Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе: «По поселку мы идем. Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

(для старшего дошкольного возраста)

Тема: «Россия – Родина наша» (итоговое занятие)

Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;

Познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;

Продолжать знакомить детей с Белгородской областью; дать представление о том, что Ракитное является частью Белгородской области;

Продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;

Закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);

Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;

Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;

Продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.

Оборудование: карта мира, карта Белгородской области, глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); герб посёлка Ракитное; гербы других стран и городов; портрет президента и губернатора Белгородской области; монеты и предметы с изображением различных гербов; рисунки детей по теме: «Мой любимый город».

Словарная работа: существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций по заданной теме;

Чтение художественной литературы о родной стране;

Заучивание стихотворений о родной Земле;

Рассматривание семейных фотографий;

Беседы по темам: «Моя Родина», «Моя семья», «Мой любимый посёлок», «Достопримечательности нашего посёлка», «Я русский Человек»;

Конкурс на лучший рисунок по теме «Мой посёлок».

Ход занятия:

Воспитатель – экскурсовод встречает детей:

(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель : - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

Дети : (о родном месте, о нашей Родине,)

Воспитатель : - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. А как называется наша страна, кто знает?

Дети: (Россия)

Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро – Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети : (это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна)

Воспитатель: Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на сколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания? Итак, вперед…

Станция №1 «Адрес моей страны»

Воспитатель: мы живем в огромной прекрасной стране. Это большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)

Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение «Наш дом»:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия.

Воспитатель: Ребята, а как называем мы людей которые живут в нашей стране? (россияне)

Воспитатель: Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент). Воспитатель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Воспитатель показывает портреты президента страны и губернатора Белгородской области. Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором? (воспитатель уточняет, что их выбрал народ).

Станция №2 «Знаки и символы»

Воспитатель: - вторая наша станция называется «Знаки и символы». Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы). Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее…

Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение «Герб России»:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:

Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону … Итак, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

Воспитатель: Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг)

Воспитатель: Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей)

. Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение «Флаг России»:

Белый цвет-березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Реб Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.

Станция №3 «Плясовая»

Воспитатель предлагает детям вспомнить еще одну отличительную особенность России от других стран. Это русские – народные танцы. Все дружно вспоминаем русские – народные движения. Затем, детям предлагается под музыку станцевать русский – народный танец

Станция№4 «Мой посёлок»

Здравствуй, Родина моя!

1 реб. Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я –

Здравствуй улица моя

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне,

2 реб. Травы шепчут мне в пути,

Ты скорей, дружок, расти.

Подпеваю травам я,

Подпеваю ветрам я,

Подпеваю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя!

Воспитатель: Следующая станция «»Расскажи о своем посёлке». Посмотрите на картинки, фотографии, рисунки…вы узнаете этот посёлок? (Ракитное).

Воспитатель: Ребята а вы знаете, что у нашего посёлка, тоже есть свой герб?

Ребята рассматривают герб посёлка Ракитное, выясняют его особенность и сравнивают его с гербами других городов:

Санкт-Петербург: два серебряных якоря и золотой скипетр говорят о том, что город стоит на реке, является морским портом; скипетр напоминает о том, что город был столицей Российской империи.

Саратов: город связан с водой, изобилие рыбы.

Петропавловск – Камчатский : особенность природы – три извергающих вулкана.

Ярославль : медведь – лесной край, медведь символ мудрости и силы. Княжеская шапка – корона, повествует о том, что город этот древний.

После этого, воспитатель показывает детям отдельную карту Белгородской области, на которой они вместе находят свой посёлок. Смотрят, какие еще города есть в Белгородской области.

Воспитатель: Ребята, что вы можете рассказать про свой посёлок? Какие улицы вы знаете? Назовите самые любимые места в поселке, которые вы посещали вместе с родителями. (рассказы детей).

При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии.

Станция №5 «Моя семья»

Воспитатель: - эта станция называется семейная (обращает внимание детей на семейные фотографии). Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники). Как вы думаете, в нашем посёлке живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в Ракитном? (ракитянец).

Станция №6 «Финишная»

Воспитатель: Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

1. Как называется страна, в которой мы с вами живем?

2. Как называется наш посёлок?

3. На какой улице ты живешь?

4. Что изображено на российском гербе?

5. Как называет людей, которые живут в Белгородской области? В посёлке Ракитное?

6. Какие цвета присутствуют на Российском флаге?

7. Какие города Белгородской области ты знаешь?

8. На каком материке мы живем?

9. Зачем стране нужен флаг?

10. Кто управляет нашей страной?

11. Назови столицу нашего государства?

12. Объясни пословицу «Всякому мила своя сторона», «Родная сторона мать, а чужая-мачеха».

Воспитатель: в заключении позвольте вам прочитать стихотворение «Моя Родина»:

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Литература:

Куплет песни «Родная сторона» Ю. Антонова

Патриотизм - это любовь и привязанность к своему окружению, дому и городу, семье и народу, языку и стране. Стремление передать его новым поколениям связано с желанием социума защитить свои идеалы и культуру, ценности и достижения путём формирования определённых качеств детей. В этой статье мы расскажем о принципах воспитания патриотизма у дошкольников, дадим примеры конспектов и возможные темы занятий, приведём варианты мероприятий, опишем возникающие в работе педагога нюансы и тонкости.

Цели занятий по патриотическому воспитанию дошкольников

Не следует думать, что привитие патриотизма - это только военно-патриотическое или даже политизированное воспитание детей. Такое отношение является наиболее частой ошибкой и самым большим промахом, который может допустить воспитатель. Прививать патриотизм следует, соизмеряя усилия и используемые приёмы с возрастом детей, с их естественными стремлениями, постепенно раскрывая и усложняя, детализируя вводимые понятия. Цели, преследуемые в процессе воспитания патриотизма, можно разделить на образовательные, развивающие и воспитательные. Рекомендуется начинать с достижения отдельных целей, проводя в процессе их интеграцию.

К образовательным целям патриотического воспитания можно отнести привитие таких новых для дошкольников понятий, как:

  • материальная среда, например, географическое расположение родных мест (лес, горы, поле, река, город, деревня, посёлок) в нашей стране, их характерные признаки и взаимосвязь;
  • социальная среда: семья, жители родного города или деревни, народы родной страны, патриот;
  • родная культура, а именно язык, песни и стихи народов нашей страны, государственные праздники, дружба народов.

Чувство сопричастности семье, родному городу, стране и её жителям, природе своего края, культурному наследию народа - всё это следствие патриотического воспитания

Развивающие цели патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование связной речи, увеличение активного словарного запаса;
  • улучшение координации движений через игровую двигательную активность;
  • развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, район, город, страна и так далее).

Воспитательные цели патриотического воспитания дошкольников включают привитие:

  • навыков сотрудничества, помощи друг другу;
  • любви к родной культуре и родным местам;
  • желания беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект);
  • уважения к культуре и родным местам других людей.

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Отвечая на популярный вопрос о том, какие приёмы можно использовать для организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) по патриотическому воспитанию, приведём следующую таблицу.

Таблица: приёмы организации НОД по патриотическому воспитанию в детском саду

Приёмы организации НОД Пояснение
Перечисление любимых мест. Предложить детям
назвать те места, в которых им нравится жить
Чаще всего дети дают такие ответы, как наш городской дом, папин дом, дом в деревне у бабушки, пляж у моря, палатка в лесу, квартира, город, деревня и так далее. Задача педагога состоит в том, чтобы через варианты детских ответов провести обсуждение родной среды обитания с интеграцией их в более широкие понятия (наш город, наша область, наша страна). При этом определение всех понятий можно проводить как поисковую творческую задачу, предлагая детям самостоятельно разобраться в том, что эти объекты объединяет, где эти объекты находятся и как это называется (город, область, страна)
Выделение групп людей. Использовать понимание детьми тех элементов социума, в котором они живут (семья, друзья, население города, народ страны) Дать детям загадку, позволяющую определить, кто мы. Вместе с детьми разобраться в том, что мы люди, дети, взрослые, жители своего края, россияне. В качестве подсказки и опорного материала рекомендуется использовать изображения людей в национальных костюмах, государственных символов, карты страны. Вместе с детьми обсудить взаимоотношения людей, понять, лучше ли ссориться или дружить, лучше заботиться о любимом крае поодиночке или вместе (привести пример совместной уборки игрушек в комнате), постепенно подвести детей к понятию дружбы народов

В числе возможных вариантов для мотивирующего начала занятия многие педагоги рекомендуют использовать следующие:

  • Демонстрация картинок богатырей или фрагментов мультфильмов о богатырях (и их персонажей). После просмотра мультфильмов проводится опрос о том, что делают эти герои, где они живут, кого и что они защищают, почему это делают. Допустимо начало занятия в виде игры или небольшой сценки про богатырей, но для успешной реализации такого сценария важно, чтобы все дети были знакомы с обыгрываемым произведением. Другими словами, игре должно предшествовать подготовительное занятие с совместным просмотром этого фильма или мультфильма.
  • Использование фотографий хорошо знакомых детям мест с их последующим обсуждением. На фотографиях могут быть изображены местный парк, самые красивые места города, где дети наверняка бывали, здание детского садика и игровые уличные площадки, обычный для данной местности (города или деревни) дом. Желательно использовать и заранее подготовленные рисунки детей по этой теме («Мой дом», «Моё любимое место в городе»).
  • Игра в супергероев (Бэтмен, Человек-паук, Супермен, Росомаха и др.). Через обсуждение героев и тех мест, которые они защищают от злодеев (город Готэм и его обитатели, жители Нью-Йорка), произвести переход на родной город, его жителей и тех, кто этот город защищает (полиция, пожарные, МЧС). Обсудить мотивации защитников, понять, почему они это делают, как это проявляется в их поведении. Через примеры подвигов героев вымышленных привести примеры героев подлинных, например, вспомнить и обсудить названия улиц имени героев ВОВ, прочесть несколько иллюстрированных рассказов об их подвигах.

Будет лучше, если перед тем, как говорить с детьми о супергероях, вы выясните, кто нравится им больше всего

Методы и средства, применимые к патриотическому воспитанию

Патриотическое воспитание дошкольников - очень широкая тема. Сегодняшние воспитатели имеют возможность использовать в работе как опыт прошлых поколений, так и вносить собственные творческие идеи. Рассмотрим далее, какими методами и средствами пользуются современные педагоги для воспитания чувства патриотизма в детях.

Игры и другие развлекательные мероприятия

Обычные детские развлечения легко совмещаются с патриотическим воспитанием. Перечислим стандартные способы развлечь детей и обозначим в них возможности для использования в патриотическом воспитании.

Таблица: патриотические элементы в обычных детских играх и развлечениях

Развлечение Элементы патриотического воспитания
Танец Утренник или групповое выступление с элементами народных и национальных танцев нашей страны и других стран (например, татарские танцы, белорусские танцы, русские народные танцы)
Прогулка Экскурсия к памятнику героям ВОВ, в краеведческий музей
Рисунок Конкурс рисунка, рисунок на заданную тему (например, рисунок на тему «Почему так назвали улицу, где я живу»)
Лепка из пластилина Вылепить историческое здание (местную архитектурную достопримечательность)
Игра Повторить правильно строевые упражнения солдат по команде воспитателя
Просмотр фильмов Любая картина на патриотическую тему, одобренная и рекомендованная к просмотру данному возрасту
Соревнования Музыкальная викторина «Угадай мелодию гимна» с использованием гимнов стран наших соседей

Видео: патриотический танец в детском саду «Солнышко»

https://youtube.com/watch?v=7WdiIVhpwlk Video can’t be loaded: АНО ДОУ Солнышко - Патриотический танец в детском саду (https://youtube.com/watch?v=7WdiIVhpwlk)

Лучшими методами для патриотического воспитания являются наглядные демонстрации и игры, предваряемые небольшой беседой. Патриотизм - понятие сложное, но интуитивно воспринимаемое ребёнком через ролевое поведение защитника. Будет правильным направить естественные игры детей по предлагаемому вами сценарию, раскрывающему и закрепляющему эту роль. Подобные игры уже знакомы детям. К их числу относятся любые командные игры, построенные на принципах защиты своей территории и других игроков: например, вышибалы, гуси-лебеди, лапта, бейсбол и другие.

При проведении игр следует использовать различные военно-патриотические сценарии, предполагающие равное посильное участие мальчиков и девочек. Избегая политизации игр, необходимо проводить вариант командной игры, предусматривающий фиксацию на личных качествах патриота (силы, ловкости, быстроты), а не на сценарном военном аспекте. Например, всем известную игру «Эстафета» можно из простого бега с палочкой превратить в патриотическую задачу по доставке важного донесения в штаб. При этом необходимо акцентировать внимание не на портрете возможного противника или военных действиях, а на личных качествах защитника Родины, который и передаёт донесение. Элемент патриотизма можно добавить и в игру «Весёлые старты», включив в неё преодоление имитации полосы препятствий. Вариаций патриотических игр, воспитывающих полезные навыки, существует множество. Например, можно использовать игры с элементами оказания посильной первой помощи (забинтуй руку на скорость, помоги хромому другу преодолеть препятствие и другие).

Подвижные игры также развивают ребёнка, улучшая координацию движений

Не следует забывать и об играх на эрудицию и развитие речи, а также о различных викторинах. Например, игра «Угадай картинку» может предлагать угадать национальные символы, гербы и флаги разных стран.

Каждому воспитателю полезно иметь картотеку подобных игр с разбивкой их по типам сценариев, месту проведения, общей направленности и воспитательно-развивающим целям.

Видео: военно-патриотическая игра «Зарница» в детском саду «Звёздочка»

https://youtube.com/watch?v=CPrzb3j2tQM Video can’t be loaded: Военно-патриотическая игра Зарница в детсаде Звездочка (https://youtube.com/watch?v=CPrzb3j2tQM)

Занятия по патриотическому воспитанию

Воспитание необходимо строить так, чтобы масштабы восприятия патриотизма постепенно увеличивались от частного к общему (семья, народ, страна). Ребёнку легче понимать патриотизм на близких и конкретных примерах и постепенно переходить к более абстрактным образам.

Поясним, как названное увеличение масштабов может выглядеть на примере тем патриотических бесед и занятий:

  1. Наша семья (беседа о семье).
  2. Я люблю мой дом (конкурс рисунков).
  3. Мой двор и мои друзья.
  4. Моя улица и почему она так называется.
  5. Наш любимый город (посёлок, деревня).
  6. Наш край (область или республика).
  7. Моя родная страна (конкурс рисунков).
  8. Народы России.
  9. Гимн и герб моей страны.

Видео: патриотическое воспитание в детском саду

https://youtube.com/watch?v=SRpHmIJlx88 Video can’t be loaded: Патриотическое воспитание в детском саду (https://youtube.com/watch?v=SRpHmIJlx88)

Временной план занятия

Планируя временной план занятия в детском саду, необходимо учитывать, что дети способны воспринимать новую информацию на протяжении ограниченного количества времени. В таблице ниже приведём вариант временного плана занятия на патриотическую тему в детском саду.

Таблица: примерный временной план занятия «История нашего города и его улиц»

№ п/п Этап занятия Содержание Продолжительность, в минутах
1. Организационная часть Рассадка детей, подготовка, привлечение внимания 2
2. Актуализация знаний и опыта Беседа на тему «Наш город и его улицы» (рассказ о понятии «улица», зачем существуют названия, для чего они нужны и как они появляются, в какой защите нуждаются улицы) 5
3. Игра Викторина на отгадывание названий улиц (с показом фотографий улиц и рассказом об истории населённого пункта на конкретных примерах) 5–6
4. Подвижная игра (физкультминутка) Игра на тему «Улица», интеграция с ОБЖ. Зарядка «Светофор» с повторением правил поведения на улице, игра «Дворник» (уборка улицы) 3–5
5. Работа в тетради Рисунок в тетради по итогам обсуждения улиц и их названий, происхождения названий 3–4
6. Итоговая беседа Закрепление темы, опрос детей и краткое повторение темы 2–3
Итого: 20–25 минут

Как составить конспект занятий по патриотическому воспитанию

При составлении конспекта занятий по патриотическому воспитанию опытные преподаватели рекомендуют придерживаться следующих принципов:

  • Указывайте объекты патриотизма - географические или культурные понятия, на примере которых ребёнку проще всего понять чувство гордости и любви. Например, наш город, русский язык и так далее. Чаще всего это и будет темой вашего занятия.
  • Не углубляйтесь чрезмерно в историю вопроса, не используйте сложные абстрактные понятия. Детям достаточно знать, что Москва - главный город России, им не нужно понимание того, что это закреплено в Конституции и других законодательных актах.
  • В любом объекте, который вы используете для иллюстрации понятия патриотизм и воспитания патриотического чувства, можно выделить несколько различных аспектов. В зависимости от угла, под которым рассматривается конкретное понятие, возможно выделить разные цели и задачи НОД, которых можно достичь в процессе занятия. Многие темы превосходно увязываются между собой и позволяют интегрировать образовательные и воспитательные цели, работать на достижение нескольких задач одновременно. Подробный пример рассмотрим далее.
  • Обязательно планируйте в конспектах опросы, чтобы узнать, что знают дети о рассматриваемой теме, помогайте им формулировать и высказывать свои знания и мнения прежде вашего рассказа. Не только говорите, но слушайте и вовлекайте в беседу детей, плавно подводя общение к узловым моментам.
  • Не подсказывайте напрямую, используйте проблемную и творческую форму постановки задач. Развитие связной речи, мышления и памяти детей - важные цели занятия по любой тематике.
  • Хорошим инструментом контроля знаний и результатов прошлых занятий является проведение регулярных опросов детей. Обязательно отводите в ваших конспектах некоторое время опросам.

В качестве иллюстрации применения одного из названных выше принципов, рассмотрим несколько аспектов понятия «Москва».

Таблица: работа с разными аспектами одного понятия на примере понятия «Москва»

Различные стороны понятия «Москва» Преследуемые цели Элемент занятия в конспекте
Москва как географическое понятие, с которым связан ряд других понятий (столица, Кремль, президент, правительство) Образовательная цель (усвоение новых понятий) Беседа
Москва в её эстетическом аспекте. Показ картин о Москве, чтение стихов и песен о ней, просмотр фрагментов фильмов или мультфильмов Эстетические и культурные цели Совместный просмотр фильма, чтение стихов, прослушивание песен
Москва в музыке. Культурный аспект. Танцевальная подвижная игра под попурри из песен о Москве Физическое развитие (разминка, развитие координации и ритма) Подвижная игра, танец
Москва в истории нашего города и семьи. Рассказ об обороне Москвы во время войны, о важности этого города для всех жителей России и о вкладе, который внесли в защиту Москвы жители вашего города, возможно, прадедушки и прабабушки воспитанников, ветераны и труженики тыла Воспитательные и эстетические цели Беседа, рисование, лепка

Видео: занятие по патриотическому воспитанию в детском саду №42

https://youtube.com/watch?v=9xY85kK2apI Video can’t be loaded: Занятие по патриотическому воспитанию детский сад №2 Климовск (https://youtube.com/watch?v=9xY85kK2apI)

Примеры конспектов

Приведём пример конспекта интегрированной непосредственно образовательной деятельности на патриотические темы, которые применяются педагогами в современных дошкольных учреждениях.

Таблица: конспект на тему «Наша Родина - Россия», автор - Екатерина Преснухина

Задачи:
Задачи обучающие:
  • обобщить и систематизировать знания детей о России как государстве, в котором мы живём;
  • формировать уважительное отношение к государственным символам;
  • закреплять знания детей о флаге, гербе, гимне России;
  • совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихов, пословиц;
  • обогащать речь детей выразительными средствами.

Задачи развивающие:

  • развивать у детей диалогическую речь, память, мышление;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение при оформлении дерева.

Задачи воспитательные:

  • воспитывать патриотическое отношение к символам своей страны;
  • воспитывать у детей патриотические чувства к своей Родине, любовь, гордость, уважение к родной стране.
Материалы:
Глобус, дерево «берёза», подносы, клей, закрученные полоски бумаги (для веток, ствола дерева), магнитофон, гимн России, спокойная классическая музыка.
Реализуемые образовательные области:
  • познавательно развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие.
Предварительная работа:
  • чтение стихов о Родине, чтение пословиц, заучивание стихов и пословиц;
  • прослушивание аудиозаписей о Родине, гимн России, стихи, песни о Родине;
  • чтение сказок, былин о победе воинов;
  • рассматривание иллюстраций, изображающих нашу необъятную Родину, её прекрасную природу.
I. Организационный момент.
Дети входят в зал под песню о России, встают посередине, образуя круг.
II. Основная часть.
Воспитатель: Распростёрлись в дымке синей
Величавые края,
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня поговорим? (о Родине, России)
Правильно. Наша страна называется… (Россия)
Воспитатель: Как называемся мы, люди, живущие в России?
Дети: Россияне.
1-ый ребёнок: Старый двор, берёзки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это все страна моя Россия,
Милый образ Родины моей.
2-ой ребёнок: Васильки, как глазки голубые,
Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы.
И пшеницы косы золотые
Заплетают осенью в снопы.
3-ый ребёнок: А зимой сверкает и искрится
Снег, как подвенечная фата.
И ни с чем на свете не сравнится
Белоствольных рощиц красота
Воспитатель: Какими прекрасными словами выразили любовь к Родине поэты в своих стихах.
Воспитатель: Давайте посмотрим на глобусе, как выглядит наша страна, скажите мне, что обозначено на глобусе зелёным цветом, голубым, коричневым, жёлтым, белым? Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно - леса, реки, горы, пустыни, ледники. Посмотрите, какая огромная наша страна.
Россия большая, красивая и богатая страна. Через всю страну протекает много рек, есть много лесов, в которых много разных зверей, растёт много грибов и ягод. А почему у нашей страны такое название?
Ребёнок читает стихотворение.
За ясные зори, умытые росами.
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем.
Тебя по-славянски назвали - Россия!
Воспитатель: Мы - граждане России, россияне - любим и гордимся своей страной. Россия - это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?
Ребёнок: Герб, флаг, гимн - символы нашей страны России.
Воспитатель: Совершенно верно. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине. Государственный флаг - один из важнейших атрибутов государства. Российский флаг - символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости. Ребята, а вы хотели бы узнать, как появился флаг?
Воспитатель: В давние, давние времена, когда на свете не было ваших бабушек и прабабушек, жизнь наших предков была очень неспокойна. Часто приходилось жителям городов и деревень объединяться и защищаться от врагов. В случае опасности воин брал палку. На конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал её. Далеко был виден этот знак, со всех сторон к воину стягивался народ. Палку с пучком травы так и назвали стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Нужно было быть очень внимательным, чтобы отличить свой стяг от чужого. Потом придумали вместо пучка, привязывать ткань, кусок материи развевался на ветру и его лучше было видно. Так появился флаг.
Воспитатель: Сколько цветов имеет флаг?
Дети: Флаг имеет три цвета: белый, синий, красный.
Воспитатель: А что обозначает на флаге полоска белого цвета?
Дети: Белая полоска напоминает о белоствольных берёзах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами. О летних облачках, о белых ромашках на бескрайних полях.
Воспитатель: Белый свет говорит о том, что наша страна миролюбивая и ни на кого не нападает. А синяя полоса, на что она похожа?
Дети: Синяя полоса похожа на синее небо. Синие реки и моря.
Воспитатель: Обозначает синяя полоса на флаге верность, народ любит свою страну, защищает её и предан ей.
А красный цвет на флаге, что обозначает?
Дети: Красная полоса пхожа на рассвет и закат.
Воспитатель: Красный цвет на Руси всегда считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости. Это цвет силы, цвет крови людей пролитой за Родину.
Воспитатель: А кто расскажет стихотворение о флаге?
Ребёнок: Белый цвет - берёзка,
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
Воспитатель: Очень важно не перепутать порядок полос флага. Вверху какая?
Дети: Полоса белого цвета.
Воспитатель: В середине?
Дети: Полоса синего цвета.
Воспитатель: Внизу?
Дети: Полоса красного цвета.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Российский флаг». Внимательно слушайте, двигайтесь так, как подскажет вам музыка. И с окончанием музыки постройтесь в три шеренги по порядку цветов Российского флага. Возьмите по одной ленточке.
Игра «Российский флаг». Дети двигаются по залу в соответствии с музыкой: марш - шагают, вальс - кружатся. По окончании музыки выстраиваются в три шеренги по порядку цветов Российского флага - белый, синий, красный. Машут ленточками над головой.
Воспитатель: Молодцы, не перепутали порядок цветов. Положите ленточки и подойдите ко мне.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где можно встретить государственный флаг России? (Ответы детей).
Государственный флаг России поднят на зданиях органов власти нашей страны. Флаг России на домах вывешивают в дни государственных праздников.
Государственный флаг России можно увидеть на парадах. Российский флаг развевается на мачтах российских кораблей. На самолётах и космических кораблях рисуют трёхцветное изображение флага. Во все времена отношения граждан к флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.
Воспитатель: Есть у России ещё один важный государственный символ - герб. Герб - отличительный знак, официальная эмблема государства. А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны?
Дети: На гербе России изображён двуглавый орёл. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона.
Воспитатель: Правильно! Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом. А где мы часто встречаем герб? (Ответы детей).
Воспитатель: Герб изображён на важных документах, а отдельные его элементы на монетах. Изображение герба можно увидеть на печатях, на денежных знаках. На почтовых марках, открытках, значках тоже есть изображение герба. Изображение герба можно встретить на правительственных наградах.
Молодцы! А сейчас подойдите к магнитной доске. Посмотрите на изображение гербов разных стран и найдите среди них герб России.
Игра «Найди среди гербов разных стран герб России».
(Детям предлагаются карточки с изображением гербов Австрии, Германии, Объединённых Арабских Эмиратов, Польши, России. Они должны выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на гербах этих стран изображены орлы.)
Воспитатель: А почему ты выбрал этот герб?
Дети: Потому что на нём изображён двуглавый орёл и Святой Георгий Победоносец.
Воспитатель: Дима правильно выбрал герб? Почему ты так думаешь?
Дети: Потому что двуглавый орёл является символом России.
Воспитатель: Герб, какого государства выбрал Дима?
Дети: Дима выбрал герб России.
Воспитатель: Молодцы. (Воспитатель с указкой в руках показывает детали герба и комментирует.)
Воспитатель: Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон - символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Динамическая игра «Герб России». Герб страны - орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)
Держит скипетр, державу, (поочерёдно сжать в кулак правую и левую руку)
Он Россию сохранил. (нарисовать руками круг)
На груди орла - щит красный, (приложить руки к груди)
Дорог всем: тебе и мне. (наклон головы вправо-влево)
Скачет юноша прекрасный (шаг на месте, с высоким подниманием ноги)
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, (плавные покачивания рук вправо-влево)
И копьё в руке блестит. (сжать руки в кулак)
Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс)
Злой дракон у ног лежит. (показать руками)
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. (поднять руки вверх)
Воспитатель: Когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то на границе нашей страны видят государственный герб, его помещают на пограничных столбах. Видя наш флаг и герб, сразу понимают, что попали в Россию.
Воспитатель: Есть у каждой страны особенная, главная песня. Какая?
Дети: Гимн - это главная песня нашей страны.
Воспитатель: Гимн страны - это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. А кто знает, какие знаки внимания оказывают присутствующие во время исполнения гимна?
Дети: Когда звучит гимн, все присутствующие встают, нельзя разговаривать, военные отдают честь или салютуют оружием.
Воспитатель: Правильно, ребята, таким образом, граждане проявляют уважение к гимну, к своей стране. Гимн слушают стоя, спокойно, внимательно, можно подпевать.
А когда звучит гимн?
Дети: Гимн звучит в торжественных случаях, во время соревнований, в честь победителей.
Воспитатель: Давайте послушаем гимн России.
Прослушивание гимна России.
Воспитатель: Правда, красивая музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.
А что такое Родина? Как вы думаете?
Дети: Родиной называют то место, где мы живём, где наша семья.
Ребёнок читает стихотворение: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Воспитатель: Правильно, слово Родина знает каждый. Родина - это место, где мы родились, где мы живём с нашими родителями, со своими друзьями. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.
Родина любимая, что мать родная.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Жить - Родине служить.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Воспитатель: Чему же учат эти пословицы?
Дети: Пословицы учат нас доброте, любви к Родине, умению её защищать от врагов.
Воспитатель: Прочтите стихотворение о Родине.
Великую землю, любимую землю.
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Передай сердечко и сложи словечко».
Дети передают по кругу сердечко и говорят, какая наша Родина. (Милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая.)
Воспитатель: Вот сколько красивых слов можно сказать о нашей Родине. Как вы думаете, какое дерево можно считать символом России?
Дети: Берёзу.
Воспитатель: Верно, а за что русские люди любят это дерево?
Дети: За красоту, берёзовый сок, дающий бодрость и силу, бересту, давшую письменность, берёзовые почки и веники, сохраняющие здоровье.
Воспитатель: Берёза - это краса и гордость России.
Деревьев разных не сочтёшь,
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Берёзки краше нашей?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сконструировать из бумаги берёзку, выполнив на основе конуса - ствол, а веточки - способом витой спирали.
Конструирование «Русская берёза». Дети склеивают конус, закрученные зелёные полоски приклеивают к стволу. Способом обрывания наклеивают чёрные пятна на ствол.
III. Итог.
Воспитатель: Дети, запомните, люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. Любите свою Родину, берегите каждый кустик, дерево, травку. Защищайте и сохраняйте её богатства. Россияне - народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Посмотрите друг на друга и скажите: «Если дружба велика - будет Родина крепка!».

Мини-музей в детском саду

Мини-музей - эффективная форма наглядной демонстрации предметов для патриотического воспитания. В качестве экспонатов небольшого музея подойдут самые разные вещи. Это зависит от темы, выбранной для патриотического воспитания. Это могут быть предметы старинного быта и местных народных промыслов, личные вещи ветеранов войны, образец гербария растений данной местности или красивые образцы минералов. Спектр возможностей здесь очень широк. Есть лишь несколько условий, которым должна соответствовать эта небольшая выставка:

  • все предметы должны быть безопасны для детей, а также иметь компактную форму и не занимать много места;
  • нежелательно использовать вещи значительной материальной или исторической ценности, предметы, обладающие повышенной хрупкостью;
  • экспозиция должна быть наглядной, иметь подписи и быть защищённой от использования предметов не по назначению (например, дети взяли и унесли старинные монетки для игры в магазин, попытались их проглотить и так далее).

Обязательно назначьте ответственными за музей тех детей, которые с удовольствием рассказывают гостям (новичкам, родителям детей и посетителям ДОУ) о музейных экспонатах. Почётная роль хранителя музея, игра в экскурсию и проведение настоящих экскурсий для родителей сами по себе способны послужить хорошей формой усвоения информации детьми, эмоционально раскрасить и сделать значимым существование мини-музея, обновление его коллекции и заботу детей о нём.

Видео: пример подборки военно-патриотических материалов в детском саду №1402

https://youtube.com/watch?v=0G0knrzpz1w Video can’t be loaded: Военно-патриотическое воспитание в детском саду. (https://youtube.com/watch?v=0G0knrzpz1w)

Стенд, папка-передвижка, буклет, плакат по патриотическому воспитанию

Ваш мини-музей, утренник или любое занятие, посвящённое патриотическому воспитанию, всегда будут выигрывать при ярком и наглядном оформлении.

Оформите папку-передвижку, буклет или плакат не фотографиями из интернета, а копиями фотографий, принесённых детьми из семейных альбомов, важными и значимыми для них снимками. Прадедушка в военной форме, памятник в родном городе мамы, военный корабль, на котором служил на флоте отец лучшего друга - эти примеры произведут на детей более сильное впечатление, чем отвлечённые примеры из жизни неизвестных им людей.

Пусть эти фотографии не настолько чёткие, как отретушированные и обработанные глянцевые изображения. Произведённый ими эффект будет очень значительным при правильной подаче и при возможности провести линию от поколения к поколению в семьях ваших воспитанников.

В оформлении наглядных пособий можно использовать также национальный декоративный элемент, рисунки и фактуру на ткани, предметы народных промыслов. Вовлекайте детей в эту деятельность. В рамках подготовительной работы они могут выполнить аппликации на цветной бумаге или ткани, сделать рисунки или вылепить макет достопримечательности.

Помните, что идеальны не плоские стенды, а стенды с объёмными предметами, с тем, что можно повертеть, взять в руки, рассмотреть с разных ракурсов. В дело пойдёт всё - предметы одежды и оловянные солдатики, игрушки и модели техники. Позвольте детям внести свои идеи и предложения, проявить живое участие в создании наглядных пособий.

Фотогалерея: патриотические плакаты в детском саду

Патриотические плакаты могут быть посвящены историческим событиям родного города Дети могут оформлять плакат всей группой Плакаты получаются интереснее, если в работе использовать копии архивных материалов семей воспитанников

Поделка своими руками

В качестве примера поделки на патриотическую тему приведём небольшой мастер-класс, автором которого является педагог Вера Бомбурова. В качестве целей занятия автор выделяет:

  • знакомство ребёнка с техникой изготовления аппликации из салфеток;
  • развитие мелкой моторики;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, патриотизма и любви к Родине.

Для изготовления объёмной аппликации из салфеток на патриотическую тему нам потребуются:

  • распечатанный на бумаге формата А4 или А3 контур двуглавого орла;
  • разноцветные бумажные салфетки (жёлтые, белые, красные, синие);
  • клей ПВА;
  • кисти для клея;
  • ножницы;
  • ватман формата А2;
  • гуашь;
  • молдинги для изготовления рамки.

В фотогалерее можно наглядно увидеть процесс создания работы.

Фотогалерея: этапы создания объёмной аппликации «Двуглавый орёл»

Распечатанный контур орла наклеиваем на лист или на половину ватмата Разноцветные бумажные салфетки нарезаем на небольшие квадратики Формируем из нарезанных фигур небольшие бутончики, защипывая за центр квадратика Работу по формированию аппликации можно вести в группе до 8 человек С помощью кисточки и клея ПВА прикрепляем бутончики к основному изображению Центр композиции дети решили раскрасить красками, а не заклеивать салфетками В создании объёмной аппликации могут участвовать как дети, так и взрослые После того, как все бутончики из салфеток будут приклеены, можно прикреплять молдинги для финальной отделки картины Готовая картина может украсить стены детского сада

Стихи и потешки

Разучивание стихов и потешек на патриотическую тему принципиально не отличается по используемым методам от разучивания стихов вообще, но имеет один небольшой нюанс. В патриотических произведениях чаще, чем в обычных стихах, могут попадаться ещё не вполне понятные ребёнку слова и понятия, и растёт вероятность возникновения ошибок. Поэтому перед разучиванием рекомендуется обязательно повторить с детьми беседу по теме стихов, проговорить непонятные слова, произнести их по слогам и добиться полного понимания слова и понятия, скрытого за ним.

Отдельно стоит поработать и с выражением при чтении. Чтение на патриотическую тему должно отражать чувство гордости и любви, связанное со стихотворением. Продемонстрируйте детям чёткость и точность стихов об армии, торжественность стихов о победе и национальных символах, включая не только голосовые особенности чтения, но и осанку, положение тела.

Видео: воспитанники ДОУ «Солнышко» рассказывают стихи о России

https://youtube.com/watch?v=gOr_k3uoIYE Video can’t be loaded: Дети рассказывают стихи о России (https://youtube.com/watch?v=gOr_k3uoIYE)

Патриотическое воспитание через экологию

При раскрытии понятия патриотизм обязательно уделите внимание пояснению того факта, что патриот не просто любит и уважает свою малую или большую Родину, но является её активным защитником.

Невозможно отделить защиту родной земли от заботы о природе. Образы любимой Родины, как правило, имеют природный характер: великие реки, привольные степи, могучие леса, высокие горы, обильные сады и богатые пашни. Здесь возможен совершенно естественный переход на экологические ценности и также совершенно справедливо обратное. Через понятное детям утверждение «мы хотим, чтобы на нашей лужайке и в нашем сквере всегда было красиво и чисто» возможно сделать обобщающее суждение о всей улице, городе, крае и стране.

Наличие в ДОУ своей игровой площадки с деревьями и растениями, сквера или садика, живого уголка или комнатных растений позволяет ввести элементы экологического воспитания в практическую деятельность детей. Примеры с уборкой игрушек в игровой комнате, помощью старшим в уборке по дому, при работе в саду или огороде могут быть перенесены на примеры помощи природе, борьбы с её загрязнением и уничтожением. Дети привлекаются к посильной и безопасно организованной работе по уходу за уличными и комнатными декоративными растениями.

Желательна демонстрация природоохранных образовательных фильмов, мультфильмов, проведение небольших увлекательных экскурсий на природу, выступление перед детьми сотрудников природоохранных организаций данной местности или экологических волонтёров.

Многие современные мультфильмы затрагивают проблемы экологии, например, «Валл-и»

Вся полученная информация, а также опыт участия в подготовительной работе по уходу за комнатными растениями или живыми питомцами должны сформировать в детях понимание личной ответственности за сохранение природных богатств, а также глубокой взаимосвязи и хрупкости природных процессов, необходимости их защиты.

Видео: конкурс на лучший уголок природы в детском саду №80

Как разработать проект по патриотическому воспитанию в ДОУ

Особенностью любого длительного проекта по патриотическому воспитанию является его системность и глубокая интеграция с различными образовательными областями. Вы выбираете сквозную (основную) тему и проводите её по всему полугодию или году, совмещая и объединяя её с плановыми темами занятий в группе.

При выборе темы необходимо провести анализ и постараться учесть целый ряд факторов:

  • Особенности коллектива родителей вашей группы (например, преобладают военные, инженеры, работники крупного местного предприятия). Это позволит вам лучше подобрать тему, понять, какую помощь родители смогут оказать вам при организации музея или экскурсий. В качестве успешного варианта можно назвать проект патриотического воспитания на примере истории завода им. Кирова (с организацией музея и экскурсией работниками завода).
  • Своеобразие вашего населённого пункта, основных вех в его истории, специфику местных достопримечательностей, составляющих особую гордость, а также незаслуженно забытых и малоизвестных. Так, расположение базы ВМФ в городе Севастополе диктует военно-морскую патриотическую тематику. Город Жуковск имеет множество авиационных предприятий, что определяет авиационную и военно-космическую направленность местного патриотизма. Город Екатеринбург задаёт тему отечественного производства, природных минеральных богатств, промышленности и рабочего мастерства. При этом вы можете как следовать общепринятым представлениям о городе, так и наоборот, найти малоизвестную тему, неожиданный взгляд или нешаблонный подход к достопримечательностям, которые будете использовать в качестве объектов патриотизма.
  • Национальный состав населённого пункта и группы детей, представленность разных наций и народов России или, наоборот, ярко выраженную этническую однородность состава группы. Затруднительно будет проводить конкурс национального костюма при однородности группы, равно как и неуважительным будет акцент только на русской тематике патриотизма при группе с представителями множества разных народов.
  • Учитывайте календарь, праздники и памятные даты, как общефедеральные, так и местного значения. К примеру, вам пришла в голову идея отметить 200-летие знаменитого романовского полушубка, но по этому поводу будет и общегородской конкурс рисунков и стихов. Дети вашей группы смогут заблаговременно подготовиться и принять участие в празднике.

Видео: проект по патриотическому воспитанию МБ ДОУ Детский сад №40 «Мой посёлок Карагайлинский»

https://youtube.com/watch?v=GJMR0JcZ3Yw Video can’t be loaded: Проект по патриотическому воспитанию (https://youtube.com/watch?v=GJMR0JcZ3Yw)

Что включает отчёт о патриотическом воспитании

Важной составляющей любой образовательной работы является подведение итогов и анализ деятельности. При создании отчёта о патриотическом воспитании старайтесь соблюдать следующие рекомендации:

  1. Раскройте основную направленность вашего проекта патриотического воспитания, патриотического месячника и так далее.
  2. Перечислите все темы образовательных патриотических занятий в ходе режимных моментов: всех бесед, заучиваемых стихов, рисунков, песен и так далее.
  3. Отдельно опишите темы организованной образовательной деятельности: по ручному труду, по художественному творчеству, по музыке, по художественной литературе.
  4. Опишите темы культурно-досуговой деятельности, презентаций, музыкально-спортивных праздников.
  5. Охарактеризуйте взаимодействие с семьями воспитанников.
  6. Опишите взаимодействие с коллегами-педагогами и сторонними организациями.
  7. Обязательно используйте фотоотчёт, особенно по масштабным мероприятиям.

Создано множество успешных разработок конспектов по патриотическому воспитанию, богат опыт проведения занятий и мероприятий для детей, но всегда стоит помнить, что воспитатель в своей деятельности сталкивается с живыми людьми и некоторые ситуации предугадать невозможно. В таких случаях важно сохранять способность творчески подходить к решению возникающих задач и уметь использовать сложившиеся обстоятельства с максимальной выгодой для обучения детей.

Конспект занятия

по патриотическому воспитанию

старший дошкольный возраст

Тема: «Россия - Родина наша»

(итоговое занятие)

Тимонина Ольга Викторовна

МБДОУ "Детский сад" № 56 "Медвежонок" г.Брянск

Воспитатель

Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;

Познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;

Продолжать знакомить детей с Брянской областью; дать представление о том, что Брянск является главным городом области;

Продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;

Закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);

Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;

Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;

Продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.

Оборудование: компьютер, проектор.

Словарная работа: существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг; прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная; глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций по заданной теме;

Чтение художественной литературы о родной стране;

Рассматривание семейных фотографий;

Беседы по темам: «Моя Родина», «Моя семья», «Мой любимый город», «Достопримечательности нашего города», «Я русский Человек»;

Ход занятия:

Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на сколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Вы готовы отправиться в путь и проверить свои знания? (слайд 1.)

Итак, вперед…начинаем наше путешествие по России.

Отправимся мы путешествовать на самолете. (слайд 2).

Чтоб попасть куда хотели
И не тратить зря недели,
Сели мы на самолет
И отправились в полет.

Вот мы прилетели на первую станцию, которая называется:

Станция №1 «Адрес моей страны».

Мы живем в огромной прекрасной стране. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия)

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Посмотрите, какую территорию на карте занимает наша страна (слайд карты 3.)

Озер, морей и рек?

Где ещё вы видели изображение территории России? (на глобусе).

Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он - Кто знает (Евразия)?

Наша стана называется? (Россия).

Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (россияне)

У всех стран есть главные города.

Как называется самый главный город нашей страны? (слайд 4).

Москва - столица нашей Родины.

Столица - это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны.

Наша столица - самый большой город России.

Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент).

А кто знает, как зовут нашего президента?

И снова мы отправляемся в путь, но уже не на самолете, а на поезде. (слайд 5)

Поезд наш по рельсам мчится.
Дружно смотрим мы в окно,
Поезд наш остановился
Вышли все мы из него.

И оказались на станции, которая называется:

Станция №2 «Знаки и символы».

Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн). (слайд 6).

Что это звучит, ребята?

Что такое государственный гимн? (главная песня страны).

Когда она исполняется?(в особо торжественных случаях)(слайд 7).

Как её слушают? (слушать её надо стоя, проявляя уважение).

Обратите внимание на слайд:(слайд 8).

Кто знает, что на них изображено? (гербы).

А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран.

Под какой цифрой он изображён?

Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).

Это гербы разных стран.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он - России дух свободный. (слайд 9).

Как вы думаете, что зашифровано в символах нашего герба?.

Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:

Орел - царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет - это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла - царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону … Итак, герб России представляет собой темно - красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также, как и герб, отличает нас от других стран.

Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг).

Ребята, здесь все флаги перепутались (слайд 10)

Я предлагаю вам выбрать среди разных флагов российский флаг.

Как выглядит флаг нашей страны?

Под каким номером он стоит?

С чем мы сравниваем эти цвета нашего флага? (ответы детей).

стихотворение «Флаг России»:

Белый цвет-березка,

Синий - неба цвет.

Красная полоска -

Солнечный рассвет.(слайд 11)

Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников).

А теперь мы немножко отдохнем.

Мы немножко отдохнули, набрались сил и теперь снова отправляемся в путь. Мы свами останавливались на двух станция и ехали на разном транспорте, продолжим наше путешествие и поедем теперь на машине. (слайд 12)

Машина наша просто класс!
Садимся мы в неё сейчас.
И будем мы кататься,
Друг другу улыбаться.

Вот мы и приехали, а станция наша называется:

Станция №4 «Народные промыслы».

Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей.

Так появилось что? (русские народные промыслы.)

А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Для этого мы отгадаете мои загадки.

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная,

И чуть-чуть пузатая.

Подожди минуточку

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

Филимоновская я!(слайд 13)

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор. (дымковская) (слайд 14)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница. (матрешка) (слайд 15)

Снежно - белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно, с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель.) (слайд 16)

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют …..Хохломой. (слайд 17)

Чудо - роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца -

Чудо-роспись ……Городца!(18)

Какие вы все молодцы, все загадки отгадали.а теперь мы немножко подвигаемся и продолжим наше путешествие.

Я предлагаю вам сделать физкультминутку по вашему выбору.

Физкультминутка по выбору детей.

Мы немножко отдохнули, набрались сил и теперь снова отправляемся в путь. А продолжим мы наше путешествие на корабле. (Слайд 19)

Мы по трапу поднялись
На большой корабль.
Он повел нас по волнам
К новым, дальним берегам.

Вот мы и приплыли на следующую станцию, а называется она:

Ребята, а я не знаю как называется наша станция, может вы мне подскажите?

Станция№5 «Мой город»

Посмотрите на фотографии…вы узнаете этот город? (Брянск) (слайд 20)

Как же тогда называется наша станция? (Мой город).

Ребята а вы знаете, что у наш город является главным городом нашей области и у него, как и у всех городов, тоже есть свои символы: флаг, герб и гимн? (слайд 21). Есть у нас и гимн области.

Кто-нибудь знает его название?

Давайте мы его немножко послушаем.

(прослушивание).

Скажите, как выглядит герб города Брянска?

Давайте рассмотрим герб нашего Города. Ребята рассматривают герб города, выясняют его особенность.

Верхняя часть щита — красное поле (символ храбрости, мужества, неустрашимости). Нижняя часть щита — зеленое поле (символ надежды, радости, изобилия), на котором располагается золотая мортира (символ богатства, справедливости, великодушия) с положенными по обеим её сторонам пирамидами бомб (левая пирамида из шести больших бомб, правая — из десяти малых бомб; левая пирамида бомб изображается чуть выше мортиры, правая — на уровне лафета), покрытых чернью (символ печали, благоразумия, смирения).

А как вы думаете, чей герб и флаг изображены рядом с гербом города Брянска? (Брянской области)

Чем богата и знаменита наша область? (лесами).

Герб Брянской области: В верхней части щита расположено стилизованное изображение золотой ели с трехъярусной кроной как хорошо узнаваемый - символ Брянского леса.

Наша область занимает определенное место на карте России, давайте посмотрим карту нашей области. (слайд 22).

Что обозначено точками на карте? (города).

Как узнать, где главный город, если мы не умеем читать? (большая точка)

Какие еще города есть в Брянской области? Кто знает?

Ребята, что вы можете рассказать про свой город? (город партизанской славы).

Назовите самые любимые места в городе, которые вы посещали вместе с родителями. (рассказы детей).

При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии.(слайд 23).

Какие вы все молодцы, но, к сожалению, наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться назад, в наш детский сад, а повезет нас туда замечательный автобус.(слайд 24)

Автобус везёт ребятишек в детский сад.
И каждый ребёнок тому очень рад.
Автобусы в городе очень нужны,
Для всех пассажиров они все важны.

Станция №6 «Финишная»

Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами приехали на станцию финишную.(слайд 25).

Вам понравилось наше путешествие?

На каких станциях мы побывали?

О чем мы говорили на первой станции?

Кто мне скажет, по чем мы путешествовали? (по России).

О чем мы свами беседовали на второй станции?

Что мы узнали на третьей станции?

Что вы запомнили?

Молодцы!

Что такое Россия?

Викторина.

1. На каком материке мы живем?

2. Как называется страна, в которой мы с вами живем?

3. Как называет людей, которые живут в России?

4. Кто управляет нашей страной?

5. Назовите столицу нашего государства?

6. Зачем стране нужен флаг?

7. Какие цвета присутствуют на Российском флаге?

8. Что изображено на российском гербе?

9. Что такое гимн?

10. Какие народные промыслы вы знаете?

11. Как называется наш город?

12. Назовите достопримечательности нашего города?

7. Какие города Брянской области вы знаете?

12. Объясни пословицу «Всякому мила своя сторона», «Родная сторона мать, а чужая-мачеха».

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Салаватская коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Конспект открытого внеклассного занятия

«Россия - Родина моя!»

Подготовила:

воспитатель 5 класса

Тым Э.Р.

г. Салават, 16.02. 2017г.

Внеклассное занятие по патриотическому воспитанию

"Россия - Родина моя"
Цель: Воспитание любви к своему Отечеству, Родине.

Задачи:

Формировать у детей чувство гордости за свою Родину.

Пробудить интерес и желание, как можно больше знать о Родине, познакомить с гербом, флагом и гимном России.
Развивать у детей чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.

Способствовать восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине, патриотизма, гражданственности).

Развивать мышление, память, речь, познавательный интерес к истории своей страны.

Воспитывать доброту, отзывчивость.

Форма работы : индивидуальная, групповая.

Используемые технологии: игровые технологии, ИКТ.

Методы работы : метод диалога, наглядный, практический, поисковый.

Материалы и оборудование : Компьютер, презентация , карта России, презентации, стихи, иллюстрации России, формат А3, клей пва, кисточки, ножницы, картон, фломастеры, влажные салфетки.

Словарь: гимн, президент, Родина, малая Родина, патриотизм.

Предварительная работа: целевые прогулки по улицам города, беседы о названиях улиц, о городском транспорте , экскурсии по местам воинской славы, посещение краеведческого музея, совместный макет, рисунки детей.

Ход занятия.

1.Организационный момент : Дети проходят за парты.

2.Вводная часть : Проигрывается видеоклип «Мир»

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята!

Добрый день, дорогие гости! Я рада Вас приветствовать на нашем занятии!

Ребята, вы просмотрели видеоклип «Мир»

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, беседовать? (Ответы детей)

А тема занятия звучит так: «Россия - Родина моя!»

Что такое для вас Родина? (Ответы детей.)

Воспитатель: Родина - это дом, в котором мы живём. Это место, где ты родился и вырос.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придаёт силы.

А сейчас я предлагаю вам выразить своё понимание что такое Родина, написав на лепестках слово которое, по Вашему мнению, будет близко к понятию Родина. Теперь из этих лепестков мы оформим цветок. (Дом, любовь, товарищи, традиции, культура, родная речь, вера, доброта, поддержка, помощь, обычаи, родные.)

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть земля, на которой он живёт, мама, которая дала ему жизнь. Человеку нужны хлеб, одежда, дом. Без всего этого жить ему просто невозможно, но среди самого необходимого есть у человека Родина. Так что же такое Родина? А как называется наша Родина, ребята? В какой мы с Вами стране проживаем? Дети : Россия!
Воспитатель : Правильно, у нашей страны удивительно красивое имя -Россия!
Давайте все вместе повторим его Россия!
Свою Родину мы ласково ещё называем Матушкой. Родина - это дом, в котором мы живём, это место, в котором мы родились и выросли. Много разных народов живут в нашей стране и все они стремятся жить в дружбе, они хотят сделать жизнь счастливой для каждого. Мы все хотим, чтобы наша Родина-Матушка была сильная и красивая. А люди каких национальностей проживают в нашей необъятной России? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, какая большая и дружная у нас с Вами страна.

Воспитатель: а сейчас Александр, Реналь, Амир расскажут стихотворения о Родине

Дети читают стихи:

Александр: Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём.
И берёзки вдоль которых рядом с мамой мы идём.
Реналь: Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском.
Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.
Александр: Что мы Родиной зовём? Всё что в сердце бережём.
И под небом синим, синим флаг Российский под кремлём!
Реналь: Что такое Родина? Маму я спросила. Улыбнулась мама, повела рукой.
Это наша Родина -милая Россия, нет другой на свете Родины такой!
Реналь: В сердце ты у каждого, Родина - Россия, белые берёзки,
колос налитой. Нет тебя привольней, нет тебя красивей.
Нет другой на свете Родины такой.
Воспитатель : Какие красивые стихи, спасибо ребята, присаживайтесь.

Воспитатель : Давайте с вами взглянем на экран и посмотрим на карту России. Посмотрите, какая большая наша страна! Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия! Она расположена в двух частях света: В Европе и Азии; омывается тремя океанами: Северно-Ледовитым, Тихим и Атлантическим океаном.
Когда на одном краю наступает ночь, то на другом уже давно утро. Если на севере реки скованы льдом и земля покрыта снегом, то на юге цветут сады, на полях сеют пшеницу и кукурузу.
Наша Родина такая большая, что если мы захотим поехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день, если пройти пешком, то придётся путешествовать не меньше года.

Воспитатель : Предлагаю вам прочитать пословицы о Родине.
Дети читают пословицы:
1. Нет в мире краше Родины нашей.
2. Человек без Родины, что соловей без песни.
3. Береги землю родную, как мать любимую.
4. Тот герой, кто за Родину горой.
5. Одна у человека мать, и одна у него Родина.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, в нашей стране более тысячи городов. А какие города вы знаете? А какие реки? Реналь подойди к экрану, покажи нам, реку которую ты бы хотел увидеть на карте.
Ответы детей.
Воспитатель: В каждой стране есть главный город- столица. Как называется главный город России?
Дети: Москва. Дмитрий, а ты сможешь показать нам Москву на карте? Воспитатель: Москва - столица нашей Родины, это один из самых красивых городов страны. Она отличается от других городов тем, что там работает Российское правительство, президент. Он руководит жизнью страны. Как зовут президента России?
Дети: В. В. Путин.
Физкультминутка.
Мы учили песенку
А в песенке слова (дети маршируют)

Здравствуй наша Родина
Город наш Москва (руки поднимают вверх)

Что за площадь есть в Москве
Там где башня Спасская (руки разводят в стороны)

Эту площадь знают все
Эта площадь Красная (руки вперёд) .

Воспитатель: Ребята, у каждой страны есть три отличительных символа (знака). Вы уже догадались о чём я говорю? (Ответы детей )

К ним относятся Герб, флаг и Гимн. Жители разных стран гордятся символами своего государства, и относятся ним уважительно.
(Показ слайдов) Герб России.
Посмотрите ребята, это герб России. На нём изображён двуглавый орёл.
Орёл -символ солнца и небесной силы бессмертия. Двуглавый орёл держит в своих лапах державу и скипетр. Скипетр - это символ царской власти. В другой лапе у орла держава- это значит могущество, страна в которой правит царь. Внутри герба, на груди Орла, расположен герб Москвы - всадник на коне - это не просто воин, это Георгий Победоносец. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона.
Герб - это эмблема государства.
Он изображается на всех печатях, денежных знаках: Бумажных и металлических. На паспортах и документах.
Показ слайдов паспорта, денежных знаков.
Слайд флага России.
Посмотрите на флаг, на нём три горизонтальные полосы: Белая, синяя и красная. Что же означает белый, синий и красный цвет? А где же мы можем увидеть флаг России?

Дети: ответы детей. А где же мы можем увидеть флаг России?

Воспитатель : Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий -верность и правду, красный - отвагу и любовь.
Ребята, вы должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.

Воспитатель: Символом России является -Гимн.
Гимн России -это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях, а так же во время спортивных соревнований, при награждении наших спортсменов медалями за победу.
Слушают Гимн всегда стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают.

Давайте и мы с вами встанем и послушаем песню нашего Государства- Гимн России.
Слушают часть гимна России.
Воспитатель : Как вы думаете, какая по характеру музыка?
Дети : Торжественная, Величавая
Воспитатель: Наша страна называется Россия. Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Их называют Россияне.
Воспитатель: Почему гимн слушаем стоя?
Ответы детей.
Где и когда звучит гимн России?
Дети : ответы детей.
Воспитатель : Ребята, подскажите, что это такое патриотизм? (Ответы детей )

Воспитатель : Патриотизм (от греческого ра tris — родина, отечество) — это лю-бовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре. Каждый человек должен глубоко уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гор-дость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Воспитатель : Будущее нашей России во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будите любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула искорка, маленькое, маленькое солнышко, оно не обжигает. а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, что вы иногда ссоритесь, но когда только в чьих-то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки и добро растопит злость без следа!

Воспитатель: Ребята я Вам предлагаю творческое задание, при помощи эмблем, рисунков, иллюстраций, картинок, фломастеров, показать на плакате что такое Родина? Выразить свою любовь к Родине, через свою фантазию на приготовленных мною плакатах.

Воспитатель: Ну что же разделитесь на две команды. Каждый из вас должен вложить частичку тепла, и любви в данном задании. Приступайте.

Воспитатель: Ребята. Не забудьте о правилах поведения с колющими и острыми предметами.

Воспитатель : Какие прекрасные плакаты у Вас получились. Молодцы!

Воспитатель: Я Вам предлагаю свои полученные эмоции показать в виде смайликов, и подойти к доске и прикрепить определённый смайлик.

Рефлексия : Ребята, что нового вы сегодня узнали, может что- то вспомнили, что Вам понравилось больше всего на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо, ребята за интересное занятие, с Вами было интересно работать. Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика - будет Родина крепка!” Спасибо за внимание!

Шапошникова Наталия Геннадьевна, воспитатель ОСР

Беседа «Родина начинается с меня»

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей родине

Задачи:
Формирование у детей образа родной страны;
Воспитание любви к Родине;
Развитие у учащихся коммуникативных навыков;
Сплочение детского коллектива.

Оборудование:

Аудиозапись, карточки с родословным деревом, карандаши.

Ход занятия

Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского).

Воспитатель:
Ребята, поговорим мы сегодня на очень серьезную и интересную тему – тему Родины. Как вы понимаете слово «Родина»? (Ответы детей).

Воспитатель:
Правильно. Это место, где человек родился, где живет его семья, это родной город, страна, в которой мы живем.

(Чтение стихотворения З.Н. Александровой «Родина». 4 человека)

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Воспитатель:
Для каждого человека Родина начинается с его родного дома, с семьи.

У вас лежат листы бумаги и карандаши, давайте попробуем нарисовать родовое дерево. О чем оно может нам рассказать?

(Ответы детей)

Воспитатель:
Ребята, давайте попробуем составить рассказ о семье, используя родовое дерево.

(Рассказы детей. 2 человека)

Воспитатель:
Спасибо, молодцы! Ребята, вы сейчас очень хорошо рассказывали о своих семьях. А знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живем?

(Ответы детей)

Воспитатель:
Да, ребята, живем мы с вами в огромной, прекрасной стране – России.

(Звучит стихотворение о России. 1 человек)

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Воспитатель:
В России, как и в любой другой стране, есть главный город – столица. Какой это город?

А как называется наш город?

(Звучит отрывок стихотворения о Нефтеюганске)

… А вот мосты Нефтеюганские,

Я давно уже соскучился по ним,

Раньше были переправы здесь спартанские,

То по льду, а то паромом, между зим….

Воспитатель:

У нашего города есть свой флаг и герб. Давайте рассмотрим.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель:

«Человек с рождения, с первого своего дыхания приобретает родной очаг и родную землю – Отечество, то есть землю своих отцов. Отечество не выбирают и не ищут, оно даётся судьбой. Его, как и родителей, любят не за то, что оно самое лучшее, а за то, что это единственное родное для тебя место на земле; недаром его ещё называют Родиной-матерью. Знать своё Отечество так же естественно, как знать свою семью и свой род. Но познание это длительно. Оно идёт всю жизнь и требует от человека прилежного труда ума и сердца. Не враз, а постепенно складывается у каждого человека дорогой ему образ Родины».

Для одних Родина – это родные места, отчий дом, для других – друзья и детство, для третьих – история и культура, достойные дела ради пользы и славы Отечества.

В заключении хочется сказать «Родина начинается с меня»