Особенности гигиены Советских женщин (старые фотографии). Краткая история менструальной гигиены

Так, друзья, сегодня будет давно задуманный мной и давно ожидаемый вами пост про личную гигиену в СССР - в комментариях уже давно просили написать об этом, подкидывая всяких интересных фактов. Скажу сразу без длительных вступлений - в сравнении с развитыми странами, с личной гигиеной граждан всё было очень плохо - из-за того, что быт советского человека в целом был организован весьма плохо и бедно.

Во многих городах, не говоря уже о малых посёлках, в домах не было воды - не только горячей, но и холодной. До начала шестидесятых годов ванная комната в квартире считалась роскошью (даже в старых фильмах можно часто услышать - "ему дали отдельную квартиру с ванной, представляешь?"), а в баню советские граждане ходили только 31 декабря не слишком часто, а также не слишком часто стирали одежду. Нормой считалось мытьё один раз в неделю, и во многих общежитиях замок с душевых снимался только в такой едитственный так называемый "банный день".

Что ещё интересно - советские СМИ и фильмы как бы вообще не замечали эту проблему, словно её и нет. А в наши дни по правилам советской гигиены продолжают жить некоторые поклонники всего советского. "А зато мы делаем ракеты!" - вскрикивают фанаты СССР , пованивая носками. И не замечая, что давно пора бы уже побриться и поменять рубашку.

Итак, в сегодняшнем посте - правдивый рассказ про личную гигиену в СССР.

В стране немытых подмышек.


Начнём, пожалуй, с того, почему советские люди мылись редко. Может быть, они и хотели бы мыться почаще - но вот далеко не у всех была такая возможность. В сталинские годы (примерно до середины-конца пятидесятых) большинство обычных горожан жили в рабочих бараках и коммунальных квартирах, а хорошие персональные квартиры были доступны только советской элите - думаю, её было не более, чем 5-10% от общего количества населения.

Что такое советский барак или коммуналка ? Это либо бывшая "буржуйская" большая квартира, либо общага-сталинка , либо барак коридорного типа с так называемым блоком-кухней на этаже. Если в первых двух типах жилья могла быть хоть какая-то ванная комната, то барак не предполагал никакой ванной вовсе - обычный советский человек должен был раз в неделю идти мыться в баню, всё остальное время ходя грязным (в лучшем случае - обтираясь холодной водой из ушата в кухне под видом "закалки"). Что было в деревнях - я даже не рассказываю, потому что быт советской деревни мало отличался от какого-нибудь XVIII века .

В шестидесятые годы стали появляться хрущёвки - но и они далеко не всегда имели ванные комнаты. В маленьких городах был распространен тип квартир, в которых не было не только ванной, но даже и туалета, а из всех удобств было только паровое отопление. Снаружи дом мог выглядеть как обычная хрущёвка, но туалет был на улице, а мыться нужно было ходить в ту же баню - куда как вы сами понимаете, каждый день не бегали, не для того она строилась)

Как результат всего этого - мылись советские люди редко, и довольно часто холили в нестиранной, пропахшей потом одежде - во-первых, из-за бедности одежды в целом было мало, а во-вторых - ручная стирка была целым событием, требующим большой затраты времени и сил. Кто жил в советское время, тот вспомнит - что даже в восьмидесятые годы люди в общественном транспорте часто пахли, пардон, немытыми подмышками. Думаю что в пятидесятые-шестидесятые годы всё это тем более было в порядке вещей и считалось нормой. Мол, все так живут - и ладно.

Гигиена в советском искусстве.


Что интересно - советская власть вообще не уделяла никакого внимания этой проблеме. Ну, то есть конечно рассказывали что-то там о том, что надо мыть руки перед и зад едой, но то, что люди не моются неделями - считалось как бы и нормальным. Понятно, почему так происходило - советская власть никак не могла решить эту проблему, проведя каждому в дом горячую воду, нужно ведь было строить десятки ракет, воевать в Афганистане, готовить тайных отравителей для перебежчиков за границей - ну в общем было много важных дел, после которых быт советских граждан занимал последнее место.

В советских фильмах вопрос личной гигиены не освещался вообще никак. В фильмах пятидесятых годов, вроде "Кубанских казаков" в порядке вещей было показать такториста в конце рабочего дня в белой накрахмаленной рубашке и улыбающегося белозубой улыбкой - ни у кого не возникало вопросов, а где он, собственно, вымылся, причесался, накрахмалил рубашку и налимонил до блеска зубы, если вокруг только степь и говно целина?

Или вот взять фильм "Карьера Димы Горина" с молодым Демьяненко (Шуриком) в главной роли. Дима приезжает работать на север, в рабочий посёлок. Никаких душевых и тем более ванн в посёлке нет - однако после тяжелейшей физической работы в тайге у всех девушек уложены волосы, а парни, сняв полушубки, сразу лезут спать под одеяло в чистых, словно только что из универмага майках. В советских фильмах никто никогда не принимал душ - такого попросту не показыали. В фильме "Кин-Дза-Дза" на планете Плюк воды не было вовсе - и ни у одного советского гражданина не возникло мысли, где они все моются. Такой образ жизни был понятен и не вызывал вопросов в стране, где все воняли подмышками в транспорте, а также где в порядке вещей было отключение горячей воды на два месяца.

Гагарин, космос и туалетная бумага.


Ну ладно, скажете вы - с горячей водой советская власть не могла решить проблему, это долго и дорого, но наладить выпуск хотя бы простейших гигиенических средств она могла бы? Увы и ах - не могла бы, нет.

Женских прокладок в СССР не существовало в принципе - это считалось какой-то "не важной, стыдной" темой. Мол, советская женщина должна постоянно думтаь о Коммунизме и о том, как скоро всё будет бесплатно . Дамам прихолилось всё делать из подручных средств - для этих целей использовалась марля либо бинт, внутрь которого заворачивалась вата. Инога внутрь могли добавить также листик полиэтилена, чтобы предотвратить протекание - пардон за столь деликатные подробности, но это правда совковой жизни. Ещё для этих же целей могли использовать куски простыни, порезанные на полосы и вываренные в воде.

До 1968 года в стране не было туалетной бумаги . В 1961 году Гагарин полетел в космос, и только через 7 лет советские граждане узнали, что кроме ракет в мире есть ещё такое достижение цивилизации, как туалетная бумага - до этого подтирались газетами "Правда" и "Сельская жизнь Нечерноземья". Что итересно, к последнему занятию настолько привыкли, что первое время туалетную бумагу даже никто не хотел брать, но потом она резко стала дефицитом.

Не существовало в СССР и нормальной культуры ухода за зубами . Советская власть могла предложить гражданам лишь плакаты "чистите зубы утром и вечером", пыточную стоматологию и зубной порошок, который за два десятилетия стирал зубы до корня. Добавьте к этому плохое и однообразное высокоуглеводное питание, тяжелую работу и плохую экологию - и станет понятно, почему часто уже к 30-40 годам у советских граждан выпадали зубы.

Гигиенические диссиденты.


Что самое смешное - очень многие фанаты СССР предпочитают и сейчас придерживаться советских "стандартов гигиены". Казалось бы - СССР больше нет, на полках магазинов полно отличных товров по уходу за собой (как отечественных, так и импортных), горячей воды в достатке - но фанаты СССР с упорством бывалой ослицы не пользуются всем этим, являясь по сути "гигиеническими диссидентами".

Моются такие диссидены в лучшем случае раз в неделю (как рекомендуют советские книжки) - рассказывая о том, что слишком частое мытьё якобы смывает с кожи какую-то важную "защитную плёнку" (видимо - из слоя грязи). Зубы такие диссиденты чистят самой дешевой зубной пастой, либо не чистят вовсе. Особо упоротые чистят зубы измельченным углём. Посуду моют с каустической содой, голову поливают какими-то умопомрачительными отварами из календулы и мелиссы, а за кожей не следят вообще - мол, деды в СССР так жили, и мы проживём не хуже!

Почему эти люди не понимают, что в СССР люди мылись редко попросту из-за отсутствия воды, а "народными" средствами пользовались не от какой-то супер-дейстенности, а попросту от бедности и отсутствия альтернатив - для меня большая загадка.

Такие дела.

Напишие в комментариях, что вы обо всём этом думаете, интересно. Помните что-нибудь из тех времён?

Максим Мирович

Серия из 18 плакатов фотовыставки Минздрава СССР «Гигиена школьника». Фотографии наклеены на обтянутый тканью картон. Оригинал, 1953 год.

Вопреки распространявшемуся в СССР мифу об игнорировании царизмом проблемы народного здравоохранения, вопросы здорового образа жизни, особенно применительно к детям и будущим матерям, заботили государственные умы России задолго до революции. В середине XIX века бурный рост российских городов дали стране тысячи брошенных новорожденных детей и детей, лишившихся попечения родителей. Еще более злободневной эта проблема стала в ходе последних русско-турецкой и русско-японской войн, приведших к появлению большого количества сирот разного сословия. Сортировать их по имущественному признаку уже нет никакой возможности, и начиная с этих лет почти все вновь открывающиеся российские школы и гимназии практически на равных принимают детей дворянского, купеческого и рабочего происхождения. Российские школы становятся по-настоящему массовыми, и вопросы организации быта и гигиены в них становятся приоритетными для Министерства народного просвещения.
В годы Первой мировой войны тема охраны детства вновь стала весьма актуальна, и в России даже появляются первые десткие ясли, летние лагеря и другие медицинские и воспитательные учреждения для солдатских детей. Их принципиальное отличие от других детских учреждений заключалось в постоянном проживании учеников, многие из которых не могли - в силу происхождения или материального состояния - обеспечить себя предметами гигиены. Тем временем на российском рынке наблюдается бурный рост косметической промышленности. Мыло, шампуни, косметика перестают быть достоянием избранных, и передовые умы того времени всерьез занялись разработкой программ по защите здоровья детей, в том числе «казенных». А защищать было что: даже в относительно спокойные и благополучные годы здоровье многих российских школьников было далеко от совершенства. У многих детей наблюдались резкие ухудшения зрения и осанки, росло число детей c хроническими болезнями. Первые типовые нормы и рекомендации по надзору над школами были введены в России в конце XIX века. Особое значение придавалось воспитанию интереса к физическому развитию детей. В качестве спортивных игр выступали традиционные русские народные игры и забавы: лапта, горелки, борьба и катание с ледяных гор, а также новомодые увлечения: лаун-теннис, футбол, катание на лезвийных и роликовых коньках, езда на велосипеде и бег на лыжах.
В первые месяцы после революции 1917 года охрана материнства и младенчества была провозглашена приоритетным направлением государственной политики. Декретом 1918 года забота о вскармливании младенцев и воспитании детей была возложена на плечи государства. Координацию вопросов поддержки материнства осуществлял отдел Охраны материнства и младенчества Наркомздрава республики.










Отдел с размахом взялся за работу. С 1918 года в стране ежегодно проводилась «Неделя ребенка», а в 1919 году состоялся первый съезд школьных врачей, который определил программу- минимум: надзор за санитарным состоянием школ, выделение детей по состоянию здоровья в особые школы, контроль за детским питанием и главное - пропаганда гигиенических знаний в школе и через школу. Фактически это было начало программы формирования понимания ценности здоровья и здорового образа жизни в школе.
Если в период революции и гражданской войны забота государства о детях носила скорее «идейный» характер, то после гражданской войны органы по работе с детьми получили новую установку - воспитывать подрастающее поколении в духе ленинских идей, чтобы со временем ликвидировать всяческое «инакомыслие» в принципе. Однако для широкой работы с детьми требовалось придать соответствующим институтам и учреждениям больше организации и дисциплины. Ядром нового объединения стала пионерская организация и красный галстук как наиболее яркий отличительный знак детей «нового времени». Очень скоро выяснилось, что новым формам объединения нужны новые методы воспитательной работы и организации быта.
В середине 1920-х годов ведущие российское педагоги и детские врачи разработали программу, в основу которой легли прогрессивные по тому времени методы медицинского и педагогического просвещения населения. Отделом охраны материнства и младенчества Наркомздрава были созданы методический центр и издательство, организован музей и сформированы регулярные передвижные выставки. После создания в городах отрядов самодеятельной организации пионеров (1922), наличие красного галстука у ребенка на плакате однозначно подчеркивало его «правильность» - противопоставляло остальным, неорганизованным детям. Пионерская организация указывала только правильные направления детского развития, в том числе - в выработке социальных ориентиров, организации труда, досуга и отдыха.








Если в конце 20-х годов от пионеров требовалось в основном маршировать со знаменами, участвовать в митингах и субботниках и проявлять классовую ненависть к врагу, то в 1930-е годы требования стали смещаться в сторону учебы. Что неудивительно: тема счастливого детства советского пионера стала одним из ключевых пропагандистских лозунгов, этому посвящаются лучшие десткие произведения («Старик Хоттабыч»), об этом пишутся картины, плакаты и даже создаются скульптуры. Однако счастливый ребенок не мог оставаться необразованным, и в 1932 году Народный комиссариат здравоохранения и Народный комиссариат просвещения разрабатывают детальный план школьных занятий, включающий рекомендацию по распределению учебной нагрузки и соблюдению оптимального режима дня. В 1933 году правительство СССР впервые установило ответственность педагогов за здоровье детей и их гигиеническое воспитание, а также расширило обязанности школьного врача. В 1935 году на законодательном уровне была определена продолжительность учебных занятий в школе в течение учебного дня и недели.




В послевоенные годы внимание к гигиене школьников было вызвано вполне очевидной проблемой: катастрофической нехваткой здорового населения, значительная часть которого (особенно мужчины) была уничтожена в ходе Великой отечественной войны. С середины 50-х годов в стране проводилась школьная реформа. На смену раздельному пришло совместное обучение (1954); была введена единая школьная форма для мальчиков (с осени 1954 все мальчики должны были сами подшивать белые воротнички на гимнастерках и кителях); среднее образование стало всеобщим и была отменена плата за обучение в старших классах средней школы; обязательным стало обучение труду (1957) и домоводству; важную роль приобрели предметы, воспитывающие общую культуру… Тогда же в школьную жизнь впервые централизованно начал внедряться спорт. Сотрудники Института школьной гигиены разработали рекомендации по рациональной организации тренировок, соревнований и отдыха. Именно эти рекомендации легли в основу целой серии агитационных стендов, предназначенных для детских учебных заведений, поликлиник, клубов и пионерских лагерей. Фотовыставка 1953 года должна была стать образцом подхода к пропаганде здорового образа жизни среди школьников.



На фото - обложка журнала BURDA moden за 1989 год. Скандальная реклама которую помнит каждый - тампоны Тампакс, американское изобретение. Еще немного, и такие будут выпускать и у нас! С женскими гигиеническими принадлежностями в СССР было плохо. До 90-х годов женщины были вынуждены...


...изготовлять их сами. Подробные пояснения под картинкой - не случайны. Не все понимали, что приспособление безопасно! Вплоть до 2000-х годов к этому предмету женской гигиены относились настороженно - в моей школе ходила легенда, что таким могут пользоваться только падшие женщины.

Именно из-за этого дремучего невежества рупор пропаганды уже тогда заявляет - тампонами можно и нужно пользоваться. Книга "Откуда берутся дети", год издания 1989, расскажет девочкам об их предназначении доступно, в картинках. Вот таких. Кстати, сама книга наверняка была у вас дома в эти годы. Ведь больше ничего, что помогало бы детям узнать правду о половой жизни, собственно, и не было!

Подмышки в районе конца 70-х - начала 80-х уже бреются, как и ноги, я помню, что мама мне рассказывала о своих внутренних страданиях - обманывает она своего мужчину таким косметическим усовершенствованием, или нет? Вот это фото с 1989 года, где видно - растительность полностью удалена. Зато в шкафах еще можно найти специальные подушечки, впитывающие пот, которые пришивались к платьям в районе подмышек, чтобы одежда не пачкалась.

Так, друзья, сегодня будет давно задуманный мной и давно ожидаемый вами пост про личную гигиену в СССР — в комментариях уже давно просили написать об этом, подкидывая всяких интересных фактов. Скажу сразу без длительных вступлений — в сравнении с развитыми странами, с личной гигиеной граждан всё было очень плохо — из-за того, что быт советского человека в целом был организован весьма плохо и бедно.

Во многих городах, не говоря уже о малых посёлках, в домах не было воды — не только горячей, но и холодной. До начала шестидесятых годов ванная комната в квартире считалась роскошью (даже в старых фильмах можно часто услышать — "ему дали отдельную квартиру с ванной, представляешь?"), а в баню советские граждане ходили только 31 декабря не слишком часто, а также не слишком часто стирали одежду. Нормой считалось мытьё один раз в неделю, и во многих общежитиях замок с душевых снимался только в такой едитственный так называемый "банный день".

Что ещё интересно — советские СМИ и фильмы как бы вообще не замечали эту проблему, словно её и нет. А в наши дни по правилам советской гигиены продолжают жить некоторые поклонники всего советского. "А зато мы делаем ракеты!" — вскрикивают , пованивая носками. И не замечая, что давно пора бы уже побриться и поменять рубашку.

В стране немытых подмышек.

Начнём, пожалуй, с того, почему советские люди мылись редко. Может быть, они и хотели бы мыться почаще — но вот далеко не у всех была такая возможность. В сталинские годы (примерно до середины-конца пятидесятых) большинство обычных горожан жили в рабочих бараках и коммунальных квартирах, а хорошие персональные квартиры были доступны только советской элите — думаю, её было не более, чем 5-10% от общего количества населения.

В шестидесятые годы стали появляться хрущёвки — но и они далеко не всегда имели ванные комнаты. В маленьких городах был распространен тип квартир, в которых не было не только ванной, но даже и туалета, а из всех удобств было только паровое отопление. Снаружи дом мог выглядеть как обычная хрущёвка, но туалет был на улице, а мыться нужно было ходить в ту же баню — куда как вы сами понимаете, каждый день не бегали, не для того она строилась)

Как результат всего этого — мылись советские люди редко, и довольно часто холили в нестиранной, пропахшей потом одежде — во-первых, из-за бедности одежды в целом было мало, а во-вторых — ручная стирка была целым событием, требующим большой затраты времени и сил. Кто жил в советское время, тот вспомнит — что даже в восьмидесятые годы люди в общественном транспорте часто пахли, пардон, немытыми подмышками. Думаю что в пятидесятые-шестидесятые годы всё это тем более было в порядке вещей и считалось нормой. Мол, все так живут — и ладно.

Гигиена в советском искусстве.

Что интересно — советская власть вообще не уделяла никакого внимания этой проблеме. Ну, то есть конечно рассказывали что-то там о том, что надо мыть руки перед и зад едой, но то, что люди не моются неделями — считалось как бы и нормальным. Понятно, почему так происходило — советская власть никак не могла решить эту проблему, проведя каждому в дом горячую воду, нужно ведь было строить десятки ракет, воевать в Афганистане, готовить тайных отравителей для перебежчиков за границей — ну в общем было много важных дел, после которых быт советских граждан занимал последнее место.

В советских фильмах вопрос личной гигиены не освещался вообще никак. В фильмах пятидесятых годов, вроде в порядке вещей было показать такториста в конце рабочего дня в белой накрахмаленной рубашке и улыбающегося белозубой улыбкой — ни у кого не возникало вопросов, а где он, собственно, вымылся, причесался, накрахмалил рубашку и налимонил до блеска зубы, если вокруг только степь и говно целина?

Или вот взять фильм "Карьера Димы Горина" с молодым Демьяненко (Шуриком) в главной роли. Дима приезжает работать на север, в рабочий посёлок. Никаких душевых и тем более ванн в посёлке нет — однако после тяжелейшей физической работы в тайге у всех девушек уложены волосы, а парни, сняв полушубки, сразу лезут спать под одеяло в чистых, словно только что из универмага майках. В советских фильмах никто никогда не принимал душ — такого попросту не показыали. В фильме "Кин-Дза-Дза" на планете Плюк воды не было вовсе — и ни у одного советского гражданина не возникло мысли, где они все моются. Такой образ жизни был понятен и не вызывал вопросов в стране, где все воняли подмышками в транспорте, а также где в порядке вещей было отключение горячей воды на два месяца.

Гагарин, космос и туалетная бумага.

Ну ладно, скажете вы — с горячей водой советская власть не могла решить проблему, это долго и дорого, но наладить выпуск хотя бы простейших гигиенических средств она могла бы? Увы и ах — не могла бы, нет.

Женских прокладок в СССР не существовало в принципе — это считалось какой-то "не важной, стыдной" темой. Мол, советская женщина должна постоянно думтаь о Коммунизме и о том, как . Дамам прихолилось всё делать из подручных средств — для этих целей использовалась марля либо бинт, внутрь которого заворачивалась вата. Инога внутрь могли добавить также листик полиэтилена, чтобы предотвратить протекание — пардон за столь деликатные подробности, но это правда совковой жизни. Ещё для этих же целей могли использовать куски простыни, порезанные на полосы и вываренные в воде.

До 1968 года в стране не было туалетной бумаги . В 1961 году Гагарин полетел в космос, и только через 7 лет советские граждане узнали, что кроме ракет в мире есть ещё такое достижение цивилизации, как туалетная бумага — до этого подтирались газетами "Правда" и "Сельская жизнь Нечерноземья". Что итересно, к последнему занятию настолько привыкли, что первое время туалетную бумагу даже никто не хотел брать, но потом она резко стала дефицитом.

Не существовало в СССР и нормальной культуры ухода за зубами . Советская власть могла предложить гражданам лишь плакаты "чистите зубы утром и вечером", и зубной порошок, который за два десятилетия стирал зубы до корня. Добавьте к этому плохое и однообразное высокоуглеводное питание, тяжелую работу и плохую экологию — и станет понятно, почему часто уже к 30-40 годам у советских граждан выпадали зубы.

Гигиенические диссиденты.

Что самое смешное — очень многие предпочитают и сейчас придерживаться советских "стандартов гигиены". Казалось бы — СССР больше нет, на полках магазинов полно отличных товров по уходу за собой (как отечественных, так и импортных), горячей воды в достатке — но фанаты СССР с упорством бывалой ослицы не пользуются всем этим, являясь по сути "гигиеническими диссидентами".

Моются такие диссидены в лучшем случае раз в неделю (как рекомендуют советские книжки) — рассказывая о том, что слишком частое мытьё якобы смывает с кожи какую-то важную "защитную плёнку" (видимо — из слоя грязи). Зубы такие диссиденты чистят самой дешевой зубной пастой, либо не чистят вовсе. Особо упоротые чистят зубы измельченным углём. Посуду моют с каустической содой, голову поливают какими-то умопомрачительными отварами из календулы и мелиссы, а за кожей не следят вообще — мол, деды в СССР так жили, и мы проживём не хуже!

Почему эти люди не понимают, что в СССР люди мылись редко попросту из-за отсутствия воды, а "народными" средствами пользовались не от какой-то супер-дейстенности, а попросту от бедности и отсутствия альтернатив — для меня большая загадка.

Такие дела.

Напишие в комментариях, что вы обо всём этом думаете, интересно. Помните что-нибудь из тех времён?

На самом деле в Советском Союзе вопросам гигиены придавалось чуть ли не политическое значение. Был провозглашен лозунг: «В здоровом теле - здоровый дух». Пропагандировался культ спорта, а заодно и культ чистоты. Государству для строительства социализма нужны были здоровые, выносливые особи. А несоблюдение гигиенических стандартов вело в числе прочего к различным инфекциям и распространению вшей.

Правда, знаменитое стихотворение «Мойдодыр» Корнея Чуковского поначалу восприняли чуть ли не как крамолу. Почему? Сразу после революции душистое мыло, зубной порошок и другие средства гигиены стали ассоциироваться с «буржуазными пережитками». В рабоче-крестьянской среде к ним относились настороженно. Но линия партии быстро изменилась. Вскоре фраза «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам!» стала всеобщим лозунгом. Дело в том, что в 1930-е годы началась массовая индустриализация страны, и в города на заработки потянулись жители сел и деревень, привыкшие к совсем иным условиям жизни (в частности, в сельской местности воду носили из колодца, а мытье из таза полноценным никак не назовешь). Часто помывку заменяли купанием в грязном водоеме. Бани тоже были не везде. Даже сортиров до войны почти нигде не было - колхозники обычно справляли нужду прямо во дворе, саду или огороде. Нередко плевали на пол прямо в избе, ведь полы были в основном земляные.

Правительство понимало, что пренебрежение к гигиене может обернуться серьезными эпидемиями, поэтому всячески старалось привить гражданам любовь к чистоте. Например, во многих госучреждениях висели плакаты «Просьба на пол не плевать», а также призывавшие чистить зубы по утрам и ходить после работы в баню.