Кружок по аппликации в средней группе доу. Планирование кружка «Волшебная бумага» в средней группе ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 308 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«НАКЛЕЙ-КА »

в средней группе «Мальвина»

ВОСПИТАТЕЛЬ

МБДОУ № 308

Рудакова А.Ю.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления . Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация . Аппликация в детском саду - эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы .

Виды аппликации:

    предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

    сюжетная, отображающая те или иные события;

    декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.

Цель работы кружка : формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Основные задачи :

    формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

    учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);

    учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;

    умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

    учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);

    обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

    развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

    развитие речевых навыков;

    развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

    воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

    воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Форма работы с детьми:

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 20-25 минут.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста (4-5лет). Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 9 месяцев .

Ожидаемые результаты работы: решение задач данной программы поможет детям:

    уметь украшать свою работу различными материалами;

    уметь планировать работу по реализации замысла;

    предвидеть результат и достигать его;

    мастерить игрушки, сувениры, создавать объемные картины, композиции.

    развить активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

    уметь находить новые способы для художественного изображения;

    передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

    использовать различные приемы и техники при выполнении аппликации.

Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА:

    цветной картон для фона,

    гофрированная бумага,

    цветная бумага,

    салфетки,

    фольга,

    клеенки,

    ножницы,

    клей-карандаш,

    простые карандаши,

    различный природный материал,

    разные номера кисточек

    скотч

    крупа

    ткань

    цветная двусторонняя бумага, тонированная бумага

    ватные диски.

Учебно-тематический план:

Месяц

Тема занятий

Кол-во

часов

Сентябрь

Вводное занятие

Мозаичная аппликация

Октябрь

Накладная аппликация

Ноябрь

Обрывная аппликация

Декабрь

Объемная аппликация из бросового материала

Январь

Аппликация из ваты

Февраль

Аппликация из крупы, ниток, яйца, макарон

Март

Подделки из природного материала

Апрель

Аппликации из цветной и гофрированной бумаги

Май

Аппликации из ткани

Перспективный план

Сентябрь (мозаичная аппликация)

Цель занятий : научить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги, соблюдая расстояние между ними, пока не заполнится весь рисунок; учить подбирать квадратики по образцу; учить намазывать клеем небольшой участок рисунка.

1.Вводное занятие.

2. Беседа: «Что такое аппликация и зачем она нужна».

3.«Яблочко».

4.«Листик».

5. «Бабочка».

6. «Грибок».

Октябрь (накладная аппликация)

Цель занятий : научить накладывать и наклеивать детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру; научить задумывать образ и последовательно его создавать; закреплять умение аккуратно намазывать клеем детали аппликации.

1.Беседа: «История ножниц».

2. «Солнышко» (из ладошек).

3. «Цветочки».

4. «Бабочка» (из геометрических фигур).

5. «Петушок» (из ладошек).

6. «Совушка».

7. «Лев» (из кругов).

8. «Веселый осьминожка» (из ладошек).

Ноябрь (обрывная аппликация)

Цель занятий : научить конструировать изображение из клочков бумаги; учить обрывать края бумаги, закругленной формы; учить скатывать большие и маленькие комочки из бумаги; учить самостоятельно придумывать и изготавливать композиции.

1. Беседа: «Виды аппликации».

2. « Деревья».

3 .« Яблочный сад».

4.« В саду много ягод и цветов» (коллективная работа).

5. «Кудрявое облачко».

6. «Первый снегопад».

7. «Море».

8. «Зверюшки» (самостоятельно).

Декабрь (объёмные аппликации из бросового материала)

Цель занятий : научить аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне и вырезать фигурки; воспитывать терпение; продолжать развивать творческие способности.

1.Беседа: «Какая разная бумага».

2. «Зимушка, зима».

3. «Зимушка, зима» (часть 2).
4. «У крашение на елку» (снежинка).

5. «Украшение на елку» (часть 2).

6. «Открытка Веселый хоровод».

7. «Открытка Веселый хоровод» (часть 2).

8.«Елочка».

Январь (аппликации из ваты)

Цель занятий : научить накладывать и наклеивать вату на изображенный силуэт; закреплять знания о новых видах ручного труда; обобщать знания о зиме.

1. Беседа: «Аппликация из …..».

2.« Зайчик».

3. «Барашек».

4. «Веселый снеговик».

5. «Картина зимний лес».

6. Аппликация по замыслу детей.

Февраль (аппликация из крупы, макарон)

Цель занятий : научить накладывать и наклеивать крупу на готовый силуэт; учить оформлять макаронными изделиями; закреплять приемы лепки, как сопутствующие аппликации; развивать фантазию, творчество.

1.Беседа: «Бывает ли съедобная аппликация?».

2. « Декоративные узоры на круге» (поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).

3. « Декоративные узоры на круге» (поделка из семян тыквы, арбуза и семечек) (часть 2).

4. «Цыплёнок» (аппликация из крупы).

5.«Цыплёнок» (аппликация из крупы) (часть 2).

6.«Экзотические рыбки» (аппликация из семян тыквы)

7.«Открытка ко дню защитника отечества» (аппликация из макарон).

8.«Открытка ко дню защитника отечества» (аппликация из макарон) (часть 2).

Март (аппликация из природного материала)

Цель занятий : научить изготавливать аппликацию из природного материала; закреплять приемы работы с пластилином; развивать фантазию, творчество.

1.Беседа: «Что такое флористика».

2.«Зверушки» (из шишек).

3.« Зверушки» (часть 2).

4. «Кораблики» (из листьев).

5. «Кораблики» (часть 2).

6. «Цветочки» (корзинка для мамы).

7. «Цветочки» (часть 2).

8. Аппликация по замыслу.

Апрель

(аппликация из цветной и гофрированной бумаги)

Цель занятий : научить самостоятельно вырезать детали для аппликации; продолжать учить создавать образы из цветной и другой бумаги; научить самостоятельно готовить детали для аппликации; воспитывать желание работать в команде.

1.Беседа: «Правила обращения с ножницами».

2. «Первые цветы» (подготовка деталей).

3. «Первые цветы».

4. «Ракеты и кометы» (подготовка деталей).

5. «Ракеты и кометы».

6. «Нарядные крылышки» (подготовка деталей).

7. «Нарядные крылышки».

8. «Корзина с цветами» (коллективная работа).

Май (аппликация из ткани и нити)

Цель занятий : познакомить с техникой вытягивания ваты из комочка; научить технике изготовления аппликации из ниток; продолжать учить равномерно намазывать клеем участки изображения; научить выполнять аппликацию из ткани.

1. Беседа: «Откуда нитки к нам пришли».

2. «Морковка» (из пряжи).

3. «Верба» (из ваты и ниток).

4. «Красивое платье» (из ткани).

Литература

    Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М, «Просвещение», 2010г.

    Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2006г.

    Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.

    Лыкова И.А. «Программа «Цветные ладошки»», М., изд. «Цветной мир», 2014 г.

    Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.

    Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.

    Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.

    Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.

Баранова Людмила
Рабочая программа кружка по аппликации «Цветная фантазия» в младшей группе

Рабочая программа по проведению кружка по аппликации художественно–творческого развития детей

«Цветная Фантазия »

с детьми младшей группы

Программа разработана на основе :

- программы «Цветные ладошки » . Автор : Лыкова И. А. - ООО «Карапуз - дидактика» , 2007. Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Цель программы :

Развивать творческие способности, фантазию , воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.

Основные задачи :

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии , смелости в изложении собственных замыслов;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Учить создавать коллективные работы .

На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию , цветовосприятие , образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе :10 минут-15 минут.

Всего 34 занятие.

Срок программы 1 год . Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы . К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с ножницами и клеем ; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

Список детей посещающих кружок :

1 Силайчева Оля

2 Каланчина Вика

3 Давлятова Мариям

4 Травина Дарина

5 Мосиян Карина

6 Болотова Олеся

7 Хатунцева Венера

8 Горлова Катя

9 Медведев Тимофей

10 Матыцев Андрей

11 Воронина Катя

12 Медведева Соня

13 Талобаев Рома

14 Острикова Алина

Перспективный план по аппликации в младшей группе

Дата Название Программное содержание

Занятие 1 Тень-тень, потень, -вот какие у нас картинки! Знакомить с силуэтными картинками как видом изображения предметов. Учить рассматривать силуэтные изображения, узнавать, называть, обводить пальчиком, обыгрывать. Инициировать игры с тенью. Вызвать интерес к теневому театру. Развивать эстетическое восприятие, координацию в системе» глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, уверенность, активность.

Занятие 2 Ножницы разговаривают Учить детей правильно держать ножницы, осуществлять ими «холостые» движения, обучать технике безопасности при работе с ножницами

Занятие 3 Вот какие у нас листочки. Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации : наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы . Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Занятие 4 Пушистая тучка. Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина модульным способом-отщипывать кусочки, прикладывать к фону и прикреплять (прижимать, примазать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков пластилина разного цвета . Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой) .Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.

Занятие 5 Билетики Учить держать правильно ножницы, разрезать ими бумагу

Занятие 6 Флажок Учит клеить флажок из 2 элементов разного цвета .

Занятие 7 Дорожка для куклы Учить детей наклеивать чередуя круг и квадрат по линии, развивая о поощряя самостоятельность.

Занятие 8 Платье в горошек Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику.

Занятие 9 Лоскутное одеяло. Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков : наклеивать фантики на основу (2 на 2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ . Подвести к практическому освоению понятия» часть и целое

Занятие 10 Снеговик-великан.. Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки из ваты, мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом .Учить наблюдать за оформительской работой педагога

Занятие 11 Колобок покатился по лесной дорожке. Учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики : сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук . Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами.

Занятие 12 Разноцветные камешки Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами, учить мять бумагу, скатывая из неё комочки, приклеивать их к картону, формировать интерес и положительное отношение к работе .

Занятие 13 Веселый снеговик Учить приклеивать три круга друг над другом, самые маленькие – ручки, знакомить с зимними героями.

Занятие 14 Праздничная ёлочка Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки) . Продолжать учить элементам бумажной пластики : разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки-хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды) . Разнообразить технику наклеивания : обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма . Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности.

Занятие 15 Снеговик-великан. Снеговик-великан.

Задачи. Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки из ваты, мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части) . Учить наблюдать за оформительской работой педагога . Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

Занятие 16 Вот какие у нас кораблики! Вызвать интерес в созданию коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейкам» (на основе рисунков) . Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера) . Закрепить навык наклеивания готовых форм. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность.

Занятие 17 Пирамидка Пирамидка – одна из любимых игрушек малышей. Подобным образом придумывайте различные игры с ней, подключайте ваши игрушки.

Занятие 18 Вот какие у нас цыплятки. Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят : по выбору педагога-рисовать или делать аппликации . Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова-круги разной величины, тонкие ножки, на голове-клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета . Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности.

Занятие 19 Вот какой у нас букет! Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков : выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета) . Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики-из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.

Занятие 20 Салфетка- коллективная работа Продолжать учить делать коллективные работы , украшая салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в хаотичном порядке.

Занятие 21 Утята Формировать у детей пространственные представления – учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, формировать положительный интерес.

Занятие 22 Воздушные шарики Закреплять у детей практические навыки аппликации , учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их.

Занятие 23 Облака на небе Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону.

Занятие 24 Крошки для птичек-коллективная работа Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение.

Занятие 25 Полосатый коврик Продолжать учит разрезать бумагу по нарисованным линиям, подбирать сочетания цветов , использовать в речи их названия, ориентироваться в пространстве-располагая детали в определённом порядке.

Занятие 26 Свободное вырезание Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами, соблюдая меры предосторожности.

Занятие 27 Вагончик Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их.

Занятие 28 Грибы Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу.

Занятие 29 Самолет Показать детям способ составления самолёта из трёх полосок разной длины, закрепив обыгрыванием и чтением стихов.

Занятие 30 Божьи коровки Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет.

Занятие 31 Цветочная поляна-коллективная работа Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги , наклеивая их на картон, правильно располагая.

Занятие 32 Мячики Учить детей наносить пальцем клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой, закреплять знания о различных цветах .

Занятие 33 Красивая бутылка Научить наклеивать кусочки клейкой бумаги на объёмный предмет, формировать интерес к аппликации .

Занятие 34 Салют Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги.

Диагностика

1. Создает изображения предметов из готовых фигур.

2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

3. Подбирает цвета , соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Результаты :

Низкий уровень-1 балл;

Средний уровень- 2 балла;

Высокий уровень- 3 балла.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 87

Центрального района Санкт - Петербурга

Рабочая программа

кружка

«Разноцветная планета »

для детей среднего дошкольного возраста

Разработала Спирова Н.А.

2016-2017 гг

  1. Пояснительная записка……………………………………………..3
  2. Цели и задачи………………………………………………………..4
  3. Основные формы и методы работы………………………………..5
  4. Материально-техническое обеспечение…………………………...5
  5. Учебно-тематический план…………………………………………6
  6. Перспективный план кружка……………………………………….7
  7. Заключение…………………………………………………………11
  8. Литература…………………………………………………………12

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.

Учебная программа реализуется по средствам основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и дополнена программой под ред. А.Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой обучения дошкольников работе с бумагой в средней группе в детском саду. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом школьного образования требованиями.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Этому я хочу научить детей своей группы. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Актуальность и новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ подходы.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно, у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила, что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией.

2.Цели и задачи

Создавая программу кружка «Разноцветная планета» перед собой поставила цели и задачи.

Цели:

1. Развивать мышление, воображение

2. Мелкую моторику рук;

3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Задачи :

1.Сформировать у детей интерес к видам труда.

2.Познакомить со свойствами материалов.

3.Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.

4.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

5.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.

6.Способствовать развитию конструктивной деятельности.

7.Развивать твёрдость рук, технические навыки.

8.Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.

Возраст детей: 4-5 лет.

Срок реализации: 1 год.

Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек- раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.

В программу кружка «Разноцветная планета» входит ряд разделов:

  • Работа с бумагой и картоном ;
  • Работа с тканью и нитью ;
  • Работа с природным материалом ;
  • Работа с бросовым материалом ;

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду. В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

3.Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • частично- поисковый;
  • практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

4.Материально-техническое обеспечение:


1. Наглядные материалы:
Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
Простые и цветные карандаши
4. Методическое обеспечение.
Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».

5.Учебно-тематический план

Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня.

Месяц

Тема занятий

Кол-во

Октябрь

Вводное занятие

Мозаичная аппликация

Ноябрь

Обрывная аппликация

Декабрь

Объемная аппликация из бросового материала

Январь

Аппликация из ваты

Февраль

Аппликация из крупы, ниток, яйца, макарон

Март

Подделки из природного материала

Апрель

Аппликации из цветной и гофрированной бумаги

Май

Аппликации из ткани

6.Перспективный план кружка

Месяц

Тема занятия

Цели, задачи

Октябрь

(мозаичная аппликация)

1.Вводное занятие

2.Беседа «Как появились ножницы».

3.«Яблочко».

4. «Листик».

3. Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.

4. Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.

Ноябрь

(обрывная аппликация)

1.« Деревья».

2 .« Яблочный сад».

3.« В саду много ягод и цветов».

4. «Зверюшки».

1. Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.

2. Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение.

3. Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).

4. Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.

Декабрь

(объёмные аппликации из бросового материала)

1. «Зимушка, зима».

2.Украшением на елку (снежинка).

3. Открытка «Веселые хоровод».

4.«Елочка»

1. Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.

2. Воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.

3. Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

4. П родолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.

Январь

(аппликация из ваты)

1.« Зайчик»

2. «Барашек»

3. «Веселый снеговик».

4. «Картина зимний лес».

1. Учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

2.Продолжаем учиться делать аппликацию из ваты, скатывать кружки и приклеивать к цветному картону.

3. Уточнить и обобщить знания детей о зиме;

4. Закреплять умение придумывать сюжет

Февраль

(аппликация из крупы, яиц, макарон)

2.«Цыплёнок». (Аппликация из крупы).

3.«Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы).

4.«Открытка ко дню защитника отечества».

(Аппликация из макарон).

1. Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество

2.Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.

3. Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.

4. Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.

Март

(аппликация из природного материала)

1.«Зверушки».

2.« Ёжик».

3. «Веточки с листьми»

4. «Беседа о флористике. Картина из листьев»

1. Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.

2. Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.

Апрель

(аппликация из цветной и гофрированной бумаги)

1.« Первые цветы».

2.« Ракеты и кометы».

3.« Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).

4.«Аппликация корзина с цветами ».

1. Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

2. Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).

3. Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.

Май

(аппликация из ткани и нити)

1.«Беседа откуда нитки к нам пришли. Аппликация Верба»

2.«Морковка».

(Аппликация из ниток).

3.«Валентинки».

(Аппликация из резаных ниток).

4.« Красивое платье».

(Аппликация из ткани).

1. Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.

2. Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

3. Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.

4. Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

В результате обучения в кружке дети должны получить знания:

  • О материалах, инструментах;
  • О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
  • О видах декоративно - прикладного искусства ;
  • Об особенностях лепных игрушек;
  • О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, ткань и т.д.)
  • О проектной деятельности.

7.Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».

Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

8.Литература

  1. Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
  2. Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
  3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.
  4. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
  5. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
  6. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
  7. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
  8. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
  9. Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
  10. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.

«Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 61 «Мечта»

Принято на педагогическом совете Заведующий МДОУЦРРР
«__» ______________ 2014 года Детский сад № 61 «Мечта»
Протокол № ___________ _________ М.И. Щетинина

Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию
кружка по аппликации
в средней группе № 5.

Руководитель: воспитатель-
Артемова И.В.

Г. Воскресенска
2014 -2015г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.
Учебная программа реализуется по средствам основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнена программой под ред. А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой обучения дошкольников работе с бумагой в средней группе в детском саду.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом школьного образования требованиями (ФГОС от 17 октября 2013 г. №1155). Так же следующими нормативными документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 23.07.13.
- Концепцией дошкольного воспитания;
Задачи - Сан Пин от 30.07. 2013г.№2.4.1. 3049-13
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.

Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации. Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации.

Программа кружка «Цветная фантазия» разработана на основе программы А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой и поможет организовать интересные и увлекательные занятия для детей.
Цель рабочей программы:
Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребёнку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
В разработанной программе предполагается:
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, фантазию, художественного творчества взрослых и детей.
-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
-освоить навыки работы с ножницами и клеем;
-научиться приёмам преобразования бумаги;
-развивать мелкую моторику рук.
Программа кружка «Цветная фантазия» по аппликации предполагает проведение занятий один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 20 мин. Всего30 занятий.
Средняя группа
Продолжительность(мин.) Количество в неделю Количество в год
20 1 30

Учебно- тематическое планирование.
№ Темы НОД Кол-во
1. Практические 29
2. Итоговая 1

Результатом реализации учебной программы следует считать:
1.Приобщение детей к миру прекрасного,развитие активного интереса к изобразительному искусству.
2.Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи,овладеть разнообразными способами и приёмами аппликации форм, величины, пропорции.
3.Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами
4. Освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приёмам преобразования бумаги.
5.Научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

Материально-техническое обеспечение:
1. Наглядные материалы:
. Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
. Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
. Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
. Простые и цветные карандаши
4. Методическое обеспечение.
. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
. Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
. Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».

Месяц Тема занятия Кол-во занятий Программное содержание Литератур а
СЕНТЯБРЬ 1. «Весёлый клоун» 1 Закрепить умение раскладывать и Малышева А.Н.

наклеивать готовые формы, сопоставлять срт. 27

их с образцом, соотносить по размеру и цвету.

2. «Пирамидка» 1 Учить составлять пирамидку сопоставляя Малышева

формы и размер кругов, закрепить знание стр.21

основных цветов.

3. «Травушка-муравушка» 1 Познакомить детей с ножницами и конспект

основными правилами безопасности при

работе тренировочного упражнения.

ОКТЯБРЬ 1. «Разноцветная матрёшка» 1 Учить располагать узор в пределах Малышева А.Н.

основы неправильной формы Стр.28-34.

(силуэт матрёшки).

2. «Полосатый коврик» 1 Учить подбирать гармоничные цветовые

оттенки. Правильно держать ножницы,

сжимать, разжимать кольца. Техника

безопасности при работе.

3. «Волшебные палочки» 1 Продолжать осваивать работу с ножницами,

правильно держать их, составлять

изображения из полосок

4. По замыслу 1 Продолжать составлять изображения

по замыслу. Творческие способности, умение самостоятельно составлять фигуры

. НОЯБРЬ 1. «Праздничные флаги» 1 Закрепить умение разрезать полосы Богатеева З.А.

Поперёк и составлять композицию из флажков стр. 96

В виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету.

2. «Шарфик для Мишутки» 1 Учить располагать подготовленные фигуры, Малышева А. Н

чередуя их по величине и форме. Продолжать Стр.16

отрабатывать умения правильно держать ножницы.

3. «Грузовичок» 1 Научить создавать знакомые предметы, Малышева.

срезая углы у прямоугольника и квадрата, стр. 33

закрепить знание геометрических фигур.

ДЕКАБРЬ 1. «Мозаика» 1 Развивать воображение, чувство цвета "Аппликация в

и умение трансформировать детском саду»

геометрические фигуры. - стр. 59.

2. «Украсим рукавичку» 1 Составлять узор на основе, Малышева - стр. 35

самостоятельно выбирать элементы украшения

3. «Ёлочки растут в лесу» 1 Учить вырезать треугольники и Богатеева З.А

составлять из них ёлочку: варьируя величину. - стр.97

частей, наклеивать на основу, украшать фон снежинками

4. «Новогодняя открытка» 1 Учить аккуратно, наклеивать элементы, «Аппликацией в

не размазывая клей на основ. детском саду"- стр.70.

ЯНВАРЬ 1. «С Рождеством!» 1 Учить аккуратно наклеивать МалышеваА. Н. -стр.40.

элементы сюжетной композиции

не размазывая клей на основе.

2. «Снеговик» 1 Тренировать умение срезать углы,

равномерно закругляя их, развивать воображение,

глазомер, мелкую моторику рук.

3. «Домик для снегурочки» 1 Формировать умение вырезать Богатеева З. А.- стр.97.

части домика и наклеивать их, украшая узором.

Закрепить приёмы вырезания.

ФЕВРАЛЬ 1. «Строим дом» 1 Продолжать работать с геометрическими Малышева А. Н.-

фигурами, составляя из них изображение стр.37

конкретного предмета (дома).

2. «Открытка папе» 1 Закрепить умение вырезать фигуры

круглой и овальной формы из др. геометрических фигур,

создавать сюжетную композицию к празднику.

3. «Микроавтобус» 1 Научить составлять композицию Стр.39.

из геометрических фигур, изображая автобус.

Тренировать срезать углы, закругляя их.

4. «Красный цветок для мамы» 1 Учить вырезать круги и овалы. Богатеева З.А. стр.100.

Составлять из них цветы, бутоны и стебли с листьями.

Учить радоваться результату.

МАРТ 1. «Подарок маме- 1 Учить осваивать новые приёмы Малышева АН. Стр.38.

декоративная закладка» с бумагой: складывание полоски

бумаги гармошкой, срезание углов,закругление их по

контрольной линии.

2. «По замыслу» 1 Закрепить приёмы складывания

бумаги гармошкой, срезание и закругление углов

в сюжетной композиции.

3. «Одуванчики расцвели» 1 Учить вырезать круги и полоски. БогатееваЗ. А. стр.99

Составлять из них образ одуванчиков, варьируя по

высоте. Воспитывать любовь к природе

АПРЕЛЬ 1. «Скворечник» 1 Учить вырезать части скворечника Богатеева З.А. стр.97

и наклеивать их в определённой последовательности.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

2. «Заюшка» 1 Закрепить умение вырезать Малышева А.Н. стр.42.

фигуры круглой и овальной формы из других

геометрических фигур(круг из квадрата, овал -из

прямоугольника).

3. «Пирамидка» 1 Учить вырезать округлые формы Малышева А.Н. стр.43

из прямоугольника (плавно срезая углы).

Составлять пирамидку и располагать изображение

аккуратно, ровно на листе.

МАЙ 1. «Праздничные шары» 1 Учить вырезать и различать Богатеева З.А. стр.100

Круг. Овал. Составлять композицию

в виде связки шаров разного цвета и размера.

Вызвать радостное ожидание праздника.

2. «Идёт бычок, качается» 1 Итоговое занятие. Закрепить Малышева А. Н. стр. 45

различные приёмы вырезания и сгибания бумаги и

правила техники безопасности при работе с ножницами.

3. «На птичьем дворе» 1 Закрепить умение составлять Малышева А. Н. стр.46

сюжетную композицию из геометрических фигур и

отработку навыка работы с ножницами.