Поведение 6 летнего ребенка. Воспитание шестилетнего мальчика

У кого, как не у папы, нужно учиться мужественности. Малыш, осознав только свою принадлежность к мужскому полу, с малых лет начинает копировать поведение отца. Привычки, манера общения, одежда, прическа – все это ребенок впитывает как губка, поэтому папе маленького сынишки нужно быть особенно аккуратным, чтобы ребенок не перенял отрицательные стороны его поведения. Отцу может только казаться, что ссора с мамой проходит между ними двумя. На самом деле малыш наблюдает и запоминает все на подсознательном уровне.

  • Второе правило для мамы -воспитывайте у сына уважительное отношение к отцу.

Даже если отец не много времени уделяет ребенку, все равно говорить о папе нужно уважительно: «Вот придет папа и починит машинку», «Папа придет и нам поможет» … В противном случае критика папы может вылиться в то, что ребенок будет копировать его поведение в подростковом возрасте и взрослой жизни.

  • И еще одно важное правило - прививайте сыну уважительное отношение к женскому полу.

Это особенно актуально, если малыш уже пошел в школу, ведь в классе он будет учиться совместно с девочками, а возможно, даже сидеть с какой-нибудь из них за одной партой. Сын должен понимать, что девочку нужно защищать и помогать ей. Подобная линия поведения прививает малышу мужественность.

Как воспитать мальчика правильно

Мальчики, в отличие от девочек, менее усидчивы и послушны. В попытках самоутвердиться они устраивают драки, шалости, капризничают. Если ситуацию выпустить из-под контроля, в более старшем возрасте проблемы могут усугубиться – ребенок может начать курить, хамить.Чтобы не допустить этого, мать и отец должны принимать равное участие в воспитании мальчика 6-7 лет. Причем важно понять, что материнская и отцовская любовь имеют разный характер, поэтому нужно соблюдать баланс.

Рассмотрим на примерах.

В семье, где мама принимает решения, а папа остается безучастным в силу того, что его инициативы подавляются, сын вырастет бесхарактерным, и во взрослой жизни в лучшем случае будет целиком зависеть от жены, в худшем – не сможет оторваться от маминой юбки. Поэтому важно, чтобы отец тоже имел вес в семье, и ребенок это видел.

А вот обратная ситуация.

В семье слишком властный отец. Ребенок, подавленный излишней отцовской строгостью, может вырасти неуверенным в себе человеком или копировать во взрослой жизни поведение отца, т.е. проявлять агрессию в собственной семье.

Еще один пример.

Ребенок слишком окружен опекой мамы. Несомненно, мальчик тоже нуждается в любви и заботе. Но некоторые мамы перегибают палку, до 40 лет беспокоясь о том, поел ли сын, надел ли шапку. В итоге мальчик вырастает слабым и безвольным человеком, не способным нести ответственность за свою жизнь. Давайте сыну больше свободы и с малых лет учите принимать решения самостоятельно.

Воспитывая мальчика 6-7 лет, придерживайтесь золотой середины, доверия, уважения каждого члена семьи и теплых отношений.

Процесс воспитания ребенка в такой атмосфере будет протекать гораздо проще, и гораздо легче можно будет управлять поведением сына.

Несмотря на важную роль отца в воспитании мальчика 6-7 лет, мама, воспитывающая малыша одна, тоже может сделать из него настоящего мужчину. Пусть такой малыш побольше общается с добрым соседом, которому вы доверяете, с дедушкой, с папой сына вашей подруги или спортивным тренером. Способов приобщения ребенка к мужскому миру не мало.

Помните, главное в психологии воспитания мальчика 6-7 лет – хороший пример для подражания. Хотите вырастить умного малыша, читайте с ним книжки. Пусть малыш видит, как папа читает газеты, интересуется техникой – ребенок тоже к этому приобщится. Хотите, чтобы ребенок рос аккуратным, поддерживайте порядок в доме, показывает своим примером, как складывать одежду. В общем, помните, что ребенок замечает все и за всем наблюдает.

А о том, как правильно воспитывать девочку вы узнаете в нашей статье

На вебинаре «Точка кипения. Конфликты в семье» рассказывает о том, как молодым родителям справляться с конфликтами в семье, помогает увидеть семейные ссоры с разнообразных сторон и выбрать для своей конкретной ситуации самое подходящее решение.

Пришло время узнать несколько вредных советов о воспитании девочек, которым следовать точно нельзя. Это распространенные ошибки. Прочтите неправильные рекомендации – и ни в коем случае не следуйте им. Тогда ваша дочка вырастет счастливой, станет в будущем успешной женщиной, сумеет самореализоваться. В этой статье мы поговорим о том, как не надо воспитывать девочку, если вы желаете ей счастья.

1. Внешность и наряды – главное достоинство

Важнейшее правило – всегда идеально выглядеть. Нужно постоянно убеждать дочку, что именно в ее красоте и хороших нарядах таится главная сила. Все зависит от женского обаяния и шарма, тонкого вкуса! Пусть дочь постоянно показывает всем, какая она красавица, как мило умеет улыбаться. Прямо с дошкольного возраста приучайте ее к тому, чтобы она всем, всегда и везде демонстрировала какое у нее красивое платье (желательно новое), какая кофточка, какая прическа и какая она сама – вся чудесная и распрекрасная.

Совсем не так важно, что ваша дочка не справилась с домашним заданием и не выучила стихотворение к уроку. Главное, чтобы ее платье было самым красивым и к ее наряду были прикованы все взгляды! Правда, стоит запомнить еще один секрет: о внешности девочка должна заботиться постоянно, думать об этом буквально каждую секунду. Если у нее растрепалась косичка или оказались пятнышки на платье, придется ее хорошенько отругать. Выглядеть надо идеально. Всегда.

2. Сила женщины в ее слезах

Внушите вашей дочери, что именно в ее слезах – главная сила. Пусть она знает: эмоционально и психологически подавить мужчину истериками, скандалами – просто и легко! Ведь это так приятно – добиваться всего желаемого бесконечными истериками. Учите дочь плакать чуть что, скандалить и устраивать истерики. Ваша дочь такая нежная, ранимая и чувствительная. Она реагирует на все – погоду, нелестный комментарий, дешевый подарок. И пусть будущий супруг вашей дочки превращается постепенно в измученного и неврастеничного подкаблучника. Зато будет ходить по струнке, опасаясь очередной драмы из-за дешевого подарка или ведра с мусором, который забыл вынести! И незачем объяснять девочке, что важно уметь выслушать другого человека, найти компромисс и разобраться в ситуации. Ведь любую проблему можно решить моментально, если включить свое актерское мастерство и «прибавить звук». Слезы и скандалы это все, что нужно уметь женщине, чтобы добиваться желаемого. Пусть ваша дочь это знает. Ей пригодится.

3. Ваша дочь достойна только идеального мужчины

Очевидно, что для вашей дочки уготован какой-то особенный супруг, обладающий абсолютно всеми достоинствами, а для этого нужно научить ее замечать недостатки в тех мальчиках, юношах и мужчинах, которые ей будут встречаться в жизни. Начинайте прямо с дошкольного возраста. Просто говорите дочке, что этот мальчик не красивый, этот – глупый, у этого игрушки какие-то неправильные, этот – лохматый.

Во взрослой жизни такие навыки вашей дочке точно пригодятся, она сможет видеть недостатки в каждом. Ведь нельзя же всерьез обращать внимание на мужчин со скромной зарплатой, не имеющих глубоких познаний в искусстве (Моне от Мане, а Рериха от Цюриха отличить не может), не готовых возить жену каждый год за границу, или обратить внимание на мужчину, который ест некрасиво, а у этого родители простые учителя в школе… Тут все важно. Ведь вам нужен только идеал!

4. Главная цель – удачно выйти замуж

Внушайте вашей дочке, что кроме замужества и рождения детишек у нее никаких интересов и целей в жизни быть не может. Абсолютно все должно подчиняться только одному стремлению: как можно удачнее и быстрее выйти замуж! Разумеется, собственными интересами, предпочтениями, самореализацией придется пожертвовать.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Образование, работа, карьера – это все не для вашей дочки и слишком много времени и сил тратить на учебу, а уж тем более на карьеру не стоит. Ведь на жизнь вынуждены зарабатывать только женщины-неудачницы, которые не смогли удачно выйти замуж и которых мужья не в состоянии содержать. Понятно, что ваша дочь не такая.

5. Все надо делать только для семьи — ничего для себя

Когда дочь встретила идеального мужчину, удачно вышла замуж, родила ребенка, приходит время для реализации следующего плана — все для семьи! Внушайте дочери мысль о том, что самый главный в семье – это мужчина, а потом дети, а потом уже (если останутся силы) – это она сама.

Покупать себе новую одежду, шоколадку или книгу – это расточительство. Лучше что-то для мужа, для детей, на худой конец – просто в дом.

6. Дочь должна быть идеалом

Чтобы этого добиться, вам придется постоянно обращать внимание дочери на ее ошибки, любые недостатки, даже несущественные. Все должно быть безупречно! Кто, кроме вас, самого близкого и родного человека укажет ей на все ее недочеты и на то, что она все делает не так — не так готовит, не так убирается, не так одета, не так накрашена, не так живет.

Это чужие люди буду ей льстить и хвалить по всяким разным придуманным поводам, а вы должны говорить ей только правду, ведь именно этой правды она от вас и ждет. И обязательно твердите ей, что с такими ошибками, какие она делает, с таким характером и фигурой никто и никогда ее замуж не возьмет.

7. Никаких тайн и секретов от матери

Какое такое личное пространство? Это только для тех, у кого в семье нет теплых и близких отношений! А вы – люди родные и друг другу небезразличны. Поэтому: никаких секретов, никакой частной жизни, все открыто, все на виду. Читайте личные дневники, переписку в соцсетях и телефоне. Можно, если очень нужно, даже последить за дочкой, чтобы наверняка удостовериться в том, что она от вас точно ничего не скрывает.

Физическое развитие. Вашему ребенку уже 6 лет. Как же он быстро вырос! Согласно данным ВОЗ, рост шестилеток в среднем увеличивается до 116 см, при этом допустимый диапазон - от 110,1 см до 120,8 см. Как и прочие показатели, рост девочек несколько меньше, чем у мальчиков, и к 6 годам в среднем должен составить 115,1 см (приемлемый разброс значений - от 110,1 см до 120,1 см). Мальчики вырастают до 116 см при границах нормы от 111,1 см до 120,8 см.

Назовём основные моменты, характеризующие нормальное физическое взросление детей шести лет:

  • начинается смена молочных зубов на постоянные;
  • брюшное дыхание сменяется на грудное, укрепляется диафрагма;
  • происходит активное развитие опорно-двигательной системы, в том числе, позвоночника;
  • количество дыхательных движений в минуту (около 20-25) приближается к взрослой норме;
  • дозревают лёгкие;
  • размеры сердца увеличиваются, поскольку этого требует быстро растущий организм;
  • меняется частота сердечных сокращений (до 85-100 ударов в минуту) и артериальное давление;
  • активно функционирует иммунная система;
  • укрепляется нервная система, малыш лучше переносит увеличившиеся эмоциональные, физические, психологические и интеллектуальные нагрузки;
  • совершенствуется речь, расширяется словарный запас, исчезают дефекты произношения.

Возрастные особенности . Ребенок растёт не только внешне, но и внутренне - становится более осознанным, организованным, задаёт много вопросов, в том числе о половых различиях людей. Возрастные особенности детей в 6 лет таковы, что они часто стремятся привлечь к себе внимание, особенно, если в семье есть младшие дети. Это говорит об их потребности в любви, принятии и самовыражении. ярко выражено, но собственные «хочу» нередко берут верх, и ребёнок постоянно проверяет прочность выставленных в социуме и семье границ дозволенного. Так дети учатся понимать, что безусловно можно, а что под запретом, а также усваивают нормы поведения в обществе.

К шести годам ребята уже хорошо справляются со своим настроением и эмоциями, стремятся к самостоятельности, но, в то же время, очень внимательны к поведению других и склонны к подражанию. Им всё еще бывает трудно долго удерживать внимание на одной теме, в особенности, если она им не интересна. Поэтому очень важно не забывать проводить обучение в форме игры и предварительно интриговать кроху.

Психология ребёнка шести лет . Психологические особенности детей в этом возрасте связаны с разными сферами их развития:


Нередко родители ловят шестилеток на вранье. Скорее всего, это происходит из-за боязни наказания за определённые поступки. В таком случае, поговорите с малышом, объясните, что всегда надо говорить правду. И если он сделал что-то плохое, то надо честно сказать. Никогда не переходите на личность ребёнка, выражая своё недовольство его поступком.
Если ложь стала систематической, стоит поговорить с крохой по душам. Договоритесь, что если он будет говорить правду - вы постараетесь не сердиться и оцените то, что он не обманул. Конечно вы не будете прыгать от радости из-за плохих поступков, но если он вам честно всё расскажет - вы постараетесь спокойно разобраться в ситуации.

Всегда помните, что являетесь примером для своих детей, и они по большей части копируют ваше поведение. Говорить правду самим - это самый верный способ научить ребёнка быть честным.

Разбираясь в причинах детского вранья, стоит учесть несколько факторов: отношения в семье и комфортная эмоциональная обстановка дома, а также наличие стрессов, которые могут подтолкнуть малыша к чрезмерному фантазированию.

Интеллектуальное развитие . Что должен знать ребенок шести лет:

  • свои имя, фамилию и отчество, возраст, день рождения, адрес, город проживания, а также имена родителей, друзей, членов семьи, питомцев;
  • профессии родителей;
  • дни недели, месяцы, времена года, время суток, их названия и последовательности;части тела;домашних и диких животных, водных обитателей и насекомых;
  • наиболее распространённые растения, деревья, ягоды, фрукты и овощи;
  • цвета и некоторые популярные оттенки;
  • где право и лево;
  • как правильно переходить дорогу, знаки и правила дорожного движения;
  • как вести себя с посторонними взрослыми;
  • общепринятые праздники и их значение;
  • цифры до 10, считать, различать знаки плюс и минус;
  • формы и состояния предметов;
  • стихи, сказки, песни наизусть;
  • явления природы;
  • концентрировать внимание минимум на 15-20 минут;
  • показывать отличия двух предметов;
  • копировать рисунки, движения, выражение лица;
  • удерживать в памяти до 10 предметов;
  • запоминать текст длиной в 3-4 предложения;
  • узнавать прочитанную книгу по отрывку;
  • определять лишний предмет из предложенных и обосновывать свой выбор;
  • складывать пазлы, фигуры из конструктора, в т.ч. с образца;
  • рисовать людей и животных, растения и другие объекты;
  • аккуратно раскрашивать, штриховать, регулировать силу нажима на карандаш;
  • создавать аппликации, лепить из пластилина узнаваемые предметы;
  • писать некоторые буквы и цифры;
  • кататься на велосипеде, самокате;
  • совершать ежедневные ритуалы самостоятельно;
  • владеть ножницами;
  • ориентироваться в пространстве (вперёд-назад, ближе-дальше, вверх-вниз, вправо-влево, над-под);
  • вести разностороннюю беседу, отвечать на вопросы.

Кризис 6 лет . Вас ждет очередной возрастной кризис - ? Прежде, чем начинать бороться с проблемой, всегда следует разобраться в её причинах. И уже, исходя из этого, принимать меры. Возможно, малыш копирует поведение кого-нибудь в семье. Ведь дети часто подражают взрослым. Вот основные причины непослушания детей:

  • осложнения во время беременности и родовые травмы;
  • различные заболевания нервной системы;
  • психологические расстройства;
  • ссоры и конфликты в семейных отношениях, стрессовые ситуации дома.

Терроризирует сверстников, дерётся, врёт, примите к сведению следующие советы:

  • не торопитесь наказывать. Объясните своему чаду элементарные правила поведения. Малыш должен понять, что их выполнение - это не ваша прихоть, что на то есть причины и их обязаны выполнять все. Скажите, что за нарушение правил будет наказание. Пусть он сам выберет, соблюдать их или нет. Так вы воспитаете в крохе ответственность за своё поведение. Например, сегодня на площадке ударил сверстника - идёшь домой и больше не гуляешь, а завтра будет новый шанс вести себя хорошо;
  • не поддавайтесь на плач и фразу: «Я так больше не буду». Стойте твёрдо на своём. Провинился - отвечай за свои поступки. Иначе ребёнок усвоит, что если попросит прощение, то можно будет снова баловаться и ничего за это не будет;
  • проводите вместе больше свободного времени. Так между вами установится взаимопонимание и доверительные отношения;
  • чаще хвалите малыша, а в случаях неудач подбадривайте. Он всегда должен чувствовать вашу поддержку;
  • фильтруйте получаемую им информацию. Следите за тем, что смотрит ребёнок по телевизору. Не забывайте об ограничении времени провождения за компьютером;
  • не покупайте много ненужных игрушек. Часто таким образом родители пытаются компенсировать недостаток внимания. Однако ничего не заменит заботу и тепло мамы и папы. Отдайте предпочтение развивающим игрушкам, настольным играм, в которые вы сможете поиграть всей семьёй. И вам и вашему чаду это принесёт массу приятных эмоций и пойдёт только на пользу.

Мама

Мамы шестилетних детей уже озадачены . Надо и детские знания подтянуть, и школу выбрать отличную, и про педагогов узнать, и школьные принадлежности промониторить. Но не забывайте о себе! Мы вновь о профилактических приемах у врачей - здоровье надо беречь!

Иногда мамы шестилетних детей задумываются о рождении малыша. Чтобы и старшего ребенка в школу водить, и с новорожденным потом гулять. Надеемся, что у вас есть помощник, которые разделит эти заботы - ведь нагрузка предстоит довольно серьезная.

Совместные будни

Разнообразие занятий для малышей от 6 лет так велико, что вряд ли удастся перечислить их все. Если придерживаться укрупнённой классификации, то детский досуг можно поделить на домашний и уличный, подвижный и спокойный. При планировании занятий на свежем воздухе учитывайте погоду - зимой это могут быть лыжные прогулки, катание на ватрушках и санках, а также первые пробы встать на коньки. Летние денёчки лучше всего проводить на озере и за весёлыми активными играми: прятки, догонялки, прыжки на скакалке, гонки на велосипедах и роликах. Даже самую обычную прогулку можно превратить в сказочное путешествие, добавив немного интриги и фантазии.
Подвижный досуг чаще всего предполагает приобщение к каким-либо спортивным занятиям, которые можно практиковать и дома. Например, можно повесить турник в дверном проёме, позволить детям играть в мяч или прятки.
К спокойному времяпрепровождению относятся ролевые игры, чтение книг, творческие занятия, театральные постановки, просмотр сказок и мультфильмов. К последнему способу скоротать время стоит прибегать ограниченно и нечасто - дети быстро привыкают к говорящему экрану, и отучить их бывает довольно проблематично.

Папы, обратите внимание! В шестилетнем возрасте для мальчиков на первый план выходит фигура отца, который даёт правильные социальные ориентиры и учит сына мужским занятиям. Дочери, наоборот, тяготеют к матери, проявляют женственность и с интересом выполняют женские дела, помогают маме по дому. Поэтому крайне важно в этот переходный период дать вашим подросшим малышам правильные ценности и установки, которые они пронесут через всю свою жизнь.

Уважаемые родители! Вспомнив свои увлечения в этом возрасте, вам будет легче понять, чем заняться с вашим ребёнком 6-ти лет дома.
Прекрасным решением, как развлечь ребёнка шести лет дома, могут стать:


Ваш малыш уже достиг шестилетнего возраста и скоро отправится в школу. На этом этапе родителям очень важно понимать, насколько их чадо готово к такой нагрузке - физически, эмоционально и психологически. особенно важно оценить знания и умения своего ребёнка.

Вспомните себя, когда вам было 6 лет. Чем вы увлекались, что чувствовали, как реагировали на критику, наказания и поручения взрослых? Мы не зря начали с этого вопроса - зачастую родители шестилетних малышей совершенно позабыли, как себя воспринимает и чувствует ребёнок в этом возрасте. Ведь это замечательная, беззаботная пора, полная неизвестности и любопытных открытий! Не превращайте этот светлый и радужный период вашего чада в бесконечный поток «ты должен», «что ты как маленький», «ведь ты уже большой» и т.д. Конечно, это уже не годовалый малыш, но и не маленькая копия взрослого. И потому он имеет полное право на своё собственное мнение и личные ошибки.

Ведите себя с ребёнком в 6 лет уважительно, на равных, доверительно, по-дружески, уверенно, авторитетно, понимающе, по-доброму, терпеливо, внимательно, искренне.

Чтобы воспитать гармоничного и счастливого ребёнка, надо, в первую очередь, воспитать себя.

При выборе занятий для вашего чада опирайтесь на его темперамент и склад характера. Эта информация поможет вам понять, какие природные данные необходимо развивать, а какие аккуратно корректировать. Спросите самого малыша, что ему по вкусу. Иначе есть риск вскоре услышать, что он не желает посещать уроки, ведь они ему не нравятся.

Не преследуйте романтическую цель сотворить из ребёнка великого спортсмена или художника. Основная задача - разнообразить его досуг, привить любовь к спорту и вырастить здоровым, активным и всесторонне развитым.

Список дел

  1. Начать поиск той самой школы , куда пойдет ваш ребенок.
  2. Собрать информацию о педагогах , которые будут «набирать» первоклассников.
  3. Проверить уровень знаний ребенка и, при необходимости, подтянуть.
  4. Готовить ребенка к мысли, что уже вырос и скоро пойдет в школу , где все не так, в детском саду, а «по-взрослому». Если присутствуют проблемы в поведении, самое время уделить им чуть больше внимания. Скорректировав проблемные зоны, вы значительно облегчите адаптацию ребёнка в новом социуме.
  5. Сделать ребенку прививки (согласно Национальному календарю вакцинации).
  6. Предложить ребенку заниматься в различных секциях (спортивных, творческих и интеллектуальных и вместе их выбрать.
  7. Укрепляйте детский иммунитет .

Прививки

В шестилетнем возрасте детям делают ревакцинацию против кори, краснухи, эпидемического паротита.

Воспитание детей 6-7 лет не стало сложнее, психология малыша такова, что он играет серьёзного, плаксивого человечка, испытывающего нервы окружающих.

Остаётся один год до поступления в школу. Осознание этого даёт ребёнку возможность думать о том, что он уже взрослый, серьёзный самостоятельный человек. Это накладывает на его поведение налёт манерничанья. У малыша появляются новые привычки и манеры поведения. Далеко не всегда происходит по сценарию, написанному родителями.

Корректировка поведения

Родители всегда могут вмешаться и подкорректировать некоторые моменты и помочь избавиться чаду от наносного и ненужного, подсмотренного у сверстников или случайных людей. Понравившийся жест, нарочито медленный поворот головы, демонстративное закатывание глаз, делано-замедленная речь. Здесь на помощь может прийти только всё исцеляющий искренний смех.

Смеяться нужно не над малышом, а над определённым поступком. Необходимо, немного утрируя его движения, ответить ему в той же манере, в которой он предпочитает общаться на данный момент. Посмеявшись вместе над жестом и разговорной манерой, можно не бояться, что ребёнок эти нелепые привычки захочет оставить.

Если чадо привносит в общение оживлённую мимику, больше похожую на кривлянье или пляску Святого Вита, несложно корректировать его манеры прибегнув к помощи современных технических средств. Засняв один из диалогов с ребёнком на камеру, телефон или с помощью веб-камеры, необходимо не сразу, а через день – два, как бы невзначай, показать ему этот диалог, не забывая комментировать движения его лица.

Чем смешнее будут комментарии, тем проще к малышу придёт осознание всей нелепости новой привычки, над выработкой которой ему пришлось потрудиться.

Психология воспитания

Психология малыша такова, что он играет этого серьёзного, плаксивого, нервного человечка, постоянно испытывающего нервы окружающих на прочность.

Это только маска, за которой скрывается такой любимый, отзывчивый озорник, способный видеть вокруг много смешного и забавного. Дети дошкольного возраста в большинстве своём экстраверты, готовые делиться своими успехами и переживаниями с окружающими. Замкнутыми их делает неудачный опыт общения со старшими.

Видя непроницаемое лицо мамы, вместо похвалы или нескольких вопросов, маленький человек вопреки ожиданиям замыкается в себе. Несколько неудачных попыток сделают из него интроверта, а тогда трудно будет следить за его поступками, мыслями. Незнание родителей о жизни ребёнка в школьном коллективе, их незаинтересованность приводит к неутешительным результатам.

Привлекая к себе внимание, дети часто начинают кричать, широко открыв рот, сами они неоднократно подходили к зеркалу, чтобы выяснить насколько несчастными они выглядят, устраивая подобный «концерт» родителям.

Главное в этот момент не подыграть манипулятору, выйдя из себя. Гнев и желание того чтобы малыш замолчал или немедленно выполнил требование, приводят к крику со стороны родителей и ещё более громкий рёв ребёнка, сравнимый разве что с рогом Роланда. Если «переключить» крикуна не удаётся, необходимо выйти в другое помещение и заняться обычными хозяйственными делами. Увидев, что провокация не удалась, малыш успокоится и даже поможет в уборке или сам предложит выход из сложившейся ситуации.

Не следует забывать о режиме дня. Готовя чадо к школе необходимо уделять внимание систематичности занятий по овладению ручкой, карандашом, кистью. Хорошо малыш должен разбираться в понятиях:

  • лево и право;
  • определят время суток;
  • не должны малыша ставить в тупик понятия вчера, сегодня, завтра.

Проще овладеть этими понятиями ребёнку на примере картинок, потому что мышление его, в этот период жизни, наглядно образное. Образы солнца и луны соответствуют ночи и дню. Лево и право освоить проще на занятиях ритмикой. Для первых занятий можно привязывать на ручки малыша разноцветные бумажки. Метод сено-солома, который раньше использовался в царской армии.

Фантазия и эмоции

У детей к 7 годам складывается целостность картины мира. Его сознание уже способно воспринимать то, что пространство не ограничено квартирой, городом и даже земным шаром.

Его фантазии идут ещё дальше. Достаточно прочесть детям книжку, отличающуюся от прочитанных ранее, у юных фантазёров появляется новый сюжет для ролевой игры. Начало сюжета может быть похожим на книжное, но каковым будет его развитие, зависит только от коллективного творчества, где каждый играющий будет наделять своего героя возможностями, отталкиваясь от своей оригинальной фантазии.

7-летним детям присущи такие черты как:

  • самооценка;
  • анализ поступков собственных и чужих;
  • в своих действиях дети отталкиваются не от внезапного порыва; для того, чтобы малыш что-то сделал, ему необходим мотив; делая что-то, необходимо знать для чего это нужно, почему должен это сделать именно он, и что будет, если этого не сделать.
  • регуляция эмоций.

Сдерживать эмоции, чадо необходимо учить в дошкольном возрасте – управлять своим гневом, сдерживать порывы ударить острослова в ответ на обидную фразу, сдержать крик радости, чтобы не переполошить окружающих.

По сложности протекания кризис у детей 6-7 лет может сравниться разве что с подростковым кризисом. В этом возрасте заканчивается беззаботная дошкольная жизнь малыша, он приобретает новый статус – первоклассника. Во многом кризис детей 6-7 лет обусловлен навалившимися на них обязанностями, с грузом которых маленькие ученики не всегда могут справиться без помощи родителей.

С чем связан кризис семилетнего возраста у детей

Примерно в семилетием возрасте родители сталкиваются с определенным кризисом личности, связанным с тем, что малышу нужно идти в школу. Здесь начинается новый период в жизни ребенка - младший . Родители, конечно же, весьма обеспокоены тем, насколько их чадо готово к тому, чтобы пойти в школу, справится ли с усвоением программы, как его примет новый коллектив.

В силу возрастной психологии справиться с кризисом у ребенка 7-ми лет можно только при комплексном подходе. Иногда требуется привлечение специалистов. Большинство родителей полагают, что наиболее важными моментами обучения в школе являются умение делать то, что говорят, сдерживать свои эмоции, выслушивать указания и т. д.

На первый взгляд может показаться, что ребенок постепенно достигает требуемого уровня психического развития. Действительно, о кризисе 6-летнего возраста звучат упоминания намного реже, так как в этот период малыш имеет относительно стабильную систему взаимоотношений с родителями, другими членами семьи и сверстниками. Данные отношения регламентируются при помощи целого ряда норм и требований. Ребенок выполняет ряд определенных обязанностей, например, соблюдает режим дня, помогает родителям по хозяйству и пр., кроме того, у него имеется определенное количество свободного времени.

Однако через некоторое время родители сталкиваются с одной очень важной проблемой - их чадо становится непослушным, раздражительным, все чаще капризничает. Кризис 7 лет ребенка проявляется регулярными конфликтами с взрослыми, младший школьник игнорирует те обязанности, которые раньше выполнял чуть ли не с удовольствием.

Родители замечают, что их ребенок перестал с ними взаимодействовать и никак не реагирует на напоминания, связанные с отходом ко сну, временем приема пищи и т. п. Позже он начинает спорить, прекословить, в значительной степени нарушать установленный режим дня, капризничать.

Стоит отметить, что в этот период жизни у ребенка наблюдается довольно серьезная стрессовая ситуация, связанная с тем, что социальная ситуация малыша резко меняется. Она приходит на смену отношениям между ребенком и родителями, виды деятельности младшего школьника заменяются новыми. Такой переход часто проходит довольно болезненно, он обычно сопровождается упрямством, различными негативными проявлениями. На данном этапе родители приходят в определенное замешательство - если ребенок перестает их слушать, не соблюдает ряд элементарных правил, то, как же он будет слушать учителя, когда пойдет в школу?

Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет

Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.

Дело в том, что прежде чем понять, каково это - действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция - нарушение, что является вполне закономерным явлением.

А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.

В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.

Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.

Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста - разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.

В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона - зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.

Стоит отметить, что переживания ребенка в 6-7 лет имеют целый ряд своих особенностей. Они приобретают конкретный смысл, т. е. ребенок становится способен понять, какого рода переживания происходят в его душе - радуется он, огорчается, сердится и пр.

Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.

Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.

Кризис развития ребенка 7-го года жизни: первый раз в первый класс

Помимо этого, кризис семилетнего возраста у детей психологами связывается с формированием нового для ребенка системного образования - внутренней позиции первоклассника. Возникает оно не ежеминутно, а начинает закладываться в психике малыша, начиная приблизительно с пяти лет. Дети постепенно осознают, что в ближайшее время им придется идти в школу, многие из них ждут этого момента как праздника, для них более привлекательными становятся серьезные дела, которые уже выбиваются из игрового процесса. Поэтому зачастую ребенок на этой стадии начинает нарушать сложившийся распорядок дня в детском саду, общество младших дошкольников становится для него в тягость. Он начинает понимать, что ему необходимы новые знания. Таким образом, возникает потребность в учении, которая может реализоваться после того, как малыш первый раз отправится в первый класс.

Иногда ситуация начинает развиваться в другом ключе. Детский кризис 7 лет может развиться и в том случае если дети под влиянием определенных обстоятельств не оказываются на школьной скамье, однако их позиция школьника к этому моменту полностью сформировалась. У детей возникает желание пойти в школу, они стремятся занять новое положение в обществе, обыкновенная дошкольная деятельность перестает их удовлетворять. Ребенок в этом возрасте стремится, чтобы его новая социальная позиция была признана окружающими. Он начинает протестовать против того, что родители относятся к нему как к маленькому. При этом совершенно не важно, где это происходит - на улице, среди незнакомых людей, или же дома, когда рядом только близкие люди. Подобный протест может выражаться в самых разных формах.

Само собой разумеется, что кризис семилетнего возраста формируется не ежеминутно, поэтому психологи выделяют сразу несколько этапов становления позиции будущего школьника. Прежде всего, они отмечают, что ближе к семи содам дети начинают положительно воспринимать школу, Даже несмотря на то, что основные содержательные моменты учебного процесса остаются для них загадкой. По большому счету, такая позиция ребенка остается еще дошкольной, он ее попросту переносит на школьную почву. Ребенок стремится пойти в школу, однако не собирается менять свой привычный образ жизни. В его сознании формируется позитивный образ этого учебного заведения за счет внешних атрибутов: ему становится интересно, есть ли там определенная форма одежды, как будут оценены его успехи, как придется там себя вести.

Следующий этап развития позитивной позиции будущего ученика по отношению к школе представляет собой возникновение ориентации на действительность учебного заведения, в частности, на ее содержательные моменты. Однако, прежде всего ребенок обращает внимание не столько на сам обучающий процесс, сколько на социализацию в коллективе.

Последний этап, связанный с формированием кризиса 7-летнего возраста, представляет собой непосредственное возникновение позиции ребенка, когда у него уже формируются социальная направленность и окончательная ориентация на ключевые составляющие жизни в самой школе. Однако, как правило, школьник полностью осознает это только ближе к началу третьего класса начальной школы.

Кризис младшего школьника и мотивы первоклассника

Кризис младшего школьника во многом провоцируется активным развитием мотивационной сферы, когда у него появляются новые мотивы совершить или не совершить тот или иной поступок. Здесь ключевую роль играют мотивы, которые могут побудить будущего первоклассника отправиться в школу:

  • познавательная деятельность, выражающаяся в учебном процессе;
  • мотивы, направленные на появление новых знакомств, кроме того, они связаны с принятием как данности того, что учиться необходимо;
  • ребенок стремится занять новое положение в отношениях с окружающими его людьми, т. е. он, по большому счету, переходит из одной социальной группы (дошкольники) в новую (учащиеся средней школы);
  • мотивы, которые имеют внешнюю направленность, ведь ребенку приходится так или иначе подчиняться требованиям, предъявляемым ему взрослыми людьми; V игровой мотив, переносимый в его сознании в новую сферу, которая теперь представляет собой учебу;
  • соревновательный мотив, базирующийся на получении более высокой оценки по сравнению с другими учащимися класса.

Чтобы подробно изучить все мотивы, которые движут поведением ребенка, можно воспользоваться одним хорошо проверенным психологическим методом. Предложите малышу небольшой рассказ, где каждый из героев по-своему объясняет свое желание идти или не идти в школу. При этом ребенок должен будет выбрать одну из предложенных версий. Как говорят детские психологи, дети в возрасте около шести лет имеют высокую побудительную силу игрового мотива, который зачастую сочетается с социальным или позиционным мотивом. В обучающих условиях (если 6-летний ребенок уже посещает школу) данный мотив постепенно отходит на второй план, а ему на смену приходят позиционный и познавательный. Этот процесс идет значительно медленнее, чем у шестилетнего ребенка, который пока не ходит в школу.

Эти данные говорят о том, что отдавать ребенка в школу до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста, не следует. Так называемы1 «кризис первого класса» может весьма негативно сказаться на его развитии.

Психологи заметили, что между дошкольным и младшим школьным возрастом ребенок резко меняет свою самооценку. До достижения шести-семи лет он воспринимает себя исключительно положительно, причем это совершенно не зависит от того, в какой сфере он себя оценивает. Психологи наглядно демонстрируют проявление кризиса детского возраста в 6-7 лет при помощи простейшего упражнения под названием «Лесенка». Ребенку предлагают определить свои навыки и умения и поставить их на определенную ступень лестницы в зависимости от того, как он оценивает себя. Дети до шести лет всегда ставят себя на самую верхнюю ступень и определяют свое развитие как наиболее высокое.

Перед поступлением в школу ответы ребенка начинают резко изменяться. Во многом кризис первоклассника связан с тем, что он начинает разграничивать Я-реальное (тот человек, каким он является на самом деле в настоящий момент) и Я-идеальное (кем бы он хотел стать или какими навыками овладеть). Самооценка растущей личности становится более адекватной, малыш не собирается больше располагать себя на самой высокой ступени, однако уровень притязаний, который диктуется ему со стороны идеального Я, остается очень высоким.

В этом же возрасте очень сильно меняется отношение ребенка к взрослым. Примерно к семи годам дети постепенно начинают отличать свое поведение при общении с близкими людьми и прочими взрослыми, пусть даже и посторонними. Если спросить шестилетнего ребенка, о чем с ним может заговорить посторонний человек, то он ответит, что он предложит поиграть, позовет куда-нибудь. Получается, что дети в шестилетнем возрасте воспринимают чужих взрослых людей как приятелей или же, как близких. Но буквально через пару месяцев после того, как ребенку исполняется шесть лет, он может предложить сразу несколько вариантов относительно общения с посторонним человеком, рассказать, чего именно он ждет от обращения чужого. Например, дети зачастую говорят, что посторонний может попробовать узнать их адрес, имя и телефон. Они начинают постепенно различать разницу общения между близкими и чужими людьми.

В возрасте семи лет начинают формироваться произвольная умственная деятельность и поведение. Именно в этом возрасте ребенок становится способен воспринимать и удерживать ряд определенных правил, причем их значимость существенно возрастает. Все эти способности появляются в связи с тем, что в сознании ребенка возникает довольно сложная цепочка понятий.

Статья прочитана 22 070 раз(a).