Как родительское собрание превратить в собрание родителей. Родительское собрание в первой младшей группе «Игра — не забава Деловая игра работа с родительским комитетом

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: Скачать конспект

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Деловая игра «Конфликты, в детском саду, и способы его решения»
Участники: Педагоги-стажёры, родители 2 младшей группы «Гнёздышко», эксперты: социальный педагог, педагог-психолог, юрист.
Цель: повышение педагогической и социально-коммуникативной компетентности родителей; разработка основных правил выхода из конфликтной ситуации.
Целевая аудитория:
1. Родители: родители-«родители», родители – «дети»;
2. Эксперты: психологи, социальный педагог, юрист;
3. Воспитатели-стажёры.
Ход игры:
Каждый участник перед входом вытягивает жетон. В группе рассаживаются в соответствии с выбранными жетонами за столы. Поприветствуем команду Экспертов, воспитателей, Родителей-РОДИТЕЛЕЙ, Родителей – ДЕТЕЙ.
Поиграем в игру «Родительский диктант» и на «Кресло размышлений» я приглашаю мужчину с зелёными глазами.
- Современные родители стараются все сами делать за своего ребёнка: кормят его, одевают, играют за него, тогда зачем ему ручки? Давайте их завяжем. (Завязываем руки). Так как они у Вас еще маленькие вы носите их на руках, ножками они не ходят, вы их водите сами туда, куда можно, не дай Бог пойдут не по той тропинке и что-нибудь случится. Зачем тогда ему ножки? Завяжем мы их. (Завязываем ноги). А если он на остановке или в магазине закатит скандал, начнёт кричать и плакать, окружающие подумают, что он невоспитанный и начнут осуждать. Нам же не хочется, чтобы про нас так думали? Давайте завяжем ему ротик? (Завязываем рот). А если он где-то что-то услышит не то, что ему надо знать, или вдруг услышит это «плохое» слово «НЕЛЬЗЯ», или вдруг его кто-нибудь заругает, за плохое поведение – давайте ему завяжем ушки. (Завязываем уши). А вдруг он увидит что-то плохое, и узнает, что мир не так добр, как мама ему нарисовала, что есть трудности в жизни и с ними необходимо бороться самостоятельно сняв розовые очки. Пусть лучше он в них и остается – завяжем ему глазки. (Завязываем глаза). А так как мы (взрослые) ему самостоятельности не даем, оберегаем от всего, в том числе и от детских шалостей, от детского любопытства, давайте завяжем ему сердечко, он же всё равно нашей жизнь живёт, а не своей, зачем оно ему? (Завязываем сердечко).
Посмотрите, какой замечательный красивый ребёночек у нас получился. Вам нравиться? (Нет) А почему он Вам не нравиться? Это же идеальный ребёнок, такой какого хотите Вы! Может и родительское собрание тогда не нужно? (Нужно). Что мы можем сделать для этого ребёнка? А ребёнок станет хорошим, когда мы его развяжем? А когда? Ребёнок только тогда, станет хорошим, когда мы начнём относится к нему как к самостоятельной личности, будем только корректировать его поведение и сами начнём меняться и выполнять правила………
Задание №1: «Права, обязанности и ответственность родителей». Перед Вами на столах лежит статья №44 закона «Об Образовании», ваше задание выбрать те права и обязанности, которые подходят только Вашей группе. (Каждая группа для себя выбирает: родители, воспитатели). Эксперт – юрист, готовится к выступлению: выдержки из семейного кодекса по воспитанию детей. Родители – «Дети» рисуют большую картину «Мы вместе».
Вывод: В связи с введением стандарта в ДОУ у родителей появились права и обязанности, которые должны выполняться, но к сожалению пока это не так и поэтому возникают конфликты. А что такое конфликт?
КОНФЛИКТ - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. Отправная точка гармонизации отношений. Из-за чего может возникнуть конфликт? Какие конфликты могут быть в детском саду? Можно выделить три группы, подумайте какие?
1. Родители – воспитатели;
2. Родители-старшие родители (дедушки, бабушки);
3. Родители – дети.
Задание №2: Посмотрите и решите конфликтные ситуации в первой группе «Родители-воспитатели». Вы уважаемые родители, воспитатели и эксперты, при просмотре определяете следующее:
- кто неправильно повёл себя?
- какой выход из сложившейся ситуации можно найти, при этом упираясь на правила, которые вы видите на доске.
(На доске вывешены правила: 1. Творческий подход к решению конфликтной ситуации;
2.Статья 44 «Закона об Образовании»;
3. Единый стиль воспитания;
4. Содружество с воспитателями и работниками ДОУ;
5. Дружелюбное уважительное отношение к работникам ДОУ;
6. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ и группы;
7. Конфликтные ситуации необходимо решать без детей;
8. Необходимо следовать в соответствии с законом РФ;
9. Выполнение правил Устава Учреждения;
10. Нет мотивации к деятельности;
11. Другое.
- какой выход вы предложите из сложившейся ситуации или как можно переиграть.
Просмотр первой ситуации. Обсуждение родителями, высказывания воспитателей. Итог подводят эксперты.
Итог: Родители не исполняют свои обязанности, в соответствии с Семейным кодексом и в соответствии со статьей 44 «Закона об Образовании», нет содружества с воспитателем, т.е. работы в команде, не активное участие родительницы.
Решение: Переиграть ситуации в пользу воспитателя и взять домашнее задания для развития своего ребёнка.
Просмотр второй ситуации. Обсуждение родителями, высказывания воспитателей. Итог подводят эксперты.
Итог: Родители не исполняют свои обязанности, в соответствии со статьей 44 «Закона об Образовании», нет содружества с воспитателем, т.е. работы в команде, не активное участие родительницы, нет творческого подхода к жизнедеятельности группы.
Решение: Переиграть ситуацию: взять роль мамы-кошки и выступить на театральной пятнице.
Вторая группа, где могут возникнуть конфликты – это родители и старшие родители.
Задание №3: Каждой группе предлагается карточка с ситуацией, вы решаете её в соответствии с планом, ЭКСПЕРТЫ вас дополняют и комментируют ваши ответы.
1) Для родителей: Мама собирает ребёнка в детский сад, рядом ходит бабушка и помогает маме, так как ребёнок плачет и не хочет идти. У него для этого находится целый арсенал отговорок: болит живот, хочет кушать, хочет остаться с мамой и т.д. Мама говорит ему о том, что в садике интересно, его ждут детки, воспитательница по нему скучает. Ребёнок начинает успокаиваться. Бабушка говорит: - Ну пусть он сегодня побудет дома со мной. Ничего страшного не случиться, если один денек пропустит! Мама: (раздраженно отвечает, так как ребёнок практически успокоился) Мама, о чём вы говорите? Как пропустить! Там же программа по которой развивают детей. Это как школа, только для малышей. Школу тоже будем пропускать? Ребёнок начинает опять плакать.
2) Для воспитателей. Мама рассказывает дома бабушке, что завтра попросили сопровождать детей на экскурсию, а её не отпускают с работы. Бабушка говорит: Как что придумают, хоть стой - хоть падай! Раньше как было: привели, оставили, их накормили, спать уложили, вечером пришли и забрали, а сейчас – экскурсии, развлечения, занятия, праздники и для всего нужны родители! Что попало! Не нравятся мне это нововведения!

Сейчас наши «Дети» на некоторое время отлучатся, а мы с Вами немножко поиграем.
Игра на сплочение «Шанхайцы».
Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)
Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока
не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
Игра на сплочение «Сосиски – кетчуп-кока-кола»
Участники встают друг за другом и держатся за талию. Идут по кругу и выполняют действия: правая нога в сторону – сосиски, левая нога в сторону – кетчуп, круговые движения тазом – кока-кола. После круга берем за талию через одного, следующий круг через два человека.
Игра «Досчитай»
Все участники встают в круг. Необходимо досчитать до 30, но не договариваясь друг с другом. Если два человека скажут одно число вместе, то счёт начинается с начала.
Задание №4: Наши «Дети» уже готовы. Прошу Вас присесть на свои места. Сейчас «Дети» разыграют перед нами ситуации, а мы по той же схеме дадим характеристику ситуации и найти выход. (Просмотр ситуаций)
1. Папа одевает ребёнка домой. Дочка спрашивает:
- Папа, ты купишь мне куклу, которая разговаривает?
П: - А ты себя хорошо вела?
Д: Да, хорошо.
П: Спросим у воспитателя. Как сегодня вела себя моя дочь?
В: Хорошо. Оно красивее всех танцевала, выполняла все задания, помогала Светлане Александровне, но не поделили куклу с Мариной и поругались. Правда, быстро помирились!
П: Доча, мы же разговаривали, что нельзя ругаться с детками в детском саду.
Д: (стоит на своём и начинает уже канючить): Папа, ну купи куклу!!!
П: Ты меня, что не слышишь?
Д: (бьёт отца по лицу и начинает истерить) Хочу, хочу, хочу! Я сказала, куклу!!
П: (не обращая внимания на удар продолжает её одевать)
2. Вся семья сидит за столом и собираются обедать. Мама зовёт ребёнка за стол. Приходит ребёнок, садится, видит что в тарелке суп и начинает капризничать: Я не хочу суп! Отодвигает тарелку.
М: Доченька ну суп вкусный и полезный, поешь!
Д: Я не хочу! И не буду! (начинает истерить)
П: (бьёт кулаком по столу) Ну-ка быстро ешь я тебе сказал! И прекрати ныть!
М: Пусть сидит голодная значит, раз суп не хочет есть!
Б: (Берет конфетку со стола и дает девочке) Кушай внученька конфетку, что ты голодная будешь сидеть что ли!?
М и П: (в один голос): Мама, что вы делаете?

Первая ситуация. Итог: Родители идут на поводу у ребёнка, выполняя все его капризы, нет уважения к родителям, так как их слово для ребёнка ничего не значит.
Решение: Воспитать ребёнка в соответствии с
Вторая ситуация. Итог: Родители воспитывают ребёнка не в едином стиле, нет согласованности между друг другом, ребёнок не может понять почему один говорит так, другой по-другому.
Решение: выбрать единый стиль воспитания, при этом, чтобы ребёнок не видел Ваших обсуждений.
Спасибо нашим «Детям». Подведём итог в виде «Свода правил», который нам помогала составлять Светлана Семёновна. Посмотрим, что же у нас получилось. (На доску вывешиваются лепестки, на которых записаны правила и ещё раз проговариваются)
у Вас лежат на столах зеленыё и красный смайлик. Если Вы считаете, что собрание было полезным и актуальным для нашей группы, приклейте зелёный смайлик в виде стебелька к нашему цветику-семецветику, если же Вам было интересно, но необходима дополнительная информация, то приклейте красный смайлик на сердцевинку.
Омар Хайям
Не зли других, и сам не злись,
Мы ж гости в этом
Бренном мире,
И если что не так, смирись.
Будь поумнее, улыбнись,
Холодной думай головой.
Ведь в жизни все закономерно,
Зло, излученное тобой, к
Тебе вернется непременно…
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться.
Высоких слов
Не стоит опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это все любви
Прекрасные моменты…
Давайте жить, во всем
Друг другу
Потакая, - тем более, что
Жизнь короткая такая!…

Ведущий : Сегодня мы проводим родительское собрание на тему «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» в форме деловой игры. Для родителей детей старшего дошкольного возраста.

На собрание приглашены: родители, педагоги, психологи, старшие воспитатели, корреспонденты.

Одно из правил, условий деловой игры является диалог и дискуссия участников деловой игры.

Предлагаем участникам ознакомиться (войти в роль) со своими ролями.

Ведущий: воспитатель старшей группы

Воспитатели:

Психологи: готовят выступление об особенностях детей 5 летнего возраста. Любознательность.

Старшие воспитатели по УВР:

А родителей воспитатель разделяет на подгруппы и дает задание по подготовке к собранию.

1 группа:

2 группа: не согласны с мнением других.

3 группа: рассказ из своего личного опыта о воспитании детей и о работе по развитию любознательности своих детей.

Корреспонденты

Участники должны уточнить, кому адресован конкретно их вопрос.

Воспитатели готовят доклад « Как развить любознательность детей в процессе ознакомления с окружающим миром»

Доклад воспитателя.

Тема: Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Еще в своё время А. М. Горький замечал, что умение толково отвечать на вопрос ребёнка — большое искусство. Современная наука располагает данными, опираясь на которые педагог может овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие дошкольников. Как же отвечать на вопросы ребенка?

Помните, что ребенок задаёт вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы — уважительное, бережно е отношение к ним.

Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.

На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив, разжечь из неё незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослые, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование- краткость и определенность ответа. Следует учитывать уровень умственного развития ребенка, обращаться к его жизненному опыту

Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребёнку до конца. Что-то он уяснил, в чем- то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н. Н. Поддъяков, именно не совсем отчетливые знания оказывают существенное влияние на умственное развитие, порождая у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познавательную активность.

— Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: « А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ.

— Не подавляйте ребенка» грузом» своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которые ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт детей для поиска ответа.

Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу.

К сожалению, это требование часто не соблюдается, когда взрослые отвечают на такие сложные для детей вопросы, которые касаются происхождения людей, исторического прошлого. Взрослые не всегда знают об особенностях формирования временных и пространственных представлений у дошкольников. В частности, дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают Учитывая это, достаточно ограничится в ответе сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребенка, не пытаясь при этом дать их хронологическую последовательность.

Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.

О детской любознательности прекрасно написал английский поэт Редьярд Киплинг. В переводе С. Я. Маршака.

Есть у меня шестерка слуг, Даю им отдых от забот,-

Проворных, удалых. Пускай не устают.

И все, что вижу я вокруг,- Они прожорливый народ,-

Все знаю я от них. Пускай едят и пьют.

Но у меня есть юный друг,

Они по знаку моему Особа юных лет.

Являются в нужде. Ей служат сотни тысяч слуг,

Зовут их: Как и Почему, И всем покоя нет!

Кто, Что и Где.

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Я по морям и по лесам Пять тысяч Где, семь тысяч Как,

Гоняю верных слуг. Сто тысяч Почему.

Потом работаю я сам,

И им даю досуг.

Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л. Рубинштейн, Д. П. Годовикова) Любознательному ребенку хочется познать, а что именно – не столь важно.

Воспитатель:

Может ли телевизор «отучить» думать и читать? Может не научить – это верно. Или отвлечь от необходимости работать. Потому что отучить можно лишь от того к чему ребенок был приучен. И кажется нам, что опасность идет не столько от телевизора, сколько от его владельцев. И определяется она не тем, как ведут себя у телевизора дети, а тем, как ведут себя взрослые.

—Надо, чтобы ребенок воспринимал мир таким, какой он есть на самом деле, развивайте любознательность, познавательный интерес.

Большое значение в развитии любознательности имеет условия воспитания. И здесь многое зависит от воспитателя, от усилия родителей и окружающей среды.

-А что вы предлагаете, какими действиями, виды деятельности? (вопрос к родителям)

1.Дошкольная педагогика. С.А. Козлова. Т.А. Куликова. М.1998.

2.Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н.Н.Поддъяков. Ф.А.Сохина. М.1984.

3.Ознакомление дошкольников с природой. С.А.Веретинникова М.1973.

4.Мудрость воспитания. Книга для родителей М.1974.

Психологи готовят выступление об особенностях развития детей пятилетнего возраста. Тема: Любознательность.

Выступление психолога.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В свое время И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно- психической организации ребенка- безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И. П. Павлов назвал это свойство рефлексом» что такое» Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомиться с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная « исследовательская» деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, малыш приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.

Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности.

Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Общение с родителями огромное ценность для малыша. Если вы своим вниманием поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться и крепнуть. К сожалению, иногда родители вместо того чтобы поддержать детскую любознательность отмахиваются от надоевших вопросов Мощный источник познавательной активности — детская игра.

1.Диологи о воспитании (Библиотека для родителей) М. 1985.

2. Дошкольная психология. Г. А. Урунтаева. М. 1999.

3.Ребенок от рождения до школы. Андрей Ольга Дружинины.М. 2003.

4.Умственное воспитание в детском саду. А.И. Сорокина. М.1975.

Старшие воспитатели по УВР говорят об эффективности метода проекта, его использования в д/саду по ознакомлению с окружающим миром.

Старший воспитатель по УВР

Рассказ об эффективности метода проекта, который используется в детском саду по ознакомлению с окружающим миром.

Метод проекта позволяет воспитателю решать множество психолого- педагогических проблем, при этом учитываются возрастные особенности и интересы ребят. Процесс совместной деятельности педагога и детей становится более увлекательным. Каждый проект по своему уникален и предоставляет педагогу возможность проявить на практике свои профессиональные знания, интуицию, фантазию и оригинальность. Метод проектирования позволяет превратить даже планирование работы в творческий процесс, а каждую встречу с детьми делает яркой и незабываемой. Метод проекта помогает усвоению ребенком социального опыта в разных видах деятельности.

Метод проекта как вид игрового обучения является способом преодоления фрагментарности обучающих программ. В методе проекта через поисковую деятельность у дошкольников повышается любознательность.

Метод проекта актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет

ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов является способом организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов позволяет определять задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Родители

1 группа: задает вопросы по формированию знаний детей об окружающем мире. Как это делать, какими способами, формами, что эффективнее.

2 группа: высказывают свое не согласие с другими участниками игры.

3 группа: рассказ из своего личного опыта о воспитании детей и работа для развития любознательности детей.

1 группа. А) Зачем все это знать родителям, ведь в д/саду их учат воспитатели на занятиях?

Б) Всегда ли знакомство детей с природой должно быть наглядно? Зачем? Какие формы ещё можно использовать?

В) В какой литературе можно подробнее узнать про развитие любознательности у детей пяти лет, о его значении для детей.

Г) Какие игры лучше использовать для расширения любознательности детей?

Д) Есть ли взаимосвязь между игрой и любознательностью?

2 группа. А) Мировоззрение? Но позвольте, о ком мы говорим? – Они еще дети.

Б) Забота ложится на «плечи» д/садов, так как ребенок большую часть времени проводит в д/саду, чем дома.

В) У родителей нет опыта и знаний по развитию любознательности у детей, это должен делать воспитатель.

Г) Вырастут и все сами познают, если им это будет надо или это будет им интересно.

3 группа. Неоценимым помощником являются книги о природе. В.Бианки, М. Пришвин и др., которые учат понимать и любить природу. Выезд на природу.

1группа. Телевизор — мой враг! Дети не хотят работать – лишь бы сидеть у телевизора. Телевизор — странная опасность, перед которой мы себя чувствуем бессильным. Что делать?

2 группа. Какое счастье – телевизор! Как он расширяет кругозор и детей и родителей, сколько общих интересов рождает, от скольких хлопот спасает: Не нужно ходить в театр с детьми, например (личный опыт)

3 группа . Что делать и как быть ведь часто телевизор заменяет детям родителей, во всяком случае, по части информации.

Вопрос к психологу: — Что делать если ребенок не управляемый?

Корреспонденты задают вопросы по проблеме и рассказывают о пользе телевидения по ознакомлению детей с окружающим миром.

Корреспондент:

Дети и телевидение.

Телевидение расширяет границы опыта, показывая страны и людей, которых без него не увидели бы. Оно вызывает на размышление, показывает процесс рождения мысли в споре, в беседе, в дискуссии, в соревновании, на тренировке. Оно предлагает им собеседников умных, оригинально мыслящих людей. Во всех этих действиях телевидение не имеет конкурентов и само ни с кем не конкурирует. С телевидения идет информация и присутствует музыка, звучат стихи, излагаются научные теории.

— Когда телевидение для ребят нужно? Необходимо? Когда оно гигантский репортер, глаз приобщающий их к сиюминутному величавому действию, например к космическому полету!

Зрелище, начиненное азартом, накопленное страстями. Оно не может стимулировать умственную деятельность зрителей- детей. Целая гамма ощущений на их лицах: «От подумаешь,умники!» — через «А все-таки молодцы!»- до « А я бы смог?». От подогретого в атмосфере боя любопытство до поисков по библиотекам книги, упомянутой в передаче.

Отбирая интересные передачи, ребенок уже совершает акт мышления, создаёт свою шкалу ценностей. Хорошо если в этом ему помогают взрослые. И взрослые должны ощущать свою ответственность, не надеясь во всем на телевидение.

Если взрослые не смотрят все передачи подряд, не будут делать этого и дети. В такой семье телевизор не отучит детей от общения друг с другом и с родителями. Напротив, объединит для беседы, наблюдения, рассуждения.

1. В какой форме проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром?

2. Используются ли педагогические технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром?

3. Какую помощь оказывают родители воспитателю в работе с детьми?

4. Ведется ли совместная работа, какая?

Заключительная часть игры

В конце дискуссии воспитатели подводят итог деловой игры, где выносят совместное решение собрания все участники игры.

1. Работа педагогов должна вестись совместно с родителями по воспитанию и обучению детей.

3. Воспитатель и психолог должны давать консультации родителям по интересующим их вопросам по воспитанию и обучению своих детей.

4.Пожелания корреспонденту: через СМИ объяснять значение роли родителей в воспитании дошкольников и о роли ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Воспитатель

МБДОУ ЦРР-д/с №27 «Сказка»

МО г.Саяногорск, Республика Хакасия.

Родительское собрание в форме деловой игры

«Папа, мама, я – читающая семья»

Куратор: Соболева Г.В.

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

Оформление: приглашение, оформление доски (цитаты, выставка книг, плакат для отзывов), оформление класса (парты расставлены для работы в группах).

План проведения собрания

    1. Подготовительная работа.

      Вводное слово.

      Игра «Волшебный мяч».

      Работа в группах.

      Рефлексия.

      Решение родительского собрания.

    Подготовительная работа.

На уроке проводится анкетирование учащихся по следующим вопросам:

    Что ты больше любишь?

Б) Слушать чтение взрослых.

    Как ведут себя родители во время твоего чтения?

А) Хвалят тебя.

Б) Ругают тебя.

    Читают ли в вашей семье книги вслух?

А) Читают.

Б) Не читают.

    Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

А) Конечно, да.

Б) Нет.

На аналогичную анкету отвечают родители.

Ход собрания

2. Я очень рада приветствовать вас: и пап, и мам. Благодарю, что вы все откликнулись на наше приглашение и готовы принять участие в родительском собрании «Папа, мама, я – читающая семья», которое призвано помочь нам увидеть огромное значение чтения в жизни ребенка.

Открыть наше собрание я хочу словами Л.Н. Толстого. «Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времен…»

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеюсь, что вот теперь – то отдохнут. А ведь это неверно. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Недавно я провела в нашем классе анкетирование. Обработка анкет показала, что многие дети любят читать сами. Однако, у них сохранилась привязанность к совместному чтению. Они с радостью готовы слушать чтение взрослых. И это замечательно. Во-первых, дети слушают правильную речь. Во-вторых, многие литературные произведения могут стать хорошим материалом для совместного обсуждения с ребенком тех своеобразных проблемных ситуаций, которые в них изображены, путей разрешения этих ситуаций. Это послужит закреплению у ребенка определенных нравственных норм и оценок, а также для развития мышления.

3. Большинство родителей смогли назвать книгу, которую читает их ребенок. Давайте немножко поиграем. У меня есть волшебный мяч, кто его поймает, тот должен назвать фамилию и имя детского поэта или писателя.

4. Мы с вами замечательно поиграли. Вспомнили много выдающихся поэтов и писателей. Сейчас вам не составит труда посоветоваться в группах и определить круг чтения своих детей по трем направлениям: 1 гр. – нравственное, 2 гр. – эстетическое, 3 гр. – патриотическое.

Прогнозируемые ответы:

1 гр.: М. Зощенко, Н. Носов, В. Осеева, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, К. Чуковский.

2 гр.: М. Пришвин, Е. Чарушин, В. Бианки, Г. Снегирев.

3 гр.: Баруздин.

Итог работы в группах.

Чтение вслух – важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребенка, обучает его умению формировать мысль и говорить, правильно ставить ударение. Оно развивает речевые данные, учит культуре речи. Всем нам понятно, что чтение вслух требует усилий от взрослых, их желания потратить время на собственных детей и осознания, что эффект воспитания складывается из таких вот «мелочей», которые оставляют неизгладимое впечатление в жизни ребенка.

В анкетах ваших детей меня порадовал тот факт, что родители чаще хвалят своих детей, чем ругают. Что родители выступают в роли доброжелательных помощников в овладении их детьми навыками чтения. Но у некоторых бывает и так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь умеешь читать. Неужели тебе не хочется почитать книжку?». И тогда в ход идет принуждение.

Прогнозируемые предложения:

Предлагать ребенку, по возможности, для чтения ту литературу, которая его интересует.

Определить режим «щадящего» чтения. (Ребенок читает 1 – 2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре слайдов, чтении книг с большими яркими картинками).

Сделать так, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения. Надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом, занося прочитанное количество слов в таблицу.

Можно прочесть ребенку книгу не до конца, а до того места, где главному герою надо сделать выбор.

Вести переписку с понравившимся главным героем. Это будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, и чтение станет действительно добровольным.

Познакомить детей с любимыми книгами своего детства.

Учить ребенка ценить и любить книгу. Навести порядок в домашней библиотеке. Отремонтировать старые книги.

С учетом предложений родителей составляется памятка, как научить ребенка чтению без принуждения.

5. Сегодня мы много говорили о неоценимом значении чтения в жизни ребенка. Определили необходимые условия для успешного овладения чтения без принуждения. У вас на столе лежат книжки-малышки. Напишите в них что вам понравилось, чем вы сможете воспользоваться дома, что может быть осталось непонятным, что хотели бы еще узнать по данной теме.

Родители по желанию зачитывают свои отклики и прикрепляют их к заранее приготовленному на доске плакату. (Инициативная группа выносит решение родительского собрания).

Спасибо за ваши отзывы. Вы совершенно правы, если ребенок на первом году обучения не научится хорошо читать, то его интерес к учению значительно упадет. Плохо читающие ученики обречены на не успеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.

Если ребенок будет расти и развиваться в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.

6. Зачитывается решение родительского собрания:

Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи:

Обсуждать с ним прочитанное;

Помогать ему составлять по иллюстрации рассказы.

В каждой семье найти время для организации семейного чтения.

Для успешного овладения навыками чтения без принуждения, руководствоваться советами опытных родителей, учителей и психологов.

Завести читательские дневники.

Когда мы читаем детям

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, являются одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Как правило, прежде всего, родителей интересует то, что же в конце концов понял ребенок, что он усвоил из прочитанного. Однако не менее важно узнать, как ребенок приходит к этому пониманию. Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенных ребенком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведет к открытию чего-то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать воедино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы – все это показатели сформированности у ребенка логического, рассуждающего мышления. Как развитие воображения, так и развитие логического мышления происходит при столкновении ребенка с новыми для себя проблемными ситуациями. Многие литературные произведения могут стать хорошим материалом для совместного обсуждения с ребенком тех своеобразных проблемных ситуаций, которые в них изображены, путей разрешения этих ситуаций. Начинать подобные обсуждения полезно уже с детьми 4 – 5 лет, а для старших дошкольников совместное решение проблемных ситуаций должно стать существенной частью бесед по содержанию прочитанного.

Прежде всего, о том, какие произведения лучше использовать для этой цели. Для чтения со старшими дошкольниками уже недостаточно тех книг, сюжет которых построен прямолинейно: каждое последующее событие в них однозначно вытекает из предыдущих и может быть ими полностью объяснено. Понимание подобных текстов часто может сводиться к воспроизведению уже усвоенных ребенком образцов: достаточно легко определяется, кто из героев «хороший», а кто «плохой», и дальнейшее течение событий можно предсказать, «став на место» соответствующего персонажа. Такие произведения могут послужить закреплению у ребенка определенных нравственных норм и оценок, но для развития мышления они не вполне подходят. Постарайтесь подобрать для чтения с ребенком такие произведения, где описываются события неоднозначные и противоречивые, смысл которых можно понять, только исходя из общего контекста. Подобные тексты можно найти среди рассказов М. Зощенко, Н. Носова, В. Осеевой и других детских писателей.

Теперь о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в самом ходе обсуждения прочитанного. Сначала еще раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами и, если разобраться, ваша интерпретация событий ничуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребенка, чтобы он вынес из текста одну-единственную «мораль». Может быть, ребенок предложит вполне разумное объяснение, соответствующее логике текста, - не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришел самостоятельно. Однако пусть ребенок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий. Помните при этом, что подлинное понимание – процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребенка радости «сотворчества».

Если же вы видите, что ваш ребенок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести содержание к набору готовых схем и оценок, - помогите ему проявлять воображение и творчество при работе с книгой. Для этого, например, можно превратить текст в объект своеобразного «экспериментирования». Ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими его, ребенок активно познает их, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же «экспериментировать» с текстом?

Предложите ребенку поиграть в игру «А если…». Вы заменяете какого-либо героя произведения или какое-либо событие на противоположное по смыслу или лишь немного отличающееся от оригинального. Ребенок же должен придумать новый вариант событий, учитывая внесенные вами изменения. Вы же в свою очередь указываете ребенку на те противоречия, к которым приводит отход от логики текста, когда фантазия уводит слишком далеко от исходного сюжета. Вот, например, вы обсуждаете с ребенком рассказ В. Осеевой «Отомстила»:

А что было бы, если бы Катя сразу догнала своего брата?

Она бы его простила, а он сказал бы, что не будет ее краски трогать.

А помнишь, какая она вначале была сердитая, с кулаками на Алешу бросалась. Могла бы она его сразу простить? И т.д.

«Экспериментируя» с содержанием текста, ребенок начинает лучше понимать его логику, учится рассматривать отдельные события не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Все это формирует у детей новый, творческий подход к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.

Е.В. Бодрова, кандидат психологических наук

Памятка для родителей

    Читайте вслух с ребенком не менее 10 – 15 минут в день.

    Если ребенок устал, проведите физкульминутку.

    Хвалите ребенка за чтение.

    До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

    Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.

    Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

    Какие слова или выражения запомнились ему?

    Чему учит эта книга?

    Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

«ЗАЩИТИМ НАШИХ ДЕТЕЙ»

Составила: Мащенко Наталья Викторовна,

старший воспитатель

2014 год


Девиз: «Если ребёнок смеётся – значит, мы всё сделали правильно».

Цель:

  • Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека;
  • Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье;
  • Раскрыть содержание правового воспитания;
  • Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий.

План проведения:

I. Подготовительный этап.

II. Организационный этап.

III. Проведение деловой игры.

I. Подготовительный этап.

  1. Подготовка необходимого оборудования и материалов:
  • Статьи «Конституции о правах ребенка»
  • Сигнальные карточки (по количеству команд).
  • Карточки с заданиями и проблемными ситуациями.
  • Табло успехов.
  1. Выпуск стенгазет к выставке.
  2. Консультация для родителей «Как нельзя поступать с ребёнком».
  3. Консультация для воспитателей «Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования».

II. Организационный этап.

На собрании планируется работа в подгруппах, по количеству команд родителей ставят столы. На каждый стол – статьи «Конвенции о правах ребёнка», сигнальные флажки. Готовиться стол для жюри и сигнальные карточки для оценки выступления команд.

III. Ход проведения деловой игры

В зал входят дети и читают стихи.

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днём.

Пусть у каждого ребёнка

Будет светлый, тёплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды.

Спокойно матери уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою в глаза взглянут,

С тобой прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,

С малышками не будьте строги,

И сердца нежного ростки

Рукой, пожалуйста, не трогай.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, гости, дорогие наши мамочки. Сегодня мы хотим поговорить с вами на очень важную тему – права ребенка. Узнать насколько вы осведомлены в области правовых вопросов и как понимаете содержание правовых документов? Готовы ли реализовать свои знания в работе с детьми, мы сейчас увидим. Наше родительское собрание пройдет в нетрадиционной форме «Деловой игры».

Родители, берут карточку – лепесток, на которой указан номер команды, в которой он будет участвовать.

И так начинаем нашу деловую игру.

1 задание «Связующая нить»

На столе у вас, уважаемые участники лежит цветок, на лепестках которых написаны словосочетания из статей конвенции о правах ребенка. Ваша задача расставить эти словосочетания в нужной последовательности и озвучить статью конвенции. За правильный ответ команда получает 5 баллов.

2 задание «Найди правильный ответ»

Суть её заключается в нахождении из серии сказок сказки, герои которых находились в неволе.

  • «Красная шапочка»
  • «Каша из топора»
  • «Теремок»
  • Царевна – лягушка»
  • «Репка»
  • «Колобок»
  • «Маша и медведь»
  • «курочка – ряба»
  • «Чипполино»
  • «Три поросёнка»
  • «Горшочек каши»
  • «Гуси лебеди»

За каждую правильно названную сказку команда получает по 1 баллу.

3 задание Игра чья команда быстрее ответит:

Викторина «Права литературных героев»

  1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», Зайка из сказки «Заюшкина избушка»).
  2. Героине, какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен).
  1. Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка – путешественница» Гаршин).
  2. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Дюймовочка», «Красная шапочка», Сказка о рыбаке и рыбке»).
  3. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)
  4. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность).
  5. Какое преступление совершили гуси – лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей).

За каждый правильный ответ родители получают приз.

4 задание «Угадай-ка»

Назовите героев сказок, у которых было нарушено право вступления в брак. Статья конвенции гласит «Мужчины и женщины имеют право вступить в брак и создать семью… Брак может быть заключён только при обоюдном согласии обеих сторон».

5 задание Игра с обеими командами «Волшебный сундучок»

Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.

  • Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
  • Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
  • Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
  • Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
  • Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).
  • Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

Подведение итогов.

Жюри подводит итоги. Победителям вручаются призы.

Помните, уважаемые родители,

- «Если ребенок смеется - значит, мы все «сделали правильно».

Материалы из конвенции о правах ребенка.


Ольга Артемьева
Конспект родительского собрания в форме деловой игры «Под защитой закона»

Цель : внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на партнёрстве ДОУ с родителями и повышение уровня правовой культуры родителей .

Предварительная работа : Анкетирование родителей «Что вы знаете о правах ребёнка?» .

Деловая игра «Под защитой закона » .

Папка-передвижка : «Права и обязанности ребёнка» , «Правовое воспитание дошкольника» .

Папка-передвижка для детей : «Дети нуждаются в защите » , «Дети имеют право» .

Фото-коллаж : «Если ребёнок смеётся, значит мы всё сделали правильно» , «Каждый ребёнок имеет право» .

Выставка детского творчества : «Тарелка для брата» , «Коврик для бабушки» , «Моя семья» , «Игрушка для друга» .

Наглядно-информационный стенд «Пять основных принципов влияния родителей на ребёнка » .

План проведения.

1. Вступительная беседа о Декларации прав ребёнка, о Конвенции о правах ребёнка.

2. Игра «Сундучок» .

3. Блиц-турнир по содержанию Конвенции о правах ребёнка.

5. Заключительное слово педагога и родителей . Стихотворение «Как хорошо, что есть права» .

Ход мероприятия.

1. Вступительная беседа.

Сегодня мы собрались , чтобы поговорить на очень важную и актуальную тему – это права и обязанности ребёнка. В современном мире каждый цивилизованный и образованный человек, а особенно, педагоги, воспитатели, родители обязаны знать свои собственные права и обязанности и права, и обязанности своих детей. Уметь отстаивать, защищать их и уважать права других людей.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость создать при Лиге Наций в 1919году Комитета детского благополучия. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности международный союз спасения детей.

В 1924 году в Женеве Лига Наций на своей сессии приняла предложенную указанным союзом Декларацию прав ребёнка, где впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны – ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДОЛЖНО ЗАБОТИТЬСЯ О БЛАГОПОЛУЧИИ ДЕТЕЙ.

Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948года приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой также провозглашались социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Специальным документом, посвященным правам детей, стала Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, на принципах которой должна была базироваться государственная политика по обеспечению прав ребёнка.

К концу 70 годов стало очевидно, что существующие правовые нормы уже не отвечают нуждам детей. К тому же со временем принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребёнка и методов их защиты . Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предыдущий опыт.

Таким документом стала Конвенция о правах ребёнка принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН.

Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства – члены ООН – ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое не присоединилось бы к данной Конвенции.

Конвенция, состоит из преамбулы и 54 статей, охватывающих как гражданство – политические, так и культурные права детей от их рождения до достижения совершеннолетия.

А сейчас, я хочу у Вас спросить : «Как вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?» (ответы родителей ) .

Как Вы считаете, нужно ли знание прав и обязанностей нашим детям в дошкольном возрасте? Почему? (ответы родителей ) .

А кто из Вас, знаком с содержанием Конвенции о правах ребёнка? (ответы родителей ) .

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители – гаранты прав и обязанностей ребёнка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребёнок.

2. Игра «Сундучок» .

А поможет нам в этом игра «Сундучок» (родители по очереди вытаскивают из сундучка различные предметы и объясняют, к какому праву оно относится – градусник, свидетельство о рождении, книга, сердечко, домик, конверт, букварь, игрушка мама с детёнышем и т. д.)

3. Блиц – турнир.

Вот сейчас мы с вами поиграли, как наши дети, а теперь прошу Вас обратить внимание, на столах лежат карточки, на которых написаны вопросы и даны предполагаемые ответы. Вам из 4 вариантов нужно выбрать на Ваш взгляд 1 правильный ответ и объяснить свой выбор.

Карточка 1

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребёнка?

Задание. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции?

1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;

2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;

3) право на жизнь, право на свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;

4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Карточка 2

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?

Задание 1. Кто несёт основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?

1) Органы управления Российской Федерации;

3) образовательное учреждение;

4) родители и другие лица , воспитывающие ребёнка.

Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?

1) Родители или другие лица , несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту ;

2) ребёнок и родители или другие лица , замещающие родителей ;

3) родители или другие лица , замещающие родителей , и образовательное учреждение;

4) родители и органы местного управления образованием.

Задание 3. Имеет ли ребёнок право на доходы, полученные им?

1) Да, если они получены с согласия родителей ;

2) да, если они получены не в результате правонарушения;

3) нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители ;

4) нет, ребёнок не должен работать.

Карточка 3

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ «Об образовании» ?

Задание1. Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в образовательном учреждении?

1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;

2) органы местного самоуправления;

3) местные органы управления образованием;

4) образовательное учреждение.

Задание 2. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?

1) Учредитель;

2) органы управления образовательным учреждением;

3) должностные лица образовательного учреждения;

4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

Задание 3. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свобода воспитанников и дело дойдёт до судебного разбирательства?

1) Заведующая как представитель образовательного учреждения;

2) заведующая как должностное лицо этого учреждения;

3) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

4) учредитель образовательного учреждения.

Задание 4. Даёт ли право закон РФ «Об образовании» участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям ) обучающихся?

1) Да, только через родительские комитеты ;

2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия ;

3) да, только через Совет образовательного учреждения;

Задание 5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;

4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Карточка 4

Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребёнком. Какие действия Вам следует совершить?

1) Побеседовать с родителями ребёнка и указать на неправомерность их действий;

2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребёнок;

3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушают права ребёнка.

Карточка 5

Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему сыну. Имеет ли право представлять интересы ребёнка только кто-нибудь из родителей ?

1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей ;

2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребёнком;

3) нет, органы опеки обязаны назначить ребёнку представителя для защиты его прав ;

4) нет, ребёнок имеет право на собственное мнение.

Карточка 6

Задание. Вспомните, приходилось ли Вам сталкиваться в своей работе со случаями жестокого или пренебрежительного обращения с детьми :

Какие признаки поведения ребёнка или его родителей Вас тогда насторожили?

Как Вы себя вели, что чувствовали?

Что Вы предприняли?

Как, по Вашему мнению, нужно и как не нужно поступать в аналогичных ситуациях?

(Ответы прилагаются) .

4. Решение педагогических ситуаций.

А теперь давайте переключимся на реальную действительность, на нашу повседневную жизнь. Я предлагаю вашему вниманию обсудить ситуации из жизни. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребёнка (ситуации читают родители ) .

1) Отец жестоко заставляет убирать игрушки на место. (Какое право ребёнка нарушил родитель здесь )

2) Ребёнок отказывается убирать игрушки, бабушка : «Иди, внучек спать, я сама всё уберу» . (Что можете сказать по этому поводу) .

3) Мать говорит ребёнку : «Лодырь, лентяй, опять всё раскидал, ничего не убрал!» (Какие права ребёнка нарушает мать? Какими обязанностями пренебрегает ребёнок)

4) «Анечка ест сухарик. Ей нравится, и она ест с удовольствием. Бабушка предлагает внучке апельсин : «Он вкусный, полезный, в нём много витаминов, съешь апельсинчик!» . – «Бабуля, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает девочка. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!». «А я не буду, - протестует внучка, - не хочу» . (У Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них) .

5) «Даша, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки мыла? Почему тебе обо всём нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!». (Оцените стиль общения с четырёхлетней девочкой? Как Вы думаете, с каким настроением придет ребёнок в детский сад).

6) На родительском собрании группы выступал папа одного мальчика. Он заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Он сказал, что ничего не понимает в педагогике, да и времени на воспитание сына у него нет. (Как Вы думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, папа или мама, а может быть, детский сад)

7) Родители Саши повздорили на тему «какой водой умываться ребёнку» . Мама настаивала на тёплой воде для умывания, т. к. по её мнению девочка слабенькая, быстро простужается. А папа пытался убедить маму, что нужно умываться холодной водой, не нежить ребёнка, а постепенно закалять, чтобы Саша не болела. В конце разговора девочка заявила, что будет делать так, как сказала мама. Папа как всегда разговор на этом закончил и вышел из ванной комнаты. (Кто из родителей прав ? Почему отец не проявил свои знания раньше)

8) Ваша дочка утром хочет надеть своё любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть тёплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у неё будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт. (Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию)

Сейчас мы с вами разобрали ситуации, которые происходят в наших семьях. Поэтому я ещё раз, хочу подчеркнуть, что семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности . Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Не зря народная мудрость гласит «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» .

Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей , чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Давайте мы с вами вместе подведём итог нашей встрече прочитав стихотворение «Как хорошо, что есть права» .

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает .

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Только ты на свет родился ,

Право первое твоё:

Получи, чтоб им гордиться

Имя первое своё.

Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь всегда, ребята.

Папа, мама, ты и я –

Называемся «семья» .

И для нас Семейный Кодекс

Выпускается, друзья!

Есть ещё такое право

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь, подарить.

Я росточком не доволен

И пока не так силён,

Но не смей мне делать больно,

Есть у нас такой закон .

Если жар, всё тело ломит

И совсем не до игры ,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке .

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь -

Пищу вправе получать.

Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным – все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано!

Помните, уважаемые родители :

Если ребёнка лишь критиковать,

Он научится всё отрицать!

Если он видит вокруг лишь врагов,

Будет драться вечно готов.

Если всё время над ним издеваться,

Будет собственной тени стесняться.

Если взрослых поступки постыдные,

За себя постоянно ему будет стыдно!

Но если взрослые проявляют терпение,

Будет и он терпелив без сомнения!

Если поддержка его окружает,

В себе он уверенность приобретает.

Щедро хвалите его и тогда

Будет он жизнью доволен всегда!

Будьте к нему справедливы, люди,

И справедливым ребёнок Ваш будет!

Любите его таким, каков он есть,

Ему не нужны заигрывания и лесть ,

И он, как это свойственно детям,

Любовью горячей на это ответит.