Наследие. Тесто из камня? Нет ничего проще! Теперь к моим опытам
Тема 1. Предмет и задачи псиХодиагностики
Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное понимание».Из книги А.Г. Шмелева «Основы психодиагностики»
1.1 Понятие и задачи психодиагностики
Вопрос о том, «кто есть мой клиент» – это первая проблема, которая возникает у психолога в начале работы с ним. Понять и определить неповторимые личностные особенности клиента, мотивы действий, его способности поможет одна из областей психологической науки – психодиагностика.
Термин «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличных психических процессах человека, его состоянии в целом или о каком-либо отдельном психологическом свойстве.
В академической психологии сложилось три ипостаси психодиагностики. Одно из определений этого понятия относит его к специальной области психологических знаний, касающейся научной методологии и способов постановки психологического диагноза, разработки и использования в практике различных психодиагностических средств.
Психодиагностика в этом ее понимании является наукой , в русле которой ставятся следующие общие задачи:
какова принципиальная возможность научной оценки психологических явлений;
каковы сложившиеся общие научные основания для количественной и качественной оценки этих явлений;
в какой мере применяемые средства психодиагностики соответствуют общенаучным, методологическим требованиям;
каковы основные процедуры конструирования и проверки научных методов психодиагностики, включая тесты
каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики и условиям их использования, к средствам обработки полученных данных и способов их интерпретации;
каковы основания достоверности результатов диагностического исследования?
Во-вторых, психодиагностика является одним из видов деятельности психолога , связанной с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению диагностического обследования. Она включает в себя:
определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту;
свод правил использования измерительных инструментов, основанных на знании свойств психологических переменных;
умение квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормами;
профессиональный опыт, включающий полезные психометрические навыки, интуицию и житейское психологическое знание;
учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания;
навыки сообщения психологического диагноза обследуемому.
И, наконец, нельзя забывать, что психодиагностика – отдельная учебная дисциплина . И слово «дисциплина» само за себя говорит. В ходе университетского учебного процесса преподаватели и студенты должны отдавать себе отчет, что не только зачет и экзамен по психодиагностике являются формальным допуском к практической диагностике. Существенное значение имеют:
разработка государственных образовательных стандартов, программ и средств практической подготовки психолога в сфере психодиагностики;
установление перечня знаний, умений и навыков, которыми должен обладать будущий психолог для того, чтобы успешно справляться со своей работой;
выяснение минимума учебных условий, соблюдение которых является гарантией того, что студент действительно успешно овладел тем или иным методом психодиагностики;
профессиональная оценка компетентности обучающегося в области постановки психологического диагноза и формулирования прогноза дальнейшего развития событийного плана клиента.
Практически психодиагностика используется в самых разных областях работы студента-психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических исследований, и тогда, когда он занят психоконсультированием или психокоррекцией, и тогда, когда он готовит квалификационную работу – курсовую или дипломную – к защите. Но чаще всего, по крайней мере, в работе психолога-практика, психодиагностика выступает как отдельный, вполне самостоятельный вид деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, то есть оценка психологического состояния человека.
Три ипостаси обозначенного комплекса вопросов тесным образом взаимосвязаны. А из наших рассуждений следует, что предметом психодиагностики является наука и практика постановки индивидуального психологического диагноза. Теоретически эта научная отрасль рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от индикаторов определенного психического состояния, свойства, процесса к констатации наличия, выраженности и интраиндивидуальной интеграции этих переменных. На практике требуется работа психолога по созданию индивидуального профиля личности по найденным показателям, его экспертной интерпретации и разработки диагностического заключения.
Специалист, занимающийся психоконсультированием, прежде чем оказать психологическую помощь клиенту, обязан поставить правильный диагноз, оценить суть его психологической проблемы. При этом он опирается на результаты клинической беседы с клиентом и наблюдения за ним. Если консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т.е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы.
Более настоятельной является психодиагностика в психокоррекционной работе. Ведь убедиться в ее эффективности должен не только психолог, но и сам клиент или, например, родители несовершеннолетнего. Им нужны доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в состоянии и поведении клиента действительно произошли существенные позитивные перемены. Это необходимо делать не только для того, чтобы заверить заинтересованных лиц в том, что не зря потрачено время (и деньги, если работа платная), но и для того, чтобы усилить коррекционный эффект психологического воздействия.
1.2 Тест как основной инструмент психодиагностики
Тесты – это инструменты, с которыми непосредственно работает психолог, решающий ту или иную диагностическую задачу. В научном отношении они являются наиболее продвинутой частью методического арсенала, позволяющей адекватно соединять теорию с эмпирией (А. Анастази, Л.Ф. Бурлачук, В.В. Столин, А.Г. Шмелев и др.) Существующая критика психологических тестов обращается к тезису о неточности их результатов. Однако скепсис этот легко опровергается известным положением о возможности приближенного измерения с достаточно приемлемой точностью. Например, благодаря биометрии это позволило получить фундаментальные результаты в биологии или спорте, которыми эти науки по праву гордятся.
Психологический тест (англ. test - проба, испытание, проверка) – это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения психических свойств . Теоретическое обоснование предполагает всесторонний анализ теста и результатов его применения в свете известных достижений науки. Эмпирическое обоснование связано с обращением к его экспериментальной проверке на тех или иных статистических выборках из интересующих исследователя людских популяций.
Сравните приведенное определение теста с определением, которое дано Л.Ф. Бурлачуком. Под тестом он понимает ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной и качественной оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности .
В психологии известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по целевому назначению на интеллектуальные и личностные, по особенностям используемых тестовых заданий – на вербальные и тесты действия, по форме процедуры обследования – на групповые и индивидуальные, по методическому принципу конструирования – на стандартизированные опросники и проективные техники, а в зависимости от качества средств фиксации результатов измерения – на аппаратурные и идиографические, от наличия или отсутствия временных ограничений – на скоростные тесты и тесты результативности и т. д. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера – компьютеризированные тесты.
Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся:
назначение тестового инструмента измерения, часто воплощенное в названии;
область применения теста;
его теоретическая концепция (конструкт), связанная с именем известного ученого;
весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к стимульному материалу, процедуре применения теста и фиксации данных;
способы интерпретации полученных данных в соответствии с теоретическим конструктом;
психометрические характеристики, связанные, в первую очередь, с репрезентативностью, надежностью, валидностью и достоверностью.
К слову, приведенный перечень факторов может служить планом, по которому выстраивает свой экзаменационный ответ по конкретному тесту обучающийся.
Распространенные представления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Научно-практическое использование их возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и технологии соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики .
Вряд ли кто-либо будет отрицать то, что тест был, есть и будет основным измерительным инструментом. Тест – это modus operandi (лат. – образ действия) психодиагностики с момента ее зарождения. Следует также учитывать сложившуюся в литературе традицию употребления термина опросник. Опросниками называют такие психодиагностические инструменты, которые в отличие от других тестов направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя. Разумеется, это не исключает существования внетестовой диагностической оценки, основанной на других методах получения психологической информации о человеке. В частности, может использоваться техника как нестандартизованный диагностический инструмент, который, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряет ее, а оценивает. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные техники. Зачастую, опять-таки в силу традиций, многие тесты и техники называют методиками в силу конкретного воплощения метода как выработанного способа организации взаимодействия психолога и объекта психодиагностики на основе конкретного материала и конкретной процедуры.
Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Существуют предположения о том, что на смену ему в ожидаемом будущем придут другие технологии индивидуальной диагностики.
1.3 Компьютерное тестирование в прикладной психологии
Компьютеры становятся неотъемлемым элементом диагностической деятельности психолога. В последнее время активно разрабатываются компьютерные тесты, конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники. Их внедрение в психодиагностику имеет свою историю .
На начальном этапе развития информационных технологий (60-е годы прошлого века) функции компьютера были весьма ограничены и сводились в основном к предъявлению достаточно простых стимулов, фиксации элементарных реакций и статистической обработке данных. Компьютер выступал в роли вспомогательного инструмента исследователя, на него возлагались наиболее трудоемкие, рутинные операции. В первую очередь были автоматизированы все трудоемкие процедуры обработки диагностической информации (подсчет «сырых» баллов, накопление базы данных, расчет норм теста, перевод первичных данных в стандартные показатели и т. д.).
Собственно появление компьютерной психодиагностики происходит в период второго этапа развития информационных технологий. Определенное развитие в этот период получили и системы многомерного анализа данных. Начинает развиваться машинная интерпретация тестов.
Ко времени возникновения новой машинной технологии обработки информации психодиагностика обладала значительным арсеналом стандартизированных методик. Некоторые выборки обследованных насчитывали миллионы. Благодаря потребности в оперативном анализе массивов данных, быстро развиваются компьютерные средства сбора психодиагностической информации, разрабатываются средства специального программного обеспечения. Компьютер все чаще выступает в роли «экспериментатора».
Третий этап развития информационных технологий (начиная с 1970-х гг.) создал не только основу для последующей формализации и автоматизации процесса сбора и обработки психодиагностической информации, но и сформировал условия для возникновения нового поколения компьютерных психодиагностических систем, ускорил процесс внедрения в практику автоматизированных тестовых методик. Меняется процедура обследования, общение испытуемого с компьютером приобретает форму диалога. Введение обратной связи позволяет изменять стратегию исследования в зависимости от предшествующих результатов. Именно в этот период появляются первые собственно компьютерные тесты, специально созданные для компьютерной среды. Развитие этих тестов создает предпосылки адаптивного тестирования, связанного в первую очередь с приспособлением заданий к особенностям ответов испытуемого. Вот почему тесты подобного рода делятся на компьютеризированные, или приспособленные к условиям компьютера, и компьютерные.
В последнее время компьютеры становятся доступными не только исследователям, но и каждому психологу. В настоящее время сложные психодиагностические исследования реализуются на базе мощных персональных компьютеров, обладающих большим быстродействием и разнообразным набором периферийных устройств.
Применение современных компьютеризированных методик психодиагностики имеет ряд преимуществ .
Минимизируется негативное отношение тестируемого к обследованию, возникающее особенно в ситуации экспертизы.
Обеспечивается точность и однозначность регистрации ответов испытуемого на пункты теста.
Психолог освобождается от рутинной работы как при проведении обследования, так и при интерпретации данных.
Клиент при необходимости обеспечивается быстрой интерпретирующей обратной связью по результатам тестирования.
Возникают условия для группового тестирования.
Расширяются возможности применения математико-статистического аппарата анализа данных.
Формируются единые банки психодиагностических данных, что обеспечивает эмпирически обоснованные тестовые нормы для разных популяций населения.
Создаются возможности для автоматизированного конструирования тестов.
Наряду с преимуществами, которые дает использование современных компьютеризированных методик, возникает и ряд ограничений .
В частности, появление компьютерных версий тестов приветствуется далеко не всеми. Особенно это касается проективных техник, пусть даже хорошо формализованных, носящих как проективный, так и психометрический характер. Например, очевидно, что стимульные таблицы знаменитого теста Роршаха по интенсивности цвета и оттенкам на мониторе компьтера далеко не совпадают с цветом и оттенками стандартного (бумажного) стимульного материала. Компьютерное использование подобных тестов требует дополнительных психометрических исследований.
Далее, компьютерный режим ведет к существенному изменению психометрических качеств теста, прежде всего валидности и надежности. Автоматизированная версия уже известной психодиагностической методики нуждается в специальной проверке – ревалидизации и рестандартизации. Требуется также повторное обоснование надежности компьютерного варианта методики.
Вместе с тем еще одно ограничение связано с тем, что отсутствие живого контакта с клиентом во время работы с компьютером вносит в примерно те же трудности, с которыми психологам приходилось и ранее сталкиваться в групповом тестировании.
Наконец, нельзя не учитывать, что у определенной части психологов-пользователей встречается некритическое сверхдоверие к компьютерным средствам диагностики, возникающее как результат слабой теоретической и практической подготовки в области психодиагностики.
Отметим, что эффект автоматизации диагнозов, полученных в психодиагностическом обследовании данных, двоякий. С одной стороны, это существенно облегчает работу психологов-практиков, с другой – «навязанные» алгоритмы интерпретаций при их слепом воспроизведении на различных выборках испытуемых способствуют появлению составленных с помощью компьютера псевдозаключений. Интерпретационные алгоритмы некоторых популярных тестов выдают пользователю заключения, состоящие из общих, стереотипных утверждений, без труда принимаемых большинством людей как истинные, что сближает их с гороскопом и астрологическими календарями.
К сожалению, бывает и так, что профессиональные инструменты психодиагностики, совершенно незащищенные от неконтролируемого распространения, попадают в руки энтузиастов-программистов. Сегодня существуют широкие возможности несанкционированного распространения и применения тестов. В первую очередь этому способствует отсутствие документов, регламентирующих профессиональные и этические аспекты деятельности разработчиков и пользователей психологических тестов. Такое положение дел приводит к тому, что валидность известных и достаточно эффективных диагностических методик резко снижается, они фактически выводятся из профессионального оборота.
Таким образом, психодиагностика есть достаточно сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что впору психодиагностику рассматривать как особую специализацию в исследовательской и практической работе психолога.
Литературные источники
Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2004. – 351с.
Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб. : Питер, 2006. – 440 с.
Червинская, К.Р. Компьютерная психодиагностика: учебное пособие для вузов / К.Р. Червинская. – СПб. : Речь, 2003. – 338 с.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Особенности развития отечественной психодиагностики. Требования, предъявляемые к квалификации психодиагноста. Понятие надежности теста как устойчивости к действию побочных факторов. Подходы и психодиагностические методики в сфере диагностики интеллекта.
реферат , добавлен 12.02.2017
Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.
контрольная работа , добавлен 06.12.2007
Сущность психодиагностики. Задачи научной и практической психодиагностики. Методы вычисления коэффициента корреляции. Создание количественных и качественных методов психодиагностики. Модели оценки личности. Пихологические основы взаимодействия в обществе.
тест , добавлен 10.12.2011
История развития, содержание, методы и принципы социально-психологической диагностики. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики. Особенности, классификация и характеристика различных методик психодиагностики личности.
курсовая работа , добавлен 08.05.2011
Понятие визуальной психодиагностики и ее значение при работе с клиентами. Конституционные типологии человека. Скрытая визуальная психодиагностика личности. Основные типологии распределения энергии. Особенности слабых сигналов визуальной психодиагностики.
реферат , добавлен 13.12.2009
Сбор информации об человеческой психике как цель психологической диагностики, ее развитие и становление в России и зарубежных странах. Истоки истории психодиагностики, возникновение экспериментальной психологии. Работы по психологическому тестированию.
курсовая работа , добавлен 23.02.2011
История становления, основные принципы и математизированная технология создания стандартизированных психодиагностических методик. Особенности психодиагностики в дореволюционной России и в СССР, ее кризис, требования к качеству и современное состояние.
контрольная работа , добавлен 16.02.2010
Предмет психодиагностики
Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.
Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.
Психодиагностика понимается двояко:
1. В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;
2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.
В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:
1. Сбор данных.
2. Переработка и интерпретация данных.
3. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.
Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.
Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.
Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:
1. Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
2. Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;
3. Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;
4. Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;
5. Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.
5.Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.
Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.
Классификация разновидностей тестов:
Признак группы |
Название вида теста |
Краткая характеристика вида |
По предмету тестирования (какое качество оценивается) |
интеллектуальные |
Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь. |
личностные |
Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности. |
|
межличностные |
Оценивают чел. отношения в различных социальных группах |
|
Практические тестовые задания |
Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения. |
|
По особенностям используемых задач |
Образные задания |
З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями. |
Вербальные тесты |
Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п. |
|
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым |
Бланковые |
Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п. |
Аппаратурные |
С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ. |
|
Процессуальные |
Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе. |
|
По объекту оценки |
Тесты достижений |
Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др. |
Тесты состояний и свойств |
Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др. |
|
Особая группа |
Проективные тесты |
Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д. |
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности" (Л.Д.Бурлачук).
Цели психодиагностики :
1. Фиксация и описание в упорядоченном виде психологических различиях между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Наука изучает особенности влияния психологических законов на индивидуальные различия.
2. Конструирование психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований: это определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик и т.д.
Объект психодиагностики - это конкретный человек, являющийся носителем (обладателем) различных индивидуальных психических свойств.
Несмотря на то, что психодиагностика существует достаточно давно, предмет ее определяется неоднозначно. Так А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют в качестве предмета:
Методологические, теоретические и конкретно-методические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений;
Методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических исследований;
Дифференциальную психометрику как методологию обнаружения различий;
Нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.
К.М. Гуревич и Г.А. Берулава говорят о предмете, как и теоретико -операциональных принципах конструирования методик, правилах и практике их применения, процедурах проведения диагностических испытаний, правилах обработки и истолкования полученных результатов.
Некоторые исследователи рассматривают психодиагностику как постановку диагноза, определяя его как конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности. Целью является оценка актуального состояния человека, прогноз дальнейшего развития и разработка рекомендаций. Важнейший элемент диагноза - необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Согласно Л.С. Выготскому, различают три уровня диагностики:
Симптоматический - устанавливаются те или иные особенности исследуемого, не указывая на их причины и место в структуре личности.
Этиологический - определяются причины обнаруженного явления.
Типологический - определяется место и значение полученных данных в целостной динамической картине личности.
Г. Вицлак рассматривает психическое как диагностически релевантное в системах отношений:
Интраиндивидуальных (взаимосвязи психических свойств личности);
Интериндивидуальных вариациях (установление различий между индивидом и другими людьми);
Субъект-объектных и субъект-субъектных (отношения человека к окружающей среде и требованиям общества).
Такой подход обусловливает комплексность психодиагностического исследования.
Таким образом, трактовка предмета определяет психодиагностику как теоретическую дисциплину, включающую содержание психических явлений и практику их изучения: выделение соответствующих диагностических переменных и конструирование методов их измерения.