Занятие рассказывание о неваляшки в средней группе. Конспект нод по развитию речи в средней группе тема: « наша неваляшка

Ольга Курова
Конспект по развитию речи в средней группы «Наша неваляшка»

Обучение рассказыванию «Наша неваляшка » .

Цель : знакомить с названием игрушек, учить сравнивать их по размеру, материалу, из которых они сделаны. Учить согласовывать существительные с прилагательными. Продолжать учить описывать и составлять рассказ об игрушке. Бережное отношение к игрушке.

Материал и оборудование : игрушки : неваляшка , кубики, пирамидка, кукла, машинки, барабан.

Организованный момент.

Сейчас пока на улице холодно, вы ребята играете дома и в детском саду с игрушками.

Задаю вопросы :

Дома у вас много игрушек?

Какие у вас игрушки дома?

Какие игрушки есть у вас в группе ?

С какими игрушками любят играть мальчики? А девочки?

Выставляю игрушки : неваляшку , кубики, пирамидку, куклу, машинки, барабан.

Показываю на каждую игрушку дети называют их.

Ребята из какого материала сделаны эти игрушки? Дети говорят по образцу.

Образец : Вот кубик он сделан из дерева. Какой он? (Ответы детей) . Вот мяч – он сделан из резины. Задаю вопрос : - Какой он?

(Ответы детей) .

– Молодцы!

Ребята, а теперь я хочу вас познакомить с неваляшкой . Посмотрите какая наша неваляшка : красивая, у неё большие синие глаза, длинные ресницы, румяные щёчки, алые губки.

Наша неваляшка не только красивая , она нарядная не правда ли?

Я спрашиваю у детей переходя ко второй части описания. Да она нарядная Наша неваляшка весёлая игрушка – продолжаю я.

Чуть её тронешь и она начинает звенеть и качаться.

А теперь ребятки давайте все встанем и потанцуем.

Физминутка «Мы матрёшки» .

1) Мы матрёшки (пружинка, приседают)

Вот такие крошки (поклон)

Красные сапожки. (ножки вперед)

2) Мы матрёшки

Вот такие крошки

Побежали, побежали

Прямо по дорожке.

3) Мы матрёшки

Вот какие крошки

Ох, устали, ох, устали (руки на поясе, притопывают ножкой

Ох, устали ножки. и кружатся).

После физминутки дети садятся.

Даю образец описания.

Образец : Посмотрите какая наша неваляшка : красивая, у неё большие синие глаза, длинные ресницы, румяные щёчки, алые губки. Да она нарядная : на ней яркое красивое платье, красная шапочка с белым отворотом, белый воротничок.

Затем прошу детей рассказать про неваляшку , подсказывая им план рассказа. Наша неваляшка красивая .

Спрашиваю у двух – трёх детей. Если ребёнку нужна помощь, подсказываю исходную фразу. «Наша неваляшка – нарядная кукла . Продолжай …. .

Итог занятия.

Мы учились рассказывать, - напоминаю я детям, - и очень хорошо рассказали про неваляшку . Ей понравилось в нашей группе , Она решила до конца дня погостить в нашей группе . Вдруг кто - то из вас порадует её, рассказав о том, какая нарядная и весёлая.

Многие песенки и потешки русского народа, авторские поэтические произведения являются удачным материалом для подвижных игр и импровизаций: «Зайчишка-трусишка…», «Гуси, вы, гуси…», «Дон! Дон! Дон!..» и др.

Перед тем как познакомить детей с песенкой «Дон! Дон! Дон!..», целесообразно напомнить им песенку «Тили-бом! Тили-бом!», в которой усилиями соседей удалось спасти кошкин дом. «В новой песенке кошкин дом сгорел. Попробуйте догадаться, почему это произошло?» – просит детей воспитатель.

«Все спешили, суетились, испугались», – говорят дети, и педагог подтверждает их ответ строчками из песенки: «Коза выскочила, глаза выпучила, залить не может»; «Бежит уточка с ковшом, но ковш уронила, воду-то разлила» и т. п.

Игру в прятки можно начать «Считалочкой» В. Витки (пер. с белор. И. Токмаковой).


Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся – иди.

Перед дневным сном детям следует читать такие произведения, которые не заставляют их волноваться за судьбу героев, например: сказку «Война грибов с ягодами» в обр. В. Даля, «Заяц и еж» (из сказок братьев Гримм, немец., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака); главы из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (пер. с англ. Б. Заходера) и главы из книги А. Введенского «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке».

Убаюкать детей поможет потешка:


Лень-потягота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого…

«Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа – веселое и мудрое произведение, помогает легко предотвратить любую конфликтную ситуацию, стоит лишь прочитать строчки: «Ах, не надо, ох, не надо ссориться по пустякам».

Дошкольникам полезно читать уже знакомые произведения из программного репертуара для детей 3–4 лет: Д. Лукич «Три плюшевые сказки» (пер. с сербохорват. Л. Яхнина), Б. Поттер «Ухти-Тухти» (пер. с англ. О. Образцовой), Й. Чапек (главы из книги «Приключения песика и кошечки», пер. с чешск. Г. Лукина), Г. Цыферов (главы из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»), С. Прокофьева (главы из книги «Машины сказки») и др.

Следует продолжать работу по приобщению детей к рассматриванию иллюстраций в книгах, начатую в младшем возрасте. Еженедельно в книжном уголке следует выставлять книги для рассматривания. Педагог должен восхищаться наблюдательностью детей, побуждая их описывать иллюстрации: «Догадайтесь, о чем книга. Расскажите, кому какой рисунок особенно понравился и почему». Позже он должен рассказать о том, что дети не заметили, описать рисунок, который им совсем не понравился, побуждая обратиться к книге еще раз.

Обязательно нужно рассматривать с детьми сборники русских народных песенок, например иллюстрированные Ю. Васнецовым, А. Елисеевым, В. Конашевичем; «Новую азбуку» Л. Толстого с рисунками А. Пахомова, М. Петрова, Т. Морковкина.

Удобны для рассматривания «Сказки в картинках» с рисунками Н. Шеварева, М. Меженинова и других художников.

После того как дети рассмотрели книгу и достаточно подробно описали содержание рисунков, важно объяснить им, почему именно эта книга заняла почетное место в книжном уголке. При этом обязательно следует назвать фамилию художника. Можно попросить детей обратиться за помощью в методический кабинет или к родителям с просьбой узнать, какие еще существуют книги с рисунками этого художника. В ходе работы с детьми следует обращать внимание на звукопроизношение; на то, что и как рассказывают дети, подсказывать им правильные формы слов, помогать без искажений строить предложения, бережно относиться к детским фантазиям.

Сентябрь

Занятие 1. Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»

Цель. Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Ход занятия

«Весь год каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно и красиво говорить на родном русском языке, – начинает занятие воспитатель. – Как вы думаете, почему надо (и надо ли!) хорошо владеть родным языком?» Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их: «Богатый запас слов, умение понятно для окружающих строить высказывания, доброжелательность речи – показатели культуры человека».

Продолжая беседу, педагог напоминает, что пока не все слова дети произносят правильно, без ошибок, а иногда им не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. «Давайте проверим, права ли я?» – предлагает воспитатель. Он показывает яркую мягкую игрушку, например, лису. Дети описывают ее.

«Молодцы, – хвалит их педагог, – замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов: светло-желтый, оранжевый, ярко-рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки, под шейкой – пушистая белая пелеринка».

Воспитатель предлагает вниманию детей рисунок с образцами тканей.

«Вашему вниманию предлагаются ткани для наволочек, пододеяльников, простыней, – объясняет педагог. – Кто какую ткань выбирает?»

Воспитатель помогает детям правильно охарактеризовать ткань. Подсказывает, как по-другому можно начать свой ответ: «Я хочу наволочку из ткани…», «Мне понравилась ткань…», «Думаю, что самая красивая ткань…» И так далее.

Педагог объясняет, что принято говорить простыня , а не простынь . Просит объяснить смысл слова пододеяльник .

Завершая занятие, педагог спрашивает у детей, убедились ли они в том, что нужно учиться правильно говорить по-русски.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки с и сь

Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с , поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).

Ход занятия

«Живет-поживает Язычок в своем домике, – начинает занятие воспитатель. – А домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.

«Язычок очень любит петь разные песенки, – продолжает воспитатель. – Однажды он пел: „И-и-и“. Как он пел? Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и“. (Поют негромко.)

„С-с-с-с, – полилась из крана вода. – Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку“. „Хорошо“, – согласился Язычок и запел: „С-с-с-с“. (Произносится отрывисто.)

Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с“.

Давайте послушаем, как песня воды получается у Олега (у Саши). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.

Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась .)

Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Димы, когда он поет песню (Кати, Оленьки…).

Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: „Са-са-са“. Что запел Язычок? Потом: „Ся-ся-ся, ось-ось-ось“.


Су-су-су – ягоды в лесу,
Ус-ус-ус – на елке много бус».

Воспитатель читает русскую народную песенку «Сорока, сорока…»:


Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала ,
Гостей скликала .
Гости услыхали ,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол .

Затем предлагает детям загадку:
Скатерть бела весь свет одела.
(Снег)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь , можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук с ».)

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Тема: « Наша неваляшка»
Актуальность: Речь свидетельствует об умственном развитии ребёнка. Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.
Цель: Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
Задачи:
- учить описывать и составлять и составлять рассказ об игрушке;
- активизировать словарь детей;
- формировать умение согласовывать слова в предложении;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам
Форма работы: индивидуально – групповая
Оборудование: куклы неваляшки 2 шт. (большая и маленькая), карточки – схемы для составления описательного рассказа, магнитофон, USB– носитель с записью песни « Неваляшки», листы – раскраски с изображением неваляшки на каждого ребёнка.
Словарная работа: румяные, алые, отворот.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: ребята, я сегодня ходила в магазин игрушек и купила вам новую игрушку, а что это за игрушка вам нужно отгадать.
Не заставишь лёжа спать
Лишь уложишь – хочет встать
По упрямее барашка
Это кукла … (неваляшка).
Воспитатель: правильно неваляшка (достаю из сумки и демонстрирую детям).
2. Основная часть.
Воспитатель: посмотрите какая неваляшка красивая: у неё большие зелёные глаза, длинные ресницы, чёрные волосы, румяные щёчки, алые губы. Наша неваляшка не только красивая, но и нарядная. На ней яркое красное платье с белыми рукавами, красная шапочка с белым отворотом. Наша неваляшка весёлая игрушка, чуть тронешь её она начинает звенеть и качаться.
Я вам предлагаю тоже стать неваляшками.
Проводится динамическая пауза под песню « Неваляшки»
Воспитатель: молодцы, хорошие неваляшки у нас получились, а теперь давайте вспомним какая наша неваляшка. Чтобы вам лучше было запомнить я буду выставлять карточки – подсказки.
Воспитатель: наша неваляшка красивая: у неё большие зелёные глаза, длинные ресницы, чёрные волосы, румяные щёчки, алые губы. Наша неваляшка не только красивая, но и нарядная. На ней яркое красное платье с белыми рукавами, красная шапочка с белым отворотом. Наша неваляшка весёлая игрушка, чуть тронешь её она начинает звенеть и качаться (рассказ сопровождается показом карточек – схем).
Воспитатель: а кто из вас хочет рассказать про неваляшку? (спрашиваю 2-3 детей, при необходимости оказываю небольшую помощь).
Воспитатель: ребята, а у нашей неваляшки есть младшая сестричка, посмотрите вот она (достаю из сумки маленькую неваляшку).
- Наша неваляшка большая, а её сестричка - …(маленькая). Она очень любит играть в прятки, а вы хотите поиграть с ней в прятки? (да).
Проводится игра малой подвижности « Найди и промолчи» (игра проводится 2 – 3 раза).
3. Заключительная часть.
"Мы сегодня учились рассказывать и очень хорошо рассказали про неваляшку. А она решила подарить вам подарок, раскраску со своим изображением. (Дети благодарят неваляшку).
- А сейчас вы можете поиграть с неваляшкой, только аккуратно, бережно.

Веселые детские стихи про куклу неваляшку для малышей 3-4 лет:

Л. Корчагина

Ты ложись со мной в кроватку,
Засыпай, Наташка, сладко.
Положу тебя на спинку
И на мягкую перинку.
Но не хочет спать Наташка.
Она - кукла- неваляшка .

А. Мирдеросевич

Свою куклу-неваляшку
Я укладывала спать:
Рассказать хотела сказку,
А она – решила встать.

Г. Верд

Влево-вправо, влево-вправо
Весело качается.
Влево-вправо, влево-вправо
На пол не роняется.

Н. Родивилина

Целый день стоят как свечки
Эти чудо - человечки.
Не желают куклы спать,
Не уложишь на кровать.
Покачаются немножко
И опять встают на ножки.
Подскажи - ка мне на ушко:
Как название игрушки?
Отгадать совсем не тяжко:
Это кукла неваляшка .

Ты, игрушка-неваляшка -
Ярко-красная рубашка -
Круглолицая матрешка,
Отдохнула бы немножко,
Прилегла бы на бочок.
Раскрутилась, как волчок!
Уложил - ты снова встала.
Неужели не устала?
Нет, напрасно папа с мамой
Говорят, что я упрямый.
Ты упрямее, гляжу!
Целый час уже сижу,
А вертлявую игрушку
На пуховую подушку
Ну никак не уложу!

Е. Раннева

Спать не может неваляшка,
У окна вздыхает тяжко.
Слышат куклы нежный звон,
Тихий звон: динь-дон, динь-дон

И. Даль

Плачет горько неваляшка ,
И не может слез унять.
-Что случилось – то, Наташка?
-Я устала стоя спать!

С. Ледкова

Все готовятся ко сну,
Зайки, мишки, кенгуру.
Только куколка одна
Все танцует у окна.
Кукла эта – неваляшка
Яркая на ней рубашка.
Положу ее в кровать,
Может там захочет спать.

Л. Фиросова-Сапронова

Мне купили неваляшку
В яркой розовой рубашке;
Шапочка её в кружочках.
Ямочки на круглых щёчках,
А глазки – удивляются,
А губки – улыбаются.
Вместе с ней мы ели кашу
И за папу, и за Дашу,
И за бабу, и за деда…
Спать пошли мы, пообедав,–
Но сон не получается,
Игрушка не валяется.
Я и песенки ей пела,
– Динь-дилень,– она звенела.
Вот какая непослуха,
Колокольчик-озоруха…
Мои глаза смыкаются.
Она стоит – качается.

Т. Пучнина

Цветная неваляшка ,
Забавная игрушка.
Она – очаровашка,
Смешная веселушка.
Танцует и поёт,
Но стоит положить,
Тот час она встаёт,
Опять начав кружить.

Т. Второва

Не укладывайте спать
Неваляшку на кровать!
Всё равно он встанет снова,
Тяжела его основа,
Голова его легка –
В ней ни капельки нет сна!

Т. Гетте

До чего ж забавен, глянь-ка,
Неваляшка Ванька-встанька!
На меня таращит глазки,
Требует любви и ласки.
Я кладу его в кровать-
Он пытается вставать!
Чуть прижму его ладошкой,
Он поддастся, но немножко-
Стоит руку мне отнять,
Продолжает он стоять!
Что ни попрошу, в ответ
Головой качает- нет!
Утверждает моя мама,
Что, как Ваня я упряма!
Пусть Ванюша не послушен,
Только мне он очень нужен!
Знают взрослые и дети-
Важно нужным быть на свете!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 г.о.г.Выкса

Конспект

регламентируемой образовательной деятельности в средней группе ДОУ

по образовательной области «Речевое развитие»

по теме «Обучение рассказыванию «Наша неваляшка».

Выполнила:

воспитатель Золотухина Н.Е.

2017 г.

Задачи:

Образовательные: учить детей , следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога; продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении;

Развивающие: развивать связную речь; внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к игрушкам.

Материал: Коробка с неваляшкой .

Литература: В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». Средняя группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 29-30 с.

Ход РОД:

(Воспитатель ставит на стол коробку).

Воспитатель : Ребята, утром почтальон принёс нам в садик посылку с надписью «Игрушка». Интересно вам, что здесь?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда нужно отгадать загадку:

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь - хочет встать.

Поупрямее барашка

Эта кукла - ...

Дети : : Неваляшка.

Воспитатель : Молодцы! ( Достаёт из к оробки неваляшку и ставит её спиной к детям ) . Давайте попросим неваляшку повернуться к нам ! Для этого нам нужно всем вместе попросить.

Дети (хором просят) : Неваляшка , повернись!

(Неваляшка не поворачивается) .

Воспитатель : Ребята, неваляшка не хочет поворачиваться к нам. Как вы думаете, почему?

Дети : Обиделась на нас.

Не хочет.

Нужно сказать волшебное слово.

Воспитатель : А кто попробует позвать неваляшку , не забыв сказать волшебное слово!

Юля : Неваляшка , повернись к нам, пожалуйста!

Воспитатель : Умница, Юля! Хвалю за то, что правильно выбрала замечательное вежливое слово.

(Воспитатель поворачивает неваляшку . Дети рассматривают ее.)

Воспитатель : Ребята, скажите, пожалуйста, какие у нее глаза?

Дети : Голубые, большие, с длинными ресницами.

Воспитатель : Тех, у кого голубые глаза, называют голубоглазыми. Посмотрите-ка друг другу в глазки. Кто у нас голубоглазый?

Дети : Вика.

Воспитатель : Наша неваляшка очень красивая . У нее большие голубые глаза, длинные ресницы, румяные щечки, розовые губки. Она не только красивая , но еще и нарядная, не правда ли?

Дети : Да, нарядная!

Воспитатель : Кто сможет рассказать про наряд неваляшки?

Настя : На ней яркое красное платьишко с белыми пуговицами, на голове - красная шапочка.

Воспитатель : Красная шапочка с белым отворотом. . Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Давайте покажем как.

Физминутка « Веселые игрушки»:

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)

(Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку , подсказывая им план рассказа.)

Воспитатель : Наша неваляшка хороша собой . У нее…

Дети : Большие голубые глаза, длинные ресницы. Румяные щёчки. Розовые губки.

Воспитатель : Наша неваляшка – нарядная кукла . На ней…

Дети : Яркое красное платьишко с белыми пуговицами, а на голове красная шапочка с белым отворотом.

Воспитатель : Наша неваляшка – веселая игрушка . Она..

Дети : Она качается из стороны в сторону и весело звенит.

Воспитатель : А кто хочет рассказать о нашей неваляшке сам, поднимайте руку.

(Воспитатель просит подойти Кирилла поближе. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу.)

Воспитатель : Наша неваляшка – какая ? Продолжай, Кирилл.

Кирилл : Красивая. Наша неваляшка красиво танцует , она музыкальная.

Воспитатель : Павлик, теперь твоя очередь. Наша неваляшка в каком платье ?

Павлик : Наша неваляшка в красивом красном платье.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы все верно рассказали. Мы сегодня учились рассказывать про неваляшку, и у вас это очень хорошо получилось. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует неваляшку, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и весёлая. Не стесняйтесь говорить хорошее нашей гостье, неваляшке, и друг другу.