Психологические упражнения для подростков с девиантным поведением. Игры и упражнения, направленные на профилактику девиантного поведения подростков

Елена ГЕДЗЬ,
Нина СЕРЕДЕНКО,
психологи центра
психолого-педагогической
реабилитации и коррекции
«Ясенево», г. Москва

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Психологический тренинг
внутригруппового взаимодействия

Э та программа является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность «здесь и теперь» попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.
Содержание занятий составлено с учетом американской профилактической программы Гила Ботвина «Тренинг жизненных навыков».

Цель программы
Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Задачи программы
Выработка адекватных и эффективных навыков общения.
Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы.
Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.

Структура программы
Программа состоит из трех блоков :
1. Профилактика зависимых состояний.
2. Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем).
3. Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.

Этапы работы
Занятия по программе проводятся 1 или 2 раза в неделю. При режиме работы 2 раза в неделю продолжительность программы 8 недель; при однократных встречах - 16 недель.
1-й этап. Исходное тестирование участников группы с целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы и типичных способов взаимодействия.
2-й этап. Непосредственная работа над темами программы.
3-й этап. Проведение итогового тестирования. Получение обратной связи от подростков по результатам тренинга.
4-й этап. Обработка результатов тренинга, проведение «круглого стола» с преподавателями для анализа и подведения итогов работы.
5-й этап. Встреча с родителями (по их желанию).

Занятие 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения
Задачи:
информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий;
установить принципы работы в группе;
сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;
формировать у членов группы установку на взаимопонимание;
формировать первые впечатления друг о друге.
Время: 1 час 45 минут.
Место занятия: тренинговый класс.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.

I. Принципы работы в группе
По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение - принять его или отвергнуть.
1. Искренность в общении
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа - это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.
2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.
3. Право каждого члена группы сказать «стоп»
Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.
4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого.
5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого
Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
6. Высказываться деликатно, аккуратно.
7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях.
8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.
Принципы вводятся ведущим:
9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на ведущего.
10. Ввести лимит времени, который будет ограничивать и задавать рамки каждого занятия.
11. Попросить детей предложить дополнительные принципы , если они сочтут это необходимым.

II. Представление
Предложить каждому члену группы представиться. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.

III. Взаимное интервью
Участники разбиваются на пары и в течение 10–15 минут проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого.
В этой процедуре более высок обучающий эффект, так как есть хорошая возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему достоверно представить психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Участники также задают любые вопросы.

IV. Выводы
Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге. Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее сотрудничество.

Термины «интерактивные методы» и «интерактивное обучение». Пришли к нам из английского языка «interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» ? от «act» ? действовать, действие. Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Смысл интерактивности складывается из понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность).

Интерактивное обучение - это особая форма организации обучения, основанная на межличностных взаимоотношениях субъектов и направленная на обеспечение их само- и взаимоактивности в процессе решения учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентационных задач.

Интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающие оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать, и открыто обсуждать то, что они знают и о чем думают.

Технологию интерактивного обучения можно определить как совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития.

Совместно с педагогом социальным ГУО «Средняя школа № 59 г. Гомеля» Лавреновой Людмилой Викторовной была организована работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков и на ее основе разработана социально-педагогическая программа профилактики. Рассмотрим подробнее особенности реализации на практике интерактивных форм работы социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков.

Социально-педагогический и психологический тренинг «Профилактика девиантного поведения подростков».

Цель - профилактика девиантного поведения подростков средствами личностного развития.

Блок 1 «Информация».

Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ (алкоголя, табака, марихуаны); повысить осознание подростками приемов, которые используются рекламой для манипулирования поведением покупателей.

Занятие 1 «Вступительное».

Занятие 2 «Курение: мифы и реальность».

Занятие 3 «Алкоголь».

Занятие 4 «Наркотики».

Блок 2 «Положительный образ Я».

Цель - работа по формированию положительной самооценки подростков.

Занятие 6 «Я и мое тело».

Занятие 7 «Я и мое тело» (Продолжение).

Занятие 8 «Принятие решений».

Занятие 9 «Я и мои социальные роли».

Занятие 10 «Я и мои социальные роли» (Продолжение).

Занятие 11 «Самооценка».

Блок 3 «Принятие решений».

Цель - формирование умения принимать решения в различных ситуациях; преодоление неуверенности в себе.

Занятие 12 «Неагрессивное настаивание на своем».

Занятие 13 «Взаимоотношения полов».

Занятие 14 «Модели сексуального поведения».

Блок 4 «Позитивное общение».

Цель - обучение учащихся социально-приемлемым способам удовлетворения потребностей взаимодействия с окружающими; обучение подростков конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Занятие 15 «Конфликт».

Занятие 16 «Взаимоотношения полов».

Занятие 17 «Проблема полоролевой идентичности».

Занятие 18 «Заключительное».

Комплекс упражнений по развитию коммуникативных навыков.

Цель: формирование навыков эффективного межличностного общения; рост личности через осознание себя и других.

Упражнение «Сортировка».

Содержание: заранее заготавливаются карточки размером 3 см? 2 см. Учащиеся пишут на них плохие (сленговые, обидные) и хорошие (добрые, вежливые) слова, которые они используют в своей речи. Все карточки со словами складываются в общую корзину и «перемешиваются». Затем участники по очереди достают карточку и выполняют одно из действий: оставляют себе, дарят другу, разрывают на мелкие кусочки.

После выполнения упражнения следует обсуждение. Участники говорят о том, какие эмоции преобладали во время выполнения упражнения, во время прочтения написанного; высказывались об отношении к слову.

Упражнение «Мнение +».

Содержание: Учащимся нужно написать на отдельных (самоклеющихся) листах собственное мнение о проблеме использования ненормативной лексики (нецензурные выражения, брань, сленг) несовершеннолетними. Затем все листы вывешиваются на доску или стену класса. Предлагается ознакомиться с мнением других ребят по рассматриваемой проблеме, по желанию можно записать (внизу листка) свой комментарий (поддерживаю, не согласен). После следует обсуждение написанных мнений по проблеме.

Упражнение «Варианты».

3-ий вариант: один говорит, активно жестикулируя, эмоционально насыщенно, второй - без эмоций.

Упражнение «Услышь и пойми меня».

Акция-протест против курения «День без сигареты - жизнь без сигареты».

Цель: привлечение внимания учащихся к проблеме табакокурения; формирование у подростков ответственности за свое здоровье, мотивация на здоровый образ жизни.

Содержание: в организации акции участвовали социальный педагог и привлекались подростки из экспериментальной группы. В рамках акции проходил конкурс на лучшее обращение к курильщику, напутствие или пожелание «Вместо сигареты лучше…». Во время перемен на первом этаже можно было обменять сигарету на конфету, там стояли подростки с двумя банками: в одной были конфеты, в другой - обмененные сигареты. Также проходило альтернативное голосование «Сигарета или здоровье».

В целом, подростки, принимавшие участие в проведении акции, отмечают ее эффективность и необычность работы.

Коллаж групповой.

Цель: выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями; выработка навыков индивидуальной и коллективной работы, партнерства.

Содержание: подростки составляли коллаж в рамках профориентационного занятия на тему: «Моя будущая профессия». Работа по составлению коллажа включала следующие этапы: вначале подростки были разделены на небольшие группы (по 5 человек), совместно выбирали тему и работали над ее выполнением (40-60 минут). Далее следовала демонстрация работ в виде небольшой выставки, где подростки могли познакомиться с работами своих одноклассников. Ключевым здесь являлся рассказ о получившемся произведении одним представителем из группы - своеобразная презентация получившейся работы. В конце шло совместное обсуждение темы и содержания коллажа.

Девочки были более включены и эмоционально заинтересованы в участии в составлении и презентации коллажа, чем мальчики. Именно они в опросе указывают на эффективность данного метода.

Ранжирование.

Цель: исследовать процесс принятия решения группой; получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководства.

Содержание: создается игровая ситуация и участникам сообщается: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега. У вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы.

На доске приведен список из 15 предметов, которые не пострадали от пожара. Задача подростков - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

Сначала каждый участник индивидуально расставляет их по важности для спасшихся. Затем можно объединиться в подгруппы для принятия группового решения. После того, как в малых группах предметы проранжированы? составляется ранговый список для всего класса. Именно он сверяется с данными ученых. После этого следует обсуждение того, что получилось и чего не удалось достигнуть.

Игра-шоу «Вы рискуете своими легкими».

Цель: закрепить знания учащихся, полученные на предыдущих занятиях, и расширить их представления о вреде курения на организм человека.

Содержание: класс делится на выступающих (2 команды) и зрителей. Каждая команда придумывает себе название, и совместно выбирают капитана команды. В игре присутствует момент соревновательности. Занятие разбивается на несколько этапов: 1 тур «Верно-неверно», где команды поочередно быстро отвечают на вопросы и зарабатывают баллы. 2 тур «От простого к сложному» ? команда выбирает вопрос по степени сложности и в зависимости от этого при правильном ответе начисляется определенное количество баллов.

3 тур «Заморочки из бочки» включает в себя открытые вопросы, на которые нужно дать максимально верный ответ. За них также начисляются баллы. 4 тур - проблемный. Необходимо предложить вариант решение проблемы: Чтобы вы могли предложить для предупреждения курения? Предложенные варианты вывешиваются на доску, и проводится их обсуждение.

В конце проводится общее обсуждение и подсчет баллов по проведенным турам, награждается команда победителей. Общая атмосфера занятия: эмоциональная, приподнятое настроение, соревновательный дух. Участвовавшим в шоу-игре понравилась такая форма проведения занятия, подростки уходили с приподнятым настроением.

Встреча с врачом гинекологом/урологом отдельно для девочек и мальчиков.

Цель: ознакомление с основами репродуктивного здоровья будущих родителей; формирование культуры интимно-личностных взаимоотношений.

Во время беседы обсуждались следующие вопросы:

  • - правила личной гигиены девочки/мальчика;
  • - репродуктивное здоровье девочки/мальчика и др.
  • - Беседа с обучающимися «В дни летних каникул».

Цель: формирование установки на занятость и личностное развитие в дни летних каникул.

В ходе беседы обсуждались такие темы, как:

  • - занятость во время летних каникул;
  • - делу время - потехе час;
  • - правила поведения на воде;
  • - провести время с пользой? возможно.
  • ? Упражнения-активаторы, энергизаторы.

Цель: снимают напряжение, позволяют участникам переключиться с одной темы на другую, не уставать, поддерживать хорошее рабочее состояние в течение занятия.

Упражнение «Построиться по росту».

Цель: разминка, повышение уровня сплоченности, взаимопонимания.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто».

любит красный цвет;

кто любит мороженое;

у кого есть дома собака (кошка);

кто любит ходить в кино;

кто любит петь.

Упражнение «Спутанные цепочки».

Содержание: участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы в каждой руке была одна рука. Участники по команде ведущего открывают глаза. После этого они должны «распутаться», не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» ? изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны варианты образования круга, нескольких сцепленный колечек, либо нескольких независимых кругов и пар.

Упражнение «Тропинка».

Упражнение «Карлики и великаны».

Содержание: все встают в круг. Ведущий дает инструкцию: «Я буду говорить два слова? или «карлики», или «великаны». Если я скажу «карлики», то вы все должны сесть на корточки, а если «великаны», то встать». Ведущий может намеренно подавать неправильные команды, например: «Кастрюли! Капуста! Валенки! Ворота!». Через какое-то время ошибившихся можно выводить из игры и играть до победителя.

Упражнение «Подпрыгивания на 3».

Дискуссия «Мифы о наркотиках».

Цель: помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.

Пример высказываний:

  • - Достаточно один раз попробовать, чтобы стать наркоманом.
  • - Наркомания? не болезнь, а распущенность.
  • - Все наркоманы? преступники.
  • - Наркотики помогают снять напряжение.
  • - Марихуана совершенно безопасна.

В классе вывешивается три таблички с надписями:

  • - Да.
  • - Нет.
  • - Может быть.

Участники в течение нескольких минут обдумывают свою позицию по поводу каждого из этих высказываний. Затем им необходимо разделиться в соответствии с их убеждениями на 3 группы, после чего ведущий организует дискуссию, в ходе которой каждая группа отстаивает свою точку зрения.

После упражнения участникам нужно дать дополнительную информацию и статистические данные, развенчивающие мифы, существующие в обществе по этой теме.

Дискуссия «Я и мои социальные роли».

Цель: показать подросткам весь спектр ролей, которые может принимать их личность.

? «Мозговой штурм» «Программа сохранения здоровья».

Содержание: создается игровая ситуация и описывается проблема: «Представьте, что вы приехали в страну, где у людей есть все возможности сохранить здоровье, но люди, живущие в этой стране, ведут неправильный образ жизни: едят нездоровую пищу, употребляют алкоголь, наркотики, много курят, ведут малоподвижный образ жизни. Исследования медиков показывают, что число больных растет, среди них все больше детей и подростков. Но никто не знает, что такое здоровый образ жизни. В свою очередь, вы знаете, что правильный образ жизни может без лекарств, сделать большинство людей здоровыми. Правительство этой страны готово реализовать ваши предложения. Что бы вы могли предложить?»

Учащимся предлагается создать профилактическую программу. Для этого проводится «мозговой штурм». Ведущий записывает на доске любые поступившие предложения, контролируя при этом, чтобы не было никаких критических замечаний по поводу этих предложений. Если работа заходит в тупик (поступают предложения одного типа, например, запугивающая информация или административные меры), ведущий направляет ход работы в другое русло и сам вносит предложения.

После можно предложить классифицировать оставшиеся предложения по основаниям: информационные мероприятия, мероприятия по преодолению вредных привычек, мероприятия, поддерживающие тех, кто ведет здоровый образ жизни. В конце следует обсуждение полученной программы и всего хода ее составления. Учащиеся также говорят о своем состоянии на конец занятия.

После применения интерактивных технологий в воспитательной работе с подростками, была выявлена оценка учениками форм работы. Подросткам было предложено выбрать три наиболее интересных и эффективных с их точки зрения технологии работы, которые с ними проводились. Также нужно было выбрать три неэффективные на их взгляд формы работы, которые не оказали положительного влияния на их развитие. Результаты опроса во многом оказались противоречивыми. Так, большинство подростков указывает на то, что такие формы работы, как беседа, лекция являются неэффективными, некоторые же выделяют их как более результативные. Мнение учащихся относительно такой формы работы, как акция, также разделились. Те, кто активно участвовал в ее проведении и организации, отмечают ее эффективность, а кто являлся сторонним наблюдателем не отмечает важности этого метода и относят его к неэффективным. В целом, к наиболее эффективным методам учащиеся относят следующие: тренинг, ранжирование, дискуссия, шоу-технология, акция. Отдельного внимания требуют упражнения активаторы. Практически все подростки выделяют их в качестве нужного метода работы, так как они помогают снять напряжение, поднять общий тонус работы, переключиться с одной темы на другую. Именно благодаря таким упражнениям удается поддерживать хорошее рабочее состояние в течение занятия. К неэффективным же методам подростки чаще относили такие, как: лекция, беседа, акция.

Для проверки эффективности проведенной работы нами был проведен экспериментальный срез. Далее представлен сравнительный анализ результатов исследования до (Контрольный срез) и после (Экспериментальный срез) применения интерактивных методов в работе с подростками.

Результаты исследования уровня склонности подростков (отдельно девочек и мальчиков) к отклоняющемуся поведению по методике А.Н. Орла «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Средние показатели полученных данных по методике А.Н. Орла «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» в экспериментальной группе

Девочки контрольный/экспериментальный срез

Мальчики контрольный/экспериментальный срез

Социально-желательные ответы

Склонность к преодолению норм и правил

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Склонность к агрессии и насилию

Волевой контроль эмоциональных реакций

Склонность к делинквентному поведению

Шкалы: 1. ?«Установка на социальную желательность»; 2. ?«Склонность к преодолению норм и правил»; 3. ?«Склонность к аддиктивному поведению»; 4. ?«Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению»; 5. ?«Склонность к агрессии и насилию»; 6. ?«Шкала волевого контроля эмоциональных реакций»; 7. ?« Склонность к деликвентному поведению».

Для сопоставления показателей контрольного и экспериментального срезов использовался Т - критерий Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.

Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность.

Гипотезы:

Н0 - после применения интерактивных методов в работе с учащимися уровень склонности к отклоняющемуся поведению не изменился.

Н1 - после применения интерактивных методов в работе с учащимися уровень склонности к отклоняющимся формам поведения снизился.

Наблюдаемое значение Т определяется по следующей формуле:

где Rr - ранговые значения сдвигов с более редким знаком.

Таблица 2.5 ?- Расчетные данные для сравнения полученных результатов изучения уровня склонности к отклоняющемуся поведению (девочки) в экспериментальной группе после применения интерактивных методов работы

Тэмп.< Ткр (с?0,01). Принимается гипотеза Н1 ?после применения интерактивных методов в работе с учащимися уровень склонности к отклоняющимся формам поведения снизился.

Таблица 2.6 ?- Расчетные данные для сравнения полученных результатов изучения уровня склонности к отклоняющемуся поведению (мальчики) в экспериментальной группе после применения интерактивных методов работы

Критические значения T при n=6.

Тэмп.< Ткр (с?0,01). Принимается гипотеза Н1? после применения интерактивных методов в работе с учащимися уровень склонности к отклоняющимся формам поведения снизился.

Данные исследования дают основание полагать, что подростки стали более устойчивы к проявлению различных форм девиантного поведения, а также стали более сдержанны в проявлении своих эмоций.

Также нами была повторно проведена методика экспресс-диагностики уровня самооценки. Результаты диагностики представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Сопоставление средних показателей по методике экспресс-диагностики уровня самооценки в экспериментальной группе в исследовании № 1 и № 2

Из таблицы видно, что значительно уменьшилось количество учащихся с низкой самооценкой. На момент проведения экспериментального среза только 6,67% учащихся (2 подростка) имеют низкий уровень самооценки. Средний нормативный уровень реалистической оценки своих возможностей наблюдается у большинства учащихся - 93,3%. Это свидетельствует о том, что большинство учащихся могут адекватно оценить свои возможности, уровень развития собственной личности. Повысилась уверенность в себе и в собственных силах.

Для исследования акцентуаций характера у подростков был повторно применен Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко. Результаты исследования показывают, что по-прежнему преобладают такие типы акцентуаций, как: гипертимный, эпилептоидный, лабильный. Так как акцентуации являются устойчивыми чертами личности, воспитательная работа должна быть комплексной, целенаправленной и продолжительной.

Для исследования взаимоотношений подростков в семье и в классном коллективе нами было проведено анкетирование «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками», состоящее из 9 вопросов открытого и закрытого характера. Выборку составили 30 подростков 14-15 лет.

При проведении экспериментального среза данные респондентов свидетельствуют, что психологическая атмосфера в классе улучшилась, а в семье осталась на том же уровне: 70% испытуемых утверждают, что отношения внутри семьи являются «близкими, дружескими». 20% оценивают свои взаимоотношения с семьей как «не очень близкие, но хорошие». И 10% учащихся говорят о том, что отношения между ними и другими членами семьи нейтральные, нет эмоциональной поддержки и понимания.

По-прежнему на вопрос № 4 «Нравится ли Вам находиться дома?» большинство опрошенных ответили да - 93,3%, контрольном срезе эти данные были 83,3%. Остальные подростки выбрали ответ «чаще нравится, чем не нравится».

Респондентам также был предложен вопрос № 5 «С кем из членов семьи Вы больше общаетесь? С кем комфортнее находиться?». Большинство подростков по-прежнему выделяют мать как самого близкого человека (50%). Увеличилось количество подростков, которые писали несколько человек из семьи, с которыми им комфортно находиться. Наиболее часто встречающиеся ответы (после матери): сестра, брат. Отец, бабушка, тетя; в кругу семьи, когда все в сборе.

Результаты анкетирования показали, что психологическая атмосфера в классе улучшилась: 93,3% учащихся чувствуют себя комфортно в классе, тогда как при контрольном срезе эти данные были 80%. Изменилось и соотношение учащихся по критерию удовлетворенности общением с одноклассниками. Подростки отмечают, что стали проводить больше времени в общении со своими одноклассниками, некоторых из них узнали с новой для себя стороны.

Значительно увеличилась группа подростков, активно взаимодействующих со своими одноклассниками: с 26,7% до 46,7%. Эти подростки общаются с большим числом одноклассников ежедневно, они считают многих одноклассников своими друзьями. Малообщительных же подростков, у которых немного друзей в классе или совсем таковых нету, уменьшилось. Они общаются с одноклассниками по необходимости и стараются не выделяться.

Особого внимания требует открытый вопрос № 6 «Напишите Ваше хобби» (чем Вы чаще занимаетесь в свободное время, Ваши увлечения). Увеличилось число подростков, посещающих различные кружки, секции: с 40% до 73,3%. По-прежнему распространенным вариантом ответа является игра в компьютерные игры (среди мальчиков, включая тех, кто посещает секции). Чтением книг стиля фэнтези увлекается 5 подростков. Многие написали такой ответ, как общение с друзьями, совместный отдых.

По результатам проведенной работы, на основе которой была составлена комплексно-целевая программа профилактики девиантного поведения подростков, можно сделать следующие выводы:

  • - уровень самооценки подростков повысился;
  • - уровень межличностных отношений подростков с коллективом сверстников изменился в положительную сторону;
  • - снизился уровень склонности подростков к отклоняющемуся поведению.

Положительная динамика результатов по итогам проведенной работы свидетельствует о целесообразности применения работниками СППС разработанной нами комплексно-целевой программы профилактики девиантного поведения подростков и ее результативности.

Программа профилактического тренинга предназначена для групповых занятий с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорности среди подростков, помощь в адаптации несовершеннолетним в трудной жизненной ситуации, имеющим конфликт с законом и состоящих на учете в отделах полиции, а также для подростков, чье поведение характеризуется как аддиктивное.

Основные цели тренинга:

1. Формирование ответственности у подростка за свои поступки.

2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.

3. Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.

4. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.

Основные задачи:

1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.

2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.

3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.

4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.

5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.

Ожидаемые результаты:

1. Овладение адекватным представлением о последствиях совершения правонарушений, о своих правах и обязанностях.

2. Актуализация у подростков чувства уверенности в своих способностях, противостояния нежелательному влиянию среды и навыка отстаивания безопасного поведения в различных ситуациях.

3. Сформированность умения эффективно общаться с другими людьми, особенно в ситуациях высокого риска.

4. Понимание подростками разрушительного влияния наркотиков, алкоголя.

Упражнение №1 «Что я выиграю / что я потеряю»

Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.

Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.

На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.

Упражнение №2 «Письмо негодованию»

Ведущий дает установку: «Попробуйте написать письмо своему негодованию, попытайтесь рассказать ему как вам с ним приходится уживаться; как вам живется с ним и как вам живется без него. Попытайтесь оценить какую пользу, и какой вред для вас приносит негодование, а также постарайтесь оценить, как негодование может влиять на ваши отношения с другими людьми».

Самостоятельная работа участников по выполнению установки ведущего. По окончании упражнения можно, при согласии участников, прочитать «письма негодованию».

Упражнение №3 «Учимся противостоять влиянию»

Влияние - это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:

Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?

Всегда ли влияние отрицательно?

Каким образом можно отличить отрицательное влияние?

Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?

Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?

Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?

Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.

Упражнение №4 Групповая дискуссия «Ответ за поступки»

В дискуссии ведущий предлагает вспомнить ситуации, которые вы могли видеть по телевидению, когда героем преступался закон, возможно, даже группой лиц. Далее организуется групповое обсуждение данной ситуации по вопросам: Что в данном случае нарушалось? Почему? Каков был исход? При этом задача - попытаться образовать диалог среди участников тренинга и оценить поступок не только со стороны уголовного наказания, но и общественного осуждения.

Упражнение №5 «Рояль»

Вступительное слово ведущего: « Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях».

Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояли. После этого делает обобщение «Итак, в нашей группе действуют такие способы…», (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации.

Ведущий подводит тренинговую группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше – иметь много или мало «клавиш»? Далее делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».

Переход к обсуждению аддикций: «А если эта «клавиша» - наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле». А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу? Ваши комментарии?».

Упражнение №6 «Сказка»

Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

В какой стране народу жилось лучше? Почему?

Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?

Нужны ли законы вообще? Какова их роль?

Упражнение №7 « Мне нравится в тебе…»

Ведущий организует взаимодействие участников: «Встаем в круг, а один из нас - желающий - в середину круга. Каждый из нас, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Мне нравится в тебе…». Нужно предоставить возможность поучаствовать всем желающим.

После проигрывания важно обсудить как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.

В заключение ведущему необходимо сказать, что других людей нужно принимать такими, какие они есть. Не стоит предвзято относиться к тем людям, которые отличаются от вас, ведь мы все индивидуальны.

Данная программа профилактического тренинга разработана и апробирована для специалистов социальных служб и может быть реализована ими в своей профессиональной деятельности при работе с несовершеннолетними для профилактики аддиктивного поведения, правонарушений, безнадзорности подростков, в целях формирования мотивов у подрастающего поколения здорового образа жизни. Преимущество данной программы, по сравнению с другими методами социального обучения, заключается в том, что она направлена не только на решение ныне существующих проблем несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, но и на первичную профилактику девиантного поведения.

Название: Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей
Г. И. Макартычева
Год издания: 2007
Страниц: 368
Формат: doc. и pdf.
Размер: 6,97 Мб
Качество: удовлетворительное (отсутствуют отдельные страницы)

От издателя

Достижение положительных результатов в исправлении поведения подростка оказывается возможным лишь в случае комплексной работы, направленной на коррекцию как личности подростка, так и отношений в семье, в которой он воспитывается. Необходимо понимать причины возникновения девиаций и психологические особенности несовершеннолетних, а также особенности их окружения и, в первую очередь, семьи.

В книге Г. И. Макартычевой «Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей » подробно описана работа психолога с подростками, склонными к девиантному поведению, и их родителями. Программа включает в себя следующие разделы: тренинг личностного самопознания, тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний, тренинг самоопределения и достижения жизненных целей, тренинг «Я — хороший родитель». Также приводятся диагностические методики, используемые в работе с подростками и их родителями.

Россия переживает очередную историческую эпоху, характеризующуюся кризисами политической и экономической системы, пересмотром законодательной базы, реорганизацией системы государственного самоуправления, социально-экономическим переустройством. Все эти процессы не могут не отражаться на психологическом состоянии людей, их физическом здоровье, материально-финансовом благополучии, что приводит к переоценке жизненных ценностей и установок, изменению представлений о социально допустимом поведении — то, что 20-30 лет не принималось социумом, в настоящее время становится обыденным и, более того, оправданным.

Особенно остро эти тенденции влияют на подрастающее поколение: на фоне экономической и социальной депривации все большую остроту принимает их приобщение к преступному миру. По данным МВД, в России каждый год подростками совершается 150 тысяч преступлений. Кроме того, отмечается увеличение числа тяжких преступлений и повторных преступлений, совершаемых как отдельными подростками, так и группами несовершеннолетних. В 2005 году не достигшим 18-летнего возраста было инкриминировано 1200 убийств и 3200 разбойных нападений. Причем большинство нарушивших закон подростков оказались воспитанниками детских домов и интернатов, детьми, оставшимися без попечения родителей.

Первопричиной такого увеличения подростковой преступности является, прежде всего, нарушение собственных прав детей и в семье, и в социуме. Ребенок, который не получает достаточно тепла, любви и взаимопонимания, постоянно испытывает чувства беззащитности, боли, унижения. Волей-неволей он начинает отстаивать свое право на существование и нередко — незаконными способами: не имея возможности удовлетворить свои потребности законным образом, он ищет другие пути.

В случаях, когда ребенок воспитывается в учреждениях внесе-мейного воспитания, ответственность за его правонарушения должна нести администрация и, в первую очередь, вся система внесе-мейного воспитания и попечения несовершеннолетних. Высокая частота совершения преступлений воспитанниками детских домов и интернатов свидетельствует о том, что система внесемейного воспитания не выполняет свои функции по формированию право-послушных граждан. Во многом это связано с отсутствием в программах обучения занятий по подготовке ребенка к самостоятельной жизни, мер, предотвращающих возможность вовлечения выпускников воспитательных учреждений в преступные группировки вследствие психологической незрелости и низкого материального обеспечения.

Реакцией на неудовлетворение основных потребностей со стороны самого подростка может быть как девиантное поведение, направленное против всего общества в целом, в том числе как форма протеста, так и открытая агрессия против определенных людей. Подростки, отличающиеся такими формами социального поведения, рано или поздно попадают в поле внимания правоохранительных органов, применяющих, в основном, следующие меры по предотвращению правонарушений несовершеннолетних: постановка на учет в Подразделения по делам несовершеннолетних УВД (ПДН) и Комиссии по делам несовершеннолетних при Административных структурах (КДН). Последние выступают как органы, контролирующие поведение подростка и выполнение предписаний комиссий.

Меры воздействия государственных органов, осуществляющих контроль над противоправным поведением подростков, носят до настоящего времени исключительно характер наказания, ограничиваясь лишением свободы или переводом в специальные учебные заведения. Атмосфера в подобных заведениях, несмотря на все усилия со стороны воспитателей и других специалистов, характеризуется дефицитом общения подростков со взрослыми, отсутствием ситуаций, требующих самостоятельного принятия решений, социальной активности, что, в свою очередь, приводит к появлению перманентных нарушений в процессе социализации, деструктивным изменениям психики подростка и снижает его способность к адаптации в социуме. В конечном итоге, риск повторных правонарушений возрастает.

Дети, воспитывающиеся в семьях в непростых социальных условиях, также нуждаются в особом внимании со стороны психологов, педагогов и всех тех, кому не безразлично будущее нашего общества. Жестокое обращение с детьми, насилие со стороны родителей и других значимых взрослых, как психологическое, так и физическое, нередко приводят к развитию у подростка глубокого внутриличностного конфликта, требующего кропотливой, основательной и бережной психокоррекционной работы и, прежде всего, психологической поддержки. В ее отсутствие этот внутрилич-ностный конфликт может обостряться, в силу того что начинает понимать свои права, осознавать себя полноценной личностью, в то время как взрослые своим отношением доказывают ему обратное. Компенсирующим механизмом обострившегося внутри-личностного конфликта может быть рецидив проступка, в связи с которым подросток был поставлен на учет.

Достижение положительных результатов в исправлении поведения несовершеннолетнего оказывается возможным лишь в случае комплексной работы с семьей, где воспитывается этот подросток, направленной на изменение стиля семейного взаимодействия, обучение родителей приемлемым способам воспитательного воздействия.

Для того чтобы в коррекционно-профилактической работе с подростками с отклоняющимся поведением можно было достичь стойких результатов, необходимо понимать причины возникновения девиаций и психологические особенности несовершеннолетних, совершающих противоправные действия.

[свернуть]

Содержание книги «Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей»:

Введение
Условия формирования отклоняющегося поведения у подростков
Формы девиантного поведения детей и подростков
Психологические особенности подростков с девиантным поведением
Особенности подростков, воспитывающихся в интернатах и детских домах
Психологические особенности подростков с риском суицида
и профилактика суицидальных намерений
Организация межведомственного подхода к коррекционной
и профилактической работе с подростками

Методические указания для ведущих тренингов

Групповая работа с подростками
Условия формирования групп подростков
Требования к ведущему
Цели групповой работы с подростками
Структура групповых занятий с подростками
Ожидаемые результаты групповой работы
с подростками
Групповая работа с родителями подростков
Условия формирования групп родителей.’
Организация групповых занятий
Цели групповой работы с родителями
Структура групповых занятий с родителями
Ожидаемые результаты групповой работы с родителями

Групповые занятия с подростками

Тренинг личностного самопознания
Тематический план занятий
Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний
Тематический план занятий
Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей
Тематический план занятий

Групповые занятия с родителями подростков

Тренинг «Я — хороший родитель»
Тематический план занятий

Диагностические методики, используемые в работе с подростками и их родителями

Шкала социально-психологической адаптированности К Роджерса, Р. Даймонда
Тест коммуникативной толерантности В. В. Бойко
Цветовой тест эмоционального состояния М. Люшера
Опросник Басса-Дарки
Диагностика предрасположенности подростков к девиантному поведению
Диагностика личностного роста подростка (П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова)
Опросник Басса-Дарки (для родителей)
Шкала родительской озабоченности (ШРО) (ЖелдакИ. М.)
Тест Тулуз-Пьерона
Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга
Hand-тест
Тест личностных акцентуаций (модифицированный вариант ПДО А. Е. Личко)
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса

ЛИТЕРАТУРА

Купить книгу Г. И. Макартычева «Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей»

Скачать книгу Г. И. Макартычева «Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей»

Доступно только зарегистрированным пользователям сайта

Тренинг по профилактике девиантного поведения.

Цель: развитие подростка как личности, раскрытие его положительных способностей, усвоение определенного жизненными и общественными потребностями объема знаний о личности, взаимопонимании.

Задачи:

Создавать оптимальный социально-психологический микроклимат в коллективе с целью содействия духовному и творческому самораскрытию участников;

Помогать детям осознавать и понимать свои положительные и отрицательные черты;

Содействовать развитию навыков самоанализа.

Материалы: мягкая игрушка, плакат с «Правилами работы», бейджики, высказывания философов («У каждого человека есть зеркало, в котором он может четко разглядеть себя», «Познай себя, познай свою природу - и ты познаешь истину»), листы бумаги формата А4, рисунки-модели снеговика, ватман с графиком, ватман с рисунком чаши, стикеры, цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

Инструкция: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами собрались на игру-тренинг, где мы научимся самоанализу, раскроим свои положительные способности. Каждому из Вас роздан лист бумаги, Вам нужно написать свое имя и нарисовать собственный образ, это может быть определенный символ, предмет - что угодно. Вам 5 минут. Приступаем!

Инструкция: Время прошло. Все становимся вкруг. Теперь каждый из Вас по очереди называет свое имя и представляет свой собственный образ. Я начну первой, следующий кто от меня по левую руку. И так далее.

Упражнение «Мой образ»

Цель: подготовка участников к работе, создание позитивной атмосферы, хорошего настроения, определение особенностей каждого. Ведущий приветствует группу, раздает каждому участнику лист бумаги А4, на котором нужно написать свое имя и нарисовать собственный образ (это может быть определенный символ, предмет - что угодно).

После того как участники выполнили задание, психолог предлагает по очереди назвать свое имя и представить собственный образ. Рисунки прикрепляются на доску. Так создается «галерея портретов» участников группы.

Инструкция: когда мы познакомились поближе, можно перейти и к правилам работы. Каждый по очереди читает правило, высказывает свое мнение, для чего такое правило.

Упражнение «Правила работы»

Цель: принятие правил работы группы. Участники читают написанное на плакате и принимают правила работы группы.

Правила работы:

1. Быть активным.

2. Обращаться друг к другу по имени.

3. Не критиковать.

4. Правило поднятой руки.

5. Быть искренним.

6. Не оценивать друг друга.

7. Принцип «здесь и теперь».

8. Принцип «конфиденциальности».

9. Соблюдать правила.

Инструкция: Каждому из Вас дали стикеры, на которых вам надо написать, что вы ожидаете от сегодняшнего занятия.

Упражнение «Ожидание»

Цель: определение ожиданий участников относительно занятий.

Ведущий на доску прикрепляет плакат с рисунком чаши, а детям раздает стикеры. Предлагает подумать, чего они ожидают от занятия, и написать на стикерах. Затем прочитать написанное и приклеить их в символическую чашу, изображенную на плакате.

Притча «Истина»

Когда-то люди верили, что есть не один, а много богов. Однажды боги решили создать Вселенную: создали звезды, солнце, моря, горы, Человека и Истину. Однако встал вопрос о том, куда спрятать эту Истину, чтобы человек ее не смог отыскать.

Давайте спрячем ее на далекой звезде, - сказал один из богов.

А давайте на высокой горной вершине, - предложил другой.

Нет, давайте положим ее на дно глубокой пропасти, - сказал третий.

Может, спрячем ее на Луне? А мудрый Бог сказал:

Нет, мы спрячем истину в сердце человека. Тогда он ищет ее во всей вселенной, не зная, что постоянно носит в себе.

Инструкция: Дети, как вы думаете, что такое Истина? Это то, ради чего живет человек, знание о том, как побороть зло. Теперь подумайте, зачем боги все-таки решили спрятать Истину в сердце человека? Потому что каждый из нас - это маленькая Вселенная, это какая-то Истина. Мы можем найти Истину, если заглянем в себя, изучим себя. Давайте сделаем это - поищем истину.

Инструкция: Каждому из Вас предлагается на листе бумаги нарисовать солнце и написать на лучах 5 положительных, которые, как вы считаете, наиболее ярко выражены у вас.

Упражнение «Лучик солнца»

Цель: осознание своих положительных черт характера. Детям предлагается на листе бумаги нарисовать солнышко и написать на лучиках 5 положительных черт.

Обсуждение:

Трудно было определить черты характера?

Инструкция: Каждому из Вас предлагается на листе бумаги со снеговиком написать свои отрицательные качества, и зачитать вслух.

Упражнение «Самокритика»

Цель: обучение объективно оценивать свои качества; осознание собственных слабых сторон формирование адекватной самооценки. Каждый участник получает модель-рисунок снеговика, на котором записывает свои «минусы» - отрицательные качества и зачитывает написанное вслух.

Обсуждение:

Какие трудности возникали у вас в течение выполнения упражнения?

Что труднее и почему? Ведущий говорит: «Хвалите себя. Критика разрушает внутренний дух, а похвала укрепляет его ».

Инструкция: Принимайте свои недостатки. Признайте, что они-ваш ответ на какую-то потребность, и сейчас вы ищете новый, позитивный способ удовлетворить эту потребность. Поэтому с любовью попрощайтесь со старой негативным поведением. Сумейте преодолеть свои недостатки с помощью горячих, ласковых лучей вашего сердца, способных растопить все негативное.

(Дети накрывают рисунок снеговика листом с солнышком, на лучиках которого написаны положительные черты.)

Инструкция: Возьмите лист бумаги и условно разделите его на 2 части. На одной нарисуйте, то что даете людям, а на другой то что получаете от них.

Упражнение "Что я даю людям и чего от них жду?"

Цель: развитие навыков самоанализа.

Ведущий дает детям лист бумаги А4 и предлагает условно разделить его на две части.

На одной нарисовать то, что участник дает людям, а на другой-что получает от них.

Обсуждение рисунков:

Что я чувствовал, когда работал над рисунком?

Инструкция: У меня в руках игрушка, бросая ее надо говорить комплимент тому человеку, которому предназначена игрушка. Итак, вспомните лучшие черты и обращаясь к каждому по имени, скажите комплимент.

Упражнение «Комплимент»

Цель: повышение самооценки другого человека, осознания своих положительных черт. Ведущий бросает ребенку игрушку, при этом говорит комплимент. Комплимент-это любезное выражение с похвалой.

Обсуждение:

Кому было трудно сказать товарищу комплимент?

Кому было приятно слышать хорошие слова в свой адрес?

Инструкция: А теперь каждый из Вас поделится своим эмоциональным состоянием языком «прогноза погоды», какими погодными признаками можно охарактеризовать душевное состояние: какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Какое время суток? Какая температура?

Рефлексия "Прогноз погоды"

Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком "прогноза погоды", т.е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо? Есть ли осадки? Какое время суток? Какая температура? (при определении температуры задается жесткое условие – определить температуру в интервале от 0 до +10 ◦С).

Затем каждый участник поочередно (по часовой стрелке) повествует о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) педагог фиксирует маркером (мелом) на листке бумаги (доске).

После того как высказались все участники, педагог соединяет все отметки температуры в график. Когда график построен, педагог приглашает участников взаимодействия проанализировать его, высказать свои эмоции по отношению к проведенному занятию.