Герб беларуси. ПДД РБ — Правила Дорожного Движения

Любая, даже самая маленькая страна гордится своими государственными символами. Но официальный герб Беларуси до сих пор является предметом разногласий между органами власти и оппозицией, которая категорически не хочет принимать в качестве главного символа страны образец, оставшийся от советских времен.

Действующий символ страны

На сегодняшний момент описание герба Беларуси зафиксировано в законе «О государственных символах Республики Беларусь», принятом в 2004 году. Он представляет собой достаточно сложную конструкцию и имеет следующие детали:

  • обозначенная зеленым контуром граница страны;
  • земной шар и восходящее солнце, как символ процветания;
  • венки, справа – из колосьев и цветков льна, слева – из колосьев и клевера;
  • красно-зеленая лента с надписью на белорусском языке – «Республика Беларусь» (концы ее обвивают венки);
  • пятиконечная звезда, которая располагается по центру в верхней части.

Предыдущий подобный герб был принят в 1950 году, его автор – Иван Дубасов. В ХХ столетии белорусский главный символ несколько раз менялся кардинальным образом.

Праздник независимости

В 1991 году Беларусь после распада СССР, наконец, обрела независимость, в стране были введены новые государственные символы, в том числе флаг, гимн и герб. На самом деле они не были абсолютно новыми, наоборот, это был своеобразный экскурс в далекую историю, использование средневековых символов подчеркивало связь поколений и времен, и, прежде всего, отсылало к временам Великого Княжества Литовского.

Государственный герб имел свое название «Погоня» и представлял собой изображение вооруженного всадника серебряного цвета на красном щите. В его правой руке – меч, в левой – щит, украшенный изображением золотого креста с шестью концами. Авторами нового герба выступили известные белорусские художники Владимир Круковский и Евгений Кулик.

В результате референдума, проведенного в стране в 1995 году, был возвращен герб Белорусской ССР, в который были внесены незначительные изменения.

Назад, в будущее

После Октябрьской революции и образования Белорусской ССР встал вопрос о приобретении республикой новых символов. В 1920–26 гг. герб был схож с гербом Российской Федерации. В 1927 утверждена новая форма, которая очень близка к современной. Изюминкой стала надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» на четырех языках - кроме белорусского языка, еще и на русском, польском и идише.

В 1938 году исчезли надписи на польском языке и идише, а вместо цветков льна изображались коробочки. Кроме того, на всех видах белорусского (советского) герба присутствовали серп и молот, но несколько раз за всю историю цвет их менялся с золотого на серебряный, и наоборот.

З десь Вы можете скачать правила дорожного движения —

ПДД нужно знать не только для сдачи экзамена правил дорожного движения в ГАИ но и для безопасного вождения автомобиля.

Т рудно представить, как без свода правил, регулирующих взаимоотношения между разными индивидуумами, субъектами хозяйствования, и т.д. Нас конечно-же интересует свод законов — ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ; — коротко ПДД РБ (республики Беларусь).

П еречислять правила дорожного движения мы, конечно не будем, это скучно и муторно. Пусть Мы просто выложим их в конце статьи, где Вы их сможете запросто скачать.

З атронем немного истории возникновения правил дорожного движения. Cовсем коротенько, так сказать, для своей эрудиции.

П осле штудирования этой темы в интернете, оказалось, что еще покойный Юлий Цезарь, год так 50-й до Нашей Эры, выпустил свод правил, регламентирующих движение колесниц и повозок в Древнем Риме. На некоторых улицах было введено одностороннее движение. Перемещение по городу частного «транспорта» разрешалось в определенные часы.

З атем в четвертом веке, уже Нашей Эры, отличился царь Иван III, который ввел правила пользования почтовыми трактами, за счет чего удалось ускорить доставку почты.

С ледующий — Петр I, не без него родимого, издал указание, где запрещалось перемещение без возниц на «не взнузданных лошадях» .

И наконец в 1868 году перед парламентом в Лондоне был установлен первый семафор. Естественно, семафором управлял человек.

В 1893 г. во Франции были введены первые правила дорожного движения. Так запрещалось ездить по городу свыше 12 км/ч. Автопарк Парижа насчитывал 600 машин.

А втомобили в нашей стране стали появляться в конце 19-го века. И в 1996 году были созданы первые Правила Дорожного Движения в Белоруссии, которые в последствии не раз усовершенствовались и дожили до наших времен.

Л ично я, думаю, что в ближайшее время, этот пережиток прошлого будет отменен. Всю власть по управлению движением на себя возьмет умная машина, называемая КОМПЬЮТЕР, а человек будет полностью отстранен от управления автомобилем.

Н о пока …

У чите правила!

(10,7 MiB, 3 403 hits)

(76,8 KiB, 1 231 hits)



«Гэтая праца - гімн адвечнаму імкненню нашых продкаў да прыгожага, няўтольнай празе праз тканы і вышыты ўзор выказаць сваё разуменне жыцця, свету, космасу, хваласпеў умелым рукам, светлай, добрай, паэтычнай душы нашай сялянкі».
(М.С. Кацар - Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка)

Красно-белые символы на одежде или, скажем, тетрадках сейчас уже мало кого удивят. Белорусский орнамент как-то очень быстро захватил молодежь, став очень популярым. Начали открываться магазины с вышиванками, чашками, ручками, на которых изображена подобная символика. Все чаще встречаются автомобили с таким рисунком на стекле. Белорусский орнамент привлекает, завораживает и вызывает гордость.

Недавно я увидела девушку с татуировкой орнамента. Когда спросила, что он обозначает, она ответила, что это солнце, но точно не уверена, что еще обозначает этот символ, ей просто хотелось показать принадлежность к белорусской культуре.

Эта случайная встреча натолкнула меня на мысль: а ведь мы действительно мало знаем об истории символов и образов, которые когда-то были хорошо знакомы нашим предкам. И я решила окунуться в тему глубже: поговорила со специалистами-этнографами, перечитала в Национальной библиотеке горы книг. При серьезном изучении оказалось, что в свое время для белорусов символ орнамента был неотъемлемой частью жизни.

Нужно понимать, что каждый символ обозначал что-то особенное и выполнял свою функцию. Наблюдения за окружающей природой помогали мастерам переносить на свои изделия формы веточек, цветов, деревьев и даже вазонов, которые стояли в каждом деревенском доме. О самых интересных символах мы сегодня рассказываем.

Узоры жизни

Вышивают эти мотивы тогда, когда нужно просить Бога, чтобы человек пришел в чувство (рис. 1).

Когда у женщины нет детей, изображают такой символ. Чтобы выразить идею расцвета природы, жизни, вышивают символ Солнца (рис. 2), который помещается в символ Земли (рис. 3). Этот узор широко известен в белорусском ткачестве. Когда-то его можно было увидеть в каждом крестьянском доме, поскольку он считался чудодейственным. Называют его по-разному: Жизнь, Весна, Ярило. Это один из древнейших символов, в котором зашифрована тайна жизни.

Урожай и плодородие

В дохристианские времена главными богами считались бог Солнца и богиня Мать-Земля. От них зависела вся жизнь на Земле. Они любили друг друга, имели детей - Ярило и Весну. От Ярило и пошло все добро: рожь, ячмень. Образ его в народном воображении олицетворял пробуждение природы после зимнего сна. Ярило воплощен во многих узорах. Один из них изображает его на коне (рис. 4).

Еще один важный символ урожая - Жытняя Баба (рис. 5). Ее делали из снопа, перевязывали его полотенцем, поливали водой и ставили под иконами. Женщины считали, что Жытняя Баба вылечивает от женских болезней, помогает при родах. Кто ценит ее, тот всегда имеет хороший урожай.

Изображали на ткани и Каплю (Дождь) (рис. 6). Говорили в народе: «Будет дождь идти - будет хлеб расти».

Образ Матери

Образ матери (рис. 7) с ребенком характерный для искусства всего мира, но у белорусов пользуется особенной любовью. Наши предки прославляли женщину-мать (рис. 8), украшая ее символом многие свои изделия.

Наивысшее воплощение любви, доброты и красоты - мать и ребенок (рис. 9), которые воодушевляли мастеров и художников всех времен и народов. Этот образ очень любили белорусские ткачихи и вышивальщицы.

Любовь

Очень интересно то, как молодые девушки выражали свои чувства через вышивку. Были узоры, обозначающие любовь, которая начиналась (рис. 10), любовь в расцвете (рис. 11) и любовь без взаимности (рис. 12). Женщины рассказывали, что все, что они пережили и увидели, они вышивали на покрывалах и полотенцах. Когда девушка влюблялась в юношу, она вышивала полотенце с голубем и голубкой. Он узнавал об этом и приезжал свататься.




Когда в браке не было детей, бабушки советовали женам вышивать Мать-Родительницу и Святое Древо (рис. 13). Не знаю, было ли связано это с вышитыми символами, но у женщин переставал болеть живот, они рожали детей, и семья была счастливая.

Праздники

Наши предки чтили традиции. Праздник был неотъемлемой частью жизни любой деревни. Каждое событие отражалось в вышивке. Популярностью пользовались купальские мотивы (рис. 14), Масленица (рис. 15), свадьба. Кстати, в народе Масленица и Купалинка - родные сестры, поэтому часто изображались вместе.

Образы языческой мифологии

Эта тема наиболее популярна сейчас среди молодежи. Изображения богов все чаще является мотивом для созданий коллекции одежды, сувениров. Если поездить по деревням Брестской области, то можно увидеть на крышах домов и на калитках узоры солнца, месяца и т.д. Сейчас такие изображения выполняют чисто декоративную функцию.

Древо жизни

У многих народов в древности бытовал культ священного древа жизни. Символ вечности, бесконечности. Популярным был этот символ и у древних христиан. Особенно почитали дуб как символ мощи и непокорности. Священные дубы были центрами языческих капищ. Ствол и ветви деревьев украшали рушниками. Еще недавно в народе бытовало поверье, что нельзя срубать старинные дубы, чтобы не навлечь на себя несчастье.

Русалка

Трагичная, неразделенная любовь девушки воспета в художественном творчестве многих народов Европы и связывается обычно с образом русалки (рис. 16). У белорусов есть такая легенда о русалках: жила
в Несвиже красивая девушка. Увидел ее пан и соблазнил, а затем уехал в Варшаву на учебу. Пошла девушка к озеру и с горя утопилась. Ее часто видели ночью - она стала русалкой. А через год вернулся домой пан. Пошел однажды к озеру. Завлекла его девушка в воду, защекотала и утопила. Сейчас в Несвижском парке около замка Радзивиллов стоит памятник русалке.

Наряду с Купаллем у нас есть праздник Русалле. Когда-то он был связан с аграрной магией, верой в русалок, которые распоряжались водной стихией и обеспечивали урожай. Был это и праздник девушек, в котором сочетались энергия молодости и трагизм несчастной любви, радость и печаль, обрядовая магия и обычное веселье.

Символы защитников семьи

Женщины вышивали рядами символы, которые охраняли семью и защищали от всех бед.

Вот один из таких примеров (рис. 17). В первом ряду Параскева-Пятница с венчальными коронами по сторонам, опекунша женщин, матерей. Она дает сильную семью, здоровых, послушных детей, обеспечивает согласие и любовь в семье. Во втором ряду - узор Солнца, которое согревает и освещает Землю и все живое на ней. Символ Матери - Земли-кормилицы - защита от нечистой силы, болезней. Узор Перуна охраняет от беса, чертей. Наконец, Жыжаль должен обеспечить тепло в доме, уберечь от дурного глаза. Эти и подобные символы были оберегами семьи.

В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощением национальной идеи белорусского государства.

Национальные символы - это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» (далее - Закона) символами Республики Беларусь как суверенного государства являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь и Государственный гимн Республики Беларусь.

Герб, флаг и гимн государства - главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан. Они отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях.

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней - красного цвета и нижней - зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета - 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине - 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка - 1:3.

Цвета Государственного флага - красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полоса - имеют исторические и национальные корни. В символике различных культур и эпох трактовка каждого цвета не одинакова, о днако существует классическая традиция в европейской геральди ке, которая принята в настоящее время во всем мире, и придает соответствующие символические значения различным цветам. Зеленый, красный и белый цвета белорусского флага обусловлены как исторически, так и мировоззренчески, связаны с духовными истоками народа.

Применительно к белорусскому Государственному флагу его цвета можно расшифровать следующим образом: белый (серебро) - чистота, непорочность, радость; красный - пра во, сила , мужество, любовь, храбрость; зеленый - свобода, радость, надежда, здоровье. В христианской символике белый цвет символизирует жизнь, боже- ственность, само христианство; красный - любовь Бога, огонь веры, кровь Христа; зеленый - юность, жизнь, возрождение, справедливость .

Красный цвет издавна символизирует солнце - главный источник энергии, питающий все жизненные процессы на земле. Вместе с тем красный цвет - олицетворение воли, зрелости, мужества, благородства, власти, солидарности в борьбе за высочайшие идеалы человечества.

Красный цвет на нашем флаге - это цвет знамен дивизий Красной Армии и белорусских партизанских бригад, освобождавших нашу землю от фашистских оккупантов.

Зеленый цвет - это символ Природы, веры в ее неисчерпаемую силу, цвет растительности, которая является основой всего живого. Вместе с тем это символ молодости и энергии, надежды, весны и возрождения. Для белорусского народа, из глубин веков сохранившего традиционную любовь к природе, зеленый цвет, цвет щедрости, доброты, созидания и трудолюбия, является естественным и органичным.

Белый цвет - воплощение безгрешности и духовной чистоты, надежды на благополучное развитие судьбы. Это цвет примирения, веры и святости, цвет мудрости и знаний.

Важнейшая особенность и своеобразие Государственного флага Республики Беларусь - использование национального орнамента как элемента государственной символики. Орнаментальность - это необычайно редкий элемент, несмотря на то, что орнамент с древних пор (до герба и флага) был характерным знаком или отличительной чертой всех культурных народов, украшал и помечал жилище, утварь, одежду, оружие, товары, культовые вещи и сооружения и т.д. Мастерство орнамента, независимо от сферы его применения, материала и тематики, было и остается важнейшей чертой белорусской национальной культуры. Орнамент на белорусском флаге прямо и непосредственно свидетельствует об этнической принадлежности, указывает на древнее происхождение белорусского народа, на традиции добросовестного труда и строгого порядка.

В основу орнамента на Государственном флаге положен узор «Восходящее солнце», вытканный на полотенце в 1917 году крестьянкой деревни Костелище Сенненского района Матреной Маркевич. В орнаменте флага использованы символы земледелия - ромбы, древнейшие графические вариации которых известны археологам по находкам на территории Беларуси. Центральное место на узоре флага занимает вытянутый по вертикали ромб, от которого сверху и снизу отходят загнутые линии, напоминающие рога. На протяжении тысячелетий он воплощал материнское, женское начало и связанную с ним идею плодородия земли, ее созидательную силу, а также магическую силу труда. Этот узор широко использовали наши предки.

В центре главного ромба - две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними. У древних земледельцев ромб с такой фигурой символизировал засеянное поле. Его также трактуют как «ключ к счастью», магическое пожелание благоприятного развития событий. Добавим, что ромб с крестом - еще более древний, солярный знак, т.е. символ Солнца. У белорусских вышивальщиц орнамент такого типа назывался «сонейка» и символизировал восходящее красное солнце.

Попарно соединенные ромбы вверху и внизу орнамента символизируют идею продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Между ними и центральной фигурой проходят линии из четырех прямоугольников с черточками, отходящими от всех сторон. Весь узор пронизывает идея добра, надежды на лучшее, пожелание плодородия и грядущего расцвета.

На Государственном флаге орнамент красного цвета размещен на белом фоне. Такое сочетание соответствует традициям белорусского орнаментального искусства, в котором, как правило, на белую основу наносится цветной (чаще всего красный) узор. Белая основа также несет свое символическое послание: издревле белый цвет связывался со светом полуденного солнца, символизировал чистоту, непорочность, гостеприимство, согласие, свободу.

Таким образом, три полосы Государственного флага - горизонтальные красная и зеленая, вертикальная белая с красным орнаментом - несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли.

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (в том числе золотом) изображении в графическом или объемном варианте.

В основу современного Государственного геральдического символа Беларуси был положен герб, существовавший до осени 1991 г., который, в соответствии с новыми политическими реалиями, претерпел некоторые изменения. Это, в первую очередь, касается одного из центральных элементов всех гербов, которые имели республики Советского Союза - перекрещенных серпа и мо лота - основополагающей фигуры советской эпохи. Герб венчала красная пятиконечная звез да.

После 1991 г. в изображение Государ ственного герба были внесены определенные изменения. В центре гербового изображения появился контур Республики Беларусь зеленого цвета, красная лента была заменена на ленту с цветами государственного флага, в центре появилась надпись с официальным названием государства: «Рэспубл ік а Бела русь». Претерпели незначительные изографические усовершенствования и дру- гие элементы герба: колосья, пятилепестковые цветки льна, цветы клевера, земной шар. С точки зрения специалистов, они приобрели более совершенные очертания, отвечая современным дизайнерским требованиям.

Герб отражает лучшие качества и черты национального характера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему. Элементы герба хорошо продуманы, несут глубокую смысловую нагрузку и тесно взаимосвязаны между собой.

Основной конструкцией композиции являются изображения земли и восходящего солнца. Это два слоя символов жизни. Первый - Земля - основа всего живого. Второй - Солнце - древний космический символ, использовавшийся многими народами на протяжении тысячелетий и означавший божество, источник жизни, жизненную силу.

Лучи солнца, восходящего из-за земного шара, проецируются на контуры территории Республики Беларусь, как бы согревают ее, несут тепло, жизнь, радость. Очертания границ Беларуси, наложенные на солнечные лучи, составляют центр композиции герба.

Солнечные лучи являются одновременно связующим звеном между изображением Беларуси и земного шара. Здесь также заложен глубокий смысл. С одной стороны, Беларусь не нивелируется, не растворяется, а проявляется как самостоятельное, суверенное государство - вынесенные вверх контуры Республики как бы выделяют ее в мировом сообществе и этим подчеркивают ее значимость. С другой стороны, лучи символизируют связь Беларуси с мировым сообществом, указывают, что наша республика не возвышается над мировым объединением народов, а органически вливается в него.

Контур Беларуси в центре символизирует суверенитет, территориальную целостность страны в ее международно признанных границах. В этом находят отображение самостоятельность нашего народа и его мирный характер. В то же время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность.

Пятиконечная звезда - пентаграмма на гербе - один из древнейших символов человечества - выступает как символ вечности, счастья, лучшей жизни, верного пути и высоких стремлений, а также является символом охраны, безопасности. Таким образом, звезда в вершине герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, соответствуя менталитету Беларуси. Кроме того, пятиконечные лучи звездочки на гербе символизируют связь, дружбу людей всех пяти континентов Земли. Это еще раз подчеркивает дружелюбный характер нашего народа.

Изображения земли и солнца отражают древние традиции белорусов, а также несут глубоко современный смысл, отражая надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.

Эти ценности дополняет идея неистощимого плодородия и щедрого изобилия. Она нашла воплощение в обрамлении герба - венке из спелых и ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага.

Пышно украшенный «дожиночный» сноп в старину ставился в главный, «красный» угол славянского жилища. Он олицетворял собой совместное произведение творческой силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда. Венок издревле также являлся символом славы, чести, величия, знаком связи между потомками и предками, недаром именно венками чествуют героев в самых разных странах, венками же провожают в последний путь своих близких и поминают их в День памяти.

Состав венка в гербе не случаен. Все его элементы символизируют труд и богатство. Рожь была основной зерновой культурой древней и средневековой Беларуси, и сегодня ее значение огромно. Вместе с тем сельское хозяйство издавна имело не только зерновое, но и животноводческое направление, важное значение приобретало выращивание технических культур. Рожь, клевер и лен - традиционные составляющие нашего сельского хозяйства.

Государственный флаг Республики Беларусь, как и Государствен ный герб Республики Беларусь, был принят на республиканском референдуме 14 мая 1995 г. и утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г. № 214 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь».

Государственный герб и Государственный флаг нашей родины воплощают ее общественный и политический строй - демократический, нацеленный на развитие и процветание страны, обеспечение достойных условий для жизни каждого гражданина. Государственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан Р еспублики Беларусь независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Герб и флаг нашего государства наделены яркими чертами, которые сразу напоминают о родной стране. Они легко узнаваемы среди всех государственных символов мирового сообщества, с помощью простых и понятных средств отражают славную историю народа Беларуси и его многовековые традиции.

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции. При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение - проигрываются запев и припев один раз.

Государственный герб, Государственный флаг отражают историю происхождения государства, его структуру, национальные и иные традиции, особенности экономики, природы. Государственный гимн в своей музыке и тексте выражает идеологические устои государства, его историю и устройство, цели и принципы.

«Погоня» на титульной странице конституции ВКЛ - Статута 1588 г.

«Погоня» с кокарды графа Тышкевича, командира полка «литовских улан» в армии Наполеона.

«Погоня» с марки времен БНР.



Стяги над Октябрьской площадью. Площадь-2006.



«Погоня» - герб Витебской области - на фасаде Глубокского райисполкома.

Стенсил (трафаретное изображение) в виде «Погони».

Национальная символика на авто.

«Погоня» над въездом во двор восстановленного Ружанского дворца.

Герб «Погоня» - всадник с поднятым мечом на белом коне, изображенный на красном поле - известный в Беларуси с глубокой древности.

В качестве государственного герба Княжества Литовского, древнего белорусского государства, его начал использовать великий князь Витень в конце XIII века.

«Витень нача княжити над Литвою измысли себе герб и всему князству Литовскому печать: рыцерь збройный на коне з мечем, еже ныне наричут Погоня», - пишет Густынская летопись.

Почему «Погоня»? Был такой на наших землях обычай. Когда внезапно нападали враги, забирали добро, уводили в плен жен и детей, тогда все мужчины, которые могли держать оружие, садились на коней и преследовали захватчиков, чтобы освободить своих близких.

Во времена великого князя Ягайло (XIV в.) на щите «Погони» появился шестиконечный крест - символ венгерских королей.

Произошло это после того, как великий князь женился на Ядвиге, польской королевне венгерского происхождения. Знак этот напоминал издавна известный нашим предкам Ярилин крест - символ бога солнца и плодородия.

Церковь придала «Погоне» другое значение:
Изображением «Погони» украшены все государственные документы тогдашней Беларуси, страницы «Литовской Метрики» и «Статутов».

«Погоня» была на знаменах нашего войска во всех решающих сражениях тех времен - от Грюнвальда до Орши.

После Люблинской унии «Погоня» наравне с польским белым орлом помещалась на гербе Речи Посполитой и на королевском знамени.

Даже после разделов Речи Посполитой в XVIII веке, когда Беларусь попала под власть России, «Погоня» осталась гербом белорусских губерний.

Она попала на значки российских войск, размещенных в Беларуси (например, Гродненского гусарского полка), и даже на герб Российской империи.

«Погоней» была и на печати Кастуся Калиновского -

руководителя восстания 1863 года.

В начале ХХ века Максим Богданович посвятил древнему белорусскому гербу проникнутое патриотизмом стихотворение:

Усё лятуць і лятуць тыя коні,
Срэбнай збруяй далёка грымяць…
Старадаўняй Літоўскай Пагоні
Не разбіць, не спыніць, не стрымаць!

В 1918-м «Погоня» стала государственным гербом Белорусском Народной Республики - первого независимого белорусского государства.

Когда в конце 1980-х развернулась борьба за независимость Беларуси, «Погоня» появилась на подпольных листовках и стала частью логотипов первых независимых газет. Хоругви с ней несли во главе шествий. Тема «Погони» стала главным мотивом в живописи, скульптуре и музыке.

С восстановлением независимости в 1991-м «Погоня» вновь приобрела статус государственного символа.

Выдающиеся художники Евгений Кулик, Владимир Круковский и Лев Талбузин разработали новое каноническое изображение герба «Погоня». Они заменили шестиконечный крест на щите крестом Евфросинии Полоцкой, святой покровительницы Беларуси. На «Погоне» принимали присягу белорусские военные. Она украшала текст конституции и трибуну, на которой присягал президент.

Однако в 1995-м Александр Лукашенко, чтобы получить поддержку и денежную помощь из России, взял курс на русификацию.

В обстановке террора был объявлен «референдум». На него выносились и вопросы об изменении государственной символики и введении русского языка в качестве государственного.

Для мотивации этих «реформ» пропаганда пользовалась беспардонными фальсификациями.

Режиссер Юрий Азаренок снял фильм «Дети лжи», в котором доказывал, что «Погоня» и бело-красно-белый флаг являются… фашистскими на том основании, что они использовались в Беларуси во время немецкой оккупации. О том, что «Погоня» веками существовала 700 лет до той войны, в фильме умолчивалось.

Немцы, шведы, украинцы, литовцы - все придерживаются своей национальной символики и строят национальные государства. В Европе только Беларусь погналась за халявными российскими деньгами.

Это, пожалуй, самая позорная погоня в белорусский истории.

Но историческое значение герба «Погоня» таково, что стереть ее из памяти не удастся.

Национальной символикой продолжает пользоваться интеллигенция, молодежь.

Многие школьники носят значки с национальным флажком или «Погоней».

Один мой знакомый, которому в школе запрещали носить такой значок, прикалывал его на оборотную сторону лацкана. «Погоню» размещают в качестве аватарок в социальных сетях.

Наклейки с «Погоней» можно увидеть на автомобилях. В тысячах квартир висят бело-красно-белые флаги.

История «Погони» уходит корнями в седую старину, а вот национальный флаг приобрел современный вид сравнительно недавно.

Белорусы издавна ценили сочетание белого и красного цветов.

На картине XVI в. «Битва под Оршей» пики воинов ВКЛ украшают флажки с изображением красного креста на белом поле - креста святого Юрия.

Чередование белых и красных полос можно видеть и на знаменах королей Речи Посполитой. В христианской символике широкая красная полоса (или крест) на белом поле символизировала кровь Христа.

бело-красно-белый стяг в отличие от «Погони», имеет конкретного автора.

Флаг создал в 1917 Клавдий Дуж-Душевский.

К нему, молодому архитектору, выпускнику Петербургского горного института и талантливого театрального деятеля, обратилась белорусская общественность Петербурга с просьбой разработать эскиз национального флага.

«Белорусы [в далеком прошлом] считали своим государственным флагом белую Погоню на красном поле», - писал в воспоминаниях Дуж-Душевский. Национальному движению был нужен флаг, отличающийся от герба, как это было у народов, имевших государственность».

Весной 1917 г. созданый Дуж-Душевским флаг был впервые поднят на здании Белорусского общества помощи пострадавшим от войны в Петербурге

(Дуж-Душевский был сотрудником этого Общества). А 12 марта в Минске впервые состоялось торжественное массовое мероприятие - национальный День белорусского значка. Бело-красно-белые значки, кокарды и флажки можно было увидеть на улицах Минска.

Бело-красно-белую ленту в 1917-м стали носить военнослужащие-белорусы на фронтах Первой мировой войны. Так они могли узнавать своих.

В декабре 1917 г. в Минске во время Всебелорусского съезда бело-красно-белый флаг уже единодушно признавался национальным символом Беларуси. Он сразу пришелся всем по душе: светлый, яркий и неповторимый.

Он стал государственным флагом Белорусском Народной Республики.

При советской власти флаг был запрещен.

За хранение флага или его изображения можно было потерять работу, а то и жизнь. Тогда же красная полоса на белом фоне приобрела новое символическое значение - крови, пролитой за отчизну.

Бело-красно-белый флаг и «Погоня» - символы борьбы белорусов за свободу. С национальным флагом связана легендарная фигура Мирона -

неизвестного, который поднимает флаги в самых высоких и трудно досягаемых местах. «Мироном» он подписывался в записках, прикрепленных к штандартам. Вероятно,

в реальности таких Миронов десятки, если не сотни.

За вывешивание национального флага в Витебске недавно попал за решетку патриот Сергей Коваленко.

Парадоксально, но власти также понемногу начинают понимать, что не все из истории можно искоренить.

«Погоню» вернули на герб Витебской области. Для нее нашли и официальное определение - «исторический символ Беларуси».

Красно-зеленый же флаг придумали сталинисты.

В конце 1940-х Сталину понадобилось создать флаги союзных республик СССР, особенно тех, которые были членами ООН.

Их эскизы были разработаны на основе флага советской империи.

На флаге БССР в качестве элемента оригинальности поместили белорусский народный орнамент.

Тогда в архивах нашли рисунок вышивки на полотенце, сделанный в 1917-м крестьянкой Матреной Маркевич из д. Костелище Сенненского района. Вышивка называлась «Восходящее солнце». Сделав на этом рисунке несколько символичных дополнений художник Гусев подготовил проект и в 1951 г. этот флаг утвердили.

Герб БССР немногим старше. Он был принят в 1927 г. Изображение также разработано на основе герба СССР.

Первоначально на нем были надписи на четырех государственных языках: белорусском, русском, польском и идиш. Но в 1937-м польский и идиш убрали.

Нынешние флаг и герб разработаны на основе советских. Из них изъяли только коммунистические лозунги.

С лозунгами доходило, кстати, до смешного.

Так, Указом Президиума Верховного Совета БССР от 20 ноября 1938 был уточнен перевод известного лозунга на гербе на белорусский язык, и он стал читаться как: «Пралетарыi ўсiх краiн, еднайцеся!».

Как вспоминал тогдашний управделами Совмина Евгений Колубович, инициатором изменений, в том числе введения в него орфографической ошибки была Председатель Верховного Совета БССР Надежда Грекова,

которая мотивировала тем, что «она как секретарь ЦК часто подписывает «директивы» колхозам о том, что уже пора начинать «кампанию по случке скота»; а потому призыв «злучайцеся!» в отношении пролетариата «как-то нехорошо звучит». А слово «еднайцеся» должно писаться через «е», чтобы при переносе слова не вышло «яд»…

Напомним, от рук сталинистов в Беларуси погибло около 200 тысяч человек, а всего через репрессии прошло 600 тысяч.

Таким образом, официальный герб РБ моложе «Погони», как минимум, на 7 веков, а красно-зеленый флаг с орнаментом на 34 года моложе бело-красно-белого стяга.

Сергей Микулевич