Сценарий рождества для молодежи. Театрализованная игровая программа на Рождество для младших школьников

Сценарий вечера

«Рождественские встречи»

Ход мероприятия

На экране заставка «Русская деревня зимой», «Пейзаж церкви на фоне зимней деревни». На сцену выходит ведущий.

Ведущий:

Ни в одной стране нет такого количества праздников, как в России. Но самые любимые пожалуй – Новый год и Рождество Христово – один из самых главных православныхпраздников.

Ведущий:

Однажды ночью сменился не только год, сменилась целая эпоха – ушел старый мир, наступил новый. В эту ночь в Вифлеемской пещере родился Младенец Иисус Христос, принеся с собой главное чудо – чудо спасения человека.

От Рождества Христова мы исчисляем года. Что сегодня у нас на календаре? 2012 год. Это значит, что от рождения Спасителя прошло две тысячи двенадцать лет.

Сегодня, когда Рождеству возращен законный статус Великого праздника, когда мы вновь можем отмечать его радостно и торжественно, мы еще яснее понимаем и осознаем, какое же Величайшее событие произошло в ту далекую знаменательную ночь. (Рассказ сопровождается слайдами)

Давно уже люди были на земле и в суете жизни стали забывать Бога. Душа у них сделалась грешной и злой. До того как пришел на землю Сын Божий, Бог Отец сказал ему, что Он может спасти людей, сойдя на землю и став человеком. Ему надо было родиться маленьким ребенком, потому все люди сначала бывают детьми. Матерью Бог избрал деву Марию. Когда ей было 16 лет, её обручили с добрым, заботливым старцем Иосифом.

Ведущий:

Не задолго до рождения Иисуса римский император, под властью которого была страна Иудея, велел переписать людей этой земли. Будущие родители Христа пришли в Вифлеем, так как родом они были из этого города. Там собралось множество народа, и все дома, пригодные для жилья, были уже заняты. Им предложили пройти на окраину города. Там в пещерах в непогоду ночуют овцы. Может и вам место найдется Иосиф и Мария так и поступили.

Ведущий:

Ночь выдалась тихая и довольно теплая. Пещеры оказались пустыми, и в них нашлось место для наших путников. И ночь случилось чудо! В этой пещере у Мари родился Сын. Мария спеленала его и, поскольку не было колыбели, уложили в ясли. Так называют кормушку для скота.

Первым о рождении Христа узнали пастухи, которые пришли в пещеру погреться. В это время царю Ироду доложили: «Царь ирод! Небывалое дело! В нашем городе появились какие-то волхвы с востока, которые будоражат весь народ, ибо они у всех спрашивают» «Где родившийся царь?»». Царю Ироду это очень не понравилось, и он решил выведать у волхвов про этого младенца, чтобы потом казнить всех.

Ведущий:

Когда волхвы наконец-то нашли ту пещеру, они поклонились с такими словами: «мы пришли из далека – с севера и с востока, подносим тебе ладан и миро, поклоняемся мы царю всего света, будто ясному солнцу, подносим ему злато. А теперь поспешим к царю Ироду, возвестим ему радость: родился царь царей!».

Ведущий:

И тогда воскликнул ангел: «Постойте, волхвы! Не ходите в город Иерусалим. Царь Ирод затаил черную злобу и решил погубить Младенца Христа. Я провожу вас другой дорогой. Возвращайтесь в свои земли и возвещайте повсюду о Рождестве Спасителя».

Ведущий:

Так все и случилось. Волхвы вернулись, каждый к себе домой. По пути они встречали много людей и всем рассказывали о совершившемся чуде – о Рождестве Христовом. Весть эта передавалась из ус в уста. И сегодня мы с вами так же радуемся Рождеству, как все люди более 2000 тысячи лет назад.

Ведущий:

Ребята давайте посмотрим что вы знаете о Иисусе Христе, о его учении? (Ведущий задает вопросы.Вопросы выведены на экран)

Вопросы:

  1. Что такое Библия? (это собрание священных писаний, раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия).
  2. На какие две части делится Библия? (На Ветхих Завет и Новый Завет).
  3. На какие языки были написаны Ветхих Завет и Новый Завет (ветхий на древнееврейском, Новый на древнегреческом).
  4. В каком Завете говориться о рождении Христа (В Новом Завете, он был написан после смерти Иисуса Христа).
  5. С какого времени ведется наше летоисчисление? (С года рождения Христа).
  6. Как называется учение Иисуса Христа? (Евангелие).
  7. Кто первым узнал о рождении Исуса Христа (пастухи).
  8. Сколько учеников было у Иисуса Христа? (двенадцать).
  9. Какими деяниями подтверждается божественная сила Христа? (Исцелял слепых. Прикованные к постели).
  10. В какой день недели умер Иисус? (в пятницу).

Играет русская народная мелодичная музыка. На фоне русской избы выходят девушки, рассаживаются на сцене за столом.

Ведущий :

А как отмечают и отмечали Рождество на Руси? Традиционно на Руси еще до принятия христианства на конец декабря приходились языческие праздники. «Дабы отвратить христиан от богомерзких языческих игрищ» именно 25 декабря (по старому календарю) отцы церкви приняли решения праздновать рождество. Это был тихий и спокойный праздник.

Ведущий :

Рождеству предшествует Филиппов пост-значит, и рождественского гуся подавали после полуночи, когда пост закончится. При этом хозяин мог повернуться к столу спиной, а хозяйка, разламывая гуся, задавала вопросы: Кому этот кусочек отдать?». По этим кусочкам гадали, что ожидает каждого из гостей в новом году:

Голова- предстоит, упорно учится, много думать;

Шея- будешь руководить,- так как куда шея повернет туда, и голова смотрит;

Грудка-предстоят любовные переживания;

Задок- спокойная и счастливая жизнь;

Ноги- ожидает путешествие;

Звучит музыка- Звон церковных колоколов. Музыка тише. Выходит девушка

1 девушка

Рождественское утро

Льется звучными волнами звон колоколов

В божий храм валит толпами

Люд со всех концов,

И богатый и убогий.

Пробудясь от сна,-

Все спешат одной дорогой,

Мысль у всех одна.

Звон торжественный почуя,

Все во храм идут.

И с молитвой трудовою

Лепту в дар несут,

В дар Тому, кто в ночь родился

И средь пастухов

В яслях, Кроткий, приложился,

Принял дар Волхов.

Кто пришел на землю худших

Грешных оправдать,

И Своих овец заблудших

К пастырю собрать.

Ведущий:

На святки принято творить добрые дела:помогать старым и больным, дарить подарки, раздавать милостыню.

В это время обязательно гадали на судьбу, на будущего суженого, на урожай, на животных.

1 – девушка

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали.

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали,

Снег пололи за окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном,

Яркий воск топили,

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Под музыкальное сопровождение на сцене девушки разыгрывают гадания. На стол ставят свечу, чашу выливают воск в чашу.

На сцену выбегают две девушки, снимают валенок и кидают перед сценой, затем сбегают по ступенькам вниз.

2 - девушка

Мой носком к дому упал, значит, в этом году замуж не выйду.

3 - девушка

Мой на Петров двор указывает, а мой миленький в другой сторонке живет.

4 - девушка – гадает на частоколе

Чет – нечет, чет – нечет…….

5- девушка (подходит к 4 девушке)

Евдокия, ты, что такая веселая?

4 - девушка

Да вот гадала на частоколе – мне «чёт» выпал, значит – я скоро замуж выйду.

Две девушки гадают на поленьях. Подходят к поленнице с закрытыми глазами, берут полено, рассматривают его и заключают что-то о том, каков будет будущий жених.

5 - девушка

Мое полено с сучками – жених будет из большой семьи.

6 - девушка

А мое полено с тонкой, ровной корой – жених молодой и красивый….

Девушки рассаживаются на сцене.

Ведущий:

Способов гаданий очень много, мы предложим вам самые популярные. (Ведущий проводит гадания со зрителями)

Гадание по книге

Берут книгу и, не раскрывая ее, загадывают номер страницы и строчку сверху и снизу. Потом открывают эту страницу и читают. Эта строчка и служит ответом на заданный вопрос.

Гадание по воде

В 5 одинаковых стаканов наливается вода и добавляется сахар, соль, рис, кольцо, игрушка. Гадающему завязывают глаза, и он выбирает судьбу.

Соль – слезы;

Сахар веселье;

Кольцо замужество;

Рис богатство;

Игрушка – рождение ребенка.

Гадание воском

Расплавленный воск льют в воду и по застывшим фигуркам узнают свою судьбу.

Дом – переезд;

Церковь – замужество;

Деревья грусть;

Фрукты – радость.

1 - девушка

Хватит, хватит, гадать, пойдемте на колядки!

Под музыкальное сопровождение девушки одеваются на колядки.

Ведущий:

На Руси в Святки молодые люди одевались в шкуры, мазали лицо сажею. Существовали некоторые правила и ограничения. Рядились только парни и мужики. Рядиться во все, что угодно тоже было нельзя. (Покойником, чертом, вурдалаком представляться грех. Попом тоже. Считали, что от таких шуток можно серьезно повредиться рассудком и заболеть.) Девушкам и женщинам – существам нежным и возвышенным – рядиться не полагалось.

Ряженные стучали в дома, исполняли колядки – специальные песни в которых звучали слова пожеланий добра и счастья. А хозяева за поздравления и шутки – прибаутки угощали ряженых печеньем, пряниками, конфетами.

1 – девушка (стоит лицом к зрителям, все остальные за ней).

Со Христовым Рождеством,

Со великим праздником!

Свят, свят, свят, свят –

И ваших ребят,

Ваших нянюшек,

Ваших батюшек.

Свят, свят, свят, свят –

В вашем доме лад.

Все колядующие идут к правой кулисе.

Все колядующие

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

2 девушка

Подай, не ломай,

А по целому давай.

Кто даст пирога – тому скота, живота,

Кто не даст пирога – мы корову за рога.

Не кличьте, расходитесь по домам,

Ничего я вам не дам!

3 - девушка

У Федула жена

Очень жадная была.

У ней шуба не зашита

И рубаха не помыта,

Да и муж не дюж

Лентяй не уклюж!

Колядующие смеются и идут к правой кулисе.

Все колядующие

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.

Пришла коляда накануне Рождества

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, коляда – подай пирога!

4 девушка

А дай Бог тому,

Кто в этом дому.

Чтобы рожь густа,

Рожь ужимиста….

5 девушка

Дай вам, Господи,

Скота, живота,

Корову с теленочком,

Овцу с поросеночком.

Свинью с ягненочком,

Хозяину с хозяйкой –

Солнце и месяц,

Детишкам их милым,

Частым звездочкам –

(Все колядующие хором)

Многие лета! Многие лета!

6 девушка (выходит из-за кулис с подносом)

Заходите, оставайтесь!

Чем хотите, угощайтесь.

Пироги печенья –

Для вашего угощенья

Колядующие отказываются проходить в дом, а все угощения берут и складывают в мешок, затем выходят в перед к зрителям.

Поочередно читают колядки.

1 – девушка

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

2 девушка

На ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка.

3 девушка

На поле – копнами,

На столе – пирогами.

С новым годом, с новым счастьем!

4 девушка

С Новым годом, со всем родом,

Чтобы здоровы были.

Чтобы долго жили!

Уходят на сцену. Все вместе

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.

Пришла коляда накануне Рождества

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, коляда – подай пирога!

Ведущий :

Сегодня вы побывали на одном из русских праздников и узнали, как жили русские люди. Какие они соблюдали обычаи и обряды, чем украшали свой быт, о чем мечтали. До скорых встреч на наших вечерках.

Сею – вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Чтоб все здоровеньки были.

Чтоб сто лет жили!


Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Сценарий конкурсной программы

«Рождественские посиделки»

Воспитатель - Ююкина А.Н.

2016г

Сценарий конкурсной программы «Рождественские посиделки»

Цели и Задачи:

- расширить знания обучающихся о православных праздниках, их названиях и происхождение.

- развивать память, мышление, мелкую моторику пальцев рук.

- воспитывать основы нравственного поведения обучающихся, приобщать детей к русским традициям.

Ход занятия:

Здравствуйте дорогие друзья! Скажите, какие праздники прошли, -----------какой праздник у нас приближается? (ответы детей)

Правильно, новый год, рождество старый новый год, -------------крещение господне!

А, что такое рождество? (ответы детей)

Праздник Рождества Христова - самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос - Спаситель мира. Рождество отмечается ровно через 9 месяцев после другого церковного праздника - Благовещения (7 апреля), когда ангел явился Деве Марии и возвестил благую весть, что родит она Сына Божия.

Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов. И до сих пор на Рождество и на Старый Новый год у нас гадают, колядуют, надевают маскарадные костюмы, маски.

Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинается строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность в эти дни помогать бедным. Устраивали у себя богадельни и тюрьмы и раздавали милостыню.

В канун Рождества - Сочельник - пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменует рождение Спасителя мира. Когда эта рождественская звезда всходила на небе, все спешили за праздничный стол.

Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами - святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Старый Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.

- Вот и мы с вами сейчас поиграем!

Разминка. Рождественские загадки.

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник – … (Христово Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан, Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают, а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду И сердце замирает в ожиданьи … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – На земле родился …(Иисус Христос).

Разминка закончилась пришло время для игр!

  1. Конкурс «Елочки бывают»

Игроки, которых я назову высокими – должны поднять руки вверх; низкие – опустить руки и сеть на корточки; тонкие – сделать уже круг; широкие – сделать шире круг. А теперь поиграем. Задача ведущего как можно больше запутать детей.

Для конкурса вам потребуется приготовить листочки, на которых нужно написать части тела, например, губы, рука, нога, ухо, мизинец на левой руке, нос. Эти листочки складываются в коробку или шапку так, чтобы не было видно, что написано на листочке.

Выходят два участника, каждый берет по одному листочку, они должны присоединиться друг с другом указанными частями тела. Таким образом, два участника примерзают друг к другу. К ним подходит следующий участник, он и один из первых игроков берут по одному листочку, примерзают друг к другу. Подходит еще один участник и так далее. Получается очень забавная цепочка. Не забудьте ее сфотографировать.

  1. Игра «Удержи снежинку»

Игра развивает ловкость и выносливость

Воспитатель раздает каждому ребенку по маленькому комочку ваты, который он обозначает «снежинкой». Далее дети разрыхляют свои комочки, и по команде ведущего подбрасывают их вверх и начинают дуть, так чтобы как можно дольше удержать свои «снежинки» в воздухе. Победителем становится тот игрок, который самый последний смог удержать свою «снежинку» в воздухе.

  1. Игра «Собери снеговика»

Игра развивает сообразительность и ловкость.

Для данной игры заранее подготавливаются следующие фигурки: шляпка, нос-морковка, метла и кружочки разных диаметров.

Эта игра является парной, то есть в ней принимают участие 2 игрока. Далее по команде ведущего каждый из игроков начинает собирать своего «снеговика». Победителем становится тот игрок, кто первым соберет свою фигурку.

  1. Игра «В теплых варежках»

Для данной игры заранее подготавливается мешок с игрушками и варежки. Ребенок получает толстые варежки, которые он одевает, и уже потом опускает руки в мешок с игрушками. Его задача состоит в том, чтобы на ощупь определить то, что ему попалось.

  1. Конкурс «Новые одежды» (конкурс на Рождество)

Этот конкурс можно провести на праздновании Рождества. Ведущая говорит, что Рождество принято встречать в новой одежде. Затем участникам раздается какая-нибудь заранее приготовленная забавная одежда (кому-то на пару размеров побольше, кому-то наоборот). И участники должны надеть эту одежду на себя за минимальное время. Кто наденет быстрее и при этом будет забавнее всех выглядеть, тот и выиграет.

    Конкурс «Сочиняем стихи» Для этого конкурса необходимо подготовить первые три строчки на Рождественскую тематику: «С Рождеством поздравляю, счастья радости желаю, исполнить все свои мечты…» и т.д. Участникам предлагают закончить стихотворение.

  1. Игра «Сметанная»

Игру можно провести на любом празднике, количество участников 2-4 человека. Нужны две пластиковые банки сметаны или чего-то подобного, два шарфа или веревки и толпа (как обычно). Устраивается конкурс (можно с призом) – кто быстрее съест сметану с завязанными сзади руками. Зрелище неописуемое!

  1. Узоры на стекле

По сигналу ведущего участник бежит к листу и рисует снежинки с закрытыми глазами. Игра продолжается, пока звучит новогодняя песня. Побеждает тот,кто нарисовал на своем «стекле» больше снежинок.

  1. Игра «Сюрприз»

Гости становятся или садятся в круг и под музыку начинают передавать большую коробку. Как только ведущий останавливает музыку, гость, у кого оказалась коробка, уходит. Коробка опять пускается по кругу и т.д.До тех пор пока останется один человек-победитель.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сноровку свою показали. А как вы думаете, что ещё нужно делать на Рождество? (Можно нарядиться в ряженных и ходить по улицам. Нужно ходить в гости и веселиться. Нужно дарить друг другу подарки и гадать)

  1. Развлечение на Рождество «Гадание по коробкам» (развлечение на рождество)

Это развлечение проводят на Рождество. В спичечные коробочки кладутся различные предметы: билет на автобус, семена от яблока, витаминка, монетка, кусочек ткани, рыболовный крючок, кольцо, колёсико от игрушечной машинки.

Каждый предмет будет предсказанием.

Если вам попался билет на автобус, то в этом году вас ждёт путешествие. Если семена от яблока, то вы вырастите хороший урожай в саду, если витаминка, то у вас будет отменное здоровье. Если монетка – будете богаты, а если кусочек ткани, то у вас будет много новых нарядов. Если рыболовный крючок, то поймаете свою золотую рыбку. Если кольцо, то вас ждет женитьба. А если попадется колесико от машины, то весь год будете в разъездах или же купите новый автомобиль.

Заключительная часть .

Воспитатель: Всем спасибо.Счастья вам, здоровья, радости побольше, удачи и веселья.

Сценарий театрализованного праздника «Рождественские огоньки».

Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями празднования Рождества на Руси.

Задачи: расширить кругозор; способствовать развитию фантазии и воображения; сплотить коллектив.
Форма: театрализованная игровая программа.
Аудитория: младший школьный возраст.
Оборудование: ноутбук, колонки, световые эффекты.
Декорации: новогоднее оформление зала, елка, печь, стол, лавка, стул, скатерть.
Реквизит: поднос с пряниками и конфетами, зеркало – 2 шт, мешочек с предметами(сердечко, пуговица, ключик, колесико, денежка, билет), блюдце-5 шт (на блюдце перец, хлеб, монета, салфетка- по 1 шт). конфетти, зерно, мелочь, серебро, свиток, скакалка, снежки- 20 шт, ведро -2 шт, белые воздушные шары разных размеров (надутые) для лепки Снеговичков – 15 шт, двухсторонний скотч – 2 шт, ножницы – 2 шт., сосуд волшебный, бенгальские огни-4 шт, спички.
Фонограмма: фольклорная музыка, сказочные мелодии, цыганочка, барыня, веселая музыка на конкурсы, песня «Мы желаем счастья вам».
Действующие лица : ведущая, Звездочет, Веселуха (сестра Звездочета), ряженые, цыган, медведь.

Зал оформлен под избу в новогоднем убранстве, стоит елочка, печь, стол, лавка.
Звучит фонограмма, входят ведущие, у одной из них блюдо с пряниками.
Ведущая 1: ну что, сестрица, ты все пряники принесла, ничего в печке не оставила?
Ведущая 2: все принесла, надо бы еще пирожков испечь!
Ведущая 1: да вот уж и гости пришли, не успели мы с тобой управиться! Здравствуйте, ребята!
Ведущая 2: здравствуйте! Давно ли вы нас тут поджидаете?
Ведущая 1: большое спасибо, что пришли сегодня в нашу горницу. Скажите, а вы любите праздники?
Ведущая 2: а какой самый любимый?
Ведущая 1 : замечательно. А вы знаете, что после нового года начинается самое интересное: это Рождество, святочные посиделки и, конечно, гадания! Кстати, сейчас мы с вами и погадаем.
Ведущая 2: серьезно? А ты умеешь?
Ведущая 1: да что тут уметь? Нужно взять зеркало, сесть (вторая ведущая повторяет все за первой) и сказать такие слова: «Суженный мой, ряженный, приди ко мне поужинать». Повторяйте вместе с нами: : «Суженный мой, ряженный, приди ко мне поужинать».
Раздается громкое чихание, ведущие переглядываются.
Ведущая 2: что это?
Ведущая 1: послышалось, наверное.
Снова раздается чихание, ведущие с визгами прячутся за лавку.
Звучит фонограмма, из-за печи появляется Звездочет, отряхивается. Ведущая 1 встает и встречается с ним взглядом. Одновременно они кричат «ааа». И резко замолкают. Ведущая 2 пока еще остается за лавкой.
Звездочет: ты кто такая?
Ведущая 1: я,я..нет, уж это вы кто?
Звездочет: я, миленькая, Звездочет – звезды считаю, судьбу но ним предсказываю.
Выходит ведущая 2 со словами:
Ведущая 2 : а как это вы к нам попали?
Звездочет: ой, смешная какая. Нынче праздники какие?
Ведущая 2: новый год..
Ведущая 1: Рождество, святки-колядки..
Звездочет: так, и вы что, не знаете, что в новогодье случаются всякие чудеса? Могут в гости Лешие зайти. Бабки ежки, звездочеты в конце- концов!
Ведущая 1: вообще-то..
Ведущая 1 : мы уже взрослые. Поэтому в чудеса не верим!
Звездочет: ах, не верите? Ну тогда..тогда я обиделся!!!
Звездочет резко отворачивается. Ведущие переглядываются, с виноватым видом подходят к нему.
Ведущая 1: ну что вы, что вы!!
Ведущая 2 : мы пошутили.
Ведущая 1: в таком возрасте и так обидеться! Уверяем вас, это была шутка!
Звездочет: честно?
Ведущая 1: честно.
Звездочет: честно- пречестно?
Ведущая 2: конечно!
Звездочет : как приятно, когда тебя понимают. Нусс!! (хлопает в ладоши). Эй, сестрица-Веселуха, появись, здесь, рядом с нами, окажись!
Фонограмма, из-за печи, вертясь, как волчок, появляется Веселуха.
Веселуха: здравствуй, братец! Здравствуйте и вам! А какие ребята чудесные, хорошенькие.. сейчас я вам погадаю!
Фонограмма фоном.
Веселуха подходит к ребятам, просит достать из мешочка какой-нибудь предмет, звездочет говорит значение предмета (приложение № 1).
Веселуха: а теперь я приглашаю 5 очень любознательных ребят. Кто гадать не боится? Выходите сюда, а братец мой, да хозяйки нам помогут. (звездочет и ведущие выносят 5 блюдец, покрытых салфетками). Друзья мои, выберите себе любое блюдце и возьмите в руки. (затем Веселуха открывает каждое блюдечко и говорит значение, приложение № 2).
Ведущая 1: здорово, а можно узнать прогноз на год для всех?
Веселуха: можно, конечно!
Фонограмма фоном.
Веселуха: коли зима морозная –лето жаркое будет.
Звездочет : зимой въюга- летом ненастье.
Веселуха: зий иней-летом роса.
Звездочет: коли зимой частые снегопады, да метели- летом частые дожди.
Веселуха: ежели много сосулек в январе- хороший урожай будет.
Звездочет: зима без снегу – не быть хлебу.
Веселуха : много снега- много хлеба!
Ведущая 1: как интересно!!
Звездочет: а еще интересней хотите?
Ведущие: конечно!
Веселуха: тогда посмотрим, как в старину святки-колядки гуляли.
Звездочет: давайте все вместе закроем глаза и представим..
Затемнение, фонограмма.
Веселуха и звездочет уходят. Полный свет.

Ведущая 1: а где они?
Ведущая 2: ничего не понимаю.
За дверью раздается шум, топот, появляется то рука, то нога. То голова.
Ведущая 1: кто там стучит, да шумит?
Ведущая 2: не знаю, может, ряженые пришли?
Фонограмма.
Входят ряженые, среди них цыган и медведь. Посыпают всех конфетти, зерном, поют.
Все: коляда- маляда, пришла коляда к вам в гости,
Пожелала коляда жить вам радостно!
Первый ряженый: здравствуйте, хозяюшки, здравствуйте, люди добрые!!
Ведущие: здравствуйте!
Второй ряженый: ярче, звездочки, светите, укажите нам пути!
Третий ряженый: разрешите, разрешите, разрешите в дом войти!
Четвертый ряженый: мы пришли к вам с хороводом, прямо к свежим пирогам!
Первый ряженый: поздравляем с новым годом, низко кланяемся вам!!!
Все: сеем, сеем, посеваем! С новым годом, да Рождеством поздравляем!
Фонограмма.
Ряженые встают полукругом, вперед выходит цыган и медведь.
Цыган: с праздником, дорогие люди, поздравляем! (медведь кланяется). Не один я к вам пришел, со мной и сам Михайло Иваныч!(кланяется). Ученый он, что хочешь, то и сделает. Всех гостей потешит! (кивает головой). А ну-ка, Мишенька Иваныч, родом боярыч, ходи, ну, похаживай! Говори –поговаривай! Да не гнись дугой, словно мешок тугой! Да ну, поворотись, добрым людям покажись (медведь мотает головой). Да что ж такое, не хочет плясать! Давайте-ка все вместе попросим сплясать Мишу! Миша, Миша, попляши, у тя ножки хороши! Еще раз, все вместе!
Фонограмма Барыня. Медведь пляшет.
Цыган: ай да молодец!! (медведь кланяется). А ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на праздники блины пекла, да угорела, головушка заболела (берется за голову, мотает). А вот как красные девки в зеркало глядятся (медведь показывает), а как люди в бане веничком парятся (показывает). Молодец, Миша! Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари всех людей за почет, за гляденье, за труды!
Фонограмма фоном. Медведь снимает шапку и проходит мимо ряженых.
Первый ряженый: а что за веселье без растяпы? Играем в растяпу! Приглашаем 11 человек, делайте хоровод. Идем друг за другом под музыку, приплясываем. Музыка смолкает- нужно взять за руку кого-нибудь так, чтобы образовалась пара. Кому пары не хватает – тот становится в круг.
Фонограмма.
Второй ряженый: а проигравшие теперь нам в кругу танцуют.
Третий ряженый: молодцы, присаживайтесь на свои места!
Четвертый ряженый: теперь игра –не развлечение, а с большим значением!
Первый ряженый: чтоб был долог колосок, чтобы вырос лен высок.
Второй ряженый: прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши!
Первый ряженый: мы приглашаем 8 ловкачей!
Четвертый ряженый: вставайте в круг, я буду крутить скакалку, а вы прыгайте, чтобы за нее не зацепиться!
Фонограмма.
Ведущая 1: ой, спасибо, посмешили, потешили вы нас!
Ведущая 2: получайте пироги да пряники! (протягивает им поднос).
Третий ряженый: спасибо! А вот вам, хозяюшки, да вам, ребята:
Второй ряженый: деньги медные, чтобы не были бедные! (бросают на пол)
Первый ряженый: серебро, чтобы было в доме добро! (дождиком мелким посыпают)
Четвертый ряженый: а вот вам еще волшебный свиток. Заглянете в него- нас вспомните! До свидания!
Все: счастья, здоровья! (с прибаутками уходят).
Ведущие: до свидания!!
Ведущая2: давай-ка посмотрим, что там в свитке написано!
Ведущая 1: а давай! (разворачивает). Ой, тут так много написано, наверное, сказка древняя. Вы знаете, что когда-то на этом самом месте стояли недалеко друг от друга 2 деревни. И каждый год в один из новогодних дней сходились на Красной горке юноши и девушки, чтобы выбрать лучших. Знаете, что такое Красная горка? Это место такое красивое: холм, покрытый лесом, река, птички,; а зимой- все снежное, белое. Потому место это и называли Красным, т.е. красивым! Красная горка! Вы и собрались на этом самом месте!
Ведущая 2 : да и не сказка это вовсе, а сказание какое-то!
Ведущая 1: верно. Читаем дальше. А знаете, кто вы? Вы и есть парни и девушки из этих деревень. И придется вам сразиться, чтобы выбрать лучших. Делайте 2 деревни- 2 команды «Мишино» и «Светланино». Кроме молодых жителей деревни на Красной горке присутствовали и старейшины. Они-то и принимали решение: какая из деревень самая веселая и задорная. Вот и старейшины (ими могут быть педагоги). Поприветствуем их! И ты, сестрица, иди к старейшинам. (ведущая 2 идет к старейшинам). А начнем мы с того, что попытаемся понравиться старейшинам. Каждой деревне нужно пригласить одного из старейшин. И рядом с ним так задорно танцевать, чтобы старейшина вместе с вами в пляс пустился!! В какой деревне это быстрее произойдет, та и победит в первой битве.
Фонограмма.
На протяжении данного игрового блока старейшины подводят итоги каждого конкурса, чтобы выявить победителя. Для этого необходимо заранее подготовить протоколы и определить бальную систему).
Ведущая 1: молодцы, проводите старейшин на места, итоги они запишут. Любимым занятием жителей обеих деревень было катание с гор. Горку поливали водой, и по льду съезжали. Причем, старались съехать а ногах, стоя. В какой деревне меньше народу упало, та и побеждала. Вот и вы сейчас будете с горки съезжать. Представим, что здесь все во льду, очень скользко. И вам танцевать нужно, да так, словно вы с горки катитесь. Это значит, что ноги от пола отрывать нельзя. Кто оторвет ногу от пола- считается, что упал, и выходит из игры. Готовы? Начинайте веселье!!
Фонограмма.
Ведущая 1: старейшины подводят итоги, а я хочу сказать, что на этом катание не закончилось! Сейчас продолжим. Но вместо горки ледяной будем кататься на санях. Жители деревень перед горкой вставали друг за другом и так, все вместе, съезжали. Был это санный поезд. Вставайте друг за другом, руки кладите друг другу на плечи и присядьте. Таким образом, вам нужно доехать до вон той лавочки и обратно. Следите, чтобы ваш поезд не расцепился, иначе проиграете.. готовы? Поехали!!
Фонограмма.
Ведущая 1: игры на Красной горке продолжались с утра до вечера. И была еще одна интересная забава: бой снежками. У нас с вами будет забава – снежки собрать. Кто больше в ведра наберет, тот и победит в этой битве. Вперед!!
Ведущая 1: стоп, замечательно, подсчитываем ваши трофеи… победитель… молодцы! А еще из снега снеговичков лепили: у кого лучше да забавней получится? Вот вам шарики, снежки для снеговичка, лепите!!
Фонограмма.
Ведущая 1: На горке вы покатались, на санях прокатились, снежки все собрали, можно и о результатах узнать. Совет старейшин, вы готовы? (слово жюри, подведение итогов). Мы поздравляем деревню_____с победой и вручаем призы. А вам, уважаемые участники, тоже замечательные призы и громкие аплодисменты! Присаживайтесь на свои места!
Ведущая 2: мне было так интересно, а откуда это ты знаешь про деревни и игры? В свитке написано?
Ведущая 1: нет, там только начало. Странно, чудеса!
Ведущая 2: а где же звездочет и Веселуха? Куда они пропали?
Ведущая 1: не знаю, но, думаю, это их рук дело. Они же нас обещали в старину отправить!! И я очень рада, ведь мы узнали много интересного!
Ведущая 2: Конечно!
Фонограмма.
Входят Звездочет и Веселуха.
Веселуха: а вот и мы!
Ведущая 2: где же вы были?
Звездочет: там, где и положено быть -на чердаке.
Ведущая 1: на чердаке? А что вы там делали?
Звездочет: мы, милая, на звезды смотрели, в книгу будущего заглядывали.
Ведущая 2: и что вы узнали? Расскажите нам!
Фонограмма фоном.
Веселуха: январь –месяц: году начало, зиме середка. Январь –батюшка год начинает, зиму величает. Месяц январь -зимы государь. Январь-тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
Звездочет: звезды сильно блестят – к морозу.
Веселуха: а сейчас загадайте свое самое заветное желание и повторяйте за нами.
Свет приглушить.
Фонограмма, Веселуха, Звездочет и ведущие ставят на стол свечи без огня (фонарики). В центре зала- волшебный сосуд.
Веселуха: и вот настал великий час – исполнить нужно обещанье, вам надо загадать желанье!
Все, кто меня услышит здесь, подумайте немного: желаний тайных нам не счесть, их очень, очень много!
Но оглянитесь все назад, на то, что уже было, будь ты хоть беден, хоть богат: везде ли все счастливы?
Подумайте, а я для вас немного поколдую щас.
Фонограмма громче, Веселуха манипулирует руками, колдует над сосудом. Ведущие и Звездочет зажигают бенгальские огни.
Веселуха: желанья ваши я возьму, в сосуд волшебный положу,
Надеюсь, что желанья эти помогут всем на белом свете!
Склоняют огни над сосудом, фонограмма громче.
Ведущая1: спасибо вам большое, Звездочет и Веселуха за это волшебство!
Ведущая 2: спасибо!
Звездочет: спасибо и вам! Пора нам идти снова звезды протирать, да считать!
Но прежде мы хотим пожелать вам: счастья и любви!
Веселуха: добра и взаимопонимания!
Звездочет: благополучия и достатка!
Веселуха: мира и удачи!
Звездочет: здоровья и хорошего настроения!!
Ведущая 1: спасибо!! И вам мы желаем всего самого хорошего!
Ведущая 2: пусть дом ваш будет полон друзьями!
Ведущая 2: удачи вам всегда и во всем!!
Вместе: до свидания!!!
Фонограмма «мы желаем счастья вам».

Приложение № 1
Значение предметов из мешочка:
Сердечко-любовь
ключик-новоселье
пуговка-обновка в одежде
колесико – автомобиль
цветок-красота
конфета – сладкая жизнь
копейка- денежный год
билетик – кругосветное путешествие

Приложение № 2
Значение предметов на блюдечках
Конфета – год сладкий
Перец – год с горчинкой
Хлеб- год сытый
Монета – год богатый
Пустое блюдце – год такой же, как и предыдущий

Цель – способствовать привитию веры в Спасителя Иисуса Христа, познакомить детей с традициями и обычаями народной культуры.

(звучит песня А.Малинина “Рождественская Русь”)

Выходит 1 и 2 ведущий:

1 - С праздником! С Рождеством!

Этот праздник отмечают миллионы людей во всем мире. Их объединяет одно – вера в господа Иисуса Христа. Рождество стало событием для человечества. Теперь мы ведем летосчисление от рождения Спасителя.

2 – На нашем празднике мы расскажем вам историю Рождества, познакомим с культурой наших предков. Конечно, не надо идеализировать прошлое. Но все равно надо чтить и уважать традиции и обычаи нашего народа, понимая, что человека того времени воспитывали обстановка и тот уклад, в котором он находился. У наших предков была жива рождественская традиция ожидания и свершения чуда. И чудеса действительно случались.

(уходят; выходит чтец)

Вот и праздник рождества, -
Елку подрубили.
И в одежду торжества
Пышно нарядили.
Вот на елке свечек ряд,
Леденец крученый,
В гроздьях сочный виноград,
Пряник золоченый.
Вдруг плодами поросли
Сумрачные ветки,
Елку в комнату внесли –
Веселитесь, детки!
Для детей трудится мать,
Им игрушки прочит,
Деревце для них убрать –
День и ночь хлопочет.

2-й ведущий:

В старину подготовка к празднику начиналась в последнюю предрождественскую неделю. Вечером вся семья клеила игрушки, красила в серебро и золото орехи на елку.

Наряжать елку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком. А раньше, всего несколько лишь 200 – 300 лет назад елку украшали овощем с огорода, который предварительно разукрашивали.

(маленькую искусственную елочку нарядить, показать детям, как наряжали елку наши предки).

Какой овощ вешали на елку?

Картофель. Сначала это были посеребрянные и позолоченные картофелины. Затем научились выдувать стеклянные шары, а искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству. Эти шары стоили дорого, были многим не по карману.

Сейчас уже утеряна добрая традиция вешать сладости на рождественскую елку, а ведь это куда вкуснее и заманчивей для детей – снять с елки сладости и съесть, чем получить их со стола.

Какой сладостью украшали на Руси елку?

Пряником.

Раньше дети на Руси, даже в богатых семьях, не ели сладости беспорядочно и почти каждый день, а получали их на праздник, в кулечке. Иногда сладости развешивали на елке, и затем дети получали их как приз.

Сначала вешали на елку румяные яблоки, потом мандарины, потом золоченые и серебряные орехи, хлопушки и, конечно же, пряники.

А какая главная игрушка Рождества? Или его называют еще добрый вестник Рождества?

Конечно же, ангел. Купить эту игрушку в магазине тогда было очень дорого, поэтому его делали сами. В ход шло буквально все: вата, шелк, тюль. бумага, пух, перья.

Новогодние и рождественские открытки тоже имеют свою историю. Впервые в России открытка появилась чуть больше 100 лет назад (1898). Деньги от проданных открыток шли на благотворительные цели. Художники старались сделать их не просто красивыми, а порой настоящими произведениями искусства. Она покрывалась глянцем, бархатом, а снег готовился из борной кислоты и был удивительно похож на настоящий. Тематика рисунков была разной: это веселые детишки, катающиеся с гор на санках, это колядующая молодежь с Вифлеемской звездой, забавные зверушки, ангелы, свечи на елках.

Было время, когда советская власть запретила изготовление рождественской открытки. Она не признавала праздник Рождества, и только совсем недавно появились открытки с радостной надписью: “С новым годом!”, “С Рождеством!”.

А вы знаете первое елочное библейское украшение? Назовите его.

Это Вифлеемская звезда. Особой радостью было изготовить Вифлеемскую звезду, которая должна была увенчать лесную красавицу. Легенда гласит: “Когда родился Божественный младенец, все возрадовались вокруг, все ликовало. У входа в пещеру, где родился Христос, стояли 3 дерева: пальма, маслина и елка. Они тоже хотели поднести свои дары Христу.

Пальма положила к ногам младенца роскошный лист, маслина наполнила душистым ароматом пещеру. Одной елке нечего дать. От смущения склонила она свои ветки низко к земле. Но вдруг тысяча разноцветных звездочек опустилась на ветки елки. Она стала такой нарядной и красивой, что когда младенец проснулся, его глаза остановились на прекрасной сияющей елке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки.

Ангел спустился с небес и сказал елке: “Пусть будет тебе это наградой за твое смирение. Ты будешь всегда в вечнозеленом одеянии и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звездами, которые будут украшать твои ветви”.

Под елку вместе с подарками помещали и проросшие зерна ржи (жита) – символ новой жизни и щедрого урожая.

1-й ведущий: (на фоне народной музыки)

День перед Рождеством назывался Сочельник (6 января). К 6 января, то есть к Рождественскому Сочельнику, в избах делали большую уборку, натирали полы можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями. До 6 января соблюдали пост, вкушали только кутью с медом и сочиво. Лишь вечером, с появлением первой звездочки заканчивался пост. Люди замешивали пироги, ставили блины, месили тесто для пышек. Готовили праздничный стол. Чтобы младенец Христос заглянул в дом, на окошко ставили всевозможные игрушки.

В доме хорошо натапливали печь. Печь в доме играла главную роль. Появилась даже поговорка: “плясать от печки”, то есть начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. По народному поверью, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый, если в доме лад да любовь. В старину его ласково называли “хозяин” или “дедушка”. А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому.

По диагонали от печи в избе находится красный угол. Это было святое место – в нем помещали иконы. Поэтому называлось место “святым”. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.

Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украсить. Название “красный” означает красивый, хороший и светлый.

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Все это празднично убиралось к Рождеству елочными ветками.

Ангел: В небе звездочка зажглась золотая, эта звездочка совсем непростая!
Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем!
Сегодня родился Спаситель мира Иисус Христос. Видите, какой свет?
Он принес в мир любовь. И каждый из вас ощутил ее в своем сердце.
Бог пожелал стать человеком, чтобы умереть за нас. Чтобы этим сказать: “Я есть. Я люблю вас”.
(уходит)

Звездочка: (танцует под музыку)

Путь мой далек. Солнце взойдет –
Я растворюсь с небесами.
Ночи дождусь – снова зажгусь
Перед людскими глазами.
(поет песню “Рождество”)

В эту ночь земля была в волненье…
Свет большой диковинной звезды
Осветил все горы и селенья, города, пустыни и сады.
А в пустыне наблюдали львицы, как дарами дивными полны
Двигались бесшумно колесницы, важно шли верблюды и слоны.
И в челе большого каравана, устремивши взоры в небосклон
Три царя в затейливых тюрбанах ехали к кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли факелы, мигая и чадя
Там ягнята увидали в яслях спящее прекрасное дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненье.
Пели птицы в полуночной мгле, возвещая всем благоволенье.
Наступленье мира на земле.
(уходит)

Звездочка:

В ласковых теплых ладонях земли
Город Давидов спит мирно.
А издалека волхвы привезли золото, ладан и смирну.
Вторят звезды Вифлеемской лучи ангелов дивному скерцо
Тихий мотив, словно эхо звучит в чистом пастушеском сердце.
Царствует ночь, еще долог рассвет, небо как чрево сосуда.
А из яслей изливается свет – тьмой непокрытое чудо.
Ирод бессонницей мается. Страх корчится в бархате складок.
А у дитя в материнских руках сон безмятежен и сладок.
И до сих пор нелюбому ясны знаки его посещенья
Спит, как младенец, укутанный в сны
Мир в колыбели прощенья.
(уходит)

Странник: (на фоне музыки)

Я расскажу вам историю, которая случилась более 2-х тысяч лет назад. Это история о том, как на земле родился сын божий Иисус Христос. Его матерью стала девушка Мария. Еще до ее рождения родители Марии дали обет посвятить девочку служению богу. Когда Марии исполнилось 3 года, ее по традиции впервые ввели в храм. С малолетнего возраста и до девичества Марии следовало жить при храме. Там она воспитывалась 12 лет. Достигнув совершеннолетия, девушка должна была оставить храм. Священник, как это полагается, избрал для нее “обручника” - пожилого вдовца, в доме которого она, соблюдая обет, вела бы домашнее хозяйство. Выбор пал на Иосифа из Назарета. После обручения Мария поселилась в доме Иосифа, где произошло событие, которое церковь почитает как один из самых больших праздников – Благовещение. Деве Марии явился ангел и возвестил о том, что она родит Сына Всевышнего.

Иисус родился простым человеком и рос в обычной семье. Христос родился для того, чтобы искупить грехи всех людей. Он принес в мир добро и свет. Иисус исцелял от страданий и болезней: слепые начинали видеть, глухие – слышать, а хромые – ходить.

Иисус хотел, чтобы люди становились лучше, чтобы мы стали подобными богу.

(песня “Христос родился”)

Странник:

Все православные христиане отмечают самый большой праздник на земле – святое Рождество.

В чем же божественный смысл этого праздника? Первые люди были бессмертны и чисты, пока не совершили первородный грех. Люди забыли Бога. Мир погрузился во зло. Но зажглась Вифлеемская звезда на небосклоне. Господь послал для нашего спасения Сына своего.Люди снова стали сынами божьими. Иисус Христос своей смертью искупил наши грехи. Этот праздник называют матерью всех праздников мира. Он учит нас верить, воспитывает наше сердце, чтобы научились прощать, сочувствовать, понимать друг друга, терпимо относиться к недостаткам других – одним слово, чтобы мы научились любить окружающих людей. К вере каждый человек обязательно придет, но у каждого свой путь. Вера вырастает из самых глубин человеческого естества. Человек не может жить без веры, без опоры. Его мир обязательно должен включать в себя чувство веры: в Бога, в спасение, в счастье. В добро, в себя. И если нет веры, в душе происходит надлом. Человек ожесточается, становится злым, циничным.

Испокон века наш народ отличался крепкой верой. Он был близок к Богу.

2 ведущий:

12 дней от Рождества до Крещения называются Святками – святыми днями. Первая неделя, от Рождества до Нового года по старому стилю, проходила в сплошном веселье, шло гулянье, ходили колядовать. Наши предки верили, что в студеном декабре солнце умирает, а потом снова возвращается.

Празднеством возрождающегося солнца и была Коляда. Дети и молодежь собирались, ходили по домам с песнями – колядками, а хозяева угощали гостей. По обычаю колядующих надо встретить угощением и щедро одарить. Есть такая примета: чем лучше угощение, тем удачнее год.

(на сцене русская изба, хозяин за столом.

Входят колядовщики со звездой)

Колядовщики:

Пришла Коляда накануне Рождества!
Дайте коровку, масляную головку!
А дай Бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужимиста!
Ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига.
Из полузерна – пирог. Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!
И создай вам Господь еще лучше того!

Уж ты дядя доброхот! Выдай денег на проход!
Выдашь – не выдашь, будем ждать, у ворот стоять!
Золотая голова, шелковая борода!
Ты подай пирожка ради праздника Христова
Пирожка – то хоть пресного, хоть кисленького, да пшеничненького!
(угощаются и уходят)

Все, что в домах давали, дети складывали в мешок, а потом вместе съедали. Вот так веселились с 7 по 14 января по новому стилю.

Ребятишки нарядятся, кто во что горазд: попрошайками, стариками, корзину возьмут и идут по домам, в дом зайдут и давай плясать, хозяев славить.

(заходят колядующие)

1 колядующий:

Коляда! Коляда! Коляда святая!
Мы ходили, мы искали святую коляду.
Мы нашли коляду у Иванова двора.
Иванов двор на 7-ми столбах, на 8-ми верстах,
Столбы точены, позолоченные.
Тут и барыня жила, государыня жила.
Пирога нам подавала.
Подашь пирога – целый двор живота,
Не подашь пирога – угоню со двора!

2 колядующий:

Колядушки – коляда, снег струится колкий,
Всходит ранняя звезда – зажигает елки.
Снег под окнами хрустит, лед накатан гладкий,
Коль не жаден – будешь сыт: подавай колядки
На сочельник сладкий!
Мудрость древняя свята и в колядках славится:
Если в сердце доброта, - в закрома прибавится!
Колядушка – коляда! С тобой холод не беда!
Наколдуй колядка свадебку на святки.
Пусть Господь пошлет урожайный год.
Да хлеб на столе и мир на земле!
(кланяются, угощаются и уходят)

Наши предки верили, что слова имеют особую таинственную силу. Если придти в дом и спеть хозяину песню с призывами счастья и урожая, то эти пожелания непременно сбудутся. Бывало, что хозяин жадничал или ничего не давал, тогда колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

1 колядующий:

Не дашь пирога – наживешь врага.
Не дашь кваску – наживешь тоску.
Не дашь блинка – будет бедность на века!
Подавайте, не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога – сведем корову за рога!
(колядующий быстро уходит; хозяин уходит со сцены)

1 ведущий:

Нет ни одного другого праздника на Руси, который сопровождался таким богатым набором обычаев, обрядов и примет, как Рождественский праздник.

Святки – это смесь языческих и христианских обрядов. Язычники Древней Руси славили Коляду – бога пиршеств и мира. В святки принято было наряжаться в различные костюмы и надевать маски. До сих пор эта традиция сохранилась: ходить по домам и петь колядки. Подобные обряды в течение святок проводились трижды: в Рождественский Сочельник, под Новый год и накануне Крещения.

Ну а в ночь с 13-го на 14-е наступает православный Новый год. Этот праздник принято отмечать варениками, но не простыми, а с сюрпризами. “Сюрприз” - это предсказание будущего. Важно было осторожно жевать вареник, чтобы не проглотить сюрприз. Если в варенике попадет сова, то это означает ум, мудрость; сердце – взаимная любовь; штанга – сила, здоровье; нить – дорога, зерно – богатство; цветок - счастье; пуговица – обнова; сахар – сладкая жизнь; перец – острые ощущения; соль – ссора.

Ну, конечно, кому не хочется узнать свое будущее? И хоть это не поощряется христианской религией, в ночь с 13-го на 14-е января все гадали.

Гадания исстари были неотъемлемой частью культуры обрядов, частью древнейшей ритуальной культуры. Самыми пригодными днями для гаданий были понедельник и пятница, четверг слыл днем шабаша всей нечисти. По поверью, в черный четверг бесовский совет решил погубить Иисуса Христа. Древнейшие славяне гадали на кружках. Они раскрашивали деревянные кружки в черный и белый цвет. Бросали на землю и смотрели, каким цветом будет кружок.

Была и такая примета: кто в Новый год чихнет – тот здорово год проживет. В этот день старались не пить вина, не ругаться. Ведь считалось, как проведешь новогодний день, таким и будет весь год.

2 ведущий:

А вот еще одно гадание. В этот день приносили в избу решето со снегом и клали на него столько меченых ложек, сколько человек в семье. Потом наполняли ложки водой и выносили на мороз. В чьей ложке вода застынет ровно, тот проживет долго. В Новый год не принято было ни брать, ни давать взаймы, не кормили кур. Искали зерна под столом – если находили, то это к хорошей жизни, к щедрому урожаю.

Часто гадали на блюде. Молодые, желавшие узнать, что их ждет в будущем году, брали большое блюдо. Наливали в него воды и бросали кольца. Пели хором, а кто-то один, не глядя, вынимал из чашки чье-либо кольцо. О чем в этот момент пелось, то и ожидало хозяина кольца. После гадания на блюде девушки выбегали во двор и за забор бросали башмак. Куда он покажет, в той стороне дом будущего мужа.

Да, гаданий на свете много. Вот самое простое: выйти за ворота, да спросить у первого встречного имя. Какое имя он назовет, такое и будет у жениха. Гадали в святки и в одиночку. Ставила девушка перед собой таз с водой, пускала 2-3 кораблика: один со своим именем, другие – с именами женихов. Чей кораблик догонит ее, тот и будет женихом.

А в полночь начиналось самое страшное гадание. Садится девушка перед зеркалом, по бокам свечи горят. И сидит, не шевелится, внимательно вглядывается в темноту. Не отразится ли чей-нибудь образ? Если он появится, нужно быстро накрыть зеркало платком, иначе, по поверью, кто-то сильно ударит тебя.

(сценка с гаданиями)

1 ведущий:

В деревнях существовало такое гадание: девушка перед сном клала под подушку 4 лучины, сложенные в виде 4-х угольника. Это называлось “класть колодец под голову”. При этом она говорит обычную фразу: “Суженый – ряженый, приди, напои коня!”.

Нередко гадали в банях. Это единственное место, где нет икон. Садились перед зеркалом, зажигали свечи, замирали от страха, вглядываясь до обморока в таинственную тьму. Еще гадали так: приносили курицу, клали перед ней зеркало, кольцо, кусок хлеба, воду. Если она начинала пить воду, то это означало, что муж будет пьяница, если смотреться в зеркало, то муж будет щеголь, а если курица клевала кусок хлеба, то это означало, что муж будет хорошим хозяином.

Ведущие 1 и 2.

1: Но всему, как говорится, наступает конец. С приходом праздника Крещения веселье с ряжеными, гаданием заканчивается у ледяной проруби, называемой Иорданью. Прорубь остужает разгоряченный пыл и смывает все грехи. Дома, постройки, огороды окропляли святой водой, отгоняя от них всякую нечисть.

По преданию Иисус Христос принял крещение в 30-летнем возрасте от Иоанна Предтечи в реке Иордан. Обряд Крещения – омовения водой символизировал начало подвига Иисуса Христа во имя спасения человечества.

2: Во время Крещения, как свидетельствует Евангелие, Спаситель молился своему Небесному Отцу. Во время молитвы разверзлись небеса, и на Спасителя сошел Святой Дух в виде голубя и послышался голос: “Се есть сын мой возлюбленный”. Так произошло явление Небесного отца Иисуса Христа – Богоявление. Отсюда и второе название праздника – Богоявление. Считается, если в праздник Крещения окрестить человека, то он будет счастливым и его будет хранить Божья матерь.

1 ведущий:

Еще раз с праздником вас! Счастья вам, радости!

2 ведущий:

Любви, терпенья, мира!

(выходит участники и кланяются).

Чтобы понять смысл Рождества, ребятам предстоит превратиться сначала в зрителей, затем – в мастеров и художников, актеров и декораторов. Чтобы было интересней, наряду со спокойными играми проводятся подвижные конкурсы.

В конце мероприятия детям предлагается попробовать рождественское угощение.

Цель: познакомить с праздником, помочь понять его смысл.

Оформление: Наряженная ёлка, мишура, дождик, рождественские венки, фигурки ангелов, иллюстрации из рождественских рассказов.

Необходимые атрибуты:

  • Куклы и сцена для инсценировки рождественского представления;
  • Колокольчики для детей;
  • Материал для изготовления поделки «Ангел»;
  • Кормушка для птиц и зерно;
  • Украшения для снеговика;
  • Санки для снежных забав;
  • Материал для изготовления рождественской открытки;
  • Одинаковые комплекты одежды для каждого ребенка: футболка, штанишки, варежки, шапка, носки и другие необходимые атрибуты;
  • Угощения для детей;
  • Крылья;
  • Ватман, снежинки, тучки, желтый круг и лучи для эстафеты;
  • Игрушечная звезда.

Роли:

  • Ведущий

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребятишки! Вы знаете, какой сегодня праздник? Какое радостное событие люди празднуют в этот день? Сегодня ! Давайте совершим небольшое путешествие в этот замечательный праздник, чтобы понять, зачем он нужен. И начнем мы с очень интересной истории. Сейчас мы превращаемся в зрителей. Представьте, что вы находитесь в кукольном театре. Посмотрите представление актеров внимательно, а затем скажите, чему именно мы в этот день радуемся.

Ведущий устраивает рождественский вертеп для детей, чтобы в игровой и доступной форме объяснить детям суть праздника.

Ведущий: Что же произошло в этот день много-много лет назад? Правильно, родился младенец Иисус, который спас все человечество от гибели. В некоторых странах Христа приветствовали веселым колокольным звоном. Сейчас мы превратимся в звонарей! Скажите, что нам нужно для выполнения нашей работы?

Дети: Колокола.

Ведущий: Все верно. Но так как вы еще маленькие, то и колокола у вас будут небольшими (раздает колокольчики). Давайте вместе порадуемся рождению Иисуса.

Дети звенят в колокольчики.

Ведущий: Ребята, вспомните, кто предсказал рождение будущего спасителя?

Дети:

Ведущий: Молодцы! Вы знаете, что ангел-хранитель есть у каждого человека?

А чтобы об этом не забывать, давайте изготовим собственного ангелочка. Для этого нам сейчас необходимо превратиться в мастеров и пройти в мастерскую.

Проходят к столику, на котором расположен нужный материал для изготовления ангелочков (картон, ножницы, нитки, клей). Ведущий проводит мастер-класс по созданию ангелочков.

Ведущий: Ребята, посмотрите, какие у вас красивые ангелы получились. Теперь можно их повесить на елочку, чтобы все видели ваши работы. Сейчас мы с вами станем декораторами, которые занимаются украшениями.

Дети проходят к елке, вешают получившиеся фигурки ангелов.

Ведущий: Ребята, не только люди радуются тому, что появился Христос. Все живые существа в этот день стараются делить радость друг с другом. Мы не должны забывать и о братьях наших меньших – птичках и собачках. У них сегодня также должен быть праздник, чтобы в доме было весело. Вы помните, чем нужно птичек кормить?

Дети: Хлебом, пшеницей.

Ведущий: Давайте приготовим нашим птичкам богатый стол.

В заранее подготовленную кормушку дети понемногу насыпают зерна, одеваются, выходят на улицу, помогают ведущему устанавливать кормушку.

Затем проводятся рождественские игры

и конкурсы на улице:

  • «Лепим рождественского снеговика» — дети лепят снеговика, украшают его мишурой, дождиком, елочными игрушками.
  • «Саня в санях» — малыши катают друг друга по очереди на санках, обходят препятствия.
  • «Ангелочки» — дети делают фигуры ангелов на снегу (ложатся на снег, машут руками, «рисуя» таким образом крылья).
  • «Снежные салочки» — чтобы засалить, нужно попасть снежком в товарища.

После снежных забав дети заходят в дом.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, что поздравлять других можно не только словами. Как вы думаете, каким образом можно еще это сделать?

Дети: Сделать открытку!

Ведущий: Верно, и сейчас мы побудем художниками. Будем изготавливать свою собственную открытку. Нам опять нужно пройти в мастерскую.

Дети проходят к столику, на котором находятся необходимые атрибуты: белый картон и карандаши или фломастеры, и готовая открытка-раскраска. Сначала проводится беседа на тему, что можно нарисовать на открытке, а затем уже дети приступают к работе.

Ведущий: Ну, вот, сделали мы очень красивые открытки. Теперь будем друг друга поздравлять. Давайте вручим открытки на память друг другу. Ребята, а кто разносит открытки и письма нужным адресатам?

Дети: Почтальон!

Ведущий: Верно. И сейчас мы поиграем в почтальонов.

Дети садятся на стулья, образуя круг. Один ребенок – водящий. Водящий называет имена двух детей. Те, кого он назвал, должны быстро поменяться местами. Водящий в это время старается занять место одного из них. Тот ребенок, который не успел занять место, становится водящим. После игры дети обмениваются открытками. Ведущий должен проконтролировать, чтобы каждому ребенку досталась открытка.

Ведущий: В Рождественский вечер люди переодеваются в разные костюмы и идут колядовать, желать счастья и добра. А в ответ хозяева, которым подарили поздравления, дарят различные подарки. Давайте тоже поколядуем. Но сначала нужно переодеться.

Для детей заранее подготавливается яркая одежда большего или меньшего размера: футболки, шапки, варежки, носки и так далее. Каждому ребенку дается одинаковое количество одежды. По команде они должны все вещи надеть на себя – кто справится с заданием быстрее?

Ведущий: Вот мы и принарядились! Теперь можно и поколядовать! А вы хоть какую-нибудь колядку знаете? Нет? Придется разучить. Значит, сейчас мы будем актерами. Мы должны будем так поздравить хозяев, чтобы они не сомневались в нашей искренности!

Ведущий по строчке читает колядку, дети за ним повторяют слова и движения.

Ведущий: Теперь можно идти колядовать!

Дети подходят к родителям, поют им колядку. За это получают угощения.

Ведущий: Ну а сейчас – рождественская сказка. Угадайте, какую роль вам сейчас нужно сыграть?

Дети: Роль слушателей.

Ведущий: Все верно. В Рождество может случиться чудо. Даже если кажется, что помощи ждать неоткуда, она все равно приходит оттуда, откуда вовсе не ждали. Вот об этом рассказывается в рождественской сказке. Готовы слушать? Тогда усаживайтесь поудобней и слушайте.

Ведущий читает рождественскую сказку. Задает вопросы по содержанию, осмыслению произведения.

Ведущий: Ребята, вспомните, кого мы делали сегодня в самом начале праздника?

Дети: Ангелочков.

Ведущий: Хотите ненадолго стать ангелочками? Что вам для этого нужно?

Дети: Крылья!

Ведущий раздает детям крылышки и проводит эстафету ангелов:

  • «Пролететь» нужное расстояние.
  • Собрать снежинки, упавшие на пол.
  • Осветить все вокруг – приклеить к желтому кругу как можно больше лучей, чтобы получилось пышное солнышко.
  • Убрать все тучки с небес: на лист ватмана прикрепляются тучки и изготовленное в предыдущем конкурсе солнышко, дети по очереди подбегают и убирают по одной тучке.
  • Закончить картину – приклеить на ватман красивые снежинки, которые собирали.

Ведущий: Все хорошее когда-нибудь заканчивается, и вам уже пора на землю. Снимайте крылышки и превращайтесь в детей!

Дети снимают крылья. Присаживаются на стульчики.

Ведущий: Ребята, вы помните, кто указал путь мудрецам к младенцу Иисусу?

Дети: Звезда!

Ведущий: Верно. И сейчас мы с вами такую звездочку попробуем найти в комнате. Внимательно-внимательно осмотрите комнату и попробуйте определить, где же она находится!