Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении. Формирование экологического сознания детей через изодеятельность с использованием нетрадиционных техник рисо

Цель акции: привлечение обучающихся к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию и воспитанию школьников.

Место проведения: МБОУ «Адыковская СОШ им. Г.Б. Мергульчиева»

Дата проведения: 9.04 - 15.05 2014 г.

Количество участников акции: 114 чел

Ответственные:

  • Бюрчиева Д. А. – учитель химии и биологии;
  • Цорхаева Е. Х. – учитель химии, руководитель экологического кружка
  • Картжанова Н. С. – учитель обществознания, старшая вожатая
  • Анжаева Ж. В. – завуч по воспитательной работе

Сохранение окружающей среды – дело каждого жителя планеты Земля. Человечество уже давно осознало это, и поэтому во всем мире весной проводятся мероприятия, направленные на пропаганду бережного отношения к природе. В школах нашей республики традиционным стал месячник «Экология. Безопасность. Жизнь», который продолжается с 9 апреля по 15 мая 2014 г.Для школьников МБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» комплекс мероприятий в рамках месячника «Экология. Безопасность. Жизнь» стал одним из самых запоминающихся в 2013-14 учебном году.

Членами оргкомитета заранее был разработан план мероприятий (Приложение 1), предполагающий использование разнообразных форм работы в деле пропаганды природосбережения.

Начался месячник с очень важного мероприятия:1 апреля 10 юных экологов школы посетили мероприятие, подготовленное экологами - членамиВсероссийского степного клуба «Живое наследие» Яшкульской многопрофильной гимназии (руководитель Самтанова Е. А.).В торжественной обстановке юные экологи были приняты в члены клуба «Бамбцецг». Инициатором создания подобных организаций, объединяющих школьников, учителей и родителей,неравнодушных к делу сохранения сайгака на территории Калмыкии, является КУ «Центр диких животных» во главе с доктором биологических наук Арыловым Ю. Н. Центральным мероприятием в деятельности степных клубов является проведение Дней сайгака.

В рамках месячника были проведены открытые уроки обществознания (учитель Картжанова Н. С.) и природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи» (учитель Бюрчиева Д. А.),

Учитель обществознания Картжанова Н. С. провела открытый урок «Охранять природу - значит охранять жизнь» в 6-7 классах, на котором ребята выяснили какое влияние оказывает человек на окружающую среду, определили какие экологические проблемы характерны для нашего региона. Во время урока учащиеся представили свои мини-проекты по решению глобальных экологических проблем.

На уроке природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи» ученики 5 класса показали хорошие знания биологии и распространении степной антилопы. Учащиеся узнали об истории создания первых отрядов по охране сайгаков, созданных на территории Калмыкии и об их руководителе У. К. Кнакисе. На уроке прозвучали стихи калмыцких поэтов с призывами не убивать степных антилоп.

Картжанова Н. С. – учитель обществознания проводит открытый урок «Охранять природу - значит охранять жизнь»

Учитель Бюрчиева Д. А. во время открытого урока «Сайгак – реликт калмыцкой степи»

Для учащихся младших классов организован просмотр мультфильма «Сага о сайге», рассказывающий о нелегкой судьбе степного животного и о том как люди помогают им выживать в дикой природе.

Ученики 5-10 классов просмотрели и документальные фильмы о мероприятиях, направленных на сохранения сайгаков, проводимых на территории Калмыкии и Казахстана (учитель Цорхаева Е. Х.).

Кроме того совместно с сельской библиотекой проведен конкурс рисунков и плакатов, а учащиеся средних классов приняли участие во внеклассном мероприятии «Цвети мой край!».

Команда 5 класса «Сайгачата» на игре «Цвети мой край!»

Традиционными для нашей школы являются субботники по уборке территории и посадке древесно-кустарниковых насаждений. Этот учебный год не стал исключением. На протяжении ряда лет администрация Адыковского СМО закупает саженцы деревьев и кустарников для озеленения территории поселка в том числе и школы. В этом году были закуплены и высажены в школьном дворе саженцы дубов (2 шт), бирючины (50 шт), ирги (2 шт), софоры (1 шт), снежноягодника (3 шт), чайногибридных роз (15 шт), сирени (3 шт), гибискуса (1 шт). Кроме того, ребята высадили в школьном дворе рассаду хризантем и произвели посев однолетников (маттиола, бархатцы, циния, календула). У памятника Мергульчиеву Г. Б. была высажена рассада петунии и вербены, заранее выращенные из семян в школьной теплице.

Лидеры школьной организации «Байсачнр» также приняли участие в озеленении территории, прилежащей к мемориалу «Память», возведенного в конце прошлого года. Ими были высажены саженцы туи восточной.

МБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» стало участником Всероссийского экологического субботника "Зеленая Весна". В ближайшее время на адрес оргкомитета субботника будет выслан отчет о проделанной работе.

Учащиеся 7 класса приняли активное участие проведении субботников.

Посадка однолетних растений.

Своевременный полив всходов растений – залог получения хорошего результата

Учащиеся 8 класса участвовали в посадке кустов бирючины

Кроме того, 25 апреля был организован выезд экологов школы на празднование Международного Дня сайгака в Яшкульской многопрофильной гимназии.

Учащиеся Адыковской школы – члены степного клуба «Бамбцецг» на праздновании Дня Сайгака в Яшкульской многопрофильной гимназии

Команда школы «Бамбцецг» приняла активное участие во всех мероприятиях и заняла первое место в игре «Экологический марафон», показав достаточно высокий уровень теоретической подготовки, целеустремленность и сплоченность своей команды.

Безусловно центральным мероприятием месячника стал День сайгака, который прошел в стенахМБОУ «Адыковская СОШ им. Г. Б. Мергульчиева» 28 апреля.Гостями мероприятия стали народный поэт Калмыкии Г. Г. Кукарека, директор ГУ «Центр диких животных» доктор биологических наук Арылов Ю. Н., его заместитель Айтбаева А. М., магистр Лондонского Империал колледжа Форрест Дуглас Хог, а также учащиеся Сарульской СОШ и члены клуба «Живое наследие» Яшкульской многопрофильной гимназии.

Ведущие праздника Борлдаев Виктор и Мергульчиева Мария

В небольшом актовом зале школы гостей и всех собравшихся приветствовал директор образовательного учреждения Банджаев Василий Хардаевич.Все гости обратились с призывом к собравшимся школьникам участвовать в пропаганде сохранения уникальных степных антилоп.

Гости праздника магистр Лондонского Империал колледжа Форрест Дуглас Хог и заместитель директора КУ «Центр диких животных» Айтбаева А. М

После торжественной церемонии открытия праздника учащиеся 3 национального класса представили свой проект по сохранению степных тюльпанов, а учитель технологии Бюрчиев В. А. показал мастер-класс по изготовлению сувениров из природного материала (дерева и рога домашних животных).

Учитель технологии Бюрчиев В. А. во время мастер-класса «Сувенир «Сайгак»

Детская организация «Байсачнр» организовала для ребят увлекательную игру «Форд Боярд» с целью лучшего знакомства и укрепления дружбы между ребятами из разных школ.

Учащиеся школ во время проведения игры «Форд Боярд»

Во время проведения игры гости праздника Арылов Ю. Н, Кукарека Г. Г., Форрест Дуглас Хог и Самтанова Е. А. совместно с учителями – членами клуба «Бамбцецг» Бюрчиевой Д. А. и Цорхаевой Е. Х. провели заседание, на котором подвели итоги некоторых конкурсов.

В конкурсе стихов победителем стала ученица 5 класса Улюмджиева Улан, 2 место заняла ученница 6 класса Сангаджиева Айта, 3 место – ученица 5 класса Триппель Валерия. Народный поэт Калмыкии Г. Г. Кукарека рекомендовал опубликовать работы победителей и призеров конкурса в детских региональных журналах «Байр» и «Байрта».

В конкурсе буклетов на тему сохранения сайгаков, проводимом среди учащихся старших классов, первое место заняли ученицы 11 класса Баско Олеся и Манджиева Зинаида. Призерами конкурса стали Манджиева Баина – 11 класс (2 место), Убушеева Иляна – 11 класс (3 место) и Мергульчиева Мария – 10 класс (3 место).

Определить победителей и призеров конкурса рисунков оказалось сложнее, так как в этом конкурсе приняло участие наибольшее количество работ. Однако жюри посовещавшись, приняло решение присудить первое место ученице 3 класс Манджиевой Элеоноре, 2 место ученику 1 класса Мамолдаеву Нарану и 3 место ученице 4 класса Буриловой Даяне.

Закончилось мероприятие литературно-музыкальной композицией «Краса степи - сайгак», подготовленную ребятами - членами степного клуба «Бамб цецг». На сцене звучали стихотворения, песни на родном языке, были исполнены национальные танцы.Ребята рассказали о непростой жизни степного животного, о взаимоотношениях, сложившихся между кочевником – ойратом и сайгаком и призвали юное поколение сохранять уникальную степную антилопу.

Закончилось мероприятие выступлением гостей праздника. Они отметили высокий уровень проведения мероприятия и выразили надежду на то, что данное мероприятие станет традиционным не только в стенах данного учебного заведения, но и в других школах и, возможно, выйдет за рамки школьных мероприятий.

Приложение 1
Утверждаю:
Директор школы
___________/Банджаев В. Х.

План мероприятий Республиканской акции «Экология. Безопасность. Жизнь» (9.04 -15.05. 2014г)

Мероприятие

Дата

Участники

Ответственные

Открытие месячника Линейка

1-11 кл

Бюрчиева Д.А

Цорхаева Е.Х

Мультфильм «Сайгачонок», 1-4 кл

1-4 кл

Бюрчиева Д.А.

Просмотр док. Фильма об охране сайгаков

5-8 кл

Огулова З. К.

Кл.рук-ли, Цорхаева Е. Х.

Игра «Цвети мой край»

5-7кл

Картжанова Н.С., кл.рук.

Урок природоведения «Сайгак – реликт калмыцкой степи»

5-6 кл

Бюрчиева Д. А.

Весенние работы на пришкольном участке:

Обрезка, посадка деревьев и кустарников. -посадка тюльпанов к памятнику Г.Б. Мергульчиева

Посадка деревьев к мемориалу «Память»

5-8, 10 кл

Бюрчиева Д.А.,

Цорхаева Е.Х.,

Бюрчиев В.А.,

Д/о «Байсачнр»

Социологический опрос населения п.Адык. Сайгаки: настоящее и будущее.

Члены клуба «Бамбцецг»

Бюрчиева Д.А.

Выпуск буклета Степные пожары»

«Сайгаки: прошлое, настоящее»

Члены экологического кружка, члены клуба

«Бамбцецг»

Цорхаева Е.Х

Фестиваль «Тюльпаны родины моей»

а) мастер-класс «Первоцветы своими руками»

б) выставка поделок: «Степные мотивы»

в) Конкурс рисунков «Цвети мой край»

г) конкурс агитлистовок «Сохраним степное чудо»

д) Конкурс чтецов

1-8, 10 кл

Огулова З. К.

Бюрчиева Д. А.

День Сайгака

а) Представление проекта «Сохраним первоцветы»

б) Литературно-музыкальная композиция «Сайгак – краса степи»

в) Мастер-класс: «Сувенир «Сайгак»

г) Игра «Форт Боярд»

3 кл

Ичкеева М.А.

Бюрчиева Д. А.

Бюрчиев В. А.

Картжанова Н. С.

Субботники по уборке и озеленению территории школы

в теч. мес

1-8, 10 кл

Администрация школы, кл. руководители

Классные часы

в теч. мес

1-11 кл

Кл.руководители

Оргкомитет: Бюрчиева Д. А.,Цорхаева Е. Х., Картжанова Н. С., Анжаева Ж. В., Огулова З. К.

Приложение 2
МБОУ «Адыковская СОШ им. Г.Б. Мергульчиева»

Сценарий Литературно - музыкальной композиции: «Живой символ степи - сайгак»

Бюрчиева Д.А., учитель биологии
Цорхаева Е.Х., руководитель экологического кружка

Слова автора: Давным-давно бескрайнее море покрывало просторы на стыке Европы и Азии. Но развезлись его воды, оголив участок суши, ровный как ладонь человека. Необитаемой была новая земля, пока жизнь не взяла свое.

Населяя бескрайние просторы, природа проявила особую изобретательность: огромное буйство красок, свежесть воздуха, утонченность и изящность ее обитателей не могли оставить равнодушным никого. Но особенной статью и изяществом отличался сайгак.

Чтец 1 «Смерть сайгака, или расстрелянное утро» Д. Кугультинов (Арлтанов Баатр)

…Какое показало мастерство
Природа – скульптор в день,когда лепила
Сайгака!.. Сколько проявила силы!
Как тщательно продумала его,
Как мудро и любовно он отлит!
Вписав сайгака в золотые дали,
Природа рассчитала все детали,
От гордой головы и до копыт!
Рога оленьи – сочных два побега –
Она дала ему, слегка пригнув,
Не поскупилась на орлиный клюв,-
Могучий нос необходим для бега!
Бока борзой животному даны…
А ноги, ноги!.. Что проворней в мире,
Чем эти вихри?! Эти вот четыре
Природою натянутые струны?!

Чтец 2 «Теегин кеерул» Владимир Л. МОУ «Хомутниковская СОШ» (Маша Мергульчиева)

Гɵрясн, сяяхнгɵрясн,
Теегин кеерул – гɵрясн.
Тогляд,Һярядяд хурлдна,
Теегим эн сяяхрулня.
Нарн хурцар халулна,
Намчрад, ноҺан кɵкрня
НоҺан заагт цагдна
Начнас, кɵɵрк бултна.
Экнь, мяяляд гууня,
Энкр урян хяяня.
Эрклуляд, цагда Һантаална,
Энуня чееж байрлна

Слова автора: Вслед за животными пришли и люди, гонимые войной и искавшие мирной жизни среди бескрайних просторов ковылей. Так и произошла великая встреча кочевника – ойрата и сайгака. Увидев священное животное, кочевники поняли, что это и есть такая далекая и желанная для них страна Бумба. И поплыли над степью звуки домбры и терпкий аромат джомбы.

Танец лотосов .

Песня в исполнении Ичкеевой Жанны.

Слова автора: И по сей день, потомки тех ойратов населяют территорию древнего моря. Но нарушен многовековой союз между человеком и природой. Человек становится ее врагом, истребляя нещадно живое ради своей наживы.

Чтец 3 К началу 20 века численность степных антилоп в России составляла порядка 2 млн. особей. В связи с этим молодой Советской властью была разрешена охота на сайгу. Этим занимались специальные люди – заготовители. Порою процесс охоты представлял собой кровавое зрелище и в итоге к 1965 –му году было истреблено свыше 700 тысяч особей.

4 чтец. У калмыков существует поверье о Покровителе сайгаков. По поверью в стадо сайгаков собирает хозяин Земли, он же и хозяин всех животных – Цаган – Овгн (Цаган Овгн - Белый старец). Как –то раз охотник пошел на сайгака. В котловане меж двух бугров он увидел большое стадо. Подкрался к нему поближе и стал стрелять. Сайгаки от выстрелов стали разбегаться, а пули из его ружья возвращались обратно и падали около него. Охотник удивился и стал внимательно присматриваться. Тут он увидел Белого Старца, который доил сагу. Он пригрозил охотнику, чтобы тот больше не стрелял, когда они стоят, сбившись в стадо. С тех пор охота на сайгаков прекратилась.

Чтец 5 «Плаха» Ч. Айтматов

А вертолеты-облавщики, идя с двух краев поголовья, сообщались по рации, координировали, следили, чтобы оно не разбежалось по сторонам, чтобы не пришлось снова гоняться по саванне за стадами, и все больше нагнетали страху, принуждая сайгаков бежать тем сильнeй, чем сильней они бежали... Им, вертолетчикам, сверху было прекрасно видно, как по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса... И когда гонимые антилопы хлынули на большую равнину, их встретили те, для которых старались с утра вертолеты. Их поджидали охотники, а вернее, расстрельщики. Hа вездеходах-"уазиках" с открытым верхом расстрельщики погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы - бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай. Дюжие парни не мешкая, быстро освоили новое дело, прикалывали недобитых сайгаков, гонялись за ранеными и тоже приканчивали, но главная их задача заключалась в том, чтобы раскачать окровавленные туши за ноги и одним махом перекинуть за борт! Саванна платила богам кровавую дань за то, что смела оставаться саванной, - в кузовах вздымались горы сайгачьих туш.

Чтец 6. Смерть сайгака, или расстрелянное утро. Д. Кугультинов

НО ЧТО- ТО ХРУСТНУЛО… ВРАЖДЕБНЫЙ ШОРОХ!
И, вздрогнув, поднял голову сайгак
Насторожился… В сторону отпрянул…
Но поздно! Небо с треском прорвалось!
Прозрачность утра пропоров насквозь,
Из –за холма короткий выстрел грянул…
Так дико, так безжалостно – нелепо
Единство мира раздробил сплеча…
Сайгак подпрыгнул…Он рванулся к небу,
Как человек пронзительно крича…
И крик его пронёсся, словно смерч.
Бегут вразброд недавние соседи
В смятении, в страшнейшей из трагедий,
Когда живое ощущает смерть.
Несутся птицы с шумом… А сайгак
Лежит…Пригнулась шея неуклюже…
Дымится кровь и натекает лужей.
И солнце опускается во мрак,
Багрово – липкий, нестерпимо алый…
И мирной радости как не бывало!

Чтец 7. Слепой сайгак. Г. Кукарека

Пал степной ему выжег глаза,
Он отстал от родимого стада.
Бесконечна опасная ночь…
Чуткий слух его только спасал.
Обходил он костры чабанов,
Волкодавов учуяв злобливых.
А порой забредал в солончак,
Увядав в его грязи тягучей.
На кургане стоял, замерев,
Долго слушал в закатном покое,
Как кузнечик на скрипке играл,
Хор лягушек звенел над рекою.
Он предчувствовал ливень и снег,
Хоронился в валюжинах балок,
Но сородичей все ж отыскал
У текучих песков над Кумою.
…По утру я его увидал.
Шел он в стаде,
Шло стадо на солнце!

Чтец 8 . « Сайгаки». Г.Кукарека

Своей извечною тропой,
Сайгаки шли на водопой.
И взбрыкивали малыши,
Резвясь в зоревой тиши,
Стряхнув росинки, ковыли Когда б не рёв грузовика,
Им кланялись аж до земли… Донёсся он издалека
Взлетело стадо на курган, И сайги, страх переборов,
За ним, внизу, блеснул лиман. Все кинулись в глубокий ров.
Запахло глиной и рапой. Осклизлый берег не давал
Озёрной солью молодой. Подняться на высокий вал.
Бежать бы сайгакам и бежать, Как дети, жалобно крича,
По ходу солнышка кружа, Погибли сотни сайгачат,
…Своей извечною тропой
Сайгаки шли на водопой,
Бежать бы век им по траве –
Канал построил человек…

Люди,сайгаков спасайте!
Вольную волю им дайте.
Если их всех перебьём,
На душу грех мы возьмём.
Сами увидим мы вскоре
Слёзы сайгачьи от горя.
Слёзы животных горьки,
Слёзы горючей тоски.
Знаешь, животные плачут.
Слёзы не кажут, а прячут,
Только глазёнки блестят. «…»

Чтец 9 Что ждет? Г. Кукарека

Сайгаки Родины моей
Вы ветра самого быстрей…
Среди синих маревых зыбей
Но что вас ждет за далью дней
В моей бы силе ПРИКАЗАТЬ
В сайгаков люди не стрелять!!!

Чтец 10

Мудра природа,
Что и говорить
И в наших силах, люди,
Сайгака сохранить!
Мы животных этих знаем,
Бережем и изучаем,
Степь родную сохраняем.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.

В 2002 году Международным союзом охраны природы (МСОП) этот вид был отнесён к категории «CR», то есть «находящийся в критическом состоянии». Российский комитет по программе ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ), лаборатория сохранения биоразнообразия и использования биоресурсов ИПЭЭ РАН, Центр охраны дикой природы, государственный заповедник «Черные Земли», Центр диких животных и другие организации разрабатывают и внедряют систему мер, направленных на предотвращение исчезновения этого уникального вида.

Друзья, давайте же и мы не останемся равнодушными к такому важному делу. Чем больше нас, тем мы сильнее!

Чтец 11 «Сайгачонок в тюльпанах» Владислав Ахматханов МОУ «Красномихайловская СОШ»

В степи калмыцкой, мне родной,
Вдыхая запах разнотравья,
Люблю весной я любоваться
Цветеньем красного тюльпана
Но что увидел в этот раз?
Теленок миленький и чудный,
Свернувшись в маленький комок,
Лежит в степи ковыльной.
И это чудо из чудес
В степи калмыцкой народилось…
И счастье вновь вернулось в степь
С его апрельским появленьем.
Услышав шум, поднялся, встал,
На тоненьких ногах шатаясь.
А недалеко пасется мать,
За сыном нежно наблюдая.
И рад я, что в степи родной
Увидел древнего сайгака.
Хотелось, люди, вам сказать:
«Оберегайте вы сайгаков!»
Пусть расцветает степь моя
Под солнца добрыми лучами,
Цвети, благоухай, Калмыкия моя,
Гордись сайгачьими стадами!

Чтец 12 «Гɵрясня хургн» Куукян Ногала Ульдчн селян

Бичкн гɵрясня хуриг
Теегт би узляв
Бичкн ут кɵлтя
Эвр хурдар гууня,
Энуня монтхр хамр
Боднцг мет
Эн гɵрясня ɵвр
ɵдр – ɵдряс ут болна.
Эн соньн ан –
Хальмг теегин кеермж.

, воспитатель

первой квалификационной категории,

МБДОУ детский сад №17 «Звёздочка»

Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий, ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, исследовательскую деятельность , сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности .

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы:

ü ролевое моделирование;

ü мозговой штурм;

ü групповую дискуссию;

ü диагностирование, анкетирование;

ü пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

ü элементы релаксации и психогимнастику;

ü тренинги;

ü нетрадиционные приемы по технике рисования.

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию, начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания приемов работы с красками, так и приемов рисования. Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево, дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

Создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

Помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

Побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

Сопровождать чувственное познание словом;

Развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия:

ü обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

ü организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

ü предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

ü поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации, которая говорит: «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы », «Художественное творчество», «Музыка».

С помощью ознакомления с художественной литературой: А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо», С. Михалков «Зяблик», М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей:

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе, ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы:

- даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, что ты меня ласково погладил!»;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д.;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек);

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

Обучение не может быть успешным, если у детей недостаточно высокий уровень сенсорной культуры. Без сенсорного развития дети не могут овладеть полными и точными знаниями. Органы чувств являются теми каналами, через которые в наше сознание входит внешний мир. Необходимо развивать и укреплять внешние чувства: зрение, слух, осязание. Для обогащения чувственного опыта детей предлагаю игры, направленные на то, что нас окружает. Например, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба – коричневая, у ивы – зелено-желтая, у осины – красная или лиловая. Картина осеннего парка воспринимается полнее, если детям предложить голоса птиц, шум ветра, шорох опадающих листьев, научить определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвует в таком познании, тем больше свойств выделяет ребенок в объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему различать, сравнивать. Так осуществляется сенсорное восприятие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. А зимние сугробы бывают причудливой формы, напоминающей притаившихся зверей; ель – стройная, как свечка, с нарядными шишками на верхушке. Настоящая0сказка!
Трех - или четырехлетний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Чтобы каждому ребенку найти свое понимание цвета и научиться, с его помощью, выражать свои эмоции, я провожу занятия на развитие у детей чувства цвета. Поэтому со второй младшей группы я ввожу экспериментирование с красками.

Для развития сенсорной культуры использую дидактические игры:

1. на ознакомление с цветом - «Воздушные шары», «Радуга» (с младшего возраста);

2. на ознакомление с теплыми и холодными цветами спектра - «Окраска воды», «Собери букет»;

3. на формирование зрительного анализа цветовых сочетаний «Цветной лед»;

4. на обобщение предметов по признаку - «Подбери предмет нужного цвета»;

5. на развитие глазомера - «Цветной диск».

В младшем возрасте я начинаю работу по формированию экологического сознания с таких техник: рисование пальчиками, ладошкой, кулачком; оттиск пробкой, различными печатками, обрывание, скатывание бумаги; рисование краской из мелков.

Рисование пальчиками.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image006_18.jpg" alt="CIMG1760" align="left" width="216" height="175 src=">Каждый пальчик маленькая кисточка. Малышам нужна гуашь. Открываю перед ними баночки: у детей глаза разбежались – такое все яркое! Как тут не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить свой отпечаток на чем-нибудь. Я проводила занятия «Дождик», «Веселые жучки», «Веселое солнышко». Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией , т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.

Оттиск печатками из картофеля.

С удовольствием дети штампуют различными материалами. Самый дешевый материал – лук, картофель, морковь я предлагала детям на занятиях: «Одуванчики», «Красивые цветы».

https://pandia.ru/text/79/201/images/image008_13.jpg" align="left" width="238" height="190 src=">Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

В 4 – 5 лет у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса. Я закрепляю его с помощью упражнений: «Чудесные превращения точки», «Линия нам рассказала о…». В старшей группе я знакомлю детей с техниками: монотипия. С ее помощью появляется изображение, которое невозможно сделать кистью, что приводит детей в восторг.

Монотипия.

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия . На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Проводила занятие «Осенняя сказка». Детям нравится играть с красками. На занятии «В краю удивительных бабочек» использовала технику рисования нитью. Рисуем восковыми мелками, затем покрываем изображение акварелью . Там, где остался след от воска, краска держаться не будет (занятие «Воздушные шары»). На занятиях «Озорные тучки», «Деревья в инее» использовала технику выдувания. Капаем краску на лист бумаги, и вооружаю детей трубочками. Он приставляет ее к пятну и сильно дует. Пятно растекается, напоминая дерево. Посыпаем рисунок солью – получается иней. В технике «по-сырому» работали на занятии «Радуга над домом».

Восковые мелки и акварель.

Манко" href="/text/category/manko/" rel="bookmark">манкой («Красивые цветы»);

· рисование на ткани («Птенчик»);

· рисование мятой бумагой («На полянке»);

· «эффект после дождя» («Что я вижу из окна?»);

· тычкование («Ежик»);

· рисование нитями («Бабочки») и многие другие.

Кляксография.

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.

Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли , салют и др.

Набрызг.

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Граттаж.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image012_12.jpg" align="left" width="164" height="160 src=">

Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

Только тесное сотрудничество с семьей позволяет решать проблему, над которой я работаю. При этом я использую различные формы взаимодействия: индивидуальные (беседы и консультации), коллективные (собрания), наглядно – информационные (родительские уголки, стенды, выставки методической литературы). В результате анкетирования выяснилось, что карандаши есть во всех семьях, но не всегда нужного ассортимента. Красками дома дети почти не рисуют, пластилин покупают немногие родители. Беседуя с родителями, я поняла, что они не имеют представления о способах изображения предметов нетрадиционной техникой рисования. Поэтому родителям была предложена оформленная папка с образцами работ и пояснением, консультациями «Как организовать домашние задания по рисованию и лепке» и др. Даю рекомендации родителям, чьи дети испытывают трудности в рисовании. Я стараюсь убедить родителей в том, что можно и необходимо развивать у дошкольников экологическое сознание как можно раньше. Чтобы добиться детской активности, надо с уважением относиться к работам детей, стимулировать, привлекать родителей к участию в совместных с детьми работах, участию в различных конкурсах, помогаю им аккуратно сохранять рисунки. Включаю родителей в процесс оформления группы, территорию детского сада. На участках детского сада родителями вместе с детьми были посажены деревья, а на клумбах цветы. Совместно с родителями изготовили творческого панно. Организованы выставки совместных с детьми работ «130 лет городу Гуково», «Вот такие наши мамы», «Экология, безопасность, жизнь». На развитие творческих способностей влияет окружающая среда, в создании которой посильную помощь оказали родители. В группе создана развивающая среда, способствующая изобразительной, творческой активности детей: в изоуголке имеются различные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, трафареты, нитки, трубочки, бумага различной фактуры, природный материал, палитры, баночки для экспериментов с красками, дидактические игры и др.; есть уголок экспериментирования, оформлена выставка работ местного художника. Регулярно меняются выставки репродукций русских художников. Постоянно функционирует выставка детских работ.

Показателем эффективности проделанной работы являются изменения в поведении детей. Дети испытывают радость от встречи с природой, с удовольствием заботятся о растениях и животных, гордятся правильными поступками, доводят начатую работу до конца. Неуверенные в себе и замкнутые дети стали веселыми и инициативными.

В результате проделанной работы у детей были сформировано экологическое сознание, четкие представления о гармоничных связях природы и человека. Представления о художественном образе природы через нравственно-эстетические категории, накопился эмоционально-творческий опыт чувственно откликаться на гармонию и красоту природы и воссоздавать ассоциированный образ через нетрадиционные техники рисования. Дети могут находить аналогии и отличия, необычность и обыденность звуков, красок, ритмов и т. п. природы, отраженных в рисунках, также находят точные слова для определения состояний природы и человека: трепетное, ожидающее, умиротворенное, застывшее, тревожное и т. д. – в музыке, живописи, литературе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.

Литература

1. « Задачи программы «Детство» и др. 1997 г.

2. «Дошкольникам о живописи» . Москва. «Просвещение», 1992 г.

3. «Приглашение к творчеству» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002 год.

4. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2003 г.

5. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (Нетрадиционные техники) . Москва. «Сфера», 2007 г.

6. «Художественные техники» С. Погодина. 2009 г. ДВ № 10

7. «Рисование красками» Мэри Энн Ф. Колль. Москва. «АСТ-Астрель» 2005 г.

8. «Развивающие игры» И. Коваль. Белгород «Клуб семейного досуга», 2010 г.

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности»

Подготовила:

Воспитатель Комарова В.Н.

Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили.

Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;

В дошкольном периоде закладываются основы личности, в том числе, основы отношения к окружающему миру природы, которые на протяжение последующей жизни лишь обогащаются. Это подтверждает высказывание С. Николаевой «Юный эколог»: «В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры - осознанно - правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».

Справедливо отмечает Т.С. Комарова: «Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».

Под влиянием взрослых у ребенка вырабатываются эмоциональные предпочтения. А после девяти лет, по информации многих исследователей, складываются стереотипы, изменить которые уже будет трудно. Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться в дошкольном детстве в семье и в дошкольных учреждениях.

В детском саду педагоги учат своих воспитанников воспринимать и ощущать красоту и ценность окружающей природы.Воспитание нового поколения экологически и эстетически культурной личности - вот задача педагогов. Эта цель прослеживается в программах С. Николаевой «Юный эколог» и Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста».

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
-Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
-Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

Ознакомление детей с природой в ДОУ проходит в следующих формах:

Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов;
-Трудовая деятельность в природе;
-Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями;
-Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы;
-Целевые прогулки;
-Экскурсии;
-Работа с календарями природы, зарисовки.
Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей.
Связь с воспитательно– образовательным процессом, экологические досуги, КВН, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала.
Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей»
-
Диагностика экологической воспитанности детей
-Сюжетно-ролевые и д/игры
-Целевые прогулки в природу
-Наблюдение в уголке природы
-Работа с моделями
-Изобразительная деятельность по экологической тематике
-Просмотр фильмов о природе
-Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность
-Создание книг-самоделок
-Чтение детской художественной литературы
-Экологические досуги и праздники
-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
-Труд в мини-центре природы и на участке
-Беседы с детьми на экологические темы
-Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
-Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.. Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.

Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе.

Направления работы по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:

- закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

- иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) - как изданных, так и собственных;

- оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

- совместное проведение занятий с экологом;

- участие в создании картинной галереи, выставочных уголков в группах;

- подбор художественных произведений к программе эколога;

- координация своей программы с программой эколога;

- участие в диагностике, в частности, по детским рисункам;

- использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).


Зырянова Лариса
Формирование экологического сознания детей через изодеятельность с использованием нетрадиционных техник рисования

Влияние природы на ребенка огромно : она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий , ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением , способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию . В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий , исследовательскую деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных , сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности.

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы :

ролевое моделирование;

мозговой штурм;

групповую дискуссию;

диагностирование, анкетирование;

пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

элементы релаксации и психогимнастику;

тренинги;

нетрадиционные приемы по технике рисования .

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию , начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой , сформированных навыков , знания приемов работы с красками, так и приемов рисования . Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево , дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования .

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи :

создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм , звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

сопровождать чувственное познание словом;

развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме , цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия :

обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации Р. М. Чумичевой, которая говорит : «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей : «Здоровье» , «Физическая культура» , «Социализация» , «Труд» , «Безопасность» , «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» , «Музыка» .

С помощью ознакомления с художественной литературой : А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо» , С. Михалков «Зяблик» , М. Пришвин «Золотой луг» , «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей :

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе , ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы :

Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму , красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать : «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет : «Спасибо, что ты меня ласково погладил!» ;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д. ;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек) ;

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.

Тема: «Сайгак –одно из прекрасных проявлений природы»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………1

Глава №1. Сайгак (или сайга) –своеобразное животное………………. ……………2-3

Глава №2. Охрана сайгаков в Казахстане…………………………………………… 4-5

Глава №3. Анализ факторов, влияющих на современное состояние популяции сайгаков………………………………………………..…………………………………5-6

Глава №4. Тема сайгака, как уникального творения Природы в произведениях казахстанских и других писателей и поэтов……………………… ……………………………………6-7

Заключение……………………………………………………...………………………7

Литература………………………………………………………….……………………7

Введение.

Мой Казахстан – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая страна. Это Родина моя… Щедрой рукой разбросала Природа-мать на казахстанской земле –это необъятные степи , высокие горы с белоснежными вершинами, полноводные реки. Степь. Что представляет собой степь? Для меня это, наверное, где чистый и свежий ветерок, чистое небо, летом зеленая трава, а зимой белоснежная равнина, как в сказке. В степи можно увидеть много живности- это птицы, грызуны, различные виды животных и конечно же одно из прекрасных проявлений природы -сайгака. Как говорят- степь полна жизни, надо только ее увидеть и услышать ее скромную прелесть. Бескрайние просторы, шелест листвы, свежий запах цветов, вот что значит Казахстанская степь. Солнце в степи чрезвычайно прекрасное, оно такое яркое, большое, отличающее от того пейзажа,который мы видим в городе. Особенно она хороша весной, когда её можно сравнить с юной красавицей из сказочной страны. Какое обилие цветов и трав, великолепным ковром прикрывающих неприглядную растительность, оставшуюся с прошлогодней зимы! А какой воздух, свежий и чистый. С высокого неба льются звонкие трели жаворонка, хотя сама птица кажется маленькой точкой на голубом фоне. Из под ног вылетают роем насекомые, юркие ящерицы стараются скрыться в норках; суслики стоя на задних лапках вытягивают, следят нет ли рядом опасности. Нос особым волнением всегда в Казахстанской степи можно наблюдать за сайгаками, этими уникальными животными. Сайгаки – самые древние кочевники необъятных степей Казахстана. Огромные стада этих удивительных животных паслись бок о бок еще во времена ледникового периода с мамонтами и шерстистыми носорогами. С древних времен это животное было известно под названием «сайга». Это имя ему дал греко-римский географ Страбон, живший более 2000 лет назад.

Актуальность темы.

В результате глобальных изменений климата и ослабления сельскохозяйственной (пастбищной) деятельности человека произошла заметное изменение среды обитания животных, которое сказалось на состоянии их популяций. Численность сайгака, ранее наиболее массового вида копытных на территории Северо-Западного Прикаспия (более 800 тыс. особей в конце 50-х годов прошлого века), значительно сократилась и по экспертным оценкам в последние годы и ч исленность популяции сайгаков в Казахстане составляет 256 тыс. голов, сообщил министр окружающей среды и водных ресурсов РК Нурлан Каппаров. Сайгак- современник мамонта, доживший до наших дней и его численность в руках человека!

Гипотеза.

Привлечение внимания общественности к проблеме сокращения численности сайгаков, через ведение разъяснительной работы с учащимися школ и населением помогут привести к развитию чувства долга человека перед природой, своей Родиной Казахстан, а поэтические произведения, призывают к ответственному, нравственному поведению человека в природе. Мы очень мало знаем о сокращении численности сайгака на территории Казахстана. Люди стали равнодушны к данной проблеме.«Сайгак- современник мамонта?», «Для чего браконьеры охотятся на сайгаков?», «Почему сокращается численность сайгака?» и «Как данную ситуацию изменить». Вот на эти вопросы и необходимо ответить.

Объект исследования.

Растительноядные млекопитающие, сайгак ( Saiga tatarica )

Задачи:

1.Изучить образ жизни сайгаков. 2. Изучить особенности жизни сайгака в условиях уменьшения численности;

3. Обобщить данные об изменении мест обитания сайгака в разные исторические эпохи и выявить ведущие экологические факторы, которые действовали в прошлом и могут в настоящее время оказывать положительное или отрицательное воздействие на его популяцию

4. Изучить произведения, в которых упоминается данный вид

5. Провести исследовательскую работу, анкетирование среди учащихся моей школы по данной теме.

Глава №1

Сайгак –своеобразное животное. Особенности строения и среда обитания.

Сайгаки - единственные дикие копытные млекопитающие, живущие в степях России. Это небольшие антилопы (с массой тела от 20 до 50 кг) оригинальной внешности, покрытые шерстью песочно-глинистого цвет Самое примечательное у сайгака - вздутая горбатая морда с нависающим надо ртом мягким подвижным хоботком. На конце хоботка близко друг к другу расположены круглые, направленные вниз ноздри.. Их горбатая морда вздута и заканчивается нависающим над ртом коротким хоботом, на конце которого расположена пара ноздрей, направленных вниз. Горбоносость зависит от чрезвычайного увеличения носовых полостей, выполняющих роль органов, в которых согревается холодный воздух, вдыхаемый сайгаками во время быстрого бега зимой. Сайгаки обитают на юго-востоке европейской части России, в Нижнем Поволжье, на большей части Казахстана и в ряде других районов. Сайгаки предпочитают совершенно ровные пространства сухих степей и полупустынь с каменистыми или твердыми глинистыми почвами, где чувствуют себя более уверенными и способными избегать нападения врагов (например, волков). Сайгаки бегают иноходью и могут развивать скорость на плотных грунтах до 70-80 км в час. Рога у самцов сайгака полупрозрачные, светлого воскового цвета, поставлены почти вертикально; они слегка лирообразно изгибаются и на большей части несут кольцевые валики. Летом окраска зверей желтовато-рыжая, без светлого «зеркала» в области хвоста. Зимой окраска очень светлая, глинисто-серая. Длина тела 100 -145 см, высота - 55 - 80 см, масса - 20-50 кг. Самки меньше самцов.

В XVII - XVIII столетиях сайгак населял все степи и полупустыни от предгорий Карпат на западе до Монголии и Западного Китая на востоке. На север он доходил в те времена до Киева и Барабинской степи Сибири. Но и этот огромный ареал был остатком некогда еще большего. Во времена мамонта, гиппариона и шерстистого носорога сайгак населял всю Европу до Англии на северо-западе и реки Печоры на северо-востоке. В Азии он жил по долинам таких сибирских рек, как Иртыш, Енисей и Лена, проникая до Новосибирских островов в Ледовитом океане. Остатки его были найдены даже на Аляске. Однако во второй половине XIX столетия человек быстро заселял степи Европейской России, и сайгак почти исчез из Европы. Резко сократился ареал и численность сайгака и в Азии. В итоге в 1919 г., он сохранился в Европе только в самых глухих районах нижнего течения реки Волги, а в Азии - по Устюрту, Бетпак-Дала, в междуречье Или - Каратал, в котловинах западных озер Монголии и немногих других местах. На всем протяжении огромного ареала, который многократно разрывался, оставалось вряд ли более нескольких сотен сайгаков.

Образ жизни сайгака весьма интересен. Живет сайгак в сухих степях и полупустынях с плотными каменистыми или глинистыми почвами, на равнинах. Он избегает не только гор, но даже холмов и местности, пересеченной оврагами и долинами. Не встретишь сайгака и в песках. Только во время снежных буранов в суровые зимы он изредка заходит в бугристые пески, поросшие кустарником, где ищет защиту от леденящих ветров. Привязанность сайгака к равнинам с плотными почвами определяется его глубокими и древними приспособлениями к бегу иноходью. Такой тип бега позволяет сайгаку на ровной поверхности развивать скорость до 80 км/ч, но делает его беспомощным в пересеченной местности.

На бегу сайгак не способен перепрыгнуть даже узкую придорожную канаву. Сайгаки необычайно выносливы. В поисках еды проходят огромные расстояния без отдыха. Стойко переносят жару и могут подолгу обходиться без воды. И в еде не капризны: поедают траву, лишайники, даже полынь и ядовитые растения. Оказывается, в их организме много меди, а она нейтрализует действие растительных ядов. Летом они предпочитают злаки, а зимой - солянки. В сухой период года выбирают те растения, влажность которых не менее 50-65%. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные. В июне - августе, когда трава выгорает под лучами солнца и не бывает дождей, сайгаки подходят к озерам и рекам на водопой

С юга, в марте или начале апреля, подобно птицам, они устремляются к северу. В это время самки, которые должны принести потомство, отыскивают самые глухие уголки степи, где поблизости нет воды, а следовательно, и нет волков. В начале мая у самок, собравшихся в таких «родильных домах», появляются новорожденные.

После матери уходят пастись, навещая деток утром и вечером, чтобы покормить молоком. А на десятый день телята начинают сами щипать травку.

Летом они предпочитают злаки, а зимой - солянки. В сухой период года выбирают те растения, влажность которых не менее 50-65%. Отыскивая сочные корма, огромные стада сайгаков кочуют по степям, и, чем больше сохнет трава, тем подвижнее становятся животные. В июне - августе, когда трава выгорает под лучами солнца и не бывает дождей, сайгаки подходят к озерам и рекам на водопой.

Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше - до 8-9 лет.

Глава № 2

Охрана сайгаков в Казахстане.

В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака.

1 апреля 2008 года была создана специальная негосударственная служба охраны животного мира (СОЖМ), которая состояла из 3 групп по 2 человека. Основными задачами СОЖМ были: пресечение браконьерства на территории обитания бетпакдалинской популяции сайгака; мониторинг популяции сайги и ключевых видов степных и полупустынных экосистем.

В Казахстане ведется огромная работа по охране и восстановлению численности сайгаков. Создаются охотничьи хозяйства, на которых обитают сайгаки.

Ведется работа с населением, в 2009 году была создана группа, которая читает лекции и ведет разъяснительную работу с население направленную на пропаганду бережного отношения к сайгакам и другим редким животным обитающим на территории Казахстана.

В Казахстане ведется авиаучет сайгаков, чтоб получить более точные сведения о численности данного вида и местах кочевий сайгаков.

С 2009 года ведется работа по спутниковому мечению сайгаков, что позволяет определять пути миграции и места окота сайгаков

Проведение мониторинга полевыми сотрудниками «казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия» позволяет собрать информацию по плодовитости, половому соотношению новорожденных, смертности сайгачат в первые дни жизни, а также по местам окота. Подготовлены карты мест окота сайгаков, выясняются закономерности их размещения.

Глава №3

Анализ факторов влияющих на современное состояние популяции сайгаков .

В данной главе я рассмотрю факторы влияющие на состояние популяции сайгаков. Факторы могут быть самые разные, как факторы неживой природы, так и факторы живой природы и деятельность человека. Анализируя полученные сведения из различных информационных источников я установила, что к абиотическим факторам можно отнести

климатические: годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха, механический состав почвы, рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона; химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность

физические: шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения) и биотические - влияние растений; влияние грибов, влияние животных, влияние микроорганизмов и самое огромное созидательное и разрушительное воздействие на популяции сайгаков оказывает деятельность человека..

Абиотические факторы.Климат. Анализ метеоданных показал, что с середины ХХ в. в происходит незначительное повышение температуры и увеличение ежегодного количества осадков. Климатические условия в годы как высокой, так и низкой численности сайгаков остаются неизменными. Следовательно, можно сделать вывод, что климатические условия не оказывают значительного влияния на численность сайгаков в исследуемом регионе.

Изменение растительного покрова. К настоящему времени в местах основного обитания сайгаков произошли существенные изменения растительного покрова, вызванные в основном хозяйственной деятельностью и обширными пожарами, которые представляют собой серьезную опасность для этих животных (уничтожение кормовой базы и прямая гибель). С другой стороны, пожары оказывают положительное влияние на кормовые условия - уничтожение огнем сухой ветоши ковылей способствует их лучшему отрастанию и вегетации молодых растений.

Биотические факторы. В последние годы в зоне обитания сайгаков увеличивается количество волков, которые сильно влияют на численность популяции сайгаков

Антропогенные факторы.

физические: использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолётах, влияние шума и вибрации

химические: использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение оболочек Земли отходами промышленности и транспорта

биологические: продукты питания; организмы, для которых человек может быть средой обитания или источником питания

социальные связанные с отношениями людей и жизнью в обществе. Браконьерство.

Проведя данную работу с информационными источниками можно сделать вывод, что большее влияние на численность сайгаков оказывает именно человек. Браконьерство наносит огромный ущерб. В результате бесконтрольной добычи взрослых самцов нарушилась половозрастная структура популяции сайгаков, что привело к значительному увеличению яловости самок.

Глава №4

Тема сайгака как уникального творения Природы в произведениях казахстанских и других писателей и поэтов.

Перед тем как написать данную главу, мной при помощи руководителя проекта было проведено тестирование среди учащихся 5-6 классов в школе. Основными вопросами были:

    Кто такие сайгаки? Из 80 пятиклассников 95% процентов ответили правильно, а из 65 шестиклассников 90%, что позволило сделать вывод, что учащиеся интересуются животным миром Казахстана.

    Где обитают сайгаки? Все учащиеся дали правильные ответы.

    Знаете ли вы произведения в которых затронута тема сайгака, как уникального творения природы? 5% от общей массы учащихся 5-6 классов назвали роман Ч.Айтматова «Плаха».

    Слышали ли вы из средств массовой информации о том что на территории Казахстана происходит сокращение численности сайгаков? Только 21% от общей массы учащихся интересуются проблемами, связанными с развитием и сохранением биоразнообразии в Казахстане.

Исходя из полученных данным можно сделать вывод, что нужно отводить больше времени на проведение разъяснительной работы среди школьников, проводить в библиотеках выставки книг, в которых есть произведения связанные с описанием сайгаков.

При работе над проектом, мы с родителями и руководителем проекта просмотрели много произведений . Конечно, есть немало произведений, в которых воспевается красота и величие этого священного животного. С особенной теплотой и любовью пишет о сайгаках поэт Егор Буджалов в стихотворении «Сайгаки». Для него родная степь немыслима без этих древних животных, без тюльпанов: «Где бы ни был я, Степь вспоминаю И сайгачьи стада на бегу. В сентябре ли, В тюльпановом мае Степь представить без них не могу»… Подчеркивая их легкость, стремительность, поэт сравнивает их бег с летящей стрелой. Для Е. Буджалова очень важно, что уже тысячи лет, кочуя из «древней дали», эти животные продолжают свой бег и в нашем веке. Так неужели мы те, на ком должна оборваться эта нить? В концовке стихотворения слышится беспокойство поэта, его обращение к нам: «Чтоб они из степей не умчали, Помоги им в беде, Человек!» Написав слово «человек» с большой буквы, автор верит в высший разум и благородство человека.

Говоря о гармоничности, цельности природного мира, нельзя не сказать о поэтической сказке Дольгана Шанаева «Сказка о сайгачонке». Степь для сайгачонка как огромная мама, которая согревает, оберегает его. Здесь он спокоен, беззаботен, здесь всюду у него друзья. Это и Зайчишка Длинные Ушки, и Суслик, и цветы, и птицы. Все с ним приветливы, ласковы. Когда сайгачонок Резвые Ножки, заигравшись, не может в темноте найти дорогу домой, когда ему угрожают хищный Орел, Серый Волк, Змей, все вокруг ему помогают. Это Солнце, Венценосный Удод, ЕЖ Меняневозьмешь, Тушканчик. Мир этот полон добра, всем хватает места. Ну а если грозит беда, сильный всегда приходит на помощь слабому.

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» посвящен философским проблемам добра и зла, которые связаны с главным вопросом современности: сохранится ли жизнь на земле ? « …Люди, люди – человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооружённые стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями,

гикая, скакали туда- сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону – поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время,и

человекобоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь– в- точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекобоги стали прилетать на вертолётах и, высмотрев вначале с воздуха сайгачьи стада в степи,шли на окружение животных в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться,а вертолёты корректировали сверху цель и движение… » Ч.Айтматов в своем произведении показал страшную картину уничтожения сайгаков людьми. Еще очень много встретилось нам различных поэтических произведений по данной теме: Д.Н. Кугультинов в стихотворении «Смерть сайгака, или расстрелянное утро», Г.Кукареки « Сайгаки» и А.Л.Дагаев обращается к нам со словами: «Люди, сайгаков спасайте!»

Человечество должно задуматься о братьях наших меньших и о том, что сохранить наследие предков, животный и растительный мир в Казахстане, это прямая обязанность каждого гражданина Республики Казахстан.

Заключение. Выводы и перспективы .

Изучение данной темы открыло для меня много неизведанного, особенно в области народных традиций и обычаев, раскрыло красоту и богатство родной степи и её обитателей. Удивительно как мудры и дальновидны были наши далекие предки. Мы, нынешнее поколение, считающее себя намного грамотнее их, на мой взгляд, неизмеримо беднее духовно. Чтобы стать истинными патриотами своей земли, нам необходимо постигать эту мудрость, знакомясь с богатым фольклором нашего народа, читая произведения писателей, размышляя над ними, встречаться и беседовать с людьми старшего поколения и с людьми занимающимися охраной окружающей среды . Поэты и писатели в своих произведениях поднимают актуальные вопросы современности. Это:

- бережное, ответственное отношение к природному миру;

- защита и сбережение сайгака как одного из уникальных представителей степной фауны;

- формирование нравственных качеств личности, стремления сохранить этот природный мир для потомков.

Думаю, что перспективой моей дальнейшей деятельности будет продолжение изучения этой темы на примере других поэтических и прозаических произведений, ознакомление с ними своих одноклассников, младших школьников. А так же дальнейшее изучение материалов о сайгаках.

Список использованных источников и литературы

8. Д. Шанаев. Сказка о сайгачонке. Элиста, 1986 г.

9. Чингиз Айтматов, "Плаха", роман. Москва, "Молодая гвардия", 1987