Ручной труд в детском саду. Ручной труд

Введение

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретает вопрос по знакомству детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными наследиями и историей страны, края.

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения. Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.) . Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.

Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.

Характеристика ручного труда

Ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре.

Кстати, самодельная игрушка бывает ребенку часто не менее интересна и нужна, чем покупная. Например, для игры «в моряков» смастерив из тонкого картона бинокль, оказывается, можно прекрасно разглядеть морские дали! Вышитая салфеточка, закладка для книги, корзиночка-сувенир из природного материала (колючки, шишки, мох) - хорошие подарки взрослому члену семьи к дню рождения, к любому другому празднику. А это уже проявление внимания к родным со стороны ребенка.

Показать сыну, дочери, внуку или внучке, что и как можно сделать из различных материалов, не потребует от взрослого большой затраты времени, но это должно, быть специально выделенное время, не связанное с хозяйственными и другими домашними делами, тем более что многое из задуманного ребенок может выполнить лишь с помощью старшего. Необходимо поощрять совместный ручной труд братьев, сестер школьного возраста со старшими дошкольниками. Это интересно, к тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение.

Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Одна из главных задач, которые решает ручной труд это развитие мелкой моторики рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико- наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, которые в дальнейшем помогут ребёнку в школе.

Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен. Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх). Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного труда, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях.

При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:

1) Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей

2) При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек

3) Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение

4) Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера

5) О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;

6) Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад

комбинированного вида «Брусничка»

Педагогическая концепция

«Я мастер своего дела»

к районному конкурсу «Лучший педагог детского сада – 2009»

Тема: «Ручной труд в детском саду»

Воспитатель: И.В. Манина

г. Тарко-Сале

2009 год

ТЕМА: «РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ»

ЯНАО, Пуровский район,

Г. Тарко-Сале,

Ул. Сеноманская, 4

МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»

Воспитатель: Манина

Ирина Владимировна.

СУЩНОСТЬ ОПЫТА

Рука учит мозг – чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

Ручной труд полностью отвечает интересам детей, их особенностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ему, ребёнок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии.

Ребёнок – прирожденный творец, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в художественном труде, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои поделки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Работая над поделками, ребенок вынужден узнавать о них как можно больше – таким образом, развиваются познавательные интересы. А совместная деятельность детей представляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.

Правильно организованный ручной труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к декоративному искусству, готовит к обучению в школе. Есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития ребенка.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство».

В. Сухомлинский.

Известно: ребенку интересны не только игрушки и предметы быта, но и различные материалы, из которых можно что-то сделать. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддерживать его и научить творить.

В детских учреждениях ручной труд присутствует во всех программах, что не мало важно для развития детей. Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.

Ручной труд позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся совершенствования речи ребенка, интеллектуально и художественно-эстетического восприятия, физического совершенствования, обогащает опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослыми, приучают к аккуратной работе за столом.

Ни с чем не сравнимо чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такие игрушки милы сердцу, с ними можно беседовать, бережно их охранять. О них хочется рассказывать другим.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА:

Важно максимально реализовать детскую способность, создать условия для свободной деятельности, чтобы дети могли выразить свои чувства, разбудить их фантазию. Детям необходимо общение в сотрудничестве со взрослыми, оно помогает им узнать мир. Нужно чаще хвалить его: положительная оценка со стороны взрослого придает уверенность, дает ощущение собственной компетенции, формирует фундамент творческой и счастливой взрослой жизни.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА:

В работе по ручному труду использованы:

Методы формирования навыков художественного труда Л.В. Куцаковой; О.В.

Дыбиной; А.В. Козлиной.

Пальчиковые игры и упражнения;

Русский фольклор, художественное слово, наблюдения в природе;

Метод использования поделок в театральной деятельности;

Метод рассказа-показа на занятиях, сочинения сказок.

НОВИЗНА:

Тесное взаимодействие воспитателя и ребенка.

Кружковая работа с детьми по ручному труду.

Встречи с родителями на семейном клубе «Очумелые ручки».

ПРОДУКТИВНОСТЬ:

Чтобы лучше отслеживать индивидуальные способности каждого ребенка в работе по ручному труду, ведутся диагностические карты, они позволяют судить, на что необходимо обратить внимание, выявить слабые и сильные стороны каждого воспитанника. Как видно из диаграммы на конец учебного года возрос средний и высокий уровень. Таких результатов нам удается достичь благодаря совместной работе детского сада и семьи.

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА:

Для применения опыта необходимо:

  1. Наличие методической литературы.
  2. Тесный контакт с родителями.
  3. Расширение своего кругозора через самообразование.
  4. Проведение выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.
  5. Сотрудничество с музеями, Домом Детского творчества, библиотеками.
  1. СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Создана организационно-методическая система развития творческой личности ребенка через ручной труд в условиях детского сада.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ:

  1. Направленность приемов и методов организации воспитательно-образовательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности детей;
  2. Организация работы с родителями;
  3. Самостоятельная художественная деятельность детей в свободное время от занятий время;
  4. Использование межпредметных связей;
  5. Кружковая работа.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КОМПОНЕНТЫ:

Ручной труд – увлекательная творческая работа, которая объединяет детей, учит взаимопомощи, формирует умения, навыки, которые пригодятся в школе и во всей дальнейшей жизни. Работа по ручному труду формирует умение преодолевать трудности, планировать свою работу, доводить начатое дело до конца.

В процессе занятий по ручному труду открывается духовный потенциал ребенка, совершенствуются конструкторские навыки, умение экспериментировать.

Основными принципами являются: наглядность, систематичность, дифференцированность.

Использование разных поделок, в разных видах деятельности повышает активность детей.

4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Так как ручной труд связан с другими видами деятельности необходимо его систематизировать на занятиях и в свободной деятельности детей.

Используя в работе различные инструменты, дети учатся технике безопасности. Учатся, как правильно пользоваться инструментами, как и где их хранить.

На занятиях по познавательному развитию, дети на своем опыте усваивают элементарные представления о свойствах и качествах различных материалов (материал превращается различным превращениям), делают самостоятельно свои выводы, эксперименты.

На занятиях по развитию речи театрализованной деятельности, используя свои поделки, дети учатся инсценировать и пересказывать произведения, придумывать свои сказки и рассказы.

На занятиях по изодеятельности создают индивидуальные и коллективные композиции, применяя также свои поделки.

Ручной труд развивает сенсорику у детей, мелкую моторику пальцев, дети легко усваивают ориентировку в пространстве: справа, слева, вверху, внизу, посередине и т.д.; качество предметов: цвет, форму, величину, твердость, что не мало важно знать на занятиях по математике.

С большим интересом и увлечением свои фигурки дети используют во время игр, особенно сюжетно-ролевых.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ребенок легко может перенести все знания, умения и навыки в свободную деятельность, это и является показателем его сформированности.

В младших группах необходимо создать разнообразную предметную среду.

Уже в средних группах нужно создать уголок для самостоятельной деятельности детей, имея свободный доступ к материалам.

В старших и подготовительных группах дети работают коллективно. В этом возрасте детям предоставляется право самостоятельного выбора, даётся возможность создать творческие работы, осуществлять свой замысел.

6. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В работе использует как традиционное занятие, так и другие формы обучения, например:

1. Комплексные и интегрированные занятия.

2. Разработан краткосрочный проект «Наши руки не знают скуки». Тип проекта: познавательно-творческий. Вид проекта: краткосрочный. Цель проекта: познакомить детей с разнообразием природного, бросового, подручного материала, используя самые разнообразные виды деятельности: театрализацию, игровую, экспериментирование, занятия; развивать свободную творческую личность ребенка.

Задачи проекта:

Формировать поисково-познавательный интерес к окружающему миру.

Развивать творческие способности актерского мастерства.

Развивать мелкую моторику рук и связанные с ней речевые структуры.

Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.

Воспитывать умение с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками поделки.

3. Метод: рассказ-показ. Во время занятия рассказывается какая-нибудь сказка, приключение и одновременно в игровой форме идёт объяснение

изготовления поделки.

7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Один из важнейших компонентов воспитательной работы - это совместная работа педагога и родителей.

Все навыки и умения, приобретённые детьми на занятиях, находят применение в домашних условиях. Дома проходит закрепление всех знаний. С помощью консультаций, бесед, информаций в папках - передвижках проходит разъяснение о значении ручного труда в развитии детей. Привлекаем родителей к различным выставкам семейных поделок внутри сада и группы.

Организован семейный клуб «Очумелые ручки», цель которого: налаживание эмоционального контакта с родителями и детьми; обучать родителей различным приёмам ручного труда; эффективно готовить детей к школе.

8. КРУЖКОВАЯ РАБОТА

Приобщение к ручному труду проходит не только на занятиях, но и в свободной от занятий деятельности, на занятиях в кружке «Пчёлка, который проводится 2 раза в неделю по специально разработанной модифицированной программе. Дети с желанием занимаются в кружке, так как они в любое время могут переключиться на другую деятельность.

Кружок посещают дети, которые особенно нуждаются:

В развитии мелкой моторики пальцев рук, в психотерапевтической

Помощи, так как такие занятия успокаивают (гиперактивные дети);

И способные дети, желающие заниматься трудом, творчеством.

«Ребёнок по своей природе пытливый исследователь открыватель мира, так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках ярких трепетных звуках, в сказках и игре, в собственном творчестве, в красоте воодушевляющей его сердце… ».

В.А. Сухомлинский


О рганизаци я ручного труда в детском саду

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде», - Роден .

Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.

Художественный ручной труд - это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса :

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

Объяснительно – иллюстративный,

Репродуктивный,

Проблемного изложения,

Частично поисковый,

Рефлексивные приёмы и методы,

Игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде :

Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);

Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);

Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);

Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме:

1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.

Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии, восхищения успехами детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда

Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» - по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И не маловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.

Пропущенная через сердце детская работа не имеет цены, понятно, что её название – эксклюзивная и она должна войти в историю развития малыша.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

v Работа с тканью, нитками:

Декоративная аппликация,

Коллажи из ткани, бисера, бус,

Плетение, ткачество;

Изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;

v Работа с природным материалом:

Изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика,

Изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,

Плетение из прутьев, сухой травы,

Составление декоративных букетов,

Оформление живого уголка;

v Работа с бумагой, картоном :

Аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,

Изготовление декоративных панно, открыток;

Изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

v Работа с глиной, тестом, гипсом :

Создание декоративных украшений,

Создание панно для оформления интерьера,

Изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;

v Работа с бросовым и искусственным материалом:

Вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,

Изготовление декоративных украшений и предметов быта,

Изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов , для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции).

Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных), в этом процессе принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Формы представления результатов продуктивной деятельности :

организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д.,

открытые мероприятия,

участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района, Российской Федерации.

Работа с родителями предполагает : папки - раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Условия успешной организации ручного труда:

    насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда

    свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

    создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми

    использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;

    непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

    провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Литература

    Лыкова И.А . Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

    Григорьева Г .Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, - 344с.

    Куцакова Л .В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.

Данная книга является практическим пособием по организации работы с дошкольниками по художественному труду. В ней вы найдете множество полезных советов по обучению детей созданию поделок из самых разных материалов: бумаги, картона, ткани, ниток, природного, бросового материала и др.

Пособие отвечает новым подходам к организации детской творческой деятельности. Книга поможет развить у дошкольников художественный вкус, пробудить фантазию, преподнести малышам первые в их жизни уроки творческого труда, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству; развить воображение, творческое мышление и интеллектуальные способности; сформировать стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника, подарить счастье творчества и позволить каждому ребенку ощутить себя мастером и творцом.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям, гувернерам.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет" Куцакова Людмила Викторовна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Ручной труд в детском саду - это всевозможные занятия, зафиксированные в программе по обучению детей дошкольного возраста. Ручной труд в семейной обстановке тоже необходимо развивать и поощрять. Ребенок должен заниматься изготовлением различных сувениров, поделок, рисовать картинки, лепит из пластилина. Ручной труд в детском саду подразумевает наблюдение за детьми педагога, в семье за ребенком должны следить родители.

Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Дети старшего дошкольного возраста обожают непосредственно процесс работы и, конечно, ее итог. Игрушка или поделка, сделанная его руками, может стать прекрасным подарком маме или бабушке.

К слову, игрушка, сделанная своими руками, зачастую намного более дорога и интересна ребенку, чем купленная в магазине. Ручной труд в детском саду помогает детям изготавливать своими руками подарки для всех членов семьи: яркое полотенце для мамы, книжную подставку для папы, маленькую сувенирную корзиночку для бабушки. Эти подарки являются проявлением внимания к членам семьи со стороны ребенка.

Требуется хвалить коллективный ручной труд в детском саду детей младшего и старшего дошкольного возраста. Во-первых, это очень увлекательно, во-вторых, делает членов семьи ближе друг к другу. С самодельными игрушками можно не только играть, но и дарить их своим братьям и сестрам.

Для ручного труда в детском саду ребенку нужны коробки разного размера. Из них можно конструировать крошечную мебель, машины, делать прочие поделки. Разумно продемонстрировать ребенку, как можно изготавливать различные вещи одного и того же объекта: машины маленькая и большая из коробок разной величины. Можно заблаговременно поставить перед ребенком цель: изготавливать машины разного размера в зависимости от условий их передвижения. В ходе решения таких задач ребенок развивает конструкторскую смекалку, сообразительность и фантазию.

Пригодятся ему для конструирования самодельных игрушек, автомобильных рулей, маленьких сумочек, игрушек, деталей костюмов своеобразные отходные материалы: разные катушки, проволока разного цвета, шнуры и поролон, куски пенопласта, лоскуты ткани, картон и бумага разных цветов и прочие мелочи.

Природные материалы тоже важны. Это могут быть шишки, желуди, мох, колючки и репей, древесный гриб, древесная кора, береста. Их них дети могут изготавливать сувениры и подарки в виде животных и птиц. А так же корзинки, ведерки. Можно даже делать разные картины и панно.

Для ручного труда в детском саду требуется иметь в распоряжении дома самый элементарный инструмент: маленький молоток, небольшие клещи, ножик с острым концом, пилу, рубанок для детей, маленькое шило с коротким острием, маленькие и большие кисточки для клея, канцелярский клей или ПВА, синтетический, а также кусочек столярного.

Инструменты и материалы должны храниться таким образом, чтобы ребенок, после занятий, мог самостоятельно их убирать. Материалы, нужные для ручного труда, хорошо хранить на небольших полках или в маленьком ящике, разделенном на несколько отделов. Материалы можно разложить по разновидностям.