Свадебные платья в русском стиле – союз традиции и красоты. Русский свадебный наряд

Удивителен тот факт, что почти во всем мире существует такой ритуал как свадьба, несмотря на порой диаметрально противоположные различия в культурах.
Само собой взгляд на свадьбу везде свой, также как и на свадебные наряды. В новом обзоре были собраны самые невероятные традиционные свадебные убранства со всего мира.

1. Индия

Индийские свадебные наряды жениха и невесты.
Индийские молодожены олицетворяют собой красоту, изящество и роскошь. Традиционные свадебные наряды жениха и невесты выполняются в красном, бордовом, пурпурном или оранжевом цвете, щедро расшитые золотом, чтобы взоры гостей обращали внимание только на счастливую пару.

2. Нигерия


Наряд нигерийской невесты.
Традиционный наряд нигерийской невесты - это яркое платье простого кроя и Геле - большой и необычный головной убор.

3. Гана


Традиционные свадебные наряды Ганы.
Традиционная свадьба в Гане - зрелище очень необычное и оригинальное. Костюмы молодожен обычно очень яркие, украшенные индивидуальными узорами, характерными исключительно для отдельной семьи.

4. Монголия



Монгольские традиционные свадебные костюмы.
Монгольская свадьба полна традиций и ритуалов, соблюдение которых является гарантией счастливой семейной жизни. Наряд невесты в Монголии отличается изяществом и красотой, поверх платья обязательно должна присутствовать красная накидка. Еще одним атрибутом свадебного образа является сложная прическа, имитирующая коровьи рога, и небольшая шапочка, к которой крепятся многочисленные подвески - серебряные, из бусин коралла или бирюзы.

5. Япония



Японские традиционные костюмы жениха и невесты.
В Японии невеста меняет наряд минимум трижды за свадьбу. Сначала она предстает перед женихом в белоснежном кимоно, символизирующим чистоту и целомудрие, и головным убором того же цвета. После церемонии бракосочетания, девушка переодевается в цветное или красное кимоно. Жених при этом одет в традиционные японские одежды - черное кимоно, черная куртка хаори, брюки хакама.

6. Шотландия



Шотландский свадебный наряд.
В отличии от других народностей, шотландские невесты свободны в выборе свадебного платья, жених же облачается в килт, цвета своего клана. После торжественной церемонии, невеста может накинуть на себя платок, выполненный в тех же цветах, что и килт супруга.

7. Румыния



Традиционная свадьба в Румынии.
Свадьба в Румынии - громкое мероприятие, организуемое родителями молодоженов. Наряд жениха - традиционный национальный костюм - холщовая рубаха, брюки, шерстяной или кожаный пояс и жилетка. Наряд невесты же выглядит роскошно и дорого: рубаха (кэмаше), пышная юбка, массивные украшения и праздничный головной убор.

8. Косово



Традиционный образ невесты из Косово.
Невесты из Косово похожи на фей и кукол. Такая ассоциация возникает из-за необычного, немного сюрреалистического макияжа, который должен защитить девушку от сглаза и сплетен. Наряд невесты расшит серебром и камнями, также в образе присутствует большое количество различных украшений.

9. Китай



Китайские свадебные костюмы молодых.
Традиционно молодоженов в Китае облачали в наряды красного цвета, символизирующего счастье, голову невесты обычно украшают головной убор в виде феникса.

10. Филиппины


Свадебные образы яканов.
Народность яканы издавна украшают лица жениха и невесты особыми узорами, защищающими их от зла.

11. Бали



Балийские национальные костюмы жениха и невесты.
Свадьба на Бали - событие грандиозное, масштабное и роскошное. Жених и невеста на свадьбе воспринимаются, как царские особы, поэтому их головы украшает нечто подобное на короны. Наряды, выполняются из дорогого материала и щедро украшаются золотом и камнями.

12. Венгрия



Традиционный наряд венгерской невесты.
Традиционный наряд венгерской невесты отличается наличием пышной юбки, цветочными орнаментами и огромным цветочным венком.

13. Перу


Традиционный свадебный костюм.
Традиционно, невесты в Перу облачаются в яркое пончо, украшенное цветными орнаментами, на голову надевают необычный плоский головной убор. Жених тоже облачается в цветастое пончо.

14. Украина


Гуцульские традиционные наряды.
Украинцы, живущие в Карпатском регионе, тщательно соблюдают свадебные традиции. Жениха и невесты облачают в рубашки, вышитые особым образом. На женихе красуется кептар - колоритный меховой жилет. Головы молодоженов покрыты традиционными головными уборами.

15. Россия



Русские традиционные свадебные костюмы.
Русский свадебный наряд имеет несколько вариаций. Это может быть сарафан красного или зеленого цвета или белые рубашки, вышитые особым образом. Голову невесты украшают цветочным венком и кокошником.

16. Сингапур



Образы молодоженов в Сингапуре.
Жених и невеста в Сингапуре облачаются в костюмы черного цвета, расшитые золотом и камнями. В отличие от других стран черный цвет здесь является не траурным, а торжественным.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси. Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка. С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр, придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

3 слайд

Описание слайда:

Как известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку-поневу и кичку. В прошлом отчетливо прослеживался средневеликорусский комплекс одежды. Для него характерны: женская рубаха с прямыми поликами, косоклинный (распашной) сарафан и более поздний прямой "московский", тип плетеной обуви (лапти, ступни), кокошник с закругленным верхом и пр. Рубаха называлась "рукава", (из-под сарафана видны были только рукава). Нижняя часть рубахи доходила до подола сарафана - называлась "стан" и шилась из более дешевого и часто не отбеленного холста. Распространенным кроем был крой рубахи с поликами (плечевыми вставками с озборенными у горловины) и ластовицами (ромбовидными вставками под рукавами, создающими удобства при поднятии руки.

4 слайд

Описание слайда:

Сарафаны до середины ХIХ века были большей частью косоклинные, распашные. К концу ХIХ века стали преобладать сарафаны прямые, круглые "московские". Название говорит о его городском происхождении. Появился он, видимо, в Москве как праздничный у богатого купечества, затем как московская "мода" распространился в другие города, а потом проник и в крестьянскую одежду, что подтверждается его повседневным бытованием.

5 слайд

Описание слайда:

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотным галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами („рукавами") из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из „сарафанных" тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

6 слайд

Описание слайда:

На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми.

7 слайд

Описание слайда:

Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник одевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили волосники и платки. Крепостные вышивальщицы или монашки в монастыре золотыми или серебряными нитями, бисером и жемчугом расшивали красный бархат. Бархатная заготовка кокошника натягивалась на твердую основу (на бересту, позже – на картон).

Выбор свадебного наряда для представительниц многих народов уже определено религиозными убеждениями или древними обычаями, от которых девушки и их семьи не хотят отступать. Проявление наследия прошлого запечатляется в расцветке, фасоне или дополнительных атрибутах к одежде. Традиционные свадебные платья отдельных народов представлены в паблике Познавательно.

1.Болгария, Родопские горы.

Девушка, проживающая на территории Родопских гор, облачается в длинный наряд. Свадебное платье украшено орнаментом, вышитым вручную.

Болгарская невеста.

2. Индонезия.

На разных индонезийских островах у девушек свои предпочтения при выборе подвенечного наряда. Многие одеваются в яркие цветные платья, украшенные объёмной вышивкой.

Индонезийский свадебный наряд.

Рисунки птиц и цветов на основе хны – важный элемент образа индонезийской невесты.

Рисунки из хны.

В традиционном нубийском наряде присутствуют сразу 3 детали головного убора: платок с цветочным принтом, белая фата и прозрачная вуаль.

Нубийская невеста.

Выбор свадебного платья и украшений – удел тибетского жениха. Именно он за день до знаменательного события обязан принести своей любимой одежду для предстоящей церемонии.

Традиционное свадебное платье в Тибете.

Индийская невеста отдаёт предпочтение традиционному платью лехенга-чоли. Ярко красный цвет и 16 украшений – главные предписания канонов Солах Шрингар.

Лехенга-чоли — индийский подвенечный наряд.

В Тувинском национальном костюме отображается образ жизни кочевников. Церемониальную одежду отличает свобода действий – молодожёны могут в ней спокойно прокатиться на лошади.

Тувинский свадебный национальный костюм.

7. Турция.

Талию турецкой невесты перед началом церемонии перевязывают красной лентой, что является символом невинности, счастья и удачи. Данную роль отводят отцу, брату или дяде девушки.

Турция.

8. Болгария – Рибново.

Больше всего внимания девушки из Рибново уделяют своему лицу, которое разрисовывают специальной белой краской, а поверх неё приклеивают десятки блестящих страз. Вуаль делают из серебристых нитей. Обычай уходит корнями в многовековое прошлое.

Невеста из Рыбново, Болгария.

9. Шри-Ланка.

В наряде невесты из Шри-Ланки – отражено влияние востока и запада: традиционное свадебное платье, сари из шёлка, дополняет фата в европейском стиле. Аксессуары в виде нечётного количества камней обязательно должны присутствовать в подвенечном наряде.

Шри-Ланка.

10. Израиль.

Ультраортодоксальных евреек-невест выделяет их скромность. Длинное платье белого цвета скрывает её тело полностью. Только лицо и кисти рук девушки остаются в поле зрения.

Израиль.

11. Таджикистан.

Традиционный наряд невесты из Таджикистана – платье поверх брюк.

Свадебное платье в Таджикистане.

12. Пакистан.

Красный, розовый и фиолетовый цвета предпочитают пакистанские девушки. Вуаль из красочных бусинок – обязательный элемент подвенечного платья.

Пакистан.

13. Эритрея.

Одежда эритрейской молодой полностью идентична облачению жениха: бархатное пальто, украшенное золотистой вышивкой, и шляпа в виде короны.

Подвенечный костюм из Эритреи.

14. Палестина.

На официальную церемонию девушка надевает белоснежное платье. В свадебном гардеробе новобрачной обязательно присутствует одежда, сшитая вручную её матерю.

Палестина.

Традиционные платья красно-чёрного цвета выбирают столичные перуанки. Многослойная хлопковая юбка и декорированный подол – неотъемлемый элемент свадебного облачения.

Лима, Перу.

Европейскую моду на белые платья и золотые украшения позаимствовали иорданцы. Единственное отличие – шёлковая шаль, скрывающая лицо новобрачной.

Подвенечное платье, кафтан, должно совпадать по цветовой гамме с костюмом жениха. Лавандовый и фиолетовый оттенок часто преобладают в одеянии молодожёнов.

Мали.

У традиционного свадебного костюма ханбок очень древняя история – его носили несколько сотен лет назад. С тех пор он практически не изменился: шёлковая или хлопковая блуза в сочетании с юбкой с завышенной талией.

Корейское традиционное свадебное платье.

19. Япония.

Белоснежное кимоно с капюшоном – свадебная одежда японской девушки.

Японское кимоно.

Красивая брошь и пояс на талии – важный атрибут наряда чеченской невесты. Закрытое белое платье и платок подчёркивают её скромность.

Чеченский свадебный наряд.

Традиционно иракским невестам приходится переодеваться до семи раз. Каждый наряд символизирует определённый цвет радуги.

Ирак.

22. Нигерия.

Яркие кружевные блузы и узорчатые кафтаны вместе с коралловыми бусами и объёмным головным убором – традиционный нигерийский свадебный наряд.

Нигерия.

23. Италия.

Итальянки часто останавливают свой выбор на платье или ожерелье зелёного цвета, который приносит достаток и удачу.

Итальянская невеста.

24. Марокко.

Во время торжества марокканка переодевается трижды. Для официальной церемонии подобран белый кафтан или платье.

Марокканские свадебные традиции.

25. США, ХIX в.

Традиционное свадебное платье американской невесты 19-го века больше походило на обычный праздничный наряд из её гардероба. Действительно, небогатые девушки не могли себе позволить белую одежду, ведь она часто пачкалась. Именно поэтому американки выбирали лучшее, что было у них в шкафу.

США, 19-й в.

Другие посты

Девичий «печальный» костюм Конец XIX - начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду. Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX - начале XX в., относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток их семей, чтобы затем послать к ним сватов.

Девичий праздничный костюм 1910-1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

Этот наряд могла носить и девушка на выданье и молодая женщина. Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом.

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Костюм новобрачной 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

Костюм новобрачной 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Женский свадебный костюм Конец XIX - начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей. Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава

В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Костюм новобрачной Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор - «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда - сарафан - менялась на «бабью» - поневу.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

3 ..

С.В. Горожанина Л.М. Зайцева Русский народный свадебный костюм

Свадебные платья белого цвета начали входить в городскую моду с начала XIX в. в связи с всеобщим интересом к античному искусству. Невеста в длинном светлом платье с высоким корсажем, фатой и миртовым венком в волосах ассоциировалась с образом античной богини. Однако в крестьянской среде, а также среди части мещанства и купечества вплоть до начала XX в. сохранялась свадебная одежда на основе национального традиционного костюма.
Обрядовая принадлежность свадебной одежды обусловила на длительное время устойчивое сохранение традиционных элементов ее кроя, цвета ткани, орнаментации и манеры ношения. В XIX - начале XX в. существовало большое количество вариантов русских крестьянских свадебных костюмов. Их разнообразие объясняется, прежде всего, огромными просторами нашей страны, ее различными климатическими зонами, историей каждого края, влиянием проживающих по соседству народов и рядом других факторов.
В книге обозначены два основных женских свадебных костюмных комплекса, характерных для русской традиционной одежды: комплекс одежды с сарафаном и комплекс с поневой. Комплекс девичьей и женской одежды с сарафаном широко бытовал на всей территории России. В XIX в. на Русском Севере, в Приуралье и Поволжье он был основным. В целом, свадебный наряд этих регионов включал рубаху с прямыми поликами или без поликов, сарафан - косоклинный или прямой, передник, пояс, головной убор, душегрею, чулки, обувь, украшения.
Поневный комплекс был типичен для южных регионов России, хотя и там девушки до свадьбы носили рубахи или рубахи с сарафанами. На венчание в церковь они также надевали рубахи с сарафанами, и лишь после венчания сарафан менялся на поневу, которую носили всю жизнь. В отдельных местностях отмечено ношение поневы девушками брачного возраста.
Свадебный поневный комплекс одежды состоял из рубахи с косыми, прямыми поликами или без поликов, поневы, передника, пояса или нескольких поясов, нагрудной одежды, головного убора, чулок, обуви, украшений. Как правило, повсеместно женский свадебный костюм дополнялся фатой или платком. Жених и невеста могли венчаться, вне зависимости от времени года, в шубах, опоясанных особыми полотенцами.
Мужской свадебный костюм в целом был единообразен по всей России. Он состоял из прямой или раскошенной книзу рубахи с разрезом на груди, штанов, пояса, обуви, головного убора, кафтана. В отдельных местностях признаками совершеннолетия парня были украшение на шляпе - «перо» и шейный платок - «галстук». «Перо» (лента с цветами, шелковая кисть, нитки бисера, которыми украшались тульи шляп) являлось архаичным знаком готовности к вступлению в брак. Платок обычно складывали по диагонали и завязывали на шее на узел. Иногда концы платка закидывали на плечи или затыкали за пояс. Свадебные костюмы отличались от одежды иного назначения качеством материала, колористической гаммой и богатым орнаментальным убранством, наделенными особой символикой, способами изготовления, многопредметностью, обилием разнообразных украшений, манерой ношения. В то же время по крою они не отличались от повседневной одежды, одной из главных характеристик которой был прямой, свободный, не подчеркивающий особенностей фигуры покрой. Традиционно ткань для свадебных нарядов была собственного изготовления - из льна, конопли, домашней шерсти. Из тончайшей льняной ткани шили свадебные рубахи. Из льняных и покупных хлопчатобумажных нитей ткали материал на сарафаны, из волосени - длинноволокнистой шерсти молодой овцы, не стриженной в течение года, - ткань на поневы и сарафаны. В состоятельных семьях использовали покупные ткани: шелк, парчу, бархат. Однако талант русских крестьянок, их удивительное мастерство в использовании всего традиционного комплекса рукоделия проявлялись, прежде всего, в создании свадебных костюмов из тканей домашнего приготовления.
Для женской одежды добрачного периода и костюмов, соответствующих основным этапам свадебного обряда, было характерно особое колористическое решение: чаще всего насыщенное, жизнерадостное - для наряда девушки на выданье, строгое, черно-белое - для одежды довенчального и венчального периодов и яркое, отмеченное преимущественно красным цветом, - для костюма новобрачной и молодухи первого года семейной жизни. Красный цвет являлся знаковым для такого важного этапа обряда, как свадебный пир, и имел охранительное, а главное, продуцирующее значение.
Подобным же сакральным смыслом наделена орнаментальная символика наряда новобрачной: женские фигуры, ромбы - знаки плодородия; кресты, свастики - солярные знаки; древа, олицетворяющие вечно живую природу. Орнаменты располагались, как правило, по краям одежды - по подолу, вороту, на концах рукавов, как бы защищая открытые части тела от воздействия злых сил. Свадебные наряды состояли из большего, чем в обычной одежде, количества деталей и дополнялись украшениями из бисера, лент, перьев, монет и т.п. Особое значение придавалось времени и способам изготовления, манере ношения. Так, венчальную одежду для себя и жениха девушка шила сама или с помощью подруг перед самой свадьбой или заранее, обязательно накануне больших праздников. Одежда шилась вручную, иногда ткань не разрезали ножницами, а разрывали руками.
Закрывание головы невесты фатой или платком, кистей рук длинными рукавами рубахи в предсвадебное время и на венчании, опоясывание полотенцами было связано с верой древних славян в то, что таким образом можно защититься от «порчи, сглаза и лихих слов». К свадебной одежде относились очень бережно, ее хранили и использовали в течение всей жизни. Девичья одежда довенчального периода в отдельных местностях служила в дальнейшем поминальной и погребальной. Женщина, вышедшая из репродуктивного возраста, носила венчальную рубаху в качестве повседневной. Она же могла быть ей и погребальной одеждой. Замужняя женщина надевала костюм новобрачной по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Мужская венчальная рубаха часто использовалась в качестве крестильной пеленки, как бы защищая ребенка, передавая ему силу и здоровье отца. Русский свадебный костюм еще недостаточно изучен исследователями2. Настоящая книга, являясь первым опытом такого издания, не претендует на широкое обобщение. Авторы представляют коллекцию русской свадебной одежды по географическому принципу, разделяя ее на костюмы северного, поволжского, приуральского и южного регионов. Отдельным блоком рассматривается мужская свадебная одежда. Впервые предлагается деление женской одежды на костюмы девушек брачного возраста и одежду, соответствующую отдельным этапам свадебного цикла: «довенчальную», которую носили до венчания в церкви, «венчальную» и «новобрачную», которую надевали после обряда венчания. Наиболее отчетливо это деление прослеживается на костюмах южнорусского региона. По мнению авторов, настоящее издание поможет читателям лучше понять смысл и значение одежды в одном из важнейших событий в жизни крестьянского мира - свадьбе.