Проблема воспитания в комедии недоросль. Тема воспитания в комедии «Недоросль

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» была написана в 1792 году, в Эпоху Просвещения. Героями являются представители разных социальных слоев общества того века. Самой актуальной проблемой в пьесе являются проблемы воспитания и образования.
Эти проблемы очень тесно связаны друг с другом. И на образование и на воспитание прежде всего влияют семья и окружение. То, как тебя воспитывают и то, как с тобой обращаются, непременно отразится в будущем. Семья Простаковых не образованна. Ни один из них не умеет читать, и родной брат Простаковой Скотинин тоже. Да им это и не нужно - «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Они очень невежественны и грубы. Их фамилия (говорящая) уже указывает на их простоту, невежество и необразованность. Они – типичные представители своего рода.
Простакова – одна из главных действующих лиц комедии. Её главная черта – безумная любовь её к сыну, она хочет для него всего самого лучшего, и ей неважно, какими способами этого добиваться. Например: она хотела в жены своему сыну Софью. И ради этого была готова выкрасть её и тайком повести под венец. Простаков же – идеальный муж для Простаковой. Не имеет своего мнения и во всем ей потакает, но его это не угнетает. «Я думал, что тебе так больше нравится», говорит Простаков.
Митрофан не образован. Его фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» сразу дает нам четкое представление о том, как относиться Митрофан к своему образованию, но соблюдая указ царя ему приходиться. Его мама также потакает ему в этом, Простакова к Митрофану – «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань». У Митрофана нет никакой мотивации чтобы учиться. Ему это не надо. Когда он должен был идти на урок, ему становиться плохо, и мама разрешает ему не идти, но вот он уже готов бежать во двор гулять. Он понимает, что ему за это ничего не будет, потому что его мама слишком сильно его любит, для того чтобы ругать. «Не решай эту задачку» - говорит ему мать. Однако, нежелание Митрофанушки это не единственное препятствие к его образованию. У него не самые хорошие учителя. Кутейкин, к примеру, его уволили из семинарии из-за того, что он не смог освоить курс наук. Цыферкин – отставной сержант, пытающийся научить Митрофанушку арифметике, но тот ничему учиться не желает - «Дал мне бог ученика боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Вральман – бывший кучер. Пошел работать учителем, потому что не было другой профессии. И учил Митрофанушку «всем наукам», но так ничему и не научил. И дверь для него это «прилагательное, потому что приложено к своему месту, а вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна»
Митрофанушка очень глуб, невежественен и ленив. Он, как и его мать, ни во что не ставит своего родного отца Простакова, издевается над ним, над слугами, но зато мамой он вертит как хочет, потому что та в нем души не чает и он это понимает. В эпизоде, когда мать Митрофана пытается выдать Софью замуж за своего сыночка, на главный план выходят персонажи Митрофанушки и Скотинина. Скотинин тоже хочет жениться на Софье и на этой почве у них с Митрофаном и с его матерью, его сестрой, возникает вражда и дело даже доходит до драки.
Отношение Митрофана к своим родителям очень своеобразно. Он не испытывает к ним особой любви, да даже благодарности. Он принимает это как должное. Однако, к матери он относиться гораздо лучше, чем к своему отцу. Когда Простакова спрашивает его, что ему снилось, он отвечает – «Да дрянь всякая, то ты, матушка, то батюшка. Лишь стану засыпать, то и вижу, как ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль тебя стало, ты так устала колотя батюшку»
Жадные, грубые, невежественные Простаковы и Скотинин смотрят на своих крепостных как на рабочий скот. Они для них и хозяива и судьи и палачи, если понадобиться. Они обращаются с ними к с вещью. Простакова очень груба со своими слугами, она их даже не уважает.
«Поучи нас, как ободрать крестьян» - обращается Простакова к своему брату, Скотинину. Ей нечего больше с них сдирать, она и так уже это сделала, но ей нужно ещё. Простакова взяла всю власть над крестьянами на себя. Она даже может их ударить, если ей вздумается, и они ничего не смогут ей на это сделать. В комедии автор пытался донести до читателя, то, что жестокость по отношению к людям никогда никогда не сможет принести счастья и что так нельзя делать и нужно решать всё другим путем.
Комедия заканчивается фразой Стародума «Вот и злонравия достойные плоды». В этой пьесе Стародум является героем-резонером, что означает, что именно через этого персонажа автор, пытается донести до нас свою точку зрения, свою позицию. А именно, что бесчеловечная любовь не может осчастливить не родителей, ни детей. Правдин к Митрофану: «К тебе её безумная любовь довела её до большего несчастья»
Фонвизин считает что если ты имеешь доброе сердце и душу, то ты будешь человеком во всякое время. «Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище»

Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» 2.67 /5 (53.33%) 3 votes

Комедия Фонвизина «Недоросль» подняла проблемы воспитания. Ведь именно от этого зависит, будет ли принят человек в обществе и как социум отреагирует на конкретного индивида. Кстати сказать, о воспитании в комедии рассуждают многие ее персонажи. Это госпожа Простакова и Правдин, а также иные образы, мастерски созданные автором.

Комедия была написана в 1782 году. Как мы помним из истории, это было время царствования Екатерины Второй. Несмотря на то, что царица хорошо относилась к образованию, в стране процветало самодурство и вседозволенность. Достаточно вспомнить историю о Салтычихе, которая замучила многих крепостных. Крепостное право развращало дворян, оно явилось позорным пятном во всей истории России.

Тема воспитания всегда волновала автора. Он болел за расцвет просвещения в России, а также считал, что дворяне, воспитанные в строгих правилах, станут достойными правителями России. Вместе с тем, автор понимал, что воспитание молодых дворян не является удовлетворительным. Кажется смешным примеры воспитательных процессов, связанных с Митрофанушкой. Его имя стало очень давно нарицательным для обозначения лентяев и недорослей, невежд и самодуров. Совершенно очевидно, что, увы, но Митрофанушка был не единственным случаем нерадивого воспитания на просторах России. Напротив, можно было встретить таких людей, как Софья и Милон, но весьма и весьма редко. Таким образом, Фонвизин не имел желание отобразить читателю конкретное лицо – Митрофана. Он, как настоящий творец своего слова, пошел по пути реалистического обобщения. Исходя из этого, посмотрите вокруг, дорогой читатель. Сколько таких Митрофанов мы можем увидеть среди нас, в век научного и технического прогресса! Фонвизин на страницах своего произведения убедительно показывает столкновение двух взглядов на воспитание. Это патриархальный взгляд Простакова и Скотинина, а также передовой и просветительский взгляд на воспитание молодого поколения. Приверженцем такого воспитания выступают Милон и Софья.

Простакова и Скотинин стоят на весьма консервативных позициях. При всем этом, Простакова не умеет читать и писать, она говорит о том, что девушка не должна этого уметь делать. Словом, здесь и читать не хочется, поскольку совершенно очевидно, что представляют собой такие люди. Это глупость и тупость души и ума, это серость будней. Иное дело такое образы комедии, как Милон и Софья, которые интересны читателю, поскольку их ум светел и не обделен эрудированностью и широтой взглядов.

Почему же родители Митрофана наняли ему учителей? Да просто они сделали это формально, понимая, что без образования в современный век никуда не выйти: в высшее общество, в особенности. При этом, вроде бы понимая надобность учения, они ругают сам процесс обучения и учителей Митрофанушки. Что касается образа Митрофанушки, то автор не скупится на «комплименты». Этот человек вырос не только невежей и невеждой, он еще глупый и бессердечный подросток. В противовес этому персонажу, Фонвизин говорит о Милоне, человеке, который принесет огромную пользу Отечеству. Этот человек умен, сердечен и не эгоистичен.

Проблема воспитания кроется не только в самом Митрофанушке или в его родителях, но и в учителях, которых они наняли для своего ребенка. Вряд ли может чему-нибудь научить человека учитель, который сам не закончил семинарию (Кутейкин) или Вральман, который занялся делом обучения из-за того, чтобы не умереть с голоду. В принципе, из всего круга учителей, один Цыфиркин вызывает уважение читателя своей прямотой и честностью. Он отказывается брать деньги, поскольку знает, что их не заслужил. Но и Цыфиркин не может дать максимум необходимых знаний. Таким образом, Фонвизин говорит о том, что систему образования нужно в корне менять.

Теме воспитания в этом произведении отведена большая роль. На самом деле, всё крутится вокруг темы обучения Митрофанушки, его учителей, принципов его родителей и остальных.

Его мама и папа практически гордятся тем, что их ничему не учили. Они считают, что богатство нажить можно и без лишних знаний. Они даже не понимают, когда приехавший дядя спрашивает их об истории и географии. Первый предмет они воспринимают, как рассказывание анекдотов, а второй… Он нужен, по их мнению, только извозчикам. И всё-таки они хотят обучить сына чтению и арифметике. (Даже мамаша, судя по всему, читать не умеет. Однако она ловко скрывает это.)

Нанятые учителя ходят годами к ученику, но он совсем не старается. Ему совсем не интересно учиться. Сами учителя эти – забавные персонажи. Арифметику преподает бывший солдат Кутейкин, который не смог найти другой работы. Он искренне считает, что не заслуживает денег за такие низкие результаты своего ученика. Второй – бывший семинарист Цыфиркин, который испугался «бездны мудрости», он жаден, считает, сколько ему не заплатили. И самый главный учитель – Вральман Адам, немец, который на самом деле кучер. Но он мастер рассказывать истории, делать комплименты, шутить, поэтому его в семье очень любят.

Дядя-миллионер (Стародуб) тоже, хотя человек образованный, говорит, что не нужно чужими мыслями набивать голову. Но просто он за то, чтобы развивать душу и сердце. Он верит, что каждый может быть добрым и смелым. Отвага может проявляться не только на фронте, но на службе, в обычной жизни.

В общем, Митрофанушку учат кое-чему, но очень плохо. На самом деле, и учителя не самые лучшие, а уж ученик – самый ленивый. А о воспитании речи не идёт – никакого хорошего примера парню не подают, над добротой смеются. Его не одергиваю, когда он врет и грубит. Митрофан учится только подлизываться и обманывать. Пусть бы и был неучем, но хотя бы добрым, а тут он агрессивный.

В финале даже мамочка разочаровывается в воспитании своего сына, она видит, что он нехороший человек. Думаю, что у него ещё есть шанс исправиться.

Образование и воспитание в произведении Недоросль Фонвизина

Фонвизин написал произведение, которое назвал «Недоросль». И недаром название комедии именно такое. Именно оно дает подсказку, о чем будет идти речь в произведении.

Много разных тем раскрыл в своем произведении Фонвизин, так как его произведение именно потому и призвано считать очень глубоким текстом, и моральным. Ведь это произведение хоть и скрыто под комедию, но на самом деле – очень моральное, ведь там раскрывается то, что в жизнь очень актуально – как такие качества: глупость, жадность, жестокость, равнодушие и так далее.

Именно потому автор показывает – насколько важно этого избежать в жизни, когда воспитывается собственных детей. И все идет от родителей. Ведь именно они поначалу направляют своего ребенка, давая ему хороший пример, или же плохой. Хотя и от самого ребенка зависит – как воспринимать все, что дают ему родители. Автор произведения сильно подчеркивает и как главную выделяет тему – тему о воспитании детей в семье. И он даже не только ругает самих родителей главного персонажа – Недоросля, так как этих его родителей ведь когда-то воспитывали и другие родители, их самые. А потому он показывает, насколько должны были быть глупыми и жестокими такие родители, если воспитали таких детей.

Фонвизин показывает в комедии – как пытаются воспитать своего ребенка родители. Ведь мать, которую зовут Простакова, и недаром к тому же, хочет найти учителя, который бы хорошо учил ребенка. Но ей удается найти просто мошенника, который не учит ребенка, который остается невежественным и глупым. А отец грубый и равнодушный к своему чаду в этом случае. Его больше заботит его положение в обществе, как случай еще большего обогащения. Одним словом, мать и отец – вовсе не правильно воспитывают парня, который уже достаточно рослый, так как у взрослых просто нет таких навыков и моральных устоев.

Сочинение Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

Огромную роль в жизни каждого человека имеет воспитание и образование. Именно от этих двух составляющих зависит успех каждого человека в жизни, зависит отношение этого человека к жизни, к окружающему миру и к другим людям.

Проблема воспитания интересует, как государство, так и каждого жителя страны. Много авторов затрагивают эту тему. Одним из таких оказался Д.И. Фонвизин написавший комедию «Недоросль». Именно в этом произведении остро рассматривается тема воспитания и образования человека. Название сразу говорит нам, что в произведение речь будет идти не о хорошо развитом и умном человеке, а о недоучке. Митрофан, так зовут главного героя комедии, растет в семье, где не знакомы такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание и помощь. Он растет на примере своей матери, которая жестока, обращается с людьми, презирает окружающих, является жадной и злой личностью.

Такой пример заставляет сына поступать также. Митрофан совсем не хочет учиться. Образование ему чуждо. Делает он это только по повелению матушки, а та по велению Петра первого.

Читая это произведение необходимо задуматься не только детям, но и их родителям о важности хороших манер, правильных примерах поведения и о важности образования.

Сочинение для 8 класса по литературе, 7, 9 класс

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Стародума в комедии Недоросль

    В комедии Дениса Фонвизина немало отрицательных героев, которых автор высмеивает, показывая их глупость. Но есть и благонравные персонажи, которые высказывают в пьесе взгляды самого Фонвизина

  • В моем классе 28 учеников. Из них 13 мальчиков и 15 девочек. У нас дружный класс. Никто никого не обижает. Все стараются друг другу помогать. Мы помогаем друг другу с уроками. Иногда гуляем после уроков на школьном дворе.

  • Образ Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо характеристика героя Некрасова сочинение

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана Н.А. Некрасовым после отмены крепостного права. Её вся суть состоит в том, что крепостные, мечтавшие жить свободно, теперь не знают, что им делать.

  • Характеристка и образ Веры Павловны в романе Что делать Чернышевского сочинение

    Главной героиней романа «Что делать?» является Вера Павловна. Девушка довольно красивая

  • Сочинение по картине Шишкина Зима (описание) 3, 7 класс

    Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения.

Что можно сказать о ме­тодах воспитания в семействе Простаковых?

Человек не рождается на свет плохим или хорошим, нрав­ственные качества, характер, интересы и наклонности фор­мируются в семье. Многое зависит от родителей, от той ат­мосферы, что царит в доме. Поистине, воспитание - это «ве­ликое дело: им решается участь человека…».

Проблеме воспитания в семье русского помещика посвя­щена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». С первой же реп­лики автор вводит нас в атмосферу русской помещичьей усадь­бы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образован­ностью, держит в подчинении все свое семейство. Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофа­на, старой Еремеевне. В речи Простаковой преобладают бран­ные выражения, она грубо обращается со своими дворовыми, подавая тем самым негативный пример собственному сыну. Так, Еремеевна для нее - «бестия», портной Тришка - «скот». Единственный человек, на которого обращена ее любовь, - ее сын Митрофанушка.

Это недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его - гонять голу­бей. Митрофан не особенно жалует науки, он не слишком ус­пешен в них. В речи его присутствуют разговорные выраже­ния: «така дрянь», «авось-либо». Госпожа Простакова,же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные ка­чества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания пла­чевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонра­вен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах.

Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего се­мейства. Для отца он - «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.

Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум, персонаж, не присутствующий в данной сцене. Однако мы считаем нужным упомянуть о нем, раскрывая ав­торскую позицию в комедии. «Вот злонравия достойные пло­ды!» - восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в пьесе авторские взгляды, утверждая, что достойное воспита­ние должно быть залогом благосостояния государства. Обра­зование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний че­ловеческих - «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Ско­тинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка - все в этой комедии, по замечанию Н.В. Гоголя, «кажется чудовищ­ной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души».

В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.

Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.

Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.

Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына не правильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина

«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма. Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

В 1714 году царь-реформатор издал указ об обязательном образовании дворян. Для не успевших или не пожелавших получить свидетельство об образовании было введено понятие «недоросль», то есть не доросший до взрослой жизни, службы, женитьбы и ответственности. И тут встал вопрос о «фальшивом» и истинном воспитании. Родители Митрофана, главного героя комедии, наняли учителей вовсе не для получения сыном новых знаний и его просвещения. Просто так было положено. Матушка ведь прямо сыну и наказывала учиться для вида, считая, что им, как потомственным дворянам, грамота ни к чему и нечего «вредить головушке». А кучер, обучавший Митрофана тонкостям светской жизни, советовал не окружать себя шибко умными людьми, а держаться своего круга. Конечно, Митрофан считал науку и культуру излишним, ненужным и нудным предметом, на которое не следует тратить ни времени, ни усилий.

Помимо невежества и мракобесия, впитавшегося с детства, героя отличают крайняя грубость и скверный характер. Все это он считает нормой в отношениях с окружающими, ведь именно такой пример всегда подавала ему его же мать – жестокая и злобная Простакова. Следует ли удивляться тому, как резко и хладнокровно сынок оттолкнёт мать, нуждавшуюся в его поддержке? «Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Беневоленского в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    Беневоленский является очередным градоначальником города Глупов, который сменят князя Микеладзе и, по мнению критиков, частично представляет собой образ основанный на Сперанском, который служил при Александре Первом

  • Женские образы в романе Гончарова Обломов сочинение с планом

    Я опишу и раскрою главных женщин из романа Гончарова « Обломов», что связывает их между собой этих женщин. У женщины в этом романе совсем разные по жизни, полные противоположности объединяет их только переживания связанные с героем Обломовым

  • Сочинение Осенние каникулы и как я их провожу 2, 3, 4, 5, 6 класс

    Все люди по разному проводят своё личное время, тратя его на те или иные вещи, которые им приходятся по душе. Но так как я учусь в школе, свободного времени у меня не так много как бы мне того хотелось

  • Сочинение Печорин и Грушницкий. Их отношения в романе Герой нашего времени

    Лермонтов написал произведение «Герой нашего времени», которое в скором времени стало очень известным. Этот роман может трактоваться совершенно по-разному. Он также воспринимается по-своему ля всех читателей