Проекты по экологии. Экологический проект "самый лучший детский сад"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»

Проект по экологическому воспитанию

«Мир природы родного края»

2016г.

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

В. А. Сухомлинский

1. Постановка проблемы: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения, поделки из природного материала (животных, птиц, насекомых), огород на окне.

У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Дети систематически наблюдают и ухаживают за выращенными растениями. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

2. Цель проекта: Формирование знаний детей старшего и подготовительного возраста о мире природы родного края через экологическое воспитание.

Задачи проекта:

Создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о мире природы родного края;

Формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о мире природы родного края;

Развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности.

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.

Привлечение родителей к участию в конкурсе поделок из природного материала.

3. Участники проекта: воспитатель, дети старшего возраста, родители воспитанников.

4. Организация деятельности участников проекта:

Подготовительный этап:

Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме;

Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей;

Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;

Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта;

Изготовление (приобретение) дидактических игр;

Использование дидактических и подвижных игр в свободной деятельности детей;

Рассматривание рисунков, фото по данному проекту;

Просмотр видеоматериала;

Создание картотек.

Основной этап:

Проведение цикла занятий, экскурсий;

Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап:

Открытые занятия педагогов;

Оформление уголка природы, огорода на окне;

Оформление выставки рисунков «Мир природы родного края»;

Вовлечение родителей в участии конкурса поделок из природного материала;

- открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы.

5. Содержание экологического воспитания: Экологическое воспитание - это огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование разнообразных нетрадиционных технологий: мнемотехника, организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем, говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Ведущей формой деятельности является, использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует, осознанное отношение к природе.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов группы. Педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство, и, наконец, сотрудничество. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций.

Для реализации данного проекта педагогами группы были разработаны комплексы занятий, направленные на совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Проект направлен на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к родному краю. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в дошкольном возрасте основным является зрение.

Для данного проекта была разработана целенаправленная система занятий, куда были включены разнообразные игры, приемы, опыты, наблюдения. Большое место уделяется сезонным экскурсиям.

Основной путь экологического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Экологическое воспитание должно стать органической частью. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.

Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.

6. Ожидаемые результаты и их оценка:

Образ конечного результата

Критерии оценки

Интерес родителей к вопросам экологического воспитания

Анкетирование родителей при участии в совместной деятельности;

Отзывы родителей.

Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду

Пополнение группы дидактическими играми; - Пополнение уголка природы

комнатными растениями, поделками из природного материала, огорода на окне.

В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Анализ уровня сформированности у детей познавательного интереса, творческих способностей будет осуществляться через наблюдение, интерес к природе, заботливого отношения к растительному и животному миру;

Оценка уровня заинтересованности и участия родителей в реализации проекта будет осуществляться по результатам анкетирования и по итогам участия в совместных мероприятиях;

Активность педагогов в реализации проекта.

Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.

Непостоянство состава детей в течение непосредственно-образовательной деятельности.

Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.

Новизна проекта заключается в следующем: Экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Перспективы развития проекта:

Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы;

Участие проекта в «Конкурсе проектов по экологическому воспитанию»;

Презентация проекта в детском саду.

7. Календарный план реализации проекта:

Виды деятельности

Январь (Птицы)

1.Беседа: «Птицы нашего края». Беседа: «Домашние птицы»

2. Отгадывание загадок о птицах.

3. Составление рассказа по набору картинок с развивающимся действием.

4.Художественное творчество «Птичка клюёт зёрнышки».

5.Игра с разрезными картинками.

6.Рассматривание альбомов. Наблюдение за птицами.

7.Чтение стихотворения «Покормим птиц зимой». Заучивание стихотворения «Снегирь» .

8. Д. И «Узнай и назови птицу»; «Чем питается воробей».

9.Труд: мастерим кормушку. Подкормка птиц пшеном.

Февраль (Дикие и домашние животные)

1. Беседы о диких и домашних животных.

2. Беседа «За что я люблю… » - описание любимца по схеме.

3. Оформление макета «Ферма».

4. Рассматривание иллюстраций с изображением животных леса, обитающих на территории Челябинской области, определение их названий, образа жизни.

5. Просмотр презентаций: «Домашние животные», «Лесные жители»;

6. Загадки о домашних и диких животных.

7 .Д. И. «Кто, где живёт».

8. Составление фотоальбома «Наши любимые питомцы».

9. Лепка «Нарядный котёнок», «Слонёнку подарим мы сладкий пирог»;

10. Рисование: «Белый медведь и северное сияние», «Нарядные лошадки».

11. Чтение: К. Ушинский « Слепая лошадь», Ершов «Конек-горбунок», С. Маршак «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Котёнок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки»

Март (Растения)

1.Беседа о пользе деревьев, которую они приносят земле. Беседа об условиях, необходимых для роста и развития растений.

2. Словесная игра на умение находить и называть свойства предмета, «Какие цветы»? «Найди пару цветку».

3. Чтение М. Пришвин «Как из семечка родилась ёлочка». Чтение глав из книги Д. Родари «Приключения Чиполино»; русская народная сказка «Вершки и корешки». А Митяев «Земляника», А.Богдарин «Про ягоды». Сказка В.Г.Сутеев «Под грибом». К.Ушинский «Спор деревьев», С. Маршак «Откуда стол пришёл?».

4. Оформление макета «Лес».

5. Рисование: «Моё любимое дерево», «Еловые веточки», «Букет цветов».

6. Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов, произрастающих на территории Челябинской области, определение их названий. Рассматривание альбомов, иллюстраций, энциклопедий о цветах. Наблюдения за комнатными растениями.

7. Экскурсия в парк наблюдение деревьями.

8. Игра в кругу «Назови цветок».

9. Логическая цепочка «Развитие растения».

10. Работа в уголке природы, посадка семян для «Огорода на окне».

Апрель (Насекомые)

1. Беседа «Насекомые мира природы родного края».
2. Беседа «Зачем нужны насекомые».

3. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», Х.К. Андерсен. «Дюймовочка», Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключения Муравьишки»
4. Д. И. «Узнай насекомое»; «Летает, ползает».

5. Рисование: иллюстрации к сказке В. Бианки «Приключения Муравьишки», И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» (кляксография).
6. Аппликация: «Бабочка» (обрывная аппликация)
7. Лепка: Насекомые (из пластилина, природного и бросового материала).
8. Конкурс поделок « Насекомые»
9. Сбор веток на участке.

Краткосрочный проект:

Проведение акции чистоты и доброты в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска

Девиз проекта: Есть такое твердое правило – «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свой город».

Основные мероприятия, направленные на реализацию проекта:

1.Разработка плана проведения акции в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска «Акция чистоты и доброты».

2. Проведение субботника совместно с педагогами, родителями и детьми на территории детского сада.

3.Проведение совместных мероприятий, направленных на реализацию проекта с сотрудниками, педагогами, родителями воспитанников и детьми.

Самый важный результат деятельности нашего проекта – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей, любящих свой родной детский сад, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание!

Принципы проекта.

В основу проекта заложены четыре принципа:

Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого участника в проекте.

Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.

Принцип индивидуализации - индивидуальный подход к каждому участнику проекта.

Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный .

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный : планирование и прогнозирование предстоящей работы

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в ДОУ, привлечение всех участников проекта к предстоящей творческой работе; разработка планов работы с педагогами и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.

3 этап – практическая деятельность.

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений воспитателей, детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.

4 этап – итоговый .

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

Формы работы по реализации проекта с педагогами :

Подбор и изучение литературы по данной теме;

Планирование и прогнозирование предстоящей работы;

Изготовление стенда «Подводный мир морей и океанов»;

Обновление панно «Флора и фауна Ростовской области»;

Участие в экологическом субботнике;

Формы работы по реализации проекта с детьми :

Наблюдения и экологические экскурсии;

 создание презентаций, слайд шоу;

 познавательное чтение;

 конкурсы и викторины;

продуктивная деятельность;

 экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры.

 Итоговое мероприятие.

Формы и методы работы с родителями :

Консультации и сообщения экологической направленности для родительских уголков;

Участие родителей в субботнике;

Проведение совместных экологических экскурсий;

Совместная деятельность педагогов с детьми

Взаимодействие с семьёй

    Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

    Чтение литературных произведений: «Уважай чужой труд», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели» и другие.

    Рисунки детей «запрещающие знаки» Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

    Изготовление поделок из бросового материала «Убираю и играю».

    Беседа «Красивый город – чистый город».

    Конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала: «Мама, папа, я – творим чудеса»

    Фотостенд с использованием фотографий субботника «Вот как стало чисто!»

    Трудовой десант (субботник) по уборке территории дошкольного учреждения

    Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе

    Выставка «Природа и творчество»

Литература

1. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 3.

3. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 2.

5. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» г.Волгодонска

(МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска)

Краткосрочный экологический проект:

«Проведение акции чистоты и доброты в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска»

Подготовила:

Старший воспитатель

Горьковская А.А.

г.Волгодонск

Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты - комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2692 .
Все разделы | Проекты по экологии

Кормушка «Сказочный домик» Соловьевой Варвары воспитанницы подготовительной группы «Ягодка» . 6лет. МКДОУ Детский сад №42 ИГОСК с.Московское Изготовлено : бабина деревянная, шпагат натуральный (экологически чистый материал ) Оформление : скорлупа ореха грецкого, каштаны, жёлуди,...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа - наш родной дом» Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему : «Природа - наш родной дом» (с использованием многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия» ) Актуальность проекта : Любить природу, относиться к ней бережно, с добротой...

Проекты по экологии - Экологический проект «Первоцветы Кавказа»

Публикация «Экологический проект «Первоцветы...»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №62 «Детский сад «Радуга» Экологический проект «Первоцветы Кавказа» Разработали и провели: воспитатель средней группы №8 Бузанова С.В. Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой Участники проекта: дети...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о...

Экологический проект «Огород на окне» для детей старшего дошкольного возраста Проект экологического воспитания детей Старшей группы Тема проекта: «Огород на окне» Вид проекта: Краткосрочный Тип проекта: Познавательный, исследовательский. Возраст: старшая группа Авторы проекта: воспитатели и дети группы Срок реализации: Февраль-апрель Проблема проекта:...

Экологический проект «Деревья - наши верные друзья» Девиз проекта. Ярче, ярче солнышко с неба нам свети. Выше, выше деревце над землей расти. Пусть услышат веточки детский голосок Пусть с любовью вырастит деревца росток. Паспорт проекта 1. Тема: «Деревья - наши верные друзья » 2. Тип проекта: проектно - исследовательский. 3....

Проекты по экологии - Экологический проект «Деревья - наши друзья»

Экологический проект- «Деревья-наши друзья» В средней группе № 7 Воспитатели: Кудрявцева И.Н. 2018-2019 год Актуальность. "Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни» Д. Радович Дошкольное детство – важный...

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Мир вокруг нас...»

Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

Пояснительная записка
Каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время играют книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.
Проект дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков, что является составляющими успешной личности. Способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение
к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в
детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Проект долгосрочный – с января по октябрь (2016 год)

Цель проекта:
Показать один из вариантов интегрированного подхода в образовании дошкольников на примере проектно-исследовательской деятельности и значение разнообразной развивающей среды для организации работы по проекту.

Задачи проекта:
- Создание условий для развития творческих способностей у детей.
- Привлечение родителей в реализации проекта.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,
заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в
целом.
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.


Проект построен в соответствии с ФГОС, с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

Участники проекта: Дошкольники 5 – 7 лет, Педагогические работники ДОУ, родители (законные представители)

Развивающая среда: Групповые помещения (Центры: «Лаборатория», «Комната сказок», «Сенсорная комната», «Экологическая комната»), музыкально-физкультурный зал, огород.

Материалы и оборудование: Репа и другие овощи (для сравнения), «Чудесный мешочек» (для определения формы на ощупь предмета), весы, лупы, иллюстрации репки, костюмы и атрибуты героев сказок для уголка ряженья, фигурки героев для настольных игр по сказке, материалы для творческой изобразительной деятельности, семена репы, емкости, оборудование для посадки растений в помещении и на огороде и ухода за ними, географическая карта, значки-символы репки для прикрепления к карте, видео-фильм, просмотр мультфильмов.

Литература : Сказки – «Репка», «Мужик и медведь», Н. Носов «Репка», загадки, поговорки, пословицы, потешки, стихи, песни.

План реализации проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Деятельность педагога
Создание условий
Подбор оборудования и материалов
Мотивация детей к пониманию целостности, ценности окружающего мира. Мотивация детей к познавательной и исследовательской деятельности
Беседа с детьми о том, что будут делать в рамках проекта
Деятельность детей
Возникновение интереса к окружающему миру природы
Осознание и осмысление актуальности и цели деятельности, проявление познавательного интереса
Рассматривание иллюстраций, картин
Чтение и обсуждение сказок, произведений, загадок, пословиц, поговорок, потешек
Работа с географической картой
Изготовление значков-символов репки для размещения на географической карте

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Деятельность педагога
Мотивация детей к познавательной деятельности
Активизация внимания детей посредством включения их в познавательную экологическую деятельность, формирование у детей элементарных ЗУН
Деятельность детей
Накопление информации
Изобразительная деятельность; Рисование, лепка, аппликация (оригами)
Знакомство детей со вкусом репки. Блюда из репы. История репки на Руси.
Дидактические игры («Чудесный мешочек»), Игра-эстафета «Самый быстрый» (в зале)
Разучивание стихов, песен про РЕПКУ
- Драматизация сказки «Репка» по ролям. Самостоятельное разыгрывание сказки в костюмах
- Театрализованные игры с фигурками героев сказки
Дома вместе с родителями посадить репку и наблюдать за ней, делая записи результатов
Просмотр мультфильмов «Репка», «Мужик и медведь». Обсуждение сюжетов
Просмотр видеофильма «Как появился росток». Обсуждение

Подготовка к исследованию и выполнение различных исследований
Рассматривание семян под лупой, посадка рассады, наблюдение Исследование репки:
- Форма, вкус, поверхность, рассматривание семян через лупу, рассматривание корнеплода (корень – через него растение получает воду и пищу из земли), листья у всходов. Взвешивание репки
Опыты с репой:
- Поместить разные овощи в емкость с водой, выяснить какие овощи тонут в воде, а какие нет
- Разрезать репку на несколько частей и разложить в разные места: около батареи (где тепло), при комнатной температуре в группе и в холодное место (между рамами, в холодильник) – Дети наблюдают и делают выводы
Исследование почвы: рассматривание обитателей – жучков, червей.
Опыт с почвой: «Есть ли в земле воздух» (Если опустить землю в прозрачную емкость с водой, то мы видим, что появляются пузырьки – это воздух, значит в земле (почве) есть воздух)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Деятельность педагога
Стимулирование детей к самоанализу и самооценке своей деятельности
Помощь в формулировании выводов
Подведение итогов
Деятельность детей
Уборка урожая. Выставка работ
Коллективная работа «НАШ УРОЖАЙ» (аппликация)
Праздничное мероприятие
Предполагаемый результат:
1. Будет сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника по средством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
2. Будет организована развивающая среда, способствующая нравственно-экологическому развитию детей.
3. Будет разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, система критериев и показателей оценки с формированности у них ценностных ориентаций.
4. Будет разработан дидактический комплекс (конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии развлечений, дидактические игры, пособия)

«Проектная деятельность в ДОУ»

Проектно - исследовательская деятельность «Помогите природе».

“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”

А.А. Плешаков

Тип проекта : исследовательский, среднесрочный.

Возраст: старшая группа детского сада (5-6 лет).

Проблема: загрязненность окружающей среды, влияние погодных условий на оставленный мусор природного и искусственного происхождения.

Цели проекта : продолжать формировать представление детей об окружающей среде, потребность в поддержании чистоты окружающей среды, заложить основы навыка поддержания чистоты в природе, в детском саду, дома.

Задачи проекта: способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности, расширить и углубить знания дошкольников об окружающей среде, о ее загрязнении, воспитывать бережное отношение к природе.

Участники проекта: дети, педагоги группы, родители.

Срок реализации проекта: 1 месяц.

Планируемый результат: повышение экологической культуры, осознание детьми необходимости поддержания чистоты в различных местах: природа, детский сад, дом.

Актуальность работы :

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Актуальность: - сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка - экологическое воспитание детей и родителей.

Ожидаемые результаты: - посильное участие родителей в экологическом образовании детей - повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии, охране природы.

3.Интеграция областей: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, безопасность, художественное творчество, здоровье.

1. Подготовительный этап

1. Беседа «Бережное отношение к природе».

2. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками.

3. Чтение - обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

4. Проблема: Почему нельзя оставлять мусор на природе? Куда и как нужно его убирать? Как оставленный мусор вредит природе? Что происходит с мусором природного и искусственного происхождения?

2.Исследовательский этап

1.Закапывание разного вида мусора: бумага, стеклянная посуда, пластиковая посуда, кленовый лист, полиэтилен.

2.Беседа «Что произойдет с мусором?». Ответы детей: «Останется лежать», «Разделиться на кусочки», «Сгниет».

3.Наблюдение: искусственное создание природных условий разных времен года в рамках группы (лето-полив, повышение температуры; осень-полив, прохладное помещение; зима-снег; весна-появление талой воды, полив).

3.Заключительный этап

1.Раскапывние мусора - наблюдение за результатом исследования.

2. Беседа: в результате исследовательской деятельности и наблюдений, пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения загрязнет природу, его недостаточно закапывать в землю, необходимо выбрасывать его в специально отведенные места. А мусор природного происхождения перерабатывается естественным путем.

3. Домашнее задание детям и родителям: узнать сроки разложения мусора природного и искусственного происхождения.

4. Выступление детей с домашним заданием

1.Дидактическая игра «Можно - нельзя».

2.Чтение- обсуждение стихотворений «Наша планета», «Мусорная гора».

Приложение 1

«Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Лида собрала остатки еды и хлебные крошки и положила в сумку.

Зачем ты берешь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

Стыдно… перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

(В. Сухомлинский)

Виды мусора

Сроки разложения

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

Газетная бумага

От 1 месяца до 1 года

Картонные коробки

Доски деревянные

Железная арматура

Железные банки

Старая обувь

Обломки кирпича, бетона

Аккумуляторы

Жестяная банка

Электрические батарейки

Резиновые покрышки

Более 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 100 лет

Полиэтиленовая пленка

Алюминиевые банки

Более 1000 лет

Дидактическая игра «Можно - нельзя»

Ломать деревья и ветки? (нельзя)

Сажать больше деревьев? (можно)

Ходить и топтать на лугу цветы? (нельзя)

Ходить только по тропинкам? (можно)

Рвать большие букеты цветов? (нельзя)

Любоваться ими? (можно)

Оставлять мусор в лесу? (нельзя)

Собрать мусор в яму и закопать? (мусор природного происхождения- можно, остальное нельзя)

Разжигать костры в лесу? (нельзя)

Беречь лес от пожара? (можно)

Шуметь в лесу? (нельзя)

Наша планета Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки - Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы. Но когда летать начнут в школу на ракете - Пострашней произойдут беды на планете… Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты. Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок - На прогулку не ходи: береги затылок! Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?. И хотя мы в школьный класс не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв)

Литература:

1. Социально - личностное развитие дошкольников: программа планирования. Занятия, диагностические материалы. Старшая группа / авт.-сост. Л.А.Загуменная. - Волгоград: Учитель, 2012.

2. Современные технологии обучения дошкольников / авт.сост. Е.В. Михеева. - Волгоград: Учитель, 2012.

4. Сборник «Интеграция деятельности по освоению детьми образовательных областей в ДОУ»./ Сергеева И.А., Павлова А.Ю.- г.Набережные Челны: МБУ «ИМЦ», 2013.

5. http://www.eco-lab.ru/srok.html

Отзыв на проектно-исследовательскую работу «Помогите природе»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Экспериментальная проектная деятельность дошкольников выступает как, самоценная форма работы в развитии экологической культуры человека. Способствует формированию основ личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Данный проект позволяет каждому ребёнку выделить себя из окружающей среды, развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему. В ходе деятельности, в рамках данного проекта, ярко прослеживается формирование основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря таким практико-ориентированным формам работы возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой; воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Педагоги использовали такие методы, как анализ, сравнение, синтез, наблюдение. Материалы работы дают понять, что педагоги совместно с детьми предварительно изучили теорию по теме данного проекта, и проведя исследования, сделали собственные выводы.

Благодаря проектным исследованиям, дети повышают результаты по образовательной области «Познание», что можно проследить при анализе диагностических данных:

2011-2012 уч.год

(конец года)

2012-2013 уч.год

(конец года)

Выс. ур-нь

Выс.ур-нь

Сред.ур-нь

Сред.ур-нь

Низ.ур-нь

Низ.ур-нь

Учитывая актуальную проблему экологического воспитания дошкольников данный проект вызывает интерес дальнейшего исследования.