Как ходит ребенок в 1 год. Зависимость питания от физиологического развития

Многие родители, когда ребенку исполняется годик, проводят своеобразный тест. В чем его сила и нужен ли он вообще мы узнаем в этой статье.

6 6194028

Фотогалерея: Ребенку год: традиции и празднование

Как оказалось, дети в таком возрасте еще могут ощущать ауру предметов. Поэтому обряд рассчитан на то, чтобы выявить наиболее подходящее по духу ребенку занятие.Так, в суевериях принято считать, что предмет, выбранный ребенком, будет его ориентиром на всю жизнь. При ведической культуре людей разделяли на несколько каст: ученые, дельцы, рабочие, воины. В те времена родители определяли будущий род занятия ребенка при помощи выкладывания нескольких предметов, отвечающих той или иной отрасли. Это были: книга, деньги, оружие и рабочий инструмент. Родители, после того, как их чадо делает выбор, уже знали в каком направлении продвигать дитя и в какой отрасли он сможет достичь успехов. Но в отличие от современных мерок, раньше обычай проводился в любое время, а не в годик. Но возраст дитя не должен был превышать 1,5 года. Были и иные ограничения:предметы уложили только те, которые он видит впервые (нельзя класть любимые предметы), ребенок на момент проведения обряда должен уметь ползать, для того чтобы дотянуться до предмета или подползти к нему и т.д.

Как праздновать 1 год ребенку: традиции

Но современные родители относятся к подобным вопросам легкомысленно. Большинству молодых мам и пап подобное действие напоминает игру. Если к традиции нет должного отношения, ее лучше совсем не проводить, поскольку вы не только определяете путь вашего ребенка, но и программируете и его и себя. К примеру,некоторые родители шутки ради могут положить сигареты, алкоголь и даже презервативы к общему набору, то есть все, что под рукой. Представьте, если ваша годовалая дочь выберет предмет контрацепции. Дело в том, что на подсознательном уровне, в первую очередь у родителей, отложится этот фактор, и они будут всю жизнь искать похожие черты у своего ребенка и тем самым программировать и его. Так вполне вероятно из нормальной девочки сделать «путану». Вышеописанный случай – крайне редкая мера, но он призван молодых мам и пап относиться серьезно к любым вопросам касающихся ребенка.

Если вы склонны верить предсказаниям и обрядам, а также эффекту программирования, то лучше всего вам положить ключи от машины, квартиры и бумажник.

Кстати, стоит отметить, что ребенка нужно сажать не просто на пол, а на специальную подстилочку. Некоторые утверждают что это должна быть овчина, если так, то вы можете вывернуть дубленку. Другие просто берут небольшой коврик и усаживают ребенка.

Существует несколько видов выкладок перед ребенком. Вы можете сделать любой понравившийся вам или же некий микс. Если каких либо предметов не хватает, запаситесь ими заранее.

1 годик ребенку: традиции и обычаи

Несколько вариантов расположения вещей

Вариант № 1

Жизненная символика:

  • Чеснок– служит символом здоровья.
  • Ключи - являются символом благосостояния.
  • Кошелек - означает богатство и зажиточность.
  • Шоколад - значит сладкую и веселую жизнь(можно заменить пряником).
  • Клубок шерсти - обещает долгую жизнь.
  • Книга - считается символом знания и ум.
  • Кисть - говорит о том, что у малыша способность к искусству.
  • Монетка - символизирует процветание(можно заменить долларами).
  • Колечко - пророчит удачный брак.
  • Очки– является признаком тяготения к науке.

Вариант №2

Профессия:

  • Кошелек – ребенок имеет склонность стать банкиром.
  • Расческа – стилистом или парикмахером.
  • Половник – поваром или домохозяйкой.
  • Машинка – водителем транспорта.
  • Мячик – обещает большие достижения в спорте.
  • Портфель – руководящие должности.

Вариант№3

Характер:

  • Кукла - растет дамский угодник (если мальчик).
  • Ключи – семейный, домовитый ребенок.
  • Копилка – бережливый ребенок.
  • Пустой кошелек – денежки будет тратить в будущем, не считая.
  • Нитки – вырастет аккуратный человек.
  • Краски – творческий человек.
  • Маска – артистичная личность.

Вариант№4

  • Жизнь (с чем будет связана жизнь малыша):
  • Книжка - в семье растет будущий научный деятель, "вечный студент".
  • Ножницы - на свет появился мастер на все руки(не обязательно портной, а просто человек- золотые руки.
  • Мышка от компьютера – с компьютерами или иными видами высоких технологий будет иметь дело.
  • Памперс- будущая многодетная мама (отец).
  • Мелочь – малышу быть богатым.
  • Чеснок – вырастет здоровым
  • Шоколадка – его/ее ждет сладкая жизнь.
  • Лента, катушка ниток или клубок – жизнь будет долгая.
  • Цветок (можно даже в горшке) -- означает счастливую семейную жизнь.
  • Кольцо – в жизни его будет большая любовь.
  • Ключи от квартиры – символизирует хорошее благосостояние.

Как поздравить малыша с первым годом жизни?

Сразу стоит предупредить молодых родителей, что в таком возрасте вашему чаду не потребуется пышный банкет. Напротив, чем меньше будет приглашенных, тем лучше и для вас, и для него. Пусть это будет узкий круг самых близких знакомых и родственников.

Пусть крестные родители и бабушки с дедушками помогут вам украсить весь дом или комнату разноцветными шариками. Шарики будут доминировать настроение не только малышу, но и взрослым. Пусть это будут различные клоуны, машинки, куколки и прочие интересные фигурки.

Также родителям можно сделать специальный альбом на ватмане. Возьмите фотографии сделанные за год и поочередно наклейте их, при этом помечая даты (месяца) и стрелочкой указывайте на следующее фото. Возьмите 12 фото: от первого для появления на свет и до 1 годика.

Календарь может иметь и иную тематику: первый зуб, первый шаг, первое слово и прочее. То есть, вы показываете, какой путь прошел за этот год ваш ребенок и как он это сделал.

Можно сделать красивую корону из золотой фольги и украсить ею голову ребенка, а также родителям.

Роль крестных родителей на празднике

Пусть крестные родители сделают отметки в альбоме: обрисуют ручки и ножки ребенку,чтобы далее было видно, как он развивается. Также можно сделать на специальной доске или с обратной стороны деревянного метра зарубину (указать рост) и продолжать эту традицию каждый год.

Давней традицией является обрезание волос на первый год рождения. Сделать это должны крестные мама и папа. Для этого нужно с каждой стороны головы (обрезать с четырех сторон) отрезать по маленькому символическому локону. Некоторые предпочитают стричь налысо, но это не обязательно. Обряд обрезания с четырех сторон является символом креста, то есть защиты. Так, если ваш мальчик уже вырос и идет в армию, то локон послужит ему самым сильным оберегом и защитой от напасти. Для этого, когда сын находится на пороге, то матери нужно отрезать прядь его волос и положить их к тем, которые были срезаны в годик. В свою очередь, небольшую прядь маленький волос нужно было было положить в ладанку и отдать сыну. Этот оберег предназначен в качестве защиты от ранений, неудач и различных опасностей.

Если это девочка, то ей волосы отдают в день замужества. Это дает возможность дочери навсегда покинуть отчий дом, для того чтобы создать свою собственную счастливую семью.

После того, как волосики обрезали, их нужно сложить аккуратно в специальную бумажечку или платочек. Хранятся волосы не где-нибудь, а в родном доме, за образами святых. Так вы даете возможность Божьей силе и благодати помогать вашему дитю. Считается, что святые оберегают человека и не дают нечистой силе завладеть его душой.

Послесловие

Как бы там ни было, главным украшением и причиной праздника является сам малыш, поэтому нарядите его красиво и проследите, чтобы ребенку было удобно в этой одежде. Сделайте большое количество различных фотографий на память. Прикрепите повсюду декорированные бабочки, положите разноцветные карандаши. Пусть дитя войдет в эту жизнь ярко и также ярко ее и проживет.

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

Малыш в 1 год активно познает мир

Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?

Основные моменты

Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.

Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.


Развивающий центр для самых маленьких

Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в ), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.

Развитие мелкой моторики у детей в год

  • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.

Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори
  • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
  • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
  • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

Игра с крупами развивает моторику

Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.

  • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
  • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.

Игры с тестом -развитие моторики

Как стимулировать развитие речи у малыша в год


Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.

Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год


Как подобрать книжку для малыша?

Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.


Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки

Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год

  • Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.

  • Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
  • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
  • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

Игры с водой - любят все дети

Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

  • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.

Веселая физкультура для малыша

Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

Развитие творческих способностей в год

  • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
  • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
  • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
  • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.

Первые музыкальные игрушки

Развитие социальных навыков у годовалых детей

  1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
  2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
  3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
  4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.

Даже самым маленьким нужна компания

Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.


Познание мира - главная задача ребенка в 1 год

Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.

Из крохотного комочка он превратился в самостоятельного человека. Но ему еще многому предстоит научиться. Часто родители задаются вопросом, что умеет делать ребенок в 1 год и как проходит развитие их малыша. К годовалому возрасту большинство детей должно овладеть набором навыков, о которых вы узнаете в нашей статье.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.

Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам

Месяц Девочка Мальчик
Рост Вес Рост Вес
12 (1 год) 73,8 9,5 75,5 10,3
13 (1 год 1 мес.) 75,0 9,8 76,8 10,6
14 (1 год 2 мес.) 76,1 10,1 78,0 10,9
15 (1 год 3 мес.) 77,2 10,3 79,0 11,1
16 (1 год 4 мес.) 78,3 10,6 80,0 11,3
17 (1 год 5 мес.) 79,3 10,8 81,0 11,5
18 (1 год 6 мес.) 80,3 11,0 82,0 11,7
19 (1 год 7 мес.) 81,3 11,2 83,0 11,9
20 (1 год 8 мес.) 82,2 11,4 83,9 12,1
21 (1 год 9 мес.) 83,1 11,6 84,7 12,2
22 (1 год 10 мес.) 84,0 11,7 85,6 12,4
23 (1 год 11 мес.) 84,9 11,9 86,4 12,6
24 (2 года) 85,8 12,1 87,3 12,7

Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.

Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:

Пропорциональность тела

Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи – голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.

Увеличение объема головы

Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.

Количество зубов

Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов. Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д.

На заметку! Оценить физическое развитие ребенка в один год педиатр может на основании пропорциональности, которая учитывается наряду с массой и длиной тела. У хорошо сложенного малыша окружность груди больше окружности головы на количество сантиметров, равное возрасту ребенка.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:

  • Мальчики. Вес – от 10,0 кг до 10,9 кг. Рост – от 75,3 до 78 см.
  • Девочки. Вес – от 9,0 кг до 10,6 кг. Рост – от 74,0 до 77,4 см.

Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.

Первые достижения – какие навыки ребенок осваивает к году

Зная, какие умения малыш должен освоить к 12 месяцам, родители смогут лучше понять своего ребенка и прийти ему на помощь при возникших сложностях. Стоит помнить: чем сложнее навык, тем больше времени уйдет на то, чтобы им овладеть. К примеру, первые шаги малыш может сделать как в 11, так и в 15 месяцев. Если вы замечаете предпосылки для освоения ребенком новых умений, то не за горами и настоящие успехи.

Таблица развития основных навыков у ребенка в 1 годик
Слух Узнает звуки предметов (стиральная машина, часы, телефон) и простые мелодии; пытается подражать звукам (автомобиль едет – “жжж”) и голосам животных (корова мычит – “мууу”).
Речь Произносит около 10 слов (в т.ч. лепетных); имитирует звуки из окружения.
Моторика Делает самостоятельные шаги без поддержки; приседает и наклоняется.
Игра С интересом рассматривает своё отражение в зеркале; на бумаге рисует короткие штрихи и ставит точки; по просьбе взрослого может показать части своего тела.
Эмоции К окружающим относится по-разному; реагирует на слово “нельзя”; начинает сопереживать.
Социальное развитие Ребенок понимает и выполняет простые просьбы (дай/возьми); указывает пальцем на интересующий предмет; удерживает чашку с водой и пьет из неё; вставляет ноги в обувь.

Речь ребенка в 1 год

Малыш с года начинает понимать буквально все, о чем говорит ему взрослый. Отзывчивость ребенка располагает к общению с ним. С годовалым крохой можно постепенно учиться называть предметы, цвета, части тела, не заменяя их правильное название “детским” языком. Подавая пример правильной речи с малого возраста, вы поможете ребенку научиться произносить слова с минимумом затруднений.

Основные моменты развития речи в данном возрасте:

  • Показывает пальцем предметы или картинки в книге, которые ему называют родители (“где мячик?”, “покажи собачку!”).
  • Произносит несколько простых слов (к 15-18 месяцам);
  • Выполняет простые инструкции и просьбы (“пойдем завтракать”, “принеси куклу”);
  • Пытается повторять услышанные слова;
  • Выражает отрицание, крутя головой (“нет”).

Возможно, пройдет время, прежде чем вы научитесь понимать своего ребенка, в том числе его жесты. Помните, никогда нельзя смеяться над речевыми ошибками малыша, даже если они кажутся вам забавными. Произношение постепенно улучшится, надо только быть терпеливыми и внимательными к своему чаду.

Не без трудностей: кризис 1 года жизни

В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться “кризис негативизма”, который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:

  • малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
  • поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
  • ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.

Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки “в деле”. Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.

Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?

Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель – укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.

Важно! Объяснять правила поведения или наказывать кроху в год – совершенно бесполезно. Ребенок вас просто не поймет, а регулярные подобные действия приведут к озлобленности и агрессии с его стороны. Лучший способ помочь годовалому крохе восстановить уверенность в себе – предоставить ему необходимую поддержку и внимание.

Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

5 полезных занятий для годовалого малыша

Основная цель игр с ребенком в возрасте года – это общение и удовольствие. Малышу необходимо выражать свои эмоции, развивать ловкость и моторику рук. Развивающие пособия пока лучше отложить в сторону, не стоит перегружать ими интеллект. Осваивать знания ребенок сможет с помощью крепкой базы в виде навыков, которую и необходимо для начала создать.

Игры с водой

Малыши любят плескать в воде, это факт. Чтобы совместить приятное с полезным, устраивайте пару раз в неделю водные игры. Переливание воды из стакана в стакан, плавающие утята, водный конструктор с присосками и пищащие игрушки/брызгалки – все это доставит маме с ребенком море удовольствия и поспособствует развитию навыков малыша.

Простые аппликации

Аппликации помогают развивать воображение, мелкую моторику и усидчивость. Нарежьте из цветной бумаги простые геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники. Покажите малышу, как из прямоугольника и двух кругов получится машина. Слегка смазав клеем-карандашом, предложите крохе прилепить нос или ушки медведю. Такие простые занятия вместе с родителем принесут младенцу много положительных эмоций.

Сенсорика с сыпучими материалами

Годовалый ребенок только начинает знакомиться с различными материалами, развивая свое восприятие ощущений. Хороший способ развить сенсорику внешнего восприятия – игры с крупой. Начните с малого: насыпьте в баночки из-под детского питания крупу или мелкие макароны, дайте ребенку их потрясти. Будем интереснее, если в каждую баночку добавить пищевой краситель. Также можно поиграть с манкой – распределите крупу на подносе и порисуйте с малышом пальчиками на ней.

Учимся лепить

Отличный способ развить мелкую моторику крохи – дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.

Интересно! Для занятий подойдет и солёное тесто. Сделать его очень просто: нужно смешать 200 г муки, 200 г соли, 125 мл воды и 2 ст.л. растительного масла. Первые “поделки” малыша или отпечаток ладошки на тесте можно подсушить на воздухе и сохранить на память.

Очень хорошее видеопальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:

Читаем сказки

В годик удержать внимание на книге и её прослушивании малыш еще не сможет, но он непременно обратит внимание на яркие иллюстрации. Знакомьтесь с простыми сказками – “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”. Ребенок постепенно будет запоминать героев, а после полутора лет может пытаться воспроизводить фрагмент из полюбившейся истории. Добрые сказки с детства учат правильному поведению и навыкам общения.

Организм ребенка растет, совершенствуются его функции, увеличивается познавательная и двигательная активность малыша, возрастает потребность в энергии. Все эти причины влияют на рацион ребенка, который уже существенно отличается от питания детей первого года жизни.

Что происходит с организмом ребенка от года до полутора лет?

В этом возрасте у детей продолжает развиваться жевательный аппарат, появляется достаточное количество зубов – к 1,5 годам у малышей должно быть уже 12 зубов. Также нарастает активность пищеварительного сока и ферментов, но их функции все еще не достигают полной зрелости. Увеличивается объем желудка – от 200 до 300мл. Опорожнение желудка происходит в среднем через 4 часа, что позволяет принимать пищу 4-5 раз в день.

Суточный объем пищи (без учета выпиваемой жидкости) для малышей от года до полутора лет равен 1200-1250 мл. Этот объем (в том числе и по калорийности) распределяется по кормлениям примерно в следующем соотношении: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Объем разового приема пищи может составлять 250 мл с учетом 5 разового кормления, и 300 мл при 4-х разовом кормлении.

Как кормить ребенка от года?

Для детей 1-1,5-летнего возраста предпочтительными являются блюда кашицеобразной консистенции. Если у ребенка к этому возрасту прорезались жевательные зубы (молочные моляры), ему можно предлагать цельные куски пищи размером не более 2-3 см. У ребенка развивается вкусовое восприятие, начинают формироваться отношение к пище, первые пристрастия и привычки. У малыша начинает вырабатывается условный пищевой рефлекс на время приема пищи, что обеспечивает достаточную, ритмичную секрецию пищеварительных соков и хорошее усвоение пищи. Именно поэтому важно соблюдать режим питания, расширять пищевой рацион введением новых продуктов и блюд.

Увеличивается познавательная и двигательная активность ребенка, а вместе с ней увеличиваются энергозатраты организма. Физиологическая потребность в энергии в возрастной группе от 1 года до 1,5 лет составляет в среднем 102 ккал на 1кг массы тела. При средней массе тела 11 кг она составляет 1100 ккал в сутки.

Главные требования к рациону питания ребенка после года - разнообразие и сбалансированность по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам, минеральным веществам, витаминам). Необходимы комбинации блюд из овощей, творога, сыра, молока, мяса животных и птиц, яиц, крупяных и мучных изделий.

Основа пищевого рациона малыша от 1 до 1,5 лет - это продукты с большим содержанием животного белка: молоко, молочные и кисломолочные продукты, мясо, птица, яйца. Блюда из этих продуктов, а также из овощей, фруктов и круп, ребенок должен получать ежедневно.

Молочные продукты для детей от года

В питании малыша в возрасте старше 1 года большая роль принадлежит молоку, молочным и кисломолочным продуктам . В их состав входят легкоусваиваемые белки, жиры, витамины, минеральные вещества. Кисломолочные продукты содержат молочнокислые бактерии, которые регулируют работу желудочно-кишечного тракта, положительно влияют на микрофлору кишечника, улучшают пищеварение, повышают иммунитет ребенка. Молоко, кефир, йогурт должны ежедневно включаться в рацион питания здорового ребенка, а сливки, творог, сметана и сыр могут использоваться через один-два дня.

Для детей с нормальной массой тела не приемлемы продукты с пониженным процентом жирности, в рационе питания используется молоко 3,2% жирности, кефир 2,5-3,2%, йогурты 3,2%, сметана до 10%, творожки, как молочные, так и сливочные - 10%жирности. Общее количество молока и кисломолочных продуктов должно составлять 550-600 мл в сутки с учетом приготовления различных блюд. Из них 200 мл кефира, предназначенного для детского питания, ребенок может получать ежедневно. Малышам с непереносимостью белков коровьего молока лучше всего отложить знакомство с цельным молоком на более поздний срок (до 2-2,5 лет), а вместо этого продолжать использовать смеси для второго полугодия жизни (они производятся из сухого цельного молока без добавления молочной сыворотки).

Годовалые малыши могут получать только специализированный детский молочный (не сливочный) йогурт с умеренным содержанием жиров и углеводов в объеме до 100 мл в день. Творог, как источник белка и кальция, необходим детям в пределах 50 г в день. Сметану или сливки 5-10 г можно использовать для заправки первых блюд, твердые сорта сыра до 5 г в измельченном виде используются в питании малыша второго года жизни через 1-2 дня.

Можно ли детям яйца?

Однозначно да, если нет медицинских противопоказаний, таких как пищевая непереносимость, дискинезия (нарушения сокращений) желчевыводящих путей). Яйца дают малышу сваренными вкрутую или добавляют в различные блюда, в суточном объеме 1/2 куриного яйца или 1 перепелиное. До полутора лет рекомендуется использовать только сваренный вкрутую желток, примешивая его к овощному пюре.

Какое мясо можно ребенку?

С возрастом в рационе питания постепенно увеличивается количество мяса. Мясные консервы, мясное суфле, фрикадельки, фарш из нежирных сортов говядины, телятины, свинины, конины, кролика, курицы, индейки в количестве 100 г можно давать ребенку ежедневно, желательно в первой половине дня, учитывая их длительный период усвоения. Расширение рациона происходит за счет введения субпродуктов – печени, языка и детских сосисок (на упаковках указывается, что они предназначены для детей раннего возраста). Колбасные изделия - не включаются в список «разрешенных» продуктов.

Рыбный день: какую рыбу выбрать для детского меню?

При хорошей переносимости и отсутствии аллергических реакций в рацион ребенка вводятся маложирные морские и речные сорта рыбы (минтай, хек, треска, пикша) в виде рыбных, рыбно-овощных консервовдля детского питания, рыбных суфле по 30-40 г на прием, 1-2 раза в неделю.

Кашу маслом не испортишь

Растительное масло в суточной норме 6 г желательно использовать в сыром виде, добавляя в овощные пюре и салаты. Жиры животного происхождения ребенок получает со сметаной и сливочным маслом (суточная норма до 17 г). Кстати, в питании детей старше года по-прежнему рекомендуется широко использовать безглютеновые каши (гречка, рис, кукуруза), постепенно вводя овсянку. Кашу рекомендуется давать один раз в день в объеме 150 мл. До 1,5 лет не стоит предлагать ребенку богатые углеводами макаронные изделия.

В набор продуктов для детей 1-1,5 лет должен входить хлеб различных сортов из ржаной муки (10 г/сутки) и пшеничной грубого помола (40 г/сутки)Печенье и галеты можно давать 1-2 штуки на прием пищи.

Составляем фруктово-овощное меню для детей

Овощи важны, как источник углеводов, витаминов, минеральных солей, пищевых волокон, и должны широко использоваться в питании детей от 1 до 1,5 лет в виде овощных пюре. Суточный объем овощных блюд из капусты, кабачков, моркови, тыквы с добавлением лука и зелени равен 200 г. А блюд из картофеля – не больше 150 г, т.к. он богат крахмалом, который замедляет обмен веществ. Детям раннего возраста, а также детям с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта не стоит предлагать чеснок, редьку, редис и репу.

При отсутствии медицинских противопоказаний (например, пищевая аллергия) дети должны получать 100-200 г в сутки свежих фруктов и 10-20 г ягод . Им также полезны различные фруктовые, ягодные (желательно без сахара) и овощные соки, отвар шиповника (до 100-150 мл) в день после еды. Не рекомендуется в питании детей раннего возраста использовать кисели, так как они излишне обогащают пищу углеводами, а питательная ценность их низка.

Компот не заменит воду

Не стоит забывать о том, что ребенок должен получать достаточное количество жидкости. Норм объемов дополнительной жидкости не существует, поить малыша нужно по требованию (во время кормления, в перерывах между кормлениями). Лучше всего предлагать ребенку кипяченую воду, детскую питьевую воду, некрепкие чаи или детские чаи. Сладкие напитки – компоты, морсы, соки не компенсируют недостаток жидкости, а сахар, входящий в их состав снижает аппетит, увеличивает нагрузку на поджелудочную железу ребенка . Следите за тем, чтобы жидкость была доступна вашему малышу в перерывах между кормлениями.

Приготовление еды для детей должно быть правильным

И несколько слов об обработке пищи: для ребенка до 1,5 лет. Каши, супы готовятся в протертом виде, овощи и фрукты в виде пюре, мясо и рыба в виде мягкого фарша (пропущенные 1 раз через мясорубку) или в виде суфле, паровых котлет, тефтелей. Все блюда готовятся путем варки, тушения, приготовления на пару, без добавления специй (перца, чеснока и пр.). Кормите малыша из ложечки, а пить давайте из чашки.

Суточный объем пищи – 1200-1250 мл. Калорийность суточного рациона – 1200 ккал.

Завтрак : Каша или овощное блюдо (150 г); мясное или рыбное блюдо, или омлет (50 г); Молоко (100 мл)

Обед : Суп (50 г); мясное или рыбное блюдо (50 г); гарнир (70 г); фруктовый сок (100 мл)

Полдник : Кефир или молоко (150 мл); печенье (15 г); фрукты (100 г)

Ужин: Овощное блюдо или каша, или творожная запеканка (150 г); молоко или кефир (150 мл)

Примерное меню на 1 день:

Завтрак : Молочная каша с фруктами; Хлеб

Обед: Суп-пюре овощной; овощное пюре из цветной капусты с мясом; галеты; Фруктовый сок.

Полдник : Йогурт или биокефир; печенье детское.

Ужин: Творожок или молоко; фруктовое или овощное пюре.

На ночь : Кефир.

Цельное молоко – молоко, при переработке которого не был изменен качественно и/или количественно ни один из его компонентов – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли и пр.

Безглютеновые каши – каши, не содержащие глютен - растительный белок некоторых злаковых: ржи, ячменя, овса, пшеницы (из которой делают манную крупу), способный вызывать у детей раннего возраста поражение клеток тонкой кишки - целиакию и аллергические реакции, поскольку у малышей существует дефицит фермента пептидазы, расщепляющей глютен.

После того, как малышу исполняется один год, в его жизни начинается очередной важный этап. В годик ребенок очень активно познает мир, который его окружает. При этом он уже многое умеет, а его организм продолжает очень активно и стремительно развиваться и расти. Все органы и системы быстро меняются, и пищеварительная система – в том числе.

Как правило, к этому возрасту у ребенка уже есть примерно восемь зубов. И если у детей первого года жизни питание составляют в большинстве мягкие блюда, то на втором году он уже очень активно интересуется твердой пищей. К тому же те , которые продуцируются в ЖКТ малыша, становятся все более активными. Благодаря этому, а также тому, что желудок стал больше и крепче, его организм уже может усваивать не только легкую пищу.

Впрочем, питание ребенка после 1 года не должно меняться слишком стремительно. Новые блюда вводят постепенно, всегда помня о том, что человечек в один год еще очень маленький, и его организм не готов к «взрослой» еде.

О том, как правильно организовать питание ребенка в год, чтобы обеспечить его активный рост и правильное развитие, речь пойдет в статье ниже.

Питание ребенка в 1 год: основные принципы

Если родители правильно подходят к введению прикорма, то годовалый малыш уже знает вкус многих основных продуктов питания. Педиатры рекомендуют после достижения года практиковать переведение на более твердые блюда. В этот период важно разнообразить меню. Ведь рацион ребенка в 1 год может включать уже достаточно много блюд. Но все же основой кормления являются полужидкие. Однако в пюре перетирать их уже не нужно. Важно оставлять небольшие кусочки овощей, рыбы, мяса и др. При этом рацион не должен содержать очень сухой пищи, чтобы предотвратить возникновение проблем с глотанием.

Важно, чтобы питание в этом возрасте было сбалансированным: в меню должны быть продукты, содержащие весь набор важных для организма элементов. Основной принцип формирования рациона следующий: объем пищи в день должен составлять примерно 1200 мл, ее калорийность – около 1300 калорий. Если рассчитывать все более точно, то на один килограмм веса должно приходиться по 4 г жиров и белков, 16 г углеводов.

Но при этом следует не только обеспечить детский организм белками, но и проследить за тем, чтобы они были полноценными и максимально полезными. Рекомендуется включать в меню растительные и животные белки с аминокислотным составом. При этом животных белков – рыбы, мяса, птицы – в меню должно быть около 75%.

Нормы питания годовалого малыша

  • В меню малыша после года обязательно входят те продукты, которые он привык кушать раньше. В этот период в рационе должны присутствовать каши, фрукты, овощи, рыба, мясо, кефир, творог. Однако после года в меню малыша эти продукты должны сочетаться. То есть в дневной рацион необходимо включать несколько сочетаний разных блюд.
  • В этот период в рационе еще присутствует грудное молоко или смесь. Но плавно происходит их замена «взрослыми» блюдами. При этом постепенно консистенция пищи тоже становится такой, как у взрослых людей. Ведь жевательные мышцы у маленького человека очень активно развиваются, и, чтобы способствовать этому, пюре из его рациона нужно исключать.
  • Чем старше становится ребенок, тем большие порции он получает.
  • В меню годовалого малыша нужно обязательно начинать вводить мясо. Оптимально подойдут его постные сорта – кролик, курица, телятина. Разумеется, что в детском меню должно быть исключительно свежее мясо. Ниже приведено примерное меню питания годовалого ребенка и варианты блюд из мяса.
  • Деток, питающихся материнским молоком, и в один год продолжают прикладывать к груди. Однако количество прикладываний постепенно уменьшается, поэтому в годик малыш должен получать также кисломолочные продукты.
  • Таким деткам обязательно готовят супы. Однако зажаривать их нельзя, а первый бульон при приготовлении мясного супа нужно слить.
  • В целом меню в этот период включает в основном вареные, тушеные и запеченные блюда. При этом и соль, и сахар добавлять в них нужно только в малых количествах.

Необходимо организовать режим питания ребенка в год так, чтобы ежедневно общая калорийность меню составляла не меньше 1300 калорий. Таким же будет режим питания и в 18 месяцев.

Но и здесь важно учитывать индивидуальные особенности маленького человека. Ведь одни дети растут очень резвыми и подвижными, другие – наоборот. Поэтому некоторым малышам может периодически требоваться добавка.

Ниже приведена таблица, в которой указаны продукты, необходимые для годовалых детей, и их количество.

Очень важно учитывать и некоторые другие факторы при формировании рациона питания. Следует выбирать овощи и фрукты по сезону, чтобы обеспечить максимум пользы для растущего организма. Это подчеркивает и доктор Комаровский, и другие известные педиатры.

Формируя меню для малыша на каждый день, не нужно пытаться включить в него все перечисленные выше продукты. К примеру, рыбу, печень, яйца достаточно давать детям такого возраста дважды в неделю.

Рацион

Кормить ребенка в период с года до полутора лет нужно шесть раз в день. Однако основные приемы пищи – это завтрак, ланч, обед, полдник и ужин. Ранним утром происходит кормление грудным молоком или смесью, а последний прием пищи перед сном может состоять из кисломолочного продукта. Получив пищу перед сном, дети спят крепче. Что входит в меню годовалого малыша, и приблизительные рецепты подробно описаны ниже.

Завтрак

Время первого приема пищи зависит от того, когда именно малыш просыпается. Если в первое время мама еще прикладывает его к груди после пробуждения, или дает бутылочку со смесью, то позже такое кормление заменяет полноценный завтрак. Утром целесообразно давать детям кашу на козьем или коровьем молоке. Для каши молоко нужно разводить. При условии непереносимости молока можно использовать смесь для приготовления каши.

Лучше всего для годовалых детей подходят: рис, гречка, овсянка, пшенная, кукурузная каша. Пропорции для приготовления следующие: 200 г жидкости и 2 ст. л. крупы. Разваривать крупу нужно около 15 минут. В кашу можно добавить кусочки фруктов или тертый фрукт. Кстати, манная каша менее полезна, чем перечисленные крупы.

Два раза в неделю можно готовить на завтрак омлет из одного яйца (одно куриное или два перепелиных). Омлет готовят на пару, в него можно добавить немного молока. Также полезен свежий укроп, который стимулирует пищеварение. К завтраку стоит дать немного хлеба – обычного белого, но не самого свежего. Запить завтрак можно компотом из сухофруктов или несильным чаем.

Ланч

Этот прием пищи не менее важен. На ланч подойдет йогурт с фруктами, пюре из фруктов, так как они активно стимулируют пищеварительный тракт и увеличат содержание перед обедом. Еще один полезный вариант ланча — запеченное яблоко с нежирным печеньем. Если в это время мама с малышом гуляют, то можно перекусить покупным детским йогуртом или пюре из баночки.

Обед

На обед ребенок может кушать как свежий суп, так и перовое со вторым. Поскольку обед – это основной прием пищи, то супчик можно готовить более сытным и густым. При приготовлении мясного супа важно слить первый бульон, а во второй добавить овощи и предварительно порезанное на кубики мясо. Для заправки подойдет оливковое или подсолнечное масло. Важно помнить, что годовалым детям еще рано готовить бульон на костях.

Вторым блюдом может быть пюре из овощей или несладкая каша без молока, к которым прилагается мясное или рыбное блюдо. Периодически на обед можно давать печень. В детские блюда нельзя добавлять специи, разнообразные поджарки, много соли. Стоит делать салат из сезонных овощей. Но любое новое блюдо следует вводить в меню постепенно и обязательно наблюдать за реакцией организма на него.

Полдник

Этот прием еды должен включать небольшой перекус. Это может быть запеканка из творога, молочная каша, сырники и т. п. Малышу понравится также перекусывать печеньем с компотом или молоком. Кстати, и коровье молоко следует вводить в рацион очень осторожно. Если оно переносится не слишком хорошо, можно попробовать развести его водой.

Ужин

Ужин нужно планировать так, чтобы после обеда прошло примерно 5 часов. Он не должен быть слишком поздним. На ужин можно готовить блюдо, совпадающее со вторым на обед – кашу, пюре, рагу с небольшими кусочками рыбы или мяса. В рагу из овощей добавляют немного растительного масла.

Второй ужин

Младенцам, еще пребывающим на , в качестве второго ужина предлагают именно мамино молоко. Искусственники получают обычную или кисломолочную смесь. Перед сном следует давать легкую и привычную пищу.

Если ребенок болеет, то на протяжении дня у него может быть один дополнительный прием еды. В этот период детей, которые часто просыпаются по ночам, чтобы попить или поесть, постепенно отучают от такой привычки. Ведь в 12-14 месяцев пищеварительная система постепенно перестраивается и начинает работать «по-взрослому».

В итоге питание ребенка в 1,5 года уже более-менее устанавливается. В полтора года у него уже есть любимые блюда, и родителям проще составить оптимальное меню. А в 1,5-2 года в рацион нужно вводить уже новые блюда.

Как составить меню на каждый день

Прежде всего, необходимо расписать примерный режим приема пищи:

  • завтрак – 9.00;
  • ланч – 11.00;
  • обед – 13.00;
  • полдник – 16.00;
  • ужин – 19.00;
  • перекус перед сном – 21.00.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Что важно учитывать родителям при организации питания?

  • Одним из наиболее важных условий для организации здорового и правильного питания является строгое соблюдение его режима. Ребенок должен получать еду своевременно, и тогда он будет есть ее с удовольствием удовлетворяя потребности организма.
  • Важно и соблюдение определенного ритуала приема пищи. Необходимо приобрести красивые салфетки, разложить еду и приборы на столе. Стоит разрешить малышу помочь сервировать стол. Можно «приобщить» к трапезе игрушки, разложив их рядом.
  • Не следует полностью исключать из меню тот продукт, который ребенку не понравился. Позже его можно подмешать в другое блюдо, чтобы меню осталось разнообразным.
  • Если годовалые дети отказываются кушать, можно немного сдвинуть время трапезы. Вполне вероятно, что целесообразным будет и уменьшение порции, чтобы малыш успевал проголодаться. Можно убрать одно из кормлений.
  • Если блюд несколько, подавать их нужно по очереди. Кроха должен видеть второе блюдо, только когда закончит есть первое.
  • Режим питания можно существенно нарушить перекусами печеньем или булочками. Это собьет и помешает организации здорового и полноценного питания. Поэтому между кормлениями кроху подкармливать не стоит. Если без перекуса обойтись не получается, можно предложить фрукт или овощ.
  • Вводить незнакомые виды ягод и фруктов нужно постепенно – по одному и в маленьких количеством. При этом за реакцией организма стоит очень пристально наблюдать. Мягкие фрукты и ягоды можно давать кусочками, твердые – перерабатывать на пюре.
  • Кондитерские изделия и конфеты такому крохе еще не дают. В качестве сладкого время от времени можно предлагать варенье, мармелад, мед (при отсутствии ), печенье, сухофрукты. Добавляя в некоторые блюда сахар, нужно следить, чтобы его общее количество в день не превышало 40 г.
  • Важен правильный питьевой режим. Иногда дети не говорят о том, что хотят попить, а потом перед приемом пищи пьют большое количество жидкости и пропускают трапезу. Чтобы избежать этого, важно предлагать жидкость между кормлениями.

Главное – не бояться, что кормление малыша в таком возрасте требует определенных усилий и приготовления разных блюд. Ведь это время пройдет очень быстро, и уже совсем скоро малыш станет полноценным участником общих семейных трапез.