Роль семейного воспитания в развитие личности. Роль воспитания в развитии личности

Воспитание как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами и правилами, принятыми в данном обществе, и вместе с тем способствовать формированию индивидуальных черт и качеств личности. Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и формирование его личности. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств и прежде всего от характера влияния, идущего от среды, а также от наследственности.
Марксистско-ленинская педагогика исходит из того основного положения, что воспитание может играть определяющую роль в развитии и формировании личности человека лишь в условиях благоприятной социальной среды, когда все общество заботится о создании наилучших условий для всестороннего развития задатков и способностей человека, и это является основной целью воспитания, осуществляемого государством. В условиях нашего социалистического общества роль воспитания усиливается еще и потому, что воспитательное воздействие, оказываемое государством и его учреждениями, подкрепляется всем укладом жизни, осуществлением принципов социализма во всех сферах хозяйственной, культурной и политической жизни. При этом происходит все большее совпадение интересов государства и каждого советского человека. А это облегчает принятие и усвоение им требований, предъявляемых обществом.
ОДнако благоприятная социальная среда действует положительно не сама по себе. Как подчеркивалось на XXIV съезде КПСС «морально-политические качества советских людей формируются всем социалистическим укладом нашей жизни, всем ходом дел в обществе, но прежде всего целенаправленной, настойчивой идейно-воспитательной работой партии, всех ее организаций». А это означает также и то, что важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом. Эту деятельность - учебную и воспитательную работу с учащимися - в общеобразовательной школе осуществляет учитель.
В. И. Ленин в июне 1918 г. в речи на I Всероссийском съезде учителей-интернационалистов говорил: «Учительская армия должна поставить себе гигантские просветительные задачи и прежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения. Надо освободить жизнь, знание от подчинения капиталу, от ига буржуазии. Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся. Задача новой педагогики - связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества».
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко ценят деятельность учителя, проявляют постоянную заботу о нем. Л. И. Брежнев в обращении к коллективу редакции, авторам и читателям «Учительской газеты» пишет: «Народный учитель - гордость советского общества. Он снискал всеобщее уважение беззаветным служением делу народного просвещения, щедростью своего сердца, благородными духовными качествами, любовью к детям. Партия высоко ценит идейную убежденность, самоотверженный труд учителя, его великий вклад в формирование нового человека».
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.) отмечается возрастание роли народного учителя, дается высокая оценка его благородного труда. Вместе с тем предусматриваются меры, направленные на повышение идейно-политического уровня и педагогического мастерства учителя, улучшения условий его работы.
Установлено почетное звание «Народный учитель СССР», которое присваивается учителям школ и преподавателям профессионально-технических учебных заведений, работникам учебно-воспитательных, методических и других учреждений органов просвещения за особые заслуги в обучении и коммунистическом воспитании детей и молодежи, выдающуюся деятельность в области народного образования.
Особую роль в развитии человека и формировании его личности играет взаимодействие воспитания с влиянием микросреды - семьи и ближайшего окружения. Изучение и учет этих влияний позволяет понять особенности поведения каждого ребенка. В случае обнаружения неблагоприятной домашней обстановки, отражающейся на развитии, успеваемости и поведении ребенка, воспитатель может и должен вмешиваться в семейное воспитание: повлиять на родителей, обратиться в общественные организации по месту их работы. Одновременно он усиливает индивидуальный подход к ребенку, организует необходимую помощь в занятиях и т. д.
Воспитатель должен также знать и ближайшее окружение ребенка вне школы, так как порой оно может оказывать нежелательное влияние на детей и подростков. В настоящее время проводится большая совместная работа школы и общественности по месту жительства учащихся с целью организации культурного досуга детей и подростков, более широкого вовлечения их в спорт, в разнообразные кружки, занятия техническим творчеством.
Школа все больше превращается в центр воспитательной работы в микрорайоне и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности. Следует отметить, что дошкольные учреждения также играют большую роль в пропаганде педагогических знаний и педагогическом просвещении родителей.
Таким образом, воспитание находится в тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущих от среды, играя при этом ведущую роль как в использовании благоприятных социальных условий, имеющихся в социалистическом обществе, так и в устранении или ослаблении влияния неблагоприятных воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.
Воспитание - процесс двусторонний. Оно достигает должного эффекта, если воспитанник понимает и принимает требования воспитателя, стремится активно их выполнить. В основе формирования такого отношения лежит понимание ребенком разумности предъявляемых ему требований, их справедливости, обоснованности.
Наибольшая активность личности в воспитательном процессе отмечается тогда, когда ученик начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывает программу своего совершенствования, мобилизует свою волю. Затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, он сам активно формирует свою личность. Естественно, интерес к самовоспитанию и самосовершенствованию может возникнуть только по достижении уже известного уровня нравственного развития, при пробуждении самосознания. Очень важно и развитие умения сравнивать свое поведение, особенности своего характера и личные качества с поведением и чертами характера других людей. Немалое значение имеет и наличие у человека своего идеала, на который ему хочется равняться. Важна постановка человеком личных общественно значимых целей в жизни, выработка стремления добиваться их выполнения, развитие у себя необходимых для этого качеств. Подобная зрелость и степень самосознания обычно связываются с юношеским возрастом, но могут проявляться уже и у подростков.
Главное, что характеризует результаты воспитания, - это обеспечение общего развития человека, формирование направленности его личности, развитие у него духовных потребностей и интересов. Воспитание в социалистическом обществе призвано усилить воздействие благоприятной социальной среды и сделать формирование личности человека целенаправленным, подчиненным задачам коммунистического строительства.

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание -- это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

  • - диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
  • - организация учебно-воспитательной деятельности детей;
  • - использование положительных факторов в развитии качеств личности;
  • - содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
  • - воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
  • - формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

”Целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического”. Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.

Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах важнейший источник его роста. “Способности человека -- это снаряжение, которое выковывается не без его участия”. Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий-- вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя читателя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей, как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % -- своим способностям и склонностям.

Организуя воспитание, видимо, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам -- природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности -- духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.

До сих пор в педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего совершенствования, саморазвития. Иными словами, это формирование мотивации.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что все в развитии личности в определенной степени внешне обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и позиция Р.С. Немова: “Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.

До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение”.

Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Наверно, не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами,взрослыми.

Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Она для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого. Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.

Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле -- это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание -- явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.

Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.

Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.

На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор -- это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать влияние на развитие физической и психической активности через систему специально организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников -- это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей.

Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом -- человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения) факторов расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты. Происходит замена духовных ценностей чувственными и материальными, растет число наркоманов, садистов и маньяков разной направленности, представителей сект, готовых к уничтожению чуть ли не всего человечества ради своей идеи, людей с суицидальным поведением, психопатов (людей, не способных идти ни на какие компромиссы), “когда созданный людьми мир вещей начинает превалировать над миром человеческих ценностей”. Видимо, обществу нужны новые теории и концепции, диалектическая переоценка уже имеющихся социальных и социально-психологических ресурсов, обеспечивающих в современных условиях развитие и формирование личности, способной к саморазвитию и самосохранению, как особого биологического вида на Земле.

Как известно человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. В педагогике наряду с воспитанием значимое место выделяется и самовоспитанию. Считается, что воспитание без самовоспитания не возможно. Поэтому для определения роли самовоспитании в развитии личности мы начинаем именно с воспитания, как неотъемлемой части человеческой жизни.

Осуществляя воспитание, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания. Воспитательные отношения направлены на развитие человека как личности, т.е. на развитие его самовоспитания. В воспитательные отношения могут быть включены разнообразные средства: техника, искусство, природа. На основании этого различают такие типы воспитательных отношений, как «человек - человек», «человек - книга - человек», «человек - техника - человек», «человек - искусство - человек», «человек - природа - человек». В структуру воспитательных отношений входят два субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его ученик, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т.е. те, кто производит передачу и кто усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогике различают субъект - субъективные отношения.

В целях лучшей передачи знаний, навыков, умений субъекты воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материализованные средства - объекты. Отношения между субъектами и объектами принято называть субъект - объективными отношениями. Воспитательные отношения - это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.

В педагогической литературе понятие воспитание имеет определение: социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание - спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

  • - диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
  • - организация учебно-воспитательной деятельности детей;
  • - использование положительных факторов в развитии качеств личности;
  • - содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
  • - воздействие на социальные условия, устранение и преобразование негативных средовых влияний;
  • - формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

Воспитание и деятельности создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Неправильное воспитание способно деструктировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий - вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % - своим способностям и склонностям.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред воспитания. К внутренним факторам - природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности - духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д. возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.

В педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности и активности своего совершенствования, саморазвития.

Дитя рождается на свет беспомощным существом. И не только при рождении, но и долгое время спустя ребенок остается слабым, ограниченным в своих движениях, в своей способности самостоятельно добывать пищу, отстаивать свое существование.

Длительное бессилие ребенка создает необходимость длительного ухода, постоянной заботы и помощи, которые, естественно, могут дать родители. В семье в течение ряда лет обеспечены ребенку любовь, ласка, уход, тесное общение со взрослыми, дающее возможность усвоить путем подражания и выучки необходимые для жизни навыки и умение овладеть важнейшим и могущественнейшим орудием человеческого развития - речью.

Под влиянием воспитания беспрерывно развертываются и осуществляются возможности его роста и развития. Благодаря обучению, воспитанию и самовоспитанию он научается не только использовать все накопленные предыдущими человеческими поколениями сокровища знания, искусства, техники, но и приумножать, обогащать их новыми приобретениями.

Воспитание ребенка не только обогащает его ум новыми знаниями, но и вооружает его средствами, дающими ему возможность выйти самостоятельно на арену жизни личным трудом изменять условия своего существования, создавать новое, не имевшееся ни в собственном опыте, ни в опыте других.

Воспитание ребенка и его развитие не отделимы друг от друга. Не может быть
правильного развития без разумного воспитания, и обратно: всякое воспитание было бы бесплодным, если бы пластичность телесной и душевной организации ребенка, о которой будет сказано ниже, не открывала необозримую перспективу для развития. В конечном результате неразрывно связанные друг с другом развитие и воспитание лают возможность родителям и педагогам воспитывать ребенка таким, каким он должен быть.

Воспитательное воздействие на податливый организм ребенка исключительно велико.

Однако, говоря об огромной созидательной роли воспитания, мы никоим образом не должны внушать себе представления о ребенке как о глине, из которой воспитатель может лепить все, что ему угодно. Такой взгляд находится в полном противоречии не только с наукой, но и с ежедневным нашим жизненным опытом и для дела воспитания вреден. Если ребенок с ранних лет жизни и впитывает в себя все, что кругом происходит, что он видит и слышит, будучи легко подверженным внушению и в высшей степени чувствительным ко всякого рода воздействиям как положительным, так и отрицательным, - то все же ребенок не губка и не граммофонная пластинка. Все, что действует на него извне, по-разному перерабатывается в его сознании, по-разному отражается в его стремлениях и действиях, в зависимости не только от возраста и от его предшествующего развития, но и от свойственных именно данному ребенку особенностей, характеризующих его как личность.

За примерами подтверждающими это положение, ходить не далеко. И родители и воспитатели прекрасно знают, что одни и те же меры воздействия: окрик, выговор, наказание, похвала, награда - не только у детей разных семей, но и у детей одной и той же семьи, больше того - у одного и того же ребенка в разное время дают разные, иногда противоположные результаты. Что из этого следует? Из этого следует, что родителям не нужно успокаиваться на том, что они в известном случае должны применить к своему ребенку меру воздействия, которую рекомендует даже выдающийся педагог, а надо выяснить, находится ли эта мера в соответствии с особенностями их ребенка. Но для того чтобы выяснить это, необходимо возможно глубже и всесторонне знать и понимать ребенка, знать его сильные и слабые стороны, его интересы стараться понять его потребности.

Родители всегда должны помнить простые и мудрые слова одного из самых выдающихся русских педагогов - Ушинского: «Если мы хотим воспитать ребенка во всех отношениях, мы должны его знать также во всех отношениях». Следуют ли все родители этому завету? Знают ли они своих детей? Далеко, далеко не все. Но не только в том беда, что большинство родителей не в полной мере знают своих детей. Беда в том, что многие родители не сознают этой необходимости, не стараются вникнуть В душевный мир своих детей, выяснить их интересы и потребности. Вот этот пробел сознательные родители должны заполнить, так как иначе они при всем добром желании, при всей горячей любви не в состоянии будут правильно воспитать своих детей.

Есть еще одно обстоятельство, на которое следует здесь же указать: это недооценка огромного значения ранних лет жизни ребенка для его дальнейшего развития и воспитания.

В раннюю пору жизни, особенно в первые 3 года, организм чрезвычайно энергично растет и развивается: увеличивается в длину, нарастает его масса. Но дело не ограничивается одними количественными изменениями: совершенствуются отправления важнейших органов. Дитя быстро овладевает речью и движениями, проявляет богатство чувств, большую сообразительность. Одним словом, недавно еще беспомощное, бессловесное существо превращается в подвижного, отстаивающего свои желания, упорно стремящегося к самостоятельности ребенка. Эта энергия роста и развития, характеризующая первые три года жизни в течение последующих четырех лет, которые получили название дошкольного возраста, несколько затихает, но все же еще достаточно велика. В течение всего этого периода, который составляет раннее детство и обнимает ясельный или преддошкольный (от рождения до трех лет) и дошкольный возрасты (от трех до семи лет), весь организм ребенка и в особенности нервная система отличаются необыкновенной гибкостью, податливостью, то есть теми качествами, которые мы называем "пластичность". Именно пластичность является причиной того, что все, что воздействует на маленького ребенка извне: окружающая природа, домашняя обстановка, уклад семейной жизни и в особенности систематические воспитательные мероприятия, - находит в нем отклик, создает в нем новые качества, новые возможности. Таким образом, две черты, ярко выраженные в ранние годы жизни, - отзывчивость на все кругом происходящее и удивительная податливость (пластичность), создают для воспитания чрезвычайно благоприятную почву.

Эти же черты делают задачу воспитания в раннюю пору жизни особенно ответственной, ибо податливость ребенка проявляется в одинаковой степени как по отношению к разумным, так и к неправильным приемам воспитания, и часто след от них как положительный, так и отрицательный остается одинаково глубоким на всю жизнь.

Многие черты, характеризующие взрослого, уходят корнями в ранние годы жизни. Это подтверждается изучением биографий выдающихся людей, а также точными исследованиями ученых, единогласно удостоверяющих, что в раннем детстве закладывается фундамент здоровья и некоторые важные черты личности человека. Выдающийся русский ученый академик Бехтерев говорил: «Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека... и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь».

Из этого не следует, конечно, заключать, что правильное воспитание или, наоборот, ошибки воспитания в раннем возрасте имеют решающее значение для всего дальнейшего хода развития. Из этого следует лишь то, что при первом условии ребенок становится, так сказать, на правильные рельсы и облегчается его дальнейшее продвижение
по пути здорового развития, при втором - создаются тормозы для развития, возникают недостатки характера и поведения, для устранения которых потребуются в дальнейшем большие и длительные усилия.

Из всего сказанного вытекают три очень важных вывода: во-первых, воспитание ребенка следует начинать с первых дней; во-вторых, раннее детство играет большую роль в дальнейшем развитии человека и, в-третьих, вопросам воспитания ребенка в преддошкольном и дошкольном возрасте родители должны уделять большое внимание.
Для Женского журнала www.

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Коллективное воздействие

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.