Надо ли постоянно торопить ребенка? Почему не стоит торопить детей.

Буквально каждый взрослый сталкивался с проблемой детской медлительности. Это естественно, ведь мы, взрослые, живем в мире достижений, длинного списка дел и четких временных рамок. Тем разительнее непохожесть мира глазами ребенка, без всяких ограничений, внешних целей и понятия времени как такового. Здесь обитают только детские мысли и мечты, маленькие повседневные радости и огорчения, а еще пестрая вселенная, зовущая погрузиться в нее с головой, наблюдать, пробовать, любоваться… «Быстрее!» - этот оклик вдруг вытягивает ребенка из привычной среды, заставляя подчиниться взрослым законам.

А ведь бывают и по-настоящему стрессовые ситуации. В саду, когда все уже завтракают, а Петя в раздевалке рассматривает картинки на шкафчиках. «Ты что, уснул?!» - папин голос возвращает к реальности. В школе все обстоит гораздо серьезнее: Соня чуть позже открывает тетрадь, и вот уже половина задания не написана, а дальше как снежный ком.

Детская медлительность – одна из тех проблем, которые, будучи особенно злободневными и знакомыми абсолютно всем, носят весьма тонкий характер. Что считать медлительностью? Ребенок делает не спеша назло, или он на самом деле не может иначе? Почему дети разные по скорости? Как медлительность связана с интеллектом? Насколько хорошо медленные дети приспосабливаются во взрослой жизни? Можно ли повлиять на скорость ребенка, если да, то как? Подобные вопросы очень тревожат родителей, и для их прояснения стоит разобраться в причинах медлительности конкретного ребенка.

Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство! (Я.Корчак)

Саше три, и она все делает медленно. В сад и из сада одевается дольше других детей, отвлекаясь поминутно на любое внешнее событие. Не торопясь идет по улице, будто нехотя следуя за мамой. Очень долго собирает игрушки и укладывает кукол спать, не принимая во внимание ни мамины уговоры, ни наказание в виде лишения книжки перед сном. Мама старается быть терпеливой с Сашей, лишний раз не одергивать и не кричать на нее, но иногда, когда терпение на исходе, недовольство прорывается само собой. Когда мама начинает ругаться, дело вовсе не сдвигается с мертвой точки. Саша обижается и как будто даже не хочет стараться. В данном случае вероятной причиной является детская физиология, которая чаще всего связана с ранним возрастом, а может являться постоянной особенностью. Речь идет об особенностях развития определенных долей головного мозга, отвечающих за реакцию и моторику ребенка. В раннем возрасте они по определению не могут быть зрелыми, поскольку находятся в процессе развития. Вполне вероятно, что Саша старается, но с точки зрения умелого взрослого это выглядит иначе. Именно поэтому Саша обижается, ведь за старания обычно хвалят, а не ругают. В этой ситуации мама могла бы помочь дочке, отведя больше времени на одевание или сборы ко сну, или разделить глобальную задачу одевания на более мелкие, чтобы ребенку было проще удержать задание в голове, не отвлекаясь. Следить за его состоянием, ведь для маленького ребенка дневной объем задач слишком велик, а уставший ребенок, как, впрочем, и взрослый, не способен выполнять задания неизменно быстро и четко.

Остановись, мгновенье, ты прекрасно. (Гете, «Фауст»)

Ане уже пять с половиной, и ее все зовут «копуша». На детском празднике она не успевает занять свой стульчик, на прогулку все ждут только ее, мама долго не получает ответа на заданный вопрос, все попытки «растормошить» девочку ни к чему не приводят. Маме тяжело с Аней, но больше всего она боится, что дочка будет отставать в школе, не сможет осваивать новые знания, не станет успешной в жизни. Поэтому она старается приводить дочери в пример более быстрых детей, постоянно напоминать о времени, в игровой форме, через соревнование побуждать ее ускорять темп. Проблема в том, что Аня не становится быстрее, и мама уже не знает, как быть. Мама вспоминает, что дочка была такой всегда, мало лепетала, могла часто играть одна или «уходить в себя», не обращая внимания на игрушки и других людей, позже, чем остальные дети, начала говорить. Медлительность с младенчества часто свидетельствует о низкой подвижности нервных процессов, которая зависит от скорости импульсов в нервной ткани. Эта характеристика является врожденной особенностью человека и сохраняется в течение всей жизни. При этом замедленность нервной системы никак не затрагивает интеллектуальное развитие. Во взрослой жизни также встречаются медленные, очень рассудительные люди, флегматичные по темпераменту и нередко весьма успешные. Насколько такие люди адаптированы в жизни, зависит от того, каким было их детство. К сожалению, главная проблема этих детей в том, что с их замедленным темпом не справляются их родители. Даже невинное «быстрее» для такого ребенка оказывается стрессовой ситуацией, поскольку он физиологически не может быстрее. Повышение тревоги ведет к попытке с ней справиться через еще большее торможение нервных процессов. Сравнение с другими детьми или ситуация острого соревнования становятся тотальным стрессом, который оборачивается в конечном итоге заниженной самооценкой и невротическим конфликтом. К сожалению, система образования и воспитания не учитывает потребности таких детей, в жизни которых постоянно присутствует этот внешний стресс и люди, которые его создают. В этой ситуации защитить могут только родители, если они постараются понять своего ребенка и осмелятся противостоять системе. Помочь можно, приобщая ребенка к подвижным играм, которые ему по силам, а также заботясь о достаточном количестве времени для всех необходимых действий, в том числе для школьных занятий.

Найди слова для своей печали, и ты полюбишь её. (О.Уайльд)

Никите семь с половиной, он подвижный мальчик, заводила в классе. Но когда наступает время собираться в школу, приходится долго ждать, пока он оденется, и постоянно напоминать о забытых вещах. Это особенно раздражает окружающих, потому что, когда ему надо, мальчик очень быстро справляется с делами. Такая ситуативная медлительность связана с конкретным событием, вызывающим негативную реакцию. Медленные действия в таком ключе служат неосознанным протестом против определенного занятия или положения вещей. Это может быть как внешний источник (школа, сад, поход в поликлинику или на нелюбимую секцию), так и внутрисемейная обстановка (например, конфликты с родителями, развод родителей, рождение младшего ребенка или болезнь близкого человека). Торопить или ругать ребенка в таких ситуациях также представляется малоэффективным. Скорее необходимо воздействовать на источник проблемы: разговаривать с ребенком о ситуации, ее причинах и чувствах ребенка. Когда ребенок уверен, что его чувства поняты и приняты взрослыми, ему легче справляться с жизненными трудностями, преодолевать препятствия и идти дальше. Здесь медлительность служит очень полезным сигналом о том, что не все в порядке, символом препятствия и просьбой о помощи. Если вовремя увидеть этот сигнал, можно не только справиться с проблемой медлительности, но и поддержать ребенка в его уверенности в себе и сделать отношения с ним по-настоящему доверительными.

Взросление - ужасно трудная вещь. Куда легче перескочить из одного детства в другое. (Ф.С.Фицджеральд)

Трехлетний Ваня по часу собирается на прогулку и может целый вечер не убирать игрушки, несмотря на настойчивые напоминания мамы. А с папой и бабушкой все делает по первой просьбе и в два раза быстрее. Иногда мама расценивает такое поведение как капризы из-за недостатка сна, обычной усталости или воздействия других членов семьи. В ход идут различные методы воспитания: ласковые уговоры, разъяснения (погулять не успеем), поощрения и наказания. Тем не менее, ситуация с каждым днем все больше накаляется и вскоре перерастает в настоящую проблему. У многих родителей появляется соблазн «закрутить гайки», применяя жесткие, в том числе и силовые методы, однако в этот период многое зависит от способности взрослого не обострять противостояние. Причиной медлительности малыша при контакте с определенным взрослым (чаще всего мамой) бывает протестное поведение, часто в возрасте трех лет, когда ребенок пытается отстоять право на собственные решения и собственный темп, чтобы подчеркнуть свою самостоятельность. Потребность ребенка в независимости состоит в более широких полномочиях и одновременно в большем количестве обязанностей. Подросшему малышу важно почувствовать себя компетентным, самостоятельно одеваясь, умываясь, ухаживая за собой за столом. Полезными будут правила, предоставляющие ему право на собственное решение в большинстве случаев, например, выбор одежды и игрушек на улицу, места прогулки, занятий дома, возможность одеваться в своем темпе, если обстоятельства позволяют. Иногда бывает трудно дать ребенку достаточно пространства и времени, хочется помочь ему или сделать за него, ведь это будет и лучше, и быстрее. Такое нетерпение оборачивается «медвежьей услугой», поскольку лишает его возможности приобрести необходимые навыки, а кроме того, вселяет неуверенность в своих силах. Если родители боятся ослабить давление, их стремление контролировать каждый шаг ребенка может привести либо к его полному подавлению, либо к жесткой оппозиции, которая сохраняется на протяжении всего детства и создает проблему медлительности также в дошкольном и школьном возрасте. Напоследок необходимо подчеркнуть ряд общих свойств, присущих всем случаям детской медлительности. В основе медленного поведения детей всегда лежит более или менее глубокая причина, носящая естественный физиологический или психологический характер. В подавляющем большинстве случаев медленное поведение ребенка неосознанное и не несет в себе цели навредить родителям. Даже получая порцию негодования в ответ на замедленный темп, дети безоговорочно, всецело и преданно любят своих родителей. Сообщить ребенку о количестве отведенного времени, дать информацию о том, что существуют «медленно» и «быстро», «успевать» и «опаздывать» бывает совершенно необходимо, если это не служит способом вымещения злости, перекладыванием на ребенка ответственности за опоздание, средством обвинения или выражением нашего отвержения. Когда эта невидимая грань переходится, такое заурядное, обычное родительское недовольство медлительностью своего ребенка незаметно превращается в наглядную повседневную демонстрацию отсутствия к нему любви.

Проведенный выше анализ проблем, связанных с развитием человека, позволяет сделать интересные педагогические выводы.

1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повто­ряющие эволюцию человека как вида, и характеризующие инди­видуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга:

органическими возможностями включения во взаимодействие с другими людьми;

задатками и способностями отзываться на случайности, на определенные качества социокультурной среды;

врожденными программами, позволяющими так или иначе ассимилировать среду;

жизненным опытом, важным для критического и конструк­тивного отношения к окружающему миру;

набором деятельностей, которые выбирает для себя ребенок; внешним видом и т. д.

В силу этого результаты развития конкретных детей всегда раз­ные.

2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих на развитие всего живого (космические явления, активность Солн­ца, эволюционные закономерности), так и от специфически че­ловеческих видовых особенностей (активности, разумности, ду­ховности, социальности, противоречивости и др.). Он является процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.

(В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно­сти воспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражается как очень дли­тельное.);

Биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.

Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы­тия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока­зываются благотворны только при условии гармонических взаи­моотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей.

3. Для оптимального развития ребенку необходимо иметь воз­можность быть активным как в физическом, так и в духовном плане. Известно значение активных «мускульных» (по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных занятий, подвижных игр для со­зревания здорового организма ребенка. Но двигательная актив­ность важна и для развития психических процессов, эмоциональ­ного здоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду и даже для формирования представлений о пространстве и времени.

4. Каждый период жизни - особая целостность и самостоятель­ная ценность - имеет сильные и слабые стороны. Причем то, что становится слабостью в более старшем возрасте, оказывается необ­ходимым достоинством ребенка. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возра­ста. Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый опти­мизм, максимальная широта и вместе с тем поверхностность инте­ресов - эти возрастные особенности младшего школьника в под­ростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит об инфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7-10 лет для полноценного развития человека в дальнейшем, для формиро­вания прочного «фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременность педагогических действий, на что постоянно указывал К. Д. Ушинский.

5. Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостным процессом. Результатом этого процесса становится из­менение всего человека (его сознания, чувств и воли, его орга­низма и духовной сферы), а не только психики и тем более не только интеллекта, как это часто представляется педагогам, спе­циалистам по детской психологии, родителям.

6. Эффективное развитие ребенка невозможно без и внереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем - сверст­никами, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого - научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог, ибо пе­дагогика сотрудничества - это и есть содействие, оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека.

Вопросы и задания

" Охарактеризуйте филогенез человека. - Раскройте основные характеристики онтогенеза. Проанализируйте отличия различных объяснительных ориентации процесса развития.

4. Обоснуйте адекватность историко-эволюционной концепции и объекту педагогической антропологии. Опишите пространственно-временное бытие человека.

6. Как связаны развитие человека и его представления о пространств и времени своего бытия?

7. Назовите основные современные идеи пространственно-временно го бытия человека.

8. Почему нельзя торопить развитие ребенка?

9. Какая педагогическая стратегия наиболее оптимально способствует развитию ребенка?

Ваш малыш делает первые шажочки, но испуганно плюхается на пол? Значит, у крохи уже есть желание передвигаться самостоятельно, без помощи взрослых, но ещё что-то мешает. Можно помочь ему освоить новый вид передвижения, но специально акцентировать внимание на том, чтобы ребёнок поскорее пошёл, не стоит. Рассказываем, почему.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок пошёл раньше других. Они стараются проявить максимум усилий и следовать советам разных специалистов, представителей старшего поколения, чтобы ускорить этот процесс. Однако всё-таки лучше запастись терпением и не торопить своего малыша - всему своё время, всё должно идти своим чередом. Таким образом вы не нанесёте вреда здоровью ребёнка и дадите возможность ему самому сделать первые важные в его жизни шаги.

Конечно, стимулировать карапуза к тому, чтобы он сделал свои первые шаги и уверенно пошёл, нужно. Для этого попробуйте положить на стул новую игрушку, которую можно достать, только поднявшись с пола, и в двух шагах от малыша. Так у него, наверняка, появится желание дотопать до красивой машинки или куклы и вполне возможно, что это, пусть и не с первой попытки, но получится.

А вот специально учить кроху ходить эксперты не рекомендуют. Считается, что человек с рождения способен сам освоить главные физиологические процессы - это заложено природой. Поэтому не нужно намеренно держать ребёнка за руки, пытаться «прошагать» по комнате вместе с ним. Он прекрасно справится с этим сам. Всему своё время: чуть раньше или немного позже, чем его сверстники, но ваш карапуз научится ходить. Каждый малыш развивается по-своему, и не нужно его торопить. Сначала он пойдёт, опираясь на различные предметы, мебель в комнате, а потом - самостоятельно.

Ребёнок учится ходить: чего не стоит делать родителям

1. Сильно опекать малыша

Не давая ему свободы действий и выбора. Не стоит каждый раз поддерживать кроху, когда он пытается подняться и подавать ему всё, что он просит. Создавайте ситуации, чтобы он дотопал и взял сам ту игрушку, которую хочет. Иначе вы будете тормозить процесс развития ребёнка, не давая возможности ему думать, самостоятельно принимать решение и действовать.

2. Долгое время оставлять в манеже

Оставшись на длительный период в манеже или кроватке, малыш пытается стоять, держась за бортик, и быстро устаёт, отчего на ножки неправильно распределяется нагрузка, связки растягиваются, и стопа может деформироваться.


3. Не полагайтесь на ходунки

Они не только приносят пользу, но могут и нанести вред ребёнку. Ему, конечно, интересно кататься, отталкиваясь ножками от пола. Но при таком передвижении стопа малыша может деформироваться. Вместо того чтобы учиться ходить ровно, он будет стараться присесть, так как ходунки это допускают. Таким образом, ходунки могут отложить тот момент, когда ребёнок самостоятельно пойдёт на 2-3 месяца.

4. Не торопиться обувать кроху

Как только карапуз начинает вставать на ножки, многие родители стараются его быстрее обуть, так как считают, что это упростит данную задачу. Однако не стоит торопиться: ребёнку и так непросто, для него много нового. К обуви можно приучить малыша до того, как он начнёт делать свои первые шаги.


5. Не ставьте малыша на ноги

Нельзя спешить, торопить ребёнка - стоит учитывать его индивидуальные физиологические и генетические особенности. Он должен сам пойти, пусть даже немного позже, чем вы ожидали, но это будет в соответствии с его развитием. Когда вы ставите своё чадо на ножки, есть опасность нарушить формирование стопы.

Я продолжаю публиковать интересные статьи и обзоры книг по воспитанию и развитию детей.

Оригинал статьи взят на блоге психолога Анны Левченко :

День, когда я перестала торопить своего ребенка…

The Day I Stopped Saying “Hurry Up!”

День, когда я перестала говорить “Поторопись!” (скорее, быстрей, поторапливайся, бегом, поспеши - выберите то, что обычно говорите вы:))

Когда вы живете сумасшедшей жизнью, каждая минута должна быть на счету. Вы чувствуете, как должны проверить что-то из списка, уставиться в экран, или спешить в следующее запланированное место. И как бы я ни пыталась распределить свое время и внимание, и сколько бы разных задач ни пыталась решить - у меня все равно не хватало времени, чтобы все успеть.

Такой была моя жизнь в течение двух безумных лет. Мои мысли и поступки контролировались электронными уведомлениями, ринг-тонами, и наполненным до отказа расписанием. И хотя всеми фибрами души мой внутренний контролер хотел бы найти время для всех дел в моем перегруженном плане, этого не получалось.

Так случилось, что шесть лет назад я была благословлена спокойным, беззаботным, остановись-и-понюхай-розу ребенком.

Когда мне нужно было уходить, она наслаждалась поиском блестящей короны в моей сумке.

Когда мне нужно было быть где-то пять минут назад, она требовала пристегнуть ее игрушечное животное к сиденью автомобиля.

Когда мне нужно было быстро перекусить в Subway, она не могла перестать говорить с пожилой женщиной, похожей на ее бабушку.

Когда у меня было тридцать минут, чтобы добежать куда-то, она просила меня остановить коляску, чтобы приласкать каждую собаку, мимо которой мы проходили.

Когда у меня был полностью расписанный день, начиная с 6 утра, она просила меня разбить яйца, чтобы взболтать их очень медленно и осторожно.

Мой беззаботный ребенок был подарком моему Типу А, но я не замечала этого. О нет, когда ты живешь сумасшедшей жизнью, ты имеешь туннельное видение, прогнозируя только то, что идет следующим на повестке дня. И все, чему нельзя было поставить галочку в расписании, было пустой тратой времени.

Всякий раз, когда мой ребенок заставлял меня отойти от расписания, про себя я думала: “У нас нет на это времени”. Следовательно, два слова, которые я наиболее часто говорила моей маленькой любительнице жизни были: “Давай, скорее”.

Я начинала свои предложения с них.
Давай скорее, мы опаздываем.

И заканчивала предложения ими.
Мы все пропустим, если ты не поторопишься.

Я начинала свой день с них.
Поторапливайся и ешь свой завтрак.
Поторапливайся и одевайся.

Я заканчивала свой день ими.
Поскорее почисть зубы.
Поскорее ложись в постель.

И хотя слова “поскорее” и “поторапливайся”, мало что делали, если ничего, для ускорения моего ребенка, я говорила их все равно. Возможно, даже чаще, чем слова “я люблю тебя”.

Да, правда болезненна, но правда лечит... и приближает меня к такому родителю, каким я хочу быть.

Затем, в один судьбоносный день все изменилось. Мы просто забирали мою старшую дочь из детского сада и выходили из машины. Это происходило не так быстро, как бы ей хотелось, и она сказала своей маленькой сестре: “Какая же ты медлительная!”. И, когда она скрестила руки на груди и с досадой вздохнула, я увидела в ней себя - и это причинило мне душевную боль.

Я была преследователем, подталкивающим, давящим и торопящим маленького ребенка, который просто хотел наслаждаться жизнью .

Я прозрела и ясно увидела, как вредит мое торопливое существования обоим мои детям.

Обе мои дочери выглядели одинаково удивленными моим болезненным признанием, но лицо младшей несомненно озарилось сиянием одобрения и принятия.

“Я обещаю быть более терпеливой”, - сказала я и обняла свою девочку-с-вьющимися-волосами, которая теперь сияла от обещания ее матери.

Изгнать из моего лексикона слово “поторопись” было довольно легко. Но, что было на самом деле трудно, так это набраться терпения, чтобы ждать моего неторопливо ребенка. Чтобы помочь нам обеим, я начала давать ей немного больше времени на подготовку, когда нам приходилось куда-то ехать. Но иногда, не смотря на это, мы все равно опаздывали. Тогда, я уговорила себя, что буду опаздывать, только эти несколько лет, пока она еще мала.

Когда мы с дочерью гуляли или ходили в магазин, я позволяла ей задавать темп. И когда она останавливалась, чтобы полюбоваться чем-то, я прогоняла мысли о моих планах из головы и просто наблюдала за ней. Я замечала такие выражения ее лица, каких я раньше никогда видела. Я изучала пятнышки на ее руках и то, как ее глаза, прищуривались во время улыбки. Я видела, как другие люди откликаются на нее, когда она останавливается, чтобы поговорить с ними. Я видела, как она изучала интересных букашек и красивые цветы. Она была Noticer*(созерцателем), и я быстро осознала, что The Noticers* в мире редкие и прекрасные подарки. Вот тогда я, наконец, поняла - она была подарком для моей бешеной души.

Я дала обещание притормозить почти три года назад. И до сих пор для того, чтобы жить в замедленном темпе, мне приходится прилагать немалые усилия. Но моя младшая дочь является живым напоминанием о том, почему я должна продолжать попытки. И действительно, в другой раз, она напомнила мне об этом снова.

Во время отпуска мы отправились вдвоем на велосипедную прогулку к палатке с фруктовым льдом. После покупки угощения моя дочь села за столик для пикника, восхищенно любуясь ледяной башней, которую держала в руке. Вдруг, я увидела беспокойство на ее лице. “Я должна спешить, мама?”

Я могла бы заплакать. Возможно, шрамы поспешной жизни никогда не исчезают полностью, с грустью подумала я.

Когда мой ребенок смотрел на меня, пытаясь понять, нужно ли ей сейчас торопиться, я знала, что у меня был выбор. Я могла бы сидеть и печалиться, думая о том, сколько раз в жизни я подгоняла ее... или я могла бы отпраздновать тот факт, что сегодня я стараюсь делать по-другому.

Я решила жить в сегодня.

“Не торопись, милая. Только не торопись”, - сказала я мягко. Ее лицо мгновенно посветлело, и плечики расслабились.

И так мы сидели бок о бок, разговаривая о вещах, о которых говорят играющие-на-гавайской-гитаре-6-летние-де ти. Были даже моменты, когда мы сидели молча, просто улыбались друг другу, любуясь окрестностями и звуками вокруг нас.

Я думала, что мой ребенок собирался съесть все до последней капли, но когда она добралась почти до конца, она протянула мне ложку кристалликов льда из сладкого сока. “Я сохранила последнюю ложку для тебя, мама”, - сказала моя дочь с гордостью.

Когда я позволила льдинкам доброты утолить мою жажду, я поняла, что я только что заключила сделку всей жизни.

Я дала моему ребенку немного времени... и взамен, она отдала мне свою последнюю ложку и напомнила, что вкус становится слаще, и любовь приходит легче, когда перестаешь так нестись по жизни.

И теперь, будет ли это...

…поедание фруктового льда;

…собирание цветов;

…пристегивание ремня безопасности;

…разбивание яиц;

…поиск морских ракушек;

…рассматривание божьих коровок;

…или просто прогулка…

Я не буду говорить: “У нас нет на это времени!”. Потому что, по существу, это значит: “У нас нет времени, чтобы Жить”.

Остановиться, чтобы насладиться простыми радостями повседневной жизнь - это единственный способ жить по-настоящему.

(Поверьте мне, я узнала это от ведущих мировых экспертов по радости жизни.)

Автор Rachel Macy Stafford"s http://www.handsfreemama.com/2013/07/16/t he-day-i-stopped-saying-hurry-up/

* Noticer (от глагола Notice – обращать внимание, замечать) - я не нашла в русском языке аналога этому слову, и это интересно. Noticers – это люди, которые очень внимательны к мелочам. Люди, способные заметить то, что обычные люди пропускают. В обычной жизни они могут быть рассеянными и витающими в облаках, они часто переключаются и отвлекаются, им сложно сосредоточиться. Вам знакомы такие детки?

У Рэйчел есть запись, в которой она трогательно касается этого вопроса и того, как она с этим обходится. Если эта тема актуальна, дайте знать. Если желающих будет много, я переведу эту запись для вас.

P.S. корректировкам в переводе по-прежнему рада:)

upd: С вашей помощью, я выяснила, что noticer - это созерцатель (наблюдатель, подмечатель, замечатель и т.п.:) Всем спасибо!

Статьи

В семейном кругу, у песочницы, в ясельной раздевалке «сравнительный анализ» чужих и собственных детей идет полным ходом. «Как странно, что твоя Лиза в год еще не ходит. А ведь ее двоюродная сестрa вовсю топала в 10-месячном возрасте!»; «Вам не кажется, что для двухлетнего ребенка Артем говорит просто фантастически? Даже не верится, что он младше Полины!»; «Все мои внуки в 2 годика уже ходили только на горшок. На вашем месте я бы спросила у педиатра, почему Маша отстает»... Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

Идеала нет

Психологи и педиатры едины во мнении, что забота о строгом соответствии графикам и нормам развития все глубже внедряется в умы современных родителей. Они получают массу информации о так называемых «нормальных» этапах детского развития и тут же начинают сравнивать. Хотя ни один ребенок в точности не соответствует стандартной модели, описываемой статистикой. Графики, на которых представлены этапы овладения разнообразными навыками и умениями, усреднены. Никогда не следует забывать, что каждый ребенок, как и каждый родитель, абсолютно уникален!

И в самом деле, стоит ли объявлять в семье чрезвычайное положение, если ребенок медлит с тем, чтобы начать ходить, или не кушает ложечкой в полтора года?
Уже лет 20 как известно, что все новорожденные начинают приобретать разнообразные навыки с самых первых часов жизни. Ведь способности у каждого младенца совершенно исключительные! К тому же существует невероятное разнообразие вариантов развития в зависимости от каждого конкретного ребенка. Рамки понятия «нормы» в отношении ходьбы, речи, опрятности, чтения и т. д. существенно расширились. Например, сегодня в европейских странах считается нормальным, если ребенок окончательно отказывается от подгузников в промежутке между 2 и 6 годами, а начинает читать между 4 и 9. Так что, если ребенок не готов приступить к чтению в 5 лет, в этом нет ничего «ненормального» и не надо заставлять его перескакивать через необходимые ему этапы развития, коль скоро ему еще требуется некоторое время, чтобы овладеть этим навыком.

Изменилось понятие о продолжительности периода, за который должны случиться все «эпохальные» события в жизни ребенка. Утверждение, что все решается в возрасте 3−6 лет, неверно, так как в детском развитии существуют так называемые периоды «наверстывания», и дети уже в подростковом возрасте вполне могут нагнать то, что они «проскочили» в детстве. Если ребенок испытывает определенное затруднение в 7 лет, это совершенно не означает, что у него всю жизнь будут какие-то проблемы. Ребенок вполне способен, если его поддержат близкие люди, вновь войти в гармоничный ритм развития.

Только 5% детей статистика считает по-настоящему одаренными.
Этот термин означает, что коэффициент интеллектуального развития у таких детей выше, чем средний показатель их сверстников. Только тесты IQ, проведенные профессиональными психологами, могут подтвердить или опровергнуть гипотезу о сверходаренности.
Многие родители мечтают, чтобы их отпрыск оказался сверхвыдающимся.
Но тут есть риски:

  1. Проблемы со школьной программой – всего 30% сверходаренных детей учатся блестяще.
  2. Возможное неприятие со стороны сверстников − ведь их интересы очень различны.

Бесполезное беспокойство

Что спорить, сегодня мы живем в довольно безжалостном мире. Конкуренция жестока, и у современных родителей есть достаточно оснований, чтобы утверждать: на дистанции, ведущей к успеху, удачнее стартует тот ребенок, который имеет некую фору по сравнению с другими. Ведь в глубине души они желают, чтобы их ребенок раскрыл весь свой потенциал. Действительно, каждый из нас хочет, чтобы его ребенок стал лучшим, самым красивым, сильным и умным. Было бы странно, если бы мы об этом не мечтали! Но... Нельзя забывать, что между реальным и воображаемым ребенком непременно есть разница. Стремления родителей далеко не всегда совпадают с реальными детскими возможностями. Именно эта маленькая нестыковка и рождает такие большие тревоги.

Взглянуть со всех сторон

Любой родитель знает, что ребенка воспитывать трудно. Вот почему малейшее отставание от средней скорости развития вызывает у нас тревогу. Часто мамы упрекают себя: «Это из-за меня дочка не говорит так же хорошо, как другие дети, потому что я вышла на работу и не уделяю ей должного внимания».

Специалисты считают, что мы бы беспокоились гораздо меньше, если бы помнили, что новые достижения наших детей не происходят во всех областях одновременно. Малыш, занятый освоением приемов ходьбы, просто не может интенсивно сконцентрироваться на развитии речи. Ребенок, который вкладывает всю свою энергию в то, чтобы решить проблему хождения на горшок, будет уделять меньше внимания рисованию. Известный американский педиатр Т. Берри Бразелтон утверждает: освоение детьми новых навыков идет неравномерно, за периодами продвижения вперед следуют паузы, во время которых родителям может показаться, что ребенок остановился и даже отступил назад в своем развитии. А на самом деле он просто готовится к новому «броску» , и это может потребовать нескольких месяцев усилий и концентрации. Мы, взрослые, привыкли ориентироваться только на конечный результат, а ведь и эти «периоды покоя» очень необходимы нашим детям: от них зависит гармоничность развития малышей.

Все в комплексе

Каждая особенность развития ребенка должна рассматриваться в контексте его семейных обстоятельств. Какая-то нестандартная ситуация: рождение младшего братика, переезд, развод родителей, болезнь − может замедлить продвижение вперед и даже на некоторое время повернуть события вспять.

В конечном итоге важно оценивать детское развитие в целом, обращать внимание не только на его ритм, но и на все его области − интеллектуальную, чувственную, эмоциональную. Чтобы добиться профессионального успеха и стать всесторонне развитой личностью, гармония эмоций нужна не меньше, чем всем известный IQ − интеллектуальный коэффициент. Общительный, довольный собой, обладающий чувством юмора и окруженный друзьями ребенок так же хорошо «стартует» в жизни, как и тот, кто с 5 лет умеет читать. Если малыш до школы предпочитает играть, а не считать или писать, это не значит, что у него меньше шансов на школьный успех.