Конспект в старшей группе цветы. Занятие на тему "цветы"

Задачи:

— развивать восприятие, внимание, память и мышление, фантазию, воображение, фразовую речь, умение свободно и легко излагать свои мысли;

— расширять словарь по теме «Цветы»;

— учить употреблять сравнительные обороты, устанавливать семантическую связь между непроизводными и производными словами одного словообразовательного гнезда, сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами;

— совершенствовать звуко-буквенный анализ слов;

— воспитывать трудолюбие, интерес к новому, любовь и бережное отношение к природе и всему живому;

— формировать навыки конструктивного взаимодействия;

— создавать благоприятный эмоциональный климат.

Оборудование: картинки с изображением цветов; аудиопроигрыватель; аудиозаписи; разноцветные камушки; земля, семена цветов, горшочки.

Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня Василий снова приглашает нас в путешествие.

Логопед. Послушайте стихотворение:

Однажды приснился Василию сон,

Как будто подснежником сделался он.

Как будто Маринка вдруг в снег превратилась

И на карнавале цветов очутилась.

Там Флора-богиня костюмы для бала

Цветам разноцветные всем раздавала.

Подснежнику белое платье досталось,

А снегу костюма, увы, не осталось.

Его провожали презрительным взглядом,

Подснежник сказал: «Плащ мой белый возьми!»

С тех пор так со снегом и дружат они.

Психолог. Васе приснился удивительный сон! Он подумал: к чему бы это?

Логопед. Решил Вася посмотреть в календаре, чем этот день знаменателен, и увидел, что 19 апреля отмечается Всемирный день подснежника!

Психолог. Этот праздник отмечают во всем мире люди, которые выращивают цветы. А также все, кто любит цветы, ухаживает за ними. Это праздник Весны, ведь подснежник — первый весенний цветок. Посмотрите на экран.

Психолог демонстрирует видеоподборку о цветах.

Логопед . Вы увидели, как много цветов на нашей планете. Послушайте легенду.

Жила-была богиня Флора, которая оберегала цветы. И вот однажды она раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белое платье. Но снег тоже хотел участвовать в празднике, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы помочь ему, но они испугались холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим белым плащом. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Психолог . Цветы растут в поле, в саду, в лесу. Чтобы попасть в Цветочную страну и подружиться с ними, вам нужно выполнить задание. Эстафета «В поле и в саду»

Психолог. У меня есть картинки с изображением цветов. Вам нужно разделить цветы на группы: полевые и садовые цветы.

Дети делятся на две команды и выполняют задание.

Логопед . Ребята, вы справились с первым заданием. За цветами ухаживает садовник. Предлагаю поиграть в игру. Игра «Я садовником родился»

Выбирается один водящий — «садовник». Он на ушко шепотом называет (назначает) игрокам названия цветов (растений) — раздает картинки. Дальше произносит считалку:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели, кроме... (называет «имя» — название растения — любого игрока. Тот должен отозваться, и завязывается следующий диалог.)

Игрок . Ой!

Садовник . Что с тобой?

Игрок . Влюблена.

Садовник. В кого?

Игрок. В тюльпан.

Игрок называет любой цветок. Он также может назвать и садовника, и тот должен откликнуться на свое имя. Диалог продолжается до бесконечности. Тот, кто ошибся (не отозвался вовремя, перепутал название, откликнулся на чужое имя и т.д.), отдает фант (любую личную вещь) и в конце игры «отрабатывает» его.

В конце игры разыгрывают фанты: садовник отворачивается, ему показывают вещь и спрашивают: «Что делать этому игроку?» Садовник дает задание: спеть, попрыгать на одной ноге и т.д., — игрок отрабатывает фант и забирает свою вещь.

Психолог. Молодцы, все были внимательными! Вася во сне превратился в подснежник. Предлагаю вам следующее задание.

Танцевальная пауза «Танец цветов»

Психолог. Вы тоже превратитесь в цветы, и мы придумаем танец цветов. Слушайте музыку и двигайтесь как вам нравится.

Дети танцуют.

Дети . Да.

Упражнение «Соберем семью»

Логопед . А сейчас мы будем «собирать семью» (родственные слова) к слову «цвет». Если слово, которое я назову, подходит — хлопайте в ладоши. Каждое решение обсудим.

Словарный материал: цветок, бутон, цветочный, цветной, ромашка, цветочек и пр.

Дети выполняют задание.

Психолог. Ребята, вы молодцы!

Упражнение «Собери цветок»

Психолог. У цветов есть лист, стебель, корень, соцветие. Богиня Флора подарила им разноцветную одежду. А вот Снежная королева решила уничтожить цветы и попросила своего помощника Северного Ветра сломать стебельки, оторвать соцветия и листья. Но я знаю, что вы спасете цветы. Перед вами конверты с элементами цветов. Нужно собрать их воедино.

Дети выполняют задание.

Упражнение «Выложи название цветка»

Логопед . Садовники знают много видов цветов, где они растут, в какое время года они лучше цветут. Разделитесь на команды. Выложите названия цветов с помощью разноцветных камушков так, чтобы мы могли их прочитать. Красный камень — гласный звук, синий и зеленый камни — согласный звук.

Словарный материал : ромашка, пион, фиалка, ирис.

Дети выполняют задания.

Упражнение «Посади цветок»

Психолог. Садовники постоянно выращивают новые виды цветов. Сегодня мы тоже с вами посадим свои цветы. Когда семена взойдут, то мы пересадим отростки в землю на нашем участке.

Логопед . Ребята, мы с вами совершили путешествие по Цветочной стране. Вы узнали много интересного о цветах. Вы теперь будете бережно относиться к растениям, заботиться о них. До новых путешествий!

Цель: закрепить знания детей о луговых, лесных, полевых цветах; научить называть и различать их, воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: для занятия для каждого ребёнка воспитатель подбирает иллюстрации по каждому виду цветка, выбранному ребёнком; загадки, стихи, познавательный материал о цветах, шляпы в виде цветов для детей и несколько для родителей воспитанников.

Предварительная работа: дети участвуют в занятиях цикла «Цветы нашей родины», детей знакомят с цветами, занесёнными в Красную книгу, ребёнком вместе с родителями изготавливаются шляпки в виде цветов, подготовлен ребенок в роли лучика-солнышко, подготовлены родители к совместному проведению занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, когда утром вы шли в детский сад, вы видели, что сегодня прекрасный солнечный день, вам улыбалось солнышко, было радостно, и вы всем желали доброго утра. В какое время года так много яркого, теплого солнца?

Дети: Летом!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (входит ребенок в шапочке лучика-солнышка и загадывает загадку.

Я весь мир обогреваю,
Я усталости не знаю.
Улыбаюсь я в оконце,
И зовут меня все – … (солнце)

Ребенок-лучик: Правильно ребята, я привет от лета – теплый солнечный лучик. Лето – это как сказочная страна, в которой очень много разных цветов; а вы любите цветы?

Дети: Да, очень!

Ребенок-лучик: Тогда я вас приглашаю всех в страну цветов, а для этого мы должны попасть в одно из четырёх времён года – какое?

Дети: Лето.

Воспитатель: Летом мы наблюдаем буйство красок, и эти краски мы находим в цветах. Без цветов жизнь была бы какая?

Дети: Неяркая, некрасочная, невесёлая, скучная.

Воспитатель: Значит, цветы приносят нам красоту, запахи, хорошее настроение.
Как мы попадём в лето?

Ребенок-лучик: Ребята я вам помогу, вы закройте все глаза, я дотронусь до каждого и вы превратитесь в цветы.(дети закрывают глаза, родители помогают надеть шапочки-цветы).Давайте построим дорожку из слов о цветах (Игровое упражнение «Дорожка слов» ).

Воспитатель: Я назову всем вам знакомое слово – «цветок». (Вывешивается изображение букета ) Что такое цветок? Я начну,а вы продолжите.
Цветок – это буйство красок...

Дети: Цветок – это красота, любовь, радость, запахи, настроение.

Воспитатель: Вот по этому мостику из слов мы и перейдём в мир цветов. (Переход из группы в спортивный зал ) Вот мы и добрались до времени года «лето», в «страну цветов».Сейчас будем любоваться цветами нашей родины. Цветы произрастают повсюду, назовите, в каких местах они могут расти?

Дети: В поле, в саду, в лесу.

Воспитатель: Но наши цветы собрались в одном месте – они забыли, где растут. Мы с вами поможем им разобраться, но для этого каждый цветок должен рассказать о себе.

Воспитатель вывешивает на мольберт иллюстрацию. Ребенок узнав свой цветок, выходит на подиум и заявляет о себе при помощи стихотворения, а дети стараются узнать из стихотворения, где же он растёт.

Например:

Ребенок-одуванчик выбегает и читает свое стихотворение.

Нежный желтый ОДУВАНЧИК,
Ты красив и мил, как мальчик!
Но обидишь, вдруг, сорвешь –
Руки враз не ототрешь.

Воспитатель предлагает детям найти среди гостей-родителей такой же цветок. Дети находят, и родитель ребенка(в такой же шляпке одуванчика)выходит к своему сыну или дочке.

– Ребята, знаете ли вы, что мои молодые листочки употребляют в пищу для салатов, а из цветов варят мед. (Ребенок с мамой под музыку проходят по подиуму, и все любуются шляпками одуванчиков).

Воспитатель вывешивает иллюстрацию с фиалками. На подиум выходят мама с дочкой в красивых шляпках.

Ребенок:

Фиалка – сказочный цветок
Никто не может с этим спорить.
Созданье дивной красоты
И удивительных историй.

Мама: Фиалка цветет в тени всю весну и лето. Если хорошо цветут фиалки – будет долго хорошая погода.

На подиум выходит ребенок-незабудка:

Как в садике тесном малютки
Томятся веселой гурьбой, –
Так между камней незабудки
Стеснились семьей голубой.

Воспитатель предлагает детям отыскать среди гостей незабудку. (У мамы шапочка другого цвета – розовая). Дети в затруднении. Они находят похожую. На помощь приходит сама мама.

Мама-незабудка: Ребята, у незабудки есть второе название – «Мышиное ушко». Это очень скромные цветы, цвета нежного неба – голубые, но встречаются и темно-голубые, и синие, реже белые и розовые. Незабудки такие несмелые! Напугал их видно кто-то, что они всем шепчут тихо «Друг мой, не забудь, не забудь».

Игра: «Найди своё место»

Три кольца-обруча – лес, поле, сад. По команде под музыку дети-цветы находят своё место, только один цветок порхает от одной группы к другой и не может определиться. Это одуванчик.

Воспитатель : Дети, скажите, почему одуванчик не может найти своё место?

Дети догадываются, что одуванчик произрастает везде: и в поле, и в саду, и в лесу.

Воспитатель : Каким образом одуванчику удаётся расти повсюду?

Дети : При помощи семечек, которые разносит ветер.

Воспитатель предлагает детям снять шляпки и собрать три букета. Дети выполняют задание. Перечисляют цветы в каждом букете (идет закрепление материала).

Чтобы проверить усвоенный материал, воспитатель предлагает родителям, которые не участвовали в показе шляп-цветов, загадать загадки, а детям угадать, о каком цветке идёт речь, и к какому виду он относится.

Был цветок, как медок, молодым
А когда постарел, стал как дым.

(Одуванчик)

Крохотная девочка
Вышла на лужок
Желтая головушка
Беленький венок!

(Ромашка)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету.

На зеленом шнурочке
Белые звоночки.

(Ландыши)

Как зовут меня, скажи?
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый... (василек) .

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

(Колокольчик)

Лик пахучий,
А хвост колючий.

Воспитатель благодарит детей за то, что они напомнили цветам, где те растут. Предлагает всем еще раз пройти по зеленой дорожке и награждает детей за их работу небольшими сувенирами, которые помогут им на занятиях создавать такую красоту, как цветы.

Воспитатель: Пора, ребята, возвращаться из лета и мира цветов в детский сад. Пройдем ещё раз по дорожке слов, но теперь мостиком будут являться названия всех цветов, с которыми мы увиделись сегодня на занятии. (Возвращение в группу . Воспитатель подводит итог занятия ). Вам понравилось наше путешествие? Вам было интересно побывать в мире цветов? Что вам было интересно узнать нового? (Рассказы родителей). Хотели бы вы рассказать о своём путешествии детям других групп? Что вам будет напоминать о встрече с цветами? (Фотовыставка).

– Какой вывод можно сделать, узнав так много о цветах?

Цветы – это вечные и прекрасные спутники жизни.
Помните – лучший цветок – это несорванный цветок.

В заключение воспитатель читает стихотворение «В мире цветов»:

В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желал бы остаться
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.

Начинается фотосессия детей в цветочных шляпках, на основе которой затем изготавливаются стенгазета и фотовыставка.

Стихи для родителей и детей подбираются воспитателем.

Государственное казенное учреждение

Детский дом-интернат

« Южное Бутово»

Конспект урока окружающего мира на тему «ЦВЕТЫ»

(Старший дошкольный возраст)

Подготовила воспитатель Артемьева Александра Борисовна

Москва 2012 г.

Цели:

— Обобщать материал по теме «Цветы»;

— учить составлять описательные рассказы о цветах.

Задачи.

Образовательные:

Активизировать предметный словарь

Закреплять представление о строении и внешнем виде цветов.

Коррекционные: Развивать память, внимание, мелкую моторику рук, закреплять знание цветов.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Материал: предметные картинки, разрезные картинки, изображения частей цветка (корень, стебель, листья, цветок), искусственные цветы нескольких видов по 3-5 штук.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о цветах, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдение за цветами на клумбах, во время прогулок.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы сегодня вы сами догадались, о чём будет наше занятие. Слушайте внимательно подсказку-загадку: Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, медом угощают. (Цветы)

Правильно, наше занятие сегодня о цветах. Скажите, а для чего людям нужны цветы? (Для красоты, цветы — хороший подарок, для сбора мёда, лекарственные цветы для лечения)

Игра «Отгадай и назови: полевой или садовый».

Цели: учить узнавать знакомый цветок по описанию внешних признаков. Воспитатель загадывает загадку, дети называют, какой это цветок — полевой или садовый. После того, как ребёнок отгадал, воспитатель крепит на доске черно-белое изображение названного цветка.

Загадки:

    Я шарик пушистый, белею в поле чистом, а дунул ветерок, остался стебелёк. (Одуванчик)

    Эй, звоночки, синий цвет, — с язычком, а звону нет! (Колокольчик)

    Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

    Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)

    Стоит в саду кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое, что это такое? (Ромашка)

Беседа по картинкам.

Воспитатель показывает на картинки на доске

Что изображено на всех этих картинках? (Цветы)

— Где они растут? (в поле, в лесу, в саду)

Какие цветы называют садовые, а какие полевые? (Садовые растут в саду, а полевые в поле)

— А бывают цветы, которые растут и в поле и в саду? (Да, например ромашка, бывает садовая и полевая)

— Какие цветы расцветают ранней весной? (Подснежник, крокус)

— А какие цветы ещё вы знаете? (бархатцы, астры, гвоздики, георгины)

— А как мы ухаживаем за цветами на нашей клумбе? (Пропалываем сорняки, рыхлим землю, поливаем)

— Давайте вспомним строение цветов. (На доске вывешиваются картинки с изображением: корня, стебля, листьев, цветка) Дети называют все части.

Воспитатель: Посмотрите на наши цветы на доске, какие — то они некрасивые, почему? (Черно-белые) Давайте их раскрасим. Скажите, а что одинакового цвета у всех цветов? (Стебель, листья)

— Какого цвета стебель и листья? (зелёного).

— А чем отличаются стебель и листья разных цветов? (высотой стебля, размером и формой листьев)

— А чем отличаются цветы? (размером, цветом, формой цветка)

— А теперь давайте назовем цвет каждого цветка на доске. (Дети называют цвет, а воспитатель меняет черно-белую картинку на цветную)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что есть цветы, которые бывают разного цвета. Например, роза, гвоздика и другие.

— Ну вот, наши цветы стали нарядные.

Физкультминутка «Собери букет». Цель: учить находить по внешним признакам знакомый цветок.

Воспитатель разбрасывает по полу искусственные цветы. У детей на столе конверты, в которых картинки с изображением определённого цветка. Картинки у всех разные. Ребёнок смотрит на свою картинку, определяет какие цветы ему нужно собрать и идёт собирать букет. Дети встают в круг, каждый рассказывает, из каких цветов его букет. Все букеты ставят в вазу и дети садятся за столы. На столах разрезные картинки с изображением цветов.

Постановка цели занятия. Воспитатель предлагает детям собрать картинку, описать свой цветок по плану.

— Что это?

— Где растёт?

Внешние признаки.

— Где вы видели это растение.

Дети рассказывают о своих цветах. При необходимости воспитатель корректирует. Для тех детей, которые легко справляются с заданием можно задавать дополнительные вопросы.

— Кто ухаживает за садовыми цветами? (Садовник)

— Что нужно цветку для нормального роста? (Хорошая почва, вода, свет)

Воспитатель благодарит детей за активность. Предлагает им потанцевать под музыку Чайковского «Вальс цветов».

Литература:

    Дошкольник. Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Л.Е. Кыласова Издательство «Учитель». Волгоград 2007

    С.Н. Теплюк Занятия на прогулках с детьми дошкольного возраста. Москва ГИЦ Владос 2003

    Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Москва. «ВАКО». 2007

    Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. Москва Издательство Мозаика-Синтез 2007

  • учить рисовать гуашевыми красками цветы, смешивая их, использовать различные приёмы: мазки, примакивание, кружение.

Задачи:

  • учить рисовать длинными, короткими мазками, примакиванием, круговыми движениями яркие цветы разной формы при помощи смешивания красок и наложения их друг на друга;
  • передавать в рисунке яркость и теплоту лета,
  • отражать на бумаге свои эмоции, чувства и настроения, навеянные музыкой.

Средства и материалы: бумага для рисования, краски гуашь, кисти толстая и тонкая, запись музыкального произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», игрушка «бабочка».

Ход занятия:

В. Ребята, смотрите, кто к нам сегодня прилетел:

Это что за чудо-птица,

Или маленький цветок?

Разноцветная, кружится

С лепестка на лепесток.

Догадались? Конечно, это бабочка! Хотя лето уже прошло, пока тепло, бабочка кружится и летает над цветами, сама такая же яркая и разноцветная, как летние цветы. Но осенью солнце греет все меньше, а цветы без света и тепла вянут. Поэтому бабочка залетела к нам в гости погреться и поискать цветы, ведь ей без них так грустно.

Давайте порадуем бабочку и нарисуем много красочных и ярких цветов. А чтобы нам легче было вспомнить лето, я включу музыку, а вы представьте, как будет порхать бабочка над цветами, а потом расскажите мне, что вы представили и какие это были цветы (звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»). Вы слышите, какая эта музыка лёгкая и мелодичная, она переливается разными красками, солнечная, игривая, радостная и яркая, как лето. (Дети делятся впечатлениями о музыке и своими представлениями.)

В. Давайте потренируемся, прежде чем рисовать цветы на бумаге, нарисуем их в воздухе (дети берут кисточки и делают в воздухе круговые движения — раз цветок, два, три).

Кто готов рисовать бабочке цветы? У всех хорошее настроение? Но помните, бабочка выбирает самые яркие и большие цветы, надо постараться, чтобы ваши цветы ей понравились. (Музыка звучит все занятие).

Первый цветок, самый большой, мы нарисуем в центре листа, у него круглая серединка и круглые лепестки вокруг. Сначала он был желтый, но когда рос, его пригревало солнышко и своими лучиками оставило красные следы-полоски на лепесточках и точки в середине.

Рядом с ним вырос второй цветок, у него маленькая середина и длинные тонкие лепестки. Пока он рос, был все время недоволен, что не слишком яркий, поэтому в нем смешалось сразу несколько красок: красная (дети рисуют длинные мазки из центра наружу, слегка закругляя); желтая (в такой же технике, некоторые мазки накладывают на красный цвет, некоторые отдельно, все это произвольно), и синяя краска.

Третий цветок необычный, он похож на колосок, у него длинный стебель, на котором растут маленькие цветы. Вначале они были синие, но потом солнышко решило добавить красной краски, и цветок сразу повеселел (дети рисуют стебель — длинный мазок, вокруг него примакиванием синие цветы, а сверху — произвольно, не обязательно точно попадая в контур синей краски — красную краску, используя тот же прием).

Теперь вы можете дорисовать по желанию любые цветы, которые вы видели или придумали сами, листики.

Подведение итогов:

Цветы готовы, мы сделаем поляну для нашей бабочки. (Рисунки выкладываем на полу в большой круг, бабочка летает, выбирая самые удачные цветы, дети объясняют, почему ей понравились эти цветы, как сделать цветок ярче, больше и привлекательнее).

В. Молодцы! Теперь бабочка сможет жить у нас всю зиму, ведь здесь у нее столько красивых цветов.

Занятие по развитию речи на тему «Цветы» проводилось с детьми в возрасте 6-7 лет. Занятие органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. На занятии обучение было построено как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»

  • развитие общих речевых навыков.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
  • Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Обучающие:

  • Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают).
  • Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
  • Совершенствовать навык звукослогового анализа слов.
  • Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие.

Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2. Развитие слухового внимания.

Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.

Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)

ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме.

Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)

И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)

А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?

А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)

Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)

Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)

Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)

Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)

Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

4. Развитие зрительного восприятия.

Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.

Игра «Назови части цветка»

Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…

(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)

Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

Что идет после корня? (Стебель)

А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

И остались?… (Лепестки)

Какой цветок у нас получился? (Мак)

5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа).

Сколько звуков в слове «мак»? (3)

Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])

Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])

Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])

А сколько слогов в слове «мак»?

А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)

6. Развитие логического мышления.

Игра «Сложи цветок».

Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.

Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.

Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)

Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик — луговой)

7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики.

Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.

Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

На какой цветок похоже? (На ромашку)

8. Развитие слухового внимания.

Игра «Доскажи словечко».

Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?

Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

Цветики - корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша… (ромашка)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В тонких веточках… (мимоза)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный… (мак)

Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.

И первым появляется
В проталине …(подснежник)

9. Развитие общей моторики.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

10. Развитие зрительного внимания.

Игра «Что изменилось?»

Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

11. Развитие словарного запаса.

Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)

Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

12. Развитие математических способностей, слухового внимания.

Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветка
Четыре лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша,
Кто тут может сосчитать
Сколько будет два и пять? (семь)

13. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Один — много»

Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

Ромашка – ромашки
Василек – васильки
Мак – маки
Лилия – лилии
Одуванчик – одуванчики
Роза – розы
Подснежник – подснежники
Ландыш – ландыши
Нарцисс — нарциссы

14. Итог занятия.

Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

В чем - плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

Дополнительный материал

1. Развитие общих речевых навыков.

Вырастут у Розы, в огороде розы.
Розовые, красные, все цветочки разные!

2. Развитие графомоторных навыков.

Игра «Соедини по точкам»

Соколовская Н.П.,
учитель-логопед