Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. Формирование пространственных представлений у младших дошкольников с задержкой психического развития
Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств и отношений. Понимание логических определений, понятий находятся в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. У детей с ЗПР процесс чувственного познания имеет свои особенности, своего рода сложности. Особенно сложно формируются пространственные представления. Детям данной категории сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести работу в данном направлении. Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия педагогов, работающих с детьми данной категории.
Решать задачи по формированию пространственных представлений, как показала практика, целесообразнее всего при взаимодействии учителя - дефектолога и воспитателей группы, работающих с детьми с ЗПР. Сложилась необходимость в создании единой программы по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР. При создании программы мы придерживались определенной системы, которая представлена в программе Н.Я. Семаго. “Программа формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста”, учитывали разделы программы Шевченко С.Г. “Подготовка к школе детей с задержкой психического развития”. Планируя свою работу по данному направлению, педагоги учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка, внедряли свои специфические методы и приемы, которые позволили наиболее легко и интересно усвоить детям данные понятия. Общие задачи ориентируют педагогов в первую очередь на оказание своевременной и адекватной коррекционно-педагогической помощи ребенку с задержкой психического развития. Что в свою очередь позволяет создать оптимальные условия для всестороннего развития детей.
Работа по формированию пространственных представлений осуществляется поэтапно:
1 этап. На этом этапе педагогами ДОУ осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела), в дальнейшем она продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения “вертикальной организации" его пространства (его вертикальной оси). Затем работа проводится по вертикальной оси, по усложнению.
На начальной стадии этапа понятия закладываются на невербальном уровне, поэтому здесь используются различные игры на понимание данных понятий. Задачи начинают решаться на занятиях учителя - дефектолога (индивидуальных, подгрупповых):
· работа с зеркалами: “Дразнилки”, “Узнай и покажи”, “Покажи у соседа” и т.д. После того, как у детей сформируются определенные знания в этой области, для закрепления подключаются к работе воспитатели группы, используя:
· игровые упражнения: “Что похоже, а что нет”, “Найди отличия”, “Перышко”, “Ухо - нос”, “Муха”, “Аист”, “Путаница”, “Обведи свои ладошки”;
· чтение художественных произведений (Э. Машковская “Нос, умойся”, А. Барто “Девочка чумазая”, Н. Голь “Главные признаки” и т.д.);
· аппликация и лепка по темам: “Снегурочка и Дед мороз”, “Дети на прогулке” и т.д.;
· подвижные игры и оздоровительные паузы: “Ладонь в ладонь”, “Дрозд”, “Буратино потянулся”;
· закрепление усвоенных знаний в режимных моментах: “Определи карма на шортах”, “Где у тебя пуговицы”, “Умой свое личико”, “Сандалики заблудились”.
2 этап. Данный этап предполагает активную работу, как педагога - дефектолога, так и воспитателей группы. Продолжается работа по формированию представлений о собственном теле (здесь продолжается работа над схемой тела); объектах, расположенных по отношению к телу. Вводится задача по формированию представлений о взаимоотношениях объектов с точки зрения “горизонтальной организации" пространства - вначале только по формированию пространства “впереди”. Необходимо анализировать “что нельзя описывать словами выше, ниже, над, под расположение частей тела, если они находятся в горизонтальной плоскости”. Далее анализ расположение объектов в горизонтальном пространстве, производится только по отношению к себе (отсчет ведется от собственного тела). Лучше всего детьми данные понятия усваиваются через практические собственные действия с разными предметами. Здесь необходимо добиваться правильного употребления полученных понятий в активной речи. Что в свою очередь определяет использование педагогами группы на занятиях, игр с высокой речевой активностью. Таких как:
· развивающие игры: “Где предмет? ”, “Что где”, “Разноцветные кубики”, “Кого загадали? ” “Что снаружи, что внутри”, “Слева, справа, выше, ниже - нарисуешь, как услышишь”, “Расскажи, где кто живет”, “Расскажи, что изменилось”;
· подвижные игры: “Карусель”, “Мяч по кругу”, “Замри”;
· игры на развитие ориентировку в пространстве: “Найди игрушку по стрелке”, “Дорожные знаки”, “Карлсон заблудился”.
· Игры инсценировки (небольшие): “Куклы встретились, разговорились”, “Друзья поссорились и отвернулись”, “Игрушки пошли на прогулку”;
· Игры с заданием: “Ира встань перед Сашей”, “Маша слева от Сережи”, “Ира между Катей и Петей”.
3 этап. На этом этапе педагогами проводится работа над дальнейшим закреплением схемы тела с упором на право-левую ориентировку (относительно основной вертикальной оси ребенка, то есть его позвоночника), с последующей ориентацией на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения “сторонности” по отношению, в первую очередь, к собственному телу. Продолжительность данного направления характеризуется работой над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси право - лево.
Данный этап предусматривает закрепление усвоенных детьми пространственных и представлений на практическом уровне и с вербальным отражением пространственных взаимоотношений. Учитель - дефектолог на третьем этапе уточняет и закрепляет пространственные и квазипространственные представления детей на занятиях: формирование элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим; развитие связной речи. Большое значение на занятиях учитель - дефектолог отводит методам и приемам, которые побуждают детей к самостоятельному выбору вербальных средств отражающих пространственные взаимоотношения. Осуществляет подбор активных пауз, пальчиковых упражнений направленных на практическое использование ранее полученных знаний. На данном заключительном этапе большая роль отводится воспитателям группы, так как у них есть возможность использовать развивающий потенциал различных видов совместной с детьми деятельности.
Для реализации задач предусмотренных данным этапом педагогами группы подобраны и разработаны:
· развивающие игры: “Расскажи где звенит колокольчик”, “Расскажи, что изменилось”, “Кто слева, а кто справа”, “Кто где”, “Кто спереди, кто сзади”, “Расскажи что далеко, а что близко для тебя”.
· подвижные игры и упражнения: “Чье звено быстрее соберется”, “Что вышло?", “Покажи отгадку”, “Повтори и сделай верно”, “Ручейки и озера" “Игры с флажками”, “Укажи верное направление”, “Расставь верно”, “Жмурки”, “Я - робот”.
· проблемные ситуации: “Войдет - ли елка в комнату”, “Дом для слона”, “Перевозка груза”.
· сюжетные прогулки: “Клад кота Леопольда”, “Разведчики”, “На остров к Робинзону”.
· игры - на умение ориентироваться по плану и поиск пути: “Путешествие на автомобиле (по карте)", “Путешествие по комнате”, “Помоги Незнайке найти дорогу”, “Пройди по лабиринту”, “Куда спрятался жучок”, “Где мишка”, “Зайцы и волк”, “Три медведя”, “Обставь кукле комнату по плану”.
· физминутки: “Ракета”, “Самолет”, “Два хлопка”, “Во саду ли, во городе”, “Эй ребята, что вы спите? На зарядку становитесь”.
· Графические диктанты: “Муха”, “Полет в космос”, “Путешествие жука”.
· Театрализованные игры: “Кот, лиса и петух”, “Лисичка со скалочкой”, “Маша и медведь”
Занятия учителя - дефектолога и воспитателей группы носят комплексный, интегрированный характер, что способствует повышению эффективности работы в данном направлении. Как показывает опыт работы, в условиях содержательной интеграции деятельности педагогов ДОУ у детей успешней формируется пространственное восприятие, что в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на развитие детей с ЗПР в целом.
Выводы по I главе
1. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием, имеются проявляющиеся в разной степени стойкие нарушения в понимании и словесном обозначении пространственных отношений.
Прежде всего, у детей с ЗПР отмечается значительное количество пропусков предлогов или их неправильное употребление при выполнении заданий на повторение различных предложений, и особенно при пересказе или в самостоятельной речи. Часто встречается неадекватное обозначение определенных временных периодов при повторении предложений. При составлении самостоятельного рассказа по картинкам и при пересказе текста у дошкольников с ЗПР выявляются трудности или невозможность отразить с помощью имеющихся у них речевых средств категории времени. Наряду с описанными сложностями вербального выражения пространственных отношений, у детей с ЗПР обнаруживаются трудности в понимании этих отношений. Дети не только не могут верно исправить ошибку допущенную экспериментатором при построении предложения, но часто не замечают её вовсе. Так же у детей с ЗПР имеется недостаточное понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные отношения
2. У большинства дошкольников с ЗПР возникают серьёзные трудности и при расположении серии сюжетных картин в правильном порядке. Чем больше картин в серии, тем сложнее детям объединить их в единое смысловое целое. Это говорит об отсутствии у них способности одновременного, целостного восприятия комплекса стимулов (в данном случае картинок), которая, чаще всего, является результатом нарушений симультанных синтезов, возникающих из-за несовершенства пространственного гнозиса.
3. Нарушения в понимании категорий пространства у детей с ЗПР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющей уровневое, вертикальное строение. Все уровни данной системы формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущие и формируется на их основе. Несформированность даже одного уровня сказывается на дальнейшем наращивании вышележащих уровней и на функционировании всей системы в целом.
Задачи формирования пространственно-временных представлений у детей ЗПР. Методические приемы и длительность обучения, предметно-развивающая среда. Работа осуществлялась поэтапно: формирование представлений о собственном лице и теле (уровень пространства собственного тела); ориентировка в окружающем пространстве; ориентировка в двумерном пространстве; понимание и употребление логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения; представления об основных временных единицах и понятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР
Особенно актуальна проблема освоения пространства и времени детьми с ЗПР, так как развитие пространственно-временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкипа, З.М. Дунаева, Е.А. Екжанова, С.Г. Ералиева, С.Д. Забрамная, Р.Т. Ибаньес, Л.Н. Кассал, К. С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.А. Пепик, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева и др.).
Детям данной категории сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести работу в данном направлении.
Выделяя задачи формирования пространственно-временных представлений у детей с ЗПР и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, мы предположили, что различия в большей мере должны наблюдаться на основном этапе обучения, в методических приемах, в длительности обучения, в коррекционной направленности предметно-развивающей среды.
В ходе проведения анализа работы по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников мы использовали: п римерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы » под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; «Диагностика – развитие – коррекция: программу дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью» под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н.Д. Соколовой .
Формирование пространственно-временных представлений рассматриваются в разделе « Формирование элементарных математических представлений », где в старшем дошкольном возрасте ребенок должен освоить:
Умение ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;
Умение определять временные отношения (день – неделя – месяц).
В условиях коррекционной группы «Цветик-Семицветик» ГБДОУ детского сада №7 данная работа проводится на занятиях по формированию элементарных математических представлений и занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Однако опыт показывает, что для детей с ЗПР это явно недостаточно. Необходимо включать игры и задания на формирование пространственно-временных представлений в совместную деятельность ребенка с педагогом. Данная работа может проводиться как составная часть любого коррекционного занятия (вступительная или заключительная), а также с помощью отдельных приемов, используемых педагогом в коррекционном процессе. Отдельные приемы необходимо использовать на каждом занятии, сочетая их с изучением программного материала.
В ходе коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР, мы учитывали и принимали во внимание качественные особенности предметно-практической, продуктивной, познавательной, речевой деятельности детей.
Эти особенности их развития учитывались нами при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к ребёнку в процессе формирования пространственно-временных представлений у детей.
Приступая к работе по формированию пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР, опираюсь на следующие положения:
Выбор эффективных средств помощи детям, способствующих формированию пространственно-временных представлений, необходимо основывать как на понимании причин трудностей формирования пространственно-временных представлений и ориентировок, так и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на формирование пространственных и временных категорий в конкретных условиях жизнедеятельности ребенка;
Важным элементом работы целостный подход к развитию и коррекции, что предполагало возможность коррекционно-развивающего воздействия на все сферы психофизической деятельности ребенка: познавательную, двигательную, социальную, эмоциональную;
Основным средством формирования пространственно-временных представлений и ориентировок является игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Наиболее значимыми показатели развития пространственных отношений являются:
Наличие представлений о «схеме тела», его основных частях и возможных движениях;
О «сохранении» кругового порядка элементов, топологических пространственных отношениях («внутри», «снаружи» и «соседство», «разделенность»);
О системе координат (горизонтали) и способности использовать поверхность стола в качестве системы отсчета.
Накопление чувственных знаний о собственном теле, предметах окружающего мира является предпосылкой для образования и развития восприятия пространства, имеющего условно-рефлекторную природу.
Выделенные показатели соотносятся с представлениями о том, что на основе представлений о «схеме» собственного тела, т.е. ориентируясь «на себе», становится возможной ориентировка «от себя», то есть представления о динамических свойствах пространства, направлениях движения: возникает умение правильно показывать, называть и двигаться вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево.
Выделенные показатели развития пространственных представлений для всех групп детей совпадают с данными концепции онтогенетического развития зрительно-пространственных функций Ж. Пиаже. Это наличие знаний о последовательности и цикличности времен года, а также понимание правильных и ошибочных изображений времен года на «картинках-нелепицах».
Для дошкольников независимо от уровня интеллектуального развития эти показатели остаются важными на всем протяжении дошкольного возраста.
Работа по формированию пространственных представлений осуществляется поэтапно:
1 этап. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела).
Освоение ребенком «схемы собственного тела» должно подкрепляться различными маркерами, которые помогают ему убедиться, что существует верх и низ, (потолок, небо - пол, трава), перед - зад (пуговицы на рубашке - капюшон), правая и левая стороны (цветная тряпочка или часы на одной руке). Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует проделать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз
правой ладонью»).
На начальной стадии этапа понятия закладываются на невербальном уровне, поэтому здесь используются различные игры на понимание данных понятий.
Следует использовать приемы, предлагаемые И.Н. Садовниковой и Л.А. Пепик.
Например, игры-имитации:
- Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.
- На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, наконец, комар улетает, и медвежонок чешет спинку.
- Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.
Задачи начинают решаться на занятиях учителя – дефектолога (индивидуальных, подгрупповых):
- работа с зеркалами: «Дразнилки», «Узнай и покажи», «Покажи у соседа» и т.д.
После того, как у детей сформируются определенные знания в этой области, для закрепления, в совместной деятельности, можно использовать следующие приемы:
- игровые упражнения: «Что похоже, а что нет», «Найди отличия», «Перышко», «Ухо – нос», «Муха», «Аист», «Путаница», «Обведи свои ладошки»;
- чтение художественных произведений (Э. Машковская «Нос, умойся», А. Барто «Девочка чумазая», Н. Голь «Главные признаки» и т.д.);
- аппликация и лепка по темам: «Снегурочка и Дед мороз», «Дети на прогулке» и т. д.;
- подвижные игры и оздоровительные паузы: «Ладонь в ладонь», «Дрозд», «Буратино потянулся»;
- закрепление усвоенных знаний в режимных моментах: «Определи карман на шортах», «Где у тебя пуговицы», «Умой свое личико», «Сандалики заблудились».
2 этап. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
После выработки у детей навыка ориентации в пространстве относительно себя следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Это предполагает обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него, что вызывает у детей с ЗПР значительные затруднения. Необходимо закрепить у ребенка представления, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право - где у меня лево, а лево - где право. В итоге следует научить школьников мысленно ставить себя на место другого человека, видеть вещи его глазами и, главное, правильно называть их.
Важно, чтобы ребенок постоянно оречевлял свои ощущения и направления движения. После сопряженной с действием речи следует учить планирующим высказываниям: что я сейчас буду делать. Потом ребенок учится комментировать направления движения других детей.
3 этап . Развитие ориентировки в двумерном пространстве.
Ориентировка в двумерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов. Затем ребенок помещает различные предметы в левом нижнем, в правом верхнем углах, определяет, какие углы остались незаполненными. Формируется понимание и вербализация расположения плоскостных предметов, букв и цифр на листе
бумаги по отношению друг к другу.
Целесообразно использовать задания на узнавание нарисованных геометрических фигур путем сличения двух заданных образцов. Анализ фигур, направленный на развитие умения находить одинаковые и неодинаковые в пространственном отношении элементы фигуры, помогает направить внимание ребенка на осознанное восприятие отношений предметов в пространстве. От узнавания пространственных отношений переходят к заданиям, в которых требуется воспроизведение заданных фигур по образцу, сначала с помощью метода рисования (срисовывания), а позже методом активного конструирования заданных фигур из данных элементов (палочек, кубиков).
4 этап. Развитие понимания и употребления логико - грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.
Коррекционная работа начинается с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.
5 этап. Развитие представлений об основных временных единицах и понятиях и их вербализация.
Время является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями – текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.
При работе над развитием представлений о частях суток необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро - это части целого - суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводить, начиная с любой из них. Сначала время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Лучше начинать с контрастных частей суток: день - ночь, утро - вечер, а затем уже знакомить ребенка со сменой двух частей суток: утро - день, вечер - ночь. Когда ребенок усвоил последовательность смены частей суток, можно внести в работу шуточные элементы, когда взрослый ошибается в их назывании, а ребенок его исправляет. Постепенно задания усложняются и даются в словесной форме без использования картинок. Например, дефектолог называет предложение, пропуская названия частей суток, а ребенок должен правильно его закончить и т. д. Затем можно переходить к стихотворному тексту. Логопед читает стихотворение о каждой части суток, а дети поднимают карточку с их изображением.
Важно обратить внимание ребенка на изменение положения солнца, на разный цвет неба в различное время суток и предложить ему самостоятельно нарисовать этот пейзаж.
После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводятся понятия «сегодня», «вчера», «завтра». Ребенку необходимо объяснить, что те сутки, которые наступят, называются «завтра». А те сутки, которые уже прошли, называются «вчера». Сначала формируется правильное понимание, а потом использование детьми этих понятий в своей речи. Можно давать задания на завершение фразы. Дефектолог начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Или предложить составить рассказы на темы: что я делал вчера; что я делаю сегодня; что я планирую сделать завтра.
Работу над днями недели следует соотносить с расписанием занятий. Дети должны знать, в какие дни недели и какие именно проводятся занятия и в какие дни у них бывают занятия с дефектологом. Это позволит исключить механическое заучивание названий и последовательности дней недели. В качестве зрительной опоры используется круг со стрелкой, на котором схематично прописаны дни недели, детям дается четкое направление хода времени.
Задания на изучение времен года можно условно разделить на три группы: задания направленные на получение знания о сезонных изменениях в живой природе, о сезонных изменениях в неживой природе, об изменениях в жизни и труде людей в разные сезоны.
Знания о текущем времени года лучше давать в сравнении с только что прошедшим сезоном, обязательно опираясь на жизненный опыт детей. Первое время педагогу следует использовать большое количество наглядности, дети по картинкам должны узнавать времена года и определять их основные признаки. Позже они должны освоить последовательность смены времен года и уметь рассказывать о них по представлениям, то есть без наглядной опоры. При ознакомлении с временами года необходимо познакомить детей с названиями месяцев, с их последовательностью и дать представления о том, что двенадцать месяцев составляют год. О том, что каждый сезон состоит из трех месяцев.
Коррекционная работа, направленная на формирование у детей с ЗПР дошкольного возраста пространственных представлений (о направлениях пространства, пространственных отношениях, о временных единицах), осуществлялась в игре и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки, подвергать их анализу, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их, обозначать словами.
Первичной и постоянной микросредой для развития ребенка, как свидетельствуют различные исследования, является семья (Т.И. Бабаева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова и др.). Благодаря микросреде ребенок приобретает первый практический опыт ориентировки во времени и пространстве.
Эффективность коррекционной работы только возрастет, если родители сами будут владеть некоторыми способами и приемами развития пространственно-временных представлений. Для этого ведется взаимосвязь педагогов с родителями: проводятся консультации, индивидуальные беседы, объяснения пройденного материала.
Таким образом, у детей с ЗПР наблюдается сужение объема внимания, неспособность воспринимать в определенный отрезок времени необходимое количество информации, в связи, с чем их деятельность осуществляется в более медленном, чем у нормально развивающихся детей, темпе и продуктивность выполнения заданий значительно ниже.
Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности. Особенно явно отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников заметно при анализе их мыслительных процессов.
Дети с ЗПР не овладевают обобщенным термином; не могут проследить изучаемую последовательность и взаимозависимость ее отдельных компонентов; у них не формируются связи и отношения, позволяющие правильно ориентироваться в пространстве и времени и в соответствии с этим планировать свою деятельность.
Часто дети с ЗПР не выполняют задания из-за неумения организовать свою деятельность, хотя по уровню интеллектуальных возможностей могли бы легко справиться с ним. В условиях индивидуальной работы, когда педагог организует его деятельность, с тем же заданием справляется.
Это позволило сделать вывод о продолжении дальнейшей работы для теоретического обобщения показателей результатов исследования.
Примерное комплексно-тематическое планирование по формированию пространственно-временных представлений
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Задачи | Дидактические игры | Ориентировка |
|
во времени | в пространстве |
|||||
Сентябрь | Осень. Деревья | Ориентировка в «схеме собственного тела» Различать правую и левую стороны собственного тела. | - «Назови, в какой руке мяч?», - « Покажи и назови стороны своего тела», - «Какая часть тела, левая или правая» | Левая, правая стороны собственного тела |
||
Октябрь | Овощи. Огород | - «Правая и левая сторона», - «Выбери картинки, где изображена осень» | Осень | Слева, справа |
||
Фрукты. Сад | Различать верхние и нижние стороны относительно себя. | - «Покажи и назови, что вверху, а что внизу» | Вверху, внизу |
|||
Ягоды. Домашние заготовки | Различать положение предмета на листе бумаги. Различать и называть части суток «Утро». | - «Повтори не ошибись», - «Будь внимательным» ориентировка на листе бумаги, - «Выбери картинки, где изображено утро» | Части суток | Слева, посередине, справа |
||
Лес. Грибы | - «Рисуем картинку», - «Расположи предметы правильно» | Слева, посередине, справа |
||||
Ноябрь | Моя страна. Мой город. Моя улица | Различать положение предмета относительно себя. | - «Скажи где?», - «Что спереди, а что сзади», - «Прогулка в парке» | Спереди, сзади |
||
Человек. Части тела | Различать понятия вчера, сегодня, завтра; далеко, дальше, близко, ближе. | - «Помоги Незнайке», - «Ответь правильно», - «Закрась правильно» | Вчера, сегодня, завтра | |||
Одежда. Головные уборы | Различать и называть время года «Осень». | - «Что бывает осенью», - «Подбери одежду по сезону» | Осень | |||
Обувь | Различать и называть части суток «Ночь». | - «Выбери картинки, где изображено «ночь» | Части суток | |||
Электроприборы. Техника безопасности | Различать положение предмета относительно себя. | - «Что слева, а что справа» | Слева, справа |
|||
Декабрь | Зима. Сезонные изменения в природе | Различать положение предмета относительно себя. | - «С какой стороны снежинка», - «Помоги Незнайке» | |||
Мебель. | Различать и называть время года «Зима». | - «Что бывает зимой», - «Подбери одежду по сезону» | Зима | |||
Посуда. Продукты питания | Различать положение предмета относительно себя. | - «Расставь посуду», - «Куда свернула лиса», | Влево, вправо |
|||
Новый год. Игрушки | Формировать пространственные представления (далеко, близко). | - «Далеко и близко» | Далеко, близко |
|||
Январь | Зимние забавы | Различать положение предмета относительно себя. | - «Горка» - «Назови все времена года», | Зима, весна, лето, осень | Наверху, внизу, слева, справа, под |
|
Зимующие птицы | Формировать представление о пространственных отношениях. | - «Кто где?», - «Кормушка» | Слева, посередине, справа |
|||
Дикие животные и их детеныш и | Формировать пространственные представления (быстро, медленно) | - «Кто как передвигается», - «Угадай, кто быстрее» | Быстро, медленно | |||
Февраль | Домашние животные и их | Различать положение предмета на листе бумаги. | - «Что где находится» | Ориентировка на листе бумаги |
||
Домашние птицы | Различать и называть части суток «День». | - «Выбери картинки, где изображено «день» | Части суток | |||
Защитники Отечества | Различать положение предмета относительно себя. | - «Солдат» | Пространственное расположение предметов относительно себя |
|||
Зоопарк | Различать понятия вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами | - «Ответь на вопрос?», - «Закончи предложение» | Вчера, сегодня, завтра | |||
Март | Весна | Различать и называть время года «Весна». Различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться этими словами | - «Что бывает весной», - «Подбери одежду по сезону» - «Что сначала, что потом» | Весна | Вчера, сегодня, завтра |
|
Семья. Мамин праздник | Различать положение предмета относительно себя. | - «Скажи где?», - «Мамин праздник» | Слева, посередине, справа |
|||
Транспорт | Различать положение предмета относительно себя. | - «Расставь правильно транспорт», - «Куда свернула машина», | Влево, вправо |
|||
Правила дорожного движения | Различать положение предмета относительно себя. | - «Раскрась правильно светофор» | Вверху, посередине, внизу |
|||
Апрель | Профессии . Инструменты | Различать положение предмета относительно себя, обозначать словами положение предмета относительно себя (понимание и употребление предлогов) | - «Скажи где находятся инструменты» | Пространственное расположение предметов относительно себя |
||
Космос | Различать и называть части суток «Вечер». | - «Подбери картинки, где изображено «вечер» | Части суток | |||
Перелетные птицы | Различать положение предмета на листе бумаги. | - «Что где находится», - «Правильно расположи предметы» | Слева, справа, наверху, внизу (на листе бумаги) |
|||
Школьные принадлеж ности | Различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) | - «Разложи картинки по порядку» | Части суток | |||
Май | День Победы | Различать положение предмета относительно себя. | - «Назови, что слева, а что справа» | Слева, справа |
||
Насекомые | Различать и называть времена года. | - «Назови все времена года», - «Разложи картинки с изображением времен года в правильном порядке» | Времена года | |||
Цветы | Различать положение предмета на листе бумаги. | - «Разложи цветы» | Слева, справа, наверху, внизу, посередине (на листе бумаги) |
|||
Лето. Рыбы | Различать и называть время года «Лето». | - «Что бывает летом», - «Выбери картинки, где изображено лето» | Лето |
Месяц | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентировка |
||
Неделя | во времени | в пространстве |
||||
Сентябрь | Число и цифра 1 | Большой, меньше, маленький | Осень, сентябрь | |||
Октябрь | Число и цифра 2, знаки +, = | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой | Ориентировка на листе бумаги |
|||
Числа и цифры 1 – 3, соотнесение цифры и количества предметов | Квадрат, работа в тетради в клетку | |||||
Числа и цифры 1 – 4, соотнесение цифры и количества предметов, работа в тетради в клетку | Круг | |||||
Число и цифра 1 – 5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, составление числа пять из двух меньших | Осень октябрь | |||||
Ноябрь | Число и цифра 6, знаки +, =, составление числа шесть из двух меньших | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | ||||
Числа и цифры 4 – 6, знаки =, независимость числа от расположения предметов | Квадрат, треугольник | |||||
Числа и цифры 4 – 6, соотнесение числа, цифры и количества предметов, математическая загадка | ||||||
Числа и цифра 0 – 5, знак – (минус) | Дорисовывание геометрических фигур | Осень ноябрь | ||||
Числа и цифра 0, 4 – 6, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение цифры и количества предметов, знаки -, | Слева, справа, впереди, сзади |
|||||
Декабрь | Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, работа в тетради в клетку | Часть и целое, | Прямоугольник, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, деление квадрата на 2,4 части | Зима | ||
Числа и цифры 1 – 7, составление числа семь из двух меньших | Дни недели | |||||
Числа и цифры 1 – 8, знаки +, - | Зима декабрь | |||||
Порядковый счет, составление числа восемь из двух меньших | Деление предмета на 4 части | |||||
Январь | Овал | |||||
Знаки, порядковый счет | Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг | Зима январь | ||||
Числа и цифры 1 - 9 | Высокий, низкий | Дни недели, | ||||
Февраль | Порядковый счет, сравнение смежных чисел | Часть и целое | Квадрат | |||
Число десять, работа в тетради в клетку | Выкладывание из счетных палочек трапеции, лодки | |||||
Цифры 1 – 10, составление числа десять из двух меньших | Круг, треугольник, квадрат, трапеция | Зима февраль | ||||
Составление числа и цифры, математическая задача, знаки +, - | Работа в тетради в клетку | |||||
Март | Арифметические задачи на сложение и вычитание, порядковый счет | Работа со счетными палочками | Весна март | |||
Примеры на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших | Круг, прямоугольник | Работа в тетради в клетку |
||||
Соотнесение цифры и количества предметов, знаки | Круг, треугольник, прямоугольник, трапеция | Дни недели | ||||
Примеры на сложение и вычитание | Четырехугольники, шестиугольник | |||||
Апрель | Арифметические задачи на вычитание, соотнесение числа и цифры, работа в тетради в клетку | Большой, меньше, маленький, самый маленький | Треугольник | Части суток | ||
Арифметические задачи на сложение и вычитание, порядковый счет, математическая загадка | Дни недели, времена года | |||||
Математическая загадка, составление числа десять из двух меньших | Круг, овал, треугольник | Ориентировка на листе бумаги |
||||
Арифметические задачи на сложение и вычитание | Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник | Весна, апрель | ||||
Май | Порядковый счет, математическая загадка | Рисование предмета из заданных фигур | Работа в тетради в клетку |
|||
Порядковый счет, составление числа десять из двух меньших | Треугольник, круг, трапеция | |||||
Арифметические задачи на сложение и вычитание, примеры, соотнесение цифры и количества предметов | Весна, март, апрель, май | |||||
Повторение |
Примерное комплексно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений
В подготовительной группе
Месяц | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентировка |
||
Неделя | во времени | в пространстве |
||||
Сентябрь | Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки, работа со счетными палочками | Квадрат, ромб, прямоугольник | Осень | |||
Октябрь | Знаки =, -, +, математическая задача | Сравнение предметов | Ориентировка на листе бумаги |
|||
Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов | Сравнение предметов с фигурами | Части суток | ||||
Знаки, =,+, -, соотнесение цифры и количества предметов, составление числа шесть из двух меньших | Треугольник, трапеция | Осенние месяцы | ||||
Соотнесение цифры и количества предметов, математическая загадка | Ознакомление с часами | |||||
Ноябрь | Соотнесение цифры и количества предметов | Дни недели | Положение предмета относительно себя и другого лица |
|||
Порядковый счет, счет по названному числу, составление числа из двух меньших | Овал | |||||
Арифметические задачи, решение примеров | Измерение линейкой | Ориентировка на листе бумаги |
||||
Цифры от 1 до 10, число одиннадцать | Часы, определение времени по часам | |||||
Независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая загадка, составление числа из двух меньших | Рисование символического изображения животных | |||||
Декабрь | Число двенадцать | Дорисовывание кругов до знакомых предметов | Зима. Определение времени по часам | |||
Отношения между числами, математическая загадка, составление числа из двух меньших | Измерение длины отрезка | |||||
Число тринадцать, математическая загадка, решение примеров | Рисование в тетради в клетку | Зима. Зимние месяцы | ||||
Решение примеров, знаки +. -, соотнесение цифры и количества предметов | Выше, глубже | Элементы треугольника (вершины, стороны, углы) | ||||
Январь | Число четырнадцать | Дни недели | ||||
Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, составление числа из двух меньших | Дорисовываниепрямоугольника до знакомых фигур | |||||
Число пятнадцать, соотнесение цифры и количества предметов | Рисование символического изображения кошки | |||||
Февраль | Числа от одного до пятнадцати, решение примеров | Дорисовывание овалов до знакомых предметов | ||||
Число шестнадцать | Измерение линейкой | Определение времени по часам | ||||
Математическая загадка, знаки +, -, составление числа из двух меньших | Дорисовывание треугольников до знакомых предметов | |||||
Число семнадцать, решение примеров, счет по образцу и названному числу | Часы (стрелкициферблат) | |||||
Март | Число семнадцать | Рисование символического изображения собачки | Весна | Ориентировка на листе бумаги |
||
Число восемнадцать. Соотнесение числа из двух меньших, счет по названному числу | Вершины, стороны, углы | |||||
Число восемнадцать, решение примеров | Времена года | Ориентировка на листе бумаги |
||||
Число девятнадцать, составление числа из двух меньших | Сравнение Предметов по величине | |||||
Апрель | Число девятнадцать | Измерение линейкой | Дорисовывание квадратов до знакомых предметов | |||
Число двадцать, решение примеров и арифметических задач | Весна. Весенние месяцы | |||||
3 | Решение арифметических задач и примеров | Измерение линейкой | Ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку |
|||
4 | Знаки +, -, математическая загадка, соотнесение цифры и количества предметов | Измерение линейкой | Определение времени по часам | |||
1 | Соотнесение числа и количества предметов, решение примеров | Квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб | Дни недели | |||
2 | Соответствие между цифрой и количеством предметов |