Флаг российской империи при николае 2. Чёрно-жёлто-белый флаг

Как имперский флаг соперничал с бело-сине-красным в истории России?

Ответ редакции

Депутат Госдумы от партии ЛДПР Михаил Дегтярёв предложил .

В настоящее время чёрно-жёлто-белое знамя используется русскими националистическими, монархическими и патриотическими организациями, футбольными фанатами.

Имперский штандарт имел официальный статус с 1858 по 1883 годы. Считается, что под чёрно-жёлто-белым знаменем Россия ни разу не проигрывала в войнах.

Что такое имперский флаг?

Имперским флагом в просторечии именуют гербовый флаг Российской империи, утверждённый во второй половине XIX века. Бело-сине-красное знамя считалось торговым флагом, «скопированным» Петром I у голландского флота. Имперский штандарт также называли «флагом романовских цветов», «государственным флагом», «национальным флагом», «флагом гербовых цветов».

Значение флага

Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой.

Чёрный цвет был взят с герба России, на котором изображался чёрный двуглавый орёл. Чёрный цвет символизировал величие России, самодержавие, государственную стабильность, незыблемость исторических границ и непобедимость.

Жёлтый (или золотой) цвет на гербе означал поле, над которым парил чёрный орёл. Также этот цвет символизировал духовность, устремление к нравственному совершенствованию и твёрдость духа.

Белый (или серебряный) цвет был известен как цвет Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона.

О том, кто такой Георгий Победоносец,

История флага

  • До 1858 года

Первые упоминания о флаге относятся ко временам правления императрицы Анны Иоанновны . В 1731 годув драгунских и пехотных полках шарфы приказано было делать «по российскому гербу» из чёрного шёлка с золотыми нитями.

В 1815 году в ознаменование победы над Наполеоном (а впоследствии во все праздничные дни) на зданиях стали вывешивать торжественные трёхцветные знамена; кроме того, подобную расцветку приобрела и армейская символика (орденские ленты, знамёна, а также кокарды, распространившиеся и среди гражданских чиновников).

В 1819 году появился жолнерский значок с номером батальона в полку, выполненный в виде трёх горизонтальный полос — чёрной, жёлтой, белой.

Российский имперский флаг. Фото: www.russianlook.com

  • 1858 - 1917

Официально чёрно-жёлто-белый флаг был утверждён указом императора Александра II от 11 июня 1858 года. Он был государственным символом Российской империи в течение 25 лет.

В 1883 перед коронацией Александра III императору на утверждение представили два флага: чёрно-оранжево-белый и бело-сине-красный. Царь выбрал из них последний, назвав его исключительно русским. После этого был издан закон, согласно которому для украшения зданий можно было использовать только бело-сине-красный стяг.

Однако чёрно-жёлто-белые флаги также вывешивали в торжественные дни, как при коронации Александра III , так и впоследствии. В итоге у России появились сразу два штандарта: чёрно-жёлто-белый и бело-сине-красный.

Для того, чтобы решить вопрос с официальным флагом империи, в преддверии коронации Николая II в апреле 1896 года созвали специальное совещание. На нём было решено, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным, и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований». В качестве аргументов, в частности, были приведены следующие:

«Если для определения народных цветов России обратиться к народному вкусу и народным обычаям, к особенностям природы России, то и этим путём для отечества нашего определятся те же национальные цвета: белый, синий, красный.

Великороссийский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубашке, малорос и белорус в белой; бабы русские рядются в сарафаны тоже красные и синие. Вообще, в понятиях русского человека что красно, то хорошо и красиво…

Если к этому присоединить белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического выражения России, для русского народного или государственного флага, наиболее свойственным оказываются цвета, установленные Великим Петром».

В начале XX века чёрно-жёлто-белый флаг использовался российскими правоконсервативными силами, приверженцами Российской империи и императора. Черносотенцы «переворачивали» штандарт и трактовали его в соответствии с идеологией народности:

  • белый - «православие» (чистота веры);
  • жёлтый - «самодержавие» (блеск и слава царской власти);
  • чёрный - «народность» (цвет земли, к которой близок простой люд).

Во время Первой мировой войны Российскому правительству пришлось использовать бело-сине-красное знамя по причине того, что флаги государств-противников содержали в себе чёрный, жёлтый и белый (Германская и Австро-Венгерская империи), а страны-союзники, наоборот, имели на своих знаменах белый, синий и красный (США, Франция, Британская империя).

  • После 1917 года

После Февральской революции 1917 года Временное правительство назначило бело-сине-красный флаг государственным, а чёрно-жёлто-белый отменило как носитель имперского духа.

В 30- 40-е годы XX века имперский штандарт использовала крупнейшая русская белоэмигрантская антисоветская организация — Российская фашистская партия.

В конце 1980-х годов значительная часть монархистов и сторонников консервативных движений стала использовать чёрно-золото-белый флаг, противопоставляя его бело-сине-красному, который, начиная с 1988 года, стал использоваться демократическим движением.

Во время «Августовского путча» в 1991 году чёрно-жёлто-белый флаг, наряду с бело-сине-красным, использовался противниками ГКЧП.

В настоящее время под имперским знаменем зачастую встают русские монархические, националистические, патриотические организации и футбольные фанаты.

.
Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Как правильно: черный— желтый-белый или белый-желтый-черный? К сожалению, на эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета.

Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года "О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях". Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот, до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы — белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра Второго, а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром Перым? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг этого Императора, но здесь он явно перегнул палку (просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о "двойственности" важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые превратились в символ антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т.н. либеральные круги, которые на весь мир кричали, что борются с "деспотизмом и реакционностью царской власти", а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр Второй. Его сын и преемник Александр Третий 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай Второй повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что "другие флаги допускаемы быть не должны".

Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора, как считалось, "уговорили", поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета — и это подчеркивает их "единство". И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг "не имеет геральдических исторических основ в России", чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у "переворота" и автор — Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез "исправлять" российскую геральдику). Александр Второй по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику — и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Он (Кёне) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было — флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о "правильности" флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса "о государственных Русских национальных цветах". Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с "правильным" расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему — непонятно, но пошли на компромисс — в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом.

С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине…

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.
Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой — нужны особые усилия особых людей .

Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора. При таком опыте велико сходство бело-желто-черного флага с кадрами кинохроник, чем бело-сине-красного.

Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.
.

1878 Васнецов В.М. "Карс взяли" (эскиз)


На картине Васнецова, посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 "о расположении гербовых цветов" в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.

[Есть предположение, что это флаг (сине-желто-красный) Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877-1878). Также есть мнение, что это панславянский (общеславянский) флаг (в случае если флаг носит сине-бело-красные цвета. Трудно судить по репродукции о цветности средней полосы). Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага.]

Картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

А вот картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние).

Также истолковывают как: черный — монашество, желтый — золото икон, белый — чистота души. Но все это из разряда народных толкований. Кто как придумает.
Догадаться самому о значении цветов в таком расположении (черный-желтый-белый) трудновато. Не приходит просто в голову логическое объяснение. Но за нас кто-то "добрый" делает это сам и подсовывает свою трактовку, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения о "правильности" расположения цветов. А если кто думает иначе, его одергивают: как посмел усомнится? Принцип "так думают все" или "так принято" действует здесь в полной мере. Ищут не правду, а общественное мнение, которое, увы, практически никогда не имеет ничего общего с истиной.

Но упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Думаю, ответ очевиден.

Также наряду с флагом, в 1858 году претерпел изменения и государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае Первом он был другим.

Герб Кёне, 1858 год.

Для примера Герб, изображенный на монетах. Вот монеты Николаевские, 1858 года.

А вот монета 1859 года Александра Второго (Правление этого Государя, годы которого были прозваны "эпохой великих реформ", для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом предыдущему. Реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности — все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло). Здесь явственно видно, насколько точно "слизан" орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь — хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:

Еще в 1959-м выпустили памятную монету и медаль "Монумент Императора Николая I на коне". Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть.

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там "советские" — пентакли .

На изображении ниже представлено сходство герба, который "сочинил" Кёне, с гербом Габсбургов. Герб Габсбургов:

А здесь сравнение отдельных элементов двух гербов:

Что получаем:

1) Корона приобрела ленту (хотя, на мой взгляд, это больше похоже на змею), до этого сия лента в Российской геральдике никогда не использовалась.

2) Крылья осыпались, раньше на всех орлах, были крылья пушистыми, а теперь абсолютно слизаны с Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. Единственное на нашем орле по 6 перьев, против 7.

3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного, теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов.

4) Главное Хвост. Тут и без комментариев понятно.

***

Для справки:


Бернгард Карл (в России Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин — 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то что связали свою жизнь с Россией, а внук уже был православным).

Он рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области ("Монетное дело города Берлина") опубликовал в возрасте 20 лет, ещё когда был учеником берлинской гимназии. Также стал одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества, а в 1841-1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель, служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и "представителем" в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль) с чином коллежского ассесора [к концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876)]. В Петербурге Кёне развил бурную деятельность.

Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому "направлению", стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним "административным" названием — так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807-1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850-х годов — это триумф Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Кёне, правда, принадлежит и авторство чёрно-жёлто(золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича. Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич, видимо, вообще питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856-1857 гг.
15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией. В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном "Рёйсс-Грейцским".

Главные выводы

Отчетливо виден почерк масонства в Российской геральдике, как и хорошо известно авторство этих "творений".

Россия — это православная страна, независимо от того, сколько в настоящее время в ней воцерковленных и истинно верующих людей. Православие — это тот фундамент, на котором выстроена и стоит до настоящего времени Русь. А это значит, что не может быть в её символике ничего противоречащего православной духовности.
Если исходить из этого утверждения, то имперский флаг России должен быть бело-желто-черный, а не наоборот. И вот почему. Из Православия:

1. Белый цвет — Бог. Белый цвет символизирует Божественный нетварный (несозданный) свет.

В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

2. Желтый (золотой) — Царь. Это цвета славы, царского и епископского величия и достоинства.

В облачениях этого цвета служат по воскресным дням — дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

3. Черный — народ Божий (см. ниже о черносотенстве).

Еще этот цвет символизирует плач и покаяние. Принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

За Веру! (Бог — Православие) — Белый цвет. Царя! (Самодержавие) — Жёлтый цвет. Отечество! (Землю Русскую, Народ) — Чёрный цвет.

Братья и сестры, так как по вашему должны располагаться цвета на имперском флаге России? Сверху вниз белый-желто-черный, т.е. БОГ-ЦАРЬ-НАРОД или наоборот, черно-желто-белый, т.е. НАРОД-ЦАРЬ-БОГ?

Последний вариант и есть символ либералов, когда над Царем и Богом становится безумная народная толпа, жаждущая жить по своим страстям. По нашему мнению, черно-желто-белый флаг есть символ революции, которая и произошла в России через несколько десятилетий после принятия этого флага.

Кроме того, все мы помним из Святого Евангелия, что волхвы поднесли рождшемуся Господу нашему Иисусу Христу: "и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Матф.2:11). Ладан, как Богу — белый цвет. Золото, как Царю — жёлтый цвет. Смирна, как человеку — чёрный цвет.

Не станем винить в этом наших благоверных Царей, так как никто не виновен в нашем с вами предательстве Бога и Царя, совершающемся и сегодня. Эти внешние признаки являются лишь отражением духовного состояния народа.

Можно твердо заявить, что святой Великий Царь-мученик Николай Второй понимал проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Это знамя принадлежало полку Цесаревича. Поэтому, несомненно, что в его предполагаемое грядущее царствование планировалось использование именно такого расположения цветов на имперском стяге... Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем Вторым была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.

Братья и сестры, мы призываем всех вас не разделяться друг с другом, основываясь на разногласиях по расположению цветов на имперском флаге. И этот важный для всех нас вопрос, несомненно, будет решаться одним из первых с восшествием на престол грядущего и обетованного русскому народу Помазанника Божьего — Царя.

Укрепи и помоги нам Господи! Аминь.

* * *

Черносотенство
Долгое время этим названиям придавался крайне отрицательный характер, однако словосочетание "черная сотня" встречается в русских летописях еще с XII в. и играло первостепенную роль вплоть до Петровской эпохи. В средневековой Руси "черными людьми" называли "людей земли" — "земских" (горожан и сельчан), в отличие от "служилых", чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Таким образом "черная сотня" — это объединение земских людей, и именуя свои организации Ч.С. — идеологи начала XX в. стремились тем самым подчеркнуть, что в тяжкое для страны время объединения "земских людей" — Ч.С. — призваны спасти, уберечь ее главные устои...

Основоположник организованного "черносотенства" В. А. Грингмут в своем уже упомянутом "Руководстве монархиста-черносотенца" (1906) писал: "Враги Самодержавия назвали "черной сотней" простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту Самодержавного Царя. Почетное ли это название, "черная сотня"? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников".

Портал "

Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой. Первая официальная трактовка цветов флага датируется Указом императора Александра II от 11 июня 1858 года :

«Описание Высочайше утверждённого рисунка расположения гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют чёрному государственному орлу в жёлтом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I , между тем как знамёна и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования императрицы Анны Иоанновны . Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II ; император же Александр I , после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в московском гербе» .

Позднее уже при Александре II наиболее известным толкованием стало немного другое :

  • Чёрный цвет был взят с герба России , на котором был изображён чёрный двуглавый орёл .
  • Жёлтый (или золотой) цвет по одной версии был также взят с герба России (таковым было поле, в котором изображался двуглавый орёл), по другой версии - золотым был двуглавый орёл на штандарте Византии . Так или иначе, но золотой цвет и двуглавого орла изображали на знамёнах ещё при князе Иване III Васильевиче .
  • Белый (или серебряный) цвет был известен как цвет Георгия Победоносца , поражающего копьём дракона. Белый цвет символизировал вечность и чистоту у всех народов мира на всех флагах.

Поскольку в Указе от 11 июня 1858 года статус флага определён не был, разные авторы использовали разные названия для этого флага: «флаг романовских цветов» , «государственный флаг» , «национальный флаг» , «флаг гербовых цветов» , «гербовый флаг Российской империи» .

История флага

До 1858 года

Впервые использование чёрного, жёлтого и белого цветов появляется при императоре Петре I, на его штандарте в 1709 году . Дальнейшее развитие проходило во время правления Анны Иоанновны . В Высочайше утверждённом мнении Сената от 17 августа 1731 года в драгунских и пехотных полках шарфы приказано было делать «по российскому гербу» из чёрного шёлка с золотом, «шляпы всем иметь с голуном золотым и с кисточками золотыми с чёрным полем и с белым бантом волосяным» . В том же мнении Сената белый цвет кокарды стал фигурировать как цвет «российского полевого знака». В 1742 году в связи с предстоящей коронацией императрицы Елизаветы Петровны было изготовлено государственное знамя Российской империи, которое стало одной из инсигний и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров . Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли.

1858-1917

Впервые чёрно-жёлто-белый флаг был утверждён указом императора Александра II от 11 июня 1858 года, проект флага был создан Бернгардом Кёне . Но только в своём именном указании за декабрь 1864 г. царь подтвердил их как «цвета национальной русской кокарды» подписав закон, занесённый в Полное собрание законов Российской Империи под № 41551. Де-факто , по мнению современников и последующих исследователей, «в 1858 году произошло изменение русского флага» и утверждение «рисунка гербовых цветов». Позднее эти цвета использовались и при создании территориальных гербов (в том числе и герба Бессарабской губернии , утверждённого в 1878 году).

Флаг использовался в качестве официального в течение почти 25 лет. Но накануне коронации Александра III 28 апреля 1883 года было издано Высочайшее повеление, объявленное Министром Внутренних Дел «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях» . Оно разрешало использовать для украшения зданий только бело-сине-красный флаг и запрещало использование иностранных флагов для украшения зданий в торжественных случаях:

В торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов; употребление же иностранных флагов допускать лишь по отношению к зданиям, занимаемым посольствами и консульствами иностранных держав, а также для тех случаев, когда для чествования приезжающих в Империю Членов царствующих династий и вообще почётных представителей иноземных Государств признано будет необходимым украсить дома флагами их национальности.

По поводу данного повеления от 28 апреля 1883 года Совещание под председательством генерал-адъютанта Константина Посьета записало:

«Что касается закона 1883 года об украшении зданий исключительно бело-сине-красным флагом, то из письменного Всеподданнейшего доклада, находящегося в деле, Совещанием усмотрено, что Министр Внутренних дел Статс-Секретарь граф Толстой представлял к Высочайшему утверждению два флага: чёрно-оранжево-белый и бело-сине-красный, первый - как национальный и второй - как торговый и что Государь Император избрал из них последний флаг, назвав его исключительно русским и тем, казалось бы, окончательно разрешил вопрос о единстве нашего государственного народного флага».

Чёрно-жёлто-белые флаги продолжали использоваться в торжественные дни как при коронации Александра III , так и впоследствии . В 1885 году чёрно-жёлто-белые флаги поднимались как национальные при встрече Александра III и австрийского императора Франца Иосифа в Кремзире 13-14 августа. В 1887 году вышел Приказ по Военному ведомству № 34 «Описание национального флага…», устанавливающий чёрно-оранжево-белые флаги . В итоге у России появились сразу два флага: чёрно-жёлто-белый и бело-сине-красный.

Существовало мнение, что ни объявленное Министром Внутренних Дел Высочайшее повеление 1883 года, ни основанные на нём последующие законодательные акты не имеют законной силы вследствие противоречия их Именному Высочайшему указу, данному Правительствующему Сенату 1 января 1865 года, устанавливающему цвета чёрный, оранжевый и белый государственными, а также Высочайше утверждённому Морскому уставу 1886 года, установившему белый, синий и красный цвета только флагам для коммерческих судов , поскольку Основными государственными законами предусматривалось, что

«никакой закон, за собственноручным Высочайшим подписанием изданный, не может быть отменён указом „объявляемым“…; если бы предписанием министра, содержащим в себе объявление Высочайшего повеления, отменялся закон или учреждение, за собственноручным Высочайшим подписанием изданные, тогда начальство ему подчинённое обязано, не чиня исполнения, представить о сём министру…» .

Тем не менее положения Повеления 1883 года были внесены в статью 129 Устава о предупреждении и пресечении преступлений 1890 года, что позволило харьковской полиции впервые в день Коронования Их Императорских Величеств 15 мая 1892 года потребовать снятия со зданий чёрно-жёлто-белых флагов. Это имело большой общественный резонанс .

Продолжающаяся дискуссия о цветах национального флага потребовала в преддверии коронации Николая II созыва Особого Высочайше утверждённого Совещания под председательством Генерал-Адъютанта К. Н. Посьета для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Решение Совещания было подготовлено изданием анонимной брошюры «Происхождение флагов и их значение» и рассылкой её членам Совещания с пометой «Печатано по распоряжению Председателя Особого Высочайше утверждённого Совещания» , доклад Председателя повторял положения этой брошюры. Совещание в своём решении 5 апреля 1896 года пришло к выводу, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований» . В качестве аргументов, в частности, были приведены следующие:

«Если, для определения народных цветов России, обратиться к народному вкусу и народным обычаям, к особенностям природы России, то и этим путём для отечества нашего определятся те же национальные цвета: белый, синий, красный.
Великороссийский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубашке, малорос и белорус - в белой ; бабы русские рядются в сарафаны тоже красные и синие . Вообще, в понятиях русского человека - что красно, то хорошо и красиво…
Если к этому присоединить белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического выражения России, для русского народного или государственного флага, наиболее свойственным оказываются цвета установленные Великим Петром.»

В итоге 29 апреля (11 мая) 1896 года по докладу Великого князя Алексея Александровича , руководившего морским ведомством, император Николай II «соизволил на признание во всех случаях бело-сине-красного флага национальным», однако это решение не было обнародовано в течение двух лет.

В соответствии с этим 14 мая 1896 года коронация императора Николая II прошла со множеством бело-сине-красных флагов, хотя чёрно-жёлто-белые полотнища также использовались для украшения . Участникам коронации раздавались бело-сине-красные нагрудные ленточки, почётным гостям вручались памятные медали на бело-сине-красных лентах, что не помешало публике в день коронации «любоваться громадными трёхсаженными флагами из государственных цветов чёрно-жёлто-белого сочетания… на одной из самых лучших улиц Харькова» .

12 августа 1914 года циркуляром № 29897 министерства внутренних дел было предписано на манифестациях и «для употребления в частном быту» использовать новый флаг - бело-сине-красное полотнище с чёрным двуглавым орлом в жёлтом квадрате у древка (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора). Де-факто чёрно-жёлто-белые цвета снова вернулись на флаг России. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь «разрешалось». Символика флага подчёркивала единение царя с народом. Однако утвердить флаг в качестве официального помешала сначала Февральская , а затем и Октябрьская революция .

Также после 1905 года ходили разговоры о установлении государственного флага бело-жёлто-чёрных цветов. Штандарты членов императорской семьи выполнялись в на бело-жёлто-чёрном полотнище [ ] , на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием чёрно-жёлто-белых цветов на ленте , знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, жёлтой и чёрной полос .

После 1917 года

Флаг в бело-жёлто-чёрных цветах (белое полотнище с жёлтым ромбом и чёрной свастикой в нём) несла крупнейшая русская белоэмигрантская антисоветская организация 30-х - начала 40-х годов XX века - Российская фашистская партия . Согласно уставу партии партийный флаг РФП вывешивался вместе с национальным бело-сине-красным. В чёрно-жёлто-белых цветах была выдержана и остальная символика РФП: партийный знак, знамя партии, нарукавная нашивка и прочее.

В проекте Основного Закона России, одобренном руководящими органами Союза возрождения России и Конгресса русских общин в марте 1993 года для последующего внесения на Съезд народных депутатов , предусматривалось установление чёрно-жёлто-белого флага в качестве государственного флага России:

12.2. Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса чёрного цвета, средняя - золотого цвета, нижняя - белого цвета. Подробное описание и применение государственного флага определяются законом.

Отношение к флагу

Сторонники

Большая часть сторонников использования этого флага в наши дни - это современные русские монархисты и почти все русские националисты (от умеренных до радикальных ). Поскольку флаг использовался в качестве официального с 1858 по 1883 годы (но не был отменён вообще до 1896 года), среди сторонников использования флага популярно утверждение, что в те годы, когда официальным флагом России было чёрно-жёлто-белое знамя, Россия ни разу не проигрывала в войнах. Утверждение можно считать вполне соответствующим истине , так как за время использования флага (если учесть промежуток до 1896 года) Россия одержала победу в Кавказской войне , войне за освобождение балканских славян и даже в небольшой войне против Англии в Афганистане .

Ещё одним аргументом в защиту чёрно-жёлто-белого флага является то, что в годы Второй мировой войны в символике русских военных и полувоенных организаций, воевавших на стороне гитлеровской Германии и её союзников , этот флаг (в отличие от бело-сине-красного) никогда не встречался. При этом чёрно-жёлто-белые цвета осеняли собственно самих российских фашистов , ведших борьбу против СССР (в том числе вооружённую) на протяжении 1930-х годов . Впрочем, в войсках вермахта национальные соединения всегда использовали государственные флаги оккупированных стран (например, Бельгия , Нидерланды , Франция , Сербия , Норвегия , Эстония , Латвия и так далее). Однако ни одно русское формирование Второй мировой войны не сражалось под советским государственным красным флагом: в отличие от ситуации с национальными соединениями всех других европейских стран, русская национальная символика (и бело-сине-красная, и чёрно-жёлто-белая, и Андреевский флаг) как до, так и во время Второй мировой всегда поднималась на стороне, противостоявшей СССР, и противопоставлялась советской символике.

Из известных защитников чёрно-жёлто-белого флага выделяются такие националистические деятели, как Александр Баркашов , Александр Белов-Поткин , Дмитрий Дёмушкин , министр культуры Владимир Мединский и Владимир Жириновский , причём последний предлагает внести в Государственную Думу законопроект об утверждении чёрно-жёлто-белого флага России в качестве официального .

Флагу посвящены песни российских ультраправых групп, такие как «Имперский флаг» (группа «Коловрат »), «Имперский флаг» (группа «Гр. Ом.»), «Коловрат на рукаве» (группа «Лабарум»), «Имперский флаг» (группа «Моя дерзкая правда»), «ЧЖБ» (группа «Проект увечье»).

Противники

В настоящее время существует немало противников чёрно-жёлто-белого флага. Так, среди коммунистов и [ ] некоторых националистов популярно мнение, что этот флаг не является русским и даже славянским - утверждения о том, что цвета флага были взяты с русской кокарды, они считают выдуманными, апеллируя к использованию тех же цветов во флагах Австрийской империи и Королевства Пруссии . Вадим Соловьёв, депутат Госдумы от КПРФ и зампред Комитета Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству, считает идею возвращения абсурдной, утверждая, что возвращение чёрно-жёлто-белого флага может нарушить правопреемство флагов, поскольку от использования чёрно-жёлто-белого флага Временное правительство отказалось .

В современной России правоохранительные органы на массовых мероприятиях иногда изымают подобные флаги у посетителей, несмотря на то, что он не включён в официальный список экстремистской символики .

Чёрно-жёлто-белый флаг в искусстве

Чёрно-жёлто-белые знамёна можно увидеть на полотнах русских художников. В частности - полотно Михаила Зичи «Встреча Александра III и австрийского императора Франца Иосифа в Кремзире 13-14 августа 1885 года» , на картине Розанова «Ярмарка на Арбатской площади», на полотне Васнецова В. М. «Известие о взятии Карса» 1878 года он предстаёт рядом с флагом Объединённого княжества Валахии и Молдавии (союзника России в этой битве). В фильме «Белая гвардия » режиссёра Сергея Снежина солдатами белой армии имперские чёрно-жёлто-белые знамёна используются наравне с бело-сине-красными.

Чёрно-жёлто-белые цвета в официальной символике современной России

Примечания

  1. Полное собрание законов Российской империи, т. XXXIII, № 33289
  2. Патин К. А. Справочник полный и подробный алфавитный указатель всех действующих приказов по военному ведомству… с 1859 по 1907 год. Том 2. - Тамбов, 1908. - 1473 с. - С. 1198
  3. 11 июля 1858 г. высочайше было утверждено «Описание рисунка расположения гербовых цветов империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях». Этим документом был установлен флаг гербовых цветов, полосатый чёрно-жёлто-белый. Центральная и нижняя полосы могли изображаться и золотом и серебром. (Вилинбахов Г. В. Государственный флаг // Государственная геральдика в России: Теория и практика. 2003.)
  4. Хорошкевич А. Л. Символы русской государственности. Изд-во Московского университета, 1993. С. 90-91.
  5. Вилинбахов Г. История российского герба и флага - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского гос. университета, 2004 - ISBN 5-8465-0305-5
  6. Шепелёв Л. Е. Геральдика России: XVII - начало XX века. - М.: Аврора, 2003 - ISBN 5-7300-0789-2
  7. …Высочайшее утверждение в 1858 году флага чёрно-оранжево-белого состоялось по словесному докладу Министра Императорского Двора генерал-адъютанта графа В. Адлерберга без каких либо указаний на другие флаги . Высочайше утверждённое при Министерстве юстиции Особое совещание для выяснения вопроса о русских государственных национальных цветах. Материалы. I. Журналы заседаний Особого Высочайше утверждённого Совещания под председательством Генерал-Адъютанта Посьета для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. - СПб.: Сенатская типография, 1912. - 35 с. - С. 25
  8. Мединский В. Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. Изд. 4-е, испр. и доп. . - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2012. - С. 18. - 574 с. - ISBN 978-5-373-04757-9 .
  9. Соболева Н. А., Артамонов В. А. Символы России. - Панорама, 1993. - С. 137. - ISBN 978-5-85220-155-3 .
  10. Хорошкевич А. Л. Символы русской государственности. Изд-во Московского университета, 1993. С. 91.
  11. Воронец Е. Н. Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской государственной символизации: с образцом флага . - Харьков: Тип. "Мирный труд", 1912. - 22 с.
  12. Е.В.Пчёлов. Создатель герба Российской империи (Барон Б.В. Кёне: штрихи к портрету) // Российский государственный герб: композиция, стилистика и семантика в историческом аспекте. (рус.) . Библиотека Русской Антропологической Школы, выпуск 1. М.:РГГУ, 2005. С. 80-86 . Научно-просветительский журнал «Геральдика сегодня» (9 октября 2005). Проверено 16 мая 2012. Архивировано из первоисточника на WebCite 22 сентября 2012 года.
  13. Полное собрание законов Российской империи, т. XXXIII, Штаты и табели, № 33289
  14. Звегинцов В.В. Знамёна и штандарты Русской Армии (XVI век - 1914) и морские флаги. - М. : Русский Путь, 2008. - 320 с. - ISBN 9–7858–5887–2.
  15. Хорошкевич А. Л. Символы русской государственности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. - С. 90-91.
  16. , с. 114.
  17. Белавенцев П. И. «Цвета русского государственного национального флага». // Возникновение сочетания чёрно-жёлто-белого и установление даты, когда оно стало цветами Государственного флага.