Советские девушки. Мужской взгляд

Октябрьская революция 1917 года в России серьезно повлияла на изменение роли женщин в обществе. Пока в других странах феминистки только доказывали необходимость равенства полов, в Советской России этот принцип был официально узаконен.

В первые десятилетия советской эпохи так и повелось — рядом с мужчиной-героем должна была появиться женщина-герой, рядом с ударником труда — ударница, рядом с мужчиной-пилотом — женщина-летчица. Этот принцип нашел отражение даже в знаменитой скульптуре Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница».

Накануне праздника 8 Марта, истоки которого в нашей стране уходят в советский период, АиФ.ru решил вспомнить самых известных женщин Советского Союза разных эпох.

Надежда Крупская

Дочь поручика Константина Крупского и гувернантки Елизаветы Тистровой вошла в историю как «жена, друг и соратник Владимира Ильича Ленина ». Все советские книги и фильмы о Ленине частично были посвящены и Надежде Крупской, которая стала символом верности и преданности лично Ильичу и делу революции в целом.

В советский период, разумеется, не освещались проблемы Крупской со здоровьем, из-за которых она не могла иметь детей, и сложности в отношениях в семье Ульяновых, когда вождь мог уйти к другой женщине.

Но Надежда Константиновна Крупская действительно была предана мужу, в разное время будучи для него помощником, секретарем и сиделкой.

После смерти вождя она много времени посвятила вопросам организации комсомольского и пионерского движения, детской литературы и образования. И если Ленин был всем детям Страны Советов дедушкой, то Крупская, несомненно, приходилась бабушкой.

Паша Ангелина

Если трудовых подвиги мужчин в СССР были связаны с именем Алексея Стаханова , то женские — с именем Паши Ангелиной.

Паша, она же Прасковья Никитична Ангелина, в возрасте 16 лет окончила курсы трактористов, став одной из первых в стране женщин-трактористов. В 1933 году Паша Ангелина организовала первую в СССР женскую тракторную бригаду, став ее бригадиром. Бригада Пашин Ангелиной регулярно перевыполняла план и устанавливала трудовые рекорды. Ее имя не сходило с первых полос центральных газет. В 1938 году она выступила с лозунгом «Сто тысяч подруг — на трактор!»

За успехи в труде Паша Ангелина была дважды удостоена звания Героя Социалистического Труда и трех орденов Ленина. Ее имя оставалось на слуху до самого распада СССР, несмотря на то, что героиня прожила короткую жизнь, скончавшись в 1959 году в возрасте 46 лет.

Прасковья Ангелина, 1935 г. Фото: РИА Новости

Валентина Гризодубова

Дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова свой первый полет вместе с отцом совершила в возрасте двух с половиной лет, а в 14 лет уже совершала самостоятельные полеты на планере.

В 1930-х годах Гризодубова стала настоящим «Чкаловым в юбке». Она установила целый ряд авиарекордов, главным из которых стал беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в составе женского экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой, совершенный в сентябре 1938 года. За этот перелет Гризодубова была удостоена звания Героя Советского Союза.

В годы войны командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

После войны Гризодубова много лет занималась научно-исследовательской деятельностью и испытаниями новейших образцов авиационного оборудования.

Знаменитая советская героиня ушла из жизни весной 1993 года, почти незаметно — новой России, погрязшей в политических распрях, было не до нее.

Валентина Гризодубова, 1938 г. Фото: РИА Новости / Ольга Ландер

Валентина Терешкова

Без всяких сомнений, имя этой советской героини известно всему миру. 16 июня 1963 года она поднялась на космическую орбиту на корабле «Восток-6», став первой в мире женщиной-космонавтом.

В отличие от Гагарина и других первых космонавтов-мужчин, Терешкова не была летчицей. Ткачиха, которая затем стала делать карьеру по комсомольской линии, занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе. Из всех претенденток на полет Терешкова более всего понравилась Никите Хрущеву — советский лидер учел и ее рабочее происхождение, и умение активно участвовать в общественной жизни. Последнее было немаловажно — после полета первой женщине-космонавту предстояло много ездить по разным странам, проводить встречи и пропагандировать советский строй.

Сам полет «Востока-6» прошел с трудностями, и его программу пришлось частично сократить из-за того, что Терешкова на орбите чувствовала себя неважно и не могла выполнять указания Центра управления полетами. Разгневанный «отец советского космоса» Сергей Королев пообещал в сердцах, что при нем ни одна женщина в космос больше не полетит.

Вся последующая жизнь Валентины Терешковой посвящена общественной и политической деятельности в разных ипостасях, начиная от поста главы Комитета советский женщин и заканчивая мандатом депутата Государственной Думы России.

Интересно, что когда Терешкову зачисляли в отряд космонавтов, ей присвоили звание рядового. В итоге первая женщина-космонавт стала и первой женщиной, дослужившейся в России до звания генерал-майора.

Ирина Роднина

Один из самых ярких и известных образов советской эпохи — фигуристка Ирина Роднина, стоящая на высшей ступени пьедестала почета и со слезами на глазах смотрящая на поднимающийся под звуки гимна под своды ледовой арены флаг СССР.

В детстве маленькая Ира одиннадцать раз переболела пневмонией, после чего врачи настоятельно посоветовали родителями побольше заниматься с девочкой физическими упражнениями, и лучше всего на открытом воздухе. Выполняя эту рекомендацию, папа с мамой привели Иру на каток.

Занятия для здоровья обернулись тремя золотыми олимпийскими медалями, десятью победами на чемпионатах мира, званием самой титулованной фигуристки планеты, и искренней любовью всего Советского Союза.

Слава Родиной настолько большая, что к ней не липнут никакие политические скандалы, связанные с ее деятельностью в качестве депутата Государственной Думы России.

Когда Россия вела борьбу за право провести зимнюю Олимпиаду-2014, понадобился человек, который смог бы представить заявку в видеоролике. Выбор пал на Родину, ибо более известного человека из нашей страны в зимних видах спорта просто нет.

Право провести Олимпиаду доверили Сочи, и 7 февраля 2014 года Ирина Роднина вместе с Владиславом Третьяком зажгли огонь Игр.

  • © Фото с сайта wikipedia.org
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото Russian Look
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

Раиса Горбачева

Когда в 1985 году Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, советские граждане с удивлением узнали, что у руководителя государства тоже есть жена. До этого момента супруги лидеров находились в тени, и даже Надежда Крупская по отношению к вождю воспринималась как второстепенный персонаж.

Раиса Максимовна Горбачева продемонстрировала совсем иной стиль поведения супруги главы государства, став первой «первой леди» в западном понимании этого термина в истории нашей страны. Яркая, стильная, модная, Раиса Горбачева порой затмевала своего мужа, который очень быстро стал растрачивать свою популярность. Она занималась благотворительной деятельностью, курировала целый ряд программ помощи женщинам, детям и тяжелобольным.

На Западе ее признавали «Женщиной года» и «Леди года», а вот на Родине отношение было куда более сложным. Со временем Раиса Горбачева стала вызвать раздражение, особенно у женщин: частая смена ею нарядов на фоне нарастающего экономического кризиса многими воспринималась как «пир во время чумы».

После распада СССР и отставки Михаила Горбачева его жена исчезла с телеэкранов также стремительно, как появилась на них. В 1996 году, несмотря на то, что не поддерживала эту идею, она участвовала в предвыборной кампании мужа, претендовавшего на пост президента России. Эти выборы завершились для Горбачева полным провалом.

Летом 1999 года врачи нашли у 67-летней Раисы Горбачевой лейкоз. Помощь ей пытались оказать немецкие врачи, но болезнь стремительно прогрессировала, и в сентябре 1999 года «первой леди» СССР не стало.

Простодушные и наивные, преданные, целеустремленные, добрые, безумно привлекательные и харизматичные, немного доверчивые, но такие родные - советские девушки. Какими они были тогда?

Я взяла свой старенький блокнот, заварила вкуснейший чай и пошла к соседке, которая прошла через половину истории СССР. И вот что она мне рассказала.

Женщина при любых обстоятельствах останется женщиной. Поэтому даже в те нелегкие времена, когда прилавки не изобиловали косметикой, новинками одежды и элементарными средствами гигиены, советские красавицы все равно умудрялись наводить такой «марафет», что глаз не отвести. Я, конечно, могу себе представить, что методы и средства для были, мягко говоря, не самыми современными: тени напоминали гуталин, пудра была похода на дуст, а карандаш был не косметическим, а самым обычным.

А что делать в период жуткого дефицита ? Ради красоты девушки стоически терпели даже такие неудобства.

Чего только стоит химическая завивка, украшающая голову каждой третьей советской работницы! Она смотрелась, откровенно говоря, специфически, причем была чрезвычайно вредна для волос. Но все равно стойкие модницы жертвовали здоровьем своей шевелюры ради стильного образа. Разнообразия красок для волос тоже не наблюдалось, в основном раскупали хну и басму, а немного позже стало модным краситься «под Монро».

Особенной популярностью пользовался парфюм «Красная Москва», просто потому, что других альтернатив и не было. Отдельно надо сказать о золотых зубах. Это сейчас голды считаются пережитком прошлого или признаком провинциальности, а вот ранее они указывали на то, у человека «водятся деньги».

Говорят, что в СССР интимных отношений не было.

Это, конечно, неправда, но если взглянуть на нижнее белье светских красавиц, можно только представить, как оно должно было будоражить воображение мужчин.

Удобное и добротное, но при этом совершенно асексуальное и бесформенно. Хотя винить женщин нельзя, ведь у них не было особого выбора. Тот де на то время был одним для всех.

Верхняя одежда была «приличнее», но тоже не баловала изобилием вариантов: каракулевые и норковые шубы непомерного веса, а также странного кроя драповые пальто. Вдобавок к ним, как правило, покупали чешские сапоги, которые носились действительно очень-очень долго, хотя не блистали своим внешним видом. Но особенной удачей было достать чудные югославские сапожки, за которые нужно было выложить месячную инженерскую зарплату.

Учитывая все это, надо отдать должное женщинам СССР, которые при всем при этом умудрялись оставаться привлекательными.

В наши времена худеть значительно проще, нежели тогда. В СССР девушки не могли даже предположить, что от жира можно избавиться посредством липосакции, быстро вернуть форму с помощью таблеток и порошков для похудения. В советское время все было гораздо сложнее.

Во-первых, не было достаточной информации на тему здорового питания и диет. Все, что удавалось узнать, блуждало из уст в уста, поэтому было схоже не передачу секретной информации.

Так, в далекие 60-е, для поддержания стройной фигуры стало модным использовать яблочный уксус, который и сейчас многие употребляют в тех же целях. Его разводили в воде или в чае, выпивая этот напиток два раза в день. Причем кое-какой результат, конечно же, был заметен. Но справедливости ради скажу, что и гастрит тогда заработали многие.

Касторовое масло - это еще один ингредиент, который советские женщины применяли в борьбе с килограммами.

Его подмешивали в какао, пили ежедневно. Слабительный эффект «работал» как часы, изнуряя до синяков под глазами. Английскую соль добавляли в сладкий чай, что давало не только желанный эффект похудения, но и заболевания желудка. Но многие просто не обращали на это внимания. Если хотя бы 10 кило было сброшено, оно того стоило.

Потом огромную популярность приобрела гимнастика, которую сначала внедрили на предприятиях как пятиминутную разминку. Она очень полюбилась женщинам, перенявшим моду делать ее в домашних условиях. Ох уж эти «ножницы», «велосипед» и «крокодильчик», обручи да приседания! Все это выполнялось с особым энтузиазмом и давало неплохие результаты.

Но были девушки, которые хотели быстро заполучить талию «как у Гурченко», и для этого им приходилось сильно ограничивать себя в питании, переходя буквально на рис без масла, или вообще голодать. Да, были и такие. Конечно, подобные эксперименты ничего кроме проблем со здоровьем принести не могли. Но тогда им очень часто жертвовали, следуя экранным образам.

В отличие от современных девушек, красавицы СССР были куда менее прихотливыми к своим ухажерам, поэтому каждый мужчина имел возможность создать счастливую ячейку общества, несмотря на отсутствие машины, дачи или других благ. После второй мировой официальная регистрация брака стала очень востребованной среди населения. Потому что на тот момент представителей сильного пола подходящего возраста откровенно не хватало. И девушки брали инициативу в свои руки, создавая свое уютное семейное гнездышко пусть даже с неказистым партнером.

Несладко пришлось вдовам фронтовиков. По сути, воинов считали погибшими, но их супруги по-прежнему продолжали ждать, надеясь на чудо, и оставаясь совершенно . То же можно сказать о «старых девах». Казалось бы, разве мало мужчин, с которыми можно было построить нормальные отношения? Но выходить замуж не по любви на тот момент - нонсенс, который даже не возможно было себе представить. Браки, созданные из корыстных целей, осуждались. Поэтому женщина могла всю жизнь оставаться одна, не зная прелестей семейного счастья, потому что так и не получилось у нее найти любимого человека.

Советские девушки относились к браку очень серьезно. Конечно, и тогда существовал гражданский брак. Но он не был настолько распространен. Считалось, что такие отношения несерьезные и ничем хорошим закончиться не могут. К тому же государство всячески помогало молодым семьям, а вот на холостяков накладывали налог.

В настоящий момент поженившиеся пары заводят ребенка с меньшим энтузиазмом, нежели в советские времена. А тогда детей воспринимали несколько по-другому. Ведь сейчас практически каждая девушка сначала хочет пожить для себя, построить карьеру. И если ребенок не вписывается в ее планы, она точно не будет его заводить. Разве что, если «Бог даст». Хотя даже такие «проколы» сейчас - редкость.

А вот в Советском Союзе женщины мечтали о браке, особенно о детишках. Именно дети являлись признаком того, что семья полноценная. Причем речь идет не об одном ребенке, коим сейчас часто ограничиваются многие пары. Многодетных мам даже в тяжелые послевоенные времена было действительно много. И они, несмотря на все трудности, хорошо справлялись. И поколение того времени вспоминает свое детство только с теплотой и ностальгией.

Надо сказать, что к труду, причем физическому, женщины СССР относились совсем по-иному, нежели сейчас. Ведь тогда, в военное и послевоенное время, надо было помогать мужчинам. Когда они ушли на фронт, слабый пол стал к станкам, сел за руль трактора и асфальтоукладчика. Несомненно, это все-таки сказалось на их внешности, о которой тогда мало думали, но поставленные задачи они выполняли на ура.

Послевоенные профессии со временем сменялись более престижными, более женскими, но все равно отношение к труду осталось прежним - наши девушки готовы были работать и выкладываться на все 100 процентов.

Советские женщины, чьи-то мамы, бабушки и даже прабабушки, для каждого из нас могут стать примером целеустремленности и трудолюбия, самоотверженной любви, достоинства и чести, даже в столь непростые времена не утратившие чувство женственности и красоты.

Мода в Советском Союзе – тема, занимающая многих исследователей и историков костюма, и не меньший интерес вызывающая у обычных женщин, хранящих вырезки и выкройки из советских модных журналов. В послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения…

Символы времени и курс на Запад

Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.

В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.

После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.

В моду вошли сшитые во время Первой мировой войны для авиационных батальонов кожаные куртки, которые и мужчины, и женщины носили с кожаными фуражками; не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины - с прямыми юбками из сукна.

Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, - которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.

Фрагменты картин Георгия Ряжского «Делегатка» (1927) и Кузьмы Петрова-Водкина «Девушка в красном платке» (1925)

Советская мода 1920-х годов формировалась в условиях жесткой нехватки ткани, поэтому одной из главных задач швейной промышленности стало создание единой для всех моды.

«Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались », - писал заведующий производственным отделом Москвошвея.

Власти послереволюционной России твердо решили избавиться от всякого наследия прошлого и от элементов России царской, в том числе всего, что касалось стиля одежды. Несмотря на это, над универсальным костюмом для советского гражданина работники швейных фабрик трудились не один год. Производителям одежды была поставлена задача: создать костюмы для пролетариата, которые должны быть не слишком узкими и приспособленными для работы.

Александр Дейнека «Текстильщицы». 1927 год

Так как других ограничений у художников не было, при работе над новой прозодеждой они пустили в ход фантазию и ушли в конструктивизм. Новые модели отличал геометричный крой и такие же рисунки на ткани. Сшитая в мастерских одежда была чем-то принципиально новым, однако привлекла внимание простых граждан, а не обеспеченных дам, по-прежнему предпочитавших одеваться согласно дореволюционной моде.

Отсюда и главный парадокс моды тех лет: работая над одеждой для рабочих, художники экспериментировали и пробовали новые ткани и рисунки, а обшивая партийную элиту, шили по старинке, исключая всякие нововведения.

В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.

В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.

Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.

Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Ялте

В период НЭПа особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.

Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.

Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения.

Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были терпеть проникновение западных мод на улицы советских городов, и сделали все возможное, чтобы граждане выглядели одинаково.

Фабрики отшивали грубые пальто и платья простого кроя, а последних художников-приверженцев конструктивизма подвергали жесткой критике. Александр Перелицын и Вера Муницына, возглавлявшие художественный совет организации «Союзхлопкосбыт», были одними из последних модельеров, пытавшихся в 1920-е годы привнести в фасоны и крой одежды что-то новое.

«Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок - художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным… И все, что носим с вами… - все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство », - говорилось в одном из фельетонов в газете «Правда», окончательно определившем судьбу советского конструктивизма в моде.

Согласно сохранившимся справочникам, в 1923 году в столице работало 204 мастерские, специализировавшиеся на мужской одежде и только 32 женских ателье. Почти все известные мастерские в то время находились в центре: в Столешниковом переулке, на Петровке, Покровке, Тверской и Малой Бронной.

Родители летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова - Ксения Игнатьевна и Михаил Яковлевич. Москва. 1925 год.

В это же время появились первые советские журналы мод. Издание «Ателье», созданное при первом советском «Ателье мод», согласно редакционному письму, ставило своей целью «деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры».

Материалы для журнала готовили самые известные художники и авторы того времени, а на страницах «Ателье», помимо эскизов и статей, можно было увидеть фотографии знаменитых актрис в дорогих нарядах, выполненных, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, из качественных тканей.

В журнале был напечатан эскиз популярного платья-бутона скульптора, художницы и модельера Веры Мухиной. Свое название наряд получил из-за драпированной юбки из белой ткани, напоминавшей лепестки цветка. Образ дополняла широкополая красная шляпа и трость.

Издание имело большой успех у читателей, а тираж его составил две тысячи экземпляров. Однако второй номер журнала уже не вышел. Содержание «Ателье» было раскритиковано журналистами другого издания - «Швейник», а в 1925 году большие изменения произошли и в самом «Ателье мод», работники которого после назначения нового руководства стали шить наряды для знаменитостей и жен чиновников.

Еще один журнал, издававшийся в 1920-х, - «Искусство одеваться», первый номер которого вышел в 1928 году и начинался со статьи Анатолия Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?». Среди рубрик журнала - «Полезные советы», «Прошлое костюма», «Курьезы мод». Читателей призывали участвовать в дискуссиях о костюме для советского рабочего, в которых подчеркивалась необходимость создавать свои, а не парижские моды.

В журнале «Домашняя портниха», также вышедшем в 1928 году, печатались выкройки и модели одежды с пояснениями. В это десятилетие появилось еще несколько изданий, среди которых «Швейная промышленность», «Модный журнал», «Четыре сезона», «Вестник моды», «Модели сезона», «Женский журнал». Большинство изданий просуществовало недолго, однако некоторые выпускались несколько лет, пользуясь неизменным успехом у читателей.

Модные девушки 20-ых

Одним из самых популярных художников по костюму, чьи эскизы публиковались в журналах, в первые годы советской власти была Надежда Ламанова, получившая признание еще в царской России.

Создававшая до революции наряды для царской семьи и бомонда и даже получившая звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», после 1917 года Ламанова вынуждена была приспособиться к новым условиям – не только сменившемуся курсу в одежде, но и недостатку тканей.

Тяжелые обстоятельства модельер смогла обратить в свою пользу: именно с ее легкой руки творческая интеллигенция стала интересоваться кустарными тканями (в начале 1920-х Ламанова экспериментировала с холщовой тканью, полотенцами изо льна, одеялами, шторами).

Так, при новой власти, продолжая работать с женами чиновников, она занялась и массовым производством одежды. В условиях послевоенной разрухи шить костюмы приходилось из грубых и дешевых материалов, что требовало от модельеров огромного терпения и изобретательности. По просьбе Ламановой тогдашний министр культуры Александр Луначарский дал добро на создание «Мастерской современного костюма».

Также она руководила творческим процессом в первом советском «Ателье мод», где работала бок о бок с другими знаменитыми художницами, и участвовала в подготовке журнала «Ателье». Наряды от Ламановой часто демонстрировала муза Владимира Маяковского и известная модница того времени Лиля Брик.

С «Ателье» сотрудничала и дизайнер Александра Экстер. Ее работы выделялись среди остальных и были легко узнаваемы – Экстер создавала костюмы, руководствуясь принципами кубизма. Одна из самых популярных ее работ – сложный костюм, сконструированный из нескольких материалов и напоминающий кимоно. Эскизы Экстер были напечатаны на обложке «Ателье», а внутри журнала можно было найти ее статью «О конструктивной одежде».

«При выборе формы одежды следует считаться с естественными пропорциями фигуры; с помощью правильного конструирования одежды можно добиться ее соответствия формам и размерам тела. Рабочая одежда должна обеспечить свободу движений, поэтому она не может быть зауженной. Одно из главных требований к такому костюму – удобство в работе », - писала дизайнер. Для «Ателье» Экстер разработала варианты прозодежды и модные костюмы с вариациями на историческую тему. Александра Экстер в 1920-х эмигрировала во Францию.

Лиля Брик и Луэлла Краснощекова 1924

Известная художница Варвара Каринская руководила школой художественной вышивки ARS. Как и Ламановой, ателье ей помог открыть нарком просвещения Луначарский. Позже она организовала салон для столичной элиты Haute Couture, клиентами которого стали представители обеспеченной верхушки и жены нэпманов. Также в этой среде был популярен антикварный салон Каринской – там богатые дамы покупали украшения.

Варвара Каринская создала новую технологию вышивки по ткани и аппликации, благодаря которым материал напоминал живописное полотно. В 1928 году художница эмигрировала из Советского Союза, остановившись сначала в Германии, а позже перебравшись в Нью-Йорк, где стала хозяйкой самого популярного ателье. Еще одно признание таланта Каринской – премия «Оскар» за лучшие костюмы к фильму «Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли.

Вестник моды (1926)

Вся правда о советских женщинах

Мы хотим рассказать вам о жизни женщин, которые проживали в СССР. Обратную сторону образа спортсменок и комсомолок и все тяготы жизни женщин тех лет.

Нынешние 20-30-ти летние не догадываются, что большинство женщин "за 30" в Советском Союзе были неухоженными, ужасно одетыми, нездорово толстыми и с плохими зубами.


Неверующим достаточно посмотреть пристрастно "Служебный роман". Ну и сколько лет Мымре?

Вины их в этом не было. Ну, ни капельки. Их вынудили жить по тем правилам, по которым жили их бабушки и мамы.


Плюс к тому, как в 30-х посадили женщину на трактор, так и забыли ее оттуда снять.


Впрочем, именно ей советской женщине - Блондинке на тракторе - мы во многом обязаны победой в отечественной войне. Вы тут-же скажете, а как-же товарищ Сталин и товарищ Жюкофф?

А так, только Благодаря нашим женщинам мы смогли призвать гораздо больше солдат, чем могла себе позволить Германия. Да и любая другая страна, за исключением пожалуй Китая...


Немцы, к примеру, до 1944-го не призывали специалистов. Почти треть годного к призыву контингента оставалась в тылу! Не могла, да и не хотела, немецкая фрау заменить мужа у станка! Три небезъизвестных "К", а наши смогли. Впрочем, не совсем добровольно, но смогли.

За это пришлось заплатить высокую цену - нынешние проблемы с демографией именно оттуда, из тех времен. Ибо как только вы вытаскиваете женщину из "трех К" - получаете одного ребенка в семье. И никак иначе... Подвели нас русские бабы...


Но давайте вернемся к экстерьеру советской женщины и подумаем, откуда им что было взять? . В стране победившего социализма практически для всех гигиенических целей использовалась только вата, к олимпиаде появились прокладки типа "мочалка" и изделие №2 "проверено электроникой"...


А из косметики советской женщине была доступна пудра, скорее напоминавшая дуст да тени, похожие на гуталин. Еще был популярен химический карандаш - вполне обычный, а не косметический и лак для паркета в комплекте с ацетоном. И это заметим в жирные 70-е...


Опять -же к началу 80-х произошли некоторые подвижки. Иногда в Ванде "выбрасывали" польскую косметику, которая, как потом оказалось использовалась самими поляками для оформления покойников, ибо они могли достать французскую. Позже появились и французские бренды, правда чаще всего они производились в Сирии или Египте по лицензиям.


Духи "Любимый букет императрицы" - они-же "Красная Москва" вплоть до тех-же 80-х, оставались единственным приличным запахом выпускавшимся могучей парфюмерной промышленностью.

Никакой линии бикини, да и вообще советская женщина считалась "шикарной" - если позволяла себе целые колготки под брюки... А если она позволяла себе их не стирать...Но такой роскоши вплоть до середины 90-х мне видать не приходилось. Даже в ванной у замминистра РСФСР сушились, правда целые, колготки..

На голове советские женщины, как правило, носили химию. Это такое извращение типа перманент. Волосы от этого у них были похожи на проволоку и к старости некоторые становились лысыми. Из красок для волос была доступна Хна, перикись водорода и басма. Ближе к Олимпиаде появились еще какие-то, но мне кажется ненадолго.


Многие носили прическу, в нее обычно подкладывали рваные чулки или клубочки шерсти, а дамы носившие прическу типа Матвиенки - каждый вечер накручивали волосы на железные бигуди. Кстати интересно, тетя Валя в бигудях спит или это парик...


Представляете чувства мужа, когда он приходил с работы и видел на кухне жирное чудовище с полным ртом стальных/золотых зубов, огурцами на щеках (для ухода за кожей), волосатыми ножищами и в голове у чудовища стройными рядами лежали пластиковые ряды модных тогда термобигудей. Не представляете - и не надо. Но главное у соседа была точно такая-же... Так что социальная справедливость была налицо...

Кстати о зубах. Если сейчас " голды" во рту - признак явной провинциальности - в то время это был признак достатка. А первая пневматическая бормашина в Москве появилась только в 1975 году... А что такое амальгама - вам лучше не знать.

Нижнее белье советской женщины в 90 процентах случаев - было выпущено в Советском Союзе. Чаще всего это были бесформенные трусы и такой же бюстгальтер, напоминавший скорее портативный парашют.

Окрашенные в светлые тона Они содержали до 146% искусственных тканей. За что надо сказать отдельное спасибо нашему могучему ВПК и ссоре с китайцами... Капрон в 70 появился благодаря необходимости изолировать провода ПТР.


Верхняя одежда была чуть получше, но тоже не особо. Некоторые шили себе сами, но достать нормальный материал тоже было проблемой. Каракулевые и нутриевые шубы пошитые в многочисленных ателье напоминали тяжелый бронежилет, как по покрою так и по весу. А шапки, ах эти шапки из хвоста сибирской лисички... А Драповые пальто , Дизайн которых был утвержден кажется еще Луначарским...


Обувь требует отдельного спича, в столице в 70-х была популярна Чешская обувь с бывших Батевских заводов в Брно. Очень ноская, удобная, но не эстетичная. А югославские сапоги, стоили ровно зарплату инженера. Месячную.

Впрочем если всю эту штукатурку и дерюгу с советской женщины снять - она там была симпатичная, но страна северная, плюс квартирный вопрос... Да и комсомол с профком бдили...


Это не значит, что я пытаюсь доказать правоту той фригидной кретинки, что вякнула во время телемоста мол "в СССР секса нет". Нет, просто красивой советская женщина была очень недолго. К 30-ти годам большинство выглядело на современные 40.Ну а в 40 на 50 с гаком. Это и сейчас бывает, а тогда вырваться из этого замкнутого круга могли только знаменитости, да и то не все.


Свою роль играло также массовое применение женского труда на тяжелых и малооплачиваемых работах. Это сейчас костыли в шпалы в основном таджики бьют. Они-же и дворниками служат. А в СССР это были Женские работы....Как кстати и асфальтоукладка... Крановщиц было много...


Трудно было советской женщине оставаться женщиной, но природа брала своё, иначе я этого не написал - бы, а вы не прочитали...

Да что там говорить, при том, что среднеевропейский возраст климакса последние 40 лет составляет 52 года, в СССР он находился практически на нижней медицинской границе - в районе 43-44 лет.

МЕТКИ: из инета

http ://klikabol .mirtesen .ru /blog /43367091256/Vsya -pravda -o -sovetskih -zhenschinah /?pad =1

Безусловно, отличается от современного. Но и воспитание молодежи в СССР имело свои оттенки, которые отложились на задворках памяти нынешних бабушек и мам. Психолог и публицист Людмила Петрановская во время лекции «На стыке тучных и тощих лет: семьи и люди» рассказала, как жилось женщинам в Советском Союзе.

Так, до 1960-х годов с двух месяцев женщины должны были обязательно выходить на работу. Соответственно, мамам нужно было и отдать туда совсем крошечного ребенка. По словам Людмилы Петрановской, именно . Ведь дети, росшие практически без родителей, во взрослой жизни не хотели такого же участия своим детям.

Жизнь женщины в Советском Союзе тоже имела свои последствия. В рамках лекции Людмила Петрановская рассказала, как жилось мамам в СССР и какие это имело последствия.

Примерно до середины 1960-х годов была жесткая установка на отдирание детей от родителей, на обращение с родителями как с нанятым персоналом для выращивания детей.

Отдельно — отношение к матери как, во-первых, к инкубатору, во-вторых, еще вечно виноватому инкубатору. Немало написано про практику советских роддомов, когда совершенно непонятно зачем, для чего, с какой целью, без всякой рациональной, разумной, логической причины женщина проходила через издевательства, сопоставимые с помещением в концлагерь или тюрьму.

Ее раздевали догола — неизвестно зачем, отбирали все личные вещи — неизвестно зачем, запрещали одеваться — неизвестно зачем, полностью отсекали от семьи — невозможно было никак ни видеться, ни обратиться. И при этом обычно звучал такой текст: «Как давать, так знала, а как рожать, не знаешь». То есть практика рождения ребенка подавалась как наказание за то, что ты, сволочь такая, еще и сексом занималась, вот теперь ужо-то узнаешь.

Это было почти нормальным — запугивание молодой матери тем, что она «угробит ребенка» от малейшего неправильного движения: «Что ты делаешь, ты угробишь ребенка».

Рассказывание всяких историй, как кто-то угробил ребенка, — то есть, загоняние в вину, в состояние неуверенности в себе, неполноценности, виноватости, проклятости по всем параметрам. Это носило характер почти магического обряда, чем-то похожего на мрачную инициацию с непонятной целью.

При этом постоянная тема — что твой ребенок тебе не принадлежит, что ты его рожаешь для государства, что, когда надо будет, он должен будет пойти и умереть ради государства. Эта повсеместно распространенная тема очень сильно влияла на чувства родителей, на их способность защищать своих детей, на их способность вообще как-то отвечать за ситуацию с ребенком, с семьей.

Это то, что мы получили в наследство к концу советского периода, то, что сейчас проявляется в работе с психологами взрослых людей, когда они все это вспоминают. По их рассказам достаточно легко восстановить состояние их родителей — людей, которые постоянно пребывают в абсолютно беспросветном катастрофическом стрессе, которые перед всеми виноваты, которые не знают, как строить свою жизнь, которые сами — когда начинаешь спрашивать про детство, их родителей, то есть, бабушек-дедушек — имели часто очень тяжелое детство.

Вот один очень яркий пример с моей последней группы для мам, которые хотят разобраться с какими-то своими проблемами.

Молодая мама рассказывает, что ее мама постоянно запрещает ребенку кричать. Кричать не в смысле сердиться, а просто громко кричать. Детям свойственно вопить, орать. Как только ребенок начинает быть слишком громким, бабушка очень нервничает и требует, чтобы он это перестала. И в какой-то момент, дочь спросила: «Мама, почему нельзя ребенку кричать?». И бабушка как-то зависла. Говорит: «Нечего кричать. Не надо».

На следующий день приходит бабушка и говорит: «Ты представляешь, какой мне сон сегодня приснился странный: идет война, и мы с тобой сидим в кустах, прячемся от врагов. Вокруг стреляют, вокруг враги. Вдруг я вижу внучку, она идет по дорожке и громко кричит. И я в ужасе во сне понимаю, что ее сейчас убьют, потому что нельзя так делать — вокруг стреляют. Надо сидеть в кустах и молчать».

И действительно, эта бабушка 1939 года рождения, и одно из ранних, первых воспоминаний, — это когда они сидят в кустах, и родители ей говорят «молчи», потому что они прячутся.

То есть тяжелый детский опыт приводит к тому, что происходит запечатывание травматического опыта, который не осознается. Ведь наши старшие поколения не получали никакой помощи в том, чтобы осознать этот опыт, прожить его, хоть как-то это пережить и упаковать внутри себя.

Что в этой ситуации происходит? В этой ситуации в психике просто капсулируется травматичный опыт, который там так и лежит. И он влияет на ситуации, которые психика воспринимает как тригерные, то есть чем-то похожие на исходную травматичную. И дальше, не понимая, не осознавая, человек просто реагирует на аналогичные ситуации.

В этом случае это просто очень ярко, потому что очень похоже. И был достаточно высокий уровень осознания, потому что, как минимум, на уровне сна, на подсознательном уровне, психика человека знала, что происходит.

Бывает гораздо более забетонированный случай, когда и во сне, и в иносказательном смысле не очень просто туда добраться. Я знаю десятки историй, когда тяжелый детский опыт бабушки влиял на то, как она воспитывала маму. То, что сейчас маме кажется неоправданной жестокостью, холодностью, черствостью, на самом деле напрямую вытекает из этих диссоциированных травм бабушки.

И сейчас у мамы, которая была уже в более благополучном состоянии, хватает рефлексии, самоконтроля, чтобы следить: то, как она реагирует на ребенка, ведет себя с ним, — это неправильно, неадекватно, она так не хочет. Другой вопрос, что она не может с этим справиться.