Подготовка к детскому саду. Достаточная самостоятельность в быту

Поздравляем! Вашему ребенку дали путевку в сад, для него откроется новый мир со всеми его красками. Однако большинство родителей испытывает очень смешанные чувства радости и страха, беспокойство о новом этапе в жизни ребенка.

Как подготовить ребенка к садику? Какие чувства испытывает малыш?

Дети также могут быть грустными, тревожными, возбужденными, и им так же страшно, как и вам. Только вы можете помочь своему ребенку сделать плавный переход в измененный ритм жизни.

Детский сад - это хорошо

Перед тем как идти в детский сад, подготовьте ребенка психологически, говорите в позитивном ключе о саде. Расскажите, как вы в таком же возрасте пошли в сад, и вам там очень нравилось, что вы обрели много друзей и многое узнали в этом учреждении. Дети, как правило, любят слушать рассказы о детстве своих родителей. Подчеркните все самые интересные и захватывающие стороны, с какими будет встречаться малыш.

Не пренебрегайте днем открытых дверей

Когда идет вопрос о том, как адаптировать ребенка к садику, наиболее положительный результат дает совместное посещение сада заранее. Каждый детский сад проводит - это возможность сходить со своим карапузом в сад и познакомить его с воспитателем, а также ознакомить с атмосферой, в которой ему придется находиться большую часть времени. Сходите на детскую площадку, пусть малыш увидит разноцветные качели, горки, песочницу. После всех этих мероприятий будьте уверены: малыш непременно захочет в детский сад.

Обучите ребенка быть самостоятельным

В группе, как правило, деток много, и за всеми сразу воспитатель не может углядеть, всех обслужить. Для этого важно кроху научить необходимым вещам, которые облегчат ему нахождение в детском саду.

Как подготовить ребенка к садику?

Прежде всего, нужно до сада отучить крошку от соски. Это непростая задача, но важная, так как если он пойдет в сад с соской, неизвестно, скольким детям он даст ее пососать. А также приучите малыша спать без соски, иначе в саду он или вовсе спать не будет, либо будет, но беспокойно.

Приучение к горшку

Когда ребенок идет в садик, необходимо приучить его к горшку. Если ребенок будет проситься на горшок, это облегчит задачу как для него, так и для воспитателя, особенно в холодные времена. Таким образом, вы можете защитить его от простудных заболеваний.

Как пользоваться столовыми приборами

Когда вы задумываетесь, как подготовить ребенка к садику, необходимо вспомнить еще об одной важной вещи - обучении малыша есть вилкой и ложкой. Многие дети, пришедшие в сад, не умеют пользоваться столовыми приборами, не могут пить из чашки, так как дома пили либо из бутылочки, либо из поильника. Чтобы ваш малыш не остался голодным в саду, покажите и расскажите, как нужно есть с помощью вилки и ложки, как пользоваться салфетками.

В первый раз в детский сад

Завтра наступает тот долгожданный день, когда малыш отправится в детский сад. Вам нужно позаботиться о том, чтобы ребенок выспался. В 3-4 года детям нужно спать от десяти до двенадцати часов каждую ночь. Вам нужно принять это во внимание, чтобы знать, когда его вечером уложить и когда утром поднять. Также детки утром плохо встают и капризничают, и чтобы не опоздать, нужно будить их раньше. С вечера приготовьте одежду вместе с ребенком, сделайте так, чтобы он выбрал для себя наряд - в таком случае у него поднимется настроение, и он пойдет в сад довольным.

Социальное и эмоциональное развитие продолжается на протяжении всего детства и юности. Навыки, которые имеют важное значение для детского сада, остаются столь же важными в течение остальной жизни вашего малыша: в школе, в карьере и во взрослой жизни. Именно в детсадовском возрасте эти навыки начинают укореняться. Поэтому такой момент, как подготовить ребенка к садику, имеет большое значение и для дальнейшего его пребывания в нем и для последующего развития.

Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад . Ваша семья находится теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на очереди следующий важный этап - адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее - месяца за 3--4 - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду .

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад , зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад . Например: "Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.". Другой вариант: "В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду , а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить".
  2. Когда вы идете мимо детского сада , с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад . И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад .
  3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад . Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.
  4. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду . Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать".
  5. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
  6. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!
  7. Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду . Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.
  8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик.
  9. Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность "подстроиться" под особенности адаптации малыша.
  10. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой.
  11. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
  12. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
  13. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание - никогда не пугайте ребенка детским садом !
  14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.


Рано или поздно каждая мама вынужденно возвращается на работу и отдает малыша в . Чтобы ребенок легче перенес первые недели в незнакомой обстановке, готовить его к переменам необходимо последовательно, начиная за несколько месяцев до первого визита в сад. Используйте наши советы, чтобы научить кроху всему, что нужно для поступления в детсад.

Подготовка к садику через корректировку режима дня

  • Чтобы малютка проще прошел период адаптации, за несколько месяцев до первого визита в садик, зайдите в будущую группу и запишите распорядок дня.
  • Объясните малышу, что в садике все детки живут по определенному графику, которому нужно следовать.
  • Приучите ребенка просыпаться за час или полтора до предполагаемого времени приезда в сад. За это время вы должны успевать всей семьей совершить водные процедуры, позавтракать, собраться и одеться, а также добраться до садика.
  • Следуйте детсадовскому режиму дома, включая не только приемы пищи, но и время занятий, тихий час и прогулки. Чем точнее вы будете следовать распорядку, тем проще кроха адаптируется в новой обстановке.
  • Если ваш отпрыск уже не нуждается в дневном сне, научите его спокойно лежать в кроватке и играть с самим собой в слова или другие лексические, математические игры. Подойдут для самостоятельных развлечений и пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Как подготовить малыша к детсадовскому питанию?

Даже если дома малыш радует вас здоровым аппетитом, в садике он может отказываться от еды или капризничать за столом. Чтобы избежать подобных проблем, нужно заранее подготовить ребенка к детсадовскому рациону. Это не только приучит кроху к незнакомым блюдам, но и подготовит его желудочно-кишечный тракт к непривычной пище.

Изучите меню детского сада, в который планируете отдать ребенка. В противном случае просто ориентируйтесь на здоровое полноценное меню из каш, овощных, молочных, мясных и рыбных блюд. Помните, что в детском садике пищу обычно варят, запекают или тушат, поэтому за несколько месяцев до поступления в сад исключите из рациона крохи жареные блюда и жирные продукты. В рамках подготовки ребенка нужно отучить от небольших перекусов в течение дня. Пусть он привыкает к питанию по стабильному графику.

Если, несмотря на все ваши старания, малыш продолжает капризничать за столом и отказывается от садиковской еды, попросите воспитательницу проявить немного больше терпения. Возможно, за несколько дней или недель ваш кроха вольется в коллектив и будет охотнее кушать то, чем питаются его новые друзья.

Развитие самостоятельности для подготовки ребенка к детскому саду

К тому моменту, когда малютка первый раз окажется в детском саду, он должен обладать определенной самостоятельностью, иначе первые недели и месяцы будут сложными как для него, так и для вас.

Готовый к детсаду малыш должен сам мыть руки с мылом и умываться, пользоваться горшком или хотя бы достаточно ясно сообщать взрослым о своем желании сходить в туалет.

Желательно, чтобы у ребенка установился стабильный режим дефекации, что возможно при установлении стандартного распорядка дня. Пусть малыш справляет большую нужду утром или вечером, в домашних условиях, чтобы в случае «аварии» вы могли помочь и быстро убрать ее последствия.

В зависимости от возрастной группы малютки от него также будет требоваться умение своими силами одеваться и раздеваться при подготовке к прогулкам и дневному сну. Тренируйтесь с крохой дома, позволяя ему самостоятельно натягивать штанишки и застегивать курточку. Выбирайте обувь на липучках или кнопках, чтобы деткам не приходилось возиться со шнурками, и удобную, практичную одежду с минимумом застежек и пуговиц.

Кроме того, в садике вашего малютку никто не будет кормить с ложки. Чтобы не остаться голодным, ему придется самостоятельно орудовать вилкой и ложкой.

Не помешает в садике и вежливость, умение вовремя говорить «спасибо» и «пожалуйста».

О чем еще нужно позаботиться перед первым посещением садика?

  • Рассказывайте своему чаду о том, что все взрослые детки ходят сначала в детский садик, а затем - в школу. Не стоит излишне приукрашивать существование детей в садике, но и пугать свое чадо не нужно. Делайте акцент на том, что в саду малыш сможет завести новых друзей, учиться и играть, пока вы работаете.
  • Заранее познакомьте кроху с садом. Погуляйте вместе вокруг территории детсада, изучите здание и игровые площадки, посмотрите, как играют детки на прогулках. Если сможете договориться с воспитателями, сводите кроху в помещение его будущей группы, чтобы малыш смог заранее увидеть пространство, в котором ему предстоит провести несколько лет.
  • Познакомьте малыша и с будущими одногруппниками. В незнакомой обстановке он будет чувствовать себя намного увереннее, если будет видеть хотя бы несколько знакомых лиц.
  • Научите кроху знакомиться с новыми людьми, предлагать совместные игры, делиться игрушками и находить компромиссы. Все эти навыки пригодятся в большом коллективе.
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Чаще бывайте на свежем воздухе, закаляйтесь всей семьей, летом употребляйте в пищу больше свежих овощей и фруктов, стимулируйте физическую активность. Конечно, никакие ваши усилия не дадут стопроцентной защиты здоровья ребенка от простуды, но позволят ему реже болеть и легче переносить заболевания.

Приучайте малыша к детсадовскому питанию и распорядку дня, стимулируйте его самостоятельность и учите общаться со сверстниками и взрослыми, тогда он легко пройдет период адаптации и будет чувствовать себя комфортно в детском саду даже в первый раз.

В жизни детей происходит много адаптационных периодов, одним их которых является адаптация к детскому саду. В это время многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка посещать детский садик. Рассмотрим некоторые моменты, которые помогут справиться с данной ситуацией.

Адаптацию ребенка к детскому саду условно можно разделить на 2 этапа: подготовительный и непосредственно адаптация.

Первый этап – подготовительный

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.

1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).

2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.

3. Приучаем :

* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);

* просить о помощи, если что-то не получается;

* кушать ложкой за столом, не играть с едой;

* отучаем от памперсов.

4. В песочнице учим основам общения , приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.

5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».

6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей - сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад» . Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.

7. Еще одна очень полезная игра – «прятки» , в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.

8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.

Что нельзя делать ни в кое случае - так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.

Второй этап - непосредственно адаптация

1. Идем в садик! Каждое утро желательно чтобы ребенка будила игрушка , которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку: «Доброе утро!», расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет интересный и замечательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше.

2. Первые 2-3 дня приводим ребенка только на прогулку со своей группой , а это примерно на 2 часа. За это время он успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Если есть возможность, то и в вечерней прогулке желательно тоже поучаствовать. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой. Обращаем внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече. Вечером прогуливаемся до ближайшего садика и показываем, что на ночь он закрылся, все люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери.

3. В последующие дни первой недели время пребывания постепенно увеличиваем (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется.

4. На второй неделе в первый день тоже еще не укладываем спать. А вот на следующий день забираем малыша сразу после сна . На третий день забираем уже после 16 часов.

5. Утром в группу приводим ребенка в числе первых, спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике.

6. Раздевание не затягиваем. Предпочтение отдаём той одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорим, когда за ним вернемся: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать и погулять» . Обязательно сдерживаем свое обещание. Также можно сказать: «Марина Ивановна обязательно покормит тебя, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходим, передав ребенка воспитателю.

7. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять игрушку, которая также будет «ходить» в детский сад, и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам хорошо в шкафчике иметь семейный альбом с фотографиями родителей . В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. Детишкам постарше даем с собой ключ, якобы от квартиры, где живет вся семья, и теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это гарантия, что его теперь точно заберут из садика.

8. Вечером приходим за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая говорим, что очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали . Хвалим , за то, что провел время с ребятами в детском саду, интересуемся, что успел сделать: «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.

9. Вечером и в выходные уделяем ребенку больше внимания, играем в совместные игры, рисуем, читаем, гуляем. Не кричим, не ругаемся, минимизируем просмотр телевизора, а лучше совсем исключаем. В общем, создаем бережную обстановку для нервной системы малыша. В присутствии ребенка рассказываем знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, т.к. уже ходит в садик. Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что адаптация у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается.

Но помните, если ребенок не будет посещать ДОУ более 21 дня, придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада.

Рассмотренные выше рекомендации помогут подготовить вашего ребенка к посещению детского сада и облегчить адаптационный период. Если у вас возникнут сложности в преодолении адаптационного периода, вы всегда сможете обратиться к специалистам Психологического центра «Согласие» по телефону: 383-29-56.

Самое главное, чтобы мама была уверена в правильности своего решения, когда начала водить ребенка в детский сад. А если мама уверена, значит, она спокойна. А если она внутренне спокойна, то и малыш чувствует себя комфортно.

Удачи всем семьям в этот адаптационный период!

Зыбина Ольга Владимировна ,

руководитель Психологического центра «Согласие»

контактный телефон: 383-29-56.

Филиалы Детского сада-школы «Согласие»:

ул. Московская, 77 (ЖК «Москва», новый филиал в Центре), тел.: 345-9-987

ул. Сакко и Ванцетти, 99 (Галерея «Тихвинъ»), тел. 215-68-08

ул. Лиственная, 67 (Широкая речка), тел. 382-12-06

ул. Гагарина, 33 (УПИ), тел. 266-30-21

ул. Ясная, 22 г (Юго-Запад), тел. 215-84-08

ул. Фурманова, 35 (Автовокзал), тел. 216-07-44