Ознакомление детей II-ой младшей группы с народным декоративно – прикладным тво. Фольклор во второй младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №147 общеразвивающего вида г. Владивостока»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

II младшая группа

Разработала:

Воспитатель

Сологуб Л.В.

Цель:

    Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.

    Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.

    Воспитывать уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей

    Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и уважительное отношение к представителям других национальностей.

Задачи: развивать интерес и любовь к устному народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни. Воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну - Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу. Развивать познавательную активность у детей, любознательность. Учить детей анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления окружающей жизни. Создать у детей эмоционально-положительное настроение. Доставить детям радость от общения с малыми фольклорными формами.

Перспективный план

«Приобщение детей к русскому народному творчеству»

Задачи: развивать интерес и любовь к устному народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни. Учить выразительно рассказывать.

Воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну – Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.

Развивать познавательную активность у детей, любознательность.

Учить детей анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления окружающей жизни.

Создать у детей эмоционально-положительное настроение. Доставить детям радость от общения с малыми фольклорными формами.

Сентябрь

Тема: «Русские потешки»

Цель: Познакомить детей с потешками (что это такое, для чего их сочиняли). Разучить потешки, создать особый ритм и построение, развивать воображение, учить слушать и запоминать. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    «Водичка, водичка, умой мое личико»

    «Расти, коса, до пояса»

    «Как у нашего кота»

    «Идет коза рогатая»

    «Ладушки-ладушки»

    «Кисонька - мурысенька, где была?»

    «Сорока-сорока»

    «Пальчик - мальчик»

Занятие

Тема: «Ладушки в гостях у бабушки»

Цель: Закрепить русские народные потешки, вызвать желание рассказывать их на занятии. Учить выразительно рассказывать. Воспитывать воображение, любознательность.

Октябрь

Тема: «Колыбельные песенки»

Цель: Познакомить детей с колыбельными песенками. Создать атмосферу тепла, любви, покоя. Учить неторопливо с интонацией петь, заучивать текст, повторяя за воспитателем. Воспитывать любовь к народному творчеству.

    «А качи, качи, качи»

    «Ой, лю-ли, ой, лю-ли»

    «Серенький волчок»

    «Баю-баю-баю-бай, ты, собаченька, не лай»

    «Баю-баюшки, баю, баю Машеньку мою»

    «Ходит по ночам коза»

Занятие

Тема: «Ходит сон близ окон»

Цель: «Закрепить колыбельные песенки, учить петь с интонацией, правильно проговаривая слова. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Ноябрь

Тема: «народные игры. Считалки»

Цель : Познакомить детей с русскими народными играми, создать хорошее настроение, бодрость, радость от общения со сверстниками, способствовать укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

    Русская народная игра «Заинька»

    Русская народная игра «Воробей»

    Русская народная игра «Кот и мыши»

    Русская народная игра «У медведя во бору»

    Русская народная игра «Птички»

    Считалки

1) Начинается считалка

На березу села галка

Две ворона, воробей

Две сороки, соловей.

2) Раз, два - домой пора

Ребят кормить, тебе водить!

3) Пчелы в поле полетели

Зажужжали, загудели

Сели пчелы на цветы

Мы играем - водишь ты.

4) Ниточка - иголочка

Синенько стеколочко,

Рыба - карась

Ты убирайсь.

Занятие

Тема: «Кот Васька - именинник»

Цель: Закрепить русские народные игры, учить проговаривать слова, соблюдать правила игры. Создать у ребят радостное настроение.

Декабрь

Цель: Познакомить ребят с закличками, разучить, четко их проговаривать, соблюдая интонацию. Развивать память.

    Ты Мороз, Мороз, Мороз

Не показывай свой нос!

Уходи-ка ты домой

Стужу уноси с собой.

А мы саночки возьмем

Да на улицу пойдем

Сядем в саночки - самокаточки

    Весна - Красна!

На чем пришла?

    Туман - Туман,

Не стелись по лугам

А стелись по болотам

По крутым поволокам.

    Дождик-дождик посильней

Будет травка зеленей

Вырастут цветочки

На кругленьком лужочке.

    Солнышко - ведрышко

Выгляни в окошко

Твои детки плачут

По камушкам скачут

    Солнышко-ведрышко

Выгляни из-за облачка

Сядь на пенек

Погуляй весь денек

Занятие

Тема: «УЖ ты зимушка, зима»

Цель: Закрепить с ребятами заклички. Объяснить. Что заклички - это обращение к явлениям природы. Учить выразительно рассказывать, развивать память, воображение. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Январь

Тема: «Потешный фольклор» (дразнилки)

Цель: Познакомить ребят с потешным фольклором, разучить дразнилки. Развивать внимание, память, активизировать и совершенствовать словарный запас. Развивать патриотическое чувство.

    Рева-корова, дай молока!

Сколько стоит? Три пятака.

    Андрей - ротозей, не гоняй голубей!

Голуби боятся, на крышу садятся

Крыша ломается, хозяин ругается

    Волк - волчок, шерстяной бочок

Через ельник бежал, в можжевельник попал.

    Прилетели журавли

И сказали нам: «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб!

    Жили-были два павлина, вот и сказки половина.

Жили-были два гуся, вот и сказка вся

    Жил был царь Ватута

Вот и вся сказка тута

    Чок-чок, чок, зубки на крючок

Кто слово скажет, тому в лоб щелчок.

Занятие

Тема: «Шутку - шутить - людей насмешить»

Цель: закрепить с ребятами дразнилки, учить выразительно их рассказывать. Развивать внимание и память активизировать и совершенствовать словарный запас. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Февраль

Тема: Русские народные песни

Цель: Рассказать Детям о любви русского народа к песне. Разучить с ребятами русские народные песни. Познакомить с хороводной песней. Разучить хороводную песню «Во поле березка стояла»

    «Бабушкин Козлик»

    «Петушок»

    «Курочка - рябушка»

    «Гуси вы гуси»

    «Два веселых гуся»

Развлечение: «Песня - душа народа»

Цель: Закрепить русские народные песни, учить их правильно петь. Воспитывать любовь к творению русского народа, истории русского народа.

Март

Тема: Пестушки

Цель: Познакомить с пестушками, рассказать почему они так называются. Разучить, формировать внутреннюю готовность к восприятию устного народного творчества.

    Не плачь, не плачь

Куплю калач.

Не плачь, дорогой

Куплю другой.

Не плачь, не кричи

Куплю тебе три.

2. Ах, ты мой детеночек

Маленький козленочек

Серенький зайчоночек

Косолапый медвежоночек.

3. Не плачь, не плачь, Детка

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки

Для нашей потешки.

4. Наша березонька маленька

Наша девулечка сладенькая.

Дидактическая игра «Поиграем с куклой Машей»

Цель: Закрепить пестушки, учить использовать их в игре. Развивать память, фантазию, воображение.

Апрель

Тема: Русская народная сказка «Колобок»

Цель: Рассказать русскую народную сказку с использованием настольного театра. Учить анализировать, обобщать явления окружающей жизни. Активизировать словарный запас, грамматический строй речи.

Тема: Русская народная сказка «Теремок»

Цель: рассказать русскую народную сказку с использованием настольного театра. Учить внимательно слушать, сопереживать с героями сказки. Развивать внимание, совершенствовать словарный запас.

Тема: русская народная сказка «Гуси - лебеди»

Цель: Рассказать сказку с использованием настольного театра. Учить внимательно слушать, активизировать словарный запас, грамматический строй речи.

«В гости к дедушке Фольклору»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Задачи:

Образовательная область «Коммуникация». Познакомить с характерными чертами русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; совершенствовать умение детей отгадывать загадки, понимать их иносказательный смысл; развивать умение поддерживать беседу; активизировать в речи детей знакомые пословицы и поговорки; отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова в скороговорках.

Образовательная область «Познание»: познакомить детей с планом, маршрутом, помочь осознать условные обозначения на карте;

Образовательная область «Социализация»: развивать любознательность, речевые умения, побуждать детей использовать в речи фольклор,

Образовательная область «Чтение художественной литературы». Воспитать интерес к культурному наследию русского народа, закрепить знание потешек и песенок русского народа.

Образовательная область «Музыка». Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой, способствовать развитию навыков сольного и коллективного пения с музыкальным сопровождением.

Материалы и оборудование: мультимедиасистема, слайды, иллюстрации к сказкам «Маша и медведь», с «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Зимовье», «Теремок».

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, ознакомление детей с народным фольклором (песни, частушки, пословицы, загадки, скороговорки, сказки).

Ход развлечения:

Зал, где проходит развлечение, оформлен в русском народном стиле. В «русскую избу» входят дети, их встречает Хозяйка избы в русском народном костюме.

Хозяйка. Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы ко мне в гости пришли. Надоело одной коротать долгие зимние вечера, хочется праздника, веселья. Надеюсь, что у меня вам не скучно будет. Рассаживайтесь, гости дорогие.

Дети садятся на лавочки, расписные скамеечки. Хозяйка помогает каждому гостю найти место по душе. Стихотворение ведущего сопровождается показом слайдов на мультимедиасистеме.

Хозяйка.

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь с колыбели.

Раздается стук в дверь, вносят сундучок.

Хозяйка. Ребята, нам принесли сундучок. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.

Хозяйка вместе с детьми открывает сундучок и достает из него платок и записку.

Хозяйка. Вот чудеса! Посмотрите, какой красивый платок! Да здесь еще и записка: «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас к себе в гости. А чтобы вы не сбились с пути, посылаю вам маршрутную карту. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи, в добрый час! До встречи! Ваш дедушка Фольклор».

Хозяйка. И как только дедушка Фольклор про вас узнал? Дети, а что такое фольклор? (Ответы детей) А кто сочинял эти произведения? (Ответы детей) Молодцы, все знаете. Отправляемся в гости к дедушке Фольклору. Путь наш нелегкий и неблизкий. (Внимательно рассматривает карту) Ребята, я что-то не пойму, что здесь за квадратики, полоски, стрелочки?

Дети тоже рассматривают маршрутную карту и объясняют Хозяйке, что карта очень похожа на план какого-то помещения: полоски на нем – это окна, стрелки – это указатели, куда идти; большой прямоугольник – это стол, маленькие прямоугольники – лавки, квадраты – стулья и табуретки. А вот эта пирамидка из квадратов – печь.

Хозяйка. Я догадалась! Это же план моей горницы. Я в своей избушке все знаю. Сейчас мы найдем нашего дедушку. Посмотрите, куда показывает первая стрелочка?

Дети. Стрелка показывает, что надо подойти к большому столу.

Все подходят к столу и находят на нем конверт, на котором крупными буквами написано «Загадки».

Хозяйка. Очевидно, дедушка Фольклор хочет, чтобы мы эти загадки отгадали.

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блин)

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом себе путь ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой)

Скоро ест,

Мелко жует,

Сама не глотает,

А другой сыт бывает.

(Пила)

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

(Топор)

Из липы свито

Дырявое корыто,

По дороге идет,

Клетки кладет.

(Лапти)

Хозяйка. Молодцы! Все загадки отгадали. Можно идти дальше. Куда показывает следующая стрелочка?

Дети. На маленький квадратик. Он обозначает вот этот столик, украшенный хохломской росписью.

Хозяйка. На столике – записка. Что теперь хочет от нас дедушка Фольклор?

Хозяйка читает записку, из которой дети узнают, что дедушка Фольклор просит их сначала вспомнить, какие они знают скороговорки, а потом произнести быстро, не ошибаясь его скороговорки.

Скороговорки дедушки Фольклора:

Около кола – колокола.

Мылась Мила мылом.

У елки иголки колки.

Хорош пирожок – внутри творожок.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

Дети выбирают любую скороговорку из предложенных, сначала тренируются - произносят ее тихим голосом или шепотом, а потом громко вслух и быстро. Хозяйка выслушивает всех желающих.

Хозяйка. Хороши, детки, ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идем дальше.

Дети. Стрелочка показывает на полоски – окна.

Дети с Хозяйкой подходят к окнам и видят, что на полу лежат красивые белые снежинки. Хозяйка поднимает одну снежинку, рассматривает ее и видит, что на обратной стороне на ней что-то написано.

Хозяйка. Смотрите, здесь написаны пословицы и поговорки, но не полностью. Пословица недаром молвится. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы или поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы – окончание, например: «Что посеешь…»

Дети. …то и пожнешь.

Хозяйка. Делу время…

Дети. …потехе час.

Хозяйка. Кончил дело – …

Дети. …гуляй смело.

Хозяйка. Любишь кататься – …

Дети. …люби и саночки возить.

Хозяйка. Не имей сто рублей…

Дети. …а имей сто друзей.

Хозяйка. Слово – не воробей…

Дети. …вылетит – не поймаешь.

Хозяйка. Молодцы, ребята! Пословицы и поговорки вы знаете, справились и с этим заданием. Теперь можно идти дальше. Куда же показывает стрелочка?

Дети. На колыбельку.

Хозяйка и дети подходят к колыбельке (люльке) и находят в ней записку. Дедушка Фольклор просит девочек вспомнить, какую колыбельную песенку они знают. Девочки исполняют по желанию любую колыбельную песенку. Следующая стрелка направляет детей к сундуку, на нем в плетеной корзинке дети находят игрушки (котенок, петушок, птичка-невеличка) и записку. Детям предлагается вспомнить знакомые потешки с найденными в корзинке персонажами.

Когда это задание будет выполнено, последняя стрелочка подводит детей к печке, где в глиняной миске они находят еще одну записку: «Наша встреча близка. Для того чтобы она произошла, вы должны выполнить последнее задание».

Хозяйка. Ну как, ребята, готовы к последнему заданию? Тогда будьте внимательны. Речь пойдет о сказках. Нужно правильно ответить на вопросы-загадки нашего дедушки.

Вопросы дедушки Фольклора (Ответы детей сопровождаются показом слайдов) .

В какой сказке есть пень, где сесть мохнатому не лень, но только вот беда – не мог он скушать пирожка? (Русская народная сказка «Маша и медведь»)

Хитрый гость: когда уходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев перехитрит. (Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»)

Назовите имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом. (Баба Яга)

В какой сказке девочка за свое трудолюбие и доброту получила сундучок с богатством? (Русская народная сказка «Морозко»)

Быстро лето пролетело,

Осень вслед ушла.

Работа закипела –

За дело принялись друзья.

Заготовили все впрок,

Нос не сунет серый волк.

Живите на здоровье!

Построено… («Зимовье»).

Дом построили друзья,

Жили весело, пока

Не пришел под вечерок

Мишка-Мишенька – дружок.

Был не низок, не высок

Расчудесный… («Теремок»).

Как только дети отвечают на последний вопрос, из-за печки появляется довольный дедушка Фольклор.

Дедушка Фольклор. Здравствуйте, дорогие внучата! Вы отлично справились со всеми моими заданиями! Я очень рад нашей встрече! Пока вы до меня добирались, выполняя нелегкие задания, я сладкий пирог испек, самовар вскипятил. Приглашаю вас к столу.

Не закончилось веселье,

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сластями угощайтесь!

Дети исполняют песню «Самовар» музыка и слова З. Роод. Дети вместе с Хозяйкой и дедушкой Фольклором пьют чай со сладким пирогом. По окончании чаепития гости благодарят гостеприимных хозяев, прощаются и уходят.

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству.

Задачи:

- воспитывать желание заучивать наизусть и рассказывать русские народные потешки, способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

- продолжать знакомить с устным народным творчеством, учить выразительно рассказывать потешки; обогащать словарь детей.

развивать творческие способности детей.

Образовательные области: «Речевое развитие », «Познавательно развитие» , «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Оргмомент.
  2. Едем на автобусе в гости к бабушке - Варварушке
  3. Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
  4. Бабушка - Варварушка (воспитатель) встречает гостей
  5. У бабушки потерялась кошка. Дети помогают найти её. «Кто- то мяукает в спальне, давайте посмотрим» Находим игрушечную кошку.

Предлагаю с ней поиграть.

Инсценировка русской народной потешки «Кисонька- мурысынька!»

Предложить рассказать кошке потешки.

«Пошёл котик на торжок»

«Кто на печку пошел»

Кошка устала, надо её спать уложить. Давайте вместе с Кисонькой – мурысонькой послушаем колыбельную песенку. Прослушивание русской народной колыбельной «А котики серые…»

  1. Давайте посмотрим в окошко, есть ли там солнышко. Нет. Давайте расскажем ему потешку и может быть оно появится. Дети рассказывают русскую народную потешку

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…»

  1. Дети, а кто рано утром будит солнышко? (Петушок) Кто- то там кукарекает в раздевалке. Давайте посмотрим. Находим петушка. Давайте расскажем петушку потешку. Дети рассказывают русскую народную потешку

«Петушок, петушок, золотой гребешок…»

  1. Петушок разбудил нашу кошечку, и она хочет с нами поиграть. А петушок пусть сядет на заборчик и посмотрит, как мы играем.

Русская народная игра «Кот и мыши» Считалкой выбираем ведущего.

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы собрались поиграть,

Вдруг сорока прилетела,

И тебе водить велела.

  1. А теперь нам пора ехать домой. Прощаемся с бабушкой- Варварушкой.
  2. По дороге делаем остановку, чтобы помочь зайчику, который упал в озёрко.

На ковре из цветной голубой бумаги «озеро» и в нём игрушечный зайка.

Воспитатель рассказывает потешку

«Заяц Егорка

Свалился в озёрко.

Бегите под горку

Спасайте Егорку»

Достаём зайца из «озера» и рассказываем ему потешку

«Зайка серый умывается…»

«Пальчиковая гимнастика:

Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём,

Сок капустный пьём, пьём»

А теперь заинька хочет снами поплясать. Русская народная пляска «Заинька попляши…»

  1. Дети давайте вспомним, кому мы сегодня рассказывали потешки.

(Зайка, кошечка, петушок) Давайте теперь с ними поиграем.

Деддюк Елена Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№7 комбинированного вида
Населённый пункт: пгт Лучегорск
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности во 2 мл.группе
Тема: "Устное народное творчество в развитии речи детей"
Дата публикации: 14.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №7 комбинированного вида пгт Лучегорск
Конспект НОД

во II младшей «А» группе

Тема:

«Устное народное

творчество в развиитии речидетей
Воспитатель: Дедюк Е.Г.

Конспект
Непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей»
Цель деятельности педагога:
приобщать детей к истокам русской народной культуре, совершенствовать грамматическую и интонационную выразительность речи; развивать умение читать наизусть знакомые потешки по мнемотаблице, таким образом поддерживать устойчивое внимание, умение следить за развитием действий. Развивать умение передавать в лепке свои впечатления, объединять вылепленные предметы в коллективную композицию, содействовать возникновению чувства радости при восприятии результата общей работы. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, доброжелательные отношения в коллективе детей
Словарная работа:
оладушки, краса, огород, муку молола
Оборудование:
уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрытым скатертью столом. На столе - самовар, игрушки - котик; шапочка–маска кошки. Презентация потешек - схемы для заучивания Фонограмма русской народной мелодии «У меня ль в садочке...»

Предварительная работа:
Пение колыбельных песен, слушание народных хороводных песен. Чтение и разучивание потешек. Рассматривание иллюстраций, изготовление шапочек – масок.
ХОД
Зал в стиле русской деревенской избы. Хозяюшка в русском костюме
Хозяюшка.
Здравствуйте, гости дорогие! Дай Бог тому, Кто в нашем дому, Дорогим гостям, Малым детушкам.
Хозяюшка.
Здравствуйте, детки, здравствуйте, мои лапушки. Проходите, садитесь рядком, да поговорим ладком (дети садятся на скамейку) Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Дайте, я на вас полюбуюсь, какие вы красивые, да нарядные. Мои детушки в дому, Что оладушки в меду, Что оладушки в меду, Красны яблочки в саду. Я хозяюшка в этом дому, зовут меня Елена Григорьевна. Сегодня я познакомлю вас с новыми потешками. (слайд №1) Давайте покажем, как мы поем колыбельную, когда качаем куклу. (баю, баю, баиньки). Кто к нам прискакал? (заиньки) Куда сели зайки (слайд№2) (на скамейку) Что заиньки попросили? (лейку). (Слайд №3) Что заиньки поливали (огород)? Что растет на огороде (капуста)? Дети хором рассказывают потешку (слайд№4) Знакомлю детей со второй потешкой: «Травка – муравка со сна поднялась….» Зеленые глаза –всем мышам гроза.
Засиделись мы с вами, приглашаю вас на разминку.
Физкультминутка

Под грибочком
(пальчик поднимаем вверх и прикрываем ладошкой)
Домик,
(соединяем две ладошки, представляя крышу)
А живет там Гномик.

В доме пол
(топаем ножкой)
И потолок,
(ручки поднимаем вверх)
И печурка,
(ручки смыкаем в колесо)
И лубок!
(ручки опускаем вниз, ладони сжимаем, как будто держим лукошко)
Хлоп раз,
(хлопок)
Еще раз,
(хлопок)
Приглашаем в гости вас!
(ручками разводим и кланяемся) Живу я в домике не одна, со мной всегда мои друзья. Хотите знать, кто здесь со мной проживает? А чтобы вы догадались, кто это, я загадаю вам загадку, Вы слушайте внимательно. Загадывать - это не называть, а только рассказывать, каков этот кто - то. Подумайте, а потом говорите отгадку.
Сам мохнатенький, да усатенький.

Зеленые глаза – всем мышам гроза
Правильно, ребята, вот он мой кот Васька. Ах ты, котик, котик, Серенький животик. (Хозяюшка подходит к печке, на которой лежит кот, берет кота, гладит его)
Хозяюшка.
Ребята, а кто ему потешку расскажет, кто кота моего порадует?
Ребенок:
Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, зубки белые.

Хозяюшка:
Молодец, Славочка! Котик в избушке Печёт ватрушки. Тому сему продаёт, А Славочке так даёт! (Обнимаю ребенка)
Хозяюшка:
Спасибо вам, ребятушки, порадовали вы меня и котика моего. «Мур - мур» - вот он как замурлыкал. - А какой, ребятки, у меня котик? (хороший, пушистый, добрый, весёлый, озорной). - А в доме моём живёт не только кот, а ещё и кошка. - А как можно ласково назвать кошку? - (кошечка, киска, кисонька) - А сейчас, Варя расскажет нам потешку про кошечку. (надеть на ребенка шапочку - маску кошечки, рассказываем по ролям). Кисонька - мурысенька, где была? - На мельнице. - Кисонька - мурысенька, что на мельнице делала? - Муку молола. - Кисонька - мурысенька, что из муки пекла? - Прянички. - Кисонька - мурысенька, с кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна, не ешь одна, ребяток угости! - Угощаю.
Хозяюшка:
Молодец, Варенька. Давайте и мы с вами налепим пряничков. (Дети из соленого теста лепят пряники.) Все работы выложить на разнос.
Хозяюшка:

Пряники печатные

До того нарядные…

Мы не сразу их съедим,

А вначале поглядим.

Хозяюшка:
А сейчас мы наши прянички поставим в печку и испечем. Молодцы, ребятушки! Порадовали меня. Вы старались, помогали, а теперь угощенье получайте.
Вот пряники вкусные, на меду дайка – ка деток угощу!
А теперь мы пойдем чай с пряниками попьём!

Опыт работы воспитателя ДОУ

Тема : Устное народное творчество в развитии речи детей младшего возраста
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: Развитие разговорной речи, творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности Задачи:
Познакомить детей с устным народным творчеством.
Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
Сплотить детский коллектив.
При составлении плана руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.

2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.

4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.

5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Срок реализации : 2015-2016 учебный год.
План работы «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего возраста»
Сентябрь.
Цель. Знакомить детей с русским народным фольклором- потешками, прибаутками, играми. НООД Тема: «Ладушки в гостях у бабушки»

НООД Тема: «Как у нашего кота» Цель: Помочь детям понять содержание потешки.
Октябрь.
НООД «У бабушки в деревне»
Цель: Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

НООД «Баю – баюшки баю, баю Машеньку мою»
Цель: выучить колыбельную для младенца куклы Маши.
Ноябрь.
НООД «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: Развивать познавательный интерес, любознательность к русскому фольклору.
НООД «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»
Цель: познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.



Декабрь.
НООД ««Уж, ты зимушка зима».
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зиме и зимних явлениях,
2. воспитание дружеских отношений между детьми,
3. поднятие радостного настроения, вызвать положительные эмоции.
НООД «Сундучок Деда Мороза» НОД по ИЗО-деятельности «Украшаем новогоднюю стенгазету»
Январь.
Открытое интегрированное занятие по речевому развитию
«Мы расскажем вместе сказку»
Цель: развитие совместной игровой деятельности по средством театрализованной и сюжетно-ролевой игр.




НООД «Девочка и лиса»
(просмотр мультфильма «Девочка и лиса»)
НООД «Знакомство с русской избой»
Цель: Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.




Февраль.
НООД «Милости просим, гости дорогие»
Цель:
1. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной.
2. Вводить понятие слов «большой», «средний», «маленький».
3. Закрепить умение ориентироваться на слова «открыть», «закрыть».
4. Формировать эмоционально окрашенное чувство причастности к культуре русского народа.


Цель: познакомить с новой сказкой, и новыми словами (лубиная избушка, ледяная)
Март.
НООД «Солнышко, нарядись, красное, покажись
Цель: изготовление картины из пластилина. (Предметная лепка.)
Задачи: вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Научить лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска (сплющенного шара) и лучиков (жгутиков). Показать возможность сочетания разный по форме деталей в одном образе. Развивать чувство формы, ритма, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
Март.
Развлечение «Широкая Масленица»
Цель: познакомить детей с праздником «Масленица»


«Пересказ сказки «Репка». (упражнение на различение близких по звучанию слов)
Цель: учить детей совместному со взрослым пересказу сказки.
Показ театра на столе по сказке «Заюшкина избушка»
Апрель.
НООД «Лесные животные»
Задачи:
- расширить знания детей о лесных животных;
- развивать связную речь детей;
- обогащать словарный запас;
- продолжать знакомить детей с потешками;
- воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, вовремя прийти на помощь.
Обыгрывание сказки «Маша и три медведя»


Проект «Русская народная игрушка – матрешка»
Цель проекта:Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.




Май.
Открытая совместная деятельность с родителями
« В гости к нам идет матрешка»
Задачи: Познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;
Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.