Развитие речевого дыхания своими руками. Пособия для развития речевого дыхания

Вера Андреевна Суханова

В этом году я приняла детей с полутора до трех лет. Детки маленькие, и многие из них не умеют правильно дышать - я это заметила на прогулке, когда некоторые из них дышали ртом, а после этого, наглотавшись холодного воздуха, такие дети начинают болеть.

Я решила сделать пособие , которое научит детей правильно вдыхать воздух через нос и выдыхать через рот .

Для этого мне понадобился материал :картон белый и цветной, нитки, клей "Момент", клей карандаш, ножницы, скотч и простой карандаш.

Вырезала разных бабочек по две, чтобы получились двухсторонние, приклеила их друг к другу, предварительно вставив в серединку нитку, и обклеила бабочек скотчем для прочности.



По нему сделала три заготовки - одну из белого картона и две из цветного.


Склеила их между собой, между ними приклеив ниточку с бабочкой.

Я принесла это пособие в детский сад и начала учить детей правильно набирать воздух в нос и держа перед собой бабочку, дуть на нее, выдыхая воздух через рот .

Детям такое занятие очень понравилось и они очень старались. Посмотрите :








Работу над дыханием я решила проводить ежедневно. Таким образом дети научатся правильно дышать и будут меньше болеть. Рекомендую всем воспитателям чаще проводить такую дыхательную гимнастику , используя яркий разнообразный материал (бабочки, снежинки, звездочки, листики и т. д.)

Публикации по теме:

Интересные фантазии для развития речевого дыхания Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через.

Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру для развития дыхания у детей среднего и старшего возраста. В моей группе есть дети с очень.

" Бабочки летают" Цель:Развивать правильное речевое дыхание, умение поддерживать нормальную громкую речь, чётко соблюдать паузы, сохранять.

Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

В работе с малышами одно из самых значимых направлений, безусловно, игры и упражнения, направленные на совершенствование работы артикуляционного.

Все мы знаем какую роль играют игры на развитие дыхание у детей. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку, мы.

Игры и упражнения для развития дыхания у детей с нарушением зрения Игры и упражнения на развитие дыхания у детей с нарушением зрения. «Корова» Исходное положение – основная стойка. Корова пасётся на лугу.


Усвоение правильного произношения происходит на протяжении довольно длительного времени (от рождения до 5 лет), причём не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают произносить все звуки (к 3-м годам), другие осваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Если к этому времени недостатки звукопроизношения сохраняются, следует организовать для малыша занятия с логопедом.


В настоящей книге вниманию педагогов и родителей в рамках 17 лексических тем предлагаются комплексы упражнений и заданий, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также эмоциональной сферы ребенка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки четких артикуляционных позиций губ и языка, предложенные комплексы упражнений позволят улучшить координацию движений пальцев рук, выработать правильное речевое дыхание, развить интонационную выразительность голоса, усовершенствовать пластику движений и способы выражения своих чувств и эмоций. Комплексы построены на знакомых детям лексических темах, насыщены игровыми образами. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка дошкольного возраста.


Методика работы с дошкольниками, Подготовка к школе, Развитие речи. Логопедия
CD "Трудные звуки". Упражнения и задания, представленные на этом диске,
помогут вашему ребенку освоить произношение тех звуков русского языка, которые чаще всего малышам не удается выговаривать правильно.
Такие "трудные" для произнесения звуки - Р, Л, Ж, Ш, Ч, Щ, С, 3, Ц - мы постараемся отработать
с помощью чистоговорок и скороговорок. Занимаясь с ребенком по 10-15 минут в день,
вы добьетесь отличных результатов, а ваш малыш научится говорить правильно.


В пособии представлены упражнения для автоматизации дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.
Адресовано учелям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.


Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формирует сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.


Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Автор/составитель: Егорова О.В.
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков Ф, ФЬ, В, ВЬ. В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.


Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
 Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
 При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
 Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
 При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
 При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей соматической ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д....

Эти ветряки купила по случаю в палатке "союзпечати".
Очень нужная вещь для работы с детками дошкольного возраста.
Их можно использовать в играх на развитие дыхания...

***
Налетел озорной ветерок,
Закрутил он весёлый цветок.

***
Ветер, ветер, ветерок,
Ты подуй на наш цветок.

***
Вот подует ветерок на цветы,
И закрутятся на них лепестки,
Дует, дует ветерок всё сильней,
А потом подует слабей,
Перестанет дуть ветерок,
Встанет, встанет отдохнуть и цветок.
(Сила воздушной струи должна соответствовать словам)

Игра "сдуем звёзды" или "сердечки улетайте"
Для игры понадобится материал. который изображён на фото. Звёздочки и сердечки остались от новогоднего сладкого фейерверка, ну а трубочка коктельная знакома всем.
Задание ребёнку: сдуть звёздочку(звёздочки. сердечко.....)
Учесть необходимо то, что предметы очень лёгкие, дети должны рассчитывать силу с которой им необходимо будет дуть в трубочку. направляя воздушную струю...
Так же можно играть в футбол, используя трубочку и лёгкий паралоновый мячик. Причём интересней играть в паре. Организуются ворота, в которые надо загнать мячик. Побеждает тот, кто забил больше голов. К сожалению фото у меня не осталось.

"Ветерок и бабочка(стрекоза.....)"
Для этой игры нам понадобится любая картинка с цветком(в идеале небходимо её заламинировать, для того, чтоб игра дольше сохранилась). У меня картинка в обычном файле. А так же понадобятся картинки различных насекомых(что бы детям одна и та же игра не надоедала. просто можно менять персонажей).

***
Села бабочка на цветок,
Вдруг подул на неё ветерок.
Прихватил он бабочку слегка
И понёс её в облака.

(в это же стихотворение вставляются слова: муха. кузнечик, стрекоза, пчела, паучок,... Игра может проводится с любыми насекомыми)

Я использую вот таких насекомых.
Не так давно появился материал в Стране мастеров перекликающийся с моими играми:
В показанной там игре ещё дополнительно идёт изучение и закрепление основных цветов с малышами!

Игры с мыльными пузырями так же являются отличным материалом для игр по развитию дыхания.
Вариантов игр множество:
"у кого больше пузырей"
"у кого самый большой пузырь"
"у кого дальше полетит"
"у кого дольше не лопнет пузырь" и т.д.
Такие игры можно проводить не только на улице летом. но и в группе(дома) круглый год. Как правило дети от пузырей приходят в полный восторг независимо от возраста.

Это русская народная игрушка.
Свистулька деревянная. многим очень хорошо известная. Недаром с древних времён люди использовали их для игр. Свистульки не только издают звуки. но и развивают дыхание...
Такую игрушку можно приобрести как в расписном варианте. так и в виде заготовки. Малышу понравится расписывать свистульку вместе с мамой, а потом играть на ней...

Клуб Увлеченных Мам

Наверняка каждая мама знает, что для развития речи ребенка необходимо не только обогащать активный и пассивный словарный запас малыша, но и заниматься артикуляционной гимнастикой, проводить игры на мелкую моторику и, конечно, упражнения и занятия на развитие речевого дыхания .

Для каждого возрастного периода существуют свои нормы и показатели речевого развития, по которым мама может проверить, правильно или нет развивается речь ее малыша.

Узнать эти показатели вы можете из познавательной .

Необходимость дыхательной гимнастики

Почему же так важно ? Нормальное речевое дыхание обеспечивает правильное звукопроизношение, помогает сохранять плавность и нормальную громкость речи. При неправильном речевом дыхании ребенок часто говорит очень тихо, запинаясь, ему не хватает выдыхаемого воздуха на целое предложение.

Заниматься развитием речевого дыхания у детей стоит с самого раннего детства, до постановки звуков. Часто бывает, что из-за неправильного вдоха малыш не может правильно произнести некоторые звуки.

Как проверить, нормально ли развито речевое дыхание у вашего ребенка?

Проследите за речью своего малыша и сверьте с таблицей ниже, есть ли ошибки в речевом дыхании у ребенка:

  1. Общая продолжительность занятий не больше 5 минут.
  2. Ежедневность.
  3. Проводите упражнения на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.
  4. Игрушка или другой предмет, на который дует ребенок, должен находиться на уровне губ и на расстоянии 10-15 см.
  5. Щеки во время дыхательных упражнений не должны надуваться – это приводит к невнятности речи.
  6. Не проводите упражнения сразу после еды, лучше через 1,5–2 часа.
  7. Следите за самочувствием своего малыша, не делайте много повторов упражнения (хватит 2-3 раза), чтобы не закружилась голова.

Советы логопеда о проведении дыхательной гимнастики вы можете узнать из этого видео:

Для правильного речевого дыхания важно:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

  • Научиться более длительному выдоху.
  • Уметь равномерно распределять воздух на выдохе.
  • Научиться разделять носовое и ротовое дыхание.

Веселые игры на развитие речевого дыхания у детей

Игры для развития всех этих умений я и хочу вам предложить:

  1. Игры с музыкальными инструментами – дудочками и губными гармошками. Научите своего малыша играть на гармошке и дудочке, это занятие помогает ребенку контролировать свой вдох и выдох.
  2. Мыльные пузыри. Пускайте вместе с ребенком мыльные пузыри – эта веселая игра помогает ребенку развить длительный и плавный выдох и тренирует мышцы его губ.
  3. Воздушные шарики. Шарики можно надувать, можно играть с ними уже надутыми, например, подвесить за веревочку, подбросить вверх и дуть на него, чтобы он не опускался. Можно надутым шариком поиграть в «воздушный футбол» — дуть его друг на друга по столу
  4. Игра «Мишка». Делайте вместе с малышом – руки в стороны и идем вперевалочку, говоря при этом: «Ух! Ух!».
  5. Вата. Очень много игр можно придумать на речевое дыхание с ватой, например:
  • накрыть кусочками ваты предмет на картинке и сдувать, «расчищая снег»,
  • сделать шарик из ваты и «забивать» — задувать его в ворота из стаканчиков,
  • положить маленький кусочек ваты на нос и сдуть его ртом.
  • дуть на одуванчик (помните игру «Дед или баба»?),
  • растопить дыханием снежинки на ладошке,
  • сдувать осенние яркие листочки, делая листопад,
  • одна из любимых игр – находить божью коровку и дуть на нее, читая стишок:

«Божья коровка,

ГКУЗ МО «ОРЕХОВО -ЗУЕВСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫ ДОМ РЕБЕНКА».

Учитель - дефектолог: Федорова Ольга Сергеевна

Упражнение «Дождик».


Туча грозовая - грозная такая.

Небо всё заволокла,

Тенью на землю легла,

Засопела, заворчала,

Всех в округе распугала,

Вдруг чихнула - Грянул гром!!

И …расплакалась дождем!

Османова. Г.А.

Упражнение «Пчелки и бабочка».

Пчела

Вокруг цветка жужжанье
У пчёлки расписанье: Весь день нектар качает, А ночью отдыхает!

Бабочка
Бабочка -красавица, В ярком, цветном платьице, Покружилась , полетала, Села на цветок, устала…
- Не для отдыха я села, Я нектар цветочный ела

С. Богдан

Упражнение «Самолет - вертолет».

Я построю самолёт, шлем надену, и в полет.

Сквозь волнистые туманы, полечу в другие страны,

Над морями и лесами, над горами и полями,

Облечу весь шар земной, а потом вернусь домой

В. Шишков

Упражнение «Кошка и птичка».


Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай!

Улетела…ай!

А. Барто

Упражнение «Веселый футбол»


Друг весёлый, мячик мой! Всюду , всюду он со мной! Раз , два, три, четыре, пять, Хорошо мне с ним играть!

Н. Эпатов

Упражнение «Лягушки - квакушки»


«Ква - ква-ква!» - поют лягушки . « Приходите к нам подружки! Здесь и кочки и болото -
Красота!.. И петь охота!»

Е. Груданов.

Упражнение «Сдуй снежинку»


Плавно снежинка
спустилась в ладонь, шепчет тихонько:
"Меня ты не тронь.
Дунь осторожно, и я улечу -
К синему небу
подняться хочу."

Первый пушистый
и белый снежок -
Светлое зимнее чудо, дружок.