Во сколько начинают ползать мальчики. Как помочь крохе? Когда начинают ползать мальчики

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Ползание - необходимо. И то, когда ребенок начинает ползать - важнейший критерий не только физического, но и нервно-психического развития малыша.

Ползание – один из критериев не только физического, но и нервно-психического развития ребёнка. И то, во сколько месяцев кроха начинает ползать, оценивается педиатром и вносится в медицинскую карту ребенка. Некоторые детишки начинают ходить, минуя этап ползания. Это не совсем правильно. Ползание способствует укреплению мышц спины, подготавливает малыша к прямохождению, благотворно влияет на развитие нервной системы.

Возраст для ползания

Когда дети начинают ползать? Предпосылка к этому этапу проявляется у грудничков, в момент обучения переворотам, когда они пытаются дотянуться до своих игрушек, других привлекательных для них предметов. В среднем, полное освоение навыка достигается грудничком после 6 месяцев.

На-то, во сколько дети начинают ползать, влияет множество факторов.


Иногда, чтобы подтолкнуть этот процесс, новорожденным проводят курс массажа для укрепления мышц спины, выполняют с ними специальные упражнения.

Тематический материал:

Этапы процесса

Каждый малыш учиться ползать по-своему, но обычно все они проходят через определённые периоды.


Вспомогательные упражнения

Можно помочь малышу правильно ползать. Для этого выполняют упражнения.


По ходу выполнения гимнастики с ребёнком ласково разговаривают, гладят его, создавая позитивный настрой на занятия.

Массаж

Общеукрепляющий массаж можно делать ежедневно в домашних условиях. Основные приёмы массажа могут усвоить родители, предварительно проконсультировавшись со специалистом.

Продолжительность процедуры должна составлять 10-15 минут. Массаж нужно проводить в проветренном помещении за 30 минут – 1 час до или после кормления.

Предварительно перед проведением манипуляции нужно снять кольца, часы, браслеты с рук, чтобы не травмировать нежную кожу младенца. Для лучшего скольжения рук используют детский крем или масло Джонсон-с Бэби.

Пеленальный стол или другую поверхность, где будет проводиться массаж, застилают одеялом, клеёнкой и пелёнкой. Для удобства можно использовать разовые пелёночки, содержащие непромокаемый нижний слой.

Стимуляция ползания

Иногда малыш неплохо передвигается в кроватке, но ползать на полу не хочет. Как можно помочь ему в этом?

Пол должен быть чистым и тёплым. Лучше, если он будет застелен ковром или ковровым покрытием.

Для стимуляции ползания используют рефлекторную реакцию ребёнка на действие различных раздражителей.

Зрительная мотивация

Ребёнка кладут на пол, на живот. Впереди него, на некотором расстоянии размещают яркую игрушку. Малыш должен видеть её, но, в то же время, не иметь возможности дотянуться руками. Тогда он начнёт двигаться по направлению к игрушке. Можно помогать ему, слегка подталкивая сзади ладонью.

Некоторые родители, пытаясь всячески угодить своему малышу, предупреждают каждое его движение. Если только он посмотрел на игрушку – сейчас же подают ему её, закапризничал – тут же стремятся развлечь его. Этого делать не надо.

Природное любопытство, стремление познать мир, должно помочь ребёнку в формировании его двигательных навыков и стимулировать нервно-психическое развитие.

Пусть младенец сам дотянется до нужного предмета, подползёт к нему, рассмотрит, потрогает, изучит. При передвижении грудничка нужно хвалить его, подбадривая ласковым голосом.

Стимуляция звуком

Можно отойти от ребёнка на некоторое расстояние и позвать его по имени, зазвенеть колокольчиком, помахать погремушкой. Малыш, услышав звук, начнёт передвигаться к его источнику.

Наглядный пример

Очень стимулирует грудничка пример других ползающих детей или взрослых. Он будет стремиться ползать за ними, подражая их действиям.

Когда ребёнок научится ползать самостоятельно, можно усложнять задачу, воздвигая посильные препятствия на его пути. Это могут быть полотенца, мягкие игрушки, гладкие предметы.

Меры предосторожности

При овладении ребёнком навыков ползания следует обезопасить его от травматизма и других нежелательных последствий:


Резюме

Подведём примерный итог начала самостоятельного ползания малыша.

  1. На животе после 6 месяцев. Если по достижению 8 месяцев грудничок не умеет ползать, необходимо обратиться к специалисту.
  2. По-пластунски с 8 месяцев.
  3. На четвереньках с 9 месяцев.

Для облегчения ползания применяют массаж, специальные упражнения, стимулирующие приёмы. Необходимо провести мероприятия по профилактике возможных травм у ребёнка.

Тематический материал:

Ползание укрепляет мышцы, формирует физиологические изгибы позвоночника, развивает координацию движений, подготавливая организм маленького человечка к прямохождению. Синхронные движения, осуществляемые при ползании, способствуют развитию структур мозга, формируют связи между правым и левым полушариями, улучшает психомоторное развитие ребёнка.

Проводя параллель между животным миром и миром людей можно сделать заключение, что человеческий детеныш, пожалуй, самое беспомощное создание в мире. Связанно это со способностью человека к прямохождению, а именно с особенностями строения позвоночника, ведь, чтобы заслужить такую привилегию ходить прямо необходимо иметь хорошо развитую мускулатуру и навыки которые развиваются постепенно в течение первого года жизни. В период развития малыша этап, когда ребенок начинает ползать, является одним из самых важных для укрепления мускулатуры спины и развития его мозговой деятельности. Именно ползание позволяет ребенку делать новые открытия, и само-совершенствоваться в своих достижениях.

Многие родители совершают ошибку, ограничивая дитя в его стремлениях ползать, мотивируя тем, что это опасно и пересаживают в ходунки, тем самым создавая дополнительную нагрузку на осанку и тазобедренные суставы. Несомненно, стремление к тому, чтобы ребенок поскорее начал , это хорошо, но и пропускать этап ползания, ни в коем случае не следует.

Рефлекс ползания, отмечается у новорожденных сразу после рождения. Если перевернуть ребенка на животик и предоставить ему под пяточки опору в виде своих ладоней, он начинает отталкиваться и продвигаться вперед. Такие движения еще не осознанны и производятся рефлекторно без участия мозговой деятельности. К трем, четырем месяцам такой рефлекс исчезает .

После трех месяцев дети проявляют способности к самостоятельному переворачиванию со спины на живот, в этот период многие уже начинают , что способствует развитию мускулатуры спины и брюшных мышц. Период, когда дети начинают ползать напрямую зависит от того , и проявлять интерес к окружающему миру.

Первые попытки могут проявляться в пять шесть месяцев. С каждым месяцем мышцы все больше развиваются, самостоятельно перебирать в руках предметы и дотягиваться до игрушек происходит развитие синхронизации движений и активное развитие моторики. Движения становятся все более осознанными, а не произвольными. К семи месяцам малышу становиться не достаточным, ограниченное пространство и он проявляет первые попытки передвигаться по-пластунски. Полноценное же ползание на четвереньках у большинства детей начинается в 8-9 месяцев.

Различают следующие этапы ползания

До того, как ребенок начинает полноценно передвигаться на четвереньках, ему необходимо пройти несколько этапов, которые способствуют закреплению приобретенных навыков.

  1. Ползание на животе. На этом этапе малыш передвигается за счет подтягивания туловища, опираясь на руки. Основная нагрузка идет на сгибающие мышцы рук и локтевые суставы.
  2. Промежуточный этап, в котором участвуют ноги, которые до этого являлись просто балластом. Ребенок начинает по-очереди подтягивать к рукам сначала одну потом вторую ногу стоя на коленках и опираясь на ладони. В этот период многие дети начинают передвигаться задом наперед, отползая в обратном направлении, или совершать неуверенные, но правильные движения, с задействованием перекрестных движений ног и рук.
  3. Третьим этапом можно назвать уверенное передвижение на четвереньках, когда движение одной руки вперед сопровождается перекрестным движением ноги, при этом все движения производятся четко и слажено.

Какие можно применять упражнения

В ребенке природой заложено стремление к развитию и познанию окружающей среды, это то, что заставляет малыша преодолевать трудности и неустанно тренировать свое тело. Чтобы помочь ему поскорее научиться ползать, можно выполнять с ним некоторые упражнения направленные на улучшение координации движений и умения управлять своим телом.

Упражнения на развитие мускулатуры рук

  • Очень полезна ходьба на руках. Для этого выкладываем малыша на сгиб своего локтя, фиксируя другой рукой, и держим под небольшим уклоном над столом. Ребенок начинает искать опору руками, передвигая ладонями.
  • Малыша выкладываем на живот, яркую игрушку подвешиваем на уровне чуть выше его глаз. Малышу, для того, чтобы до нее дотянуться, придется делать упор на одну руку, а второй захватить игрушку.

Занятие на фитоболе

  • Выкладываем малыша на мяч, спинкой вверх, придерживая за подмышки. Легко покачиваем мяч взад – вперед, при этом спинка малыша начинает немного выгибаться, укрепляя мышцы необходимые для процесса ползания.
  • Не меняя положения на мяче, перехватываем ребенка за стопы одной рукой, и придерживаем спинку второй. На пол выкладываем игрушку, и опускаем ребенка на мяче так, что бы он пытался дотянуться до нее, передвигая ручками.

Упражнение ходунки

Это упражнение способствует закреплению навыков ползания на коленях. На открытом пространстве, лучше на полу выкладываем высокий валик или подушку. Укладываем ребенка грудью на подушку, а колени в согнутом состоянии ставим на пол. Становясь с противоположного конца подушки, понемногу подтягиваем ее к себе, при этом малыш вынужден передвигать коленями, поспевая за своим туловищем.

Упражнение лучше делать на нескользкой поверхности или надеть защитные наколенники для ползания.

Провоцируем малыша к ползанию

Нежелание ребенка ползать можно объяснить природной апатичностью, или неблагоприятной обстановкой в семье. В то же время данное действие является естественным процессом на пути к становлению личности и, ограничивая ребенка в возможностях проявить свои способности, мы наносим непоправимый вред его развитию .

Для того чтобы у ребенка была возможность безопасно ползать, почаще выкладывайте его на ровное открытое пространство, лучше пол, покрытый теплым пледом или одеялом, который не собирается в ком при движении. Для стимуляции ползания необходимо заинтересовать его яркими предметами, игрушками, главное, что бы объектов желания не было слишком много.

Сконцентрируйте его внимание на чем-то одном, провоцируя к ползанию.

Если игрушек будет слишком много, ребенок может просто растеряться, и остаться на месте, созерцая их на расстоянии.

Хорошо действует метод собственного примера, покажите, как легко можно передвигаться по пространству стоя на четвереньках. В то же время можно посмотреть на мир глазами ребенка, а заодно и приметить небезопасные в процессе такого вида передвижения предметы, которые вы раньше не замечали.

При каждом новом продвижении крохи, одобряйте его словами и всячески подбадривайте, это, несомненно, придаст ему уверенности и рассеет все страхи, если таковые имелись.

Ребенок начинает ползать в возрасте 5 месяцев. Обычно он пятится назад, а спустя еще месяц делает попытки ползания с продвижением вперед. Чаще этот навык дети осваивают после того, как научились переворачиваться на бок и живот. Но развитие каждого ребенка индивидуально. Вот почему несоответствие принятым стандартам не является поводом для паники. Скорее всего, кроха догонит сверстников по развитию, но это произойдет несколько позже.

Когда наступает подходящее время?

Когда малыш начинает переворачиваться, он смотрит на мир по-новому. Все вокруг предстает перед ним в новом ракурсе. Умение лежать на животе, опершись на локотки, дает ему возможность тянуться к находящимся рядом предметам. Это стимулирует малыша к попыткам ползания, первые признаки которого заметны еще с рождения. Об этом свидетельствуют врожденные рефлексы. Уложив младенца на животик и подставив ладонь ему под пяточки, можно немного надавить на них. Малыш рефлекторно оттолкнется от ваших рук. Эти неосознанные движения к 3-4 месяцам станут полноценным навыком.

С 5 месяцев дети учатся ползать. Завершается этот процесс примерно к девятимесячному возрасту. Однако, точного времени нет. Это зависит от нескольких факторов:

  • когда ребенок стал держать голову;
  • когда малыш стал переворачиваться;
  • когда стал подтягиваться, чтобы сесть.

Иногда, достаточно редко, дети могут пренебречь одним из этапов на пути к хождению, например, пропустить ползание.

Есть некоторые малыши, которые запаздывают с освоением навыков движения. Но это не зависит от пола ребенка. Девочки не всегда развиваются быстрее мальчиков, а мальчики, наоборот, редко отстают от девочек. Чтобы стимулировать"ленивых" детей, можно сделать им курс массажа. Это укрепит необходимые для данных навыков мышцы и поможет грудничку научиться нужному движению. Но делать это необходимо только после консультации с педиатром, поскольку ребенок должен быть здоров и подготовлен к нему.

Как дети учатся ползать?

Этот процесс осуществляется в несколько этапов в соответствии с развитием и укреплением мышц. Их порядок заложен природой. Некоторые малыши пропускают одну из ступеней, переходя сразу к следующей. Но для этого мускулатура ребенка должна быть хорошо подготовлена. Иначе добиться успеха у него не получится. Бывает, что дети возвращаются к пропущенному этапу - сначала садятся, а потом ползают.

Первый этап начинается с того момента, когда ребенок учится ползать на животе. Этот процесс оттачивается примерно в 5-6 месяцев. Стараясь дотянуться до лежащих рядом предметов, малыш протягивает вперед руки и подтягивается на них, двигаясь вперед или вбок. Если при этом ребенок не подтягивается, а отталкивается – он ползет назад.

В возрасте около 6 месяцев ребенок понимает, что, приподняв корпус, ползать гораздо удобнее. С этого момента он перемещается по-пластунски, отталкиваясь ногами. Это уже следующий шаг к настоящему ползанию на четвереньках.

С 7 месяцев ребенок уже может ползти на ладошках, подтягивая ноги. В это время его движения неуверенные и неловкие, но и это огромный труд для малыша для того, чтобы освоить новые навыки. Мозг старается правильно скоординировать тело ребенка, основываясь на команде вестибулярного аппарата. Потом он дает команду мышцам, и малыш старается ползти на четвереньках.

Из-за того что младенец еще путает, когда нужно передвинуть руку, а когда ногу, он перемещается часто не в ту сторону, куда хочет. А порой и вовсе падает на бок. Но это не мешает ему упорно следовать к своей цели. Со временем малыш учиться правильно чередовать конечности, переходя к перекрестному ползанию, название которого говорит само за себя. Для того чтобы быстро передвигаться, дети одновременно выставляют противоположную руку и ногу вперед. Например, сначала идет пара"правая рука/левая нога", а затем следует"левая рука/правая нога". Малышу не приходится балансировать, поскольку нагрузка на позвоночник распределяется одинаково.

Иногда дети придумывают необычные способы ползания. Так, мальчик или девочка передвигаются сидя, а порой и лежа на спине, помогая себе ногами. Часто малыши ползают вбок, так как им так проще. Необходимо ненавязчиво переучить ребенка ползать правильно.

Можно заметить, как младенец учится ползать даже во сне. Это происходит непроизвольно, поскольку в это время малыши обрабатывают всю информацию, полученную за день, и могут повторять некоторые движения. Именно поэтому необходимо сделать максимально безопасным место его отдыха, чтобы он нечаянно не навредил себе: не упал или не застрял между прутьями детской кроватки.

В девять месяцев ребенок уже достаточно уверенно стоит и ползает на четвереньках. Данный навык подготавливает мышцы ребенка к прямохождению. И уже в период с 10 месяцев малыш способен синхронно передвигать ручками и ножками.

Упражнения

Справиться с нелегкой задачей освоения новых навыков малыш способен и самостоятельно. Но для более быстрого процесса обучения можно делать с ним специальные упражнения. Они помогут укрепить необходимые для ползания мышцы, натренируют вестибулярный аппарат и улучшат координацию движений. Укрепив все необходимые группы мышц, можно быстро научить ребенка ползать.

Когда малыш сможет самостоятельно переворачиваться и уверенно держать предплечья, лежа на животе, можно заниматься с ним специальными упражнениями. Делать это надо каждый день в комфортной обстановке и по мере возможностей ребенка. Упражнения с фитболом хорошо развивают спинные мышцы, подготавливая малыша к ползанию и хождению. Для этого, положив ребенка животом на мяч, следует покачивать его из стороны в сторону. Во время занятия тренируются мышцы корсета. Нужно выполнять, пока малыш не устанет.

Внимание следует уделять и рукам. Вкладывают большие пальцы в ручки ребенка и тянут его к себе, помогая подняться. Кладут его обратно на стол и повторяют упражнение несколько раз. При этом укрепляются не только мышцы рук, тренируется пресс, разрабатываются мышцы спины. Малышу полезно еще и ходить на руках. Держа малыша за животик одной рукой, а другой придерживая спинку, наклоняют его над столом, чтобы его руки едва касались поверхности стола. Дают ребенку передвигать ими по столу, как бы делая шаги. Это помогает малышу быстрее научиться ползать.

Разработать мышцы плечевого пояса можно и при помощи следующего упражнения. Удерживают яркий предмет выше уровня глаз малыша, лежащего на животе. Приподнимаясь и протягивая руки к заинтересовавшей его вещи, он тем самым тренирует мышцы верхних конечностей.

Двигательные навыки неразрывно связаны. Для того чтобы младенец скорее научился ползать, нужно вовремя освоить переворачивание. Делать это следует в 3-4 месяца. Взяв малыша за правую руку и убрав левую ногу под правую, легонько подталкивают малыша влево, заставляя перевернуться на живот. Такое же упражнение делают и в другую сторону. Малыш очень быстро осваивается. Он понимает, как выполнять данное упражнение и правильно двигать ножками и ручками, а потому начинает проделывать его самостоятельно.

Чтобы натренировать ноги, делают малышу упражнение"лягушка". Суть его заключается в освоении врожденного рефлекса, о котором говорилось выше. Запустить его можно, приложив ладони рук к ступням ребенка. Слегка надавив на них, удастся заставить малыша оттолкнуться, уползая вперед. Это следует делать уже с рождения. Тогда неосознанное движение перейдет в сознательный навык.

Освоение двигательным навыком ползания играет огромную роль в развитии малыша. Оно оказывает непосредственное влияние на развитие речи, моторики, полноценную работу мозга. Во время ползания тренируются такие качества, как настойчивость, выносливость и целеустремленность. Когда ребенок освоит ползание, необходимо обезопасить окружающее его пространство, убрав все опасные предметы.

Правда ли, что девочки и мальчики развиваются по-разному? Да, это правда, и женский пол развивается быстрее, чем мужской. По статистике, девчонки быстрее начинают сидеть и ползать, ходить. Но все же половая принадлежность не играет особой роли в физическом развитии, и врачи не обращают внимание на то, мальчик или девочка перед ними, а руководствуются общими данными. Умение ползать и сидеть самостоятельно зависит еще и от веса, от развития малыша! Например, худенькая девочка поползет быстрее, чем худенький мальчик, а вот упитанная малышка будет лениться, и тощий паренек ее опередит в этом! Еще один фактор - занятия с малышом. Если родители на собственном примере мальчику показывают, как ползать, проводят занятия, упражнения, делают гимнастику для укрепления мышц, то и поползет этот ребенок быстрее, чем девочка. Сегодня поговорим о том, во сколько мальчики начинают сидеть и ползать, и для этого воспользуемся средними нормативами из таблицы развития ребенка. Вы узнаете установленные нормы, почему малыш не пополз в срок, как ему помочь.

Обязательно ли ползать ребенку: роль в развитии

Первый раз пытаться дотянуться до заветной цели дети пытаются уже с 5-6 месяцев, даже если еще не умеют сидеть. Малыши видят игрушку, какую-либо вещь, которая привлекает их внимание, становятся на четвереньки или на колени, а руками опираются о бортики кроватки или диван (кресло) и стараются достать приглянувшуюся вещицу (обычно это то, чего они еще ни разу не трогали, даже то, чего им нельзя).

В каком возрасте мальчики начинают ползать осознанно? Обычно это происходит в возрасте 8-10 месяцев, это зависит от телосложения и готовности мышц к нагрузкам. Если смотреть по статистике отзывов, то девочки начинают уверенно и скоординированно ползать с 7-9 месяцев, получается, мальчики чуть позже.

Как влияет данный этап на развитие малыша:

  • при ползании начинают нагружаться мышцы, которые в скором времени будут нужны для ходьбы;
  • укрепляются спинные мышцы и позвоночник, а это ведет к правильной осанке;
  • разные части тела малыша начинают работать синхронизированно;
  • ползание способствует подключению к работе обоих полушарий мозга;
  • дети учатся ориентироваться в пространстве;
  • развивается равновесие.

Если ребенок пополз рано, это говорит о его хорошей наследственности, физической и умственной активности. Когда мальчики начинают ползать позднее 11 месяцев или же вовсе не хотят этого делать, стоит посоветоваться с педиатром и прочими специалистами. Ведь это может свидетельствовать о задержке в развитии или неполадках в здоровье.

От чего зависит навык?

Доктор Комаровский отвечает на вопрос о том, во сколько начинают ползать мальчики, так: определенно назвать возраст нельзя, все зависит от готовности ребенка. Он поползет, как только будет готов и физически, и морально.

Во сколько ребенок (мальчик) начинает ползать самостоятельно? Это зависит от следующих факторов:

  • вес младенца (чем крупнее малыш, тем позже поползет);
  • время появления на свет: недоношенные детки часто немного отстают в развитии;
  • наличие перенесенных заболеваний: ослабленные болезнями детки физически развиваются медленней.

Как дети учатся ползать?

  1. В возрасте 3-4 месяцев детки начинают уверенно держать голову, когда лежат на животике. Они опираются на ручки, поворачивают голову в стороны, рассматривая местность.
  2. С 4-5 месяцев малыши уже могут приподниматься на ручках, когда лежат на животе. Самостоятельно переворачиваются со спины на живот. Если малыша поставить вертикально, удерживая руками, то он начнет опираться ногами.
  3. С 5 месяцев или с полугода детки начинают пытаться самостоятельно сидеть. Для помощи рекомендуется обкладывать ребенка подушками, так будет укрепляться спина. Самостоятельно сидеть дети начинают по-разному, одни уверенно держат спинку с полугода, другие - с 8-9 месяцев.
  4. С полугода малыши пытаются ползать по-пластунски, смешно кряхтят, высоко поднимают заднюю часть тела, выпрямляя ноги, а лицом упираются в пол!
  5. С полугода нужно внимательно следить за малышами, обеспечить в доме полную безопасность (спрятать все колющие и режущие, огнеопасные вещи, заблокировать розетки, дверки шкафов, где можно прижать руки. Некоторые малыши начинают ползать рано!

К 7-8 месяцам малыш может ползать по-пластунски, к 9-10 месяцам ребенок должен самостоятельно сидеть. При этом он легко сам переворачивается на четвереньки, пусть и неуверенно, но пытается ползти.

Основные этапы развития умения ползать

Мы разобрались, во сколько начинает ползать мальчик самостоятельно. Предлагаем узнать, какие этапы предшествуют развитию навыка и на что нужно обратить внимание:

  1. С трехмесячного возраста можно отметить, что малыш, лежа на животе, активно гребет руками и ногами, упирается личиком о поверхность, будто ему что-то мешает. Может немного отодвинуться назад или в сторону, это так ребенок учится ползать, еще неосознанно, даже не видя цели.
  2. Постепенно дети начинают управлять ручками, они упираются сначала на локти, затем и на ладони. Обратите внимание, как кроха начинает раскачиваться, упершись на ручки, - так совершенствуется координация.
  3. Далее ребенок начинает медленно пытаться ползти, многие почему-то сначала могут ползти назад! Первое ползание перекрестное. То есть синхронно движутся левая рука с правой ногой и правая рука - с левой ногой.

Бывает, малыши пропускают этап ползания по-пластунски. Переживать об этом не стоит. Это считается нормой, если ребенок поползет вовремя. Многие сразу встают на четвереньки.

Стоит ли беспокоиться, если малыш не пополз вовремя?

Во сколько месяцев ребенок мальчик начинает ползать, нам понятно. Какие уважительные причины могут быть, если ребенок не пополз самостоятельно к 10 месяцам?

  • Чрезмерная упитанность.
  • Слабые мышцы.
  • Перенесенные во время родов травмы.
  • Длительное нахождение ребенка в стременах или в гипсе.
  • Просто темперамент.

Доктор назначит диету, лечебно-физическую культуру, массаж, физиотерапию и прочие мероприятия для устранения причин, и малыш в скором времени поползет. Если таковых причин нет, но к 10 месяцам малыш так и не пополз, стоит проконсультироваться с врачом по поводу прохождения обследования.

Почему мальчики начинают ползать позже девочек?

Нейропсихологи давно изучают данный феномен, и они обнаружили, что с самого рождения мозг мальчиков работает иначе, отсюда и разница в развитии по возрастам. Например, до 8 месяцев девочки имеют менее острый слух, но шум их раздражает больше. Мальчики менее требовательны к тактильному контакту, им не так требуется ласка и поглаживание, как девочкам.

Девочкам для развития требуется меньшее пространство: они играют в куклы, строят домики для них в одном уголке. Мальчуганам же требуется пространство, если не хватает вертикального, они стремятся покорить горизонтальное: висят на дверях, лазят на шифоньеры (падают тут же с них), покоряют спинки диванов и прочую мебель.

Почему мальчишки физически развиваются медленней? Возможно, дело в том, что в это время усиленно идет развитие умственной способности. Давно доказано, что с детства мальчики мыслят более широко, решают более нестандартные задачи, у них появляется множество интересных идей, кругозор их более широк и развит, чем у девочек.

Если соседская девочка одного возраста с вашим мальчишкой, она уже ползает, а ваш сын нет, это не повод для расстройства! Девочки развиваются быстрее, красивее пишут, быстрее читают, на мальчики лучше решают задачи геометрические и математические, лучше сознают физику и химию, их вечно несет к приключениям, новым открытиям (вспомните, не было ни одной женщины, открывшей новые острова и континенты). Все это замысел природы, который нам пока не известен.

Итак, во сколько начинают ползать мальчики, как они этому учатся и почему отстают от девочек, разобрались. Причины позднего ползания понятны. А как помочь ребенку научиться ползать? Есть специальные упражнения.

Гимнастика для рук

Упражнения помогут укрепить мышцы ручек и спины малыша:

  1. Ребенка уложите на спину, пусть он ручками возьмется за ваши большие пальцы. Остальной кистью обхватите запястья малыша. Начинайте тянуть ручки к себе, малыш начнет их напрягать, пытаться поднять спину. Расслабьте руки, не тяните малыша к себе. Повторите 10-15 раз.
  2. Положение то же, что и для первого упражнения. Ручки не тяните к себе, а разводите по сторонам, немного тяните в стороны, потом поднимите их вверх (над головой ребенка), опять немного потяните, сложите на груди. Повторите 10 раз.

Упражнения делают по несколько раз в день.

Перевороты

Во сколько начинают ползать мальчики? Это зависит и от того, занимаются с ним родители или нет! Если в 4-5 месяцев малыш еще не освоил перевороты, помогите ему научиться:

  1. Возьмите лежащего на спине малыша за правую ручку одной рукой. Другой рукой положите правую ножку на левую, подтолкните за таз, чтобы ребенок начинал переворачиваться, помогайте ему.
  2. Как только малышу удастся перевернуться на живот, начинайте помогать переворачиваться обратно на спинку. Упражнения повторить 5-7 раз.

Заниматься нужно каждый день, пока ребенок не порадует вас самостоятельным переворачиванием.

"Лягушка"

От того, во сколько месяцев начинают ползать мальчики, не зависит их дальнейшее физическое развитие. Они могут начать ползать позже сверстниц девочек, но пойдут раньше, или бегать потом будут быстрее! И все же хочется каждому родителю похвалиться друзьям о том, что малыш рано начал ползать! Чтобы ускорить процесс, каждый день делайте упражнение "Лягушка", которое поможет малышу быстрее научиться ползать, понять, как это делается:

  1. Ребенок на четвереньках или на животике, подставьте под пяточки свою ладонь, немного упирайтесь, ребенок начнет опираться и отталкиваться, подталкивайте, только не сильно, иначе малыш может от резкого движения упасть лицом вниз.
  2. Ножки окажутся согнутыми, малыш поднимет таз, начнет отползать телом вперед, распрямляя ноги.
  3. Повторите несколько раз.

Прочие упражнения, массаж

  1. Кладите малыша на спину, крутите и вертите ножками "велосипед", играйте в ладоши (помогает развить координацию).
  2. Массируйте ручки, ножки и спинку.
  3. Ставьте малыша вертикально, он должен упираться ножками о пол.

Вызвать интерес

Во сколько начинают ползать мальчики? Кто-то раньше, кто-то позже, но все же не позднее 10 месяцев малыш должен самостоятельно и уверенно ползать. Вызывайте у него интерес к этому занятию:

  1. Выложите на полу игрушки (желательно новые, не надоевшие), но подальше от малыша. Он сам должен до них доползти.
  2. Присядьте подальше от ребенка, позовите его к себе (в этом может помочь пришедшая в гости бабушка, папа с работы, старший брат или сестра, пришедшие со школы). Не подходите сами, пусть малыш ползет! В руку можно взять то, что его заинтересует.

Всех родителей беспокоит вопрос о том, во сколько начинают ползать дети. Мальчики и девочки развиваются немного по-разному, но все же есть определенный нормативный критерий, и, если малыш не входит в эти рамки, вне зависимости от пола, нужно консультироваться со специалистом.