Как устроены детские сады в америке. Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в США

Вам интересно узнать, есть ли садики в других странах или с детьми сидят няни? Как готовят деток к школе заграницей? Есть ли что нам позаимствовать у других? В статье приведен краткий обзор дошкольного образования в 9 странах мира.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте - и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.

С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути "нулевыми" классами школы. В "нулевке" ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто - нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.

Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

Дошкольное образование во Франции

Большинство детей дошкольного возраста (с 2 до 5 лет) во Франции посещают дошкольные учреждения, обучение в которых является добровольным и бесплатным. В настоящее время дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти школы уже с 2 – 3 летнего возраста.

В садах дети делятся на три возрастные группы. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет, в этом возрасте суть пребывания в детском дошкольно учреждении состоит только в игре и присмотре за детьми. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет – занимаются лепкой, рисованием и обучаются другим практическим навыкам, а также устному общению. В третьей группе (старшей) детей с 5 до 6 лет готовит к чтению, письму и счету.

Детские сады во Франции в основном работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, также и во время каникул. Это связано с тем, что многие матери работают, а дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишек теоретической информации для дошколят и жесткую дисциплину, за отсутствие с раннего возрасте свободы выбора у ребенка. Однако, несмотря на это, французская система "материнских школ" является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

Дошкольное образование в Италии

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это - дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет. Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая. Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Дошкольное образование в Германии

Детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).

Дошкольное образование в Великобритании

Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады. Правда, няньки в этой стране также существуют, но домашнее воспитание не так развито, как в Германии. В школу британцы идут в семь лет.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»).

Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные – с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых – их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников – pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно – учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Режим дня

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии – утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию – утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной – платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Как проходят занятия

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники – катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Дошкольное образование в Австралии

Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.

Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

Дошкольное образование в Израиле

За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

Дошкольное воспитание в Южной Корее

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Чадолюбие корейцев, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее, ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание, в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей. Это и является главной задачей воспитания детей в Корее: приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления»), написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев.

Дошкольное воспитание в Новой Зеландии

Система дошкольного образования и развития для детей в Новой Зеландии охватывает возрастную группу, начиная, практически, от рождения и до поступления в школу (в возрасте пяти лет).

Kindergartens, работают с детьми от трех лет до поступления в школу. В настоящее время в Новой Зеландии более 600 подобных детских центров, которые посещают более 50,000 детей.

В основной массе дети младшего возраста посещают данные образовательные центры три раза в неделю после обеда. Старшие дети - пять раз в неделю в утреннее время. В отдаленных местах могут работать передвижные центры. Родители могут принимать активное участие в работе центра, между тем штатные учителя должны быть дипломированными учителями.

Playcentres, где наблюдение и контроль за детьми осуществляется объединенной группой родителей. Охватывают детей от первых дней жизни до поступления в школу. Все родители вовлеченных детей должны вносить свой вклад в работу центра и периодически привлекаются к работе с детьми. Работа всех центров координируется на местном и национальном уровне.

Education and Care services, могут предоставлять ограниченные по времени уроки, а равно принимать детей на целый день или часть дня. Охватывают возрастную группу от младенчества до поступления в школу, в зависимости от своей специализации. В Новой Зеландии действует более полутора тысяч подобных образовательных центров, и более 70,000 детей регулярно их посещают. Подобные центры могут быть частными (в настоящее время таковых 53%), принадлежать благотворительным организациям или крупным бизнесам. Наиболее распространенными среди них можно считать Barnardos, Mantessori, Rudolf Steiner.

Homebased services, сеть семей, охватываемая наблюдением одного координатора. Подобный координатор направляет детей в утвержденные семьи на согласованное количество часов в день.

Correspondence School, используется родителями детей, проживающих изолированно, либо в отдаленных районах, что не позволяет им лично быть вовлеченными со своими детьми в систему дошкольного развития Новой Зеландии. В настоящее время в их деятельность вовлечено немногим более тысячи семей с детьми дошкольного возраста.

Te Kohanga Reo, сеть дошкольного воспитания для маори, поддерживающая язык и культурные традиции этого народа.

Большая забота о маленьких. Каждую осень в Украине вспоминают о проблемах дошкольного образования и о нехватке детских садов. А вот в Соединённых Штатах - частный детсад может стать неплохим бизнесом. Взяться за это дело вправе любой американец - конечно, если получит соответствующую лицензию, выполнив ряд условий. О том, как нянчат детвору за океаном, расскажет Максим Драбок.

Американская пенсионерка Ольга Гальперина спустилась со второго этажа на первый - и уже на работе. 5 лет назад она организовала у себя дома в Миннесоте детский садик. Говорит: появились внуки, всё равно с ними сидеть - решила присматривать и за чужими детьми. Ольга Гальперина - в Америке уже 17 лет. В Киеве была учителем математики в старших классах, здесь же работает с малышами. Главное отличие: за этой ребятнёй нужен глаз да глаз.

Вот как раз одна из девочек ушиблась. Её подружка тут же бежит к морозилке и оказывает первую помощь.

- У нас есть такие холодные пакеты - в морозилке лежат. Они уже сами знают: как упал, бежит, берёт и прикладывает. Мы их научили пользоваться этим.

Американские дети часто недополучают тепло и ласку и вырастают более сухими и расчётливыми, говорит Ольга Гальперина и заверяет: в её детсаду царят искренние эмоции - всё по-славянски душевно. Садик так и называется «У бабушки». Здесь в основном дети эмигрантов из бывшего Союза. Но и американская ребятня стараниями заморской бабушки открывает в себе новые таланты.

Чтобы создать садик, хозяева купили большой дом - 640 квадратных метров. На втором этаже живёт Ольга с супругом. На первом - всё для детей: игровые комнаты, просторный двор. За ребёнка до двух лет родители платят 200 долларов в неделю. Старше двух - 180.

Максим Драбок, корреспондент:

- В американском домашнем детском садике очень жёсткие требования к мерам безопасности. Каждая комната должна иметь два выхода, а также специальные размеры окон. Например, вот это в детской спальне было всего лишь на сантиметр Уже по ширине. Пришли с проверкой - потребовали заменить.

Перед тем как открыть частный садик, Ольга окончила различные курсы и тренинги, получила множество справок и самое главное - лицензию. Она выдаётся на два года на 14-ть детей - от полуторамесячных до 10-тилених. На каждого ребенка заведена папочка. Здесь прививки, страховка и бланк для рапорта в специальную службу по защите прав детей - если выявлены факты насилия в семье.

Ольга Гальперина, хозяйка детского садика на дому (штат Миннесота):

- Если я вижу, что ребенок обижен дома, синяки на нём или что. Я должна обязательно позвонить, здесь есть специальные телефоны. Или родители, если он рассказал, что его обижают, даже словесно. Они тоже звонят туда и сообщают. Тьфу, тьфу. У нас такого не было.

Супруг Ольги занимается другим бизнесом, а в свободное время помогает в детсаду - на общественных началах. В гараже мастерская - ремонтирует игрушки. Борис часто вспоминает различные курьёзы с американскими детьми. Одна девочка была в их садике с пяти месяцев - подросла, научилась русскому - и потом с родной мамой случились трудности перевода.

Борис Гальперин, супруг хозяйки детского садика на дому (штат Миннесота):

- Однажды в магазине она матери начала кричать: "Мама, дай!" А по-английски это значит «умри». Мама в ужасе прибежала, типа чему вы её учите? Но оказалось, что дай - это дай, give.

В садике регулярные инспекции. Без предупреждения приезжают проверять, кто за детьми смотрит, какие условия, что едят. Питание здесь пятиразовое. На одного ребёнка примерно 8-9 долларов в день. Государство компенсирует треть этой суммы.

Людмила Потабенко, помощница хозяйки детского садика на дому (штат Миннесота):

- Здесь в Америке есть проблема полноты детей. Очень много употребляют чипсов, сладких напитков, а мы придерживаемся такого полезного питания, как кормили нас бабушки и наши мамы.

Из фастфудов еду не заказывают. В садике с названием "У бабушки" кормят лишь по-домашнему - всё готовят сами. Говорят: дети тогда лучше едят и меньше болеют.

Максим Драбок. Никита Исайко. Американское бюро телеканала "Интер". Миннесота.


Опыт многолетней статистики показывает, что детские сады в Америке являются сферой, постоянно находящейся под контролем как государства, так и различных общественных организаций. Дополнительно можно добавить семейные диаспоры, религиозные общины, а также родительские сообщества. Все они осуществляют пассивное наблюдение и всевозможную помощь, возникающую в результате функционирования данных образовательных заведений.

По достижении пятилетнего возраста американские дошкольники попадают в детские сады, которые по существу являются нулевыми классами средней образовательной школы. Здесь происходит медленный переход от игр к обучающим программам, способствующих улучшенному восприятию информации:

  • чтение;
  • письмо;
  • другие полезные навыки.

Наибольшую популярность имеют дошкольные отделения средних школ. Их процент существенно превышает количество обучающихся в частных дошкольных заведениях.

Полезно! Американские специалисты высказывают мнение о том, что именно это время является идеальным для получения фундаментальных знаний и формируется личность маленького гражданина.

Занятия в детском саду в США

Классификация дошкольных учреждений

Как говорилось ранее, дошкольная система американцев подразделяется на 2 категории. Каждая из них предполагает занятия с детьми определённого возраста и по индивидуальным сценариям и программам. Все эти заведения для детей, в свою очередь, делятся ещё на несколько классов.

Частные

Частные садики являются наиболее распространёнными в Соединённых Штатах в 2019 году. На них приходится около 60% американских детей. Для таких заведений свойственно разнообразие, связанное с программами занятий, организацией питания и так далее. Как правило, в них имеется собственный автобус, оборудованный для перевозки детей, на котором осуществляются туристические и экскурсионные поездки.

Также он используется для дополнительной услуги, называемой в России «продлёнкой». Ситуация заключается в следующем: школы работают в среднем до 15 часов, родители ребёнка младших классов – допоздна.

В этом случае заключается договор, согласно которому ребёнка после школы будет забирать к себе садик, где он будет находиться под присмотром воспитателей. Сотрудник дошкольного заведения встречает ребёнка на крыльце школы и отвозит в сад. Для таких поездок и используется «садиковый» автобус.

Государственные

Государственные учреждения не пользуются популярностью среди населения. Это объясняется целым рядом существенных недостатков, достаточно знакомых по российским дошкольным заведениям. В первую очередь, это большое количество детей в одной группе, где внимания для всех категорически не хватает.

Огромная очередь, состоящая в большей степени из детей мигрантов или афро-американских семей, являющихся неблагополучными, делает государственные заведения ещё более невосприимчивыми для коренных американцев.

На дому

При церкви

Церковное дошкольное образование или садик при церкви пользуется среди американцев хорошим доверием. Связано это с тем, что большая часть населения, отдающая туда своего ребёнка, уверена, что работают там только верующие люди, и ничего плохого в церкви не случится.

Дети, остающиеся в садике на весь день, кушают то, что приготовили дома его родители. Недостатком является то, что разогрева ланча там не предусмотрено. Если ребенок в 12 -13 часов забирается домой, то обедать он тоже будет там.

Вне зависимости от классификации американских садиков, особенности американского дошкольного образования заключаются в единых правилах для всех: большая часть времени, которое ребёнок здесь проводит, должна уделяться занятиям.

Для ознакомления родителей регулярно вывешивают список, какие занятия проводились с их детьми. Помимо этого, каждое утро на стенд добавляется меню на день с указанием блюд, планируемых для приготовления на текущий день (за исключением церковных садов).

Полдник в детском саду США

Условия содержания детей

Деятельность ребёнка, находящегося в детском саду, заключается в строгом ориентировании на составленное ранее расписание занятий. Оно едино для всех организаций. Приём детей осуществляется в период с 7:00 до 8:30. Далее все усаживаются на ковёр и играют с игрушками и любыми другими материалами.

Около 8:45 начинаются занятия: дети садятся вокруг воспитателя, поочерёдно здороваются, затем взрослый просит каждого из них рассказать что-нибудь.

После этого следует завтрак, который обычно приносится непосредственно в группу, затем последующие систематические занятия, настроенные на развитие определённой склонности ребёнка. Ближе к 12 часам детей кормят обедом и укладывают спать.

Перед этим они естественно идут в туалет и чистят зубы. С 12:20 до 14:00 — тихий час – время, в течение которого все дети отдыхают, а воспитатели делают анализ пройденного материала и готовятся к последующим вечерним занятиям.

После подъёма и процедур умывания наступает время полдника и ещё одного короткого занятия на свободную тему, выбранную преподавателем. При условии хорошей погоды около 15:00 все выходят гулять на детскую площадку, оборудованную таким образом, чтобы избежать проникновения на неё посторонних, не допустить выхода за её пределы детей и предотвратить возникновение несчастных случаев.

После 16:00 за детьми приходят родители. Одни сразу забирают их и уходят, другие задерживаются, чтобы поговорить с воспитателем. Закрываются американские детские сады ориентировочно в 18:00. Однако многие частные заведения могут увеличивать график своей работы по договорённости с родителями, освобождающимися позднее стандартного времени.

Работа детского садика в Америке представлена на видео.

История появления первых детских садов

Первый детский сад в США появился в середине XIX века, в 1855 году. Его организаторами стали немцы, иммигрировавшие туда в результате революции. Изначально такие заведения предназначались для детей от родителей немцев. Через 3 десятилетия, в результате борьбы женщин за равноправие, количество учреждений стремительно увеличилось.

Помимо этого причинами роста стал динамичный рост населения городов, увеличившееся количество детей граждан, не говорящих на английском языке, которых срочно нужно было «американизировать».

Основной целью первых садиков являлась благотворительная миссия, связанная с приготовлением пищи, предоставлением одежды и обуви. Помимо этого, содержание детей из неблагоприятных семей и их обучение соединённым традициям приводило к тому, что снизилось количество преступлений.

На начало XX века практически в любом крупном городе функционировали публичные детские сады и стали появляться подготовительные учреждения при средних школах.

Метод Марии Монтессори

Мария Монтессори (1870 — 1952) – итальянский учёный, педагог, первая женщина-врач, итальянка. В период свой деятельности она длительное время работала с детьми, имеющими отклонения в развитии. Именно она создала единственную педагогическую систему, широко используемую в данное время.

Концепция учения Марии Монтессори заключается в уверенности в том, что основной побуждающий мотив действий ребёнка является желание развиваться, которое присуще ему природой, инстинктом и физиологией. При этом каждый испытывает его по своему: у одних это проходит бурно и стремительно, для других медленно и неторопливо.

Метод Марии Монтессори

Периодичность начинания определённой категории зависит от индивидуальности ребёнка, поэтому важным в этом случае является предоставить ему выбирать самостоятельно, исходя из собственных ощущений. Цель воспитателя заключается в подготовке предметной среды, с учетом потребностей развития полученных знаний.

Монтессори подготовила целый спектр дидактического материала, состоящего из огромного количества пособий, в которые добавлены современные дополнения.

Прежде всего она призывала придерживаться следующих правил:

  1. Не препятствовать ребёнку, если он хочет заниматься.
  2. После работы с материалами вернуть всё на свои места.
  3. Столкнувшись с новыми материалами, обратиться к воспитателю с просьбой показать, как с ним обращаться.
  4. При отсутствии у ребёнка желания заниматься он отправляется в игровую комнату, где можно прыгать, бегать и шуметь, не мешая другим.

В расписании занятий Марии Мотессори имеется специальное время, отведённое для прогулок и игр в таких комнатах. Все желающие могут зайти в них и заниматься чем угодно, однако для тех, кто желает остаться в группе и продолжить понравившееся занятие, делается исключение. Они остаются на месте и продолжают развивать свои проявившиеся признаки.

Именно таких нормативов и придерживается современная Америка. Учения итальянской женщины воспринимаются как своеобразный закон, нарушать который никто не имеет права. Однако главным критерием противоречащим её систематизации является классификация детей согласно IQ. Это можно назвать неравноправием, связанным с теорией об одинаковых возможностях для всех.

Интересно! Некоторые духовные направления относят Марию Монтессори к лику святых.

1. Общее о системе образования в США

Сразу оговорюсь, что при подготовке данной статьи, я использовала не просто личный опыт, а опыт, основанный на проживании на Северо-Востоке США, в штате Массачусетс. Допускаю, что ситуация может немного отличаться в зависимости от региона (все-таки страна очень разнообразная ). Но все же, верю, что некоторые из приведенных здесь советов, являются общими и позволят вам почти сразу вникнуть в заковыристую сферу дошкольного образования.

Во-первых, если рассматривать детское образование в целом, важно отметить, что здесь существует его три основные ступени:
Preschool – это обыкновенный детский сад с трех месяцев (а иногда и раньше ) до пяти лет.
Kindergarden – это первый класс базового школьного обучения (Elementary School ) для детей, достигших пятилетнего возраста. Это уже не детский сад (как нам преподавали на уроках английского ), а полноценная учебная программа. За детьми приезжает школьный автобус, и они отправляются за знаниями, вплоть до установленного расписанием времени.
School – это последняя «детская ступень», которая состоит из Elementary, Middle и High School. Несмотря на то, что согласно данной классификации, Kindergarden, вроде как, является частью школы, по сути эта ступень обособлена. Можно сравнить с нашими подготовительными классами для дошкольников или другими развивайками. Только здесь, государство снимает с родителей полномочия, и берет на себя ответственность за базовые навыки вроде знания букв, цифр и т.д.

2. Какие бывают сады

Многие утверждают будто все детские сады в США платные. Отчасти, это верно. Но, есть исключения. Практически в каждом штате существует огромное количество социальных программ для малообеспеченных семей. При наличии необходимых документов, подтверждающих легальный статус и низкий доход, можно, относительно легко, получить место в бесплатном саду для ребенка. Обычно этим занимаются в службах, связанных с защитой детства (Department of Early Education and Care ). Также можно получить подробную информацию у консультантов по социальному страхованию, детских клиниках и т.д.

Не стоит полагать, что данные дошкольные учреждения, многим хуже платных. Поскольку здесь в общей группе содержатся, как «бюджетники», так и детки, получившие места за обыкновенную оплату.

Однако, говоря на чистоту, детские сады в США очень недешевое удовольствие. В среднем, день пребывания ребенка может обойтись в 80$, а если учесть питание, обучающие программы и т.д., выйдет дороже. Но, повторюсь, цены разнятся от штата к штату. Может именно поэтому, американские мамочки если и собираются рожать детей, то как правило, сразу двух, а то и трех. Раз уж все равно сидеть дома. Государство здесь, как известно, не выделяет средства на декретный отпуск. Максимум – три месяца, либо нужно бросать работу.

Среди всех платных детских садов можно выделить те, которые делают упор на обучение и те, в которых за детьми просто смотрят (day care ). Первые, соответственно, дороже, вторые – дешевле. То есть, то что у нас, в отечественных детских садах идет как само собой разумеющееся, здесь считается привилегией. Лепка, рисование, алфавит, счеты – атрибуты садов подороже. Но, как я уже говорила, для дальнейшего поступления в бесплатный Kindergarden не нужно обладать базовыми навыками. Ребенка всему научат, просто немного позже.

3. Особенности американских садов

Говоря об особенностях, замечу, что не для каждого приезжего (в частности, с просторов Постсоветского пространства) придется по душе система воспитания в американских детских садах. Практически все, что служит поводом для создания анекдотов, правда.

Начнем с питания . Это не секрет, что у американцев напрочь отсутствует культура правильного питания. В лучшем случае, на обед в саду ребенку предложат пиццу или пасту, в худшем – ничего. Мы три месяца собирали ланч-боксы (пакеты для еды ), куда складывали снеки, фрукты, соки, но в конце концов терпение лопнуло. Пять дней в неделю ребенок находится в саду. И пять дней в неделю он ест то, что ест. Понимаете, о чем я?

Напрягает немного и сам процесс поглощения пищи. Что-то съедается за столом, а что-то сидя на полу в круге. Представьте, каждый достает из своего СОБСТВЕННОГО ланч-бокса вкусняшки и единолично хомячит. А как же «поделись с другом »?! Такого понятия просто нет.

Сидение на полу – это следующий пункт дискуссии. Да, вы, быть может скажете, что вся Европа так делает и никто себе ничего не застужает. Так вот, друзья мои, отвечу, что вы не правы. Застужают еще и как. Особенно, если на бетоне, да подольше. Просто здесь никто сильно не акцентирует на этом внимание. Ребенок делает то, что ему нравится. Он уже личность.

Такая свобода воли , напрягает особенно. Можно бросаться песком, можно еще много чего делать, просто от того, что хочется. Все очень обезличено. Одна моя близкая подруга, как раз работает воспитателем в американском детском саду. Это ее поражает больше всего. Привязываться к детям нельзя, нельзя проявлять заботу и ласку больше положенного. Понимаете, как бы нет настоящих искренних чувств. Умиления крохам. Все по инструкции.

С первым детским садиком нам повезло очень, поскольку в коллективе было несколько воспитателей – латиноамериканок. Темпераментные бабушки, вырастившие многочисленных внуков, слушались своих наставников, но все равно делали по-своему. Могли, где нужно поругать, и приголубить, если кому-то плохо. За это я им сильно благодарна.

Обеденный сон в американских садиках также имеет свои особенности. Спят детки на полу, на матрасиках, и обязательно обутыми. Это связано с техникой пожарной безопасности. В случае чего, все должны быть готовы к немедленной эвакуации. Это в южных штатах на полу тепло. А у нас здесь на севере бывает ой как холодно. И стены тонкие, и окна негерметичные. Нормальная температура помещения для американцев, примерно 20 градусов Цельсия. Из этого вытекает следующий дискуссионный момент.

Дети ходят в сад и с насморком , и с кашлем , и даже с температурой . А что делать, если больничных нет? Приведут малыша в группу, дав с утра жаропонижающее. К обеду воспитатель снова даст таблеточку. Так и получается, что все малыши вечно болеют.

Ну вот, наговорила кучу плохого. Так сказать, наболевшего. Но, к счастью, с последующими образовательными ступенями дела обстоят гораздо лучше. Детей буквально силой нужно из школы утаскивать. Обычно всем очень нравится учиться.

4. Как найти хороший сад

Ответ на этот вопрос является довольно сложным для многих эмигрантов. Особенно если в новую страну вы приезжаете без друзей, связей и заранее намеченного плана.

Поможет старое доброе сарафанное радио. Садик нужно искать по отзывам. Причем, именно среди русскоговорящего населения. Что бы там ни говорили, но наши знают толк в бытовых вещах. Обычно, центром сбора подобной информации являются русские магазины, рестораны. Хорошо бы в первые же дни найти русскоговорящих друзей из своего города. Есть очень хорошая группа в сети Фейсбук «Между нами Мамочками ». Это закрытый форум для всех русскоговорящих мамочек США. Обычно участницы очень отзывчивые и с радостью дают советы обо всем, начиная от страховок и медикаментов и, заканчивая детскими садами.

Так мы нашли свой русский садик. Решение было принято на основании того, что ребенок за очень короткое время начал говорить по-русски с акцентом. Это может, только кажется, что, когда папа и мама говорят дома на родном языке, чадо, априори, его не забудет. На самом деле, все гораздо сложнее. Важная задача в дошкольный период, максимально сохранить родной язык, и этому я посвящу отдельный пост.

Поэтому, как только вместо простых ответов, в речи нашего ребенка (и это всего за три месяца ) стали проскальзывать YES&NO, а названия любимых мультфильмов сами собой перевелись на английский, мы приняли решение сменить детский сад. Понимаете, все существующие в американских садах проблемы, в основном сглаживаются за счет того, что они дешевле русских. И еще, все приезжие, наивно считают, что ребенка нужно как можно больше адаптировать под местную культуру до того, как он пойдет в школу. Мы, увы, не были исключением.

5. Про детские сады на полдня. Зачем?

Это вопрос, на который я не перестаю отвечать. Действительно, в нашем детском саду, также, как и в большинстве других, существует «опция» оставлять ребенка до обеда. Сразу скажу, что это удобно только для неработающих мамочек. И преимуществ у такого ополовиненного пребывания, как минимум, два.
1. Банально, это гораздо дешевле (логично).
2. Без сада нельзя – нужно общение.

Это в наших странах очень легко выйти на детскую площадку и встретить миллион друзей. В США детская площадка в лучшем случае, будет километрах в двух от дома, в худшем – в другом городе. И не факт, что там найдутся дети. Да и потом, язык. Русскоговорящий контингент здесь дорогого стоит.

6. Про наш детский садик

Русский детский сад США

Ну и наконец, расскажу о самом интересном. Наш детский садик – это домашний садик. Всего шесть детей в группе, которые с восьми утра до часу дня находятся в частном доме, аккредитованном американскими стандартами на пригодность для ведения подобной деятельности. Работает садик только четыре дня в неделю, со вторника по пятницу. И каждый день соответствует определенному предмету или точнее, образовательной деятельности.

Предметы ведут четыре разных приглашенных преподавателя, в то время как, воспитатель, координирует общую творческую программу.
Во вторник у нас проходят уроки математики.
В среду – русский язык и иногда логопед.
В четверг – гимнастика.
В пятницу – музыка.

Помимо этого, поскольку директор садика – бывший преподаватель художественной школы, различные виды прикладного творчества доведены до совершенства. Дети делают все. И даже больше.

Самое важное, что общение со сверстниками происходит именно на родном языке и, опять же, в рамках, «нашей» культуры. Несмотря на то, что контингент довольно разнообразен – Израиль, Россия, Украина, Белоруссия…
За то время, пока детки находятся в саду, они успевают дважды поесть: на завтрак – кашу, сырники или блинчики и на обед – обязательно что-то жидкое, второе и компот (!).

Во время прогулки всем обязательно надевают шапки . И это тот пункт, о котором я совсем забыла сказать, когда описывала американские детские сады. Не важно, какая температура на улице. Детей почти всегда выводят на прогулку без шапок, с грудью нараспашку.

Причем, это не проблема одного конкретного коллектива, а распространено повсеместно. Мне часто приходится видеть картину, когда при минусовой температуре, родители облачаются в полное обмундирование, а ребенку даже не удосуживаются застегнуть курточку.

Не могу объяснить сей феномен. Просто радуюсь, что, хотя бы до Kindergarden это специфическое закаливание удается на время отложить.

А какие у нас великолепные утренники! Я, честно скажу, не поклонница Halloween – party. Вернее, в России-то конечно, все это казалось веселеньким действом. Возможностью лишний раз принарядиться. Но здесь с праздником явно перебор. Костюмы уж очень реалистичны, на придомовых участках делают декорации с торчащими из земли руками покойников, а в школах по коридорам развешивают отрубленные окровавленные руки. Ну, весело же… И даже наш педиатр (американец, между прочим ) сказал по секрету, что после таких празднований он выписывает в несколько раз больше снотворных и успокоительных препаратов для детей. Вот, подумайте только!

Именно поэтому я радуюсь, что в нашем русском садике ничего подобного нет. Есть осенние и весенние утренники, есть Новый год с Дедом морозом и Снегурочкой. И, поверьте, это очень важно. Потому что контакты с Санта Клаусом у ребенка будут на протяжении, как минимум двенадцати последующих лет (или пока верить не перестанет ). И вот поди потом попробуй объяснить, что есть еще какой-то Дед Мороз!

Заключение

Друзья мои, я так много здесь написала. И даже боюсь – не походит ли это на выдержки из личного дневника истеричной многодетной мамочки. Но все же, главной целью статьи была именно помощь всем тем, кто стои́т на распутье и только выбирает варианты дошкольного образования для своего часа в нашей далекой заокеанской стране.

Приятных вам эмоций, семейной гармонии и творческого запала!

Исторический аспект дошкольного воспитания

Первый детский сад в Америке появился в 1855 г. Он был создан немцами - эмигрантами. К концу девятнадцатого века количество садов ощутимо выросло, они образовывались для детей из бедных слоев населения, где женщины занимались промышленным производством. Но до настоящего времени в Америке еще нет единой государственной системы воспитания детей. На данный момент в США большее внимание уделяется организации групп обучения и воспитания младших дошкольников (до 4-х лет) при государственных школах, сейчас в США дошкольное образование сосредоточено на советской системе дошкольного воспитания. Все же, работа в этом направлении ведется медленно и во многом неудовлетворительно, об этом сообщают Американские специалисты. Так, в настоящее время только в 24 штатах Америки при школьных округах организованы такие «младшие дошкольные» группы.

Структура и подразделение дошкольного образования.

Система образования, в США является децентрализованной, она не имеет единых для всей страны учебных программ или стандартов. Все дело в том, что вопросы об образовании не разъяснены в Конституции США, и получается, что они находятся в сфере управления правительства штатов. Несмотря на это, с 1980 г. в США существует Министерство образования (это одно из самых маленьких Министерств в правительстве США, в нем около 5000 сотрудников), перед которым стоят такие задачи, как:

  • - наблюдать за выполнением федеральных законов об образовании;
  • - сбор информации об учебных заведениях Соединенных Штатов;
  • - распределение и управление внедрением федерального финансирования образовательных планов.

Министерство образования Соединенных Штатов само не воссоздает учебных заведений и ими не управляет. Его состав определён так: Национальный институт по дилеммам инвалидности и реабилитации; Управление федеральной поддержки студентам; всевозможные консультативные советы и комитеты и другие.

Среди дошкольных учреждение США существуют: дошкольные учреждения при государственных школах, при колледжах, университетах; частные детские сады; детские центры; группы развития; детские сады при церквях и национальных общинах; сады от предприятий.

Дошкольное образование в Соединенных Штатах не обязательно. Родители могут, сами определять в какое воспитательное учреждение отдать детей в возрасте 3-5 лет.

Дошкольное образование в Америке включает в себя 2 ступени: ясли (Nursery school) и детский сад (Preschool) они осуществляются в таких дошкольных учреждениях, как: ясли, детсады и подготовительные дошкольные центры - общественные и частные заведения для детей ясельного и детсадовского возраста, Nursery school.

  • *В яслях находятся дети с 3-4 лет, они получают изначальные знания в чтении, счете, рисование и музыке.
  • *Children Day Care Center - центр развития детей разного возраста.
  • (Варианты названий: Child сare, babycare, daycare).

Kindergarten - в русском значении - детский сад т.е. детское учреждение, где дети проводят время, пока родители на работе, и заодно получают начальное дошкольное воспитание. Но общепринятым понятием термина Kindergarten в американском контексте является подготовительный год перед школой (с 5 до 6 лет). Если до этого возраста у семьи есть выбор, оставлять ребенка с няней или отправлять его в садик, то «подготовишку» обычно проходят все. По сути Kindergarten - это нулевой класс, где малышей подготавливают к обучению в начальной школе.

Оплата дошкольных учреждений. В любом штате и мегаполисе есть дошкольные учреждения, которые полностью или же отчасти финансируются агентствами по государственному образованию, коими правят в школах (дистриктах) или под управлением государственных и местных образовательных служб. Но большинство дошкольных заведении являются частными. Оплата в них колеблется от 1200 до 1600 долларов в месяц, сумма находится в зависимости от престижности заведения, своиств программ воспитания и обучения, количества воспитателей и пакета предоставляемых услуг, естественно от возраста ребенка и от количества часов, которое он проводит в дошкольном учреждении. Существуют также программы дотаций, например, Head Start - сады для людей с невысокими доходами. В таких случаях оплата может быть снижена до 400 долларов в месяц, а так же такие заведения могут быть и вовсе бесплатными. Необходимо отметить, что бюджет детского сада, заработная плата персонала, в основном складывается из взносов родителей, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По окончании дошкольного образования, исходя из штата, родителям выдается сертификат, в котором оцениваются единые достижения ребенка. Это надобно в основном для зачисления ребенка в начальную школу.

Дошкольное образование Америки значительно отличается в разных её штатах. В большинстве случаев государственного дошкольного образования просто нет в штатах за исключением садика для малоимущих «Head Start» или же специализированных групп для дошкольников с отклонениями в развитии при государственных школах.

Цели и задачи дошкольного образования в США.

В Соединенных Штатах нет единой системы дошкольного образования. Оно образовывается в рамках определенного рода кратковременных или долговременных программ обучения, воззванных решать определенные задачи. Поэтому в США в наличии самые разные программы, рассчитанные на дошкольников, одни на весь день, иные - на часть дня. Бывают программы с гибким графиком, который позволяет родителям избирать удобный для себя режим. Есть программы, рассчитанные на ребят 3-4 лет с отличительными чертами в развитии. Обычно это платные программы, но им предоставляется возможность финансироваться и из иных источников.

Ребенок сможет в начале дня заниматься по одной из программ, а во второй половине дня совсем по другой. Участие в различных программах и мероприятиях поощряется.

Сегодня распространена задача организации взаимодействия с родителями детей, имеющих особые нужды, и детей, для которых большая вероятность неуспешного обучения в школе. Родители таких детей совместно с педагогами принимают участие в разработке индивидуальных планов развития ребенка, оценивают и утверждают его.

Особенности.

Зачисление в Детское учреждение происходит свободно, т.к. любое заведение из многих близлежащих готово принять новых воспитанников. О зачислении в группу можно договориться за месяц-два, до начала её посещения. Если родителям или ребенку не понравилось - можно в любой момент перейти в другой детский сад.

Обустройство. Здание детского сада может быть в отдельности стоящим, хотя наиболее часто это несколько комнат на первом этаже высотного строения или же частный дом, который открывается для малышей на несколько часов в день. Младенцы находятся в отдельном помещении от более взрослых детей. На одного совершеннолетнего педагога приходится 3 ребенка. В возрасте старше 2-х лет это соотношение уже одного воспитателя к 8 - максимум к 12 детям. Группы от 8 до 12 человек часто разного года рождения находятся под опекой одного воспитателя, а то и двух - при этом в одно и тоже время. Детки, находящиеся в одной группе весь день располагаются в одной комнате - в ней они промышляют, играют, кушают и спят. В полном распоряжении детей нескончаемое количество игрушек и принадлежностей для их творчества. Для сна предусмотрены мягкие матрасы, на которых если у ребенка возникнет желание, он может отдохнуть, полежать или вздремнуть. В американских детских садах нет четко урочного времени для сна, кроваток с постельным бельем, возможности раздеться перед сном. Однако, если малышу необходимо, и он стал клевать носом - ему не только расскажут сказку, но и за ручку подержат, еще и рядом полежат. Именно поэтому место для сна ребенка является удобным. Время сна ребенок определяет сам, педагоги ему могут в этом только посодействовать, когда видят, что он перевозбужден.

Питание. Американцы немало говорят о своем здоровом питании, на самом же деле им даже и не пахнет, причем и в прямом и в переносном смысле: в детских садах нет, так знакомого каждому русскому запаха манной каши. Никто не стоит над душой, не следит за тем, чтобы ребенок поел, провоцируя его отпустить играть только при условии чистой тарелки. Ребята в саду едят то, что приготовили и принесли родители. Чаще всего еду из ресторанов быстрого питания.

В типичном среднестатистическом частном дошкольном учреждении во Флориде органической пищи почти нет (да и в более дорогом тоже),детей кормят рыбными, куриными палочками, пиццей, в редких случаях тушеной курицей с рисом, тушеными овощами и консервированными фруктами. Прием пищи происходит в основном в обед. Почти во всех садах завтрака нет, а на второй завтрак и полдник предоставляют горстку печенья и около 150 г сока.

В группе, где собираются дети 3-х лет по закону Флориды положено на 15 детей одна воспитательница (без нянечки). Плата за 3-х леток за полный день (5 дней в неделю) от 110 до 250 долларов в неделю.

Практически во всех дошкольных заведениях изучают буквы, числа, цвета, геометрические фигуры, т.е. то, что необходимо для дальнейшего обучения в школе. По определению, устойчивой программы для изучения нет, есть лишь их названия. Эффекты данного обучения часто зависят от района проживания семьи. Групп дошкольного развития, которые не включают в себя основные знания, необходимые для школы, просто нет. Например, просто нереально разыскать художественную школу для группы детей - только частные уроки. То же самое и с музыкой. Есть частные секции футбола, гимнастики, плавания и некоторых других видов спорта (естественно все платно и недешево).