Символдрама или «сновидения наяву» как направление современной психотерапии. Институт экономики и управления

Тестовые методики

Тест "Цветок".

Этот тест больше подходит для девочек на латентной стадии развития, нежели для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы. В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами тест "Цветок" служит для введения в Кататимно-иматипативную психотерапию. Тест должен показать, способен ли пациент образовывать полноценные кататимные образы.

Воображаемый цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т.д. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Далее следует попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он на газоне, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, "зависшим" на каком-то неопределенном фоне. Отсутствие "почвы под ногами" может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни.

Тест "Три дерева".

Хороший проективный тест внутрисемейных взаимоотношений. Детский психотерапевт Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три любых дерева и сравнить их затем с близкими ребенку людьми - членами его семьи. В случае отягощенность рисунка конфликтной символикой Клессманн предлагает ребенку вновь представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие-то отношения. Зачастую это удается легче, чем образное представление родителей в реальном или даже в символическом виде в образе животных, как это показывает приводимый далее пример "кататимной семейной психотерапии ".

12-летняя девочка, страдающая неврозом навязчивых состоянии, изобразила на своем рисунке яблоню ("мой брат"), сосну ("мой папа") и ель ("я"). Представив эти деревья в ходе сеанса символдрамы, она попыталась сначала вскарабкаться на яблоню, которая воплощала для нее ее младшего брата, и попробовала сорвать себе яблоко. Но дерево сказало ей, что ему это больно. Тогда она соскользнула вниз и обратилась за советом к "дереву-отцу". От него она, помимо прочего, узнала, что он и ель (она сама) "уже всегда здесь стояли", в то время как яблоня появилась позже.

Пациентка последовала совету сосны попросить у яблони одно яблоко. Теперь она получила желаемое добровольно. В последующем также и в реальной жизни она спала находить лучшие возможности разрешения конфликтных ситуаций соперничества в отношениях с братом.

Основные мотивы символдрамы для детей и подростков

Луг.

Мотив луга имеет широкое символическое значение. При работе с детьми и подростками он используется как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гору, дом и т.д. Мотив луга можно использовать на следующем сеансе после теста с цветком, деревом или тремя деревьями в качестве вхождения в метод, а также в начале каждого последующего сеанса.

Образ луга - это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальное состояние, общий фон настроения. Фактор настроения может быть представлен в погоде, времени года, времени суток, характере растительности на лугу. В норме это летнее время года или поздняя весна, день или утро, погода хорошая, на небе солнце, вокруг богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов. Луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом.

Если же на первом году жизни ребенок сталкивался с определенными проблемами (болезнь, физическое или психологическое отсутствие матери и пр.), а также в случае общего депрессивного или тревожного фона настроения, небо может быть серым и пасмурным, все вокруг может быть мрачным и угрюмым, может идти дождь или начаться буря. Осеннее или зимнее время года может указывать па еще более глубокую, прочнее укорененную базовую фрустрацию оральной потребности. Зимний пейзаж может быть связан с характерным для подросткового возраста механизмом защиты по типу аскетического поведения.

Следует расспросить пациента о размерах луга и о том, что находится по его краям. Подростки представляют иногда бесконечно протянувшиеся луга, уходящие на многие километры вдаль. В этом может проявляться недостаточная дифференциация границ их собственного "Я" и иллюзорные ожидания относительно их будущей жизни. Другая крайность - очень небольшая, стиснутая со всех сторон лесными опушками поляна - может свидетельствовать о депрессивных тенденциях, подавленном состоянии, зажатости, закомплексованности.

Работа с мотивом луга, конечно же, не исчерпывается описанной выше диагностической стороной. Представление образа луга дает сильный психотерапевтический эффект. В техническом отношении пациенту предлагается делать на лугу все, что он хочет. При этом пациенту задается вопрос: "Чего бы вам хотелось?" У пациента могут появиться такие желания, как погулять, полежать в траве, собрать букет цветов, изучить окрестности и т.д. Психотерапевт занимает так называемую разрешительную, все позволяющую позицию.

Мотив луга можно давать пациенту как один раз, так и па многих последующих сеансах. Особые трудности для начинающих психотерапевтов связаны с проблемой того, каким образом и как часто следует задавать во время сеанса уточняющие вопросы. Слишком большое количество вопросов может вызвать негативный эффект, мешать или подавлять.

Как показывает опыт, стиль и технику ведения символдрамы можно освоить только в ходе специальных обучающих семинаров. В таких семинарах участники разбиваются на пары или тройки и попеременно меняются ролями: один становится пациентом, другой - психотерапевтом, получая от партнера обратную связь: какое впечатление производит его стиль ведения. Все это контролируется и анализируется преподавателем, который ведет семинар. Одновременно своими впечатлениями делится вся группа.

Следование вдоль ручья.

Ручей - это орально-материнский символ, отражающий также динамику внутренних психических процессов и психическое развитие в целом, показывающий, насколько непрерывно, гармонично и последовательно протекает внутренняя психическая жизнь. Кроме того, вода - это животворящее начало, дающий оральную подпитку, плодотворный и исцеляющий элемент.

Мотив ручья задается, опираясь на мотив луга. Нередко ручей на лугу напрашивается как бы сам собой. В других случаях можно сказать пациенту, что, наверное, где-то поблизости может быть ручей.

Далее пациента просят описать ручей. Он может быть как маленькой канавкой, так и широким потоком, рекой. Пациента расспрашивают о таких признаках, как скорость течения, нет ли запруд, каковы температура и прозрачность воды, характер берегов и береговой растительности. В норме на ручье заметно обыкновенное течение, вода чистая, прозрачная и прохладная (по не обжигающе холодная), приятная на вкус.

Необходимо спросить пациента, как он себя чувствует и что бы ему хотелось. В то время как одни нс проявляют инициативы, другим хочется опустить в воду ноги, походить по ручью, искупаться или пройтись вдоль него. Чем продолжительнее образное представление мотива ручья, тем плодотворнее в психотерапевтическом смысле оно становится.

Ручей - это текущая вода, которая из источника устремляется к морю. Таким образом, основное глубинно-психологическое значение этого многогранного мотива постоянно текущего потока - это символическое выражение текущего психического развития, беспрепятственного развертывания психической энергии. В то же время вода как одна из фундаментальных стихий мироздания, как основополагающий элемент жизни воплощает в себе жизненную энергию.

После того как пациент подробно рассмотрит и опишет ручей, ему предлагается выбрать, пойти ли ему вверх по течению к источнику или вниз по течению к морю. Выбор направления принципиального значения не имеет. Дойдя до источника, пациент должен его описать.

Бьющий из лона "матери-земли" чистый, освежающий и прохладный источник символизирует оральное материнское обеспечение, а тем самым также и материнскую грудь. С диагностической точки зрения характер источника отражает отношения между ребенком и матерью на первом году жизни, продолжительность и качество грудного вскармливания, эмоциональную близость между ребенком и матерью и т.д.

Пациенту предлагают попробовать воду на вкус. Признаком нарушения может быть отказ попробовать воду, потому что она кажется пациенту грязной, содержит бактерии или может его отравить. Если он, несмотря на сомнения, все же решится попробовать воду, то она может иметь неприятный или кислый вкус, может оказаться горячей или крайне холодной, что указывает на нарушение ранних симбиотических отношений "мать - ребенок".

Особенно полезно взаимодействие с воображаемой водой в случае психосоматических заболеваний. Некоторые авторы даже говорят в этой связи о кататимной гидротерапии.

Восьмилетняя девочка с большой, очень некрасивой и доставляющей неприятности бородавкой на большом пальце в сопровождении своей бабушки пришла на прием к врачу. После обычных предварительных мероприятий врач провел с ребенком сеанс символдрамы. Он попросил девочку представить ручей. У нее получилось без труда. Потом врач попросил девочку подержать палец с бородавкой какое-то время в воображаемом ручье. Никаких комментариев он больше не делал и отпустил пациентку и бабушку домой. На повторном приеме через три дня оказалось, что бородавка засохла и отвалилась.

Девятилетняя девочка уже больше года страдала от рецидивирующей крапивницы. С ней было проведено несколько сеансов символдрамы с представлением сцен купания и была обсуждена выявленная тем самым конфликтная проблематика. После нескольких коротких рецидивов кожное заболевание исчезло полностью, и в течение трех лет последующего наблюдения не было выявлено ни одного проявления крапивницы.

Другая возможность работы с мотивом ручья - это проследить, как ручей течет к морю, постепенно становясь все шире и шире, как он протекает через различные ландшафты с меняющимися декорациями и в конце концов впадает в море. В этом случае само море будет уже особым мотивом.

Как показывает практика, по ходу течения ручья часто возникают так называемые мотивы препятствия-недопущения, или "фиксированные образы". Они дают сигнал о существующих проблемах, и их можно считать признаками нарушения. Следуя по течению ручья, пациент часто через некоторое время обнаруживает запруду. Это может быть бетонная стена, дощатая перегородка, вода может попадать в еще больший водоем перед городской стеной. З. Фрейд говорил в этой связи об "ущемлении", "застое" аффектов у невротических пациентов, при котором посредством катарсиса или, точнее, "отреагирования" психоаналитик добивался "оттока, стекания аффектов".

Сеанс, на котором пациенту предлагается проследить течение ручья вплоть до впадения в море, требует обычно больше времени. Путь можно сократить, предложив пациенту в какой-то момент лодку без весел, чтобы плыть вниз по течению. Сплав на неуправляемой лодке позволяет сделать диагностические выводы о способности пациента довериться и отдаться какому-то состоянию или какому-то человеку.

Каждая сцена имеет свое собственное, соответствующее данному месту значение. На море можно предложить пациенту искупаться, поплавать. Море в конце реки - это особый случай мотива воды, он обычно считается символом бессознательного.

Подъем в гору.

Мотив горы включает в себя четыре основные составляющие: рассматривание и точное описание горы издалека, подъем в гору, описание открывающейся с вершины горы панорамы и спуск с горы.

При рассмотрении горы со стороны важно как можно подробнее описать ее форму, высоту (приблизительно), что на ней растет, какие горные породы ее составляют, покрыта ли она снегом и т.д.

С точки зрения диагностики, мы можем одновременно рассматривать каждый образ как с объектной, так и с субъектной позиции.

С объектной точки зрения гора - это репрезентация наиболее важных для пациента объектов. Горы с острой вершиной связаны, прежде всего, с отцовско-мужским миром, а горы с округлой вершиной - с материнско-женским миром. В этом отношении подъем на гору особенно важен в плане прорабатывания половой идентификации, самоутверждения себя в роли мужчины или женщины.

С субъектной точки зрения высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки пациента. У пациентов с заниженным уровнем притязаний и самооценки гора может оказаться всего лишь холмом, в некоторых случаях даже просто кучей песка или грудой снега. Явно завышенный уровень притязаний и самооценки проявляется, наоборот, в очень большой, высокой, покрытой снегом и ледниками горе.

Следующий этап - это подъем в гору. Для здорового пациента это, как правило, нс составляет большого труда. Символическое значение подъема в гору связано с теми задачами, которые ставит перед нами жизнь. Люди, предъявляющие к себе высокие требования, зачастую тщеславные, представляют высокую гору, подняться на которую сложно и тяжело. Следует обращать внимание на крутизну подъема, необходимость карабкаться (возможно, с набором альпинистского снаряжения). Если пациент находит удобный, прогулочный путь или преждевременно утомляется и должен часто отдыхать, это указывает на то, каким образом данный человек привык решать задачи или добиваться своих целей. Другим характерным признаком нарушения может быть избегание восхождения вообще. Пациенты с особо сильно выраженной истерической структурой личности оказываются сразу же на вершине горы, сообщая психотерапевту, что они "уже наверху", тем самым как бы перепрыгивая в своей фантазии через трудности подъема в гору.

На вершине горы открывается панорама во все стороны, которую X. Лейнер назвал кататимной панорамой или, образно говоря, "ландшафтом души". Как показали различные эксперименты с кататимным переживанием образов, существуют определенные закономерные особенности в том, какой вид открывается в каждом из четырех направлений. В соответствии с культурно-лингвистическими механизмами символообразования, вид назад может символизировать взгляд в прошлое, вперед - ожидания от будущего, направо - акцентировать когнитивную, рациональную, а также мужскую установку, а вид налево - область эмоционального, интуитивного и женского.

Важным диагностическим критерием могут быть нарушения обозрения в каком-либо из четырех направлений или сразу в нескольких. Это типичное сопротивление, вызванное тем, что именно в той части психики, обозрение символического представителя которой нарушено в кататимной панораме, у пациента существуют особо значимые проблемы и конфликты. Так, обзор может быть затруднен облаками, туманом, другими горами, скалами, деревьями и т.п.

Другим диагностическим критерием является степень освоенности человеком ландшафта, свидетельствующая о социальной адаптированности пациента. В норме в открывающейся с вершины горы панораме должны присутствовать населенные пункты, дороги, возделываемые человеком поля и другие следы человеческой деятельности. Если же взору открываются только бесконечные леса, горы, степи и пустыни, это свидетельствует о социальной неадаптированность пациента.

В ходе курса психотерапии, длящегося 20-30 сеансов, мотив горы целесообразно повторять несколько раз. При этом ландшафт может обогащаться следами человеческой деятельности и структурированием природы: становятся видны деревни и поселки, вдали даже крупный город, внизу протянулись дороги и линии электропередач: нетронутые прежде части природы становятся все более и более окультуренными. Часто происходит смена времени года от весны к лету, ландшафт делается плодороднее, появляются реки и озера. Прежде крайне высокие горы и горные цепи становятся ниже, и взгляд может проникать все дальше. Такое развитие кататимной панорамы указывает на то, что в смене времен года отражается бессознательная оценка самим пациентом хода развития процесса психотерапии. Повышенная оживленность явно указывает на развитие и обогащение механизмов функционирования "Я" пациента с одновременным разрушением закостенелых структур. Параллельно расширяется радиус активных действий в реальном поведении пациента. Наблюдается определенная синхронность между преобразованием кататимной панорамы и развитием психотерапевтического процесса.

Для оценки кататимной панорамы и сравнения ее с последующим развитием в ходе дальнейших сеансов психотерапии пациенту предлагается нарисовать схему наблюдаемой с вершины горы панорамы.

Последний этап - спуск с горы. С диагностической точки зрения он показывает отношение пациента к потерям, неудачам, проигрышам, к понижению своего социального статуса и престижа. Особенно неохотно спускаются вниз пациенты с высоким уровнем притязаний.

При спуске вниз пациента просят описывать детали ландшафта, по которому пролегает его путь. После того, как пациент спустится вниз, его просят вновь описать окружающий ландшафт. При этом часто происходит так называемое синхронное преобразование: луг изменяется, трава, как правило, становится выше и сочнее, цветы раскрываются, погода улучшается, ландшафт становится шире и просторнее. Сама гора теперь кажется меньше и не такой неприступной. В основе таких положительных синхронных преобразований лежит, по всей видимости, тот факт, что удачное восхождение на вершину горы и переживание открывающейся с нее панорамы оказывают воздействие на бессознательные структуры переживания образов, усиливая "Я" пациента, способствуя его самоутверждению и идентификации. Мотив горы особенно показан в случае проблем соперничества, закомплексованности и неуверенности в себе, проблем достижения, в случае депрессивной пассивности, проблем со своей половой идентификацией, а также в случае заикания.

Обследование дома.

Мотив дома имеет многоплановый характер, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы. Прорабатывать мотива дома также требует больше времени. В курсе символдрамы его следует по возможности повторять несколько раз.

З. Фрейд видел в доме символ личности или одной из ее частей. В мотиве дома и в его помещениях находят выражение структуры, в которые пациент проецирует себя и свои желания, пристрастия, семейные проблемы, защитные установки и страхи. В мотиве дома проявляется актуальная самооценка пациента и переживаемое им в данный момент эмоциональное состояние. Различные помещения дома символизируют различные стороны личности. Эти особенности символики дома наиболее ярко выражены у взрослых пациентов и подростков. Напротив, дети младшего возраста, а также незрелые личности часто переживают свою реальную дачу или дом своих знакомых и родственников. По этой причине представление мотива дома важно для анализа домашней ситуации ребенка.

Техника работы с мотивом дома предполагает, что сначала пациент должен представить луг и описать его, после чего можно спросить его, видит ли он там какой-нибудь дом. При этом следует избегать каких-либо конкретных заданий и описаний. Еще лучше, если пациент сам встречает на своем пути дом. Пациента просят описать этот дом снаружи, а также все, что находится вокруг него. Внешний вид дома имеет важное диагностическое значение. В большинстве случаев дом предназначен только для одной семьи: это одно-, двух-, максимум трехэтажное строение, частный дом, дача или вилла.

Пациенты с грандиозными ожиданиями и завышенной нарциссической самооценкой могут представлять замок, в котором, возможно, будет тронный зал с троном. Девочки с истерически-демонстративной структурой личности часто представляют себе красивый замок в стиле барокко, с гуляющими по парку фрейлинами. Отсутствие окон позволяет сделать вывод о сильной замкнутости и недоверии к окружающему миру. Если пациент представляет себе офис фирмы, учреждение, гостиницу или что-то подобное, то можно предположить, что его интимно-личные переживания либо сильно зажаты и закомплексованы, либо он ими явно пренебрегает, в особенности если в доме мало жилых помещений или их вообще нет. Признаком нарушения, характеризующим эксгибиционистские и истерически-демонстративные тенденции, можно считать представление прозрачного дома целиком из стекла, когда видно все, что в нем происходит.

Можно выделить также половые особенности при представлении мотива дома. Э. Эриксон, например, считает, что способ, каким мальчики и девочки строят из кубиков игрушечный домик, позволяет констатировать "характерные половые различия". "Мужской" дом определяется категорией "высоко/глубоко". Он включает в себя как "высокие структуры" (башни), так и их противоположность ("обвалы, руины, встречающиеся исключительно у мальчиков"). Девочки же занимаются в основном "внутренним обустройством дома".

Мотив дома во многом ситуативен. В различные периоды в разных состояниях один и тот же пациент может представлять мотив дома по-разному.

Уже при внешнем рассмотрении дома следует спросить пациента, что он ему напоминает. Иногда дом бывает похож на собственную дачу, дом бабушки или других важных близких людей. Это же относится и к внутренним частям дома. Данный критерий позволяет судить об объектной зависимости пациента от значимых для него лиц.

Обходя вокруг дома, можно столкнуться с неожиданностями. Например, если передний фасад выглядит привлекательно, то задняя сторона дома, напротив, может выглядеть как старый разваливающийся сарай.

Дверь в дом, как правило, бывает открытой. В самом же доме обычно никого нет. Но если все же в доме встречаются люди, тем более если это повторяется из образа в образ, можно сделать вывод об объектной зависимости. Пациент в этом случае еще не освободился от какой-то важной личности, игравшей определяющую роль в его раннем детстве и "воспринятой" в его "Я" и "Сверх-Я" на уровне интроекта.

По самое главное, что может дать мотив дома в плане психодиагностики и психотерапии, связано с осмотром его внутренних помещений. Поэтому следует спросить пациента, хочет ли он осмотреть дом изнутри. Как правило, это удастся без проблем. Некоторые нерешительные пациенты могут, правда, возразить, что дом якобы чужой и в него заходить нельзя. В таких случаях рекомендуется обсудить с пациентом причины его нерешительности, сдержанности, которые он, возможно, проявляет также и в обычной жизни.

Когда пациент заходит внутрь дома, следует попросить его точно описать все, что он там видит. Пациент сам определяет последовательность осмотра помещений дома. При этом следует обратить внимание, в какие помещения пациент направится сначала, а каких он избегает. Избегание определенных помещений в доме связано с вытесненными проблемами.

Особое значение имеет кухня, которая часто символизирует отношение с матерью и отражает прохождение пациентом оральной стадии развития (от рождения до примерно полутора лет). При этом, с точки зрения диагностики, важно, что пациент видит на кухне. Безупречно чистая кухня в большинстве случаев символизирует идеализацию так называемой "гипер-матери". Совсем по-другому выглядит кухня с грязными тарелками, мусором, раскиданными объедками, мухами, что характерно для ранних деприваций на оральной стадии.

Пациента просят заглянуть в холодильник или кладовку и посмотреть, какие там есть продукты и есть ли они вообще. Наличие и качество запасов продуктов характеризует степень удовлетворения оральной потребности на первом году жизни. Если продуктов много, это говорит о хорошем удовлетворении оральной потребности и полноценных эмоциональных отношениях с матерью на первом году жизни. Если же холодильника или кладовки вообще нет или в них находится лишь совсем немного продуктов, это может свидетельствовать о фрустрации оральной потребности.

Туалет и погреб отражают анальную проблематику. Если запасы еды вместо того, чтобы храниться на кухне, в изобилии сложены в подвале, то это может говорить об анально-аскетической позиции на фоне сильной оральной потребности в гарантированном обеспечении.

Описание жилой комнаты или гостиной позволяет сделать вывод об экстравертированном или интровертированном типе личности. Следует попросить описать царящую в этом помещении атмосферу, мебель и интерьер.

Особое значение придается спальне, символизирующей интимно-сексуальную сферу личности, что становится важным в работе с подростками. В спальне следует описать кровать: односпальная она или двуспальная; если двуспальная, то состоит ли она из одной широкой кровати или из двух отдельных кроватей; если в комнате несколько кроватей, то как они расположены друг относительно друга. Следует спросить, каким покрывалом накрыта кровать, какого оно цвета. Если двуспальная кровать состоит из двух отдельных кроватей, то важно, накрыта ли она одним большим или двумя отдельными покрывалами. Важное значение имеет постельное белье на кровати: чистое оно или грязное; если чистое, то спали ли уже на нем или оно только что из стирки. Все эти критерии характеризуют зрелость и готовность пациента к интимным отношениям, а также позволяют судить о той внутренней дистанции, которая необходима пациенту в интимных отношениях.

Далее следует попросить пациента посмотреть, что находится в шкафах, на ночных столиках или в тумбочках. Если, например, девушка-подросток обнаружит в шкафу старомодное платье, которое подошло бы разве что ее родителям, то из этого можно заключить, что она вытесняет для себя сексуальные или похожие на брак отношения.

Эдипальная проблематика, т.е. эмоциональная привязанность сына к матери, а дочери к отцу, может проявляться в смешении одежды или обуви пациентки с одеждой или обувью мужчины старше ее, который мог бы стать се отцом, и, наоборот, одежды молодого мужчины с платьями женщины старше его. Особое внимание следует обратить на обувь, эротическое значение которой выражается в ее особой модности и элегантности. И наоборот, вытеснение эротической составляющей выражается в том, что обувь может быть неуклюжей, поношенной и непривлекательной.

В ящиках ночного столика находятся всевозможные личные принадлежности, через которые можно получить сведения о владельце данной кровати.

Если пациент уверен, что одежда, обувь или другие предметы принадлежат какому-то другому человеку, то это свидетельствует о сильных тенденциях вытеснения и об объектной зависимости от определенных интроектов.

Осматривая чердак и подвал, пациент может обнаружить старый сундук, ящик или шкаф. Можно попросить пациента исследовать их содержимое. В них могут быть особо значимые в прошлом предметы, такие как старая игрушка, старые платья, семейные альбомы, книжки с картинками и другие предметы воспоминаний. При рассмотрении этих вещей можно выйти на важные для всего хода психотерапии воспоминания.

Если осмотр дома не удается довести до конца в течение одного сеанса символдрамы, то оставшуюся часть дома следует исследовать на следующем сеансе. Однако, ввиду сложности мотива дома, его не следует вводить слишком рано. Психотерапевту следует также воздерживаться от толкования и анализа значения образа дома для пациента.

Как и в мотиве горы, образ дома изменяется в процессе психотерапии, а также под воздействием сильных переживаний (например, влюбленности). В ходе благоприятного развития психотерапии образ дома становится все более гармоничным и совершенным.

Наблюдение опушки леса.

Цель этого мотива - вызвать представление образа значимого лица или символического существа, воплощающих бессознательные страхи или проблемы. Задание мотива опушки леса направлено на ожидание существа, которое выйдет из темноты леса на опушку.

Лес часто символизирует бессознательное. Если сравнить мотив леса с другими мотивами, символизирующими бессознательное, - например, с морем, пещерой и болотным "окном", то опушка леса отличается как раз тем, что здесь не спускаются в глубину. В этом мотиве прорабатываются не очень глубокие области бессознательного, которые в образе символически находятся непосредственно на земле, т.е. поблизости от сознания.

На опушку из темноты леса приходят символические образы, как бы выходя из бессознательного на свет сознания.

После того, как пациент представит себе и опишет сидящему рядом психотерапевту опушку леса, его просят подойти поближе к краю леса и остановиться на расстоянии 10-20 м от него. Пациента просят вглядеться в темноту леса, говоря при этом: "Посмотрите, пожалуйста, в глубину леса. Сейчас из леса выйдет какое-то существо, животное или человек".

Возможно, пациенту придется терпеливо подождать, прежде чем из леса кто-нибудь выйдет. Не исключено, что на протяжении всего сеанса или даже нескольких сеансов из леса вообще никто не выйдет. Это может говорить о мощной защите и сопротивлении со стороны "сверх-Я". Если пациенту станет страшно, можно предложить ему спрятаться за куст или что-то подобное.

Из леса могут выйти обычные звери, такие как белка, заяц, лиса, маленькая мышка или крот. Тем не менее эти животные имеют символическое значение, воплощая актуальные для пациента проблемы, страхи, объектные отношения. У молоденьких девушек часто появляется пугливая косуля, у мужчин - олень, лось или медведь. Но появляются также и человеческие фигуры: охотник с большим ружьем, бродяга в лохмотьях или сразу несколько бродяг, старушка, собирающая ягоды, ведьма и мн. др. Для детей младшего возраста характерно появление из леса сказочных персонажей. В этом случае имеет смысл продолжать психотерапию "на уровне сказки". Однако у детей постарше подобные инфантильно-регрессивные черты считаются уже защитой от реальности и склонностью к иллюзорному осуществлению желаний.

Символическое значение появляющегося из темноты леса существа можно рассматривать в контексте психической структуры, которую К. Г. Юнг называл "тенью". "Тень" занимает промежуточное положение между сознанием и верхними, наиболее поверхностными слоями бессознательного, включая в себя обычно непривлекательные, негативные стороны психики. Цель психотерапии заключается в этом случае в том, чтобы довести до сознания эти отщепленные и вытесненные пациентом тенденции путем выведения из леса на луг символизирующих их существ. Вступая с ними в контакт, пациент принимает и признает их. Он описывает их, приближается к ним, а позднее, возможно, даже дотрагивается и гладит их.

Появляющееся из темноты леса символическое существо часто настроено враждебно но отношению к пациенту. Например, лев, выйдя из леса, может угрожающе раскрыть пасть; змея, высунув жало, может ползти прямо на пациента. Или же, наоборот, само существо может бояться приблизиться к пациенту - например, пугливая косуля, ежик или птичка. Следует учитывать, что появляющиеся образы символически выражают отщепленные тенденции побуждений и желаний, т.е. некоторые внутренние комплексы, которые, как правило, находятся в конфликте друг с другом и с личностью в целом, обуславливая тем самым враждебность или страх, которое проявляет по отношению к пациенту появляющееся из леса существо. По этой причине нужно стараться не допускать бегства от этого существа или агрессивных действий против него. Целью психотерапии должна быть постепенная интеграция изолированных, оторванных, находящихся в конфликте комплексов в целостную личность.

В некоторых случаях пациенты склонны стремительно нападать на враждебное символическое существо. Эта тенденция отражает склонность к аутоагрессии, когда агрессия направляется против самого пациента. Для конструктивного разрешения создавшейся ситуации X. Лейнер предлагал использовать режиссерский принцип активного ведения сновидения наяву, который он называл принципом кормления, перекармливания, нежного поглаживания, объятия и примирения. Интеграция конфликтного материала в целостную личность происходит по аналогии с действиями укротителя, приручающего диких животных, когда он пытается расположить и привязать к себе животных путем кормления и нежного обращения.

Принцип кормления - это, по сути, удовлетворение фрустрированной оральной потребности той внутренней психической структуры личности, которую представляет символическое существо. В техническом плане психотерапевт предлагает пациенту покормить вышедшее на опушку леса существо, говоря: "Мне кажется, вам сейчас не стоит делать этому животному (человеку) что-то плохое. Думаю, что это существо просто очень голодное, и его нужно как следует покормить".

После этого психотерапевт либо предлагает подходящую для данного существа пищу, либо, еще лучше, обсуждает с пациентом, что можно было бы лучше всего предложить этому существу. Например, змее можно предложить блюдце молока, а льву - большую миску сырого мяса. Затем (в случае если пациент представил себе льва) психотерапевт продолжает примерно так: "Представьте себе, пожалуйста, что я приготовил большую миску нарезанного кусками мяса, которая теперь стоит рядом с вами. Предложите льву мясо, кусочек за кусочком, и внимательно понаблюдайте, станет ли он есть и как он будет реагировать дальше". При этом важно как можно сытнее накормить и даже перекормить символическое существо.

Психотерапевту следует всякий раз подбирать именно ту пищу, которая подходит данному конкретному существу. Однако что делать, если, например, появляется злая ведьма, которая, как известно из сказок, питается только маленькими мальчиками? В этом случае ей можно предложить торт или другие кондитерские изделия.

После того, как символическое существо становится по-настоящему сытым, оно, как правило, ложится отдохнуть. Его настроение и поведение коренным образом изменяется, и оно перестает казаться пациенту опасным, становится приветливым и доброжелательным. Пациент может теперь приблизиться к нему, прикоснуться и погладить его. Возможно, здесь пациенту еще придется при помощи психотерапевта преодолеть остатки некоторого страха. В этом и заключается упомянутый выше режиссерский принцип нежного поглаживания, объятия и примирения.

Многие проблемы человека, возникающие в нашей повседневной жизни, может разрешить грамотный психотерапевт. А точнее, не психотерапевт, а его методика. А точнее, не методика и не психотерапевт, а Вы сами - взрослый, отзывчивый, мотивированный человек, понявший суть методики и включившийся в процесс своего исцеления - самостоятельно. Это как учиться плавать, кататься на велосипеде или водить автомобиль. Инструктор нужен, но не в нём дело, дело всегда в Вас.

Одной из самых замечательных психотерапевтических методик является символдрама. Прелесть её в том, что, если Вы захотите, то можете самостоятельно применять её метод (хотя классические символдраматисты этого и не рекомендуют) к себе и успешно работать со своими проблемами. Но стоит попробовать.

Символдрама работает с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями. Символдрама учитывает также обычную для травмированного невротика защиту и сопротивление , которые он выстраивает в ходе анализа. Символдрама умело обходит эти трудности.

Символдрама часто называется «переживанием сновидений наяву». Пациент, проходящий курс символдрамы, занимается в общем-то двумя вещами: 1) он визуализирует некий набор стандартных образов и 2) в конце сеанса он рисует получившийся у него образ на бумаге.

Нечего и говорить, что именно символдрама развивает способности к визуализации , так необходимой для позитивного мышления и работы с Законом Притяжения . Визуализация нашему человеку очень трудна, а все западные гуру позитивного мышления только и говорят о ней, только и советуют визуализировать всем подряд. Не потому ли эта задача представляется им такой лёгкой, что западные психологи проводят терапию символдрамой в школах и детских садах.

Главное в деле излечения невротика - развить у него активное воображение , об этом писал ещё сам Юнг. А это и есть визуализация.

Что выясняется в ходе символдрамы?

  1. Пациент (в форме доходчивых образов) выясняет свои бессознательные конфликты.
  2. Выясняет свои аффекты и подавленные инстинкты.
  3. Выясняет свои личные механизмы защиты от проблем.
  4. Вспоминает погашенные конфликты раннего детства.

Любому психотерапевту известно: проблема человека, вытащенная на поверхность и увиденная во всей красе - исчезает, перестаёт быть проблемой, рассасывается. Все проблемы человека имеют силу только тогда, когда они глубоко спрятаны и как следствие этого - неосознанны человеком. Иногда словами сказать бывает трудно, иногда и невозможно. То, что нельзя сказать словами, «проговаривается» пациентом на языке образов, отвлечённых от проблемы картинок. Так проще. И так - эффективнее. Слова - очень вязкая материя, попробуйте быстро плыть кролем в растопленном шоколаде. Вот поэтому психоанализ, который имеет дело со словами, такой медленный - он работает только за 100 - 150 сеансов, но так приятен и... дорог, как бассейн из растопленного шоколада. А символдрама - имеет статус краткосрочной , ей не нужен обмен умными словами, ей нужен результат. Особенно, когда речь идёт о детских неврозах.

Как строится сеанс символдрамы

Всё начинается с аутотренинга. Для того, чтобы образы начали всплывать наверх, из глубин подсознания, нужно расслабиться, принять удобную позу. Кстати, сам аутотренинг - необязателен. Аутотренингом может являться всё то, что приводит лично вас в состояние глубокого расслабления и концентрации одновременно.

Далее аналитик предлагает пациенту визуализировать один определённый образ, работа с которым будет продолжаться до тех пор, пока проблема человека себя не исчерпает. Пациент создаёт образ, отвечая на наводящие вопросы.

  • Где это находится?
  • Как далеко от Вас?
  • Какого размера?
  • Какое освещение вокруг?

Чаще всего курс символдрамы занимает от 9 до 25 сеансов.

В конце встречи пациент приблизительно рисует на бумаге то, что получилось в ходе разговора. Цель такой детальной проработки образа - заменить ущербную больную картинку, свидетельствующую о проблеме человека, на картинку здоровую, сигнализирующую об исцелении, о снятии внутреннего конфликта.

Традиционные образы символдрамы

Ниже я приведу список тех ключевых для нашего подсознания образов, которыми мы описываем наш мир и себя в этом мире. С этим списков образов-архетипов и работает символдрама. Если Вы сами начнёте прорабатывать их и медитировать над ними, то значительно облегчите работу аналитика (если когда-нибудь обратитесь к нему), сократите свои расходы, а то и сами разберётесь в своей душе.

  1. Луг - исходный образ каждой психотерапевтической встречи.
  2. Гора и подъём в гору, чтобы затем увидеть панораму, открывающуюся с её вершины. Спуск с горы.
  3. Обследование дома.
  4. Следование вдоль речки (ручейка) вверх или вниз по течению.
  5. Представление значимого лица (мать, отец, муж, начальник, учитель, друг) в виде символа (животного, растения, строения).
  6. Наблюдение леса или пещеры и ожидание существа, которое выйдет из темноты этого леса или пещеры.
  7. Лодка, появляющаяся на берегу реки или озера, на которой можно отправиться кататься.
  8. Дерево
  9. Три дерева
  10. Цветок.
  11. Представление себя на 10 лет старше.
  12. Владение участком земли для того, чтобы вырастить или построить на нём что-либо.
  13. «Наблюдение» за семьёй воображаемых животных и установление с ними контакта (эффективно в детской психотерапии, чтобы понять отношения в семье).
  14. Путешествие внутрь своего собственного тела, разговор с его органами.

Задача психотерапевта выяснить, какой образ ближе Вам для проработки Ваших проблем. Но Вы можете сделать это самостоятельно. Самостоятельная работа проще ещё и потому, что Вам известна Ваша жизнь (Вам не нужно собирать анамнез о самом себе наводящими вопросами) и Вы не переживаете от того, что время идёт, а Вы визуализируете плохо. Визуализируйте столько, сколько нужно, пока не научитесь делать это мастерски.

Мотивы, которые использует символдрама, были отобраны в ходе долгой экспериментальной работы. Активная эмоциональная проработка нескольких, нужных именно Вам символов, имеет сильнейший психотерапевтический эффект. Приведу пример.

Мать девочки дошкольного возраста обратилась по поводу фобии своего ребёнка - девочка боялась переходить мосты. Это затрудняло её передвижение по городу, так как в городе были одни сплошные мосты... Было проведено всего 3 сеанса, после чего фобия исчезла без следа. Девочка визуализировала сначала мелкий ручеёк, по которому она ходила босыми ногами, ощущая дно. Просьба представить досочку, по которой можно перейти воду, не замочив ног, наткнулась на сопротивление. Это был блок. Тогда аналитик начал медленно «строить» этот мостик. Сначала в речушку был положен камушек, который можно было ощупать ногой. Затем камушков стало больше, затем их стало столько, что по ним можно было перейти ручей. В конце концов были принесены два больших камня, между которыми и был перекинут деревянный мостик. Через три сеанса страх ходить по реальным мостам у девочки прошёл.

Смысл психодрамы в том, чтобы путём постепенного заменения негативного образа на позитивный, путём «достраивания, «лечения» картинки в уме» сознание начинает ориентироваться на здоровые модели и... самоисцеляется.

Однако важно знать, какой набор характеристик считается признаком психологических проблем человека (и каких именно проблем), а к какой картинке нужно в итоге прийти, чтобы констатировать успешную проработку проблемы.

Я приглашаю Вас вспомнить наш предыдущий материал, написанный по мотивам символдрамы: .

Вы можете заниматься самоанализом сами, можете работать со своими детьми. Сеанс символдрамы (активное представление образа) для взрослого человека и подростка составляет от 20 до 40 минут (не больше!), для ребёнка - от 5 до 20 минут. Символдрама - это упражнение, это спортзал для Вашей души. Также как и в спортзале здесь важна регулярность тренировок. Сеансы не должны повторяться каждый день, их оптимальное число - от одного до трёх раз в неделю. Проводимая реже чем один раз в неделю символдрама не даёт эффекта.

А давайте сделаем упражнение по методу символдрамы с психологическими картами ?

Упражнение «Я художник я так вижу»

У вас должен быть запрос – проработать какую-то вашу проблему. (Можете её не называть в группе).

По условиям игры – та карта, которую вы вытащите, будет каким-то образом намекать на эту проблему, отражать её своеобычно или просто «в лоб».

В карте (какой бы она ни была красивенькой) должно быть «что-то не так».

Мы работаем с одной картой из колоды" 1000 Дорог " – спонтанной.

Цель нашего упражнения с картой – заменить "ущербную больную картинку", свидетельствующую о вашей проблеме, на картинку здоровую, сигнализирующую о найденном вами пути к исцелению, или даже о полном снятии внутреннего конфликта.

Итак, вы вытаскиваете одну спонтанную карту "1000 Дорог" , думая о своём вопросе. Рассмотрите карту достаточно бегло и выделите взглядом – один-единственный образ, деталь.

Запомните этот «самый отозвавшийся вам образ» из карты.

Ну а затем – вы сразу же закрываете глаза и – меняете картинку – по своему желанию и ощущению. В воображении. Проще говоря, вы – ВМЕСТО НАШЕЙ КАРТЫ СОЗДАЁТЕ СВОЮ.

Итак, вы изменили картинку. Вы перенесли в вашу новую авторскую картинку тот образ, который вы запомнили из вытянутой вами старой карты.

А теперь – медленно отвечайте на следующие вопросы:

    Где это теперь находится?

    Как далеко оно сейчас от Вас?

    Каким вы его видите?

    А какого оно размера вообще, само по себе?

    Во что оно превратилось, подверглось ли каким-то трансформациям? (Растаяло, обновилось, починилось, наполнилось, поменяло цвет, уменьшилось, увеличилось, выросло).

    Как это произошло? Расскажите сюжет, имеющий логику, который нас убедит, растрогает или позабавит.

    Какое освещение и атмосфера царит вокруг? Каков основной цвет (цвета) фона вашей новой картинки?

    Какие люди, животные, растения и предметы вокруг, есть ли они вообще?

    Что означает этот объект в новом мире и месте, которое вы для него выдумали?

    Как можно назвать всю эту историю. (Придумайте броское заглавие).

А теперь – если вам понравилась сказка или притча, которую вы только что сочинили – запишите её на бумагу и положите в свою копилку Ресурсов!

И наконец.

Если вы работаете в группе, попросите её о вот какой поддержке... Пока вы будете рассказывать свою историю, пусть каждый член группы достаточно быстро рисует то, что вы рассказываете на ватманском листе карандашами. Соберите рисунки по вашему рассказу. Поблагодарите всех! И сохраните себе втайне тот рисуночек, который понравился вам больше всего! Он станет вашим добрым талисманом на долгое время.

Пример изменения картинки

Белый клубок. Карта «Лабиринт Заблуждений»

Сказка «Красный – значит красивый!

Клиентка начинает свой рассказ так:

Да уж... Одним словом – лабиринт заблуждений! Этому милому бедному клубку здесь совсем-совсем не место. «Почему?» – спросите вы.

Он... белый. Видно, что его вовсе и не используют! Если бы он катился себе по земле, указывая дорогу в лабиринте, он бы, конечно, запачкался!

Но, видно устроители аттракциона «лабиринт» держат его как некую бутафорию и никому не разрешают им пользоваться. Он – «собственность магазина», для оформления витрины.

Это клубку – обидно.

Он не для того создан, чтобы обманывать народ вот таким вот дешёвым образом. Он ведь должен (как и все) – приносить пользу, и радость. Кроме того, скоро беленький клубочек просто-напросто запылится и его выкинут, сменив на другой такой же муляж.

***
И тут пришла откуда ни возьмись – (сразу видно что хозяйственная, добрая и умелая) – старушка. Откуда она, действительно, взялась?.. Кто знает. Вокруг нас снуют тысячи старушек – разве каждую спросишь, разговоришь? Да и некогда им. Старушки – народ занятой!

Наша старушка нагнулась к клубку, покачала головой, затем засунула его быстро к себе в передник – и... посеменила прочь от этого глупого места.

Дома... Дома она размотала клубок, выстирала и покрасила эту чудную пряжу в весёлый красный цвет. Бережно высушила, снова смотала её в клубок и принялась – вязать!

Вы только посмотрите как опрятно и уютно в старушкиной маленькой гостиной! Тикают часы, принадлежавшие ещё дедушке покойного мужа. Жарко натоплен камин, а в морозных окнах блестит другой зимний огонёк – хоть и холодный, но тоже весёлый. Разве стоит бояться зимы, когда у тебя есть добрый клубок шерсти и умелые руки?

Старушка держит наш огромный клубок у себя на коленях, прижав к тёплому животу, и весело работает тонкими спицами. Ра-два-три, раз-два-три! Красный клубок так счастлив! Он нежится и щурится на старушкиных коленях, как кот. Старушкин котёнок, кстати, наблюдает за худеющим клубком с интересом. Ему даже позволяется трогать его лапкой. Этот котёнок хорошо воспитан, и он не портит старушке её пряжу!

Вот и готов шарф для внука! Внук старушки?.. Новое лицо! Кто же он?

Учитель музыки! Высокий и красивый молодой человек... Но и ему, как всем обычным людям, тоже нужно закутывать горлышко в шарф.

Особенно когда путь к ученицам предстоит неблизкий, а на дворе ещё и метель. А как же все горожане (и особенно горожанки) любуются новым шарфом, когда он развевается на катке, летя вслед за своим милым хозяином! Клубок о такой жизни даже и не мечтал. Да что вспоминать старую жизнь! Новая – куда лучше!

Летом (а оно в этих краях, кстати, довольно короткое) шарф уберут ненадолго в ящик, – вместе шариками от моли и... другими вязаными вещицами. Они будут видеть тёплые сны и вместе ожидать нового Рождества. А шарики – будут важничать и рассуждать о своей великой миссии, с которой они посланы Богом на эту грешную землю.

И кто же знает – сколько дивных историй у них у всех ещё впереди!


Елена Назаренко

Тема 10. Кататимно-имагитивное направление психокоррекции (символдрама)

Психоанализ З.Фрейда и аналитическая психология К.-Г. Юнга как теоретические основания символдрамы. Терапевтические факторы, действующие в символдраме. Предпосылки успешности психокоррекции. Основные положения символдрамы. Ступени как мотивы для развития индивидуальных проекций

1. Терапевтические факторы и основные положения символдрамы.

2. Процедура коррекции

Показания и противопоказания к применению:

1. Терапевтические факторы и основные положения символдрамы .

Среди направлений психотерапии и психокоррекции при лечении психосоматических расстройств клинически высокоэффективным оказался метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, получивший название символдрамы, или кататимно-имагитивной психотерапии. В качестве метафоры его можно охарактеризовать как психоанализ при помощи сновидений наяву.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом Гансом Лейнером (Лейнер, Корнадт, 1997). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов-«картин» на заданную психотерапевтом тему. Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. В качестве общепринятых мотивов символдрамы выступают следующие: луг, ручей или озеро, опушка леса, цветок, идеал Я, дом, путешествие в глубь своего тела и поиск больного места, облако, гора, лев, пещера, вулкан, фолиант и др.

При этом происходит самораскрытие психики в процессе безинерционного протекания проекций. Развертывание процессов аутосимволизма осуществляется в соответствии с потоком настроений, эмоций пациента. Символдрама как метод очень близка работе со сновидениями в аналитической психотерапии Юнга: мотивы, используемые в ее сеансах, можно рассматривать в качестве архетипических.

Сам Лейнер выделяет следующие терапевтические факторы , действующие в симводдраме:

1. образное представление, фокусировка воображаемых сцен и их эмоционального тона, чтобы их осознанно понять и сформулировать;

2. предметизация (наглядное представление, конкретизация) и перемещение содержания образов от полных фантазий до реально обусловленных представлений при спонтанной самоинтерпретации символов;

3. освобождение чувств и эмоций, вплоть до катарсиса;

4. эффект обратной связи превратившихся в объект конфликтов и стимулирование их креативного раскрытия.

Психотерапию по методу символдрамы можно представить как некую трехмерную систему координат, где одну ось представляет работа с конфликтами (первая составляющая), другую - работа, направленная на удовлетворение архаических потребностей (вторая составляющая), и третью - работа, нацеленная на развитие креативности пациента (третья составляющая). В каждом конкретном случае работы с пациентом психотерапевт как бы перемещается в этой системе координат, оказываясь ближе то к одной, то к другой оси, используя различные техники символдрамы.

Психотерапевт может вызвать похожие на сновидения наяву представления образов. Если предварительно дать пациенту общий мотив представления, то имагинация получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро возникают последующие, которые по разным причинам представлены преимущественно образами ландшафта, животных и человека.

При этом представляющий образы человек часто может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах. Пациента просят сразу же сообщать сидящему рядом с ним психотерапевту о содержании появляющихся образов. Психотерапевт может оказать на них влияние, структурируя видения наяву по специально разработанным правилам. В этом диалогическом методе полное эмпатии сопровождение психотерапевта имеет особое значение.

Из дидактических соображений вся система разделена на три ступени: основную, среднюю и высшую. На основной ступени символдрамы следует довольствоваться ограниченными результатами. В особенности это касается лечения нарушений поведения или невротического развития характера во второй половине жизни, т. е. после 45 лет.

Система символдрамы основывается на двух основных положениях :

1. Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ и познавать себя в ходе четкого диалектического процесса.

2. В результате эмпирических наблюдений за фантастическими образами разработан ряд специфических правил и выявлены некоторые закономерности. Они подчинены первичному процессу, не интерпретирующемуся воздействием.

В соответствии со своей концепцией метод символдрамы близок к глубинной психологии и признает бессознательную психодинамику (символику сновидений, инстинктивные импульсы «Оно», защитные образования «Я», инстанции «Сверх-Я», регрессивные процессы).

2. Процедура коррекции

Первый методический шаг. Лейнер сформулировал три возможных альтернативных метода введения пациента в состояние контролируемой регрессии, в котором легче всего могут возникнуть сновидения наяву.

Во-первых, можно использовать введение через основные упражнения аутотренинга по И.Х. Шульцу. (переживание тяжести, понижение мышечного тонуса, переживание тепла во всем теле путем концентрационной саморелаксации плюс упражнения по регуляции дыхания).

Индукция состояния расслабления психотерапевтом. Этот метод менее маскирует конфликты и позволяет добиться более скорой реализации. Пациенту, в соответствии с формулируемыми психотерапевтом указаниями, предлагается самому расслабиться в его присутствии. Благодаря стандартному тексту за несколько минут удается вызвать у пациента необходимое для символдрамы состояние базального расслабления.

Единственное побуждение к представлению образов (имагиниция).

Простое достижение состояния расслабленности можно осуществить путем прямого предложения представить один из мотивов симводрамы. В качестве прототипа для этого на первом ознакомительном занятии подойдет тест "цветок". Этот тест показывает, способен ли пациент вообще и насколько, если способен, образовывать полноценные кататимные образы. Простая неформальная просьба к сидящему пациенту предотвращает появление напряженного ожидания. Почти все пациенты, даже с относительно тяжелыми нарушениями, справляются с этим тестом и представляют себе цветок. Корреляцию между представлением образов и расслаблением можно определить как круговой процесс. Предложение представить образы повышает расслабление, более полное расслабление углубляет переживание образов в плане их большей цветовой насыщенности и пластичности и усиливает регрессивное погружение с внутренним "раскрытием" для эмоционального тона.

Второй методический шаг.

На этом этапе образные представления вызываются в погруженном состоянии. Не ожидая, пока образуется какая-то имагинация, непосредственно "устанавливается" кататимный образ. Пациенту предлагается представить себе образ, неопределенно сформулированный мотив. Не следует определять какие-либо детали образа. Образы переходят из одной промежуточной ступени к другой и обратно. Этот круговой процесс постепенно вновь углубляет состояние погруженности. Благодаря упражнениям образы приобретают больше нюансов и еще более приближаются к реальному восприятию их другими органами чувств. Например, пациент может, лежа на лугу, видеть каждую травинку, качающуюся на ветру, может чувствовать дуновение ветра в лицо, слышать жужжание пчел и шелест леса, смотреть на бегущие в синем небе белые облака.

После того как проведена вводная процедура и пациент начал представлять образы, его просят повнимательнее присмотреться к тому, что окружает предложенный мотив, например, появившийся луг, так, как это было бы и в действительности. Пациент может описывать детали ландшафта, а терапевт в заключение спрашивает его, что ему хотелось сделать в представленном ландшафте, и о том, какое настроение вызывает у него этот ландшафт. Мотив луга, как начальный, имеет большое значение для символдрамы. К нему примыкают и другие мотивы, которые естественным образом связаны с лугом. Пациент может найти ручей, который протекает через луг. Ручей тоже необходимо описать. Если захочет пациент, он может приблизиться к ручью и сделать с водой то, что ему захочется: свесить в воду ноги, смочить лоб, спуститься в ручей или искупаться в нем, половить рыбу и т.п.

Задача психотерапевта при этом - занимать по отношению к пациенту принципиально разрешительную позицию. Пациенту предоставляется возможность осуществить его желания, дается свобода следовать спонтанным импульсам. Тем самым пациенту дается возможность открыто проявить дремлющие в глубине души тенденции поведения и в соответствии с ними творчески оформить и развить предлагаемый каждый раз мотив. Во время занятия терапевт предлагает пациенту по возможности сообщать подряд обо всех всплывающих образах. Психотерапевт постоянно поддерживает взаимосвязь (рапорт) с пациентом. На примере луга терапевт учится оптически срисовывать в своем собственном воображении образы фантазии пациента и весь мир его образных представлений. Это необходимая предпосылка для более глубокого понимания и эмпатийного переживания с пациентом.

Психотерапевт занимает при этом такую позицию, как будто описываемые пациентом сцены символдрамы действительно реальны. Воздействие психотерапевта через вопросы и указания, сформулированные как бы из квазиреальной перспективы, ведут к открытию дальнейших деталей кататимных образов пациента. Возникают новые образы и усиливаются уже существующие. При этом психотерапевт не должен, закрыв глаза, представлять себе образы вместе с пациентом, ибо из-за этого он часто впадает в управляемый бессознательными импульсами мир собственных образов, и тем самым он уже больше не в состоянии наблюдать и критически рефлексировать свое поведение как психотерапевта. Он должен уметь время от времени критически дистанциировать себя от своего пациента, чтобы анализировать его кататимную продукцию, сопоставлять ее со своими теоретическими занниями - и таким образом иметь возможность руководить психотерапией в интересах пациента.

Пациент должен описывать свои переживания образов во время имагинирования. Диалог о деталях представляемых в образах сцен не мешает. Психотерапевт может в осторожной форме задавать промежуточные вопросы, приспосабливаясь к стилю представления образов каждого отдельного пациента. Промежуточные вопросы должны, прежде всего, служить уточнению деталей образов и формированию сопутствующего эмоционального тона. В этом отношении структурирование плодотворно в ходе первых сеансов символдрамы, связанных с процессом обучения. На последующих этапах пациент уже сможет лучше использовать деятельность своей творческой фантазии, а структурированные психотерапевтом построения отходят на задний план.

В конце каждого сеанса символдрамы Лейнер, в соответствии с указаниями Шульца для аутогенного тренинга, просит пациента "вернуться обратно". Пациента просят при этом сжать кулаки, три раза с силой согнуть в локтях и разогнуть руки, сильно напрягая мышцы. Затем он должен глубоко вздохнуть и открыть глаза.

Этот своеобразный ритуал не является самоцелью. Уже в ходе десятиминутного упражнения по методу символдрамы может возникнуть довольно глубокое гипноидное состояние. Часто оно вызывает ощущение особой тяжести в руках и ногах, а также ведет к изменению состояния сознания. "Возвращение обратно" физиологически активизирует ослабившуюся во время символдрамы деятельность коры головного мозга и относительно быстро возвращает пациента в состояние бодрствования. Это важно, так как иначе пациенту потребуется длительное время, пока он сможет совершенно бодро и ясно ориентироваться и действовать в реальном окружении.

После сеанса символдрамы пациент также мало способен когнитивно делать рассудочные умозаключения или внимательно воспринимать окружающее. Поэтому предлагаемое психотерапевтом пациенту последующее обсуждение в большинстве случаев не заходит очень далеко. Пациент еще сильно захвачен миром внутренних образов и охвативших его чувств и аффектов. Ему не следует поэтому выходить сразу на улицу с оживленным движением и садиться за руль машины. Лучше предложить ему 10-15 минут побыть в комнате для ожиданий и полностью прийти в себя.

В случае работы с пациентом, отягощенным проблемами, психотерапевт должен быть готов к непредвиденному развитию и реакциям, а также должен уметь осторожно и дозировано производить воздействие, учитывая глубинно-психологические и психотерапевтические аспекты.

Стандартные мотивы основной ступени символдрамы.

На основной ступени символдрамы и в случае работы с необученным пациентами предварительное задание мотива является технической необходимостью, способной создать стабильные и возобновляемые условия для введения имагинаций. С предложением мотива всегда естественным образом связана и тематизация поля переживания. Хочет человек или нет, но с каждым мотивом представления при помощи соответствующего ему символического значения детерминируется определенная тема. Иногда это может быть что-то имеющее общезначимую природу и подходящее многим людям. В другой раз это может затрагивать специфическую тему, касающуюся только индивидуальных обстоятельств мотива. Часть мотивов задумана очень широко, как сцена, на которой может разыгрываться символдрама или могли бы спонтанно представляться всевозможные давлеющие конфликты. Другие мотивы - более узкие, а некоторые тематически специально сужены и определены.

Основной ступени символдрамы соответствуют мотивы, символическое значение которых представляет широкое пространство для спонтанного развития индивидуальных проекций. Это:

1) мотив луга, как начало сновидения наяву и сцена, плоскость проекций актуальных конфликтов;

2) мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по течению, до его истока, либо вниз, до его устья;

3) мотив горы, которую сначала наблюдают издалека, а потом на нее надо подняться, чтобы увидеть с ее вершины панораму внизу;

4) мотив дома, который осматривается самым тщательным образом;

5) мотив опушки леса, видимой со стороны луга. Надо заглянуть в глубину темного леса, чтобы увидеть, какая символическая фигура выйдет оттуда.

Луг. Его можно использовать после теста с цветком в качестве вхождения в метод и как начало каждого отдельного сеанса сновидений наяву. Мотив задается пациенту в совершенно неопределенной форме. "Попробуйте представить себе луг, ведь представить себе что-то - несложно, это Вам будет совсем нетрудно. Так же и любой другой образ - это тоже хорошо". Сценарий луга отражает часто более или менее осознанное настроение пациента. В соответствии с этим детали образа луга могут изменяться от сеанса к сеансу. Фактор настроения может быть представлен в самых разных областях, но чаще всего он представляется в погоде. Солнце - приподнятое оптимистическое настроение, угрюмое небо - от задумчивости до депрессии. Время года указывает на прочно укорененную базовую настроенность. Осенняя ситуация - печальное, плохое настроение, весенняя - оптимистическое ожидание, летняя - чувство удовлетворения от исполнения чего-то. В случае с идеально здоровыми испытуемыми мы ожидаем приветливого, ласкового, залитого летним солнечным светом луга, плодородие которого представлено обилием трав и цветов. Его атмосфера светлая и радостная благодаря общему приятному окружению. Луг - выражение добродушного, уравновешенного, относительно бесконфликтного, лишенного соперничества, плодородного материнского мира. Однако гармоничный образ луга в сиянии солнца может возникать не только у идеально здоровых испытуемых, но нередко и у пациентов, которые обращаются из-за невроза. В этом выражается умение скрывать конфликты и внутренние психические проблемы, то есть умение сильно их вытеснять у людей с развитыми сильными защитными механизмами "Я". Но такой парадокс, в случае с мотивом луга, встречается все же относительно редко. Большой интерес представляют частные детальные проекции конфликтов на мотив луга. Это формы нарушений, в результате которых нарушается идеальный луг с его плодородием и добродушием (луг обглодан, иссушен солнцем, крошечный, стеснен колючей проволокой, обнесен забором; бесплодный, топкий, мокрый).

У людей, находящихся в острой кризисной ситуации или с невротическими нарушениями, могут проявляться определенные признаки нарушения образа луга, на которые следует обратить внимание. Вместо луга появляется сжатое поле, болото, заасфальтированная площадка или даже пустыня. Скопление похожих сцен может означать особенно тяжелое нарушение, которое ставит под сомнение возможность психотерапии по методу символдрамы. Работы с лугом не исчерпывается описанной диагностической стороной.

В психотерапии предлагается пациенту, если мотив луга более или менее приемлем, сначала делать то, что он хочет, задавая ему вопрос: "Что бы Вам хотелось сейчас сделать?" У него могут появиться желания погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности и т.д. Терапевт должен занимать разрешительную, все дозволяющую позицию. Иногда этот вопрос ввергает пациента в растерянность. Ему не приходит в голову, чтобы он мог сделать? Это характеризует те тенденции поведения, которые свойственно данному человек и в реальной жизни, хотя они им не всегда осознаются. Кому ничего не приходит в голову, тот, наверное, и в обычной ситуации не знает, что ему способно доставить радость. Не привыкший следовать собственным желаниям и импульсам человек склонен скорее к пассивной установке и привык получать от других людей указания и инструкции. Предоставление свободы может вызвать столь тягостное и беспомощное состояние и поставить пациента перед внутренней дилеммой. В случае неблагоприятной картины луга логично поставить вопрос о вмешательстве психотерапевта. Он может попросить пациента представить другой, географически удаленный ландшафт, излучающий положительное настроение. Может предложить попробовать перелезть через сужающийся забор, посмотреть, что за ним.

Структурирующие воздействия психотерапевта концентрируются прежде всего вокруг стимулирования представляемых образов. Основная идея при этом - исчерпать мотив в плане восприятия, по возможности во всех подробностях, выяснить все связанные с ним настроения. Восприятие осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, в когнитивном направлении, с рассмотрением фактических признаков образа, с другой, в области настроений, чувств, аффектов. Мотив луга совсем, что с ним связано, может занять собой как первый, так и многие последующие сеансы. Он может также остаться только одним коротким эпизодом, от которого отправляются все последующие мотивы.

Ручей. В этом же или в следующем сеансе пациенту предлагается, опираясь на мотив луга, переключиться на ручей. Это - структурное предложение, с мягким внушением, содержание которого остается, однако, совершенно неопределенным. Обычно этого достаточно, чтобы побудить пациента найти какой-то ручей. Конечно же, может произойти и обратное - мотив ручья не установится. В этом случае можно сделать вывод о некотором сопротивлении или защите. В положительном же случае мы даем сначала пациенту возможность описать детали ручья. Не спрашивая о деталях, терапевт просит рассказать о впечатлениях. Ручей может быть и маленькой канавкой, и широким потоком, и рекой. Терапевт просит сообщить о таких признаках, как скорость течения, чистота воды, характер берега и его растительности. Можно опять спросить, что пациенту хотелось бы здесь сделать. В то время, как одни не проявляют инициативы, другим хочется опустить в воду ноги, побродить по ручью, поискать рыб и т.д. Какое символическое значение мы можем приписать мотиву ручья? Ручей - это текущая вода, которая из источника устремляется по различным потокам в сторону моря и вливается в него. Основной мотив ручья - мотив постоянно текущего потока, в котором в то же время проявляется развитие.

Мотив ручья является выражением текущего психического развития, беспрестанного развертывания психической энергии. Вода как "элемент" несет в себе жизненную силу. Конец реки, море - особый случай мотива "воды" - считается обычно символом бессознательного в целом. После того, как пациент подробно рассмотрел и описал ручей, ему предлагается на выбор - пойти вверх по течению к источнику или вниз по течению на такое расстояние, на какое он сможет. Идти вверх по течению легче, чем вниз. Для идеально здорового человека проследить ручей вниз по течению не будет особенно трудным. Он расскажет, как ручей становится все шире и шире, как он протекает через различные ландшафты, появляются большие деревни и города, потом он, может быть, впадает в большую реку. Следуя дальше по его течению, в конце концов можно прийти к месту его впадения в море. Тогда уже море само по себе станет особым мотивом. Практически всегда по ходу движения возникают характерные мотивы возникновения препятствия-недопущения. Они дают сигнал о существующих проблемах, и их можно считать признаком нарушения психики.

Признаками нарушения, указывающими на существование внутреннего конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится и- песка, источник течет тонкой струйкой или многочисленными ручейками растекается по лугу. Если у пациента с каким-то невротическим нарушением вода из источника вытекает широко и обильно, то можно сказать, что у данного пациента не нарушена витальность (жизнеспособность) и эмоциональная интенсивность. Пациенту предлагается смочить водой лицо, попробовать воду на вкус. При этом обращается внимание на то, чувствует или нет пациент какую-либо влагу, в какой степени он может описать декорации окружения, какой эмоциональный тон и какое настроение они создают.

Если обратиться к глубинной символике, то источник - это оральное материнское обеспечение, материнская грудь. Когда в картине источника существует серьезное нарушение, можно с большой вероятностью сделать вывод о фрустрациях, связанных с самыми ранними отношениями "мать-ребенок", то есть идущими из области оральных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей вызывает эмоциональные пробелы.Признаками нарушения психики считается не только недостаточное развертывание образа источника, но и сложности с использованием воды источника. Пациент отказывается пробовать воду, объясняя отказ свой тем, что она кажется ему грязной, содержит бактерии или может его отравить. Если он все же ее пробует, то вода может иметь неприятный, плохой или кислый вкус, она может оказаться горячей или крайне холодной. Терапевтически эффективно использовать прием медленного привыкания к родниковой воде, прием постепенной адаптации к ней.

Рекомендуется использовать такое упражнение - проследить, как ручей превращается в реку, потом в большую реку и, наконец, вливается в море. На этом долгом пути пациент почти всегда встречает обусловленные конфликтами мотивы препятствия-недопущения. Он может обнаружить запруду, бетонную стену, дощатую перегородку, вода может постепенно просачиваться в песок, исчезать в отверстии, в земле и явно продолжать свое течение под землей. Крайне острым признаком нарушения с актуальной динамикой Лейнер считает исчезновение воды с самого начала: русло ручья пусто! Встречаются маневры сопротивления, когда пациент, следуя по течению реки, через некоторое время с удивлением замечает, что ландшафт остается все время одним и тем же. Ожидаемое развитие не наступает.

Еще одна противоестественная ситуация возникает, если временами ручей в фантазии пациента течет в гору, преодолевая закон тяготения. Такое встречается у пациентов с несколько наивными или детскими представлениями, часто истерически структурированными. Это указывает на тенденцию отрицания реальности.Интересна проработка возникающего у некоторых пациентов мотива водопада. Чем причудливее, необыкновеннее его образ, тем значительнее невротические нарушения - вода, например, может не доходить донизу, так как она, в представлении пациента, испаряется.

Сеанс, на котором пациент прослеживает течение ручья до впадения в море, требует много времени. Путь к морю можно сократить, предложив пациенту в какой-то момент лодку без весел, чтобы плыть вниз по течению реки. Спуск на неуправляемой лодке может быть тестом на способность отдаться (кому-либо, элементу или человеку). На море, к которому выплывает пациент, ему можно предложить искупаться и поплавать. Лейнер, в отличие от Томаса, занимающегося высшей ступенью аутотренинга, не рекомендует погружать пациента в глубину моря. Он объясняет это тем, что существует опасность встретить там монстрообразных архаических символических существ, а у психотерапевта не будет ни достаточного опыта, ни необходимых знаний, чтобы путем соответствующих режиссерских указаний сделать встречу с ними терапевтически эффективной.

Также техники, направленные на проникновение в глубину психических переживаний, могут столкнуться с опасностью, что будут активизированы не только страхи, но и разнообразные защитные механизмы и тенденции вытеснения, при помощи которых пациент, прежде всего, должен себя защищать. В особо выраженных случаях это может привести к долго сохраняющимся сопротивлениям переноса, которые подрывают доверие пациента к психотерапевту или навязывают пациенту зависимую позицию, потому что он чувствует, что психотерапевт им манипулирует.

Если пациент с невротическим нетерпением настаивает на том, чтобы погрузиться в море, следует помнить, что его желание может определяться явной аутоагрессией и мазохистским угнетением. Поэтому пациент не может быть наилучшим советчиком самому себе относительно режиссерского ведения сновидений наяву. Психотерапевт, работающий по методу символдрамы, должен учитывать и контролировать спонтанные тенденции поведения пациента.

Гора.

Мотив горы можно направить двумя различными способами: первая и более короткая установка - рассматривание и точное описание вида горы издалека. Вторая установка включает подъем в гору, который начинается непосредственно с дороги на лугу и должен привести на вершину. При описании важно подробно охарактеризовать форму, высоту (сколько примерно метров может быть в этой горе?), какие деревья на ней растут и есть ли они вообще, какие горные породы ее слагают, покрыта ли она снегом и т.д. В конце задается особенно важный вопрос: хотел бы пациент подняться на эту гору?

Символдрама — один из видов индивидуальной и групповой психотерапии , в основе которого лежат теория классического психоанализа , аналитическая психология К.Г.Юнга и современные модели. В переводе с греческого символдрама означает — действие условного знака (греч. symbolon — условный знак и drama — действие ). Другие названия этой техники — кататимно-имагинативная психотерапия (от лат. kata — соответственно, thymos — душа, imago — образ, т. е. психотерапия переживания образов, соответствующих душевному состоянию), кататимное переживание образов, метод сновидений наяву.

Основателем символдрамы считается Ханскарл Лёйнер (1919-1996 гг.) — немецкий психоаналитик, врач, психотерапевт. Данный метод терапии был создан в 50-е — 70-е годы двадцатого века, а позднее значительно дополнен детским психоаналитиком и психотерапевтом Г.Хорном.

Символдрама получила широкое распространение в практике психотерапевтов Северной и Южной Америки, а также Европы, за исключением Франции. В России символдрама стала известна в последнем десятилетии двадцатого века.

Суть символдрамы заключается в том, что пациент представляет образы на тему, заданную врачом. Эти образы позволяют раскрыть конфликты и противоречия, которые скрываются в индивидуальном бессознательном. Метафорически символдраму можно охарактеризовать как "психоанализ при помощи образов".

Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г.Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения . То, что предлагает клиенту символдрама логически вытекает из представления Юнга об архетипах . Лейнер предположил: если образ архетипичен, он должен вызывать сильные чувства , будут задействованы мощные психические силы клиента. А конкретные детали, которыми наделит образ данный человек, расскажут о его личном бессознательном .

Наиболее качественные результаты символдрама демонстрирует при лечении невротических и неврозоподобных состояний, различных расстройств эмоциональной сферы, нарушений адаптационных возможностей и всевозможных психосоматических расстройств (т.е. физических заболеваниях, корень которых находится в психической области). Положительным моментом является возможность применения инструментария символдрамы для помощи детям (с 6,5 лет), а также хорошая сочетаемость методики с другими психотерапевтическими инструментами. Среди противопоказаний к использованию символдрамы специалистами выделяются: церебрально-органические синдромы; коэффициент интеллектуальности ниже 85; недостаточная мотивация, самотерапия, а также некоторые формы психозов.

Процедура символдрамы включает четыре этапа :

  1. предварительная беседа,
  2. расслабление,
  3. представление образа под контролем психотерапевта,
  4. заключительная беседа.

Символдрама делится на следующие виды :

  1. индивидуальная,
  2. групповая,
  3. для детей и подростков,
  4. парная, в том числе семейная.

Ключевым понятием в символдраме является мотив . Под мотивами понимаются специальные темы образов , каждый из которых направлен на решение определенной задачи. Например, если пациент нуждается в проработке трудностей первого года жизни, психотерапевт предлагает ему представить образ "луг ". Другими мотивами могут являться: "ручей " (работа с проблемами раннего детства), "гора " (проблемы, связанные с эдиповым комплексом), "дом " (актуальное состояние), "опушка леса " (бессознательные страхи), "идеал-я " (принятие себя), "значимое лицо " (проработка актуального значимого отношения), "лев " (агрессивность), "куст розы " или "поездка автостопом " (сексуальность), "вулкан ", "пещера ", "отверстие на болоте ", "фолиант ". Всего в современной практике символдрамы используются порядка ста различных мотивов.

Как проходит сеанс символдрамы? Обычно терапия включает 10-15 сессий, но в сложных случаях количество визитов к психотерапевту может быть и значительно большим.

Пациент удобно располагается в кресле или на кушетке, погружается в релаксирующее состояние. Углубляется и выравнивается дыхание, расслабляются мышцы. Терапевт предлагает ему представить какой-либо образ, при этом вербально описывать то, что возникает перед его внутренним взором.

Например, пациент представляет себе ручей — от его истока до впадения в море. И тут перед его внутренним взором из спокойной воды внезапно выпрыгивает, напугав клиента, огромный кит. Это значит, что у данного пациента есть какая-то "невидимая " на поверхности сознания мощная часть личности , обладающая разрушительной силой. Возможно, это подавленные чувства — может быть агрессия, гнев или сексуальные желания. Задача, которую совместно должны решить пациент и врач, — понять природу этого "кита", вступить с ним в контакт и, по возможности, "приручить" его.

Еще пример. В образе "Идеал-Я " пациентка представляет себе прекрасную, молящуюся монахиню, и внезапно испытывает по отношению к этой женщине раздражение. Вероятно, женщину раздражают добровольно наложенные ею на себя запреты .

Важно понимать, что в символдраме нет закрепления конкретных значений за символами, ключевую роль играют чувства пациента , которые вызывают у него наблюдаемые им символы.

Замечено, что символдрама оказывает общий благотворный эффект на внутреннее состояние пациентов. Основатель метода вспоминал отзыв одного из своих клиентов, представляющего образ "луг": "То, что вы со мной здесь делаете — просто великолепно! " Дело в том, что образы в символдраме чувствуются очень ярко , объемно, их восприятие близко к восприятию реальности. Человек чувствует прикосновения мягкой травы, прохладную воду, слышит пение птиц, ощущает тепло от солнца… Ландшафты внутреннего мира напоминают картины детства , они дают душе отдых и прибавляют сил .

Я в степи. Недавно прошел дождь, трава спешит впитать. Это степь моего детства. Я выросла в степи.Редкие яркие цветы, много пахучей серебристо-голубой полыни. Много обнаженной почвы. Свежо (утро) и хорошо мне. Ветер.Справа — холмы. довольно не пологие а резко вверх, леса нет. Практически это земляные горы, а не холмы. Вершины их белесые и уже высушенные солнцем и ветром сильнее чем остальные поверхности. очень густо стоят они. но между ними можно спокойно проходить (как в лесу между стволов деревьев. Мне хорошо. Я могу выбрать любое направление движения, они (направления) равноценны для меня и кажется именно это и не дает в итоге свершится шагу. Хотя они очень разные: где-то спереди слева угадывается натоптанная многоми дорога; где-то сзади — река; где-то справа и сзади — полупустыня; где-то спереди слева — наоборот климатическая зона меняется от степи до лесостепи. Всё разное и всё равноценное и потому я стою… И просто ощущаю смену времен года и погодных условий. Изучаю флору вокруг себя (за фауной тоже бегать надо — а это уже движение. а про движение я уже высказалась)) Лошадь белоснежная появилась на склоне одного из холмов. она в положении «ни на равнине ни на горе» — посередине как-то. Явно на меня взгляд и явно разумный. мыслящий. Но мне не понятны её мысли и, возможно, её посыл, направленный мне. Так как я неподвижна, лошади приходится самой приблизится и я ощущаю что она недовольна этим. Она фыркает и я ощущаю мягкие шерстяные губы её на пальцах руки у себя — «покорми меня. тут так принято.это символично и этот ритуал возымеет свой результат» — «считываю» я с ситуации в целом. Мои мысли: кроме сухой колючки я ей сейчас не могу дать ничего. Но… попробую! Рядом растет колючка. я рву (цветы рвать нельзя — я изучила особенности достаточно хорошо. В условиях степи у всех есть защиты от поедания (иначе уничтожение в условиях когда все хотят есть а растений очень мало — грозит вымирание вида. если он не защищен), и если лист не в броне — он или ядовит или горек до невозможности)) Лошадь с облегчением в глазах (взгляд перестал быть напряженным — «сделай это! покорми меня!») берет губами колючку и хрупает её. Теперь она будет следовать за мной куда бы я не пошла. Да только вот я так никуда не иду. На лошади — седло.сажусь и решаю довериться её выбору. раз МНЕ — РАВНОЗНАЧНО КУДА. она начинает идти, узды у неё нет во рту. Ощущение внутреннего диалога между мной и лошадь, она несколько даже успокавает меня что «на людях» — людьми же — мне придастся какой-то прям статус-статус ежели я на ТАКОЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ лошади. То есть они сами всё для себя решат, и решение это будет эм…. для меня не опасным. Поклонится мне, испытывать доверие — да. Уничтожить, повредить меня — нет. Идем идем… входим в селение. По тесту надо встретить препятствие. Это ребенок на дороге. Я смотрю на него с лошади, он на меня, и его отличает то что он то меня ВИДИТ как есть (в отличие от взрослых, видящих через шаблоны рамки и предписания). Я спешиваюсь, следуя своей догадке что это не ребенок посторонний а я и есть. Спешившись — уменьшаюсь до его размеров (или он увеличивается до моих, или это одновременно)… В чем суть тебя как «препятствия»? — спрашиваю его-себя. ответ — тебе придется взять меня на лошадь чтобы я перестал переграждать тебе твой путь. Беру. Теперь задача — ассимилироваться со своей частью.. какой часть ты был? — спрашиваю его. Ответ — «Незамечаемой, исуственно возведенной в статус «не важно», «не принципиально», «не решающе». Продолжаем движение — лошади потяжелело, пока я не «усвою», не «встрою» эту свою часть-ребенка — лошади будет тяжело идти это раз; и два — я не встречу других своих потерянных частей.