Что нужно купить для вышивания крестиком. Инструменты, необходимые для вышивания

Искусство вышивки крестом появилось еще при первобытном строе, с тех пор прошло немало времени. Инструменты для вышивки претерпели огромные изменения, от каменной иглы до современной металлической иглы.

В средние века очень было модно заниматься вышиванием. Умение вышивать было обязательным требованием для образованной девушки. Именно тогда у каждой вышивальщицы появились свои именные наборы инструментов для вышивания. Они были изящны и красивы.

Иглы для вышивания.

Для вышивки крестом чаще всего используются иглы с затупленным кончиком и большим ушком. Толщина игл зависит от плотности ткани, по которой вышивают. Например, для вышивки по канве Aida-14 используют иглы номер 22-24, для Aida-16 иглы номер 24-26, для канвы Aida-18 иглы номер 26.


Чем больше номер иглы, тем меньше ее толщина. Для вышивки по льну или хлопку используют иглы с острым кончиком.
Пяльцы для вышивания.

Пяльцы незаменимая вещь для любой вышивальщицы. Если вы хотите получить ровную и красивую вышивку вам не обойтись без них. Пяльцы используют для натяжения ткани. Натягивая ткань надо избегать морщинок и деформации ткани.
Различают несколько видов пялец:

1. Деревянные – сделанные полностью из дерева, с металлическим винтом. Состоят из двух деталей: Внешней и внутренней;

2. Пластиковые – по строению схожи с деревянными, только сделаны из пластика. Винт так же пластиковый.

3. Круглые – представляют собой два обруча разных диаметров. На нижний обруч накладывается канва и придавливается сверху вторым, и затягиваются винтом.

4. Квадратные – прямоугольная рамка, состоящая из двух планок, между которыми натягивается ткань.

5. Станки для вышивания – это деревянная прямоугольная или круглая рамка, расположенная на подставке или ножках.

Нитки для вышивания.

Для вышивания используют хлопчатобумажные, шелковые или шерстяные нити. Обычно они состоят из шести сложений и легко разделяются. В последнее время появились и металлические нити разных цветов. Нити различных производителей имеют разную цветовую гамму и качество материалов.

Ткани для вышивания.

Специальная ткань для вышивания, называется канва. Канва представляет собой ткань из поочередного пересечения нитей, которое образует ячейки.

Существует несколько видов канвы: простая одинарная канва, двойная, ковёрная, крупноклеточная канва, и пластиковая. Плотность канвы обозначается цифрами, например АИДА 14 имеет плотность 5,5 клеточек на сантиметр. Чем больше номер канвы, тем больше ее плотность.

Иногда для вышивки крестом используют ткань с четным пересечением нити, например классическое льняное или хлопчатобумажное полотно. Для вышивания рисунка на одежде можно использовать и продергиваемую канву. Ее особенность в том, что после окончания работы ее легко можно удалить, путем продергивания.

Еще одним видом канвы, является канва с рисунком. На канву типографским способом наноситься рисунок. Неудобство такой канвы в том, что рисунок зачастую не совпадает с клеточками и не смывается при стирке.

Лупы и лупы с подсветкой.

Для людей со слабым зрением удобно использовать лупу для увеличения отдельного участка работы. Лупы бывают настольные, которые крепятся к столу, станку или пяльцам специальной прищепкой. Также есть лупы и на веревочке, которые вешаются на шею. Их неудобство в том, что когда вы дышите, лупа то поднимается, то опускается. В большинство луп встроены лампочки, что помогает лучше осветить нужный участок работы.

Ножницы для вышивания.

Ножницы для вышивания должны быть острыми. Существуют специальные ножницы: с кривыми кончиками или можно использовать небольшие плоские в виде зажима. Они позволяют обрезать нить как можно ближе к ткани, и тем самым избегать ненужных торчащих кончиков.

Маркеры.

Для переноса рисунка или разлиновки канвы удобно пользоваться специальными смывающимися маркерами. Маркеры бывают разных цветов. Так же бывают маркеры в виде карандашей или фломастеров. К выбору данного инструмента, необходимо подходить как можно аккуратнее. Дело в том, что дешевые маркеры могут не смыться и даже покрасить всю вашу работу.

Органайзер для хранения ниток.

Нитки удобно хранить в различных органайзерах. Органайзер – это коробка или ящик, в котором хранятся нитки, рассортированные по номерам и цветам. Для хранения нитки наматывают на картонную или пластиковую основу и сверху надписывают фирму и номер нити. Так же в органайзерах можно хранить и палитры, используемые при вышивании. Палитра – это цветовой набор нитей с условными обозначениями, необходимый при вышивании того или иного узора.

Не лишне будет при вышивании воспользоваться сантиметром, для измерения необходимой канвы.

Руки вышивальщицы надежно защитит наперсток. При вышивании острой иглой, часто ранятся пальцы об острый кончик иглы, что бы избежать этого используйте наперстки.

Здравствуйте, уважаемые рукодельницы!!!





Этим мастер-классом мы начинаем серию публикаций поэтапного обучения вышивки гладью. Мы надеемся, что Вам понравится простота наших мастер-классов. Выполняя наши рекомендации, Вы увидите, насколько просто вышивать гладью.

Итак, приступим к вышивке!

Что нам для этого понадобится:

1.Иглы.

Основные характеристики игл, подходящих для вышивки гладью:

а) длина иглы должна быть не более 2,5 см,

Б) игла должна быть острая,

В) толщина иголки зависит от плотности ткани. Чем более плотная ткань,тем тоньше игла. Толщина иглы, которой пользуются китайские мастерицы сопоставима с толщиной бисерной иглы.


Стоимость бисерных игл - 50 руб. за упаковку.

2.Пяльца, рамы.

а) пяльца мы используем только при выполнении упражнений и небольших работ. Размер пялец должен соответствовать размеру рисунка или чуть больше, но ни в коем случае не меньше! Важно, чтобы во время вышивки всегда оставалось одинаковое натяжение ткани по всей площади рисунка, а пяльцы приходится постоянно подтягивать и переставлять на нужный нам фрагмент вышивки, что категорически запрещается в глади.

б) пяльцы-рамка Q-Snap. Состоит из четырех полых пластиковых трубок, соединительных уголков и клипов, с помощью которых крепится основа для вышивки. Использовать можно при тех же условиях, что и круглые пяльца: если картина полностью входит в формат пялец-рамки. При переходе на другой участок вышивки, закрепляя клипсу на вышитом участке, клипсы могут порвать нить (мулине).

в) трубчатая рамка с клипсами. Удобна в применении, но обязательно должна соответствовать размеру вышиваемой картины.

г) гобеленовые рамы. Самый оптимальный вариант для вышивки больших картин.

д) гобеленовые рамы с пластиковыми клипсами.

е) китайская рама. Используется китайскими мастерицами, при работе с вышивкой.

Для начала обучения мы приобретаем средние пяльца диаметром 30 см, примерная стоимость деревянных пялец - 250 руб., пластиковые пяльца стоят примерно 150 руб.

3. Основа (ткань).

У нас в России в свободной продаже есть наиболее подходящая под вышивку гладью ткань - бязь. Вышивать можно в принципе на всем, чем угодно, но по основным характеристикам, бязь наиболее оптимальна в вышивке (она почти не растягивается вдоль поперечной нити (утОк)). Лучше всего использовать бязь отбеленную (ГОСТ - плотность 142).

Вот эта работа выполнена на бязи:

Бязь отбеленная стоит примерно 90-70 руб.за погонный метр (1м x 1,5м).

4. Нити (мулине).

а) мулине (шерсть) - мулине шерсть используется для несложных работ, где не требуется особо четкой прорисовки деталей и ровной шелковистой поверхности.

б) мулине (хлопок) - самый оптимальный вариант для обучения и выполнения работ с высокой сложностью прорисовки деталей.

в) льняное мулине.

г) мулине (шелк) - наиболее экзотичное и труднодоступное, как в покупке так и в освоении.

д) металлик - мулине с добавлением металлизированной нити. В этой группе представлены нити с различными эффектами: драгоценного камня, драгоценного металла, античные, перламутровые. Такими нитями можно украсить любую вышивку, особенно широко применяются при вышивании икон.

е) меланж - это когда в одном мотке ниток мулине цвет плавно перетекает из одного оттенка в другой (например, от бледно-розового до тёмно-розового). Эти виды ниток прекрасно подходят для вышивки художественной гладью.


ж) светящееся мулине - очень интересное мулине для создания светящегося и мерцающего эффекта.

з) флюоресцентное мулине - мулине с потрясающим эффектом свечения в темноте.

Канва

В качестве основы для вышивки крестом может служить любая ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей. Самой распространённой является канва Aida, фиксированное плетение которой из четырёх или реже трёх (мелкие размеры) нитей образуют отчётливые квадраты (ячейки), отверстия в углах этих квадратов облегчают проведение иглы. Структура хорошо видна на рисунке.

Канва бывает крупная и мелкая в зависимости от количества ячеек (квадратов) на один дюйм. Например, Aida-14 = 14 крестиков на дюйм(дюйм = 2,54 см), Aida-16 = 16 крестиков на дюйм, Aida-18 = 18 крестиков на дюйм. Чем мельче канва, тем элегантней крестик.

В таблице приведены характеристика канвы Aida:

Название Количество клеток в 10 см Применение
Aida-8 (Аида-детская) 32 Применяется в школах как учебное пособие. Имеет широкое квадратное переплетение, особенно подходит для вышивания крестом и полукрестом.
Aida-11 (Перл-Аида) 43 Хорошо подходит для скатертей, дорожек, салфеток, книжных обложек и т.д. По ней вышиваются простейшие мотивы.
Aida-14 (Штерн-Аида) 55 Самый популярный размер. По этой канве можно выполнять изысканные, утонченные и элегантные мотивы. Очень подходит для фольклорных тем.
Aida-16 63 Нечто среднее между Aida-14 и Aida-18. Используется, когда зрение не позволяет работать с совсем уже мелкими крестиками.
Aida-18(Файн-Аида) 70 Специально предназначена для вышивки крестом, имеющей «точечный» характер. Здесь делается расчёт на элегантность мелкого креста.
Aida-20 79 Для мелких ювелирных работ, выполненных гобеленовым стежком.

Льняное (хлопковое) полотно


Льняная (хлопчатобумажная) ткань с равномерным переплетением нитей и разряженной структурой также подходит для вышивки крестом . В отличие от Аиды, канва равномерного переплетения не имеет чётко выраженных "квадратиков", из-за чего вышивать на ней труднее (приходится в процессе работы отсчитывать нити), но результат получается лучше, так как "пустая" (без вышивки) часть работы представляет собой равномерное полотно, без видимых квадратов и дырочек. Вышивают на этих тканях, как правило, захватывая две нитки. Льняные ткани выпускаются с переплетением 18, 25, 28, 32, 36, 40 нитей на 1 дюйм. Применяется как на скатертях, салфетках, так и в декоративных полотнах.


Используется для вышивки на ткани, не имеющей постоянного числа нитей на единицу длины. Её используют для вышивания на футболках, сумках и прочих предметах. Нити этой канвы толще, а дырочки большего размера. Иногда накладная канва имеет разметку синей нитью через каждые 10 клеток, самая часто встречающаяся плотность - 8.5, 10, 14 и 18 клеток на дюйм. После окончания работы нити канвы удаляются с готового изделия.

Вышивают с помощью накладной канвы следующим образом. После того, как вы отрезали кусок удаляемой основы, вам нужно решить на каком месте изделия будет располагаться вышивка. Затем нужно прикрепить накладную канву к изделию, но перед этим необходимо решить, нужна ли подложка и с обратной стороны вышивки. Подложка часто используется в машинной вышивке, чтобы избежать стягивания нитей изделия и их перекашивания. Стоит заметить, что многие вышивальщицы обходятся без подложки и остаются довольны итоговым результатом. Убедитесь, что канва не перекошена и нити образуют квадратные ячейки, в случае необходимости исправьте этот дефект потягиванием за концы отреза.

Теперь необходимо прикрепить накладную канву к изделию, которое вы собираетесь украсить. Есть несколько вариантов это сделать. Первый способ - совместить центры и начать сшивать с этого места. Второй способ - обозначить на изделии горизонтальную или вертикальную ось будущей вышивки, сделать тоже на накладной канве, а потом совместить оси. Для закрепления накладной канвы на изделии вам придётся их сметать. Делать это лучше от центра, потому что в этом случае проще избежать скольжения и образования морщин. Если вы будете использовать подложку, то её лучше примётывать к изделию одновременно с удаляемой канвой.

Для вышивания лучше брать иглу острую: ткань изделия будет проще проткнуть, да и забитые крахмалом дырки накладной канвы тоже не слишком удобно пробивать тупым остриём. Далее вышейте весь мотив, включая окантовку. Стежки делаются поверх решётчатого переплетения канвы. При работе внимательно следите, чтобы не проткнуть острой иглой нити накладной канвы - удалить их будет практически невозможно. Последний шаг - удаление накладной канвы. Она очень жёсткая и выдернуть её без предварительной обработки сложно. Самый простой способ подготовиться к удалению - это увлажнить её с помощью воды из пульверизатора. Пока канва влажная удалите всю намётку и пинцетом выдёргивайте нити накладной канвы. Подцепить кончики ниток можно с помощью гобеленовой иглы или маленького крючка для вязания. Ещё один вариант - выстирать всю вещь целиком в стиральной машине, благодаря чему крахмал вымоется, затем высушить вещь и только тогда выдернуть нити

Cтрамин


Это крупная, жёсткая канва, использующаяся для вышивки ковриков, подушек, сумок. На страмине вышивают гобелены, для вышивки используют специальное шерстяное мулине.


Большинство выпускаемой перфорированной бумаги соответствует канве Aida-14. Вышивать на ней следует в 1-2 нитки, если брать большее количество ниток, бумага может порваться. Для вышивки на такой бумаге не стоит брать схемы со слишком большим количеством цветов. Нитки для вышивки лучше брать помягче, они лучше ложатся и не рвут бумагу. Завершить работу на бумаге очень легко, просто отступите на 1 «клеточку» от края вышивки и обрежьте бумагу. Края можно украсить тесьмой, обшить шнурком. Перфорированная бумага подходит для вышивки проектов, которые затруднительно выполнять на ткани, например, закладок или открыток.


Для того, чтобы ткань во время вышивки была туго натянута, используют пяльцы . Вышивка, выполненная на пяльцах, имеет равномерное натяжение нити и одинаковые по величине крестики. Круглые пяльцы, состоящие из двух обручей, чуть отличных по диаметру, с пластмассовым или металлическим винтом. Самые простые пяльцы - два вставляющихся друг в друга кольца, между которыми зажимается ткань. Так как ткань должна быть хорошо натянута, разница в диаметрах колец очень невелика. Кольцо меньшего диаметра кладётся на ровную поверхность, на неё кладётся и разравнивается ткань, и сверху одевается второе кольцо В процессе вышивания натяжение ткани может ослабляться, поэтому её следует подтягивать. Вся вышивка может не уместиться в пяльцы, поэтому их нужно по мере необходимости передвигать. В настоящее время есть деревянные, металлические и пластмассовые пяльцы. Однако лучшими считаются деревянные, т.к. металлические пяльцы тяжелы, их гладкая поверхность скользит при закреплении и на ткани после запяливания остаются тёмные круги, а пластмассовые пяльцы - непрочны. Пяльцы бывают различных форм и размеров. Существуют ручные и напольные пальцы с кронштейном для изменения угла наклона вышивки.


Самый главный инструмент вышивания. Для вышивки крестом используются тупые гобеленовые иглы, т.к. острая игла может расщепить канву или уже вышитые крестики. Также отличительной особенностью вышивальных игл является широкое ушко, чтобы можно было без затруднений вставить нить в шесть сложений. Иглы различаются по размерам, в зависимости от номера канвы берут и соответствующий номер иголки. Обычно используют следующую таблицу соответствия толщины иглы канве:

  • Aida8 = 20 или 22 (№ иглы)
  • Aida11 = 22 или 24
  • Aida14 = 22/24/26
  • Aida18 = 24 или 26
  • Aida20 = 24 или 26
  • Hardanger22 = 28

Существуют специальные двусторонние иглы - две иглы будто соприкасаются встык и имеют одно общее ушко посередине. Такое устройство иглы позволяет вышивать сразу двумя руками: одну руку держим над закреплённой в раме вышивкой, другую - под, таким образом, руки не совершают лишних движений.


Нитки, произведённые специально для вышивания или других видов рукоделия. Мировые бренды производителей мулине - DMC, Madeira и Anchor. Кроме них, в России ещё распространены достаточно качественные нитки мулине Gamma/ Гамма и известные с советских времён нитки прядильно-ниточного комбината им.Кирова (Санкт-Петербург). Эти хлопчатобумажные нитки предназначены специально для вышивания. Мулине продаются мотками по 8 (DMC, Gamma, Anchor), 10 (Madeira) и 20 метров (ПНК им.Кирова). В некоторых магазинах можно приобрести нитки на метры. У каждого производителя мулине свой набор цветов, для подбора цвета можно использовать карту цветов (каталог, с образцами ниток каждого цвета). Если в схеме вышивания указаны цвета для одной марки мулине и требуется для вышивки использовать нитки другого производителя, то руководствуются таблицами перевода цветов мулине из одной марки в другую или сравнивая оттенки с помощью карт цветов. У ведущих производителей (DMC, Gamma, Anchor, Madeira) имеется мулине не только однотонное, но и меланжевое (с переходом цвета) и с цветами - металлик. Если вы купили нитки, качество которых у вас вызывает сомнение, то лучше, прежде чем начать вышивать ими, проверить, не линяют ли они. Для этого нужно смочить их и провести с силой через белую ткань. Если следов не останется, то значит, нитки не линяют.

Другие аксессуары

Ножницы

Ножницы необходимы двух видов: большие - для раскроя ткани, маленькие - для обрезки концов нити. Если у вас нет специальных ножниц для вышивания, то вполне подойдут обычные маникюрные ножницы.

Маркеры

Во время вышивки пригодится и маркер . Маркеры бывают смываемыми и исчезающими. Исчезающим маркером помечают место на вышивке, а через некоторое время след от такого маркера исчезает. Смываемым маркером расчерчивают канву на клетки, чтобы удобнее было сопоставлять вышивку схеме, такие маркеры подразделяются на маркеры для тёмной и светлой канвы. Следы от маркера для светлой канвы следует смывать только холодной водой, т.к. при горячем воздействии следы могут остаться навсегда. Следы от маркера для тёмной канвы можно, наоборот, смывать водой или обрабатывать горячим утюгом.

Ластик для ткани

Часто для разметки по ткани мы используем простой карандаш, который удалить с ткани будет довольно проблематично. В этой беде помогут специальные ластики для ткани . К сожалению, не каждый карандаш можно стереть, потому сначала лучше попробовать на отдельном участке.

Магнитные и увеличивающие доски

Вышивая, мы постоянно переводим взгляд со схемы на работу и обратно. Немудрено, что нужное место на схеме приходится постоянно искать, а если схема напечатана с мелкими символами, то просто беда. В решении таких затруднений могут помочь магнитная доска (magnetic board) и доска с увеличивающими линейками (line magnifier). Magnetic Board представляет собой доску и магнитного материала, на которую кладётся схема и закрепляется магнитными рейками. В процессе вышивания реечки перестанавливаются на текущее место вышивки, что позволяет не искать долго нужный фрагмент на схеме. Устройство Line Magnifier практически такое же, но она снабжено ещё и увеличивающей рейкой, а это помогает разглядеть нужные мелкие символы.

Если свободное время тратится на какое-нибудь хобби или увлечение, то жизнь становится более яркой и интересной. Но никто не появляется на свет с готовым знанием и умением. Всему необходимо учиться. для начинающих не должна казаться чем-то очень трудным и недоступным. Чтобы вышивание превратилось в увлечение, и даются эти нехитрые советы и подсказки.

14) При вышивании больших картин, особенно если процесс идет с перерывами, не каждый день, канву лучше разметить на квадраты, как на схеме, и отмечать каждую свою остановку. Тогда есть шанс, что рисунок не будет смещен.

15) Прежде чем начинать вышивать, не помешает ознакомиться с номерами игл и канвы. Самому большому номеру соответствует самая короткая и тонкая игла и, соответственно, самая мелкая канва. Поэтому иглы должны подбираться специально к ткани. Воспользуйтесь , чтобы сделать правильный выбор.

16) Если вы вышивает сразу несколько работ, то удобно для каждой из них выделить свою небольшую , иголку, и ножницы. Так всё всегда будет под рукой, и вам не надо будет постоянно перекладывать их из одного места в другое.

17) Вышивая на пяльцах, не забывайте регулярно вынимать из них свою работу. Оставляемые пяльцами следы могут повредить вышивку.

19) Если рисунок позволяет, то лучше выполнять крестики одного цвета, прокладывая стежки и двигаясь в одну сторону, а затем перекрывая их на обратном пути. Тогда на изнанке будут видны ровные параллельные штрихи.

20) При подготовке канвы к вышивке необходимо определить, как проходит долевая нить, и вырезать ткань только по ней. Подскажут кромки по краям полотна, а также один верный способ : потяните канву в разные стороны сначала вдоль, потом — поперёк. То направление, в котором канва МЕНЬШЕ тянется и есть направление ДОЛЕВОЙ нити. Вышивая вдоль долевой нити, вы убережёте канву от перекоса в процессе вышивания, а готовую работу — от деформации после стирки.

21) Если вышивать предстоит не по готовой канве, а по ткани, то ее следует предварительно выстирать и прогладить. Так как обычно вышивают по льну или хлопку, а эти ткани при стирке дают заметную усадку. Шерсть достаточно прогладить через влажную марлю.

22) Этому учат еще в школе — не оставляйте и не вкалывайте иглы где попало, держите их в специальном стаканчике с кусочком поролона. Тогда можно будет избежать многих проблем. И в канве оставлять не стоит — отверстие так и останется широким и будет потом выделяться на общем фоне.

23) Как бы вы не старались, в процессе вышивания нитки все равно скручиваются и путаются. Чтобы не терять время на распутывание и развязывание узелков, можно повесить нитку с иголкой вниз для самостоятельного раскручивания. Либо, опустив иглу и прижав ее к канве сверху, несколько раз пропустить нить сквозь пальцы для выравнивания.

24) Вышивка крестом считается правильной, если верхние стежки по всему полотну выполнены в одну сторону.

Все крестики вышиты правильно

Направление верхних стежков совпадает не везде

25) Определяя размеры канвы для вышивки, добавьте в расчет по 3-5 см с каждой стороны. Иначе ее будет достаточно сложно заправить в багет. Для расчёта пользуйтесь Калькулятором канвы Аида или Калькулятором ткани лён

26) Вышивка крестиком не терпит узелков. Чтобы работа не распускалась, свободный конец прячется с изнанки под уже вышитые крестики, желательно того же цвета.

27) О длине рабочей нити из мулине уже говорилось выше. Добавим только, что шерстяные и металлизированные нити, используемые при вышивке, не должны быть длиннее 25-30 см.

30) Для того, чтобы вышитая картина производила впечатление нарисованной, все крестики должны быть абсолютно одинаковыми. Этого можно добиться, если вводить иглу четко в одни и те же отверстия на канве.

31) Нитковдеватели имеют одну очень плохую привычку — они часто ломаются, и приходится всегда иметь под рукой несколько штук. Капля клея на конце проволочной петли поможет продлить срок службы.

32) Если схема вышивки не требует закрывать крестиками все полотно, то в качестве основы лучше использовать (хлопковую, или смесовую). Вышивка на равномерке выглядит более натурально.

33) Если нитки, подготовленные для вышивания, взяты из бабушкиного сундучка или собраны по друзьям и знакомым, то имеет смысл проверить их на стойкость окрашивания. Для этого образцы ниток нужно опустить в горячую воду, а потом отжать в белую ткань. Нет следов — можно приступать к работе. Ткань окрасилась? Такие нитки лучше заменить, иначе они могут испортить готовую работу.

35) Вышивать можно не только картины. Оригинально расшитая заплатка может стать украшением одежды, а не только прикрыть собой дырку.

Советы и маленькие хитрости, приведенные в этой статье, абсолютно все были опробованы на собственном опыте. В свое время мною был исследован не один сайт по рукоделию в поисках нужной информации. Надеюсь, что собранные в одном месте, эти советы помогут многим очень быстро перейти из разряда начинающих в опытные рукодельницы. Успехов вам!

Тяга украшать узорами ткань или иной материал, который поддаётся прокалыванию, осталось в человеке ещё с первобытных времён, когда в качестве одежды использовались грубо выделанные шкуры животных.

Несложные узоры крест-накрест, служащие изначально для сшивания шкур, постепенно становились отличительными знаками принадлежности к тому или иному племени. По мере того, как люди научались окрашивать в различные цвета жилы животных, крепкие длинные волокна трав, ссученные в нитку шерсть и волосы.

По мере развития человечества, вышивка превратилась в один из видов рукоделия – настоящее искусство преображения любого полотна (кожа, холст, батист, бязь, газ, кисея, тюль так далее) в изысканный предмет красоты.

Появились разные виды вышивки, но рукоделие крестиком по-прежнему остаётся в приоритете, поскольку она достаточно легка в исполнении, не требует напряжённого времени и дорогих материалов, а приспособления к ней доступны и не занимают много места – им хватит уютного уголка в самой маленькой квартире.

Для вышивание крестиком пошагово вам понадобится:

  1. Специальный материал – канва.
  2. Приспособление для натягивания и фиксации материала– пяльцы или рамка.
  3. Иглы с затупленными кончиками – полотно имеет неплотную (разряженную) структуру.
  4. Специальные нитки (мулине, акрил, шерсть).
  5. Маленькие острые ножнички-цапалки.

Для работы могут также пригодиться:

  • лампы,
  • лупы,
  • магнитные доски.

Рассмотрим каждый из предметов.

Канва, её виды и размеры

Прежде чем задаться вопросом как правильно вышивать крестиком, обратите внимание на полотно для работы. Ткань для рукоделия крестом сделана из равномерно-структурных нитей, переплетение которых самое простое: одна основная через другую (уточную). Такое плетение называется «полотняное», используется во многих текстильных тканях, начиная с домотканого полотна, льна и х/б, вплоть до шёлковых и шерстяных.

Плетение такой ткани образует собой отдельные квадратики с легко различимыми дырочками, в которые свободно проходит игла, протаскивающая нитку в 2 или больше сложения.

Полотно может использоваться в качестве накладки, когда её пришивают к ткани, на которую планируется перенести работу (после окончания разряженную канву попросту выдёргивают из-под готовой вышивки по ниткам), или постоянную основу, которую после окончания пришивают на другую, более плотную ткань.

Для создания картин чаще всего используют именно постоянную основу.

Вlockweave и Еvenweave

Полотняное плетение, в свою очередь, делится на:

  • Evenweave – равномерное, когда полотно гладкое и безгранично ровное, без «повреждений»;
  • Blockweave – блочное, когда переплетение образует чёткие, «очерченные» квадратики.

Виды полотняного переплетения легко различимы и невооружённым глазом.

Плюсом будет и тот факт, что основа Вlockweave часто имеет дырочки с гораздо большими размерами – воткнуть иглу не в то место практически невозможно.

Такая основа (с заранее отмеченными дырочками или выдернутыми по определённым квадратам нитками) может называться «мережка», «настил» или «перевить».

Рукодельницы называют её «гипюр» или «строчка».

Постоянная основа Вlockweave– идеальное решение для начинающих, кто желает попробовать совместить разные виды швов:

  • полный крест;
  • полукрест;
  • ¼ или ¾ креста;
  • бекстич;
  • и др.

Канва, на которой рукодельнице самой придётся определять размеры вышиваемых линий, называется канва равномерного переплетения (или Evenweave) и поэтому она рекомендуется для опытных работниц, умеющих управляться со сложными и неполными крестиками.

Картина в итоге получается реалистичной, особенно, если есть белые пятна, свободные от «заштрихованного» цветом пространства, как на полотне художника. На этом материале нет дырочек для иглы, поэтому свободные от использования пятна не испортят общего вида.

Страмин и пластик

Очень плотная канва, применяемая для рукоделия в технике гобелена или ковровой вышивке, называется страмин. Поскольку в этих техниках применяются шерсть и акрил, то и дырочки в канве достаточно большие, чтобы толстая нить легко в них проходила. Из толстого шва получается объёмным и крупным, а сама картинка – мягкой и плюшевой.

При обрезании контура у пластиковой канвы, она не распускается и не осыпается, сохраняет заданную форму и красоту работы. Рукоделие на пластиковом материале должно быть очень аккуратно с изнанки, потому что такая канва – идеальная основа для открыток и прочих милых мелочей. Она выпускается не только разных цветов, но и различных форм, удобных для создания сувениров.

Водорастворимая канва – последнее ноу-хау для трудолюбивых мастериц. Когда рисунок из нитей закончен, достаточно опустить основу в тёплую воду, и само полотно раствориться.

Определение размеров

Канва Aida(Аида), выпускаемая компанией Zweigart, и канва Hardanger(Хардангер) являются самыми востребованными на сегодняшний день.

Изготовляются обе из 100%-го хлопка с возможными добавлениями другой нити или люрекса, имеют одинаковую линейку размеров-каунтов.

Каунт – размер канвы, выраженный цифровым значением.

Это значит, что чем крупнее каунт, тем большего размера получится вышиваемые элементы и тем меньше их поместится на строчке, длинною в дюйм. (1 дюйм = 2,54 см) На основе будут указаны цифры перед или после букв СТ – номер каунта.

Поскольку расчёты в дюймах непривычны постсоветскому человеку, принято пересчитывать их на сантиметры. Самый удобный перерасчёт сразу на 10 см.

Схема для вышивания крестиком следующая:

  • СТ11= 43 кр. (на 10 см);
  • СТ14= 55;
  • СТ16= 63;
  • СТ18 =71;
  • СТ22 = 87.

На каунтах крупных размеров (цифры номером до 11) дизайнерски проработанные изображения не получатся – слишком грубый крестик для изысканных картин.

Количество крестиков в строчке(в длину и ширину) важно знать для определения необходимых размеров полотна при начале работы.

Схема расчёта такова: СТ делим на 2,54 и умножаем на количество требуемых сантиметров. Получаем количество крестиков.

Например: СТ = 18. /18:2,54=7,08/ 7,08х15(см)=106

Получается, что при каунте № 18 в строчке длинною15 см поместится 106 крестиков.

Какой номер выбрать

Практика показала, что для неутомительного рукоделия, при котором не понадобятся ни лупа, ни дополнительная подсветка, идеально подойдёт СТ 14. На таком каунте можно шить двойной ниткой – это нисколько не испортит конечный результат, работа получится аккуратная и объёмная.

СТ 16 – для мастериц, имеющих опыт «тонкого» типа работы. Картинка получается уменьшенной, крестики будут ложиться плотнее. Можно шить в два сложения.

Для создания художественных миниатюр идеально полотно с каунтом № 18. Для такой работы понадобятся дополнительные помощники в виде лупы и света. Обычно используют одну нить, но при желании создать плотную, жёсткую работу вполне возможна и двойной прошив.

Пяльцы и станки

Чтобы крестики получались ровными, канва не растягивалась в разных направлениях, а сама работа получилась аккуратной, используют пяльцы и станки, позволяющие равномерно натянуть ткань и плотно зафиксировать её.

Пяльцы могут быть:

  • классическими – 2 круглых обруча, вкладывающиеся один в другой, между которыми крепятся свободные края материала;
  • современными пластиковыми – принцип тот же, что и у классических, но плотность зажима контролируется закручивающимся сбоку винтом;
  • рамочными с клипсами – отверстия в боковых рамках-брусках позволяют подогнать пяльцы под заданный размер полотна;
  • рамки Q-snap вообще полностью разбираются, благодаря отдельным брускам и соединительным уголкам, что позволяет комбинировать рамку в различных вариантах.

Ко всем пяльцам можно подобрать стойку или подставку, которые ускорят процесс работы, потому что у рукодельницы станут свободны обе руки.

Станки делаются:

  • напольными;
  • настольными;
  • для работы на коленях (диванные).

Поскольку станки, как правило, имеют постоянные размеры, рекомендуется приобрести к ним боковую растяжку для канвы. Она позволяет натянуть основу на раму станка равномерно, что исключит перекос плетения и придаст должную упругость поверхности основы.

Иглы для крестика

Для рукоделия используются иглы с затупленным кончиком и широким ушком – гобеленовые.

Наконечник затуплен специально – не заточенный конец не тревожит переплетение канвы и легко проходит через волокна, не расщепляя их. Широкое ушко позволяет без проблем вдеть нужное количество сложенной нити.

Гобеленовые иглы – идеальное решение для этого вида рукоделия.

Соответствие игла-канва

Если швейные иглы имеют цифровой ряд от единицы, то для гобеленовых игл номера начинаются с № 13. Заканчиваются № 26.

Чем выше цифра номера иглы – тем она тоньше и короче.

Длину иглы лучше определять в работе. Обычно все гобеленовые короче швейных примерно на 30%. В работе будет понятно, какая длина удобна для захвата пальцами при вытягивании ниточки через волокна канвы. Считается, что оптимальны для работы гобеленовые иглы №-№ 16-28.

Номер иглы – её диаметр сечения у самого ушка. Это сечение, согласно международным стандартам, всегда одинаково у всех производителей, а вот длина тела может различаться.

Для использования шерсти потребуются гобеленовые с внушительным ушком и гораздо длиннее обычных.

Правильно подобрать иглу поможет таблица, где указаны соответствия типа канвы – её плотности – количество вдетых ниток — № иголки.

Тип и плотность канвы Количество вдеваемых нитей № гобеленовой иглы
6 две 19
8 две-три 20-22
11 три 22-24
14 две 22-24-26
18 одна-две 26
20 одна-две 24-26
22 одна 26-28
Evenweave 25-28 две 26
Lugana 25-28 две 26

Понятно, что каунт основы (СТ) относится к Aida и Hardanger.

Специальные нитки

Для создания картин крестиком или гладью используют специальные нити х/б – мулине. Цветовая гамма мулине – более 500, и каждый моточек (8 м) или пасма (6 шт) из этих 500-от имеет свой номер цвета.

Для удобства в подборе оттенка, следует иметь под рукой карту цветов мулине.

Помимо хлопчатобумажных мулине при этом типе работ применяются и шерсть с акрилом, и синтетика, и сатин. Для каждого вида есть своя карта цветов.

Своим качеством мулине и пр. нитей для вышивания по праву пользуются спросом фирмы Madeira, DMC, ПНК им Кирова, Гамма.

Для работы шерстяными нитками подбирают материал с широким шагом клетки – при протягивании шерстяной нити она перетирается (изнашивается) и может случиться обрыв в самый неподходящий момент. Зато изделия, вышитые такой нитью, объёмны, мягки и по-домашнему уютны.

Если для мулине длина составляет 50 см, то длина шерстяной – не длиннее 40.

Можно сделать свою карту-палитру, где будут означены не только номера цветов, но и можно будет посмотреть цвет будущей картины.

Типы рукоделия

Для начала стоит освоить 3 основных типа креста – полукрест, обычный и двойной. Двойной часто именуют «болгарским» и эти 2 типа – основа основ для всех остальных видов наложения рисунка на ткань с помощью иголки, нити и крестика.

Первый нижний диагональный стежок называется «полукрест», им так же выполняют отдельные участки вышивки.

Техника исполнения

Техника исполнения очень проста, с ней справится даже ребёнок, надо только аккуратно выполнить ряд нижних стежков слева направо (как читаем), а после наложить второй ряд верхних стежков в обратную сторону – справа налево.

Это датская техника выполнения.

Традиционной считается английская техника стежка, при которой каждый крестик выполняется отдельно и полностью, а только после этого переходят к следующему.

Для быстрого заполнения всего поля единым цветом, требуемым по схеме вышивки, хорошо использовать именно датский метод, «набрасывая» нижний ряд крестиков по диагонали сверху вниз и затем поднимаясь вверх, закрывая верхние стежки.

Английская техника хороша для выполнения рисунка небольшими островками, когда используется большое количество цветов.

И в том, и в другом случае стежки надо укладывать ровно, аккуратно, соблюдая размеры и интервалы, чтобы работа получилась красивой.

Виды крестиков

Когда освоены обычные и болгарские крестики, можно попробовать свои силы в других видах крестов:

  1. Удлинённый – заполняется по вертикали на 2-3 клетки полотна.
  2. Удлинённый со строчкой – тот же, но с небольшим стежком по центру.
  3. Славянский – наклонный вытянутый крестик.
  4. Прямой – одна вертикаль + одна горизонталь.
  5. Звёздочка – обычный крестик с наложением 4-х диагональных стежков большей или меньшей длины.
  6. Левиафан – осложнён дополнительными перекрёстами по вертикали и горизонтали.
  7. Итальянское шитьё – болгарский крестик, чьи углы соединены стежками.
  8. Бекстич (Назад иголку) – оформительский шов, при котором чётко выделяются контуры рисунка, похож на шов швейной машинки.

На самом деле типов использования крестика в вышивке гораздо больше, есть его удачные совмещения и совмещения с другими техниками и типами вышивки (гладь, бисер, золотая нить и т.д.), но для того, чтобы создать собственный шедевр, вполне достаточно и этих.

Простые орнаменты

Простые орнаменты – это те, в которых используются простые болгарские и обычные крестики.

Чаще всего у них и палитра цвета небогата – 2-3, реже – 4-5 цветов. Схему вышивки легко рассчитать по клеточкам, к тому же основной рисунок орнамента имеет свойство повторяться.

Чтобы «набить руку» в исполнении красивого креста, для начинающих нет лучшей пошаговой схемы, чем исполнение орнаментов.

В магазинах часто продаются схемы орнаментов и рисунков – тонкая бумага, на которой цветными или чёрно-белыми штрихами нанесён желаемый рисунок. Схему легко подколоть к материалу и создавать по пропечатанным крестикам.

Для переноса схемы орнамента воспользуйтесь полотном с рисунком, когда схема уже пропечатана, и остаётся только вшить нужный крестик нужного цвета. Такой процесс будет называться «техникой печатного креста».

Если однообразие орнаментов вам не по душе, можно подобрать тематическую картинку, состоящую из 3-6 цветов.

Ныне несложно найти желаемый вариант – в интернете и в швейных магазинах множество не только аксессуаров для вышивания, но и готовых наборов. В набор входит кайма, подходящие иголки, мулине заданных цветов, схема и подробная инструкция по работе с вышивкой.

Не стоит сразу хвататься за огромную картину со множеством цветовых оттенков, хотя её схема и может показаться простой и не трудоёмкой. Разочаровавшись в первом опыте, вы можете навсегда лишить себя удовольствия вышивкой.

Как начать и как закончить работу

Как правильно сделать первый стежок с первым узелком, чтобы с изнанки работа не походила на махровое полотенце — cуществует 2 способа:

  1. Закрепление нити петлёй.
  2. Закрепление конца нити крестиками.

Однако законченное вышивание не есть конечный результат. «Вкусной конфетке – достойную обёртку!» — говорят в народе. Вот и новоявленному шедевру вашего труда понадобится оправа, но сначала готовую вышивку надо аккуратно простирнуть в тёплой воде без добавления едких химикатов – мыла вполне достаточно. При стирке не трите, не перекручивайте ткань и не отжимайте её, завинчивая в жгут. Несколько раз сожмите между ладонями и повесьте сушиться в расправленном виде.

Гладьте тёплым утюгом, не прижимая подошву к ткани, и только с изнанки.

Вот теперь вышивка готова для помещения её в рамку или паспарту

Вот теперь ваша вышивка оформлена окончательно.

Можно ли назвать вашу полностью оформленную вышивку авторской работой? К сожалению – нет.

Вот когда вы сами разработаете рисунок, разбив его на зоны и клетки, составите схему, перенесёте её на полотно и выполните по ней вышивку, только тогда ваша работа получит статус авторской.

Хотя на сегодняшний день на каждом сайте по вышивке крестиком обязательно есть пара-тройка советов, целью которых является облегчить труд начинающим вышивальщицам, хочется добавить ещё и эти:

При вышивании приходится всё время проталкивать иглу через полотно, что ранит подушечки пальцев. Приучите себя к напёрстку! Через короткое время вы перестанете замечать его, а кончики пальцев останутся целыми.

Не стоит закалывать иголку, которой вы работаете в канву. Во-первых, это портит основу, во-вторых, она может легко потеряться и навредить домашним. Приспособьте к рамке или пяльцам небольшой магнитик – это позволит иголке не теряться.

Если нет возможности соотнести каунт канвы и № иглы «на глаз», проткните канву выбранной иглой. Если она свободно прошла через полотно, не оставив за собой видимого повреждения (дырочки) – это то, что нужно.

Иглы должны иметь возможность «отдыхать». Знающие рукодельницы уверяют, что самая любимая игла обязательно сломается в самый нужный момент, если не заменять её, время от времени, на точно такую же другую. Имейте про запас несколько игл нужного вам номера.

Если вы приобрели мулине неизвестной вам фирмы, проверьте нитки на стойкость окрашивания. В белый кусочек ткани заверните пасму, обдайте кипятком и затем прогладьте утюгом. Если на белой ткани появились цветные разводы – нить линяет, будьте с ней осторожны, а лучше не используйте вообще.

Перед тем, как пустить в дело новую иглу, осмотрите под лупой её ушко. Если обнаружите хоть одну мелкую зазубрину – выкиньте иглу. Она не пригодна для вышивки – портит целостность нити.

В наборах, где есть отличительный знак – очки, используется канва страмин. Это значит, что саму вышивку следует выполнять полной пасмой, а не в 2-3 нити.