимания. Легко отвлекаются, поэтому не могут довести дело до конца. Детям с такой нервной системой нравится руководить, так как это получается лучше, чем заниматься однообразным делом. Если ребёнку в резкой форме указать на ошибки, он начнёт злиться и кричать, и, добившись, своего будет использовать скандалы постоянно. Любит всего достигать быстро и обязательно успешно. Если не получается, сразу теряют интерес.

Воспитывайте таких детей ненавязчиво. Помогайте им закончить начатое дело, так они научатся терпению. Научитесь чувствовать момент, когда ребёнок перестаёт воспринимать то, что вы пытаетесь ему донести и начинает противостоять вам - меняйте тему, иначе может начаться истерика. Периодически аккуратно внушайте ему, что его поведение не всегда правильно. Подавайте ему пример своим спокойствием, ведь он любит подражать вам.

И последний тип нервной системы – медлительный . Процессы торможения преобладают над возбуждением. Малыши такие крепко спят, хорошо кушают, до года быстро и выше нормы набирают вес. Эти дети спокойны, рассудительны, у них не бывает необдуманных поступков, ему комфортно в одиночестве, т.к. никто не отвлекает его от раздумий. Он долго «раскачивается», однако если возьмётся за дело, обязательно доведёт до конца. Он опасается резких перепадов настроения других людей. Они сдержанны на эмоции, поэтому часто сложно понять их душевное состояние. Такие дети умеют преданно дружить.

Роль родителей состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка с такой нервной системой к действиям. Выбирайте такие игры, где нужно немного побегать, громко поговорить. Не ругайте их за медлительность - прежде чем что – то сделать ему нужно собраться с мыслями и понять, что от него требуется. Не спешите всё делать за ребёнка (потому что так быстрее). Помогите ему перебороть свою инертность. Подстёгивайте, устраивая соревнования. И, конечно обязательно подыгрывайте.

К серьёзным истерикам склонны в основном дети со слабым и неуравновешенным складом нервной системы.

У детей до года, истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе (мокрые пелёнки, голод, длительный промежуток между периодами сна, погрешности в питании кормящей матери). Их очень трудно успокоить, даже если эти погрешности устранены. Вызваны такие истерики, как правило, повышением внутричерепного давления и помочь в этом случае может только невропатолог. У новорождённых это бывает вследствие нарушения течения беременности и родов у матери, а иногда и проявлением врождённых заболеваний головного мозга.

Стадии истерики

Стадия крика – ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг.
Стадия двигательного возбуждения – начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками.
Стадия рыданий – ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Если во второй стадии на ребёнка не обращать внимания, то третья не наступит. В третьей стадии вы обязательно должны помочь ребёнку успокоиться, иначе она может продлиться бесконечно долго, та как ему трудно справляться со своими эмоциями. Обнимите его, прижмите к себе, посадите на колени и покачайте. Обессилевший малыш, успокоившись, скорее всего, захочет полежать или даже поспать.

Что делать, чтобы истерики у ребёнка возникали как можно реже, а со временем и совсем прекратились.

1. Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом лихорадочно думать, что предпринять.
Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Вы должны контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию. Можно предложить заняться чем-то иным, обратить внимание ребёнка на какой-либо другой предмет или явление. Иногда вспышку удаётся остановить проявлением сочувствия к его плохому настроению, при этом нужно попытаться увести его в сторонку и поговорить с ним, успокоить, обнять, ласково погладить по голове. Ребёнок не всегда может понять и объяснить своё состояние, поэтому, помогая выразить словами то, что он чувствует, вы даёте ему возможность расслабиться, способствуете устранению напряжённой ситуации. Со временем, исходя из темперамента ребёнка, вы успешно научитесь пользоваться этим методом.
Но помните, метод отвлекания эффективен только тогда, когда если истерика находится в начальной стадии, и не работает, если она уже в разгаре. Отвлечь ребёнка в этот период уже невозможно, тщетность попыток лишь выведет вас из себя.

2. Дайте ребёнку понять, что вы не терпите истерик.
Если истерика всё-таки случилась, прекратите всякое общение с ребёнком на это время. Не пытайтесь уговаривать, кричать и шлёпать его - это не поможет, а может даже усилить проявления истерики. К тому же из-за воплей вас попросту не услышат. Сделайте вид, что вы его не видите. Если потребуется, оденьте наушники, но не реагируйте. Когда обстановка немного разрядиться, вы можете начать применять различные приёмы, позволяющие утихомирить ребёнка.

3. Во время истерики нужно ненадолго изолировать ребёнка
Отведите ребёнка в отдалённое место, где не должно быть детей, игрушек и телевизора. Пусть поймёт, что когда он ведёт себя неправильно, ему не будет позволено играть с другими детьми. В этом месте ребёнок должен находиться, столько, сколько понадобиться времени, чтобы он успокоился. При повторной истерике, его нужно вернуть на прежнее место и опять оставить там на какое-то время, но не выпускать его полностью из поля зрения. Главное в это время - самому сохранять спокойствие. Однако он должен запомнить, что истерика – не повод, чтобы увиливать от домашней работы или от выполнения уроков и, придя в норму, ему доведётся закончить работу.

4. Ваша тактика действий во время истерик ребёнка должна быть всегда одинаковой.
Алгоритм ваших действий при вспышках должен повторяться. Даже тогда, когда это происходит в общественных местах. Да, будет неприятно, но знайте, что окружающие не раз оказывались в таких ситуациях. Найдите в себе силы и будьте уверенны, что делаете это во благо своего ребёнка. Если такие вспышки эмоций возникают и при общении с другими людьми, нужно рассказать им, как правильно себя вести в такой ситуации и предупредить, чтобы не обращали внимания на ребёнка до того времени, пока он не успокоится. Общайтесь с этими людьми, дабы оценить успешно ли идёт перевоспитание.

5. Расскажите ребёнку, как нужно цивилизованно выражать своё недовольство.
Обычно дети закатывают истерики потому, что не знают, как по - другому выразить свои чувства. Дайте понять, что ничего плохого в его скверном настроении нет, что все люди иногда расстраиваются, но нужно уметь сказать о том, что не нравится. Назовите несколько слов, которые он может использовать (например: я рассержен, я в гневе, я очень недоволен, мне грустно, мне скучно) и прорепетируйте их вместе с ребёнком. Поощряйте его похвалой каждый раз, когда он будет говорить о своих волнениях.

Для борьбы с истериками ребёнка, вам нужно уметь сохранять спокойствие.

Сделать это порой очень трудно, особенно, когда истерика случается в самый неподходящий момент. Но вы должны уметь сдерживать себя. Если всё же вы разгневались, глубоко вдохните, и выйдите на 3 минуты в другую комнату. Вам нужно потерять с ребёнком зрительный контакт. Но перед этим предупредите, что вы даёте ему время успокоиться и сейчас вернётесь. Пользуйтесь одной и той же фразой и больше ничего не говорите. Главное здесь спокойствие и молчание. Готовьтесь к разрухе в комнате, где остался ребёнок, но не наказывайте его за это. Этот метод называется «тайм-аут» . Он прост, универсален и способен помочь в сохранении спокойного расположения духа и контроля над гневом. Однако знайте, что в последующем, вы должны увеличить количество времени, проводимого с ребёнком за совместными играми, иначе, из-за частых тайм – аутов, он может озлобиться и потерять доверие к родителям.
После истерики ведите себя так, как будто ничего не произошло. Не надо комментировать произошедшее. Пусть ребёнок опять заслужит ваше расположение.

Через две – три недели таких приёмов, истерики у вашего ребёнка должны стать реже.

Если, несмотря на ваши усилия и терпение, плохое поведение всё-таки сохраняется, нужно обратиться неврологу, который назначит обследование. Если обследование не выявит отклонений, невролог назначит консультацию психолога или психотерапевта, который определит, есть ли у ребёнка психические нарушения и надо ли проводить медикаментозное лечение.

Ребёнку с возбудимой нервной системой можно помочь лёгкими успокаивающими средствами. Это могут быть отвары успокаивающих трав, успокоительные сборы.

Успокоительный сбор или чай для детей: Фенхель, ромашку, алтей, солодку, пырей (1:1:2:2:2). Две столовые ложки сбора залить стаканом кипятка, кипятить 20 минут, процедить. Принимать в теплом виде по 1 чайной ложке (детям с 1го года) перед едой 3 раза в день или на ночь 3-4 недели. Если аллергия на травы, их употреблять нельзя.

Можно давать детям просто настой пустырника в такой же дозе.

Грудных возбудимых малышей желательно через день купать в растворе хвойного экстракта в течение 20ти дней.

Из препаратов ребёнку разрешается без назначения врача давать только гомеопатические средства (дормикинд, тенотен, нотта, нервохель). Возможно также применение препарата на основе аминокислоты глицина. Поддержать нервную систему ребёнка поможет витаминный комплекс нейровитан. Дозировки препаратов чётко расписаны в инструкции к ним. Все лекарства нужно давать в течение 4х недель, потом сделать перерыв и вновь повторить курс лечения.

Более серьёзные препараты для лечения детей может назначать только врач.

Врач педиатр Сытник С.В.

Когда ребенок бьется в истерике, естественное стремление мамы - успокоить расстроенного малыша. Но чем больше она старается, тем чаще и интенсивнее эти истерики происходят. Какие чувства и эмоции это вызывает у мамы?

    Я плохая мама (ругаем себя за негативные эмоции по отношению к ребенку).

    Я не справляюсь (сомнение в собственных силах, неверие в себя как родителя).

    Хочется оставить его и уйти (ответственность невыносима, хочется уйти от решения проблемы и вообще залезть к кому-нибудь на ручки).

    Хочется наказать, "чтобы наконец-то понял, как надо себя вести".

Это естественные реакции, но ни одна из них не принесет желаемого результата. Чтобы научиться успешно останавливать детские истерики, нужно понимать механизм их возникновения. И дальше мы рассмотрим, какие бывают истерики и что с ними делать.

Что такое истерика и почему она возникает?

Истерика - говоря, языком научным, это перевозбуждение, которое приводит к потере самообладания. Из-за этого ребенок реагирует “неадекватно”, не слышит вас, не воспринимает помощь, и с ним сложно договориться.

Например, вы гуляете с ребенком на площадке, пришло время возвращаться домой, и ребенок зашелся в истерике. Уровень раздражительности и недовольства ребенка значительно превышает реальность проблемы, и мы видим гиперэмоциональное выражение недовольства: малыш падает на пол, кричит, не слышит аргументов и доводов родителей. В такие моменты ребенок не может успокоиться сам, или успокаивается медленнее обычного. Вы не узнаете своего малыша: он с рождения был спокойным и покладистым, а в год его как подменили. И чем старше ребенок становится, тем чаще впадает в истерики! Что же с ним произошло? Где вы ошиблись?

В резком изменении детского поведения нет вашей вины, это просто очередной этап развития . До 9 месяцев ребенок практически ангел - он смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда плохо. Но примерно в год-полтора дети становятся более упрямыми, они топают ножками, возмущаются, если им что-то не нравится, добиваются своего и намного лучше помнят свои желания, чем раньше. Иногда дело доходит до настоящих истерик.

Вуаля, и спокойная жизнь мамы заканчивается. Но не стоит паниковать! Истерики - это нормальный этап развития . Ребенок начинает осознавать свои желания и пытается их реализовать, а когда мама не позволяет получить то, что хочется - малыш учится отстаивать свое желание с помощью крика, слез и упрямства, а когда расстраивается, выражает это порой довольно агрессивно.

Если родители не очень хорошо понимают своего ребенка, они могут закрепить и даже усугубить истерики, способствуя тому, что они становятся все более частыми, сложными и длительными. В я часто работаю именно с такими случаями. Многие приходят не лечить, а предупредить проблему, и это правильно. Но все же часто бывают случаи, когда ребенок систематически падает на пол, кричит и даже дерется в ответ на любой отказ, чуть что - моментально устраивает истерику, не воспринимает слово "надо", а стремится делать то, что хочет... Шаг за шагом мы восстанавливаем родительский авторитет из пепла, чтобы вернуться к здоровым отношениям, когда ребенок готов сотрудничать с родителями. Очень важно научиться правильно реагировать на истерики, тогда истерики планомерно сойдут на нет к 5-6 годам, когда ребенок освоит навыки самоконтроля, терпения и силы воли.

Следует помнить: в возрасте от года до пяти истерики неизбежны , потому что ребенок не умеет совладать со своими желаниями и не знает как их удовлетворить. Остается только кричать, и ждать, что мама с папой решат ситуацию.

Виды истерик

Что происходит с мамой, когда у ребенка истерика? Чаще всего она ищет виноватых: либо “я плохая мать”, либо “с ребенком что-то не так”. Однако, как вы уже знаете, истерики неизбежны в детском возрасте. Не стоить винить себя, но разобраться, как реагировать на поведение ребенка - необходимо!

Итак, истерики бывают двух видов: зависящие и независящие от воспитания.

В первую очередь рассмотрим причины истерик, которые не зависят от вашего воспитания:


А теперь давайте рассмотрим истерики, которые зависят от воспитания.

Решающую роль в здесь играет поведение родителя. Иногда поведение родителя провоцирует сам запуск истерики, но чаще естественные детские истерики подкрепляются и разрастаются в силу неподходящей реакции мамы или папы. Вот как это происходит:

    Нехватка твердости. Речь идет об отсутствии разумных ограничений: когда мама настолько боится нанести ребенку психологическую травму, что дает ему полную свободу выбора. Ребенок может делать что хочет и как хочет, а мама всячески ему потакает. Вместо ограничений и рамок она просит больше так не делать, объясняет, почему это плохо, или пытается договориться, “купить” хорошее поведение еще большими бонусами. У ребенка слишком много свободы и совершенно нет рамок и правил, в результате - нет родительского авторитета, и, как следствие, ребенок неуправляем, эгоистичен и требователен сверх меры.

    Нехватка чуткости. Это завышенные ожидания родителей и их негативные проекции на ребенка. К примеру, ребенок научился одеваться сам, и мама ждет, что он теперь всегда будет это делать. Мама не дает ребенку послаблений, а если малыш устал, приболел, или просто хочет внимания и просит маму помочь ему одеться - мама скорее накричит и заставит его самого одеваться, чем попытается понять ребенка. Так же плохо влияет на ребенка и отсутствие близости с родителями: когда в семье нет теплых доверительных отношений, семья не проводит время вместе, у детей и родителей нет совместных ритуалов. Ребенок не чувствует себя в безопасности: мама всегда им недовольна.

Когда мама слишком мягкая и все позволяет - ребенок теряется в своих желаниях и становится неуправляемым. Маленькие дети все чаще становятся тиранами, и это целая проблема. Но если мама слишком строгая и авторитарная, она может подавить ребенка, что в будущем может обернуться проблемами с самооценкой. Поэтому так важно соблюдать баланс, чтобы было достаточно как тепла, так и твердости. Ребенку важна уверенность: как бы он не истерил, рядом всегда будет уверенный и надежный взрослый, который не только поможет справиться с его переживаниями, утешит и поддержит в трудный момент, но и не поддастся на провокации, не будет менять свои решения под влиянием первого крика.

Основная задача мамы - восстановить баланс между чуткостью и твердостью. Именно поэтому разделен на две части: две недели мы работаем над развитием твердости, и две недели - над развитием чуткости. Но независимо от того, насколько вы чуткая или строгая мама, истерики все равно будут.

Секрет в том, чтобы правильно на них реагировать: вы можете либо дать ребенку опыт проживания истерики, либо научить его получать желаемое с помощью истерики. В первом случае вы продвигаете ребенка в сторону самостоятельности и зрелости, а во втором - провоцируете манипуляции и инфантильное поведение.

Что делать маме, чтобы справиться с истериками и сберечь нервы?

Часто единственное желание мамы - чтобы истерящий ребенок быстро успокоился, перестал плакать и словами сказал, чего он хочет. То есть неосознанно мы ждем, чтобы ребенок понял, что с ним происходит, перевел это в слова и обратился за помощью. Но, к сожалению, это невозможно. Согласитесь, не каждый взрослый может осознать и озвучить свои желания, а чего уж ждать от трехлетки? Поэтому мамам важно понимать, что справиться с истерикой - не значит быстро заставить ребенка замолчать.

Первая задача при истериках - научиться различать их причины. Для этого в “Послушном ребенке” мы отдельно тренируем этот навык у мам.

Если истерики не зависят от вашего воспитания,. значит, причина в образе жизни или самочувствии ребенка. В зависимости от причины вы можете: наладить режим, проверить здоровье, заниматься профилактой.

Если истерики зависят от ваших реакций, то необходимо сбалансировать ваше воспитание таким образом, чтобы они не учащались и не превращались в норму. На курсе я даю простой алгоритм, как помочь ребенку справиться с истерикой. Итак, что делать, если ребенок истерит?

Алгоритм:

      Определите причину истерики - что расстроило или рассердило ребенка.

      Проговорите эмоции и помогите ребенку осознать, что с ним происходит “Ты расстроен потому что…”, “Я тебя понимаю, это действительно неприятно, когда...”

      Установите рамки и определите дальнейшие действия: “Я понимаю, что ты недоволен, но будет вот так…” или “Тебе очень горько сейчас, и сейчас мы поступим следующим образом...”

      Помогите справиться с причиной расстройства, или помогите пережить эмоцию от невозможности получить желаемое.

Например: “Сынок, ты расстроен, что я не купила тебе киндер. Я понимаю, как это неприятно - когда невозможно получить то, чего очень хочется. Но ты знаешь правило: киндер мы едим один раз в неделю. И ты его ел вчера. Поэтому сегодня я не куплю киндер. Давай купим булочку и пойдем с тобой на озеро кормить уток. Пойдем?”

Конечно, очень часто этого мало. Ребенок не слышит ваши слова, с ним невозможно договориться, он перекрикивает вас. В таком случае, ваша задача - помочь ему успокоиться. Иногда для этого нужен телесный контакт, который позволяет буквально “собрать” ребенка. Иногда поможет переключение.

Есть несколько способов переключить ребенка:


Однако не всегда дети нуждаются в помощи, чтобы успокоиться. Часто они могут сделать это самостоятельно. Достаточно нам переключить свое внимание на что-то другое, выйти на кухню или сделать звонок, как ребенок, осознав, что общение закончилось, находит, на что переключиться самостоятельно. Конечно, чаще всего это касается тех ситуаций, когда ребенок физиологически в порядке. Он не переутомлен, не голоден, не болен.

А если вы решили пройти комплексное обучение, как противостоять истерикам и достичь отношений, в которых ребенок с удовольствием сотрудничает с вами, жду вас на Скоро старт!