Педагогический проект в старшей логопедической группе доу. Проект по логопедии (подготовительная группа) на тему: логопедический проект "Маленькие Грамотеи"
Светлана Филиппова
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и именно через игру, игровые приемы, и игрушки коррекция речевых нарушений происходит быстрее, качественнее, а поставленные задачи выполняются решаются благодаря максимальной заинтересованности ребенка, и мотивации к совместной деятельности.
В нашем детском саду закончился краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи».
Цель проекта-
развитие основ речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений,привлечение родителей к совместному изготовлению игрушек для звукоподражания, закрепления, и введения звуков в речь, также развития связной речи как на логопедических занятиях, так и в повседневной жизни.
Задачи проекта
1. Сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Совершенствование мелкой моторики через пальчиковые игры;
3. Повышение компетентности родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста;
Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста;
Обогащение опыта родителей в воспитании детей.
В старшей группе №2 родители и дети приняли самое активное участие, и вот что у нас получилось:
Пальчиковые тренажеры «По дорожке я шагаю»
изготовили Булакина Даша с мамой Татьяной Николаевной. Вместе с куклой, одетой на пальчики, дети шагают по кочкам-дорожкам, автоматизируя звук, или произнося слоги, слова. Сочетание движения пальчиков и речи помогают детям в игровой форме быстрее справиться с автоматизацией.
Перчаточный Мишутка-язычок
Наш помощник при проведении артикуляционной гимнастики стал любимцем детей. Его придумали и смастерили Ярославцева Ангелина вместе с мамой. «Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. И от кончика до края покусаю. покусаю…» Движения языка и движения руки выполняются синхронно,со стихами, например, Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась,
Видно, очень устала.
(упражнение «Лопаточка»)
Замечательная змейка для вызывания и закрепления звука Ш
получилась у Бондарева Влада с мамой Анной Александровной.
Змейка ползет и шипит Ш -Ш-Ш, звук нас учит говорить Ш-Ш –Ш
Ша-ша-ша- наша змейка хороша
Шо-шо-шо- все шипим мы хорошо
Трудолюбивая пчелка Жужа,
которую изготовила Муравьева Варя вместе с мамой помогает нам закреплять звук Ж,
Пчелка Жужа собирает нектар, и повторяет свои любимые песенки-чистоговорки;
Жа-жа-жа- пчелы весело жужжат
Жу-жу--жу -я как пчелка пожужжу
Жи-жи-жи-ты мне пчелку покажи
Пальчиковый театр по сказке «Теремок»
изготовили Мананников Алеша со своей мамой
Оразова Жасмин изготовили с мамой
пальчиковый театр по сказке» Репка»
Дети с огромным удовольствием участвуют в драматизации сказок, закрепляя правильное произношение звуков и развивают связную речь.
Публикации по теме:
Краткосрочный проект «Игрушки» Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Солнышко» Воспитатель: Ананченко Т. С Паспорт проекта. Тема: «Игрушки» Тип проекта:.
Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей» Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию,.
Краткосрочный проект для старше-подготовительной группы «Народные игрушки» МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Сулусчаан» Утверждаю: Заместитель заведующего по УМР ___/О. В. Сыроватская/ Краткосрочный проект «Народная.
Краткосрочный проект «Мордовские народные игрушки» Проект «Мордовские народные игрушки» Средняя группа.
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игрушки» Тип проекта: исследовательско – творческий Вид проекта: краткосрочный (5 дней) Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
«МБДОУ» 16 г. Кропоткин Еремкина Лариса Владимировна воспитатель Цель: научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.
Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» Выполнила учитель-логопед МДОУ д\с №5 «Тополёк» пгт. Кокуй Злобина А. А. Содержание: Раздел I Информационная часть 1. Паспорт проекта Раздел.
Представляю вашему вниманию проект: «Страна красивой речи». Название проекта выбрано не случайно, только попав в страну красивой речи – ребёнок уверенно шагнёт в страну знаний. А мы педагоги должны ему в этом помочь!
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.
Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
С учетом данного положения разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте ДОУ.
Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта.
«В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно
Всех нас зовёт она!
В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Никакой Звукомор не приживётся там.
Мы научиться должны
Звуки произносить
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить»
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.
В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых , дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых , к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих , профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:
Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.
Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Страна красивой речи - научите меня говорить правильно».
Цель :
- Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда в МБДОУ «Сказка» с детьми 5-6 лет.
Задачи:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-6 лет);
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия — с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
С учетом этих приоритетных цели, задач и принципов разработан данный проект деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте МБДОУ «Сказка». Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда МБДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Методы:
- словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
- практический (проведение семинаров-практикумов);
- наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, журнал для родителей «Мой говорун»);
- игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, аудио записи с различными звуками, баночки – «бренчалочки», шнуровки, пазлы, мозаика и т.д.)
Кадровое обеспечение:
- Учитель-логопед;
- воспитатели МБДОУ,
- музыкальный работник,
- руководитель физического воспитания,
- дети и родители старшей группы.
Технологии:
- Технология совместной деятельности;
- Технология логопедического обследования;
- Технологии формирования речевого дыхания;
- Технологии развития интонационной стороны речи;
- Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
- Компьютерные технологии.
Ожидаемый результат:
Проект является долгосрочным. Срок реализации – 1 год.
1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).
- Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет.
Выяснить образовательные потребности педагогов и родителей, уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.
2 этап – основной (практический).
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет через организацию и проведение мероприятий.
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).
- Проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 5-6 лет.
Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Н. В. Серебряковой включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также определений приоритетных направлений профилактической работы.
Систему коррекционно-профилактического процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий полноценного речевого развития дошкольников.
Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.
Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:
- должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой.
- должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).
Взаимодействие специалистов и родителей
Просветительский блок
- Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
- Ознакомление с результатами диагностики речевого развития детей;
- Создание пятиминуток с играми, упражнениями;
- Оформление стендов с общими рекомендациями;
Практический блок
- Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях;
- Проведение тематических семинаров – практикумов, совместных развлечений.
Формы работы логопеда с воспитателями в МБДОУ по профилактике речевых недостатков у детей
- консультации мастер – классы;
- семинары – практикумы;
- еженедельное предоставление календарного планирования на лексические темы;
- организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников».
Формы работы логопеда с родителями
- анкетирование;
- родительские собрания;
- семинары – практикумы;
- консультации;
- логопедические пятиминутки на лексические темы;
- Оформление информационно-методического стенда «Советы логопеда» («Игры на кухне», «По дороге в детский сад» и т.д.)
- памятки для родителей;
- журнал «Мой говорун»;
- индивидуальные консультации.
Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, так как родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.
Оценка качества деятельности
Эффективность проекта можно проследить в следующем:
- Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-профилактических услуг.
- Модернизация коррекционно-профилактического процесса путем внедрения компьютерных технологий, технологии совместной деятельности. Показатели эффективности проекта.
Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-6 лет.
Механизм оценки:
- Диагностика речевого развития детей старшего возраста;
- Анализ речевого развития детей.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ–ЛОГОПЕДА
МБДОУ «СКАЗКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Период |
Примечание |
|
сентябрь | 1.Анкетирование родителей Приложение №1
2.Мониторинг развития речи детей старшей группы Приложение №2 3.Анализ результатов мониторинга и определение приоритетных направлений развития речи детей 4. Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей 5-6 лет»; Результаты мониторинга Приложение №3 |
1.Проводит учитель-логопед
2.Учитель-логопед и воспитатели 3.Учитель-логопед 4.Учитель-логопед и воспитатели |
октябрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию. Приложение №4
2. Семинар-практикум для родителей детей старшего возраста «Учите детей говорить правильно» Приложение №5 3.Стендовая консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Приложение№6 4. Организация мини-библиотеки «Коррекционная работа по речевому развитию дошкольников» |
2.Учитель-логопед и родители 3.Учитель-логопед 4.Учитель-логопед 5.Воспитатели |
ноябрь | 2. Выпуск журнала «Мой говорун» 1№ 3.Индивидуальные консультации 4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
3.Учитель-логопед и воспитатели 4.Воспитатель |
декабрь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Мастер-класс для педагогов на тему: «Артикуляционная гимнастика» 3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Приложение №7 4. Памятки для родителей Приложение №8 5.Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Учитель-логопед 3.учитель -логопед 4. учитель-логопед 5.воспитатель |
январь | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Индивидуальные консультации |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.учитель-логопед и воспитатели 3.воспитатель |
февраль | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2. Выпуск журнала «Мой говорун» 2№ 3.Стендовая консультация для родителей на тему: «Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить» Приложение №9 4. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Совместно учитель-логопед и воспитатели 3. Учитель-логопед 4.воспитатель |
март | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Стендовая консультация для родителей на тему: «По дороге в детский сад» 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.Учитель-логопед 3.воспитатель |
апрель | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2.Стендовая консультация для родителей на тему: «Игры на кухне» 3. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. 4. Развлечение на тему: «Праздник красивой речи» |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2.учитель-логопед 3. воспитатель 4. Совместно учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель дети и их родители |
май | 1.Еженедельное предоставление календарного планирования воспитателям и специалистам МБДОУ и логопедических пятиминуток для родителей по лексическим темам согласно поблочному планированию.
2. Еженедельное проведение занятий по развитию речи, объединенных единой лексической темой и идеей путешествия в страну красивой речи. 3. Выпуск журнала «Мой говорун» 3№ 4.Мониторинг развития речи детей старшей группы 5.Анализ речевого мониторинга и эффективности реализации проекта |
1.Разрабатывает учитель-логопед, проводят воспитатели и специалисты МБДОУ
2. воспитатель 3.Совместно учитель-логопед, воспитатели и специалисты 4. Учитель-логопед 5. Учитель-логопед, воспитатели и специалисты МБДОУ. |
ПОБЛОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ОКТЯБРЬ |
|
1 неделя | «Осень. Признаки осени», «Деревья осенью» |
2 неделя | «Овощи», «Огород» |
3 неделя | «Фрукты», «Сад» |
4 неделя | «Грибы, ягоды, лес» |
НОЯБРЬ |
|
1 неделя | «Одежда» |
2неделя | «Обувь» |
3 неделя | «Игрушки» |
4 неделя | «Посуда» |
ДЕКАБРЬ |
|
1 неделя | «Зима», «Зимующие птицы» |
2 неделя | «Домашние животные зимой» |
3 неделя | «Дикие животные зимой» |
4 неделя | «Новый год» |
ЯНВАРЬ |
|
2 неделя | «Мебель», «Части мебели» |
3 неделя | «Транспорт грузовой и пассажирский» |
4 неделя | «Профессии на транспорте» |
ФЕВРАЛЬ |
|
1 неделя | «Детский сад. Профессии. Трудовые действия.» |
2 неделя | «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия» |
3 неделя | «Стройка. Профессии. Трудовые действия» |
4 неделя | «Наша армия» |
МАРТ |
|
1 неделя | «Весна. Приметы весны. Прилет птиц» |
2 неделя | «Комнатные растения» |
3 неделя | «Речные, озерные и аквариумные рыбки» |
4 неделя | «Моя малая Родина – Междуреченский» |
АПРЕЛЬ |
|
1 неделя | «Наш дом – Югра» |
2 неделя | «Космос» |
3 неделя | «Откуда хлеб пришел?» |
4 неделя | «Почта» |
1 неделя | «Правила дорожного движения» |
2 неделя | «Насекомые» |
3 неделя | «Скоро лето» |
Используемая литература:
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева.
- Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
- Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
- Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
Проект
Неделя логопеда в ДОУ
«Логопедическая палитра».
Паспорт проекта
Тема проекта : «Логопедическая палитра»
Вид проекта : краткосрочный
Тип : коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.
Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.
Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта:
Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Пропоганда логопедических знаний.
Задачи проекта:
- Формирование практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
- ознакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду, в условиях логопункта;
- использование современных технологии в логопедической работе;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
- побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми ;
- вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс;
- использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
- Вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.
Актуальность проекта С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. П оэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является “Логопедическая неделя”, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.
Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением .
Образовательный продукт:
Презентация проведенных мероприятий,
Выставка творческих работ воспитанников и стенгазета
Буклеты для родителей
Выступление на ГМО логопедов
Этапы реализации проекта:
Предварительный. Изучение методической
литературы. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка
планов проведения недели «Логопедическая палитра».
Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.
Основной. Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций.
Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей).
Итоговый. Презентация в ДОУ. Анализ результатов проекта.
Предполагаемый результат:
У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.
. Неделя логопеда в ДОУ
«Речевая палитра»
«Если сильный язычок
И ловкие пальчики,
Будут чётко говорить
Девочки и мальчики»
Дни недели | Мероприятия | Участники | Ответственные |
Понедельник | Открытие недели
«Сказка о весёлом язычке» | Воспитатели Родители Дети Учитнля-логопеды Дети | Учителя-логопеды Воспитатели |
Вторник |
«С пальчиками играем, речь развиваем»
«Игротека пальчиковых игр» (старшая группа) | Учителя-логопеды Воспитатели Учителя-логопеды дети | Учителя-логопеды |
Среда |
Родителей и воспитателей
«В гостях у свистящей семейки» (подготовительная группа) | Учителя-логопеды Воспитатели Родители Учителя-логопеды Дети | Учителя-логопеды |
Четверг |
«Игровые упражнения для развития артикуляции и дыхания»
(старшая группа) | Учителя-логопеды Родители Учителя-логопеды Дети | Учителя-логопеды |
Пятница | Закрытие недели ГМО «Коррекция артикуляционной и мелкой моторики, как часть здоровьесберегающих технологий»:
«Сюрпризы от Смешариков»
как часть здоровьесберегающих технологий»
« «Бионергопластика «Развивать движения Нужно - руки и язык подружим»» | Учителя-логопеды Учителя-логопеды Дети Учителя-логопеды |
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.
3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краткосрочный творческий проект
«Здравствуй, сказка»
.(2014 год).
(старшая логопедическая группа)
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработан проект «Путешествие в сказку», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Цели:
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи.
1. Коррекционно–образовательные: учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители, учитель-логопед, воспитательи.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Продолжительность: 2 недели (27.10-7.11)
Результат: презентация проекта в форме развлечения «Путешествие в сказку».
Этапы работы:
- Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- Обсуждение проекта с воспитателями.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация проекта.
Пути реализации проекта
- Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
- Организация выставки поделок, рисунков.
- Беседа «…да в ней намёк».
- Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
- Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
- Самостоятельное составление сказок.
- Рассказывание сказок собственного сочинения.
- Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Загадки о сказках, героях сказок.
- Организация логопедической выставки.
- Развлечение «Путешествие в сказку».
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
- Придумывание сказок с детьми.
- Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга. В уголке для родителей была размещена информация о проекте. В результате совместной деятельности дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.
Письмо Бабы Яги (с которого всё и началось…)
Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
С вами я хочу дружить.
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.
На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.
Я хочу хорошей быть
И карету заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!
Чтоб была я в ней не злая, а добрая!
План-схема
работы с детьми и родителями по реализации проекта
«Здравствуй, сказка»
сроки | ответственные |
||
27.10 | Беседа с родителями «Знакомство с проектом» | Полянина Е.И.- учитель-логопед |
|
27.10 | Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | Рыбалко А.В. – воспитатель, |
|
27.10.- 7.11 | Оформление книжного уголка. | Рыбалко.А.В.- воспитатель |
|
28.10 | Беседа «…да в ней намёк». | учитель- логопед |
|
27.10.- 7.11 | Чтение разных сказок; сказок, где одним из персонажей является Баба Яга. | Воспитатель Гоцкая Ю.А. |
|
27.10.- 7.11 | Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. | Воспитатели: Гоцкая Ю.А. Рыбалко.А.В |
|
29.10 | Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам. | учитель- логопед Полянина Е.И |
|
30.10 | Сказочный КВН | Учитель-логопед Полянина Е.И |
|
31.10 | викторина «Путешествие в сказку». | Учитель-логопед Полянина Е.И |
|
27.10.- 7.11. | Выполнение самостоятельных и совместно с воспитателями, учителем -логопедом, родителями творческих работ. | Родители, воспитатель, учитель- логопед. |
|
4.11. | Занятие по развитию связной речи «Сказка про добрую Бабу Ягу». | ||
5.11. | Развлечение «Путешествие в сказку», логопедическая выставка. | Учитель-логопед, воспитатель. |
Используемая литература.
1. Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.
3. Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
4. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.
- «Гуси-лебеди»
- «Василиса Прекрасная»
- «Царевна-лягушка»
- «Баба Яга»
- «Звериное молоко»
- «Иван-царевич и Белый Полянин»
- «Марья Моревна»
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
- «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре»
- «Падчерица и мачехина дочка»
- «Сказка о двух сёстрах»
- «Баба Яга и Дарьюшка»