Что такое семейные ценности. Формирование семейных ценностей

Уважительное отношение к окружающим, уверенность в себе, умение преодолевать различные сложности в жизни – всему этому мы учимся у себя в семье. И то, какие качества и ценности заложили в нас родители, бабушки и дедушки во многом определяют наше будущее отношение к миру. Поэтому каждому человеку так важно знать главные семейные ценности, поддерживать традиции своих предков и создавать собственные.

Не зря говорят, что сила человека в его семье. Когда тебя окружают, родные любящие люди, готовые поддержать в любую минуту и прийти на помощь, всегда легче преодолевать трудности и с позитивом смотреть в будущее. Безусловно, в каждой семье свои устои и порядки, но еще издревле на Руси принято учить детей уважению старших, поддержке, взаимовыручке своих родных и следованию традициям.

Формирование семейных ценностей

Знакомство с семейными ценностями начинается уже с малых лет. Видя на примере родителей, как они ведут себя в обществе и взаимодействуют между собой, малыш привыкает к такой модели поведения.

Прививать семейные ценности нужно через соблюдение традиций в семье. Всегда хорошо и уютно там, где домочадцы находят время пообщаться в теплой домашней атмосфере. Например, собравшись за ужином, все делятся интересными событиями, произошедшими с ними за день.

Семейные традиции

Для каждого человека в копилке семейных ценностей содержаться различные понятия. Вырастая, он перенимает все традиции и устои именно от своих родителей. А затем, когда он взрослеет и создает собственную семью, то переносит эти ценности в свою новую создавшуюся ячейку общества. Поэтому преемственность правильных моральных и духовных принципов так важна для каждой семьи. Особенно в настоящее время, когда все реже соблюдаются исконно русские обычаи.

Начинать создавать собственные традиции нужно уже при рождении новой семьи и знакомить детей с домашними ценностями с детства. В качестве примера приведем несколько хороших семейных традиций:


Традиции – это всегда устоявшиеся обычаи, которые передаются по наследству. Но иногда в них нужно вносить собственные коррективы и дополнения. Каждая семья создает для себя собственные традиции. Главное чтобы они были приятными для всех родных и не приносили дискомфорт.

Главные семейные ценности

Семейные ценности - это индивидуальные отличия одной семьи от другой. Которые служат достоянием и гордостью для подрастающего поколения. Они содержат в себе историческую память о своих прародителях, традиции и обычаи семьи, наследственные и вновь созданные. Семейные ценности воспитываются с малых лет через рассказы о создании своей семьи, дополненной фотографиями, бережно хранящимися в семейном альбоме.
Для различных семей, ценности не всегда одинаковы. Но каждый из нас должен знать о тех главных принципах, которые способствуют укреплению и созданию дружной семьи.


Формирование правильных семейных ценностей с детства позволяет сохранять и укреплять целые нации. Ведь наше единение происходит именно на схожих взглядах на жизнь и исконно русских традициях, которые заложены нашими далекими предками.

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира. Крепкая семья дарит тепло, уют, спокойствие. Ведь дома нас окружают родные люди, которые нас любят, понимают, всегда пытаются помочь. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье.
Зачем нужна семья?
Самые главные люди в жизни – это папа и мама, подарившие жизнь. Под родительским крылом мы проводим детство и юность – самое прекрасное время в жизни. Это время познания, освоения мира. Семья в первую очередь формирует мировоззрение нового человека. Ведь семья – это модель мира в пределах квартиры. Здесь начинается формирование личности. Мы следим за отношениями родителей, за их разговорами, за их увлечениями. Мама и папа – для нас первые и главные примеры для подражания. Они воспитывают нас, передают свой жизненный опыт, семейные традиции. От климата, который царит в семье, от того, насколько уютно и радостно дома, зависит, чем будет интересоваться ребёнок. В неблагополучных семьях дети ищут понимание не в стенах дома, а на улице у чужих людей. Мир очень жесток. А хорошая семья – защита от жестокости. Как часто уже взрослыми, имея свои семьи, в суматохе дней мы забываем позвонить родителям, побеспокоиться о здоровье, навестить! А они как будто всё понимают и прощают нас за невнимательность.
Создать семью несложно. Чтобы принять решение двоим людям жить под одной крышей, достаточно признания в любви. Конечно, в семье должна царить любовь друг к другу. Но нужно ещё и понимание, терпение, уважение, готовность выслушать и помочь. Нужно быть готовым пожертвовать ради семьи своим временем, желаниями. Необходимо чувствовать ответственность перед близкими, дарить им своё внимание.
Семья может стать по-настоящему крепкой, когда проходит испытание временем. Жизнь не бывает безоблачной. Радости сменяются печалями, надежды иногда оправдываются, но зачастую заканчиваются разочарованиями. И каждая семья проходит испытания на прочность. В настоящей семье проблемы решаются сообща, беды переносятся вместе. Тот дом, где живёт искренность, верность, единодушие, где чувствуется сильное плечо, прочен и надёжен. Время только укрепляет его.
Кроме семьи есть и другие ценности, которые заполняют нашу жизнь: работа, друзья, увлечения, политика. Но мне кажется, ничто не может заменить семьи. Время, проведённое в кругу близких людей, неоценимо.
В русской классической литературе над темой семьи много работал Л. Н. Толстой. Одной из главных она является в романе-эпопее «Война и мир». Рисуя мирную жизнь, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. Здесь открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого. Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого: в семье. По мысли Толстого, именно женщина создает семейный очаг. Она растит детей, она всю жизнь творит тот Дом, который становится ее главным миром, надежным и спокойным тылом для мужа и истоком всего для младшего поколения. Она утверждает доминирующую в доме систему нравственных ценностей, она прядет нити, соединяющие всех членов ее семейства. Идеал такой женщины для писателя является Наташа Ростова.
Проблемам семьи и брака посвящён роман «Анна Каренина». Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, социальными, философскими вопросами - произведение постепенно разрослось до крупного социального романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Толстой вынес суровый приговор обществу с его лживой ханжеской моралью, доведшей Анну до самоубийства. В этом обществе нет места искренним чувствам, а лишь установленным правилам, которые можно обойти, но скрываясь, обманывая всех и себя. Искреннего, любящего человека общество отторгает, как инородное тело. Толстой осуждает такое общество и установленные им законы.
Таким образом, семья должна быть у каждого человека. Ни деньги, ни власть не подарят нам бескорыстную любовь, не залечат душевные раны, не спасут от одиночества, не принесут истинного счастья.


классного часа в 10-11 классе

Тема: «Семейные ценности в современном обществе»

2013 год

Семейные ценности в современном обществе

классный час для учащихся 10-11 классов

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Л.Н. Толстой

Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества

Задачи:


  1. Формирование понятия семьи как исходной общественной ячейки государства;

  2. Определение роли семьи в современном обществе и роли государства в укреплении семьи ;

  3. Определение роли детского участия в заботах по дому и создании добрых семейных отношений;

  4. Развитие способности коммуникативного общения.
Справочный материал: словарь терминов, семейная политика, разновидности семей, вопросы для учащихся и родителей (приложение).

Подготовительный этап: за одну - две недели до классного часа даётся задание с помощью родителей:

Составить родословную (генеалогическое древо семьи)

Сделать подборку фотографий из семейного альбома

Узнать о семейных реликвиях , традициях, занятиях и ремёслах, передаваемых из поколения в поколение.


План проведения.

Ученики и их родители садятся вокруг стола


Вступительное слово классного руководителя:

Добрый день! Наша встреча сегодня неслучайна. Тема семьи и семейных ценностей касается каждого из нас, потому что все мы живём в семьях, с самыми родными и близкими людьми. Рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Мы сели с вами за круглый стол, ведь так проще вести открытый разговор, мы смотрим в глаза друг другу.

Семья – одна из самых древних форм объединения людей, один из . Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. В процессе исторического развития общества брачные отношения, семья и формы её менялись. Семейные отношения возникли раньше брачных, на первое место люди ставили важность кровных и родственных отношений. С развитием общества, вместе с усложнением социальной организации жизни людей и накоплением материальных богатств возникла необходимость законного оформления отношений между людьми в семье. Для того чтобы регулировать распределение семейного богатства, ответственности за благополучие всех членов семьи между родственниками.

Так возникли брачные отношения, которые так же, как и семья изменились с течением времени. Брак принимал различные формы, которые сохранились до сих пор, наиболее известными являются полигамия и моногамия.

Во все времена семья считалась важным элементом общества. Благодаря семейному воспитанию из поколения в поколение передавались семейные и культурные ценности, правила поведения в обществе , трудовые навыки.

Поэтому с течением времени семья всё больше и больше попадала в поле зрения государства, которое взяло на себя задачу регулировать семейные отношения граждан. Отношения семьи и государства нельзя назвать безоблачными – с одной стороны, государство приняло обязательства заботиться о семье, что закреплено в Основном законе – Конституции - практически каждой страны, с другой стороны, регулируя семейные отношения государство через семью осуществляет функцию социального контроля , подталкивая граждан вести себя согласно представлениям государства о «правильном» поведении людей.

В нашей стране, как и во всём мире, уже на протяжении длительного времени идёт процесс смены исторического типа семьи. Преобладающая патриархальная, сельская, сложная по составу, многодетная семья всё больше уступает место городской, малой, состоящей из родителей и их детей. Почему?

Обращаемся к справочному материалу, знакомимся с разновидностями семей, беседуем по этому вопросу. (какие семьи встречаются чаще, какая семья крепче)

Вывод: В современном мире изменяются:

Образ жизни семей

Потребности семей

Характер взаимоотношений в семье

Положение в семье отдельных её членов

Семейная мораль

Классный руководитель. Будущее детей закладывается в том доме, где они родились. Достойная жизнь человека тоже связана с семьёй, где человек чувствует свою нужность и полезность, где сначала заботятся о нём, а потом и он заботится о детях и престарелых родителях .

Очень важно, что каждый гражданин должен быть ответственным как за свою собственную жизнь, так и за жизнь своей семьи. Семья не может и не должна надеяться только на государство. Семья должна максимально использовать свой собственный потенциал.

О конкретных семьях, в которых живёте вы, мы сегодня и поговорим. Начнём с истории семьи. Найдём в словаре терминов определения семья, брак, влюблённость, любовь, родословная.
Слово учащихся. Учащиеся знакомят с родословными своих семей. По каждой родословной задаются вопросы. (кто собрал данные, род занятий предков, как изменяется многодетность семей, старинные имена, значение родословных).

Классный руководитель. Следующий этап нашего мероприятия можно назвать так: «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом». Учащиеся сделали подборки фотографий, по которым они проведут экскурсии.

Слово учащихся. В одной из семей живут три поколения . Девочка оценивает преимущества такой семьи, выявляет проблемы. А на фотографиях, конечно, счастливые моменты жизни семьи.

На другой подборке запечатлены семейные традиции: празднование нового года, совместный отдых, день рождения бабушки.

Учащиеся рассказывают о семейных реликвиях, талантах, ремёслах, которые передаются из поколения в поколение. Передаются и имена. О имени Любовь рассказывает одна из учениц.
Далее учащиеся и родители отвечают на вопросы. Высказываются по возможности все по кругу.


  1. Почему люди живут семьями?

  2. Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

  3. Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

  4. Всегда ли существовала семья?

  5. Сохранится ли семья в будущем?

  6. Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

  7. Что вы думаете о супружестве, гражданском браке?

  8. Из-за чего браки распадаются?

  9. В чём недостатки неполных семей?

  10. Какую бы семью хотели иметь вы?

Подведение итогов

Сегодняшний разговор, я считаю, очень важный, доверительный и очень своевременный. Вам сейчас по 16-17 лет и вы стоите на пороге взрослой семейной жизни. Я думаю, что в обозримом будущем ни один из вас не мыслит себя без семьи. Недаром эпиграф нашего мероприятия «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Народная мудрость гласит:

Семья воюет, а один горюет;

В семье и каша гущу;

Семейный котёл всегда кипит;

Семья крепка ладом;

В семье любовь да совет, так и нужды нет;

Согласную семью и горе не берёт;

В семье разлад, так и дому не рад;

Семья без детей, что цветок без запаха.

Мы сделали вывод, что семья в современном обществе нужна. В основе благополучия семьи лежит неустанный труд. Нужно всё сделать для того, чтобы семья была свободна от алкоголя, наркотиков, насилия, где дети воспитываются на основе высокой духовной культуры. Укрепление связи между поколениями, формирование здорового образа жизни, ответственность родителей – залог счастливой жизни человека.

Классный руководитель просит высказать мнение о сегодняшней встрече : что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось?

Высказывается благодарность за участие, активность, искренность.

Будьте счастливы в своей семье, в своём доме!

Литература


  1. Классный руководитель журнал №7 2006

  2. Михайлина М.Ю.,Лысогорская М.В. Классные часы «Сюрпризы переходного возраста» Волгоград. 2009.