Если у вас очень рассеянный ребенок: что делать. Причины рассеянного внимания у детей Если ребенок рассеянный

Часто родители волнуются из-за того, что их ребенок слишком рассеян. Такие дети часто отвлекаются, не могут сконцентрироваться на каком-либо деле, забывают только что сказанное. Это вызывает неудобства, так как родителям приходится контролировать все действия ребенка. По каким причинам дети могут быть рассеянными? Как бороться с этой проблемой?

На что влияет внимание ребенка

  • Восприятие. Когда ребенок отвлекается, он не может зафиксировать свой взгляд на чем-то конкретном. Его взгляд быстро переходит с объекта на объект. Впоследствии это приводит к тому, что ребенок не имеет полного и целостного представления об окружающем мире.
  • Память. Дети подсознательно запоминают большинство информации, которую слышат и видят. Лишнее потом уходит из памяти. Рассеянным детям нужно объяснять, что следует запоминать, а что нет. Даже после этого им бывает трудно вспомнить определенные вещи.
  • Мышление и речь. В результате постоянно невнимательности не формируется структура речи. Дети часто могут путать понятия, которые схожи друг с другом по смыслу. В результате ребенок не может определить связи между событиями и явлениями, а также сходства и различия между ними.

Признаки рассеянности

Для будущего школьника внимательность крайне важна. Как понять, что ваш малыш рассеян?

  • Он не может в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом.
  • Его отвлекают любые внешние раздражители: музыка, движения и даже тихие звуки.
  • Вы видите, что малыш старается, но он все равно часто совершает ошибки.
  • Ему тяжело выявить и исправить ошибки, которые он допустил.
  • Ребенку трудно пересказать даже короткий рассказ.
  • Так как он часто терпит неудачи, он теряет интерес к каким-либо занятиям, которые потом оцениваются. Таким детям больше нравятся игры и общение со сверстниками.

С невнимательностью ребенка необходимо бороться. Иначе ему будет очень трудно усваивать материал в школе. Чтобы избавиться от этой проблемы, в первую очередь, необходимо определить, по какой причине ребенок так рассеян и невнимателен. Специалисты определили несколько факторов, которые провоцируют рассеянность у детей в раннем возрасте.

  • Важное значение имеет особенность характера ребенка. Если ваш ребенок холерик, то он постоянно будет стремиться делать одновременно большое количество дел. Из-за этого он будет часто отвлекаться. Если малыш меланхолик, то переключать внимание ему будет трудно. Такие дети легче сосредотачиваются на конкретной задаче.
  • Ребенок может быть невнимательным из-за того, что его организм ослаблен заболеванием. Возможно, у него низкое давление или уровень гемоглобина. По разным причинам дети могут страдать от частых головных болей. Причиной может стать даже простая простуда.
  • Иногда ребенок проявляется рассеянность не всегда, а только в том случае, когда занимается какой-либо конкретной деятельностью. Например, ему трудно дается математика или изучение иностранных языков. Возможно, ребенок просто не проявляется к этому интерес или нужно подождать, пока он немного подрастет.

Как бороться с рассеяностью

Рассеянность – это не приговор для вашего малыша. Победить ее должны помочь родители. Если вы не можете справиться самостоятельно, обратитесь к психологу. Помочь ребенку стать более сосредоточенным можно с помощью следующих советов.

  • С ранних лет старайтесь приучить ребенка фиксировать внимание на различных предметах. Покупайте ему динамичные игрушки, указывайте на разные предметы и объясняйте их свойства, чтобы ребенок задержал на них свое внимание.
  • Помогут развить внимательность мозаики, паззлы, различные конструкторы. Объясните ребенку, как нужно обращаться с такими игрушками. Если его это увлечет, ваш малыш во время игры будет развивать не только свою внимательность, но и логику, а также мелкую моторику рук. В любом случае, такие игры принесут немало пользы для развития крохи.
  • Играйте с ребенком в игру «Найди отличия». Также можно выкладывать перед ним несколько предметов, чтобы он их запомнил, а затем один из них убирать. Пусть ребенок догадается, что именно вы спрятали. Это развивает и память, и внимательность.
  • Чаще отправляйтесь с ребенком на прогулку, чтобы у него была возможность понаблюдать за природой и ее явлениями. Это расширит его кругозор и разовьет наблюдательность. Ведь детям в этом возрасте все интересно. Не стоит ограничивать его кругозор мультфильмами. И видеоиграми.
  • После просмотра мультфильма или прочтения книги обсудите с ребенком поведение героев, сюжет и другие детали.
  • Когда ребенок пойдет в школу, обеспечьте ему комфортное рабочее место, где его ничто не будет отвлекать от занятий. Когда он делает уроки, телевизор и компьютер должны быть выключены.
  • Режим дня первоклассника должен быть четким. Не стоит слишком сильно перегружать его различными занятиями и кружками. Обеспечьте ребенку нормальное питание и качественный сон.

Приложив некоторые усилия, вы поможете своему ребенку стать более внимательным.

Детская рассеянность – настоящая проблема для родителей, так как малыш регулярно отвлекается на любые раздражители, не в состоянии концентрироваться при решении задачи, не может вспомнить, что ему говорили или читали всего несколько минут назад. Взрослым приходится настаивать, стоять «над душой», ежесекундно контролируя процесс выполнения. Почему же ваше чадо рассеянное и что с этим делать? Давайте разберемся в этом вопросе.

На что влияет внимание?

  1. На восприятие. При отвлекаемости взгляды детей не фиксируются на предмете, а хаотично перескакивают с одного объекта на другой. Такое поверхностное восприятие приводит к ошибкам узнавания, поэтому представления об окружающем мире не обладают полнотой и целостностью.
  2. На память. Маленький ребенок непроизвольно запоминает многое из того, что он видит или слышит. Ненужная информация потом отфильтровывается. Однако рассеянным ребятишкам требуется инструкция, но и с ней они не всегда вспоминают требуемые фразы или картинки.
  3. На речь и мышление. Из-за невнимательности слова не объединяются в структуру, не несут за собой устойчивое значение, поэтому дети путают похожие по смыслу понятия. Все это приводит к непониманию причинно-следственных связей, неумению обобщать, находить сходства и различия.

Итак, внимательность очень важна для будущего ученика. Как же узнать, что ваш ребенок рассеян? Основные признаки несобранности таковы:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • вашему отпрыску сложно заниматься чем-то одним продолжительное время;
  • любое движение, музыка, даже негромкий звук его отвлекают;
  • несмотря на старание, постоянно ошибается;
  • ему трудно найти и исправить сделанные недочеты;
  • он с трудом пересказывает короткую историю;
  • из-за множественных неудач ему неинтересны задания, связанные с оцениванием, поэтому он предпочитает компьютерные игры или обыкновенную возню с приятелями.

Причины рассеянного поведения детей

Прежде чем приступить к борьбе с невнимательностью, необходимо все-таки выяснить, откуда она взялась. Специалисты выделяют ряд провоцирующих факторов.

  1. Немаловажную роль играет особенность нервной системы. Холерик может отвлекаться из-за того, что ему хочется сделать сразу много вещей в одну и ту же секунду. Меланхолики же, наоборот, медлительны и зачастую испытывают сложности при переключении внимания.
  2. Ослабленный организм и болезненное состояние также могут вызвать невнимание у малыша. Низкий уровень гемоглобина, пониженное артериальное давление, головные боли, инфекционные заболевания и даже банальная простуда – все эти факторы приводят к рассеянности, зачастую протекая незаметно для родителей.
  3. Иногда такой недостаток внимания проявляется только в определенных видах деятельности, например, при изучении иностранного языка или при обучении чтению. Это означает, что вашему чаду не нравятся подобные занятия или он еще слишком мал для этого.

Что делать?

Отсутствие сосредоточенности – не приговор. В ваших силах помочь своему ребенку, не наказывая за «ловлю ворон», а тренируя его внимание и память. Все это можно сделать и в домашних условиях, но все же обращение к психологу или педиатру в некоторых случаях будет не лишним.

  1. С раннего возраста учите младенца фокусировать взгляд на предметах. Динамичные игрушки, мамино зеркальце и, в конце концов, лица родных могут надолго вызывать интерес крохи.
  2. Собирание пазлов, мозаики или лото – очень увлекательные настольные игры, которые требуют от дошкольников некоторой концентрации. Не просто дайте малышу коробку с головоломкой, а присядьте рядом, покажите, как можно сложить изображение или построить из конструктора целый город. Затем передайте инициативу сыну или дочке – пусть самостоятельно выполнит задание.
  3. Выкладывайте в ряд несколько мелких безделушек (игрушки, пуговицы, бусинки), постепенно увеличивая их количество. Ваш отпрыск должен догадаться, что вы спрятали за спину или поменяли местами. Также пригодятся задания «Найди различия» или «Лабиринты».
  4. Старайтесь чаще гулять на свежем воздухе, выезжать в лес. Обсуждайте увиденные природные явления: как поют птицы, желтеют листья, распускаются цветы, шумит ветер в деревьях. Обычное созерцание поможет развить в ребенке наблюдательность.
  5. Обсуждайте прочитанные сказки или просмотренный мультфильм, освежая в памяти сюжетные линии, поступки главных героев, необычные детали.
  6. Обеспечьте школьнику рабочую атмосферу дома и в классе. Уберите стол от окна, чтобы у него не возникало соблазна разглядывать людей и машины на улице. Во время выполнения домашних заданий выключайте телевизор и компьютер. Попросите учителя пересадить на первую парту, чтобы ребенок не витал в облаках на «камчатке».
  7. Проанализируйте режим дня первоклашки. Не загружайте излишними занятиями, секциями, спортивными кружками. Проследите, чтобы он высыпался и получал необходимые витамины.

Как видите, нет ничего невозможного. Главное, родителям нужно самим не быть рассеянными и не забывать о ежедневных упражнениях, совместных играх и семейных прогулках.

Недостаток концентрации внимания — частая проблема школьников, которая особенно обостряется в зимнее и весеннее время года. Факторов виновных в невнимательности великое множество, мы рассмотрим самые популярные и способы решения.

Внимательность необходима ребенку во всех сферах жизни и не только в обучении, ее отсутствие может стать препятствием к изучению нот или знакомству с новой информацией. Кроме того, нарушение не редко приводит к несчастным случаям на дороге, дома или в школьном учреждении, поэтому искать причину и пути решения следует как можно скорее, а еще лучше, начать с ее профилактики. Однако, когда внимательность уже мешает воспринимать окружающий мир, в этом случае необходимы не профилактические меры, а целый набор действий.

Невнимательный школьник — разбираемся в понятии

Для начала послушаем медицину, c точки зрения специалистов дефицит концентрации внимания — это нарушение способности сосредоточиться на конкретной вещи или каком-либо действии, которая меняется в зависимости от времени суток, интереса, нагрузки на психику, питания, а также приема некоторых лекарственных средств. Основными показателями невнимательности у школьника служат:

  • неспособность сконцентрироваться — ребенок невнимательный на уроках, легко отвлекается при выполнении домашнего задания на внешние раздражители — стук в окно, голоса соседей, домашнее животное
  • рассеянность — часто теряются перчатки, карандаши, или одетые носки оказываются разных оттенков
  • невнимательное выполнение повседневных задач — при шнуровке пропускаются дырочки, при выполнили задания по математике прописываются не все цифры.

Конечно, 99% людей на планете не способны на продолжительную сосредоточенность, но если нарушение внимания возникает регулярно, пора искать причину.

Почему ребенок невнимательный — причины

Существует много причин приводящих к невозможности концентрировать внимание на определенной цели, среди них есть внутренние и внешние факторы. Внутренние, это то, что связано с психологическим напряжением, например, неприятные ситуации или личные страхи, мысли о которые не покидают разум. Также они выражаются недостатком времени на отдых между уроками или дополнительным образованием (кружками).

Играет здесь важную роль и уровень сложности выполняемой задачи, если она трудна, ребенок чувствует себя напряженным, возникают сомнения нарушающие внимание. Тот же эффект происходит, когда выполняемое действие слишком легкое, школьник просто теряет интерес. Кроме того, рекомендуется обращать внимание на сигналы организма — недостаточный сон, неправильное питание могут серьезно влиять на работоспособность.

К внешним факторам относится учебная среда вызывающая дискомфорт — это шум, жара или холод, плохое освещение комнаты, беспорядок. Еще один подпункт, это современные средства массовой информации поступающие из телевизора, смартфона, компьютера, планшета. Рекомендуется на время обучения все перечисленное отключать, как так даже сигнал смс способен отвлечь минимум на десять минут.

Что делать если ребенок рассеянный и невнимательный

Вышеперечисленные причины показывают — чтобы улучшить концентрацию внимания школьника необходимо проследить за его количеством часов сна, порядком и освещением в помещении, отключить все современные источники информации на время домашних уроков, делать перерывы каждые 20 — 40 минут, а между кружками должно пройти не меньше часа. Питание должно включать все витамины, минералы и углеводы.

Учитываете биоритм невнимательного ученика, понаблюдайте в какое время он наиболее внимателен, а уроки выполняются быстрее. Используйте эти часы в свою пользу и впредь придерживайтесь расписания, составленного и размещенного рядом с рабочим столом ребенка. Больше гуляйте на свежем воздухе, физическая активность благоприятно сказывается на умственной работе.

Способы выше обычно помогают восстановить внимательность за неделю, если этого не происходит, обратитесь к педиатру. Вполне возможно, что вам понадобится консультация невролога, поскольку невнимательность иногда выступает как сигнал скрытого расстройства.

Как часто можно наблюдать такую картину: ученик готовит уроки. Вот он сидит за столом у окна. Перед ним раскрытая тетрадь и учебник по арифметике, но взор его устремлен куда-то в неведомую даль, а карандашом он словно хочет просверлить дырку в собственной щеке.

Ты решил задачу?
- Нет… Но я уже думаю.

А в тетради никаких следов другой работы, кроме раздумья, хотя так он сидит уже полчаса. О чем он думает?

Конечно, не о 100 килограммах сахарной свеклы, из которых получается 18 килограммов сахару, и не о том, сколько сахару получится из 10 тонн этой свеклы… Он, видимо, всерьез хотел заняться арифметикой, но мысли его своевольно убежали прочь от учебника и увлекли за собой воображение мальчика.

Виноват ли он? Конечно, нет. Он просто не умеет еще владеть своим вниманием.

Про таких детей говорят: рассеян и невнимателен. А успехи в школе, как правило, оставляют желать лучшего. Что же делать? Рассеянность - вполне преодолимый недостаток в поведении и характере ребенка. Надо только поменьше бранить и наказывать за нее, потому что это не поможет. А лучше найти истинные причины рассеянности и невнимательности ребенка и постараться устранить их.

Причины рассеянности у детей

Рассеянность довольно часто наблюдается у детей и иногда становится просто катастрофической. Причины детской рассеянности очень разнообразны: какое-нибудь недомогание, нервозность (повышенная чувствительность, быстрая возбудимость), недостаток витаминов, быстрая утомляемость как результат неорганизованного быта (ребенок поздно ложится, мало спит, мало бывает на воздухе, нерегулярно ест), последствия ранее перенесенной болезни.

Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен?


Прежде всего обратиться за советом к врачу-педиатру, чтобы он установил, нет ли у ребенка какого-нибудь недомогания, и если так, то немедленно приступить к лечению.

Но вот оказывается, что ребенок здоров, и врач не прописал никаких лекарств, но дал совет: ни в коем случае не бранить ребенка за рассеянность, не высмеивать в нем этот недостаток, как это часто бывает в кругу семьи и даже в школе.

Насмешливое отношение не помогает, а приносит большой вред: ребенок перестает себя уважать, теряет веру в себя, озлобляется. Надо помогать маленькому школьнику учиться, но при этом обязательно давать ему самостоятельные дела, и если ему удалась хотя бы даже самая пустячная работа, надо непременно похвалить: «Смотри-ка ты, какой молодец! Сам ведь отлично справился!»

Все родители знают, какое огромное значение имеет правильная организация быта детей (сон, питание, свежий воздух), но часто недооценивают ту роль, которую в общем физическом и моральном состоянии ребенка играет вся атмосфера жизни и быта семьи.

Несколько примеров:

1. Девочка в школе очень уж рассеянна. У нее всегда какой-то отсутствующий взгляд, она точно не слышит, что делается вокруг, невпопад отвечает на вопросы. Она стала получать плохие отметки, хотя раньше была хорошей ученицей. С ней что-то случилось.

Классная руководительница заинтересовалась ее домашним бытом и узнала, что родители расходятся. Конечно, девочка тяжело переживает этот семейный разлад, она потрясена этим страшным и таким непонятным для нее фактом. Где уж тут слушать объяснения учителя!?

Это уже не слабое внимание или болезненная рассеянность, а тяжкое горе, которое не дает покоя и лишает возможности сосредоточить мысли на учебной работе. А родители отделываются пословицей: «Перемелется - мука будет».

2. Первоклассница, которая квалифицируется как «трудный ребенок»: в классе она ни минуты не может сидеть спокойно, вертится, оглядывается, так рассеянна, что не слышит, когда к ней обращается учительница. Не успевает. Вызвали, наконец, в школу родителей. Пришел отец. Из разговора с ним все выяснилось.

Воспитание девочки зависит всецело от настроения мамы. В хорошем настроении мама ласкает и балует дочку, в плохом - придирается, бьет девочку и даже выгоняет из дому. Она лишена душевного равновесия, отсюда - нервозность и рассеянность, что легко было бы устранить при условии разумного отношения к ней матери.

Как укрепить внимание?

Часы, когда дети готовят уроки,- это святые часы. О, если бы так думали все родители! Тогда бы, наверное, не было ни двоечников, ни второгодников. А ведь «святостью» этого детского труда постоянно пренебрегают взрослые.
- Ну-ка, быстро, сбегай в магазин! У нас чай закончился.
- Поищи, пожалуйста, мои очки. Куда это они запропастились!
- Кто-то звонит. Пойди же, отвори. Ты что, не слышишь?

Такие и подобные «невинные» требования то и дело предъявляются школьнику во время его домашних занятий, и взрослые, занятые в это время даже самой пустячной работой, а то и просто болтовней, часто не хотят понять своей вины: ведь отвлечение от учебной работы, хотя бы и ненадолго, рассеивает внимание ребенка , ему трудно снова собраться, освободиться от впечатлений, овладевших его мыслями во время «побегушек». Внимание его ослабело, он работает хуже, а то и вовсе бросает занятия.

Родители обязаны постоянно заботиться об укреплении внимания у ребенка, при этом одним из лучших приемов является воспитание привычки доводить до конца всякую начатую работу.

Вот наш маленький школьник решил навести порядок на своей книжной полке. Он работает с увлечением, вытирает пыль, аккуратно расставляет книги. И вдруг одна из книжек раскрылась в его руках на том месте, где помещена очень яркая, интересная картинка. Книжка с картинками одна краше другой - и уборка полки приостанавливается: ребенок погружается в рассматривание картинок.

«Э, нет, дружочек! Так нельзя, - скажет внимательная мамаша. - Сначала закончи начатую работу, а потом будешь смотреть картинки. Ты отложи эту книжку, вместе посмотрим». И умная мать проследит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца, и наградит сына удовольствием вместе с мамой смотреть картинки.

Таким образом у ребенка вырабатывается характер, целеустремленность, воспитывается воля - и все это способствует укреплению внимания .

Важно приучать ребенка к порядку

Не менее полезным приемом в борьбе с детской рассеянностью является привитие с самых малых лет привычки к порядку, аккуратности.

Рассеянные дети часто теряют книги, перчатки, забывают о данном обещании, правилах поведения в семье и школе. Но ведь ребенок и сам нелегко переживает свою оплошность или потерю: ему стыдно и трудно признать свою вину. Но его переживания обычно заслоняются от материнских глаз и сердца материальным убытком или неловкостью перед людьми, и мать набрасывается на «растяпу», как на преступника, еще более обостряя его тяжелое состояние, причиняя ему еще и обиду.

В таких случаях нельзя ругать или наказывать ребенка-это не поможет, а только вызовет чувство растерянности и неверия в себя, что вовсе не может служить лекарством от рассеянности. Поможет другое: надо постоянно, но ненавязчиво и негрубо прививать любовь и привычку к порядку .

С вечера вместе с ребенком надо подумать, что из вещей не забыть бы приготовить к завтрашнему дню, все ли нужные тетради и учебники уложены в школьный ранец, нет ли лишних-надо их вынуть, -не забыта ли книга, которую подошел срок сдавать в библиотеку. А одежда? Вычищена ли она, не надо ли пришить пуговицу.

Наконец, приготовление ко сну (пусть ребенок самостоятельно разберет постель, умоется, почистит зубы, аккуратно сложит или развешает одежду). Все это мать делает сначала вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности, а потом у него образуется привычка уже без напоминания и без посторонней помощи обдумывать свои завтрашние дела и обязанности, заботиться о своих вещах, держать их в порядке.

Ребенок почувствует интерес к вещам, оценит их необходимость, осознает свои обязанности и потребности в домашнем и школьном быту, научится беречь вещи. Таким образом в какой-то мере осуществляется также и принцип трудового воспитания, которому так много внимания уделяется у нас и в семье, и в школе.

Можно и нужно бороться с детской рассеянностью, но при этом прежде всего надо запомнить, что нельзя бранить и наказывать ребенка за рассеянность, а следует искать причину этого недостатка и средства устранения этой причины.

Из старинного журнала времен СССР

Ребенок систематически опаздывает, не успевает собрать портфель, теряет учебники и тетради.

Вы удивляетесь, что такое бывает? В вашей семье и у ваших знакомых все по-другому? Так вы просто счастливчики! Ведь многие детей именно такие: рассеянные, несобранные, необязательные. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но такие. Ежедневные опоздания на уроки, беспорядок в портфеле, на рабочем столе, в шкафу, в комнате … Постоянный поиск неизвестно куда пропадающих с удивительным постоянством тетрадей, учебников, ручек – всего, что понадобится для выполнения домашних заданий или других дел. Время бестолково уходит на бесконечные поиски загадочно исчезающих предметов.

Это утомляет и взрослых, и детей. Ведь такие дети совершенно не отдыхают – у них нет на это времени! А уроки делаются ночью в полусонном, уставшем состоянии, под причитания таких же уставших родителей. Что же предпринять, чтобы восстановить мир и гармонию в семейных отношениях, чтобы ребенок перестал опаздывать, стал внимательным, собранным?

Есть дети, которые содержат все в порядке. Для них положить вещь на место – естественная потребность, сформированная с раннего детства. Как зубы чистить утром и вечером. На автомате. Если у вас дети еще маленькие, не упустите время, приучайте к порядку, пунктуальности, доведению дел до логического завершения.

А если уже школьники? Придется сложнее, так как у детей уже сложился стереотип поведения в той или иной ситуации. Могут читать, думая совершенно не о сюжете, а о посторонних предметах. Тут работа для родителей в этом случае предстоит долгая, нужно запастись терпением, выдержкой.

Если ребенок опаздывает, следует посмотреть, соблюдает ли он режим дня? Или его вообще нет? Тогда необходимо срочно выработать совместно с ребенком режим, соответствующий требованиям именно учебного года (потому что летом он может быть иным). В нем учитывать все необходимые моменты, в том числе перед выходом из дома в школу проверить наличие нужных в этот день тетрадей, учебников, канцелярских принадлежностей, ключей, мобильного телефона.

Так как у многих детей почти ежедневно какие-то кружки, спортивные секции, то расписание лучше составить на каждый день недели. Особенно это важно в начале борьбы с рассеянностью, неумением организовать свое время. Во время учебного года в выходные не стоит менять время вставания и укладывания спать.

Ребенок может просыпать, а потому опаздывать и по причине беспокойного сна. Кроме привычных советов проветривать комнату, особенно перед сном, содержать ее в чистоте, не захламлять, нужно учесть, что ребенок может плохо спать из-за тревожных мыслей: не сделал уроки, не подготовил одежду, на него произвел сильное впечатление агрессивный фильм, посмотренный вечером и т.д. Следовательно, постарайтесь исключить все негативное, что может мешать ребенку спать. Проконтролируйте, все ли домашние задания сделаны? Если завтра контрольная, поинтересуйтесь, готов ли он к ней. Если есть проблемы, спросите, в чем они заключаются. Не уверен, что решит задачи? Предложите прорешать несколько аналогичных заданий вместе. Не понимает, как применить какую-то орфограмму – прочитайте ее, разберитесь в содержании, потренируйтесь на соответствующих примерах.

Если у ребенка много свободного времени, он и не торопится особо. Куда? Зачем? Заброшенный куда-то учебник можно искать хоть несколько часов. И тетрадь тоже. В этом случае время обесценивается. Помогите ребенку разумно организовать досуг. Чтобы он четко знал, что у него на выполнение домашних заданий только полтора часа, например, с четырех до половины шестого. А потом он должен бежать на любимый баскетбол (или еще куда-то), а затем немного погулять. И так каждый день должны быть какие-то значимые дела. А вечером спросите: что ты сегодня успел сделать? У ребенка должно быть что сказать. В противном случае есть причина задуматься, правильно наполнен день любимого чада?

Ну и конечно нужно посмотреть на себя со стороны. Если родители опаздывают везде, всюду и всегда, если разбрасывают свои вещи, каждый день живут как придется, а не по примерному (хотя бы) плану, то не удивительно, что и дети такие. Проконтролируйте свое поведение. Может быть, нужно начать с себя. Личный пример самое сильное средство воспитания подрастающего поколения.