Психологическая литература для подростков. Список использованной литературы
Специалисты, работающие с подростками, и родители, имеющие детей этого возраста, знают, насколько сложен и труден период взросления. Автор книги, опираясь на исследования, личный практический опыт работы и консультирования, рассматривает изменения, происходящие в самосознании подростка, поиск им своего места в обществе. Какую роль играют учителя и родители в этот период? Какую помощь может оказать психолог? Как реагировать на капризы, упрямство, своеволие подростка? Что должны делать учителя и родители, чтобы предотвратить суицидальные попытки, опасность рискованных мероприятий? Разбирая конкретные примеры и случаи, автор отвечает на многие вопросы, возникающие как у специалистов, так и у родителей.
Общая характеристика и периодизация подросткового возраста
Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка
Созревание и развитие костно–мышечной системы подростка
Особенности кровеносной и дыхательной систем у подростка Развитие нервной системы подростка
Изменения в гормональной системе подростка
Индивидуально–типологические особенности организма подростка
Основные противоречия как источник развития личности подростка
Чувство взрослости подростка и его особенности
Формирование личности подростка в ведущей учебной деятельности
Потребности подростка в общении со сверстниками
Отношения подростка с родителями и взрослыми
Самосознание подростка и его особенности
Формирование идентичности подростка
Психологические барьеры и аффект неадекватности подростка
Неблагополучие подростка и его последствия
Подросток в неполной семье и детском доме
Взрослеющие дети в глазах родителей
Родители в сознании подростка
Воспоминания бывших подростков о своих родителях
Механизмы формирования взаимоотношений подростков с родителями
Передача психических состояний от личности к личности
Эмоциональное опосредование
Деятельностное опосредование
Механизм дефицита
Механизм вклада
Механизм нравственно–ценностной значимости
Общая характеристика трудностей взросления.
Расстройство настроения подростков
Тревожные состояния, их типы и особенности
Одиночество и его особенности у подростков
Депрессивные состояния и суицидальные намерения подростков
Понятие о психологической помощи
Психологическая помощь в контексте различных теорий
Помощь подросткам при расстройстве настроения
Как помочь подростку при страхах и тревоге
Помогаем подростку преодолеть одиночество и депрессию
Психологическая помощь при суицидальных намерениях и острой депрессии
Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
В книге собраны психологические знания, призванные помочь молодым людям становиться более сильными личностями и достигать жизненных успехов. Речь пойдет о путях личностного и интеллектуального развития, об эмоциях и чувствах, о навыках бесконфликтного общения, о способах психологического влияния и защиты от него. Книга предназначена для подростков, будет интересна также их родителям, может использоваться как учебное пособие по психологии для школьников.
Если вы интересуетесь психологией и хотите лучше разобраться в самом себе - эта книга для вас! Изучив ее, вы сможете узнать: как устроена наша память, что такое мышление, как развивать свой ум, каковы истоки нашего настроения, что такое темперамент и в чем заключаются его свойства, как формируется характер, как оценить собственные возможности и сделать правильный профессиональный выбор. Вы поймете, что ваш внутренний мир доступен для познания и изменения. В этом вам помогут включенные в книгу задания для самоанализа и самоизучения. Это пособие для молодых, вступающих в самостоятельную жизнь людей. Из всего богатого психологического багажа в него вошло все самое актуальное, интересное и полезное. Преподаватели курса психологии в школе смогут использовать его в качестве методического материала. Книга также будет интересна студентам первых курсов факультетов педагогики и психологии и педагогических колледжей.
Мир внешний и мир внутренний
Познание внутреннего мира
Зачем познавать свой внутренний мир? Два образа жизни
Устройство внутреннего мира
Картина мира
Разговор со своим Я
Глубины внутреннего мира
Внутренний мир и его психологическое время
САМОИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРИЯ
ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Как люди познают мир
Мысль, активность и получение информации
ЛАБОРАТОРИЯ
ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Значение информации для нашей психики
ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ЛАБОРАТОРИЯ
Для чего нужно внимание
Как работает наша память
Виды памяти
Закономерности запоминания и сохранения информации
Воспроизведение информации
Забывание
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Нарушения памяти
Единство психических процессов
Что такое мышление
Мышление человека и животных
Как развивать свой ум
СПОРНЫЙ ВОПРОС
ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
САМОИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ
ЛАБОРАТОРИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Роль эмоций в жизни человека
Разнообразие эмоционального мира
Эмоции и их проявления
Виды эмоций
Человеческие чувства
Истоки нашего настроения
Сильные эмоциональные переживания: кто кого?
СПОРНЫЙ ВОПРОС
САМОИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРИЯ
ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Общее представление о темпераменте и характере
Темперамент и его свойства
Характеристика типов темперамента
Конституция тела и темперамент
Формирование характера
Некоторые характерологические учения
Способности Когда и откуда появляется одаренность?
Объективные качества нашего Я
ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ
САМОИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Рождение человека и его внутреннего мира
Я перед школой
Я в начальной школе
ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Когда мне тринадцать
Что происходит с нашим Я, или Мне уже пятнадцать…
Когда мне шестнадцать
САМОИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРИЯ
ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Особенности мотивации профессионального выбора
Ориентация на успех
Синица в руках или журавль в небе?
Факторы выбора профессии
Осознание профессиональных стереотипов
Оценка уровня собственных возможностей
Как относиться к себе?
СПОРНЫЙ ВОПРОС
САМОИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРИЯ
ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Субъектный мир человека
Особенности субъектного мира
Характеристики человека как субъекта
Человек и его возможности
Как стать подлинным субъектом?
События моей жизни
САМОИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРИЯ
ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Список литературы:Основная:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.-
М.: Академический Проект,2010.-623с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону,2010.-384 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия,2010.- 367 с.
4. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия,2011.-624 с.
5. Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) - СПб, 2010, 987 с.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2011.-464 с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011, 414 с.
9. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь,2011.-682 с.
10. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ,2012.- 427с
Дополнительная:
1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития (Пер. с англ.). - М., 2000.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). - М., 1986.
3. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.
4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. - М., 2003.
5. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. – М., 1995.
6. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. (Пер. с фр.). - М., 1991.
7. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1982.
8. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия /Под ред. В.С. Мухиной. - М., 1991.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000.
10. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.
11. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.
12. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учебное пособие. - М:Гардарики,2003.-431 с.
13. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для вузов.- М.: Академия,2000.-181с.
14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.
15. Познавательные процессы и способности в обучении./Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.
16. Психологическая служба школы./Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1995.
Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. -Минск:Харвест,2003.-557, с.
17. Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М., 1990.
18. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. /Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.
19. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия./Сост. К.В. Сельченок. - Мн., 2000.
21. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.
22. Психология детства: Учебник/ Под ред. А. А. Реана.-СПб.: Прайм- Еврознак, 2003.- 350 с.
23. Психология индивидуальных различий. Тексты. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.
24. Психология развития: Учебник для вузов/[Т. М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова и др.]; Под ред. Т. Д. Марцинковской.-М.:Академия,2001.-349 с.
25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.). - М., 1994.
26. Словарь персоналий. Психологи от А до Я. - М., 1997.
27. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими (Пер. с англ.). - М., 1993.
28. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.
29. Формирование личности старшеклассника./Под ред. И.В. Дубровиной. - М.. 1989.
30. Хрестоматия по детской психологии./Под ред. Г.В. Бурменской. - М., 2003.
31. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк; [Под ред. Д. И. Фельдштейна].-2-е изд., испр.-М.:МПСИ,2003.-398 с.
32. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.
33. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 1996.
34. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (Пер. с англ.). - М., 1996.
1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2001.
2. Абрамов, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.
4. Арпадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности. - 2006. - № 2. - С.41- 44. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.
5. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2005. .
6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
8. .Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 2004.
9. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 2004.
10. Захаров А.И. Как помочь детям избавиться от страха. - СПб.: Питер, 2005. - 418 с.
11. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М.: Просвещение, 1986. - 80 с.
12. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С.69-78.
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2006.
14. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1991.
15. Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. - С. 26-29.
16. Нуркова В.В., Березанская КБ. Психология: Учебник. М., 2007.
17. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33.
18. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов - М.: Академия, 2004. - 184 с.
19. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 303 с.
20. .Попова, М.В. Психология растущего человека. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.
21. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование.- 2002. №2.- С. 11-17.
22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2003.
23. Рубинштейн СП. Основы общей психологии. СПб., 2006.
24. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. М., 2006
25. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 2006.
1.Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.
2.Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998 . – 379 с.
3.Волков Б.С. Психология подростка: учеб. пособие для студ. педвузов. – М. : Пед. об-во России, 2001 . – 156 с.
4. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб. : Питер, 2006 . – 224 с.
5. Казанская В. Г. Подросток: трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006 . – 240 с.
6. Корнилова Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов. – СПб. : Питер, 2005 . – 336 с.
7.Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999 . – 406 с.
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) / предисл., науч. ред. Л.И. Вассермана, Ю.В. Попова. – СПб: Речь, 2009 . – 256 с.
9. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения: учеб. пособие для студентов вузов по направ. и специальностям психологии / И.И. Мамайчук, М.И. Смирнова. – СПб Речь, 2010 . – 384 с.
10. Психология подростка: хрестоматия для студентов ун-тов, пед. ин-тов и педколледжей, практических психологов, педагогов / сост. Ю.И. Фролов. – М. : Рос. пед. агентство, 1997. – 524 с.
11. Психология подростка: учеб. для студентов и преп. / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 . – 480 с.
12. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004 . – 128 с.
13. Психология современного подростка / под ред. Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005 . – 400 с.
14. Психология подростка «Трудный» возраст от 11 до 18 лет: учебник для студ. вузов / под ред. А.А. Реана. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2007 . – 480 с.
15. Райс Филип. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие для студентов гуманитар. спец. / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. В. Квиткевича, Ю. Мирончика; под науч. ред. Е.И. Николаевой. – 12-е изд. – СПб. : Питер, 2010 . – 816 с.
16. Скурат Г.Г. Подростки: Как помочь им стать настоящими людьми. – СПб. : Речь, 2008. – 122 с.
17. Собкин В.С. , О.С. Маркина. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») // Вопросы психологии. – 2008. – С. 22–29.
18. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире: проблемы и задачи исследования). – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 336 с.
19. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012. – 120 с.
20. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов вузов по спец.031000 «Педагогика и психология». – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008 . – 160 с.
21. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров, студентов вузов по спец. 031000 «Педагогика и психология»/ О. В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова; Моск. гор. психолого-пед. ун-т. – М.: Юрайт, 2013. – 367 с.
22.Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования: [для педагогов, соц. работников, родителей]. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 256 с.