Повысить самооценку девочке. Как повысить самооценку ребенка? Советы психолога

В наше время родители часто сталкиваются с проблемой низкой самооценки своего ребёнка, особенно это касается девочек подростков. Так давайте разберёмся, откуда эта проблема берётся, а главное - как помочь подростку повысить самооценку.

Что такое самооценка?

Самооценка - это ценность, которой человек наделяет сам себя. На сколько он считает себя умным, красивым, успешным, и так далее. От того, как девушка себя
оценивает, зависит очень много поступков, и даже желаний.

  • «Я не красивая, куда мне это прекрасное платье!»
  • «Я плохо выгляжу, я не смогу ничего рассказать у доски! Все будут смеяться надо мной»
  • «У меня плохая память, я ни за что не подготовлюсь к этому экзамену»
  • «Как же мне найти хорошего парня, они все давно заняты и вообще никогда не обратят внимания на такую как я!»

В подобных вещах легко может убедить себя любая девочка с детства. А самое плохое в то, что если убеждать себя долго в подобных вещах они легко станут реальностью!

Поэтому для того, чтобы в будущем иметь любимого и любящего мужа, привлекательную внешность, хорошую работу и вообще чувствовать себя счастливой, нужно с детства научиться верить в свои силы.

Как формируется самооценка ребёнка?

Подробно этот вопрос мы недавно рассматривали в статье как повысить самооценку и уверенность в себе у детей и подростков.
Здесь остановлюсь на базовых моментах и на особенностях формирования самооценки девушки подростка.

  • Самооценка девочки зависит от её успешности, то есть на сколько хорошо у неё получаются дела, за которые она берётся;
  • От оценки её действий, внешности, одежды и т.д. окружающими, причём, в детстве самым важным является мнение родителей, потом - педагогов, а дальше -сверстников, особенно «авторитетных» подруг и мальчиков;
  • От сравнения себя с другими - как она выглядит на фоне друзей и подруг.

Не на всё мы, родители, можем влиять. Однако, в наших силах во время заметить признаки заниженной самооценки и предпринять меры, пока девочка не убедила себя в своей собственной не успешности.

Несколько причин для того, чтобы задуматься о заниженной самооценке девочки:

  • Ваша дочь стала выбирать тёмную, серую, невзрачную одежду;
  • Проводит много времени за просмотром в социальных сетях фото других девушек;
  • Не хочет отвечать у доски (часто встречается даже такое, что зная предмет, девочка предпочитает получить плохую отметку тому, чтобы выйти и перед всем
    классом ответить)
  • Не хочет ходить в школу, мало рассказывает об одноклассниках.
  • Если вы заметили один или несколько этих признаков, присмотритесь повнимательнее и поговорите со своим ребёнком. Причина конечно может быть не только в заниженной самооценке, но присмотреться стоит.

Как повысить самооценку подростку девочке?

Во-первых, поддерживать, хвалить.

Помогать ухаживать за собой - парикмахерские, салоны красоты вам в помощь. Девочка должна с детства чувствовать себя важной, ценной, красивой, ухоженной. Только не ведите туда дочь силой! Предложите пойти заодно с вами, скажите, что вам без неё скучно будет. Найдите повод.

Во-вторых, давайте ей задания, в которых она будет успешна.

Чувство успеха сильно повышает самооценку.

Проследите за тем, чтобы не было негативного отношения учителей к вашему ребёнку.

К сожалению, нередки случаи, когда учитель унижает, высмеивает перед классом «неугодных» ему учеников.

В школе к вашей дочери не очень хорошо относятся одноклассники?

Их мнение очень важно, если нет другого контингента общения, где её ценят. Если увидели что у дочери низкая самооценка, постарайтесь этот новый контингент создать. Она хорошо шьёт - вперёд, в кружок шитья. Ей удаётся хорошо фотографировать - вам в помощь.

И фотосессия в новом образе - отличный ответ на вопрос как поднять самооценку подростку девочке.

Очень часто мы слышим от родителей вопросы типа как помочь подростку повысить самооценку. Я постаралась в этой статье дать практические советы по повышению самооценки ребенка. Однако помните - самооценка должна быть адекватной. В завышенной самооценке тоже ничего хорошего нет.

Занятия по повышению самооценки подростка в тренинговом центре К.О.Т.

В центре развития детей и молодёжи К.О.Т. есть тренинги, которые помогают формировать именно адекватную оценку себя. И ответить на вопрос как поднять самооценку подростку.

  • помогает ребятам почувствовать свои силы, то, что они на много способны. Но в тоже время учит адекватно оценивать свои силы. А если нужно вдохновение, мотивация, то отлично подойдёт тренинг для подростков
  • «Я могу». Это лёгкая программа, на которой ребята получают огромный заряд энергии и положительных эмоций. Многие участники в своих отзывах говорили, что у них как будто крылья за спиной выросли.
  • А для тех девушек, кто решил серьёзно подойти в вопросу стили - наш курс по стилю для подростков «

Главное помните, нет вопросов или проблем, которые нельзя решить! Один из важных ответов на вопрос как повысить самооценку подростку - верить в себя.

Вы - это самый важный пример для детей. Видеть рядом уверенных в себе родителей дорогого стоит.

Наталья Визер, руководитель центра развития детей и молодёжи К.О.Т.

Что позволит вам преуспеть в будущем.

Шаги

Создайте повод для гордости

    Сосредоточьтесь на опыте, а не на внешнем виде. Самооценка не должна базироваться только на внешности. Наши внешние данные меняются быстро и на них могут негативно сказаться множество вещей, а каноны красоты слишком изменчивы. Найдите, более стабильный повод для гордости: ваш опыт и достижения, которые у вас нельзя отнять.

    Обеспечьте возможности для своих свершений. Совершайте поступки, которыми вы будете гордиться. Это правило объективно для любого возраста. Если вы видите кого-то, кто по-вашему мнению совершает поступки, которые вы хотите повторить - сделайте это. В мире множество вещей, которыми можно заняться, поэтому выбирайте, то, что вы считаете стоящим и важным. Это лучше всего поднимет вам самооценку.

    • Научитесь играть на музыкальном инструменте. Выберите инструмент на котором вы всегда хотели научиться играть. Это даст вам уверенность в том, что вы смогли достичь чего-то, а также ощущение счастья. Да, это требует времени и усилий, но музыкальные уроки легко найти в центрах развития, школах или у частных преподавателей.
    • Путешествуйте. Путешествуйте и смотрите на то, что интересно для вас. Путешествие не должно быть дорогим. Можно сэкономить деньги, останавливаясь в хостелах, путешествуя в поездах или отслеживая скидки на перелеты на самолетах. Прекрасные места находятся рядом и их можно изучить бесплатно. Путешествия прибавят вам уверенности, а также немало прекрасных впечатлений, о которых можно будет рассказать своим друзьям.
    • Изучайте искусство или занимайтесь спортом. Чем из этого вы займетесь, будет в основном зависеть от того, интересно вам физическое или умственное развитие. И то, и другое, однако, потребует много времени. Вы можете брать уроки, но лучше всего вы научитесь, если будете либо практиковаться сами, либо если будете заниматься вместе с другими людьми. Занятия искусством или спортом помогут вам научиться свободно общаться и знакомиться с новыми людьми. Поскольку, заниматься такой деятельностью намного интереснее с другими, чем самому.
    • По возможности, старайтесь достичь успехов в учебе. Получайте лучшие оценки, возьмите курсы при высших учебных заведениях и прилагайте все усилия на внеклассных занятиях. Это не только позволит вам почувствовать себя более уверено, но и поможет позднее в жизни. У вас будет больше возможностей зарабатывать в жизни и у вас появится возможность получить работу, которая будет вас удовлетворять, если вы будете стараться и пойдете учиться после школы дальше.
  1. Берите на себя ответственность. Брать на себя ответственность - прекрасный способ повысить самооценку и уверенность в себе. Делая важные вещи, вы не только убедите себя, что вы можете справиться со многим, а также получите доказательство того, что вы можете позитивно влиять на мир.

Развивайте индивидуальность

    Не живите для того, чтобы радовать окружающих. Ваша жизнь - только ваша жизнь. Вам следует жить своей жизнью и делать вещи, которые делают счастливыми вас, а не кого-либо еще. Выражение, что вы не можете нравится всем - абсолютно правильное. Поэтому не пытайтесь нравиться всем одновременно. Самое лучшее, что вы можете сделать - это сделать счастливым себя и попытаться жить так, как вы считаете нужным.

    • Самое главное, что чувство собственного достоинства вы сможете развить, когда вы прекратите пытаться угодить «популярным» людям и начнете жить для себя. Если радовать себя означает для вас дружить со многими людьми, то делайте вещи, которые заставят людей дружить с вами. А именно: совершайте хорошие поступки и будьте замечательным человеком. Не пытайтесь завести друзей, надев правильную одежду или нарываясь на неприятности. Люди, которые проводят время с вами лишь из-за этого, на самом деле не ваши друзья и в конечном итоге это только повредит вам в будущем.
  1. Выработайте чувство стиля. Будьте собой, не будьте никем другим. Вместо того, чтобы слепо следовать моде и натягивать вещи популярных производителей - выработайте свой уникальный стиль. Это выделит вас из толпы и придаст уверенности - вы будете уникальным и неповторимым. Убедитесь, что вы выражаете самого себя через этот стиль.

    • Черпать вдохновение можно из таких стилей: мода 1920-40-х годов, панк 1980-х годов, японская уличная мода или гранж начала 1990-х. Любой стиль или образ, который говорит вам: «это здорово»!
  2. Изучите свои пристрастия. Поймите кто вы и что делает вас счастливым (ой), исследуя важные или интересные для вас вещи. Вы считаете, что паркур - это круто? Сделайте это! Вы всегда хотели научиться танцевать? Сделайте это! Единственный, кто мешает вам заняться тем, что вы хотите - это вы сами.

    • Во многих школах есть кружки, которые дают вам возможность попробовать заняться новым видом спорта, играми или искусством. Часто при колледжах или высших учебных заведениях есть занятия, где подростки могут поучаствовать. Иногда просто так, иногда за символическую оплату.
  3. Найдите людей, которые поймут вас. Лучший способ победить трудности жизни - хорошие друзья. Хорошие друзья напомнят вам, какой вы веселый и прекрасный человек на самом деле. Чтобы поднять свою самооценку - найдите друзей, которые понимают вас и любят вас таким, какой вы есть.

    Умейте быть напористым. Не позволяйте людям помыкать вами. Не уступайте желаниям окружающих вас. Это хорошо, что вы пытаетесь делать людей счастливыми, хорошо, что вы не эгоцентричны, но вам нужно уметь концентрироваться на себе и быть собой. Умение быть напористым, защищать то, что важно для вас, добавит вам самоуверенности и поднимет самооценку.

    • Если вы разговаривайте с друзьями или одноклассниками - не бойтесь выразить ваше мнение. Просите вещи, которые вам необходимы. Говорите «нет», когда это необходимо. И самое важное: не чувствуете себя виноватым (ой) когда делаете эти вещи!
  4. Следите за личной гигиеной. Одна вещь, которую вам необходимо делать для построения своей самооценки - это следить за личной гигиеной. Поддерживая личную гигиену, вы приучитесь заботиться о себе. Чтобы заботиться о себе, вам необходимо следить за личной гигиеной. Мойте волосы и кожу регулярно. Чистите зубы и расчесывайте волосы. Используйте дезодорант. Мойте руки. Это позволят вам быть более уверенным в своем теле.

    • Если у вашей семьи сейчас трудные временами и нет денег на покупку предметов личной гигиены - существует масса других возможностей, например, получить их в благотворительных организациях. Если такие организации не предоставляют предметы личной гигиены, то могут подсказать куда можно обратиться.
  5. Носите чистую, аккуратную одежду. Ухаживайте за одеждой. Стирайте ее, когда она грязная, аккуратно складывайте, что бы она не помялась. Не носите порванную одежду и одежду с дырками. Старайтесь удалять пятна с одежды, если их не возможно удалить - избавьтесь от такой одежды. Носите одежду, подходящую вам по размеру, а не слишком тесную или мешковатую.

    • Если у вас есть проблемы с приобретением новой одежды, вы можете получить одежду бесплатно в церкви или различных благотворительных центрах. Магазины поношенной одежды «секонд хенд» продают одежду по цене намного ниже, чем обычные магазины. Если вы переживаете, что все что вы сможете найти - это только старомодная одежда, то ищите «секонд хенд» в больших городах и в хороших районах городов. Это повысит ваш шанс найти практически новую одежду и точно хорошую, чтобы носить ее многие годы.

Высыпайтесь. Подростковые годы - это годы становления, и многие подростки страдают от дефицита сна. Вы можете думать, что это хорошо экономить на сне, но эта практика на самом деле имеет серьезное влияние на ваше здоровье. Ученые установили, что плохой или недостаточный сон сопровождается снижением оптимизма и самооценки. Так, что если вы хотите легко увеличить вашу самооценку - старайтесь спать минимум 7 - 8 часов в сутки.

Уберите негатив

  1. Избегайте негативных людей. Не проводите время с кем-то, кто все время негативен. Из-за этого вы будете думать плохо о себе и о мире вокруг. А вы же не хотите этого! Вместо этого проводите время с людьми, которые понимают, что иногда жизнь трудна или, что иногда люди совершают ошибки, но жизнь все равно прекрасна, и мы должны быть благодарны за то, что имеем, а не тянуться к стандартам, которых невозможно достичь.

    • Если у вас есть близкий друг или подруга, который ведет себя таким образом - попытайтесь помочь ему или ей поменяться. Если он или она будут продолжать вести себя таким образом, попытайтесь проводить меньше времени с ним или с ней. Тяжело находится рядом с негативным человеком, такие люди несчастны и не помогут вам в позитивном отношении к себе и в своей жизни.
    • Если вы понимаете, что ведете себя таким образом - остановитесь. Вы не хотите быть таким человеком. Если в вашей жизни есть плохие, негативные вещи - измените их. Не жалуйтесь и сконцентрируйтесь на плохих вещах… сделайте такие плохие вещи хорошими.
  2. Сконцентрируйтесь на достижениях, а не на неудачах. Не проводите время в сожалениях о том, что вы сделали неправильно и в чем вас постигли неудачи. Учитесь на своих ошибках и идите дальше. Фокусируйтесь на вещах в которых вы преуспели. Вспомните все хорошее, что вы сделали. Это поможет вам вспомнить, что вы делаете правильные вещи и можете достичь многого, если вы действительно постараетесь сделать это.

    • Составьте список вещей, которыми вы гордитесь больше всего. Повесьте его на стене вашей спальни и смотрите на него каждый день. Это будет мотивировать вас совершать хорошие поступки, чтобы сделает ваш список все длиннее и длиннее. Проверьте можете ли вы сделать список длинной до пола и выше вас ростом!
  3. Забудьте об идеальности. Говорят, «никто не идеален» и, - это абсолютная правда. Никто не идеален. Идеального не существует. Это значит, что вам нужно прекратить пытаться быть идеальным (ой). Пытаясь стать идеальным (ой) вы только разочаруете себя. Это правильно, если вы стараетесь достичь большего, но не стоит достигать этого такой ценой. Вместо этого, проанализируйте ситуацию и попытайтесь продумать следующий шаг. Постарайтесь достичь его. Иногда вы можете удивить себя и сделать лучше, чем вы могли себе представить.

  4. Займитесь аутотренингом. Говорите себе каждый день, что вы хороший человек. Что у вас, есть что предложить миру. Что вы можете сделать то, что другие не могут. Что вы можете справиться со всеми жизненными проблемами. Что вы можете быть лучше и счастливее. Вы будете любить окружающих и будете любить себя. Все эти вещи правдивы, если вы позволите им стать правдой. Вы просто должны приложить усилия. Напоминайте себе каждый день, что эти вещи реальны, и вы будете чувствовать себя более уверено и поверите в ваши возможности.

    • Иногда вам может показаться, что эти советы неправильные и вам они точно не помогут. Если вам кажется, что у вас нет ничего уникального, что выделяет вас из окружения - это значит только то, что вы это еще не нашли. Если вы не считаете себя хорошим человеком, найдите возможность им стать. Иногда изменения черт, которые вам не нравятся требует усилий, но если вы постараетесь, то со временем обнаружите, что вы стали человеком, который «делает себя счастливым».

Воспитывать детей любого возраста – тяжёлый труд, но особенно сложно приходится родителям, когда наступает подростковый период. В этом возрасте ребёнок по-новому воспринимает и себя, и окружение. Может по-другому относиться к привычным вещам и заявлять о своей, чаще негативной оценке, во всеуслышание. Так начинается формирование новой личности.

Часто у подростка формируется критическое отношение и к себе. Родителям важно понять, что начался процесс перехода во взрослый мир и ненавязчиво помочь преодолеть это непростое время. Прежде всего, повысив самооценку ребёнка.

Возраст тревог и переживаний

Самооценка формируется под влиянием нескольких факторов, среди основных: семья, школа, друзья. Бывает, что желая ребёнку лучшего, заранее готовя к суровой правде жизни, родители постоянно его критикуют и мало хвалят. В таких случаях у него практически гарантировано занижение самооценки. Он слабо верит в свою значимостьи свои возможности, часто стесняется и постоянно анализирует, правильно ли поступил. Нервная система постоянно перенапряжена, и вследствие этого возникают новые досадные ошибки. Такое же случается и после школьных проблем или несогласий с товарищами.

Особое место занимают факторы, которые сложно изменить:

  • лишний вес
  • слишком высокий или низкий рост
  • ношение брекетов или очков
  • дефекты речи

7 признаков низкой самооценки у ребенка

  1. избегает общения со сверстниками, потому что боится, что они будут нам ним смеяться;
  2. тревожится по пустякам;
  3. внимательно слушает высказывания окружающих о своей внешности, успехах в учёбе или спорте;
  4. отказывается учиться каким-то новым навыкам, боясь совершить ошибку;
  5. уходит от участия в школьных делах, особенно разных выступлениях перед публикой;
  6. резко прекращает душевные разговоры с родственниками;
  7. отличается большой застенчивостью.

Если замечены подобные переживания, любой, кто это понял, может помочь. Важно лишь соблюдать тактичность и чутко реагировать на поведение в ответ. Действия взрослых необходимы, поскольку негативные последствия остаются на всю жизнь в виде различных комплексов.

Родное плечо

Конечно, самое эффективное слово – родительское. Поэтому в случае замеченных тревожных признаков надо менять курс воспитания от критического на более равноправный:

  • просто советовать;
  • акцентировать внимание на том, что хорошо получается;
  • спросить у ребёнка его мнение при покупке какой-то одежды для него или других вещей;
  • научиться выслушивать его мысли;
  • дать ему возможность высказывать свое мнение;
  • совершать самостоятельные поступки, иметь собственные интересы.
  • относиться к нему как к личности и всеми силами стараться его понять;
  • исподволь просто втянуть ребёнка в любой разговор, где позже можно коснуться и чего-то ранящего его самолюбие;
  • категорически забыть проводить какие-то параллели по любому поводу, особенно сравнивая с ровесниками.

Необходимо понять, насколько значительны для подростка понимание и поддержка. Он должен быть уверен, что, обращаясь к отцу или матери, найдёт всегда близкого по духу человека, который воспринимает его тревоги и проблемы как свои, без лишнего осуждения. Главное, сохранить психическое здоровье подростка.

3 методики для повышения самооценки

  1. самовнушение. Родители подбирают позитивные утверждения о значимости личности (Я уверен в себе, Я принимаю правильные решения, Я гармонично развиваюсь, У меня есть чувство собственного достоинства или другие) и подросток читает их, лучше перед сном и утром, пробудившись;
  2. общение с любящими людьми. Дело родителей – ограждать хотя бы в быту своего ребёнка от недоброжелателей. Лучшее лекарство – разговор с искренним и добрым человеком. При этом есть один нюанс: если хвалят, надо поблагодарить, но не отрицать похвальные слова;
  3. преодоление страха быть смешным. Это серьёзный аспект именно для подростка. Высмеивать никогда нельзя, но помочь обрести чувство юмора, деликатно научить подшутить над каким-то собственным недостатком вполне приемлемо. Надо снять панцирь скованности в непринуждённой беседе.

Самостоятельная работа

  • Следует самому подростку разобраться, что ему интересно, каким спортом заняться (если не в кружке, то хотя бы с помощью интернета), девочкам – посещать танцевальные школьные группы или кружки по интересам.
  • Существенным фактором внешности является личная гигиена, и за этим надо обязательно следить. В юности каждый может исправить свою осанку, надо лишь выполнять специальные упражнения.
  • Хорошо бы попытаться без самобичевания оценить свои способности и возможности, и потом строить какие-то планы по самосовершенствованию. Идеала редко кто может достичь, но нужно делать шаги к нему, оставаясь уверенным в себе и в своих силах.

Твердо знайте, чего хотите добиться. Чтобы добиться желаемого результата, нужно для себя достаточно четко его сформулировать. Очень важно найти и выполнить любимую работу. Следует овладеть методом «швейцарского сыра», т. е. вырабатывать умение «вгрызаться» в ведущую проблему, но не углубляться в нее настолько, чтобы утратить чувство перспективы. Необходимо быть терпеливым к тому, что объективно пока нельзя увидеть. Желательно управлять собой по «принципу исключения», т. е. решить, чего делать не надо. Важно научиться забывать все, что не нужно, т. е. не обращать внимание на то, что не относится к делу.

Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план. Важнейшим шагом к успеху является планирование. Это касается определения как перспективных целей, так и ближайших. Необходимо спланировать ситуацию «как пережить успех».

Вообразите желаемый результат. Подтверждено практикой, что человек способен создать все, что способен вообразить. Будущий результат должен вызвать положительные, интенсивные переживания.

Сформулируйте сильную мотивацию достижения желаемого результата. Мотив - это то, что вызывает активность, побуждает человека к деятельности. Зарождение и формирование мотивации происходит б процессе взвешивания положительного и отрицательного в том или ином действии или поступке.

Будьте уверены в себе. Уверенность в себе невольно порождает решительность. Необходимо сделать первый шаг к успеху. Важную роль в зарождении уверенности в себе играет самовнушение. Пережив успех, важно закрепить чувство уверенности в успехе. Для закрепления чувства уверенности в себе важно не столько вызвать приятные, позитивные переживания по поводу уверенности в своих силах, сколько удержать их.

Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели. Выработайте умение мудро относиться к ошибкам и радоваться препятствиям. Не допускайте со своей стороны обвинения в адрес объективных обстоятельств, обусловивших ваши проблемы,

Другими словами, старайтесь легко принять то, что неизбежно. Научитесь время от времени признавать свои поражения. Анализируйте свои слабые стороны, ибо этим вы способны раскрыть свою спрятанную сипу. Оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим.

Овладейте умением преуспевать с радостью и ощущением счастья.

Способы изменения самооценки:

1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни.

2. Относитесь к людям так, как они этого заслуживают.

3. Относитесь к себе с уважением.

4. Начинайте принимать решения самостоятельно.

5. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе.

6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние.

7. Начинайте рисковать.

8. Обретите веру: в человека, в общество и т. д.

Как развить уверенность в себе:

1. Считайте себя удачливым.

2. Не уклоняйтесь от принятия решений.

3. Любите себя.

4. Любите других.

5. Считайте все достижимым.

6. Доводите начатое дело до конца.

7. Рассматривайте все событий как благоприятные.

8. Не позволяйте себе идти на компромисс с собой.

9. Не делитесь ни с кем сокровенным.

10. Не оправдывайтесь.

11. Не довольствуйтесь малым, считайте, что имеете право на самое лучшее.

12. Отстаивайте свои права.

13. Будьте терпеливыми,

14. Верьте в себя.

15. Внушайте себе приятные мысли по отношению к себе и другим.

16. Улучшайте все, что можете или хотите.

17. Если вы хотите в чем-то отказать другому, скажите ему ясно и однозначно «нет».

18. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

19. Просите пояснить, почему вас просят о чем-то, чего вы не хотите делать.

20. Хвалите тех, кому удалось вести себя уверенно.

21. Никогда не говорите о себе плохо.

22. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества, предметом обсуждения могут быть только ваши действия.

Выводы по главе 3

Итак, мы разработали и внедрили в учебный процесс программу коррекции самооценки подростков, по которой с испытуемыми работали в течение двух месяцев.

Затем с учащимися подростками экспериментальной группы мы провели повторное тестирование по тем же методикам. В результате формирующего эксперимента нами были получены необходимые данные исследования.

По методике «Изучение общей самооценки по опроснику Казанцевой Г.Н.» после проведения коррекционной работы из всех учащихся экспериментальной группы 18% имеют высокую самооценку, среднюю (адекватную) самооценку - 64% учащихся, низкий уровень самооценки показали 18% от всех исследуемых учеников.

По методике выявления «коммуникативных склонностей» (кос-2) после проведения коррекции самооценки среди учащихся экспериментальной группы высший уровень проявления коммуникативных склонностей показали 12%, высокий уровень проявления коммуникативных склонностей показали 39,5%, средний уровень проявления коммуникативных склонностей - 39,5% учащихся, 9% показали низкий уровень проявления коммуникативных склонностей.

По методике «Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)» (Приложение 4) в результате контрольного эксперимента преобладание зависимого типа общения показали 15% подростков, компетентный тип общения показали 73%, преобладание агрессивного типа общения - 12% подростков.

Нами был проведен анализ этих данных. В ходе этой работы нами было установлено, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, следовательно, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность подростков зависит от уровня их самооценки.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми..." . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!
Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  3. За один раз — одно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  9. Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.


Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест "Лесенка" ("Десять ступенек")

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам ? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка .

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная) .

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена .