Конспекты нод с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Конспект нод по экспериментальной деятельности «Путешествие в Зазеркалье» (подготовительная группа)

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

" Волшебница вода "

Воспитатель: Калиничева Анастасия Алексеевна

МБОУ «Устьвашская СОШ» СП-ДО «Детский сад «Колосок»

Цель: развивать исследовательскую деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы. З акрепить знания детей о значении воды в жизни человека, Дать детям почувствовать радость открытий, воспитывать любознательность и умение работать парами.

Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. А работают тут ученые и их помощники лаборанты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём несколько экспериментов.

А вот над чем мы будем ставить опыты и эксперименты, вы узнаете, отгадав загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Что такое вода? (ответы детей). Где можно найти воду? Ребята давайте мы с вами посмотрим на глобус. Что такое глобус? (ответы детей) Правильно это макет нашей планеты. Посмотрите на него и скажите какие цвета вы видите на глобусе? (ответы детей). Как вы думаете, что обозначено зеленым цветом? (ответы детей). А что означает голубой цвет на нем? (ответы детей). А какого цвета больше всего на глобусе? (ответы детей). Наша планета на 80% состоит из воды, а суша занимает всего 20% всей территории. Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.

Но прежде, чем мы с вами начнем делать опыты, необходимо изучить правила безопасного поведения в лаборатории:

1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.

2.Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.

3. Не брызгайся водой.

4. Ничего не бери в рот.

5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.

6. Содержи рабочее место в чистоте.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста а вода у нас какая? (ответы детей). А мне сегодня один ученый сказал, что вода густая. Это правда? (ответы детей). А какая? (ответы детей). Ж идкостью называют вещество, которое обладает подвижностью и текучестью. Давайте мы с вами докажем, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Что происходит? (ответы детей). Значит, какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. У воды есть вкус? (ответы детей). Значит вода, какая? (безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? (ответы детей). Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Теперь сделаем вывод: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Скажите ребята а вода всегда только жидкая? (ответы детей). Возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей). Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это тоже вода? Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода, когда замерзает, становится твердой.

Воспитатель: А еще вода бывает в газообразном состоянии. Кто знает как это? (ответы детей). Давайте с вами посмотрим на наш термос. В нем налита горячая вода. Давайте нальем ее в кружку. Смотрите что появилось над кружкой? (ответы детей. А что такое пар? (ответы детей). Давайте мы с вами накроем кружку крышкой, и немного подождем. Что появилось на крышке? (капельки воды). Какой вывод можно сделать из этого? (ответы детей). Где мы в жизни можем встретить пар? (ответы детей)

А теперь мы немного разомнемся. Выходим в центр группы и встаем в круг
Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),

Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе раз - это брасс (круги двумя руками вперёд),

Одной, другой - это кроль (круги руками поочерёдно),

Вот поплавали мы с вами,

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.

Воспитатель: Я знаю еще один очень интересный опыт. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плавали? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А кто из вас плавал в море? А вы знаете что в море очень легко плавать. А кто знает почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит), абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
В одной банке - простая вода, а в другую - добавляется соль. В пресной воде - яйцо тонет, а в соленой - плавает.

Какой вывод можно сделать: в соленой воде плавать легче, вода с солью выталкивает на поверхность.
Ребята скажите, а любую воду может пить человек? (ответы детей). Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. В этом стаканчике находится грязная вода. Скажите, мы можем сделать так чтобы вода стала чистой? (ответы детей). А как? (ответы детей). Что используют для очистки воды? (фильтр).Сейчас мы с вами попробуем очистить воду от грязи. Пододвинте к себе пустой стаканчик и стаканчик с грязной водой. На пустой стаканчик положите промокашку. С ее помощью мы попробуем очистить воду. И потихонечку перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что стала с водой? (ответы детей). Наша вода прошла через наш фильтр а вся грязь осталась на фильтре. Какой вывод можно сделать? Грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А как можно охранять воду? (вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим).

А сейчас я хочу вручить моим маленьким лаборантам памятные медали.

Впереди нас ждут много новых открытий , поэтому до новых встреч в лаборатории «Удивительных превращений».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 «Золотая рыбка»

Конспект НОД

по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

"Сладкие опыты"

Подготовила и провела: Скворцова Н.В.

2017г

Описание материала: Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные опыты помогут детям по другому взглянуть на свойства сахара и приобрести новые знания. Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. 2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека. 3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности. 4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром. 5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы. 6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности. Оборудование: У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы. У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша. Мультимедийная установка.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся гостям, друг другу и мне. Скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория? Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории: - без разрешения ничего не трогать; - слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я; - ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать? Перед каждым ребенком лежат мешочки. Возьмите в руки мешочки. - Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т.д.) - Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей) - Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей) - Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд), которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд), удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд). - Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе. - Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он…(ответы детей). Правильно: сыпучий. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара) - А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (Ответы детей) Каждое свойство сахара подкрепляется символом. - Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром? (предположения детей) - Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром? (ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды? Вывешиваются соответствующие символы. - Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем. Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов. - Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете. Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха. - Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей). - Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного сахара и буду его нагревать. (опыт демонстрируется в системе онлайн). Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром? (Ответы детей). - Какой вывод можно сделать? -Ребята, вам нравится быть исследователями? Что вы можете рассказать о свойствах сахара? - обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару) - Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым. - Что Вам напоминает твердый сахар? - А хочется вам попробовать лизнуть? Я так и думала, поэтому дома, специально для вас приготовила леденцы. Но прежде чем угостить вам леденцами, я хотела бы спросить: понравилось вам занятие? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

" Волшебница вода "

Цель: развитие исследовательской деятельности.

Задачи: Закрепить знания об основных свойствах воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовывать эксперимент и получать результат.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3. Чтение художественной литературы.

4. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материалы для НОД:

- Прозрачные одноразовые стаканчики, одноразовые пластиковые ложки, молоко, вода питьевая, краски, кисти, соломинки для питья, сок, лимон, сахар, фартуки, карточки – схемы с алгоритмом выполнения опытов.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, пока я проветривала группу, к нам в окно залетела снежинка... а на ней что-то написано. Кто сможет прочесть?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан

И летаю, и бегу,

Неподвижной быть могу.

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

И снежинка вырезная.

Вы узнали без труда,

Называюсь я … (вода)

Догадались, о чём пойдёт у нас сегодня разговор? (ответы детей) Мы с вами поговорим о воде.

Показать на столе глобус, спросить у детей:

Что это? (ответы детей)

А что такое глобус? (модель нашей Земли)

В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А голубым цветом что обозначено, как вы думаете? (вода)

А если я сильно раскручу глобус, какого цвета станет наша планета? (ответы детей) Правильно, весь глобус будто окрасился голубым цветом.

А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса (слайд 1 с изображением Земли из Космоса) На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на Земле!

Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (ответы детей) Правильно, это реки, озёра, моря, океаны (слайд 2 с изображением рек, озёр, морей, океанов)

Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей) (нужна всем: и растениям, и животным, и птицам и человеку) (слайд 3 с изображением необходимости воды всему живому)

А для чего вода нужна человеку? (ответы детей)

Откуда берётся вода в кране? (слайд 4 откуда берется вода в кране)

Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается (из реки). Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, затем через фильтр, чтобы стать чистой. К воде нужно относиться бережно, не оставлять открытыми краны.

Чтобы направить силу воды на пользу человеку, в лабораториях работает много учёных.

А что такое лаборатория? (ответы детей)

А как нужно вести себя в лаборатории?

А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды (музыка волшебства):

Вправо, влево повернись,

В Лаборатории Воды окажись!

Вот мы с вами и в Лаборатории! Для того чтобы начать работу, что нужно сделать? (надеть фартуки). Мы будем проводить 4 опыта, нам нужно разделиться на группы. Как вы думаете, на сколько групп нужно разделиться? (на 4)

Ребята, а как можно разделиться на 4 группы? (ответы детей) Предложить разделиться по счёту (1, 2, 3, 4-ый).

А для того, чтобы работа в группах была эффективной и организованной, нужно выбрать…кого? (руководителя)

А как вы думаете, какие обязанности у научного руководителя? (ответы детей) Посовещайтесь и выберете руководителя.

Давайте вспомним правила при проведении опытов (правила: Внимательно слушать руководителя. Точно выполнять указания руководителя. Аккуратно работать с оборудованием. В конце опытов делать выводы.)

(На столах у каждой группы лежат карточки с алгоритмом выполнения опыта, оборудование для проведения опытов)

Перед работой нам необходимо размять наши руки: (пальчиковая гимнастика)

Приступаем к работе, у вас на столах лежат карточки, на которых показана последовательность выполнения опыта.

1 опыт «Вода прозрачная?»

А как это проверить на опыте? (в оба стакана с жидкостями опустить ложечки, в стакане, где ложку видно – вода, где не видно – молоко)

2 опыт «Какого цвета вода?»

(нужно обмакнуть кисточку в краску и прополоскать кисточку в стакане с водой, вода окрасилась). Сделайте вывод: вода примет цвет того вещества, которое в ней растворили.

3 опыт: «Есть ли у воды вкус?»

Как вы думаете, есть ли у воды вкус? Возьмите соломинки и попробуйте сок в стакане. Какой он на вкус? (сладкий) А теперь попробуйте воду, какая она на вкус? (безвкусная) А чтобы вода стала кислой или сладкой, что нужно сделать? (добавить капельку лимона или кусочек сахара) Проведите опыт, сделайте вывод. (Если в воду добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретет вкус того, что в ней растворили)

4 опыт «Есть ли у воды запах?»

Ребята, понюхайте чистую воду в стакане, чем пахнет? (ничем) А если в воду добавить какое-нибудь вещество с запахом, что будет? Проведите опыт, сделайте вывод. (Чистая вода не имеет запаха. Но если в воде растворить какое-нибудь вещество с запахом (лимон), то вода приобретёт запах того, что в нее добавили).

Мы закончили эксперименты. Давайте снимем фартуки. А для того, чтобы нам вернуться в группу, нужно снова произнести волшебные слова:

Вправо, влево повернись,

Снова в группе очутись . (музыка волшебства)

Музыкальная минутка (под песню из мультфильма «Барбарики» «О дружбе»).

Присесть на стулья. А теперь я предлагаю каждому из «научных руководителей» рассказать о проводимых опытах. «Руководитель» первой группы расскажет о первом опыте, второй о втором и так далее.

Расскажите, какой опыт мы проводили, какой вывод вы сделали?

Что вы сегодня вечером расскажите дома, где вы побывали? Что нового узнали?

Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (ответы детей) Я тоже не верила, но, оказывается, учёные проводили опыты с замёрзшей водой и выяснили: вода слышит. Учёные говорили воде добрые, хорошие слова, включали красивую музыку, звуки леса, пение птиц, потом замораживали воду и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп (слайд 5 с изображением красивых кристаллов воды).

Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми (слайд 5 с изображением ломаного кристалла воды).

Вот и получается, что наша вода способна слышать, значит, она живая. А всё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (ответы детей)

Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе стаканчики с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей здоровья и добра. А теперь давайте её выпьем, а она с нами в ответ поделится здоровьем и добром. Никогда не ругайтесь!

А что же случилось с нашей гостьей-снежинкой? (ответы детей) Верно, она растаяла и превратилась в капельки воды, которые она оставила вам на память (вручить капельки-медальки)


НОД в подготовительной группе. «Опыты с водой»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах

Воды.

Задачи:

Ход занятия

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

Молодцы, ребята!

Физкультминутка:

Делать так руками нужно:

Вот поплавали мы с вами,

3. Не брызгайся водой.

4. Ничего не бери в рот.

Раз -налево, два -направо,

Три –наверх, четыре –вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Объяснение опыта

Объяснение опыта

Опыт №3 «Радужный стакан»

Объяснение опыта

Объяснение опыта

Подкрашенная вода впитывается стеблем растения и поднимается до цветка. Сначала новый оттенок появляется лишь на кончиках лепестков. Через три дня почти все цветы будут «перекрашены».

Молодцы, ребята!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Опыты с водой»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах

Воды.

Задачи: Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов,

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Ход занятия

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете что такое лаборатория? (ответы детей)

Вам интересно узнать, с каким веществом мы будем проводить опыты? (ответы) Вы узнаете, отгадав загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода? (ответы детей)

Назовите уже известные вам свойства воды. (ответы детей)

Для чего нужна вода? (ответы детей)

Любую воду может пить человек? (ответы детей)

Молодцы, ребята!

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),

Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперёд),

Одной, другой – это кроль (круги руками поочерёдно),

Вот поплавали мы с вами,

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.

Нам пора с вами отправляться в лабораторию «Удивительных превращений». Но прежде, чем мы с вами начнем делать опыты, необходимо изучить правила безопасного поведения в лаборатории:

1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.

2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.

3. Не брызгайся водой.

4. Ничего не бери в рот.

5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.

6. Содержи рабочее место в чистоте.

Юные лаборанты, надевайте фартуки и шапочки и занимайте свои рабочие места. Чтобы нам лучше сосредоточиться предлагаю сделать зрительную гимнастику:

Раз -налево, два -направо,

Три –наверх, четыре –вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Опыт №1 «Тонет - не тонет» (опыт с яйцом)

Детям предлагается сделать растворы из соли и воды разных концентраций и опустить в них яйцо, а затем сделать вывод.

Объяснение опыта

Средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается, и яйцо уже не тонет в ней. Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.


Опыт №2 «Подводная лодка» (виноград и газированная вода)

В стаканчики наливается газированная вода и дети опускают виноградинки в воду, наблюдают и делают выводы.

Объяснение опыта

Виноград немного тяжелее воды, поэтому сначала виноградинка опустится на дно. Но на ней сразу же будут образовываться пузырьки газа. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучится. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка.

Опыт №3 «Радужный стакан»

Дети делают сахарные сиропы разных концентраций, окрашивают их в разные цвета, а воспитатель берет сиропы, начиная с самого слабого, и наливает их в один стакан.

Объяснение опыта

Разноцветные слои не перемешались из-за того, что в сиропах разная концентрация: сироп с меньшей плотностью окажется наверху, а с большей- внизу.

Опыт № «Вода течет вверх» (окрашивание цветов)

Воду окрашиваем с помощью пищевых красителей в разные цвета, затем помещаем в растворы цветы белого цвета. На следующий день оцениваем результат.

Объяснение опыта

Подкрашенная вода впитывается стеблем растения и поднимается до цветка. Сначала новый оттенок появляется лишь на кончиках лепестков. Через три дня почти все цветы будут «перекрашены».

Молодцы, ребята!

Вы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей). Впереди нас ждут новые открытия, до новых встреч в лаборатории «Удивительных превращений».


Конспект НОД по экспериментированию в старше - подготовительной группе.

Цели и задачи:
Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование; Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; Учить договариваться между собой; Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
столы, накрытые клеенкой, соль, сода, перманганат калия, одноразовые прозрачные стаканчики, 2 баночки с акварелью желтого и синего цветов, 2 сырых яйца, мерные ложечки, пипетки, колонка со спокойной музыкой.
Рекомендации к проведению : перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и послушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на доске появляется картинка). Правильно. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.
Опыт №1 «Вода - это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода - это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей : Вода имеет твёрдое свойство.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка: воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то качают головой.
Игра "Бывает - не бывает".
.Воздух бывает теплый? (Бывает).
. Воздух бывает чистый? (Бывает).
. Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
. Воздух бывает легкий? (Бывает).
. Воздух бывает грязный? (Бывает).
. Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
. Воздух бывает холодный? (Бывает).
. Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Опыт №3 «Вода имеет плывучесть»
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки) . Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду) . А где легче всего плавать? (Дети: в море ) . А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит) , абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

В одной банке - простая вода, а в другую - добавляется соль. В пресной воде - яйцо тонет, а в соленой - плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине. Вывод: в соленой воде плывучесть легче.

Опыт №4 «Палитра красок»
- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? ( Дети: акварель ) . У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий) . Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый) .

Опыт №5 «Окрашивание воды»

Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем) .
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый) . А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной) .

А теперь нам нужно снова отдохнуть.(встаем в круг)

Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №6 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.

Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе» . Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе.

Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода - одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.

Воспитатель : Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода» .

Вы, слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду ее найдете, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране . Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить : Без нее нам не прожить!

Воспитатель : Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель : Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.