Высшее образование. Немецкий дух русской педагогики Г н волков о народной педагогике

И литературы МБОУ «Малобикшихская СОШ» Канашского района Чувашской Республики.

Статья

«Чувашская этнопедагогика» в современной школе.

Народ – великий педагог,

все великие педагоги – народны.

Ум в педагогике чувашей почитался как высшая человеческая цен - ность, как лучшая из добродетелей. С малых лет чуваши учили детей жить умом добрых людей. И сегодня этот народный философский завет волнует современных педагогов и ученых России. Народная педагогика как наука появилась в Чувашии; - создатель этнопедагогики, единственный и первый такой ученый в России.

Главное в народной педагогике три любви: любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. В душе эти три любви дали прекрасные плоды. Его любовь безгранична. С любовью к детям связано многое в народ - ной жизни, и как рано народная педагогика указывает, что труд в жизни ребенка – главный помощник и союзник. «Обращение к истокам и созидательно, и спасительно, - пишет.- Без наших корней, без этнической духовности – пустота, вакуум , пустыня в душе. Что останется без этих корней? Чем заполнить этот вакуум?.. Только культурой, только духовностью…». Поэтому воспитание детей в современной школе немыслимо без изучения и применения трудов по этнопедагогике.

Сегодня, когда в обществе наблюдается падение нравов, когда отсутствует желание творчески работать, очень нужны высокообразованные, культурно развитые личности. И учитель должен быть личностью, интересным человеком, со своими взглядами, со своим мнением, но он должен быть связан с народной педагогикой. Нравственность – самое уязвимое место человека, поэтому учитель должен быть в первую очередь воспитателем, педагогом. Если учитель не личность, то теряет свою убедительность, он не способен вести детей за собой. Поэтому важнейшая миссия учителя заключается в том, чтобы укрепить дух детей духом собственным, и иного воспитания нет. Учитель, опираясь на педагогическое творчество, должен развивать ребенка как личность, чтобы он вошел в культуру.

А что нужно для этого? Нужна идея добра и любви, уверенность ребенка в доброжелательности педагога. А любовь – это не только привязанность к родным, а чувство благодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения. Эти качества помогают воспитывать в ребенке совесть. Не зря один из заветов гласит: «Пример – и положительный, и отрицательный – не действует сам по себе, его надо основывать на совести». Современный учитель должен помнить и такой завет души великого ученого: «В педагогике главное – народность, человечность, порядочность, благородство, великодушие». А народная педагогика – продукт исторического и социального опыта народа. Действительно, «без памяти (исторической) нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа (как исторической общности)».

А еще как сегодня в школе помочь личности принимать ценность во имя этой ценности? Еще каким методом способствовать духовно – нравственному развитию ребенка без принуждения? Конечно, это чтение и исценирование произведений писателя и этнопедагога. Мои восьмиклассники с большим интересом прочитали его рассказы, сказки, притчи («Разбитый горшок», «Погреб», «Бережливость», «Себе несчастье навлечешь»), превратили их в интересные сценки, распределили роли и выступили на сцене на общешкольном вечере – «встрече» с.

Ребята понимают, что лучше быть честными, послушными, уважать старших, беречь вещи. И хочется верить, что такие строки в этих произведениях помогут нашим воспитанникам понять народную мудрость, собрать ее по крупицам в своем сознании и жить правильно:

У лживого и правда обманчива.

Ум старых – как подпорки.

Мечта как глиняный горшок – скорее разбивается, чем сбывается.

Мир держится на мудрости старых и силе молодых.

Бережливый человек – надежен, порядочен, аккуратен.

Отнял вещь у людей – выкинул душу.

Когда нет порядка – и жизни нет.

А как полезно увидеть инсценированные рассказы и сказки «Тимерке», «Волшебная щепочка», «Мать и сын», «Дорого ли стоит рубль?», «Мамина похлебка»! В них мои восьмиклассники увидели такую народную педагогику:

Старикам окажешь почет – и сам долго проживешь, стариков введешь в нужду – испытаешь сам беду. Кто об этом забывает, счастья в жизни не знает.

С сердитым - сердитый будешь, с ласковым – ласковый будешь. Подарки – гостинцы – взаимно.

Кто отца – мать в слезы введет – счастья в жизни не найдет. Мать – святыня, сама она – богиня. Бога забудешь – и то мать помни.

Леность и обман – два родных брата. Только тот, кто трудится до пота, знает цену добру.

Мама сегодня накормила меня салмой. Прямо как в детстве. И запах – тот же, и цвет. Сто лет миске. Ложка от отца осталась, его работа. Мастер же был! Мама… Какое же это счастье!..

И на вечере встречи с ребятами (роль Волкова исполнял ученик из 8 класса) рассказывал: «Я никогда не спорил со стариками, не возражал им. Я благоговел перед старшими и старыми. Наш зять, помню, бросал шапку к ногам бабушки и на коленях шел к ней, не вставая, целовал ей обе руки. У нас в семье были строгие заветы: никто ни разу ни с кем не ругался, а жила бабушка до 92 лет, мама – 86 лет. Нас учили любить стариков, родителей, во главе угла были уступчивость и снисходительность. Обидевший отца – мать сам погибнет духовно. Поцеловал – невеста, переночевал – жена. Равноправие – неразумному. Такие пословицы мы не просто знали, а жили так».

Есть у писателя произведения и о смелости чуваш, о любви к чувашской земле: «Золотая пылинка», «Пастух и барин», «Робкий чуваш и барышник». Восьмиклассники инсценировали и их. Вот некоторые замечательные строки из этих сказок:

Эта земля – нам и отец родной, и мать – кормилица, и брат – защитник. Земля родная чиста и священна. Пылинка родной земли родная, глина – сладкая. Ее песок – золотой, сухие камни – серебро…

Пришла пора выгнать стадо на луга – солнце взошло. Баре еще не наелись, а коровы уже проголодались.

- «Добрый барышник, мне забавно было смотреть на человека, потерявшего стыд. И я ругал корову, чтоб помочь тебе вернуть хотя бы капельку стыда»,- поясняет тихоня. Когда надо, и к робкому приходит смелость.

Этнопедагогу, ученому, историку, журналисту, академику, профессору, доктору педагогических наук пришлось не раз смело бороться, защищая имя и наследие. Волков был назван «врагом» народа, а имя Яковлева запретили произносить. Действительно, чувашский народ и смелый, и мужественный.

Таким образом, «Чувашская этнопедагогика» в современной школе нужна и педагогам, и родителям, и ученикам. В тысячах потешек, прибаутках, загадках, сказках, былинах содержится настоящая педагогика – наука о правильном воспитании детей. Это правильный режим жизни родителей, основанный на совести детей и самих взрослых. Волкова и космонавта подняла на такую высоту народная педагогика, народная культура, родной язык.

Литература

1.Волков земли.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1979. – с., 415 – 418.

2.Волков этнопедагогика. – Чебоксары, 2004. – с., 293.

3. Волков жизни. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. – с. 29,

Эта книга - первый учебник по этнопедагогике для будущих учителей. В нем характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, освещаются важные темы этнопедагогики: этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен; педагогическая эволюция; факторы, методы, средства и приемы народного воспитания; современное функционирование народной педагогики и др.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.

Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.

Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.

Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Эта книга - первый учебник по этнопедагогике для будущих учителей. В нем характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, освещаются важные темы этнопедагогики: этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен; педагогическая эволюция; факторы, методы, средства и приемы народного воспитания; современное функционирование народной педагогики и др.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.

Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.

Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.

Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «...народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.