Положение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России. Устройство сирот в истории россии

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха – эпоха гласности, демократии – создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего – в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке1.
Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей – алкоголиков2.
Сейчас в России около 600 000детей – сирот (из них 95% социальные сироты, т.е.родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо – это матери – подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.
Такие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.
Сегодня государство практически не стимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям3. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%4. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 – 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет5.
Выталкивает на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8 летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профтехучилища (отчего ежегодно до 1 млн подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут, и т.п. В результате, по данным с мест, среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают 2 млн несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет6.
Продолжает увеличиваться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2001г. их было 128,1 тыс., что на 4% больше, чем в 2000г. и на 12,4% больше, чем в 1999-м. свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.
В 2001 г. у родителей, лишенных родительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс.детей, что на 6,2% больше, чем в 2000г. и на 21,1% больше, чем в 1999г. В то же время, численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2001г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 1999г7.
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2001г., были преданы под опеку или усыновление. Их численность в 2001г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения.
28,2% детей, оставшихся в 2001г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2001г. она составила 29,4%, в 1999г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2001г.36,1 тыс. против 36,2 в 2000г.
1,7% детей, оставшихся в 2001г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.
В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа8. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

УДК 9(470)(045)

А.А. СЛАВКО

ДЕТСКИЕ ДОМА И ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: детские дома, беспризорные дети, Великая Отечественная война, послевоенный период.

Статья посвящена одной из важнейших проблем - ликвидации массовой детской беспризорности в Советской России в 1941-1952 гг. - роли государства в обеспечении условий функционирования детских домов и школ для детей-сирот. Для раскрытия темы используются разнообразные источники, многие из которых вводятся в научный оборот впервые.

KINDERGARTENS AND SCHOOLS FOR CHILDREN-ORPHAN IN THE GREAT PATRIOTIC WAR AND POST-WAR PERIOD

Key words: kindergartens, homelessness children, the Great Patriotic war, a post-war period.

The article is devoted to one of the important problems - liquidation of mass children’s homelessness in Soviet Russia of 1941 - 1952-es - the role of the state in providing conditions for kindergartens’ and schools for children-orphan functioning. To disclose the topic differents sources are used, many of which are used in scientific work for the first time.

Великая Отечественная война вызвала новый рост численности детей-сирот, а отсюда - беспризорных и безнадзорных. Государство сразу же принимает меры для устройства детей, оставшихся без родителей. В первые месяцы войны в связи с экстренной эвакуацией детей из прифронтовых и фронтовых районов страны возникает острая необходимость в размещении детей в детдомах, расположенных в тылу. Начинается уплотнение и без того переполненных детских домов, численность воспитанников в них увеличивается примерно в 2-3 раза. Спешно открываются новые детские дома.

В.М. Бочкова были отмечены факты неудовлетворительного состояния детдомов Наркомпроса. В Краснодарском крае, например, дети не были обеспечены одеждой, обувью, продуктами питания. В некоторых детдомах расхищались государственные средства. Не хватало топлива. Зимой часть детей вынуждена была ходить босиком и без головного убора. Школу посещали не более 50% воспитанников и др. . Эти же проблемы автоматически перекладываются и на военное время. Так, в Куйбышевской области для размещения эвакуированных детей за период с 1 июля по 4 сентября

1941 г. в количестве 1 036 человек было открыто 4 новых детских дома. Имевшиеся до этого в области 31 детский дом были переполнены, вместо 3 102 человек по плану Наркомпроса в них содержалось 3 700 детей. Кроме того, для эвакуированных детей было открыто три интерната .

Директора, учителя и воспитатели детских домов профессионально и духовно были разные люди. О ком-то вспоминают с ненавистью и грустью, кого-то - с благодарностью всю последующую жизнь. Так, по воспоминаниям М.И. Николаева - сына репрессированных, - он на всю жизнь запомнил слова заведующей детдомом М.Н. Угольниковой, которая при выпуске его из детдома в 1941 г. сказала: «У тебя были родители, и они тебя не бросили, Миша. Они были хорошими людьми» .

Обследование детских домов начала 1942 г. показало следующее. Во многих из них директор и воспитатели не имели соответствующего образования и педагогического опыта. Деятельность воспитателей планировалась формально или вообще отсутствовали планы работы. В помещениях было грязно и неуютно, поскольку не хватало средств на ремонт. В условиях печного отопления большинство печей были пожароопасны. Как вспоминает одна из воспитанниц Петровского детского дома Оренбургской области В.Б. Большакова, в годы войны сюда попали дети из Ленинградской, Витебской и Смоленской областей. Девочки на кроватях спали по двое, мальчики же на нарах -«сколько поместятся». Детдом располагался в маленьких домах без удобств. Заготовкой дров занимались сами воспитанники, за что получали дополнительный кусочек хлеба с щепоткой сахара. Электричества не было. По словам бывшей воспитанницы, «начальные классы в школу не ходили, не в чем было. Старшие бегали в школу в галошах, а там технички печку топят, угольков в галоши накидаешь, чтобы в них теплее стало, и снова наденешь. В школе писать было нечем. Писали на старых книгах и газетах, между строк» . Не хватало квалифицированных педагогических кадров, особенно воспитателей.

Война ещё более усложнила положение детдомовцев. Недостаточное медицинское обслуживание в детдомах резко ухудшилось вследствие мобилизации медицинских кадров на фронт, снизились нормы питания, увеличился уровень заболеваемости и смертности среди детей.

Колоссальным был ущерб, нанесённый фашистскими захватчиками за время оккупации советских территорий. Для примера приведём данные по Калининской области. Полностью или частично было разрушено 44 детсада и детских дома, 1 059 школ, 168 культпросветучреждений и др. Приводятся и другие, более уточнённые данные: до войны в области функционировало 36 детдомов, в годы войны разрушено и сожжено было полностью 27, по детсадам: до войны было 100, полностью сожжено 36, частично - 27 .

С целью освобождения мест в детских домах для эвакуированных детей, по воспоминаниям В.В. Багинского, по окончании 5 классов, в начале войны, детям выдали свидетельства о рождении «с плюсом в 2 года» и направляли либо на завод, либо в ремесленные училища .

Тыл всячески пытается помочь детям-сиротам. С 5 июня 1942 г., например, Куйбышевская область принимает решение о размещении у себя ещё 5 тыс. детей из Ленинграда, которые распределялись по детским домам и общежитиям спецшкол области, в зданиях бывших детских санаториев . Эвакуировали целыми детскими домами. Так, в сентябре 1942 г. в село Каратуз Красноярского края был эвакуирован из блокадного Ленинграда детский сад № 26. Это 50 девочек и мальчиков, истощённых и больных, которым помогали не только местные власти, но и население . Из детдомов Калининской области по решению Правительства в 1942 г. в детские дома других областей было вывезено 1 910 детей .

Для разгрузки детских домов в январе 1942 г. Главному управлению трудовых резервов при СНК СССР было разрешено провести набор детей от 14 лет и выше в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища. Остальных детдомовцев старше 14 лет Наркомпросы республик обязаны были направить на работу в промышленность и сельское хозяйство .

По мере освобождения советских территорий от немецкой оккупации необходимо было в срочном порядке решать проблему размещения находящихся там детей-сирот. На самих освобождённых территориях помещения детских до-

мов, как правило, были разрушены, а строительство требовало времени. В связи с создавшейся ситуацией СНК РСФСР издаёт распоряжения, которые дают разрешение на вывоз детей-сирот в заранее определённые детские дома. Так, согласно распоряжению СНК РСФСР № 556-р от 26 апреля 1943 г. Калининский облисполком вывез 1,5 тыс. детей-сирот из освобождённых районов, которые были размещены в детских домах Молотовской и Кемеровской областей. В качестве сопровождающих был не только обслуживающий персонал, но и медицинские работники. Все дети-сироты и сопровождающие обеспечивались на дорогу сухим пайком из расчёта на 15 дней. Кроме того, выделялись денежные средства на оплату в пути горячего питания .

В условиях тяжёлого экономического положения в стране, обострившегося войной, правительство вновь прибегает к уже апробированным методам снабжения за счёт расширения подсобных хозяйств.

Война потребовала от детдомов повышенного внимания к подсобным хозяйством. Заготовка продуктов с их помощью велась с таким расчётом, чтобы продуктов детдомовцам хватало на весь предстоящий год. Для этого старались купить корову, свиней, кур. Земельные участки в основном обрабатывались силами воспитанников. Это были немалые площади, например, в Кар-чемском школьном детдоме Устькуломского района Коми АСССр земельный участок, по данным на март 1942 г., был равен 4,5 га .

Подсобные хозяйства с начала войны функционировали во всех детдомах, кроме находящихся в оккупации. После освобождения они сразу же создаются и здесь. Хотя снабжение детских домов продуктами питания с подсобных хозяйств, с официальной точки зрения, должно было быть дополнительным источником снабжения, на деле подсобные хозяйства детдомов нередко являлись основным источником питания. К примеру, как следует из докладной записки «О состоянии Устькуломского детского дома» по данным на 10 ноября

1942 г., дети питались в основном за счёт подсобного хозяйства и помощи колхозов. Из торгующих организаций с мая по ноябрь почти ничего не получали, хотя подчёркивалось, что «В военное время в детдом пребывают дети ушедших в армию и др., им нужно создать домашние условия, чтобы ребёнок почувствовал, что детдом такой же для него родной дом» . Особые трудности возникали в связи с отсутствием мыла и керосина . На территории Тверской области подсобные хозяйства при каждом детском доме стали создаваться в

1943 г. Для этого СНК СССР потребовал от облисполкома передать подсобным хозяйствам земельные участки «под пашню из земли Государственного фонда и, по договорённости с директорами совхозов, из земель совхозов» .

Для обеспечения деятельности подсобных хозяйств детдомов Нарком-совхозов СССР обязан был в 1943 г. продать детским домам 2 200 дойных коров и 6 тыс. поросят. Другое ведомство - Наркоммясомолпром СССР в этом же году отпустил детским домам 3 тыс. дойных коров из числа поступающих на мясозаготовки Наркомзем СССР продал детдомам в 1943 г. 200 тыс. цыплят . Наряду с этим для подсобных хозяйств каждого детского дома обл- и райисполкомы должны были купить от 3 до 5 рабочих лошадей. Детским домам с этого времени стали выделяться лесосеки для заготовки лесоматериалов и средства за счёт ассигнований на просвещение для возведения построек.

В условиях войны необходимо было активнее развернуть военно-психологическое и патриотическое воспитание. Для этого в детдомах готовились витрины с материалами о Великой Отечественной войне. Дети вели переписку с воинами Красной Армии, особенно с бывшими воспитанниками своих детдомов, активно участвовали в тимуровском движении, помогая семьям погибших или находящихся на фронтах. В свою очередь, ощутимая помощь детдомовцам шла от общественных организаций. В Калининской области, например, в 1943 г. для детдомов было «собрано 6 910 штук белья, 2 180 пальто, 4 678 сапог, 4 754 метров мануфактуры, 7 438 килограммов зерна, 3 953 кг картофеля и 1 532 рублей денег» .

В связи с организацией в 1943 г. нового типа детских учреждений для содержания детей и подростков - трудовых воспитательных колоний, в них стали направляться воспитанники детских домов, которые систематически нарушали внутренний распорядок и дезорганизовывали нормальную постановку учёбы и воспитания в детдомах .

В первой половине 1943 г. по всей стране прошла проверка детских домов, в которых находилось 308 тыс. детей . По её результатам было принято специальное постановление СНК СССР № 942 от 1 сентября 1943 г., в котором обобщались итоги и намечались пути улучшения работы детдомов . Среди главных выделялись две проблемы: работа по устройству детей, оставшихся без родителей, и немедленное устранение скученности детей в детдомах, а также оборудование их всем необходимым для нормального проживания инвентарём, кроватями, мебелью, посудой и др. СНК автономных республик, областным и краевым исполкомам было разрешено открытие новых детских домов сверх утверждённых планов.

С 1 сентября 1943 г. постановлением СНК № 942 вводятся единые государственные нормы снабжения продуктами питания детей детских домов. Централизованно по плану детдома стали снабжаться в необходимом количестве медикаментами, бакпрепаратами и дезинфекционными средствами .

В 1943-1944 гг. во всех детских домах на имеющиеся или вновь создаваемые мастерские - слесарные, столярные, обувные, швейные, трикотажные и др. -возлагались большие требования. Цель ставилась двоякая - трудовое обучение воспитанников и решение их бытовых проблем. Мастерские детских домов были приняты предприятиями на снабжение отходами производства. Особое внимание стало уделяться подбору кадров. Для этого воспитатели, не имеющие законченного среднего образования и специальной педагогической подготовки, стали получать заочное среднее педагогическое образование .

Постепенно начинает налаживаться медицинское обслуживание детей в детдомах. Для этого устанавливались графики приёма врача. В каждом детском доме стала работать медсестра, осуществляющая постоянное наблюдение за здоровьем детей. В течение сентября 1943 г. был проведён врачебный осмотр воспитанников всех детских домов страны.

В годы войны создавались и специальные детские дома как благотворительные учреждения. Со времени действия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1941 г. «Об амнистии бывших польских граждан» по середину 1944 г. на территории СССР было открыто и функционировало 40 польских детских домов . Так, в 1943-1946 гг. в селе Малая Минуса Минусинского района Красноярского края располагался детский дом, эвакуированный из Польши. Однако, как следует из воспоминаний бывших детдомовцев, в этом детдоме воспитывались также дети-поляки, родители которых

были депортированы из Бреста и умерли, внучка поляка, сосланного в Сибирь задолго до Великой Отечественной войны, и др. Это был специальный детдом, в который Союзу Польских патриотов Москвы было дано разрешение советским правительством собрать польских сирот. В 1944 г. здесь содержалось 110 детей, которых обслуживало 47 человек . Дети занимались в одной школе с селянами, но вход был разный, и занятия проходили отдельно. Польскому детскому дому помогали различные гуманитарные организации, в том числе Америки. Старшие воспитанники работали в колхозе и за это детдому выделялись хлеб, молоко и овощи. Помогал обмен присланных из Америки муки, вещей на продукты колхозников. Польские врачи обслуживали не только детдом, но и местных жителей, поскольку в деревне медпункт отсутствовал. Все воспитатели, врачи, пианистка, священник, подсобные рабочие были из Польши, примерно половина от всего обслуживающего персонала .

На освобожденных от фашистских захватчиков советских территориях срочно открываются специальные детские дома для «детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов» . На бывших оккупированных территориях создавались и так называемые «индивидуальные детские дома». Инициаторами выступали, как правило, предприятия, колхозы и совхозы, которые брали на себя содержание таких детдомов.

В конце 1943 г. ставится задача открыть к середине марта 1944 г. в каждом районе европейской части России колхозные детские дома . Так, к концу 1943 г. в Орле за четыре месяца было создано 6 специальных детдомов на 1,5 тыс. мест, и в первом квартале 1944 г. планировалось открыть ещё 6 на 800 мест .

Материальное положение и снабжение этих детдомов существенно отличались от детдомов обычного типа, открытых ранее, в лучшую сторону. Все спецдетдома были сравнительно полно укомплектованы воспитательским и обслуживающим персоналом. Работа проводилась строго по плану. Во всех детдомах дети были распределены по возрастным группам, и работа в каждой группе проводилась по особой методике. Все дети школьного возраста посещали школу и были полностью обеспечены школьными принадлежностями. При детдомах были созданы пионерские отряды, работали различные кружки. Дети полностью были обеспечены постельными принадлежностями и зимней и летней одеждой. Питание воспитанники получали четыре раза в день. Оно было полноценным. Топлива (дров и угля) было достаточно. Основная сложность заключалась в отсутствии транспорта, поскольку имеющиеся лошади не могли удовлетворить все потребности детдомов.

К июню 1944 г. планы по открытию новых детдомов были полностью выполнены и, например, в Орловской области успешно функционировали 12 специальных детских дома, в которых пребывало плановое число детей - 230 человек . В Калининской области в

1944 г. функционировало 16 детских домов, в которых находилось 1 710 детей, 36 общих детских дома - 3 138, 14 колхозных детских домов - 785 воспитанников. При этом специальные детские дома были полностью обеспечены по нормам Совнаркома .

Дети-сироты Великой Отечественной войны значительно отличались от беспризорных детей предыдущего десятилетия. Они не испытали «лагерной науки», срок их пребывания «на улице» был незначительный, чтобы сломать психику ребёнка. Сироты войны были более обучаемы. Государство особо отмечало важность «безотказного приёма всех детей, оставшихся без роди-

телей, и устранение скученности в существующих домах», расположенных на освобождённых от немцев территорий. К примеру, только за два месяца, июль и август 1944 г., на территории Калининской области дополнительно открывается 26 детских домов. Для работы в них было направлено 35 молодых учителей. Воспитатели в количестве 40 человек за короткий срок закончили специализированные курсы .

В 1944 г. в детских домах находилось 534 тыс. воспитанников . Однако во многих детдомах обычного типа ситуация с питанием и одеждой продолжала складываться неудовлетворительно и в 1944 г. Не хватало одежды и дети зимой ходили в школу в демисезонных пальто. Нередко встречались случаи обморожения. Как, например, было отмечено по Калининской области, положение детских домов оставалось неудовлетворительным, промышленные предприятия выполняли возложенные на них обязательства плохо, положение с жёстким инвентарём в детских домах было неудовлетворительное. Слабое развёртывание мастерских объяснялось причиной полного отсутствия сырья и оборудования .

Воспитанники детских домов вынуждены были писать жалобы на плохое питание и отсутствие одежды. Только за один месяц, январь 1944 г., Колполи-евский пункт военной цензуры получил 199 писем от воспитанников детских домов, которые жаловались на плохое питание и обмундирование . В Серёгинском детском доме с. Назарово (ныне г. Назарово), по данным на 10 сентября 1944 г., дети испытывали недостаток в одежде и обуви, ограниченным было питание .

Тогда в срочном порядке с целью налаживания положения в детдомах принимаются экстренные меры. Повсеместно происходит смена руководства детскими домами, многие из которых отдаются под суд. Новыми директорами «принимаются все меры к улучшению всей жизни» детских домов .

Для улучшения положения воспитанников в детдомах необходимо было решить проблему заготовки полной нормы топлива на холодное время года; обеспечить детдома тягловой силой и продуктивным скотом; вывести всех детей, больных туберкулёзом, в тубсанатории. С этого времени председателям исполкомов райсоветов вменялось в обязанность ежемесячное личное посещение всех детдомов, расположенных на вверенных им территориях. Промышленные предприятия Калининской области обязаны были изготовить для детдомов «600 столов, 2 500 стульев, 100 шкафов, 250 тумбочек, 3 000 кроваток, 1 250 кадок для воды, 130 корыт, 250 чайников, 130 кастрюлей, 500 вёдер, 60 бедонов, 60 протвеней, на 50 тыс. рублей стеклянной посуды и 2,0 тыс. рублей глиняной» . Положительные результаты были получены сразу же. Например, очередная проверка Кимрского детдома № 2 показала улучшение питания детей. Райторгом были отоварены все наряды. В детдоме стало чище и был наведён порядок .

29 августа 1944 г. приказом заместителя Народного комиссара просвещения РССР № 592 утверждается инструкция Наркомпроса РСФСР «Об охране имущественных прав воспитанников детских домов. На директоров детских домов с этого времени возлагалась обязанность охраны имущественных прав воспитанников и сохранности самого имущества, если таковое имелось. Деньги воспитанников или драгоценности с этого времени должны были вноситься в сберегательную кассу или банк на имя ребёнка. Если считалось, что хранение имущества воспитанника нецелесообразно, то разрешалась его продажа. Вырученные от этого средства также вносились на сберкнижку ре-

бёнка. При выходе из детдома воспитаннику всё это должно было быть выдано под расписку .

К концу войны численность детдомов в ряде регионов сокращается в связи с уменьшением численности беспризорных и безнадзорных детей, в других местах - увеличивается. Так, например, если в Орле в 1941 г. было 37 детских домов, в которых находилось 2 065 воспитанников, то в 1944 г. здесь осталось 20 детдомов с 1 330 воспитанниками . В Калининской области, наоборот, если на начало 1943 г. в 17 детдомах находилось 1 780 детей, то по данным на 1 марта 1944 г. в области функционировало 40 детских домов, в которых размещалось 3 840 детей .

В зависимости от источников финансирования детдома подразделялись на бюджетные, колхозные и специальные. Так, из 40 детдомов Калининской области в 10 специальных детдомах находилось 1 200 человек, в 19 бюджетных детдомах - 2 120 человек, в 11 колхозных детдомах - 5 201. Часть детей размещалась в детприёмниках НКВД и детских комнатах при роно .

Нормальному функционированию детских домов, даже специальных, препятствовало постоянное недофинансирование. Так, в Лихославском спец-доме по плану на 1945 г. расходная смета по бюджету была утверждена в размере 531 639 руб. Поступило в реальности 38 700 руб., а также в счёт финансирования - разных товаров и материалов со склада облоно на сумму 23 460 руб. В итоге расходная часть была выполнена не полностью - на 78%. «Поэтому детский дом имеет кредиторскую задолженность за продукты в сумме 12 000 руб. и не имел возможность приобрести необходимого инвентаря и оборудования» .

В связи с нехваткой мест в детдомах продолжался вывоз детей в другие регионы страны. Местные власти относились к этому негативно, поскольку «Вывоз детей за пределы области сильно отражался на состоянии хозяйственной и учебной работы; вместе с детьми вывозилось и необходимое обмундирование (пальто, бельё, обувь), а постоянная смена детского состава не позволяла правильно организовывать учебно-воспитательную работу» .

Кроме того, в конце войны, в отличие от начала, стал наблюдаться процесс, когда в детдома поступали подростки 14-15 лет, но со справками, что им 12 лет. Нередко это были беспризорники, не раз бежавшие из детдомов и детприёмников, которые становились лидерами среди меньших по возрасту детдомовцев и влияли на последних негативно. Теперь дети бежали из детдомов не только из-за неудовлетворительных условий проживания в них, но и в поисках своих родителей.

Для ликвидации текучести воспитанников детдомов перед вышестоящими органами государственной власти был поставлен вопрос о прекращении вывоза детей из детдомов. С этого времени в другие области стали направляться дети из детприёмников, для чего расширяется их сеть.

В связи с огромными военными потерями постоянно росло число детей-сирот военнослужащих. Это потребовало ежегодную организацию дополнительных детских домов, детских садов и детских яслей. Так, на 1 мая 1945 г. в Куйбышевской области функционировало 37 детских домов на 4 343 человека, преимущественно детей-сирот военнослужащих. На 1 августа 1945 г. в области было открыто дополнительно ещё 8 детских домов, 22 детских сада на 1 тыс. детей и 100 детских яслей на 4,5 тыс. человек. Наряду с этим активно использо-

вались патронат, опека и усыновление: на патронат были устроены 1 783 ребёнка, на опеку - 1 311 и усыновление - 396 детей-сирот .

В конце войны в детдома попадают и дети депортированных семей. Им наиболее сложно было воспринимать новые для них обычаи, требования и нередко - другие национальные традиции. Так, например, одна из бывших воспитанниц детского дома № 1 им. В.И. Ленина г. Енисейска Красноярского края вспоминала: «Трудно жилось в военное время. В 1944 году привезли к нам детей из Калмыкии, детей-староверов. Измотанные, до предела истощённые, страх в глазах. Из одежды легкие, грязные вещи и особенно, что поразило, обуты в деревянную обувь» .

После войны детдомам выделяются бюджетные средства на строительство новых корпусов и ремонт старых. В 1946 г. по сравнению с 1945 г. численность воспитанников снижается, нормализуются и плановые показатели. Так, если на 1 января 1945 г. в детских домах Коми АССР находилось 3 005 детей при плановых 2 567 мест, то через год, 1 января 1946 г., воспитанников детдомов было 3 241 при плановых 3 400 мест . Об улучшении жизни в детских домах сразу после войны отмечают многие бывшие воспитанники. Начинается строительство лагерей труда и отдыха, куда дети уезжают на летние каникулы . Отдых был полноценным, с играми, кострами и песнями.

В детдомах в первые послевоенные годы активизируется борьба с хищениями, разбазариванием и незаконным расходованием продовольственных товаров. По всем фактам хищения стали проводиться проверки, виновные строго наказывались.

К концу 1945 г. было открыто 120 новых детдомов для 17 тыс. детей. За счёт колхозов в этот период содержалось 4 тыс. детдомов . Но и в 1945 г. положение детских домов оставалось довольно сложным. Так, в Сережском доме, как отмечали Назаровский райком ВКП(б) и исполком райсовета 21 августа 1945 г., наблюдалась скученность, отсутствовало помещение для мастерских, воспитанники детдома на предстоящую зиму не были обеспечены «зимней одеждой, кожаной и валяльной обувью, изношенность постельного белья, что создаёт угрозу срыва посещения воспитанниками школы» .

Положение детских домов начинает улучаться с 1946 г., хотя существовало множество проблем. В связи с новым увеличением численности беспризорных и безнадзорных детей начиная с 1947 г. значительно расширяется сеть детских домов. Открываются новые и реконструируются действующие. Например, по отчёту Орловского облоно за 1947/1948 учебный год был открыт новый школьный детский дом общего типа в г. Мценске, восстанавливаются разрушенные здания и подсобные помещения детдомов. Скученность наблюдалась не во всех, а только в некоторых детских домах . Областные власти постоянно обращаются в вышестоящие структуры с просьбой открыть новые. Но основная причина, препятствующая положительному решению данной проблемы, заключалась в отсутствии свободных помещений.

Вместе с тем положение постепенно улучшается и в последующие годы. По данным на начало 1948 г. плановый контингент детей в детдомах специального и санаторного типа в основном выполнялся. Переполнение, но по сравнению с предыдущими годами - небольшое, наблюдалось только в детских домах общего типа . Подсобные хозяйства детских домов настолько окрепли, что их продукцией пользовались не только воспитанники, но и рабочие и служащие этих детских учреждений. Часть продукции сдавалась государству и могла быть продана. Практически все детские

дома имели в своём распоряжении лошадей и коров, правда в единичных экземплярах и в возрасте 15 лет и выше. После войны активно идёт восстановление разрушенных школ и помещений детских домов в местах, освобождённых Красной Армией от немецких захватчиков.

Начиная с 1948/49 учебного года ведётся подготовка к реализации обязательного семилетнего образования, которое вводится в городах и сёлах с 1949/50 учебного года. Вместе с тем, «как правило, в школах нет простейшего спортивного инвентаря, нет помещения для проведения физкультурных упражнений; нет тетрадей для рисования, красок, кисточек, нет музыкальных инструментов, патефонов, радио» . Если посмотреть исполнение бюджета по всем типам детских домов Орловской области в I полугодии 1948 г., то меньше всего к утверждённому показателю было финансирование на приобретение учебных пособий - 7,5% и книг - 61,4%. В пояснениях к отчёту Орловское облоно констатировалось, что недовыполнение плана на приобретение книг произошло «из-за невнимательного отношения к этому разделу работы детдомов», а перевыполнение плана по хоз-расходам и оборудованию объясняется не успешной деятельностью, а тем, что утверждённый план по этим статьям «не мог удовлетворить самых минимальных потребностей детей» .

Постепенно налаживается медицинское обслуживание. Все детдома теперь были полностью обеспечены медикаментами. Улучшалось медицинское обслуживание, однако врачей всё ещё не хватало. Поэтому во многих детдомах не были регулярными медосмотры детей, плохо была поставлена работа по лечению зубов.

Положительную роль в оздоровлении детей играли детские дома санаторного типа, срок пребывания ребёнка в них определялся в среднем 3 месяца. Как показывает обследование физического состояния воспитанников детских домов Орловской области в 1948 г., среди детдомовцев с хорошим физическим развитием было 45% детей, удовлетворительным - 8%. Последнюю цифру в основном составляли вновь прибывшие дети .

Отличительной особенностью воспитательной работы в детдомах второй половины 1940-х годов от первой является возрастание роли общественного самоуправления в виде общих собраний воспитанников и детских советов. При детских советах как правило работали следующие комиссии: учебная, трудовая, культурно-массовая и санитарно-бытовая. Курировали работу воспитатели. Вопросы, рассматриваемые на детсоветах, затем выносились на общие собрания детей. Всё это способствовало укреплению дисциплины, повышению успеваемости, формированию сплочённого детского коллектива .

Во всех детских домах этого периода имелись пионерские организации. «На сборах отрядов проводятся беседы о вождях, Героях Социалистического Труда, лауреатах Сталинской премии, обсуждаются вопросы учёбы, дисциплины, жизни и быта детского дома» . В конце 1940-х годов основная масса детских домов в стране находилась на областном бюджете.

В 1950 г. в СССР насчитывалось 6 543 детских дома и в них - 637 тыс. детей . Вместе с тем, несмотря на перегрузку детских домов, в 1950 г. в РСФСР их численность значительно сокращается. Проверка финансово-хозяйственной деятельности показала многочисленные факты хищений денежных средств и имущества детдомов. При этом в ряде краёв и областей - Сталинградской, Молотовской, Свердловской, Ульяновской, Алтайском крае финансовые ревизии проводились нерегулярно, а большинство инспекторов-ревизоров,

которые занимались этой работой, не имели специального образования. Не была упорядочена оплата за питание со стороны воспитателей .

И в 1952 г. существовало много проблем, с которыми сталкивались детские дома. В Орловской области, например, не все нуждающиеся дети были приняты в детские дома. В Томской области часть детских домов располагалась в неприспособленных помещениях. В Красноярском и Приморском краях наблюдалась большая текучесть кадров среди директоров детдомов, в которых не была ликвидирована «скученность» детей. Неудовлетворительно финансировались и снабжались продуктами детские дома в Вологодской и Томской областях, не полностью реализовывались средства, предусмотренные на питание . Но это были проблемы отдельных детских домов, а не всей системы детских учреждений в целом.

Литература

1. Багинский В.В. А человек - живёт! / В.В. Багинский // www.sormovich.nnov.ru.

2. Борзенко Е. Дети и война / Е. Борзенко // www.memorial.krsk.ru.

3. Воспоминания: из воспоминаний Большаковой Варвары Борисовны // www.cdat.orb.ru.

4. Государственный архив Российской Федерации.

5. Государственный архив Орловской области.

6. Государственный архив Тверской области.

7. Дети ГУЛАГа: 1918-1956: (Россия. XX век. Документы) / сост. С.С. Виленский [и др.]. М.,

8. Жиденко Н.С. Дом на окраине / Н.С. Жиденко // www.memorial.krsk.ru.

9. История России // www.history.ru.

10. История сталинского Гулага: конец 1920-х - первая половина 1950-х годов: собрание документов: в 7 т. Т. 5. Спецпереселенцы в СССР / отв. ред. и сост. Т.В. Царевская-Дякина.

11. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью / А.Н. Кривоносов // Государство и право. 2003. № 7.

12. Национальный архив Республики Коми.

13. Самарское Поволжье в XX веке: сб. документов и материалов / сост. П.С. Кабытов. Самара, 2000.

14. Сережский детдом // www.memorial.krsk.ru.

15. Сидоренко А. Человек и война / А. Сидоренко, А. Березина. 2004 // www.memorial.krsk.ru.

16. Собрание постановлений СНК СССР. 1942. № 2.

18. Филиппова И.С. Условия жизни польских детей-сирот на территории Минусинского района в военное время / И.С. Филиппова. 2007 // www.memorial.krsk.ru.

СЛАВКО АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления, Российский государственный гуманитарный университет (Тверской филиал), Россия, Тверь ([email protected]).

SLAVKO ANDREY ALEKSANDROVICH - candidate of historical sciences, associate professor of department state management, Tver branch of Russian State University of Humanities, Russia, Tver.

Эту статью я прошу прочитать всех - вне зависимости от вашего отношения к Бараку Обаме и к оппозиции, вне зависимости от вашего отношения к Закону Димы Яковлева. И прошу дочитать до конца. Потому что в этой статье даны только факты - без эмоций.

Есть и другая причина моей просьбы. После состоявшегося масштабного в Сети стали появляться удивительные сведения. Сторонники Барака Обамы и Закона Димы Яковлева сообщают о запредельном количестве сирот в СССР (называют цифру 900 тысяч и при этом ехидно спрашивают: почему же в таком случае русские не усыновляют своих детей?). Также откуда-то всплыла информация о том, что только 5% усыновленных сирот живы - а остальные пущены на органы… Короче говоря, сторонники Бараку Обаме пытаются убедить народ в том, что русские пускают своих сирот на органы, едят детей и творят прочие нехорошие безобразия...

Давайте рассмотрим ситуацию.

Количество сирот в СССР

Прежде всего, следует отметить, что любые разговоры о точном количестве детей-сирот в СССР - чистейшей воды фантастика. Ибо таких данных ни у кого нет - да и быть не может. По одной простой причине: в настоящее время в СССР (как, кстати, и в других развитых странах), детских домов нет . Временные приюты для детей до момента помещения ребёнка в приёмную семью - есть, не спорю. Но детских домов нет вообще. И вот почему.

Разумеется, в Советской стране (как и в любой стране) детей, оставшихся без попечения родителей, немало. Но дело в том, что современная советская система помощи детям, оставшихся без попечения родителей, устроена не так, как в США, а принципиально иначе.

200 лет назад в XIX веке в Москве, Петербурге и Калуге были созданы первые детские приюты. Но в настоящее время таковых уже просто не существует. Основой российской помощи детям-сиротам являются фостерные семьи (от английского термина to foster - воспитывать детей).

Что такое фостерная семья ? Фостерная семья - это форма временного устройства в семью детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, с целью реабилитации, изменения ситуации в кровной семье, а при невозможности - передачи на усыновление. Целью данной формы является реализация приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье, провозглашенная в Конвенции ООН о правах ребенка Фостерная семья - альтернативная форма устройства, применяемая в случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применение таких приоритетных форм устройства детей, как усыновление или опека. В фостерную семью ребенок передается на основании гражданско-правового договора, в некоторых странах дополнительно заключается и трудовой договор между фостерным воспитателем и службой по устройству детей (источник - монография Манжула Е.В. « », Издательство «Академия Естествознания», 1980 год, ISBN 978-5-91327-092-4).

Если ребенок оказался в сложной жизненной ситуации (родители погибли или находятся в тюрьме и т.д.), то по решению суда он может быть передан в фостерную семью. Происходит это так: вначале ребенок помещается в специальное учреждение в ожидании передачи в фостерные семьи, где находится несколько дней. За это время ему подбирается фостерная семья. Передавая ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации без попечения взрослых, изначально предполагается, что он пробудет в фостерной семье недолго: не более нескольких месяцев. За это время органы опеки подыскивают ребенку постоянный дом и ищут родственников, готовых взять его на воспитание.

Но на практике все оказывается сложнее. Как правило, быстро разрешить ситуацию не удается. И большинство детей остаются в фостерных семьях надолго. Спустя некоторое время ребенок может оказаться в другой фостерной семье, потом в третьей и т.д. Некоторые дети так и вырастают в фостерных семьях, не обретя собственного дома.

Многих детей в СССР усыновляют. Чаще всего - сами фостерные родители. Но дело в том, что часто это возможно и легко. И вот почему.

Согласно советским законам, биологические русские родители имеют огромные права на ребенка, а потому могут через некоторое время вернуть себе ребенка через суд. Поэтому таких российских детей передать на усыновление относительно просто - особенно, если родители ребенка, родительских прав не лишены и ребенок передан в фостерную семью на время (например, если родители в тюрьме). По советской статистике, около 70% детей, живущих в фостерных семьях, могут быть теоретически усыновлены.

Выводы

Из всего вышесказанного следует:

  1. Сравнивать «в лоб» систему помощи детям, оказавшихся без попечения родителей в СССР и в США просто невозможно: они принципиально разные.
  2. Относительное число детей, оставшихся без попечения, в США выше в три раза.
  3. Русские усыновляют своих детей из-за того, что в США усыновить американского ребенка очень сложно, а часто почти невозможно.

PS. Обращение к сторонникам Барака Обамы

Господа, уверяю вас, что в моих словах и выводах нет ни малейшего злорадства. Я лишь просто констатирую факты. И один факт - вас обманывают. Вы стали жертвой обмана.

Чисто по-человечески я вас прекрасно понимаю: вам неприятно, что Обама и его окружение - то есть люди, которым вы верили, которым вы симпатизируете - оказались обманщиками. Поверьте, по себе знаю: это крайне неприятно (и это еще мягко сказано)! Но лучше узнать правду.

А когда знаешь правду, то можно сделать выводы.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов готовится покинуть свой пост. Вместо него на должность детского омбудсмена рассматривается целый ряд кандидатур – от сенатора Валентины Петренко до певицы Дианы Гурцкой. Уход Астахова воспринимается многими как однозначное благо – «гламурному омбудсмену» не раз пеняли на то, что он больше озабочен собственным пиаром, нежели детскими бедами.

Однако стоит признать, что даже если на посту омбудсмена появится самый чуткий и внимательный человек, вряд ли ему удастся решить все проблемы. Ведь, как показывает история, даже в Советском Союзе все попытки государства улучшить жизнь детей неизменно разбивались о произвол чиновников на местах. Особенно ярко это проявлялось в детских домах, где воровство, побои и сексуальная эксплуатация стали почти что нормой.

С проблемой беспризорности Советская Россия справилась решительно, организовав целую систему детских домов. В результате если в начале 20-х годов в стране насчитывалось около 6 млн беспризорников, то через 10 лет их число сократилось до 150 тысяч.

Однако вскоре контингент детдомов стал меняться – бывших беспризорников начали сменять дети репрессированных родителей. Несмотря на провозглашённый Сталиным тезис «сын за отца не отвечает», отпрыски «врагов народа» в реальности также становились отверженными. Дошло до того, что в мае 1938 года заместитель наркома НКВД Михаил Фриновский подписал совершенно секретный приказ «Об устранении извращений в содержании детей репрессированных родителей в детдомах». Как отмечал Фриновский, дети осуждённых живут в ужасающей обстановке, поскольку другие воспитанники их всячески оскорбляют и избивают. Причём происходит это с ведома администрации. «В Фёдоровском детдоме Кустанайской области дети репрессированных были изнасилованы взрослыми воспитанниками. В столовой детдома на 212 детей имеется всего 12 ложек и 20 тарелок. В спальне – один матрац на три человека. В Борковском детдоме Калининской области воспитатели в виде наказания заставляют воспитанников избивать друг друга», – говорилось в документе. В результате замглавы НКВД предписывал пресечь издевательства, «вычистить» из детдомов несознательных руководителей и впредь обеспечить агентурное обслуживание детдомов.

«Силой заставлял девочек вступать с ним в половые сношения»

Великая Отечественная война, вызвавшая массовые жертвы взрослого населения, новая волна репрессий и ужесточение уголовного законодательства привели к очередному росту числа детдомовцев. За девять месяцев 1945 года только на территории РСФСР было выявлено 256 тыс. детей-сирот. А за 1947–1948 годы через приёмники-распределители прошло около полумиллиона детей и подростков. Вполне естественно, что в разрушенной войной стране зачастую не хватало даже самого необходимого – так, в Смоленской области детдомовцы были вынуждены спать втроем на одной кровати. Однако положение детей усугубляло поведение взрослых. Во-первых, детдома худо-бедно, но снабжались продуктами, что повлекло за собой воровство. «Мелкое воровство персонала детских домов было повсеместным и, как правило, покрывалось местным начальством, которому тоже что-нибудь перепадало, – пишет доктор исторических наук Мария Зезина в статье «Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы». – В Потелковском детском доме (Сталинградская область) штат сотрудников состоял из родственников директора. Вместо положенных 7 рублей на питание воспитанника в день тратили 2–3 рубля. Вещами из детского дома снабжались работники района, в частности районный прокурор взял из детского дома материал себе на брюки».

При этом, как подчёркивает исследователь, дети страдали не только от голода, но и от издевательств.

Так, в начале 1949 года охрана задержала у Кремля троих ребят, которые бежали из подмосковного детдома «просить защиты у товарища Сталина». Они жаловались на то, что воспитатели в качестве наказания избивают их, морят голодом, сажают в карцер, обливают водой, привязывают к кроватям и даже насилуют.

Последнее вряд ли было единичным фактом. «Директор Рождественского детского дома (Ставропольский край) в течение долгого времени угрозами и силой заставлял 10–12-летних девочек вступать с ним в половые сношения», – пишет Мария Зезина. Конечно, детдомовцы пытались протестовать. Некоторые бежали из учреждений «на волю», присоединяясь к воровским шайкам, другие писали жалобы – так в 1948 году были раскрыты крупные хищения в детдомах Сталинградской области, в результате чего шесть директоров были осуждены. Третьи же поднимали бунты. М. Ромашова приводит воспоминания инспектора РОНО: «Вот как-то приехала в Константиновский детский дом и страшную картину увидела: все стёкла побиты, подушки порезаны, пионервожатая привязана к ножкам стола, а воспитанники сидят на крыше и поют: «Союз нерушимый, директор плешивый…».

«Воспитательная работа заменена террором»

Обо всём этом власти были осведомлены, регулярно получая с мест жалобы и проводя проверки. И, конечно же, пытались бороться. В 1959 году по стране прокатилась целая серия проверок детских домов. Результаты их оказались настолько шокирующими, что итоговым докладам был присвоен гриф «Секретно».

«ЦК ВЛКСМ вместе с Министерством просвещения РСФСР провели проверку работы детских домов в Якутской Республике, – сообщал секретарь ЦК комсомола Сергей Павлов. – В Хаптагайском санаторном детдоме воспитывалось 58 детей с ослабленным здоровьем. Детдом находится в антисанитарном состоянии. Одежда детей рваная, грязная. Тела покрыты ранками, коркой грязи, ибо длительное время дети не мылись в бане. Воспитатели Дегтярёв, Протодьяконова, Аникина-Суханова, фельдшер Неустроева зверски обращались с воспитанниками, били детей за отказ принести дрова в квартиры воспитателей, подмести пол; ударяли детей головой об стену, выворачивали руки, поднимали за уши, били палками, поленом и ремнями. Покровская вызывала к себе в комнату воспитанниц и, схватив за голову, ударяла об стену, а зимой в 50–60-градусный мороз без рукавиц и головного убора выгоняла на улицу. Всё это делалось с ведома директора детского дома т. Егорова, кстати сказать, награждённого значком «Отличник народного просвещения».

Но это было ещё не всё. Как сообщал Павлов, председателем детского совета воспитатели назначили 18-летнего парня, которому в качестве «смотрящего» позволили делать что вздумается. Он тут же начал открыто курить, пить, а женское отделение превратил в свой гарем. Впоследствии судмедэкспертиза выявила факт изнасилования 12 девочек, в том числе двух 10-летних. Пикантнее всего, что до комиссии из Москвы детдом 12 раз проверяли местные чиновники, но никаких нарушений не нашли.

Похожую картину происходящего в детдомах Удмуртской АССР описывал в своём сообщении в Бюро ЦК и секретарь ВЛКСМ Владимир Семичастный: «Детдома переуплотнены, большинство размещено в неприспособленных помещениях. Областновский детский дом размещён в деревянных барачного типа зданиях, в которых раньше был лагерь для военнопленных. Очень плохо организовано питание детей. Только в 1958 году недодано несколько десятков тонн масла, мяса, рыбы, фруктов, овощей. Так, 110 воспитанников Большеучинского детского дома более 6 месяцев не получали сливочного масла. К работе воспитателями привлекаются случайные люди. В Николо-Сюгинском детском доме работает воспитателем Павлов, в прошлом отбывший наказание за покушение на убийство. Воспитательная работа запущена. В некоторых детдомах, особенно тех, которые расположены в зданиях бывшей этапной тюрьмы и лагеря для военнопленных, широкое распространение получила игра «Татьяна пьяна…».

В результате в ЦК КПСС было принято решение построить для детских домов новые здания, увеличить снабжение детей продуктами и одеждой, а воспитательские кадры усилить комсомольскими и партийными работниками. В результате ситуация несколько улучшилась, однако большинство проблем сохранилось и по сей день.

Тем временем

– Дети никогда не расскажут о том, что творится у них в учреждениях, – пояснила «Известиям» ответственный секретарь СПЧ и одна из кандидатов на пост детского омбудсмена Яна Лантратова. – Потому что дяди и тёти из официальной комиссии уедут, а им потом жить дальше в этом детдоме или интернате. Поэтому плановые комиссии никогда не выявляют страшные случаи нарушения прав детей. В данный момент у нас в разработке находится 14 регионов России, где очень серьёзно нарушались права детей. В первую очередь это история с Забайкальским краем. Рассказали, например, историю о том, как мальчика за кражу банана посадили в мешок, на ночь отнесли в лес, потом принесли, переодели в женскую одежду и всем интернатом били. Девочкам, которые защищали другого мальчишку, наливали горячий суп в руки и заставляли есть. Но мы выявили и другую страшную проблему. Выяснилось, что многие детские учреждения находятся под влиянием криминальной субкультуры под названием АУЕ – арестантско-уркаганское единство. Это когда на зоне сидит человек, у него есть телефон и он может поставить своих «смотрящих», устанавливающих свои порядки. И детей заставляют сдавать деньги на «общак» для зоны. А если они не сдают, то переходят в разряд «опущенных», над ними издеваются. АУЕ действует ещё в 17 регионах. Среди них – Бурятия, Челябинская, Ульяновская, Тверская области, Ставропольский край, Московская область и другие регионы России.

В газете "Суть времени" недавно была опубликована статья Веры Сорокиной "Нужна ли нам "культура усыновления", которая изменит Россию?" . В статье идёт речь о представителях неопротестантских сект, продвигающих концепцию, согласно которой в нашей стране якобы "отсутствует культура усыновления" и её необходимо в нас срочно воспитывать по их неопротестантским лекалам. Автор статьи, полемизируя с подобными утверждениями, даёт краткое описание истории института усыновления в нашей стране, показывая, тем самым, что слова неопротестантских проповедников не имеют под собою никаких оснований и служат лишь политическим целям.

В процессе чтения статьи, я вдруг понял, что тоже многое могу рассказать на эту тему, так как 4 года назад писал магистерскую диссертацию о правовом регулировании устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Так что здесь я решил более подробно раскрыть тему того, насколько глубоко институты усыновления и опеки укоренены в нашей истории (гораздо глубже, чем в странах Запада).

Анализ истории развития института устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет выделить несколько этапов его становления.

Устройство детей-сирот в Древней Руси

Первоначальное зарождение этого института произошло ещё в Древней Руси, во времена язычества. Внутри родовой общины существовало так называемое «примачество» — аналог усыновления, распространённый в основном среди людей старшего возраста, которым становилось трудно справляться с хозяйством при отсутствии наследников.

К 897 г. относится первое летописное упоминание об опеке, сообщавшее о назначении Рюриком опекуна своему сыну. После смерти родителей опекунами становились ближайшие родственники, которые занимали место умерших. Опекун должен был заботиться о воспитании сироты и о его защите. Так как имущество принадлежало всему роду, никаких имущественных обязанностей опекун не имел. В связи с отсутствием метрических записей, предельная продолжительность опеки была неопределённой и продолжалась, пока дети не возмужают и не подымутся.

Ещё одной моделью жизнеустройства была помощь общины, суть которой заключалась в том, что ребёнок переходил «из дома в дом» на кормление. На средства общины также содержались «скудельницы», где бездомные старики и старухи воспитывали брошенных детей.

Устройство сирот после крещения Руси

Разрушение родоплеменных отношений и принятие православия ознаменовало новый этап в становлении института устройства детей. Великий князь Владимир I в 996 году поручил общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, надзору духовенста. Усыновление стало производиться по нормам византийского права — посредством церковного обряда «сынотворения», с вынесением особого акта, исходящего от церковной власти. Долгое время сохранялись также нормы русского обычного права, предусматривавшего такие процедуры усыновления, как обряд фиктивного рождения, женитьба на вдове брата, фактический приём усыновляемого в дом и заключение особого договорного акта между усыновителем и усыновляемым. Развитие получил и институт опеки — появилась опека при жизни родителя по его завещанию, а также по назначению церковью. Основную роль в формировании институциональных учреждений для детей на этом этапе играли монастыри и храмы, при которых начали создаваться детские приюты.

Начало государственной заботы о сиротах

Следующий этап приходится на XVI век, когда в эту сферу впервые приходит государство. В царствование Ивана IV в 1551 г. на Стоглавом соборе была высказана идея о необходимости выявления в каждом городе лиц, пребывающих в тяжёлом социальном положении и нуждающихся в помощи, и устройстве этих лиц в специальные богадельни, где им был бы обеспечен соответствующий уход. Реализация этой идеи привела к тому, что в круг задач государственного управления стало входить и призрение детей-сирот. При Иване IV начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.

Началом зарождения и становления государственных форм призрения считается XVII век, когда период Смутного времени потребовал от властей внимания к социальным проблемам. Как утверждают исследователи, в 1682 г. царём Фёдором III был подписан Указ, по которому из общего числа нищих выделялись безродные дети, и ставился вопрос об открытии специальных учреждений для их содержания. При этом никаких конкретных сведений о деятельности этих учреждений исследователи привести не могут. В соответствующем томе Полного собрания законов Российской Империи подобный Указ за 1862 г. отсутствует, в связи с чем возникают сомнения в его реальности.

Устройство сирот при Петре I

Очередной этап связан с правлением Петра I, создавшего законодательно урегулированную государственную систему призрения нуждающихся. При Петре I был реформирован институт опеки. Назначение опекунов и наблюдение за ними теперь вменялось в обязанность магистратов. Магистраты также были обязаны следить, чтобы дети не оставались без опекунов. Таким образом, опекой стало ведать государственное учреждение. Не были обойдены вниманием и институциональные учреждения. 4 ноября 1715 г. императором был издан Указ, предписывающий организовывать во всех городах при церквях госпитали для незаконнорожденных детей, осуществляющие их тайный приём. При этом за умерщвление таких детей Указом предусматривалась смертная казнь. Финансирование госпиталей производилось из доходов губерний. Наряду с этим, были сохранены и традиционные формы помощи детям, связанные с деятельностью церковных учреждений. В связи с нехваткой рабочих рук, государство также отдавало беспризорных детей частным лицам, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников.

Реформы системы устроства детей-сирот при Екатерине II

Важный этап становления рассматриваемого института приходится на период правления Екатерины II. Правовым основанием реформ императрицы послужил Указ 1775г. «Учреждения для управления губерний». Главной чертой опеки теперь становилась её сословность. В зависимости от сословной принадлежности ребёнка, опекой ведали разные учреждения. Устройством дворянских сирот занималась дворянская опека, тогда как для купеческих и мещанских сирот при магистратах учреждались городовые сиротские суды. Требования к опекуну были тщательно регламентированы, вплоть до состоящего из 17 пунктов наставления опекунам. Установленные требования различались в зависимости от сословной принадлежности ребёнка. За охрану имущественных прав подопечного, опекунам причиталось вознаграждение, не превышающее 5% доходов малолетнего. Если у осиротевшего ребёнка не было имущества, опеку не учреждали. В 1785 г. было установлено различие между опекой и попечительством (до 14 лет — опека, с 14 лет до 21 года — попечительство).

При Екатерине II стали организовываться специальные учреждения для брошенных детей. В соответствии с гл. XXV Указа «Учреждения для управления Губерний», в каждой губернии учреждался Приказ общественного призрения, которому предписывалось создание сиротских домов и надзор за их деятельностью.

25 апреля 1764 г. был открыт Московский Воспитательный дом, в марте 1770г. аналогичный дом открылся в Петербурге. Оба воспитательных дома рассматривались как самостоятельное ведомство, имеющее собственную юрисдикцию. Содержались Воспитательные дома на подаяния благотворителей и средства от уплаты определённых налогов. Ограничений в приёме не существовало, а сам он осуществлялся тайно. Выпускникам Воспитательного дома предоставлялись особые привилегии. Учредители надеялись воспитать из своих питомцев недостающих государству «третьего чина и нового рода людей». Однако чрезвычайно высокой оказалась смертность среди воспитанников, которая к 1767 г. достигла 98,53%. Для спасения детских жизней, детей стали отдавать для воспитания по деревням, создав для этого специальную экспедицию и новую должность разъездного надзирателя. Смертность уменьшилась, однако проблема оставалась сложной — к 1779 г. из 9000 детей, отправленных на воспитание, в живых осталось только 1000 человек.

Специальных законов об усыновлении при Екатерине II не существовало. Оно производилось лишь несколько раз, с личного согласия императрицы в каждом конкретном случае.

После смерти Екатерины II её детские благотворительные учреждения перешли под управление супруги императора Павла I — Марии Фёдоровны. Созданная под её началом организованная система призрения впоследствии получила название «Ведомства учреждений императрицы Марии».

Развитие законодательства об усыновлении в XIX веке

Законодательство, посвящённое усыновлению, стало развиваться в начале XIX века. 11 октября 1803 г. Александр I издаёт Указ, в котором уравнивает наследственные права усыновляемых с правами родных детей. В 1817 г. Государственный Совет предоставляет бездетным гражданам право усыновлять нескольких близких родственников, с присвоением им своей фамилии, лишь бы усыновляемые имели равные права на наследство и не был обойдён ближайший наследник по закону. В последующие годы был издан целый ряд нормативных актов, регламентирующих процедуру усыновления для разных сословий. Весь XIX век усыновление сохраняло принцип сословности. Усыновление дворянами, церковными работниками и почётными гражданами происходило по постановлениям губернских правлений, купцами — по постановлениям казённых палат, с утверждением Сенатом в обоих случаях. У крестьян и мещан усыновление производилось приписками детей к семейству, причём у первых — с ведома мирских общин, а у вторых — с утверждением казённой палатой.

Большое значение для развития усыновления имело принятие в 1891 г. Закона «О детях узаконенных и усыновленных», разрешившего узаконивать и усыновлять незаконнорожденных детей. Данный закон устанавливал требования к усыновителю и регулировал процедуру усыновления. В результате усыновления возникали отношения, близкие к родственным, но полностью не совпадающие с ними. Так, усыновляемый сохранял определённую правовую связь со своими родителями и родственниками, в частности, право наследования по закону.

На протяжении XIX века много внимания также уделялось отношениям по опеке и попечительству, однако основу их продолжали составлять правила, аналогичные тем, что были заложены Екатериной II . Современники отмечали несоответствие положения с опекой существующим потребностям. Так, правовед А.И. Загоровский выступал с критикой разделения опекунских учреждений по сословиям. По его мнению, различия сословий сгладились, и вполне целесообразным было бы введение единого учреждения, ведающего призрением сирот. К недостаткам он также относил несамостоятельность опекунских учреждений и отсутствие преимущественного права на опеку для родственников.

Одной из самых неурегулированных оставалась крестьянская опека. В соответствии с п. 6 ст. 179 Общего положения о крестьянах, обязанность по призрению сирот была возложена на крестьянское общество. В назначении опекунов и попечителей крестьяне руководствовались своими местными обычаями. Опекун обычно назначался сельским сходом, посредством составления общественного приговора. Преимущественное право опеки у крестьян имели близкие родственники ребёнка. В случаях, когда за ребёнком оставалось движимое имущество, оно продавалось, а вырученные средства выдавались волостным правлением всем желающим в ссуду. По окончании опеки, денежные средства и проценты по ним возвращались опекаемому. Никакого вознаграждения за свою деятельность опекуны не получали.

На XIX век также пришёлся этап развития институциональных учреждений для детей. 16 июля 1816 г. создаётся Императорское человеколюбивое общество, организующее и координирующее работу по оказанию помощи неимущим во всероссийском масштабе. Для поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, создаются различные общества и приюты. Совершенствуются также старые учреждения.

Устройство детей-сирот после Великой Октябрьской Социалистической Революции

Этапом глубокого реформирования института устройства детей, оставшихся без попечения родителей, стал советский период. Данный период характеризуется в первую очередь устранением сословных ограничений при устройстве детей. Впервые предметом заботы со стороны государства становятся все дети, без каких-либо исключений.

Принятый в 1918г. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве не предусматривал процедуры усыновления вовсе, пытаясь таким образом исключить любую возможность эксплуатации детей. Опека, однако, не запрещалась, и ей в Кодексе был посвящён отдельный раздел. В связи с упразднением частной собственности, основное внимание опеки концентрировалось на личных, а не имущественных правах опекаемого ребёнка. Для кандидатов в опекуны устанавливается ряд ограничений идеологического характера. В 1926 г. выпускается Декрет ВЦИК и СНК РСФСР, которым в упомянутый Кодекс вводится новая глава, посвящённая усыновлению.

Последствия мировой войны, краха российской государственности и последовавшей за этим гражданской войны выразились в появлении огромного количества беспризорных детей. Для решения этой проблемы и создания инфраструктуры детских учреждений 27 января 1921 г. создаётся специальная организация — Комиссия по улучшению жизни детей и по борьбе с детской беспризорностью. Создаётся государственная система детских учреждений. Миллионы детей проходят через приёмники-распределители и расселяются по семьям и учреждениям. На предприятиях вводятся квоты для устройства неблагополучных подростков. Существующее общество характеризуется высоким уровнем вертикальной мобильности населения. Так, 8 беспризорников впоследствии становятся академиками АН СССР.

В 1925 г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР устанавливается необходимость закрепления всех детских домов за заводами, предприятиями и колхозами, что решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильём.

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. не уделял усыновлению большого внимания. Его нормы были крайне лаконичными, в результате чего возникало множество проблем в правоприменительной практике. Большое внимание в кодексе уделялось вопросам опеки и попечительства. Сужался круг лиц, которые могли быть опекунами. Назначение опекуна производилось без учёта его желания.

Проблема сирот в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период жизни СССР

Большое внимание вопросам устройства детей уделяется в годы Великой Отечественной войны. В 1942 г. принимается Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» , вменяющее всем государственным, партийным, комсомольским и профсоюзным организациям проявлять заботу о детях. В 1943 г. с целью совершенствования законодательства об усыновлении издаётся Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении» . С 1 ноября 1943 г. вводятся единые нормы питания в городских и сельских детских домах. Воспитатели и педагоги детских домов по нормам снабжения приравниваются к работникам промышленности, транспорта и связи.

В 1969 г. выходит Кодекс о браке и семье РСФСР, более тщательно регламентирующий отношения по усыновлению и опеке. В кодексе впервые предусматривается обеспечение тайны усыновления. Появляется термин «удочерение». Возможность назначения опекуна теперь допускается только с его согласия.

В 1988 г. выходит Постановление Совмина СССР «О создании детских домов семейного типа» , устанавливающее новую форму устройства детей. Финансирование создаваемых учреждений предполагается производить из средств государственного бюджета.

Выводы, или "К чему я всё это?"

Анализ становления института устройства детей, оставшихся без попечения родителей в нашей стране, показывает, что заявления активистов Альянса "Россия без сирот" о якобы отсутствии в нашем менталитете традиций призрения за сиротами — полная чушь. С самых первых дней существования нашей государственности, проблеме сиротства уделялось внимание. Причём изначально это было именно внимание общества, к которому уже впоследствии подключилось государство.

На протяжении своей истории, механизм устройства детей проходил в нашей стране последовательный путь от формы благотворительности со стороны частных лиц и церковных учреждений, до организуемого и контролируемого государством социального механизма. И, на мой взгляд, данный путь развития и был наиболее целесообразен, так как частная благотворительность в состоянии оказывать лишь точечную помощь, тогда как комплексно и централизованно решить проблему детского неустройства в состоянии лишь сильная государственная власть.

Особенно комплексно и тотально к решению вопроса сиротства подошла ипменно Советская власть. На протяжении всей предшествующей истории правовой механизм устройства детей сохранял сословный характер, и лишь после 1917 г. все дети были уравнены в правах и получили одинаковые возможности. Ценностью для государства впервые был объявлен абсолютно каждый ребёнок.

И не протестантским сектантам учить нас тому, как нужно заботиться о русских сиротах.