Развитие речевого дыхания своими руками. Пособия для развития речевого дыхания
Вера Андреевна Суханова
В этом году я приняла детей с полутора до трех лет. Детки маленькие, и многие из них не умеют правильно дышать - я это заметила на прогулке, когда некоторые из них дышали ртом, а после этого, наглотавшись холодного воздуха, такие дети начинают болеть.
Я решила сделать пособие , которое научит детей правильно вдыхать воздух через нос и выдыхать через рот .
Для этого мне понадобился материал :картон белый и цветной, нитки, клей "Момент", клей карандаш, ножницы, скотч и простой карандаш.
Вырезала разных бабочек по две, чтобы получились двухсторонние, приклеила их друг к другу, предварительно вставив в серединку нитку, и обклеила бабочек скотчем для прочности.
По нему сделала три заготовки - одну из белого картона и две из цветного.
Склеила их между собой, между ними приклеив ниточку с бабочкой.
Я принесла это пособие в детский сад и начала учить детей правильно набирать воздух в нос и держа перед собой бабочку, дуть на нее, выдыхая воздух через рот .
Детям такое занятие очень понравилось и они очень старались. Посмотрите :
Работу над дыханием я решила проводить ежедневно. Таким образом дети научатся правильно дышать и будут меньше болеть. Рекомендую всем воспитателям чаще проводить такую дыхательную гимнастику , используя яркий разнообразный материал (бабочки, снежинки, звездочки, листики и т. д.)
Публикации по теме:
Интересные фантазии для развития речевого дыхания Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через.
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру для развития дыхания у детей среднего и старшего возраста. В моей группе есть дети с очень.
" Бабочки летают" Цель:Развивать правильное речевое дыхание, умение поддерживать нормальную громкую речь, чётко соблюдать паузы, сохранять.
Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.
В работе с малышами одно из самых значимых направлений, безусловно, игры и упражнения, направленные на совершенствование работы артикуляционного.
Все мы знаем какую роль играют игры на развитие дыхание у детей. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку, мы.
Игры и упражнения для развития дыхания у детей с нарушением зрения Игры и упражнения на развитие дыхания у детей с нарушением зрения. «Корова» Исходное положение – основная стойка. Корова пасётся на лугу.
Усвоение правильного произношения происходит на протяжении довольно длительного времени (от рождения до 5 лет), причём не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают произносить все звуки (к 3-м годам), другие осваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Если к этому времени недостатки звукопроизношения сохраняются, следует организовать для малыша занятия с логопедом.
В настоящей книге вниманию педагогов и родителей в рамках 17 лексических тем предлагаются комплексы упражнений и заданий, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также эмоциональной сферы ребенка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки четких артикуляционных позиций губ и языка, предложенные комплексы упражнений позволят улучшить координацию движений пальцев рук, выработать правильное речевое дыхание, развить интонационную выразительность голоса, усовершенствовать пластику движений и способы выражения своих чувств и эмоций. Комплексы построены на знакомых детям лексических темах, насыщены игровыми образами. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка дошкольного возраста.
Методика работы с дошкольниками, Подготовка к школе, Развитие речи. Логопедия
CD "Трудные звуки". Упражнения и задания, представленные на этом диске,
помогут вашему ребенку освоить произношение тех звуков русского языка, которые чаще всего малышам не удается выговаривать правильно.
Такие "трудные" для произнесения звуки - Р, Л, Ж, Ш, Ч, Щ, С, 3, Ц - мы постараемся отработать
с помощью чистоговорок и скороговорок. Занимаясь с ребенком по 10-15 минут в день,
вы добьетесь отличных результатов, а ваш малыш научится говорить правильно.
В пособии представлены упражнения для автоматизации дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.
Адресовано учелям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формирует сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.
Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Автор/составитель: Егорова О.В.
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков Ф, ФЬ, В, ВЬ. В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей соматической ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д....
Эти ветряки купила по случаю в палатке "союзпечати".
Очень нужная вещь для работы с детками дошкольного возраста.
Их можно использовать в играх на развитие дыхания...
***
Налетел озорной ветерок,
Закрутил он весёлый цветок.
***
Ветер, ветер, ветерок,
Ты подуй на наш цветок.
***
Вот подует ветерок на цветы,
И закрутятся на них лепестки,
Дует, дует ветерок всё сильней,
А потом подует слабей,
Перестанет дуть ветерок,
Встанет, встанет отдохнуть и цветок.
(Сила воздушной струи должна соответствовать словам)
Игра "сдуем звёзды" или "сердечки улетайте"
Для игры понадобится материал. который изображён на фото. Звёздочки и сердечки остались от новогоднего сладкого фейерверка, ну а трубочка коктельная знакома всем.
Задание ребёнку: сдуть звёздочку(звёздочки. сердечко.....)
Учесть необходимо то, что предметы очень лёгкие, дети должны рассчитывать силу с которой им необходимо будет дуть в трубочку. направляя воздушную струю...
Так же можно играть в футбол, используя трубочку и лёгкий паралоновый мячик. Причём интересней играть в паре. Организуются ворота, в которые надо загнать мячик. Побеждает тот, кто забил больше голов. К сожалению фото у меня не осталось.
"Ветерок и бабочка(стрекоза.....)"
Для этой игры нам понадобится любая картинка с цветком(в идеале небходимо её заламинировать, для того, чтоб игра дольше сохранилась). У меня картинка в обычном файле. А так же понадобятся картинки различных насекомых(что бы детям одна и та же игра не надоедала. просто можно менять персонажей).
***
Села бабочка на цветок,
Вдруг подул на неё ветерок.
Прихватил он бабочку слегка
И понёс её в облака.
(в это же стихотворение вставляются слова: муха. кузнечик, стрекоза, пчела, паучок,... Игра может проводится с любыми насекомыми)
Я использую вот таких насекомых.
Не так давно появился материал в Стране мастеров перекликающийся с моими играми:
В показанной там игре ещё дополнительно идёт изучение и закрепление основных цветов с малышами!
Игры с мыльными пузырями так же являются отличным материалом для игр по развитию дыхания.
Вариантов игр множество:
"у кого больше пузырей"
"у кого самый большой пузырь"
"у кого дальше полетит"
"у кого дольше не лопнет пузырь" и т.д.
Такие игры можно проводить не только на улице летом. но и в группе(дома) круглый год. Как правило дети от пузырей приходят в полный восторг независимо от возраста.
Это русская народная игрушка.
Свистулька деревянная. многим очень хорошо известная. Недаром с древних времён люди использовали их для игр. Свистульки не только издают звуки. но и развивают дыхание...
Такую игрушку можно приобрести как в расписном варианте. так и в виде заготовки. Малышу понравится расписывать свистульку вместе с мамой, а потом играть на ней...
Клуб Увлеченных Мам
Наверняка каждая мама знает, что для развития речи ребенка необходимо не только обогащать активный и пассивный словарный запас малыша, но и заниматься артикуляционной гимнастикой, проводить игры на мелкую моторику и, конечно, упражнения и занятия на развитие речевого дыхания .
Для каждого возрастного периода существуют свои нормы и показатели речевого развития, по которым мама может проверить, правильно или нет развивается речь ее малыша.
Узнать эти показатели вы можете из познавательной .
Необходимость дыхательной гимнастики
Почему же так важно ? Нормальное речевое дыхание обеспечивает правильное звукопроизношение, помогает сохранять плавность и нормальную громкость речи. При неправильном речевом дыхании ребенок часто говорит очень тихо, запинаясь, ему не хватает выдыхаемого воздуха на целое предложение.
Заниматься развитием речевого дыхания у детей стоит с самого раннего детства, до постановки звуков. Часто бывает, что из-за неправильного вдоха малыш не может правильно произнести некоторые звуки.
Как проверить, нормально ли развито речевое дыхание у вашего ребенка?
Проследите за речью своего малыша и сверьте с таблицей ниже, есть ли ошибки в речевом дыхании у ребенка:
- Общая продолжительность занятий не больше 5 минут.
- Ежедневность.
- Проводите упражнения на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.
- Игрушка или другой предмет, на который дует ребенок, должен находиться на уровне губ и на расстоянии 10-15 см.
- Щеки во время дыхательных упражнений не должны надуваться – это приводит к невнятности речи.
- Не проводите упражнения сразу после еды, лучше через 1,5–2 часа.
- Следите за самочувствием своего малыша, не делайте много повторов упражнения (хватит 2-3 раза), чтобы не закружилась голова.
Советы логопеда о проведении дыхательной гимнастики вы можете узнать из этого видео:
Для правильного речевого дыхания важно:
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
- Научиться более длительному выдоху.
- Уметь равномерно распределять воздух на выдохе.
- Научиться разделять носовое и ротовое дыхание.
Веселые игры на развитие речевого дыхания у детей
Игры для развития всех этих умений я и хочу вам предложить:
- Игры с музыкальными инструментами – дудочками и губными гармошками. Научите своего малыша играть на гармошке и дудочке, это занятие помогает ребенку контролировать свой вдох и выдох.
- Мыльные пузыри. Пускайте вместе с ребенком мыльные пузыри – эта веселая игра помогает ребенку развить длительный и плавный выдох и тренирует мышцы его губ.
- Воздушные шарики. Шарики можно надувать, можно играть с ними уже надутыми, например, подвесить за веревочку, подбросить вверх и дуть на него, чтобы он не опускался. Можно надутым шариком поиграть в «воздушный футбол» — дуть его друг на друга по столу
- Игра «Мишка». Делайте вместе с малышом – руки в стороны и идем вперевалочку, говоря при этом: «Ух! Ух!».
- Вата. Очень много игр можно придумать на речевое дыхание с ватой, например:
- накрыть кусочками ваты предмет на картинке и сдувать, «расчищая снег»,
- сделать шарик из ваты и «забивать» — задувать его в ворота из стаканчиков,
- положить маленький кусочек ваты на нос и сдуть его ртом.
- дуть на одуванчик (помните игру «Дед или баба»?),
- растопить дыханием снежинки на ладошке,
- сдувать осенние яркие листочки, делая листопад,
- одна из любимых игр – находить божью коровку и дуть на нее, читая стишок:
«Божья коровка,
ГКУЗ МО «ОРЕХОВО -ЗУЕВСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫ ДОМ РЕБЕНКА».
Учитель - дефектолог: Федорова Ольга Сергеевна
Упражнение «Дождик».
Туча грозовая - грозная такая.
Небо всё заволокла,
Тенью на землю легла,
Засопела, заворчала,
Всех в округе распугала,
Вдруг чихнула - Грянул гром!!
И …расплакалась дождем!
Османова. Г.А.
Упражнение «Пчелки и бабочка».
Пчела
Вокруг цветка жужжанье
У пчёлки расписанье: Весь день нектар качает, А ночью отдыхает!
Бабочка
Бабочка
-красавица,
В
ярком, цветном платьице,
Покружилась
, полетала,
Села
на цветок, устала…
- Не для отдыха я села,
Я
нектар цветочный ела
С. Богдан
Упражнение «Самолет - вертолет».
Я построю самолёт, шлем надену, и в полет.
Сквозь волнистые туманы, полечу в другие страны,
Над морями и лесами, над горами и полями,
Облечу весь шар земной, а потом вернусь домой
В. Шишков
Упражнение «Кошка и птичка».
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Посиди, не улетай!
Улетела…ай!
А. Барто
Упражнение «Веселый футбол»
Друг весёлый, мячик мой! Всюду , всюду он со мной! Раз , два, три, четыре, пять, Хорошо мне с ним играть!
Н. Эпатов
Упражнение «Лягушки - квакушки»
«Ква - ква-ква!» - поют
лягушки
.
«
Приходите к нам подружки!
Здесь
и кочки и болото -
Красота!.. И петь охота!»
Е. Груданов.
Упражнение «Сдуй снежинку»
Плавно снежинка
спустилась в ладонь, шепчет тихонько:
"Меня ты не тронь.
Дунь осторожно, и я улечу -
К синему небу
подняться хочу."
Первый пушистый
и белый снежок -
Светлое зимнее чудо, дружок.