Развитие игровой деятельности у ребенка раннего возраста. Предметная и игровая деятельность ребенка в раннем возрасте

Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

В раннем возрасте происходит разделение орудийной и игровой деятельности. После года характер игры ребенка имеет процессуальный уклон. От двух до трех лет, ребенок начинает осваивать «символическую игру», его мотивация играть увеличивается. Этот процесс отделяет слово от предмета, тем самым вызывает бурный рост в развитии ребенка – качественный скачок в развитии речи, мышления, поведения, появляется способность фантазировать. Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре.

Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: “девочка беспокоится, если подгорают котлеты”, “мальчик бережно везет заболевшую куклу в больницу”. Игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей. Ребенок по-настоящему переживает то, что отображает в игре, и мыслить он может о том, что ранее эмоционально воспринимал в жизни. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка. В игре малыша реализуются действия взрослых, те события в жизни, которые его заинтересовали. Игровые действия имеют свои истоки. Игре с элементами мнимой ситуации предшествует период игры младенца, которому свойственны два этапа:

Ознакомительный;

Отобразительный.

На первом, ознакомительном этапе, предметно-игровой деятельности, действия с игрушками носят манипулятивный характер, ребенок действует с ней так, как позволяют ему его неумелые руки. Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается). Так начинается этап отобразительной предметно-игровой деятельности. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.

Постепенно дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (машинку и коляску – катают, везут на них груз, куклу). Отобразительные предметно-игровые действия свойственны детям от 5-6 месяцев до 1-1,6 года.

С обобщением опыта, приобретенного в действиях с игрушками и в реальной повседневной жизни, ребенок получает возможность чаще отображать действия людей с предметами по их назначению, принятому в обществе. Он может передавать в игре знакомые ситуации: кормление, лечение, постройку дома.

Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется роль в действии, например: “девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, на вопрос: “Кто ты?” отвечает: “Я Юля”. Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: я - шофер, ты – мама.

Игровые действия в сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игре претерпевают значимые изменения. Они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так, ребенок к трем годам осознает условность в игре, игровую воображаемую ситуацию, заявляя: “это как будто”, “это понарошку”. Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой, в помещении группы “поплавать”, “походить на лыжах” и т.д.

У ребенка третьего года жизни имеются два источника игровых целей.

Первый источник – действия взрослого, которые вызвали у малыша вспышку интереса, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Например, девочка несколько дней подряд жарит яичницу, как мама.

Вторым источником игровых целей могут служить для ребенка цели, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития малыша, потому что, как уже отмечалось выше, собственные игровые цели детей еще очень ограниченны (ребенок только и делает, что катает машину), а у некоторых они отсутствуют совсем.

Как же побудить ребенка к тому, чтобы он принял поставленную взрослым новую игровую цель и начал самостоятельно реализовывать ее.

В качестве первого шага на этом пути, взрослый совершает игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки. Взрослый “понарошку” кормит малыша, моет ему руки, катает его на машине. В такой игре малыш относительно пассивен и получает удовольствие не от еды, умывания, а от общения со взрослым.

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь взрослый предлагает детям самим осуществить те же самые действия относительно его (покормить, помыть руки…). Катая взрослого на автомашине и т.п. ребенок получает несравненно более интересного и благодарного партнера, чем кукла или мишка. Основная задача в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые дети осуществляют относительно взрослого, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха. Положительные эмоции, которые ребенок может пережить, осуществляя в отношении взрослого новые для него игровые действия, побудят малыша повторять их и по отношению к игрушкам.

Подготовка ребенка к принятию роли начинается с 2 лет 6 месяцев и совпадает с началом развития его самосознания. В чем же заключается эта подготовка?

Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и обозначить себя кем-то другим – зайчиком, шофёром, паровозиком и др. Для ребенка данная ситуация является довольно сложной. С одной стороны, я – это я сам, с другой, я – это не я, а кто-то иной. Способность “превращаться в другого” появляется у ребенка к трем годам, если проводится соответствующая педагогическая работа. В противном случае она, как показывает практика, появляется значительно позже.

Формирование у ребенка способности “превращаться в другого” - первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры.

Если, осуществляя подготовку детей к принятию роли, взрослый раскроет перед малышами веер доступных его пониманию и интересных для него образов, в которые ребенок может перевоплощаться, то с раннего возраста будет ориентировать детей на увлекательную неординарную игру.

Последовательность превращений:

Известные детям и привлекательные для них животные и птицы (кошечка, воробей);

Интересные малышам предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз, самолет);

Взрослые, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (врач, повар).

На начальном этапе работы с детьми образы животных и птиц представляются нам наиболее подходяцими. Дело в том, что каждое животное имеет свои отличительные внешние признаки. У лисы – роскошный пушистый хвост, у ежа – иголки, у зайца – длинные уши. Такие образы малыш легко запоминает, они привлекательны для него. Естественный интерес и привлекательность детей к животным и птицам способствуют готовности вхождения в эти образы. Ребенок с удовольствием соглашается вообразить себя белочкой, птичкой, ежиком. И, вообразив себя кем-то, он гораздо легче осознает себя, как “другого”, делает первые шаги к принятию роли.

Важно и то, что игры в животных не требуют специальных атрибутов.

Первая часть игры начинается с того, что педагог показывает детям, как входить в чей-то образ. Чтобы малыш захотел и смог войти в образ “другого”, показать как это легко и интересно. Прежде всего, педагог очень четко обозначает свою роль, называет образ, например: “Давайте играть. Я буду лисой”. Затем раскрывает образ: описывает внешний облик персонажа, подчеркивая только самые характерные черты его внешнего вида (иголки у ежа, клюв и крылья у птицы, пушистый хвост у белки и др.)

Далее педагог рассказывает, где живет персонаж, какой у него домик, как он называется (дупло, нора, берлога…). Полезно показать малышам картинку, на которой изображен персонаж рядом со своим домиком. Это уточнит представления детей, полученные из рассказа.

Теперь можно рассказать чем питается животное (птица), что особенно любит (белка – орешки, зайка – морковку…)

Основные сведения можно дополнить рассказом о том, что персонаж любит делать (играть, прыгать). Закончив рассказывать по сой персонаж, педагог коротко, в двух-трех фразах, сообщает детям, что остался без детенышей (лисят, котят, зайчат…), что скучает без них, очень хочет, чтобы они снова были с ним, что сделает для них что-то приятное (подарит подарки, поиграет с ними, угостит…). В конце этого маленького рассказа педагог задает вопрос: “Кто хочет быть моим лисенком (бельчонком)?”. Главный этап позади. Педагог побудил детей принять игровые роли.

Теперь необходимо выяснить у детей, насколько хорошо они вообразили себя “другими”, а заодно помочь им утвердиться в новом качестве. Для этого задается вопрос: “Лисята, а где у вас ушки? А хвостики у вас есть? А нюхать вы умеете? Как вы умеете нюхать, покажите.” Для первого раза вопросов вполне достаточно. Не надо требовать от детей в первых играх такой же полной характеристики образа персонажа. Малыш не может сразу вообразить и воспроизвести все то, что ему было сказано, поэтому перегрузка вопросами вызывает обратную реакцию – снизит у детей интерес к пребыванию в игровом образе. На этом первая часть заканчивается.

Во второй части игры стоит задача – продлить пребывание детей в принятой или роли. Далее разыгрывается с малышами ряд незатейливых и достаточно интересных для них игровых действий: “Лисята пошли в гости к зайчикам. Необходимо перейти через мостик (скамейку). Или: пролезли в норку к зайчатам, попили с ними чай”. Необходимо организовать логическое завершение игры: “Зайчата подарили лисятам книжку. И сейчас мама-лиса почитает ее своим лисятам”.

На этом игра закончена.

Вот несколько советов по проведению игры:

Не обязательно проводить всю игру целиком. На начальных этапах можно ограничиться только первой частью, т.е. обеспечить вхождение в образ.

В ходе второй части игры, так же, как и в первой части, необходимо называть детей лисятами (бельчатами…). Однако, не стремиться постоянно навязывать им эту роль. Маленькому ребенку трудно длительное время удерживать себя в игровом образе. Некоторые дети могут проявить индивидуальность и переключиться на другой персонаж, который наиболее притягателен для них. Поэтому, играя в “лисенка”, ребенок вдруг может сказать: “А сейчас я медвежонок”.

Организуя вторую часть игры, не затягивать ее по времени. Малыши должны получать удовольствие от игры, от общения с воспитателем.

Совсем не обязательно, чтобы все дети были охвачены игрой. Ведь некоторые дети подключаются к игре гораздо позже.

Не надо забывать, что невозможно было бы организовать детей на сюжетные роли в играх, не научив их общаться и играть на начальном этапе в адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке. Именно игра может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую воспитатель ставит перед собой, должна быть цель: проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому (“я вас всех спрячу от дождя” - подвижная игра “Солнышко и дождик”). Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если варится каша для детей, то угощая их, воспитатель обязательно должен найти приветливое слово, выражающее расположение к ребенку (“Я так старалась сделать тебе вкусную кашу. А это, Костя, тебе кашка”).

Играя с детьми, воспитатель ставит не только простые, известные малышам игровые цели. Дети могут вместе с воспитателем собирать цветы, ехать на паровозе… По возможности необходимо предложить детям одинаковые предметы. Одинаковость показывает им, что взрослый никого не выделяет, и ко всем относится одинаково хорошо.

Не надо беспокоиться по поводу того, что игры со взрослыми не дают ребенку простора для его собственной активности. Многие дети еще не готовы к ее проявлению в первые недели пребывания в детском саду. Зато, благодаря этим играм, воспитатель доказывает свое добросердечное отношение к детям, становится для них интересным партнером, способствует накоплению у малышей игрового опыта. Игры в адаптационный период не должны быть слишком длительными. Лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу.

Итак, сюжетная игра детей второго и третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребенка с одной игрушкой до развернутой индивидуальной и совместной игры детей в воображаемой ситуации, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношения. Игра становится все более самостоятельной и творческой. Малыш овладевает самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым.


Транскрипт

1 1 «Игровая деятельность детей раннего возраста». Выступление воспитателя группы раннего возраста 6 Воробьевой И.В. на круглом столе «Всестороннее воспитание детей в игре» (с участием учителей школы 799) г.

2 Игра это уникальное средство воспитания и развития ребенка, которое издавна используется в народной педагогике. Игра - легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию речи, нагляднообразного мышления, воображения. В раннем возрасте игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности. 2 Усваивать игровое назначение предметов малыш начинает в конце первого года жизни. Вместе со взрослым он кормит куклу, укладывает ее спать, купает. Однако такие игровые действия пока еще очень кратковременны и в отсутствие взрослого сменяются манипуляциями. На втором году жизни интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками возрастает. На этом этапе происходит становление основных компонентов процессуальной игры (игровой мотивации, самостоятельных игровых действий, действий с предметами заместителями) и усложнение ее структуры. Если первые игровые действия ребенок совершает по инициативе взрослого, а не по собственному побуждению, то со временем малыш все чаще сам начинает проигрывать сначала короткие, а затем и более длительные игровые эпизоды. Постепенно возрастает количество и разнообразие действий с предметами, игровые действия становятся более самостоятельными, устойчивыми, осознанными и обобщенными. Увеличивается число персонажей, с которыми ребенок играет самостоятельно. Появляется перенос действий с одного персонажа на другие. Так, если годовалый малыш укладывал спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то со временем он начинает укладывать и другие игрушки, которые имеются в игровом уголке. С возрастом расширяется также спектр игровых действий и сюжетов: малыш сам кормит, причесывает, купает кукол, моет посуду и т. д. Помимо этого он начинает выполнятьодно и то же действие с помощью разных предметов, например, кормит куклу из чашки, тарелки, кастрюли, с помощью ложки, вилки, ножа и пр. С возрастом усложняется структура игровых действий ребенка: разрозненные действия начинают объединяться в «цепочки». По мере расширения репертуара игровых действий ребенок начинает объединять их в некоторую последовательность. Например, он сначала кормит куклу, потом причесывает ее,

3 затем купает. Вместе с тем, на протяжении второго и начала третьего года жизни последовательность игровых действий определяется не жизненной логикой, а теми предметами, которые попадают в поле зрения малыша. Иногда он «застревает» на одном и том же действии, многократно повторяя его и забывая о том, для чего он это действие совершает. Например, решив покормить куклу супом, ребенок долго «режет» пластмассовым ножом все предметы, находящиеся на столе («овощи»), но покормить куклу забывает. 3 На втором году жизни ребенок начинает пользоваться предметами заместителями. Первые замещения появляются в его игре под влиянием взрослого. По его показу ребенок может покормить куклу палочкой вместо ложки, предложить ей кубик вместо хлеба. Он может также дополнить игровую ситуацию условным действием без использования предмета, например, поднести кукле пустую ладошку и сказать «конфетка». Однако в самостоятельной игре ребенок этого возраста, как правило, играет с реалистическими предметами и замещения использует редко.

4 В жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку» с разнообразными предметами и игрушками, зарождается новый вид игры процессуальная игра. Третий год жизни время расцвета процессуальной игры. В этот период значительно усиливается потребностно мотивационная сторона игры. Ребенок может долго играть самостоятельно и увлеченно, часто предпочитая игру с сюжетными игрушками другим занятиям. Теперь участие взрослого в игре не так важно: игрушки сами начинают побуждать ребенка к игре. Совершенствуется состав и структура игровых действий, увеличивается их вариативность, они начинают отражать логическую последовательность событий. Например, для того, чтобы приготовить кукле обед, ребенок режет овощи, складывает их в кастрюльку, помешивает, пробует на вкус, сервирует стол и, наконец, кормит куклу. При этом ребенок начинает заранее планировть свои действия, говоря об этом персонажу игры, например: «сейчас суп буду варить, потом поешь, и пойдем гулять». К трем годам игра ребенка обогащается новыми игровыми сюжетами. Малыши начинают лечить кукол, играть в магазин, парикмахерскую и т.п. Таким образом начиная игровую деятельность с одноактных манипуляций с предметами, далее объединяя несколько таких действий в одной игре, затем применяя игровые заместители предметов, ребенок наконец более или менее осознанно воспроизводит последовательные цепочки сюжетных действий. Игра из ознакомительной переходит в отобразительную, затем в сюжетно отобразительную. Процессуальная игра вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания ребенком окружающего социального и предметного мира. В процессе игры, как и в ходе предметной деятельности, ребенок осваивает общественную функцию предметов. Игра позволяет ребенку расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Поэтому игра является важным фактором социального развития ребенка: она способствует развитию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, способности к сопереживанию. В процессуальной игре закладываются основы творчества. На третьем году ребенок начинает все чаще включать в игру предметы заместители. Если раньше используя предметы заместители, ребенок подражал взрослому, то теперь малыш способен придумывать собственные замещения. Один и тот же предмет он начинает использовать в разных функциях. Например, кубик может стать хлебом, печеньем, плитой, стульчиком, шарик яичком, 4

5 яблочком, конфеткой и т.п. Появление символических замещений расширяет возможности игры, дает простор фантазии, освобождает ребенка от давления наглядной ситуации. Игра приобретает творческий характер. 5 На протяжении раннего возраста происходит постепенная подготовка ребенка к принятию на себя той или иной роли. Сначала, подражая действиям взрослого, ребенок не осознает, что он играет некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует, как мама, врач или парикмахер. Такая игра получила название «роль в действии». В начале третьего года жизни малыш, выполняя то или иное игровое действие, начинает обозначать его как свое собственное, например: «Аня варит суп». Иногда, как правило, с подсказкой взрослого, ребенок называет себя другим именем, например, «мама», «папа», «тетя Валя», однако развернуть сюжет вокруг этой роли пока еще не может. Во второй половине третьего года жизни у детей постепенно начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова. Ребенок сам начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером; куклу дочкой или

6 сыночком и т.п. В игре появляются диалоги с персонажами, например, разговор ребенка от своего лица и лица куклы. Таким образом, к концу раннего возраста подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре ведущей деятельности дошкольного возраста. В раннем возрасте ребенок осваивает разные виды игр: игры забавы, игры с сюжетными игрушками, игры драматизации, дидактические игры. К играм забавам относится большинство народных игр: игрыпотешки («ладушки», «сорока»), хороводные игры («каравай», «карусель», «козлик», «раздувайся пузырь»), разнообразные подвижные игры (прятки, салочки). Эти игры ярко эмоционально окрашены, включают ритмические, повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами, с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т. п.). В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи. По мере овладения ребенком речью он начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией». К играм - забавам можно отнести и имитационные игры, в которых дети с помощью выразительных движений и звуков изображают животных, птиц, машину, паровоз и др. В играх - потешках малышей привлекает простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры. Богатые возможности для такого рода игр дают и произведения детских поэтов и писателей. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются и охотно воспроизводятся детьми. В играх с сюжетными игрушками дети моделируют различные ситуации, в которых отражается их собственный жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из книг и рассказов взрослых. К играм с сюжетными игрушками относятся процессуальные игры и игры драматизации. В процессуальных (или отобразительных) играх дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (кормление, купание, укладывание спать, посещение магазина, врача и т. п.). В играх драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков. Эти игры оказывают благотворное влияние на речевое развитие детей раннего возраста и на развитие общения между детьми. Игры на развитие познавательной активности ребенка, которая в раннем возрасте проходит преимущественно в процессе детского 6

7 экспериментирования. В свободной исследовательской деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиямии явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с предметами(коробочки с секретом, погремушки и шумелки), с водой, красками (наливаем выливаем, погружение в воду, брызгалки, тонущие и плавающие предметы, кораблики), песком(куличи и куличики, пустое и полное, секреты в песке, песок и вода), бумагой (бумажные снежки, секреты в бумаге, игрушки из бумаги). Эти игры не только чрезвычайно увлекательны для малышей, но и полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала. Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны, гармошки, дудочки, свистульки, трещотки, пианино и пр.). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, способности их дифференцировать, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата. Следующая группа игр направлена на развитие восприятия и мышления. Игры с соответствующими предметами развивают разные познавательные процессы ребенка: мышление, движение, восприятие, внимание, память, речь. Для развивающих игр с детьми лучше использовать различные составные игрушки, требующие соотнесения размеров или цвета разных деталей. Для ребенка от 1 года до 3 лет больше всего подходят игры с пирамидками, кубиками, различного рода вкладышами, матрешками, а также игры с картинками. Игры с вкладышами(башня из мисочек, спрячь кубик, найди окошко). Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Существует множество разнообразных наборов вкладышей: - представляющие собой несколько полых предметов одинаковой формы и разного размера(кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара), убывающие по величине; - плоские вкладыши со штампованными углублениями или вырезанными отверстиями разной формы и соответствующими им фигурами; 7

8 - объемные вкладыши (большие и маленькие кубы, домики, коробки) с прорезями разной формы и соответствующими деталями. В процессе игр со вкладышами дети учатся соотносить предметы по форме, размеру и цвету. Игры с кубиками(башня, лесенка, домики для кукол и пр.). Данные игры очень полезны для познавательного развития детей. Действуя с кубиками, ребенок получает возможность сравнивать их по величине, цвету, материалу, рассматривать и называть нарисованные на них картинки, знаки, сооружать различные постройки. Игры с пирамидкой(подбери колечко,от большего к меньшему, постройки из колечек, разберем и соберем, приходите на лужок). Пирамидка очень полезная игрушка для детей. Разбирая и собирая ее, ребенок не только овладевает определенными практическими навыками, но и учится сравнивать и классифицировать ее злементы по цвету и размеру, выстраивать их в порядке убывания или возрастания. Участие ребенка в преобразовании пирамидки способствует формированию представлений об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости. Игры с матрешкой(знакомство с матрешкой, две матрешки, матрешечный детский сад, матрешки играют в прятки, матрешки обедают, иатрешки ложатся спать). Матрешка замечательная народная игрушка, заслуженно признана у русских педагогов как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. Игры с матрешкой, как и игры с пирамидкой и кубиками, способствуют развитию восприятия и мышления ребенка. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, цвету, объему. 8 Часто разные виды игр сочетаются между собой. например, дидактическая игра может включать в себя элементы сюжетной игры или игр забав: она и сама может стать их частью. Игры драматизации часто переплетаются с имитационными играми и т. п. Все эти игры могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми. Каждая игра вносит определенный вклад в развитие ребенка, и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. Так, в играх забавах и подвижных играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров.

9 Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. в сюжетных играх и играх драматизациях происходит социальное развитие ребенка. Изображая взаимодействия персонажа игры, малыш учится понимать чувства и состояние других, сопереживать им. Через собственные переживания он осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый, злой, смелый, трусливый, жадный и др.». В процессе коллективных и совместных игр ребенок учится общаться с другими детьми, согласовывать с ними свои желания и действия. 9

10 Развитие игровой деятельности детей раннего возраста Подготовила воспитатель ГОУ детского сада 933 Воробьева И.В.

11 Текст слайда Текст слайда Заголовок слайда Текст слайда

23 Игры-забавы

29 Игры-потешки

30 Игры с сюжетными игрушками

34 Игры на развитие познавательной активности


Опыт работы по игровой деятельности детей 2-3 лет. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Этот ведущий вид деятельности привлекает дошкольника больше других видов

ГБОУ СОШ 2035 г. Москвы Страница психолога АЙЗИНОЙ Ю.В. Тема: «Игра как ведущая деятельность дошкольника» Для педагогов и специалистов ГБОУ СОШ 2035 ул.лухмановская. д.18а подготовила педагог психолог

ДОУ 96 Консультация для родителей «Значение игры в жизни детей 5-7 летнего возраста» Подготовила: Моисеенко А.А. г. Липецк, 2016 г. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение

«Развитие игровой деятельности у ребенка раннего возраста» Автор: Астратова Ольга Александровна, воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад 47, г. Пермь. Для социально-личностного развития ребенка большое значение

Паспорт группы «КАРАПУЗЫ» Мы позаботимся о том, чтобы ваш ребѐнок стал самостоятельным, общительным, любознательным, всесторонне развитым. Каждому ребѐнку от природы дано быть умным, здоровым и счастливым

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей 198». Игра «Игра

6 игрушек, которые действительно развивают Пирамидка (1 года- 3 лет) Как ни странно, но пирамидка очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной: - у нее должен

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ 52 г. Армавир, ул.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Ручеёк» Развитие речи детей с использованием сюжетных картинок. (технология ТРИЗ.) Форма проведения: (из

«Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры» Подготовила воспитатель: Баранова Наталья Александровна АКТУАЛЬНОСТЬ В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 «Светлячок» Паспорт группы (1младшая группа с 2 до 3 лет) Группа 2 Воспитатель: Виденеева Татьяна Васильевна (1 квалификационная

Сюжетно-ролевые игры как средство реализации образовательной области «Социализация» МКДОУ «ДС ОВ «Березка» П. Пурпе Составила воспитатель: Плотникова Т.Е. 2013 г. Социализация это процесс усвоения индивидом

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так

Проект по театрализованной деятельности в средней группе «В гостях у сказки «Репка». Тема проекта "Играем в сказку «Репка». Автор составитель: Е. А. Лаврухина, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного

МКДОУ Краснозерский детский сад 5 Представление опыта работы по теме «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Петренко Н.И. р.п. Краснозерское

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 66 «Пчёлка» Консультация для воспитателей на тему: «Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Березка» общеобразовательного вида «Предметно-пространственная образовательная развивающая среда по художественно-эстетическому

Специфика развития сюжетноролевой игры у детей дошкольного возраста. Составитель: Дамаскина И.С. Дошкольный возраст- это возраст игры. Игра занимает центральное место в жизни ребёнка. Её привлекательность

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 29 «Ёлочка» Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Учимся играть вместе» во 2 младшей группе

Консультация «Творческое рассказывание» Творческое рассказывание - это придуманные рассказы, представляющие собой некий результат детской фантазии, требующие от ребёнка развитого воображения, образного

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30 для детей раннего возраста Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для родителей Тема: «Математика-это интересно!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан Игровые технологии в работе с детьми второй младшей группы

Шпаргалка для воспитателей 1. Понятия методика, технология, программа. Отличие понятий: - Существуют три связанных друг с другом понятия: «методика», «технология» и «программа». Чем отличаются друг от

«РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила воспитатель: Бабуричева Е.Е. Сюжетно-ролевая игра это ведущая деятельность дошкольного возраста. сюжетно-ролевая игра в развернутом

Рабочая программа по области «Социально-коммуникативное развитие» к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ детского сада комбинированного вида 3 города Данкова Липецкой области

Так важно воспитать в ребенке личность. Суметь посеять знания, добро. Заставить думать, размышлять и верить, Ведь воспитателю другого не дано Хорошая речь-важное условие развития личности ребѐнка. Но речь

МБДОУ «ЦРР Бардымский детский сад 4» Выступление на семинаре «Организация развивающей предметно пространственной среды ДОО в условиях освоения федеральных государственных стандартов дошкольного образования»

Зам.зав.по УВР: Тодоренко Елена Владимировна МБДОУ 11 «Берёзка» Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная

Консультация для педагогов и родителей РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА «Все мы родом из детства». А. Сент-Экзюпери Подготовила: Костина В.С. - воспитатель Воображение- основа любого творчества, и можно

Дидактическая игра Дидактическая игра это игра, с четко поставленной целью и системой контроля за ее достижением и процессом игры. Это обучающая игра, в которой смоделированы жизненные ситуации. Дидактические

Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребёнка» Раннее детство очень важный период в развитии ребёнка, период ознакомления с окружающей действительностью. Необходимо дать ребёнку возможность получить

Направленность. Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений у детей 2-3 лет) Цели и задачи. Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.

Предметно - пространственная среда в первой младшей группе Разработала воспитатель МБДОУ детский сад 43 Антипова Е.Г. В приказе 1155 от 17.10.2013 г. Министерства образования и науки РФ «Об утверждении

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга «Сюжетно- ролевая игра как средство всестороннего развития

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста Принимая детей в группу необходимо сразу обдумать организацию предметно-развивающей среды, чтобы период адаптации к детскому саду прошел наиболее

Детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приѐмы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только

Развивающая предметно - пространственная среда группа 13 «Лесные гномики» В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная

Консультация для родителей Тема: «Роль сюжетно ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Консультация на тему: «Формирование интеллектуальных основ дошкольников с помощью дидактических игр» Воспитатель: Манухина Марина Михайловна г. Уварово 1 Интеллектуальное

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в жизни детей» Автор составитель: Муравьева Елена Геннадьевна Воспитатель МБДОУ детский сад 58 г. Апатиты Мурманской области Цели консультации:

Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад 34 Центрального района г. Санкт- Петербурга «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего возраста» (Методическая

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 315 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» 660119, Г. Красноярск,

Цель: Приобщение к музыкальному искусству, развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания музыкального искусства. Задачи: Развитие у детей музыкальных способностей (слуха, голоса, чувства

Введение 3
Глава 1. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста 5
1.1. Сущность и социальная природа игры 5
1.2. Происхождение игры 7
1.3. Структура сюжетно-ролевой игры 9
Глава 2. Особенности развития игровой деятельности у детей раннего возраста 14
2.1. Зарождение и развитие сюжетной игры у детей в период раннего детства 14
2.2. Особенности сюжетной игры у детей в период раннего детства 15
2.3. Работа воспитателя по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста 20
Заключение 24
Список литературы 26

Введение

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игру рассматривают многие ученые и практики как основное средство психического и социального развития. Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе. Однако в последние годы воспитатели отмечают, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей.
Цель работы – рассмотреть особенности развития игровой деятельности у детей в период раннего детства.
Объект исследования – игровая деятельность детей раннего детства.
Предмет исследования – развитие игровой деятельности у детей в период раннего детства.
Задачи исследования:
— Провести анализ сущности и социальной природы игры;
— Рассмотреть структуру сюжетно-ролевой игры и ее зарождение в период раннего детства;
— Изучить особенности сюжетной игры у детей в период раннего детства;
— Проанализировать особенности работы воспитателя по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Список использованных источников

1. Абдулаева Е.А. Игры и игрушки для детей от 5 до 6 лет. Статья // Мама и малыш. — 2007. — №7.
2. Акулова О. Театрализованные игры. Статья // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С.24.
3. Арсентьева В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учеб. пособие / В. П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
4. Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры – М.: Линка – Пресс, 2007
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. — 206 с.
6. Бойко Е.А. (ред. — сост.) Лучшие подвижные и логические игры для малышей от 3 до 6 лет. М.: РИПОЛ Классик, 2008. – 256 с.
7. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2009. — 128 с.
8. Выготский Л.С. Психология М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
9. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128с.
10. Емельянова О. Пальчиковый тренажер. Развивающая игра. Подготовка к школе. М.: Русский стиль, 2009. — 98 с.
11. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб: Детство-пресс, 2013. - 96 с.
12. Запорожец А.В. Психология действия М., Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2000. – 720 с.
13. Иванова Н. Игровое обучение познавательной деятельности детей 5-7 лет. М.: Сфера, 2008. — 112 с.
14. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод. пособие для воспитателей. (Радуга) М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
15. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А., Мордвиненко Н.Э., Согомоньян Н.В. Игровая деятельность детей дошкольного возраста с разным уровнем здоровья и развития. 2010. – 310 с.
16. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Пособие. — 2-е. изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 251 с.
17. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. «ЛИНКА-ПРЕСС»,2005. – 97 с.
18. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М. 2012. — 78 с.
19. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. 2011. — 120 с.
20. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2007 – 112 с.
21. Подборка занятий и дидактических игр для детей раннего возраста. Дошк. пед. колледж. 2011г. 105 с.
22. Трусова Е.Л. Сюжетно-ролевая игра Мастерская Волшебная ниточка PDF
23. Трусова Е.Л. Сюжетно-ролевая игра Мастерская Волшебная ниточка Серия «Игротека детского сада».Выпуск 5.-Севастополь, Рибэст, 2000.-29 с.
24. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с.
25. Федеральные государственные требования к созданию предметно – пространственной среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования – М., 2011
26. Харчевникова А.Н. Диагностика особенностей сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек пятого года жизни // «Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста (в 3 частях). — СПб. РГПУ им А.И. Герцена, 2008. С. 45-51.
27. Шамина А.В. Лучшие игры для детей на свежем воздухе. М.: Рипол Классик, 2007. — 256 с.
28. Шарикова Е. Развивающие игры для детей. М.: Стрекоза, 2011. - 64 с.
29. Яковлев В.Г., Гриневский А.Н. Игры для детей. М.: Сфера, 1992. — 80 с.

Общий объем: 29 стр.

Год: 2015

Козлова Елена Валерьевна

ГКУЗ МО«Фрязинский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» г. Фрязино, Московская область

Воспитатель

Доклад "Особенности развития игровой деятельности у детей раннего возраста"

СКАЧАТЬ

На протяжении второго и третьего года жизни совершенствуются и становятся более целенаправленными основные движения: ходьба, бег, лазание, бросание. Кроме того, происходит дальнейшее развитие целевых действий с предметами, в ходе которых дети познают их основные свойства - цвет, форму, величину и др. Постепенно игра приобретает отобразительный характер. Начиная с 1 года 3-4 месяцев ребенок, играя, сначала повторяет то, что ему показывают взрослые. Если мама продемонстрирует, как она кормит мишку и укладывает спать куклу, то сначала ребенок будет кормить только мишек и укладывать спать только кукол. Но постепенно он начнет переносить известное ему действие на другие игрушки, например, кормить не только мишку, но и куклу, зайца, собаку и др. С 1 года 6 месяцев ребенок начинает отображать в игре не только то, что было показано мамой, но и то, что он сам наблюдает в окружающей жизни. На третьем году жизни отобразительные игры усложняются, появляется воспроизведение действий, которые дети могут видеть довольно редко (катание на лыжах, покупка продуктов в магазине).

В конце третьего года жизни отобразительная игра переходит в изобразительную (ролевую) или сюжетно-отобразительную игру , в которой ребенок начинает играть определенную роль, воображая себя каким-то другим персонажем.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия. Ребёнок накапливает самостоятельный игровой опыт, который позволяет ему в дальнейшем разыгрывать более сложные сюжеты, опирающиеся не только на «бытовой» опыт, но и на содержание потешек, сказок, музыкальных спектаклей, детских мультфильмов, песен.

В процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок, у ребёнка формируется интерес к театрализованным играм. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Основные направления развития театрализованной игры у детей раннего возраста состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
    • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
    • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации. Задачи и содержание работы .

Что же необходимо учитывать воспитателям и педагогам для того, чтобы у детей появились предпосылки для развития игровой театральной деятельности? Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль , дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Рекомендуются следующие ступени работы с детьми:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  • Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов , которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам(В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

1.Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

  1. Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» , включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
  2. Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Реализация названных задач и содержания работы с детьми раннего возраста, как и с детьми других возрастных групп, требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

2.Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка. 3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности , в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

И последнее. Занимаясь с ребенком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда малыш видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать игры-занятия, помните:

  • Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.
  • Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша. Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца, так как у него уже формируется более ясное представление о цели игры, которую он теперь уже строит более или менее последовательно.
  • А после этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.

Список литературы:

  1. Акулова, О.В. Театрализованные игры в ДОУ. [Электронный ресурс]. 2009-2015. URL: http://www.o-detstve.ru
  2. Сайт для работников дошкольного образования. [Электронный ресурс]. 2013-2015. URL: http:// www.ivalex.vistcom.ru

https://pandia.ru/text/80/125/images/image002_49.jpg" alt="http://www.69frspb.caduk.ru/images/kids148.gif" align="left" width="310" height="181 src=">Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Общаясь со взрослым в повседневной жизни (в самостоятельной деятельности, режимных процессах, на прогулке), ребенок самостоятельно осваивает ближайшее окружение, однако обеспечить правильный темп физического и психического развития малыша можно только путем включения его в процесс целенаправленного обучения. Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до 3-х лет – предметная игра . Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. На занятии инициатива принадлежит взрослому: учитывая возрастные и индивидуальные возможности каждого, он объединяет детей в подгруппы, выбирает тему, ставит задачи и цели, подбирает необходимый материал, намечает методы и приемы обучения и т. п. Все воздействия взрослого должны быть индивидуально адресованными, даже если занятия носят групповой характер. Малыши второго и третьего года жизни готовы к активному обучению в коллективе . У них достаточно развиты слуховое и зрительное восприятие, речь, умение подражать, отмечаются проявления самостоятельности. На занятиях дети продолжают получать новые знания, овладевать предметно-специфическими действиями, правилами взаимодействия с товарищами, учатся быть внимательными, слушать, не отвлекаясь, адекватно реагировать на предложения взрослого. Малыши отличаются недостаточной подвижностью нервных процессов, непроизвольностью внимания, поэтому обучение должно быть непродолжительным. Длительность занятия зависит от возраста, уровня развития детей и поставленных задач обучения. После 1 года 6 месяцев дети могут заниматься от 8 до 10 минут. Количество детей на занятии постепенно увеличивается: от 3-4 до 6-8 человек. Такие занятия, как ориентировка в окружающем, музыкальные, могут длиться немного дольше с участием всех детей возрастной подгруппы. Время проведения занятия определено в режиме дня (см. программу). С детьми старше 1 года 6 месяцев занятия проводятся утром, перед прогулкой и в вечерние часы. Учитывая недостаточно развитое произвольное https://pandia.ru/text/80/125/images/image004_25.jpg" alt="http://www.abacuspreschool.in/wp-content/uploads/2015/05/playgroup.jpg" align="left" width="336" height="214 src=">

Для этого необходимо :

обеспечивать эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в группе, основанную на любви, терпении, понимании;

дать малышу духовную пищи, открыв ему мир музыкальных звуков, красок, цвета;

не ограничивать его в экспериментировании;

утолять его жажду познания всего вокруг.

Как было сказано выше, предметно-игровая деятельность - ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.

Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым.

Поэтому для ребенка до 3 лет крайне необходимы игрушки:

Для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т. п.);

Для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;

Для прокатывания;

Образные с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);

Разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб), и т. д.

Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта)

Дорогие воспитатели, помните, что малыш беззащитен перед взрослым, он безгранично верит вам и ждет от вас только хорошего. Не разочаруйте его! «Любите детство: будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту» (). Помните, что судьба ребенка в ваших руках! Воспитание - длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Поэтому будьте терпеливы. Главное - сделать ребенка счастливым!

https://pandia.ru/text/80/125/images/image006_3.png" alt="http://elena-kruglikova2011.narod.ru/olderfiles/1/78.png" align="left" width="220" height="266 src=">1. Учебный (предоставляемый) материал должен соответствовать программным требованиям (индивидуальной программе), перспективному плану, теме занятия, поставленным задачам.

2. Организация игрового пространства и подбор игрушек в соответствии с возрастом ребенка (не должны быть опасны для жизни и здоровья детей). Величина предметов уменьшается с возрастом ребенка.

3. Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования: обработка игрушек или использование индивидуальных игрушек. Желательно использовать пластмассовые, резиновые игрушки.

4. Использование игровой мотивации на всех занятиях.

5. Построение занятия с учетом лексических тем и единой сюжетной линии.

6. Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

7. Занятие должно носить интегративный характер, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия.

8. Построение занятий должно осуществляться так, чтобы на каждом последующем занятии усложнялись задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закреплялись, но и усложнялись.

9. Работа по развитию речи должна прослеживаться на протяжении всего занятия (не только как часть основной структуры занятия, но и на каждом этапе занятия).

10. Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния ребенка в данный день, но не более 15 минут.

11. Занятие должно быть подчинено обще дидактическим, научным принципам.

12. Принцип создания успешности.

13. Занятия должны носить предметно-практическую направленность.

Примерная структура занятия с детьми раннего возраста

I. Организационный момент (игры и упражнения на установление эмоционального контакта с ребенком, игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков).

II. Основная часть.

1. Упражнения на развитие сенсорного восприятия:

Игры для развития зрительного восприятия

Игры для развития слухового восприятия.

2. Игры и упражнения по развитию речи.

Артикуляционная, дыхательная гимнастика;

Игры по стимулированию звуковой активности.

3. Игры, направленные на физическое развитие:

Упражнения по развитию движений руки и действий с предметами;

Упражнения по развитию общей моторики;

Развитие ориентировки в пространстве.

III. Итоговая часть.