«Организация работы по изучению ПДД в детском саду. Правила дорожного движения в детском саду

Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.

Первый этап работы — это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей и уровень их возможностей.

Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В индивидуальные и сводные карты вносятся результаты изучения познавательной сферы детей по Правилам дорожного движения.

На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной коррекционной работы.

Второй этап — расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.

Третий этап — формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Чем старше дети, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако и в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение Правил дорожного движения. Как было сказано выше, пути формирования эмоционального и сознательного отношения к изучению Правил дорожного движения тесно переплетаются, взаимодействуют в учебно-воспитательной работе. Прежде всего этой задаче служат художественные произведения, раскрывающие напряженный трудовой ритм работы сотрудников ГИБДД. Внимательный и углубленный анализ в сочетании с беседами, наблюдениями должен подводить детей к мысли, насколько значим и ответственен труд этих людей.

Четвертый этап — это формирование у детей чувства ответственности. Разумеется, когда речь идет о дошкольном возрасте, нельзя говорить о нем в полной мере, однако отдельные его компоненты сформировать у детей можно. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придет позже.

Задача педагога: сформировать в подрастающем человеке эту готовность, почву для нее.

Пятый этап работы — развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педагога подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице. Работа эта требует комплексного подхода. Он включает:

1. Систему подготовки детей к правильному поведению на улице.

2. Организацию игр и специальных практических занятий.

3. Специальную подготовку со стороны педагога.

Построение занятий по обучение детей ПДД

Занятия проводятся в соответствии с перспективным планом работы. Сначала важно определить обязательный минимум программного материала, который может усвоить каждый ребенок, с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание.

Длительность занятия на первом году обучения — 20 минут, на втором году — 25 минут, на третьем году — 30 минут, на четвертом — 35 минут в групповой комнате, с соблюдением гигиенических требований: освещение, температурный режим, осанка детей.

При планировании нового занятия необходимо опираться на содержание предыдущего, задавать вопрос детям: «Что нового мы узнали на прошлом занятии?» Основным механизмом формирования прочных знаний на занятии являются повторение и выполнение упражнений.

На занятиях по обучению детей Правилам дорожного движения необходимо использовать принцип доступности и наглядности.

Структура занятий : психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, стихи, пословицы и поговорки, художественное слово, физминутки, словесные игры, работа по перфокарте, пальчиковая гимнастика.

Психогимнастика является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Психогимнастику можно проводить не только в начале занятия, но и по мере необходимости, если нужно поднять настроение или снять эмоциональное напряжение у детей.

Для более устойчивого внимания детей необходим прием удивления (сюрпризный момент) . Еще Максим Горький писал, что удивление — это начало понимания. Удивить — это значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, который нередко не ослабевает до конца занятия.

Суть создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы вызвать у ребенка внутренний интерес, заставить задуматься, помочь другому в трудной ситуации. Именно это и является очень важным условием для успешного усвоения нового материала.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

В конце занятия необходимо провести оценку (что нового узнали дети на занятии, что больше всего понравилось и т.д.). Она помогает правильно спланировать последующие занятия и исправить ошибки, допущенные на предыдущих.

Коррекционные задачи

Коррекция ощущений, восприятия, представлений.

Развивать восприятие цвета, формы, величины, материала. Увеличивать объемы зрительных, слуховых, моторных восприятий. Увеличивать поле зрения, скорость обозрения. Развивать глазомер. Учить сравнивать, выделять существенные признаки предметов. Корректировать искажения представления об окружающем.

Коррекция памяти.

Работать над усвоением знаний, умений, навыков при помощи произвольного сознательного запоминания. Формировать полноту восприятия словесного материала. Работать над увеличением объема памяти. Развивать словесно-логическую, образную, зрительную память.

Коррекция внимания.

Формировать навыки самоконтроля. Воспитывать устойчивое внимание. Развивать быструю переключаемость внимания.

Коррекция самооценки.

Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.

Коррекция речи.

Развивать фонематический слух. Совершенствовать слуховое восприятие. Расширять активный словарь.

Коррекция мышления.

Развивать умение делать словесно-логические обобщения. Учить выделять главное, существенное. Развивать умение группировать предметы. Работать с навыком деления целого на части и восстановления целого из частей. Учить понимать смысл нового правила. Учить применять правила на практике. Развивать умение сравнивать, анализировать.

Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое до конца. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, уважения к старшим. Предупреждать возникновение дурных привычек. Вырабатывать положительные навыки поведения. Воспитывать чувство ответственности, доброжелательности, трудолюбие, дисциплину.

Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Правилами дорожного движения

I. Аннотация.
Плотность транспортных потоков и скорость движения автомобилей на улицах города быстро возрастает и будет прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Виновниками дорожно-транспортных происшествий чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Избежать этого можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста.
П.Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Уже несколько лет коллектив педагогов нашего ДОУ системно и организованно ведёт работу в направлении по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения. Это особенно актуально, потому что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё то, что ребёнок усвоит в это время, прочно останется у него навсегда. Поэтому очень важно в детском саду с младшего возраста начинать подготовку ребёнка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения – пешехода.
К 4-5 годам у детей накапливается определённый двигательный опыт, обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. В более старшем возрасте (6-7лет) отдельные сведения о правилах дорожного движения выстраиваются в последовательную и стройную систему представлений. Дети не только знакомятся с дорожными знаками, усваивают правила и нормы поведения на улице и в транспорте, но и приобретают умения применять полученные знания на практике. Перед детьми ставятся задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применять знания на практике.
Большое внимание уделяется работе с родителями, т.к. для ребёнка очень важен положительный пример в поведении взрослых на улице и в транспорте. Организуются тематические выставки творческих работ детей и родителей, конкурсы плакатов. Ведётся тесное сотрудничество с инспекторами ГИБДД. Именно в условиях целенаправленной работы с семьёй по подготовке дошкольников к роли самостоятельных пешеходов повышается уровень усвоения детьми знаний и навыков ПДД.
Цель . Формирование у дошкольников осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи.
1. Знакомство детей с Правилами дорожного движения
2. Обучение правилам поведения на улице и в транспорте.
3. Развитие у детей способности осознанно выполнять обязанности у частника дорожного движения.
Для успешной реализации программы по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах в ДОУ организованы уголки дорожного движения, в которых представлены: наглядно-иллюстрированный материал; настольно-печатные игры; магнитная доска, изображающая перекресток; атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой; детская художественная литература по тематике дорожного движения; конструкторы; пособия и игры по обучению детей ПДД; безопасные маршруты «Дом – детский сад», разработанные для каждого ребенка; действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике; альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия); аудио- и видеотехнические средства. Для моделирования ситуаций по правилам дорожного движения во дворе ДОУ обустроен игровой комплекс «Автоплощадка», где обозначены разметкой проезжая часть, тротуар и пешеходный переход. Приобретены атрибуты для его оборудования: мобильный действующий светофор, дорожные знаки на штативах, велосипеды, самокаты. Развивающая среда для развития детей дошкольного возраста создана согласно временным требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении и в соответствии современными санитарно-эпидемиологическими нормами.
II. Учебный план программы.
Категория обучающихся: воспитанники детского сада 5-7 лет.
Срок обучения: 1 год.
№ наименование тем всего часов в том числе форма контроля
теоретических практических
1 «Мы знакомимся с улицей». 1 ч 40 мин 35 мин 1 ч 5 мин Беседа, наблюдение, рефлексия
2 «Азбука дороги». 2 ч 5 мин 35 мин 1 ч 30 мин Беседа, наблюдение, рефлексия
3 «Кто важнее всех на улице?» 1 ч 40 мин 20 мин 1 ч 20 мин Беседа, наблюдение, рефлексия
4 «Умелый пешеход». 1 ч 40 мин 30 мин 1 ч 10 мин Беседа, наблюдение, рефлексия, анализ
5 «Это всем должно быть ясно!» 2 ч 5 мин 25 мин 1 ч 40 мин Беседа, наблюдение, рефлексия
6 «Красный, желтый, зеленый!» 1 ч 40 мин 35 мин 1 ч 5 мин Беседа, наблюдение, рефлексия
7 «Как избежать беды?» 1 ч 40 мин 25 мин 1 ч 15 мин Беседа, наблюдение, рефлексия
8 «Правила – наши помощники». 2 ч 5 мин 35 мин 1 ч 30 мин Беседа, наблюдение, рефлексия
9 «Школа дорожных наук». 2 ч 5 мин 20 мин 1 ч 45 мин Беседа, наблюдение, рефлексия, анализ
III. Учебно-тематический план.
Цель программы: Повысить активность родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения; формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Категория обучающихся: воспитанники детского сада 5-7 лет.
Срок обучения: 1 год.
Режим занятий: четверг 15.00-15.25
№ наименование тем
всего часов в том числе форма контроля
теоретических практических
1 «Мы знакомимся с улицей». 1 ч 40 мин. 35 мин. 1 ч 5 мин.
1.1 Занятие «Наше село и его транспорт». 25 мин. 15 мин. 10 мин. Беседа, наблюдение
1.2 Занятие «Как ослик в школу пошел». 25 мин. 15 мин. 10 мин. Беседа, наблюдение
1.3 Дидактическая игра «Улица». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Беседа, наблюдение
1.4 Целевая прогулка. «Пешеходный переход». 25 мин. 25 мин. Беседа, рефлексия
2 «Азбука дороги». 2 ч 5 мин. 35 мин. 1 ч 30 мин.
2.1 Занятие «Влиятельная палочка». 25 мин. 15 мин. 10 мин. Беседа, наблюдение
2.2 Занятие «Зачем нужны дорожные знаки?». 25 мин. 10 мин. 15 мин. Беседа, наблюдение
2.3 Спортивный досуг «В гостях у светофора». 25 мин. 25 мин. Наблюдение, рефлексия
2.4 Дидактическая игра «Угадай по описанию». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Беседа, наблюдение
2.5 Проектная деятельность. Создание макета «Наша улица». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение, рефлексия
3 «Кто важнее всех на улице?» 1 ч 40 мин. 20 мин. 1 ч 20 мин.
3.1 Занятие «Дорога в школу». 25 мин. 10 мин. 15 мин. Беседа, наблюдение
3.2 Дидактическая игра «Автомобиль». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Беседа, наблюдение
3.3 Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение, рефлексия
3.4 Организация уголка ПДД. 25 мин. 25 мин. Беседа, наблюдение
4 «Умелый пешеход». 1 ч 40 мин. 30 мин. 1 ч 10 мин.
4.1 Занятие «Безопасность на дороге». 25 мин. 15 мин. 10 мин. Беседа, наблюдение
4.2 Дидактическая игра «Викторина». 25 мин. 10 мин. 15 мин. Беседа, наблюдение
4.3 Подвижная игра «В гости к Айболиту». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение, рефлексия
4.4 Экскурсия к перекрестку. 25 мин. 25 мин. Беседа, наблюдение
5 «Это всем должно быть ясно!» 2 ч 5 мин. 25 мин. 1 ч 40 мин.
5.1 Занятие «Маленький шофер». 25 мин. 10 мин. 15 мин. Беседа, наблюдение
5.2 Дидактическая игра «Дорожная азбука». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Беседа, наблюдение
5.3 Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение, рефлексия
5.4 Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». 25 мин. 25 мин. Наблюдение, рефлексия
5.5 Проектная деятельность. «Безопасное колесо ». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение, рефлексия, анализ
6 «Красный, желтый, зеленый!» 1 ч 40 мин. 35 мин. 1 ч 5 мин.
6.1 Занятие «В городском транспорте». 25 мин. 10 мин. 15 мин. Беседа, наблюдение
6.2 Беседа «Мы путешествуем в метро». 25 мин. 20 мин. 5 мин. Беседа, наблюдение
6.3 Сюжетно-ролевая игра «Перекресток». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Беседа, наблюдение
6.4 Конкурс рисунков на тему ПДД. 25 мин. 25 мин. Наблюдение, рефлексия
7 «Как избежать беды?» 1 ч 40 мин. 25 мин. 1 ч 15 мин.
7.1 Занятие «Движение транспорта и работа водителя». 25 мин. 15 мин. 10 мин. Беседа, наблюдение
7.2 Дидактическая игра «Дорожные знаки». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Беседа, наблюдение
7.3 КВН «Зелёный огонёк». 25 мин. 25 мин. Наблюдение, рефлексия
7.4 Целевая прогулка «Дорожные знаки». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Беседа, наблюдение
8 «Правила – наши помощники». 2 ч 5 мин. 35 мин. 1 ч 30 мин.
8.1 Беседа «Где можно и где нельзя играть». 25 мин. 20 мин. 5 мин. Беседа, наблюдение
8.2 Дидактическая игра «Логические дорожки». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Беседа, наблюдение
8.3 Подвижная игра «Цветные автомобили». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Беседа, наблюдение
8.4 Театрализованная постановка «Дорога к теремку». 25 мин. 25 мин. Наблюдение, рефлексия
8.5 Проектная деятельность. Создание альбомов «Это - папа, это – я, это – улица моя». 25 мин. 5 мин. 20 мин.
9 «Школа дорожных наук». 2 ч 5 мин. 20 мин. 1 ч 45 мин.
9.1 Занятие «Правила катания на велосипеде (самокате, роликах)». 25 мин. 10 мин. 15 мин. Беседа, наблюдение
9.2 Дидактическая игра «Моделируемые знаки». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Беседа, наблюдение
9.3 Акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!». 25 мин. 5 мин. 20 мин. Наблюдение, рефлексия
9.4 Музыкально - игровой досуг «Помни правила дорожного движения». 25 мин. 25 мин. Наблюдение, рефлексия
9.5 Конкурс рисунков на асфальте на тему ПДД. 25 мин. 25 мин. Наблюдение, рефлексия
Итого 16 ч 40 мин 4 ч 20 мин 12 ч 20 мин

Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Правилами дорожного движения «Зелёный огонёк».
Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное, внимание!

Пояснительная записка
Культура личной безопасности подразумевает знание и неукоснительное соблюдение правил безопасности, умение применять их на практике и в экстремальных ситуациях, совокупность моральных и нравственных качеств.
Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов. Изучение Правил дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов. Только при систематическом изучении правил, использовании новых форм пропаганды Правил дорожного движения, взаимодействии органов образования, здравоохранения и Государственной инспекции БДД можно решить проблему детского травматизма.
Авторская программа «Зелёный огонёк» направлена на профилактику дорожно-транспортного травматизма и изучение дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребёнка. Работа ведется систематически как с группой детей, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы.
Данная работа ведётся в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители.
Значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Движение транспорта и пешеходов на улице и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нём самостоятельно. Поэтому особое внимание уделяется организации наблюдений и экскурсий.
Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. С детьми проводятся тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности.
В работе используется авторское практическое пособие «Дорожная азбука в загадках», знакомящее детей с правилами поведения на дороге, сигналами светофора, транспортными средствами и некоторыми дорожными знаками. Это пособие я использую в работе с детьми уже не первый год. Кратко о том, как создавалось это пособие: к каждой букве алфавита я подбирала подходящее слово, относящееся к дорожной тематике, затем находила загадку об этом предмете, если не находила, то придумывала сама и подбирала иллюстрацию, изображающую загаданное. Практическое пособие «Дорожная азбука в загадках» представляет собой сборник тематических картинок, в алфавитном порядке, со стихотворениями и загадками, подобранными по теме «Обучение дошкольников правилам дорожного движения». «Дорожную азбуку» можно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Данное пособие направленно на формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.

Актуальность (обоснование разработки программы «Зелёный огонёк»).
У ребёнка несоизмеримо меньший опыт передвижения по улице, чем у взрослого, не полностью сформировано чувство опасности, страха, ориентации в пространстве, дети подвижны и нетерпеливы.
Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Программа ориентирована на две возрастные ступени:
1. старший возраст – от 5-6 лет;
2. подготовительную к школе группу от 6-7 лет.
Программа построена на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании».
- О концепции модернизации российского образования на период до 2012 года.
- Устав образовательного учреждения.
Объекты программы
- Дети.
- Семьи детей, посещающих ДОУ.
- Педагогический коллектив ДОУ.
Цель программы
Повысить активность родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения; формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи программы
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивается моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это развлечения, праздники, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, тренинги, встречи с инспекторами дорожного движения, акции, экскурсии, конкурсы, проекты, выставки и т.д.
Основные этапы работы, отражаемые программой:
- уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель.
- расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.
- закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности и с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
- формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.
- развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, т.к. при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся обстановке.
Программа включает в себя планирование работы на год по старшим возрастным группам, работу с детьми, педагогами и родителями.
Ожидаемый результат
По окончании программы ребёнок должен:
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- иметь представления о видах транспорта (воздушный, водный, наземный);
- различать на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные);
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части (три фиксации поворота головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.

Поэтапно-перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями
СЕНТЯБРЬ
«Мы знакомимся с улицей». 1.Занятие «Наше село и его транспорт». 2. Занятие «Как ослик в школу пошел». 3. Дидактическая игра «Улица». 4. Целевая прогулка. «Пешеходный переход».
Семинар-практикум «ОБЖ для дошкольников». Родительское собрание с приглашением инспектора ГИБДД «Влияние на безопасность детей поведения родителей».

ОКТЯБРЬ
«Азбука дороги». 1.Занятие « Влиятельная палочка». 2. Занятие «Зачем нужны дорожные знаки?». 3. Спортивный досуг «В гостях у светофора». 4. Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Участие педагогов в спортивном досуге «В гостях у светофора». Издание буклета для родителей «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
Проектная деятельность. Создание макета «Наша улица».

НОЯБРЬ
«Кто важнее всех на улице?» 1.Занятие «Дорога в школу». 2.Дидактическая игра «Автомобиль». 3.Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы». 4.Организация уголка ПДД. Презентация уголков по ПДД в группах. Участие в организации уголка ПДД.

ДЕКАБРЬ
«Умелый пешеход». 1.Занятие «Безопасность на дороге». 2.Дидактическая игра «Викторина». 3.Подвижная игра «В гости к Айболиту». 4.Экскурсия к перекрестку. Консультация для педагогов «Разработка и использование маршрута «Дом – детский сад». Участие в разработке и использовании маршрута «Дом – детский сад».

ЯНВАРЬ
«Это всем должно быть ясно». 1.Занятие «Маленький шофер». 2.Дидактическая игра «Дорожная азбука». 3.Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». 4.Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». Участие педагогов в развлечении «Путешествие в страну дорожных знаков». Анкетирование на тему «Я и мой ребенок на улице».
Проектная деятельность. «Безопасное колесо».

ФЕВРАЛЬ
«Красный, желтый, зеленый». 1.Занятие «В городском транспорте». 2.Беседа «Мы путешествуем в метро». 3.Сюжетно-ролевая игра «Перекресток». 4.Конкурс рисунков на тему ПДД. Разработка конспекта сюжетно-ролевой игры «Перекресток». Изготовление стенда «Осторожно, улица!»

МАРТ
«Как избежать беды?» 1.Занятие «Движение транспорта и работа водителя». 2.Дидактическая игра «Дорожные знаки». 3.КВН «Зелёный огонёк». 4.Целевая прогулка «Дорожные знаки». Просмотр открытого мероприятия – КВН «Зеленый огонек». 1.Участие в КВН. 2.Целевая экскурсия «Наблюдение за работой водителя».

АПРЕЛЬ
«Правила – наши помощники». 1.Беседа «Где можно и где нельзя играть». 2.Дидактическая игра «Логические дорожки». 3.Подвижная игра «Цветные автомобили». 4.Театрализованная постановка «Дорога к теремку». Тестирование педагогов для выявления уровня своих знаний по дорожной тематике. Консультация «Родитель – образец для подражания».
Проектная деятельность. Создание альбомов «Это – папа, это – я, это – улица моя!»

МАЙ
«Школа дорожных наук». 1.Занятие «Правила катания на велосипеде (самокате, роликах)». 2.Дидактическая игра «Моделируемые знаки». 3.Акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!». 4.Музыкально - игровой досуг «Помни правила дорожного движения». 5.Конкурс рисунков на асфальте на тему ПДД. 1.Участие педагогов в акции «Водитель! Сохрани мне жизнь!»
2.Участие в музыкально-игровом досуге «Помни Правила дорожного движения». 1.Участие в акции.

2.Внесение информации по обучению детей ПДД в родительский уголок.

Таким образом, реализация мероприятий в рамках данной программы позволяет вести работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма наиболее эффективно. Программа направлена на возможность донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать Правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей.
Благодаря программе дети получат и усвоят знания о правилах поведения на дороге, научаться применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.
Совместно с родителями разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, обучению умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.

Приложение.

Конспекты мероприятий по программе «Зелёный огонёк».
Занятие «Наше село и его транспорт».
Цели и задачи. Формировать любовь к родному селу, дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по селу.
Подготовка. Беседа о селе. Экскурсия в краеведческий музей.

Ход занятия.
- Рассказ педагога об истории села. Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей нашего села.
- Загадки о транспорте с показом картинок.
- Составление детьми рассказов по картинкам.

Занятие «Как ослик пошел в школу?».
Цели и задачи. Уточнить представление о сигналах светофора. Воспитать общую культуру поведения на улице.
Подготовка. Экскурсия к светофору. Заучивание стихотворения «Светофор». Чтение стихотворений С. Михалкова «Это всем должно быть ясно». «Моя улица».
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
- Групповая подвижная игра «Светофор».

Дидактическая игра «Улица».
Цели и задачи. Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.
Оборудование. Макет улицы. Деревья (макет). Автомобили (игрушки). Куклы-пешеходы. Светофоры. Дорожные знаки.

Целевая прогулка «Пешеходный переход».
Цели и задачи. Учить находить пешеходный переход. Познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу. Воспитывать внимательное отношение к переходу улицы.

Семинар – практикум «ОБЖ для дошкольников».
Цели и задачи. Систематизировать знания педагогов о Правилах дорожного движения, развивать практические умения при проведении этих правил, создавать условия по взаимодействию с социумом по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников ДОУ.

Родительское собрание с приглашением инспектора ГИБДД «Влияние на безопасность детей поведения родителей».
Цели и задачи. Способствовать повышению родительской компетентности в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Занятие «Влиятельная палочка».
Цели и задачи. Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика. Закрепить правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, вверху – внизу, спереди – сзади и т.д.). Воспитывать уважение к окружающим.
Оборудование. Жезл. Изображение улиц, перекрестков. Изображения регулировщика в разных положениях. Макет светофора. Наглядное пособие «Дорожная азбука в загадках».
Ход занятия.
- Загадка – шутка. Беседа.
- Рассматривание картинок регулировщика в разных положениях.
- Физкультминутка «Жесты регулировщика».
- Рассказ сотрудника ГИБДД.
- Чтение детьми стихов С. Михалкова.

Занятие «Зачем нужны дорожные знаки?».
Цели и задачи. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Вспомнить известные дорожные знаки – переход. Познакомить с новыми знаками: «зебра», внимание, осторожно, дети.
Оборудование. Дорожные знаки («Пешеходный переход», предупреждающие знаки, запрещающие знаки, указательные знаки), рабочая тетрадь.
Ход занятия.
- Организационный момент. Показ знаков и чтение стихотворения Я. Пишумова.
- Рисование детьми знаков в рабочей тетради.

Спортивный досуг «В гостях у светофора».
Цели и задачи. Закрепить умения применять полученные знания в играх и повседневной жизни. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. Совершенствовать двигательные навыки. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Ход досуга.
- Представление команд.
- 1 конкурс «Пройди по переходу».
- 2 конкурс «Собери автомобиль».
- 3 конкурс « Дорожные знаки».
- Отгадай загадку.
- 4 конкурс «Извилистая дорога».
- 5 конкурс «Веселые гонки».
- Выступление инспектора. Вручение призов.

Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Цели и задачи. Учить различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения. Развивать зрительное внимание.
Оборудование. Дорожные знаки, штативы для них.

Проектная деятельность. Создание макета «Наша улица».
Цели и задачи. Воспитание творческих способностей. Закрепление представлений об улице, её основных частях (тротуар, проезжая часть, перекресток, и т. д.).

Издание буклета для родителей «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
Цели и задачи. Способствовать повышению родительской компетентности в вопросах по обучению детей Правилам дорожного движения в условиях семьи.

Занятие «Дорога в школу».
Цели и задачи. Познакомить детей с правилами безопасного поведения в общественном транспорте. Закрепить знания о правилах поведения на улице, а также понятия «пешеход», «пассажир».
Оборудование. Картины с изображением улиц, школы, пассажирского транспорта, Буратино, Мальвины. Схема маршрута от дома к школе на фланелеграфе. Дорожные знаки, фломастеры и листы бумаги для рисования.
Ход занятия.
- Демонстрация картины с изображением школы. Беседа.
- Помоги Мальвине и Буратино попасть в школу. Работа на фланелеграфе с изображением схемы маршрута.
- Физкультминутка «Автобус». (Дети – пассажиры).
- Рисование схемы своего маршрута от дома к детскому саду.

Дидактическая игра «Автомобиль».
Цель. Закрепить представления детей о внешнем виде автомобиля.
Оборудование. Разобранная модель автомобиля (пазлы).
Ход игры.
- Дети по команде педагога начинают собирать модель. Выигрывает ребенок или команда, первой собравшая автомобиль.

Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».
Цели и задачи. Расширять знания о правилах поведения детей на улице. Воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
Оборудование. Макет светофора, дорожные знаки, обозначение пешеходного перехода «зебра», велосипеды, самокаты.

Организация уголка ПДД.
Цели и задачи. Формирование эффективного обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Способствовать повышению родительской компетентности в вопросах знакомства детей с ПДД в условиях семейного воспитания.

Презентация уголков по Правилам дорожного движения в группах.
Цели и задачи. Проанализировать соответствие уголков безопасности по критериям:
- соответствие возрасту;
- разнообразие дидактического и игрового материала;
- эстетика оформления.

Занятие «Безопасность на дороге».
Цели и задачи. Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице. Закрепить знание сигналов светофора, их значение. Повторить правила поведения на улице. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость.
Оборудование. Фланелеграф. Кукла Буратино. Наглядное пособие «Дорожная азбука в загадках». Шапочки с окошечками цветов светофора. Недорисованная схема улицы.
Подготовка. Экскурсии. Разучивание стихотворений.
Ход занятия.
- Создание игровой ситуации, появление сказочного персонажа Буратино.
- Физкультминутка «Красный, желтый, зеленый».
- Чтение тематических стихов.
- Игра – инсценировка (дети в шапочках изображают светофор).
- Дидактическая игра «Какой это знак?»

Дидактическая игра «Викторина».
Ход игры.
- Педагог задаёт тематические вопросы. Дети отвечают «Да» или «Нет».

Подвижная игра «В гости к Айболиту».
Цель игры. Формирование навыков поведения на улицах.
Оборудование. Разнообразные шапочки зверей, велосипеды, жезлы регулировщика, обозначение пешеходных переходов.
Ход игры.
- Дети по двое начинают движение на велосипедах или пешком.
- Регулировщики отмечают, кто нарушил правила.
- Нарушители идут лечиться к Айболиту.
- Кто правильно проделал весь путь, получает от Айболита подарок.

Экскурсия к перекрестку.
Цели и задачи. Уточнить знания о перекрестке. Познакомить с правилами перехода проезжей части, где есть перекресток. Закрепить знания о правилах поведения на проезжей части.

Консультация для педагогов «Разработка и использование маршрута «Дом – детский сад».
Цели и задачи. Повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно. Научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути в детский сад и обратно. Научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.

Занятие «Маленький шофер».
Цели и задачи. Познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде. Научить детей правилам поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде. Закрепить знание основных частей велосипеда. Воспитывать уважение к окружающим людям.
Оборудование. Картинки с изображением Гены и Чебурашки. Раздаточные карточки на каждого ребенка с изображением корабля, поезда, велосипеда. Дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено». Детский велосипед. Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
Ход занятия.
- Педагог читает стихотворение В. Кожевникова «Машина моя».
- Беседа по сюжету на фланелеграфе.
- Рассматривание настоящего детского велосипеда.
- Педагог знакомит детей с правилами езды на велосипеде.
- Слушание рассказа «Зайка-велосипедист».

Дидактическая игра «Дорожная азбука».
Цель игры. Закрепить знания детей о Правилах дорожного движения.
Оборудование. Наглядное пособие «Дорожная азбука в загадках» (черно–белый вариант – раскраска), цветные карандаши, фломастеры.
Ход игры.
- Отгадывание детьми загадок.
- Раскрашивание картинок с отгадками.

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».
Цель игры. Закреплять знание детьми сигналов светофора.
Оборудование. Действующая модель светофора.
Ход игры.
- Педагог включает светофор.
- Дети: на красный сигнал светофора стоят на месте, на желтый – хлопают, на зеленый – шагают.

Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков».
Цели и задачи. Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и Правилах дорожного движения.
Действующие лица. Рассеянный. Сотрудник ГИБДД. Дорожные знаки. Помеха – неумеха. Незнайка. Светофорики – Желтый, Зеленый, Красный.
Ход развлечения.
- Появляется Рассеянный. Беседует с детьми и сотрудником ГИБДД.
- Входят, плача, дорожные знаки.
- Сотрудник ГИБДД предлагает детям помочь справиться с Помехой – неумехой.
- Помеха – неумеха загадывает детям загадки.
- Выходят Светофорики.
- Игра «Красный, желтый, зеленый».
- Въезжает Незнайка. Дети знакомят его с правилами поведения на дороге.
- Словесная игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья».

Проектная деятельность. «Безопасное колесо».
Цели и задачи. Воспитание творческих способностей. Разработать совместно с детьми правила при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Оформить эти правила в виде папки – передвижки с детскими рисунками - иллюстрациями.

Анкетирование. «Я и мой ребенок на улице».
Цели и задачи. Выявить уровень знаний родителей о ПДД. Продолжать организовать работу по взаимодействию детского сада и семьи по обучению детей основам безопасного поведения на улице. Повысить у родителей ответственность за привитие детям навыков ОБЖ.

Занятие «В городском транспорте».
Цели и задачи. Ознакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте.
Оборудование. Наглядные пособия: сюжетные картинки в альбоме, изображающие различные ситуации в вагоне метро, в автобусе, троллейбусе, трамвае. Клей, кисточки, ножницы.
Ход занятия.
- Организационный момент. Вступительная беседа.
- Рассказ педагога о том, почему нужно уступать место пожилому пассажиру; почему нельзя толкаться и затевать игру и т.д.
- Анализ ситуаций.
- Работа в альбоме. Предложить детям исправить ситуацию.

Беседа «Мы путешествуем в метро».
Цели и задачи. Закрепить знания о городском транспорте – метро. Продолжать знакомить детей с правилами поведения и культуре общения в метро. Дать детям элементарные знания о безопасности при поездке в метро.
Оборудование. Иллюстрации или фотографии станций метро (3-4).
Ход беседы.
- Предложить детям перечислить виды пассажирского транспорта.
- Загадки о метро и эскалаторе. Рассказ педагога о принципе работы эскалатора, о правилах поведения в вагоне поезда.

Сюжетно-ролевая игра «Перекресток».
Цели и задачи. Закреплять знания детей о правилах поведения пешехода. Формировать навыки ролевого поведения, учить брать роль и вести её до конца игрового действия. Развивать зрительно-двигательную координацию в процессе игр.
Оборудование. Светофор, накидки для детей, ограничительные полосы, знак «Пешеходный переход».
Ход игры.
- Дети разыгрывают различные дорожные ситуации.

Конкурс рисунков на тему ПДД.
Цели и задачи. Закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой. Закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов.
Оборудование. Листы ватмана, формат А3, краски, кисточки, цветные карандаши.
Ход конкурса.
- Вступительное слово инспектора ГИБДД.
- Организация выставки.

Занятие «Движение транспорта и работа водителя».
Цели и задачи. Познакомить детей с правилами движения транспорта на дороге. Закрепить знания о профессии водителя. Формировать координированные действия.
Оборудование. Иллюстрации с изображением дороги, улицы. Набор: наглядное пособие «Улица», автомобили и знаки на магнитах.
Ход занятия.
- Рассматривание иллюстраций. Беседа.
- Конструирование дороги. Разыгрывание ситуаций с объяснением педагога.
- Рассказ педагога о профессии водителя.

Дидактическая игра «Дорожные знаки».
Цели и задачи. Закрепить представления детей о значении дорожных знаков. Развивать зрительное внимание.
Оборудование. Предметные картинки-пазлы.

КВН «Зеленый огонёк».
Цели и задачи. Закрепить знания детей об элементах дороги, средствах регулирования движения, группах дорожных знаков, правилах перехода проезжей части. Закрепить в игровой форме практические навыки поведения на улице пешехода и водителя. Воспитывать желание помочь своей команде, внимательность, коллективизм.
Оборудование. Эмблемы команд. Конверты с вопросами. Магнитофонная запись вопросов родителей. Элементы дороги на фланелеграфе. Дорожные знаки. Фотографии с изображением улиц. Элементы аппликации грузового автомобиля. Гонг. Жетоны красного, желтого, зеленого цветов.
Ход КВН.
- Вступительное слово педагога.
- Тематические вопросы.
- Чтение детьми стихов о ПДД.
- Загадки.
- Игра «Поющий светофор».
- Задание знатокам за минуту сделать аппликацию грузового автомобиля.
- Подведение итогов. Вручение призов.
Целевая прогулка «Дорожные знаки».
Цели и задачи. Закрепить названия и назначение дорожных знаков. Определить какие дорожные знаки предназначены для водителей, а какие - для пешеходов. Убеждать в необходимости соблюдать Правила дорожного движения.

Беседа «Где можно и где нельзя играть».
Цели и задачи. Научить детей правилам поведения на улице, где можно и где нельзя играть.
Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображена обсуждаемая тема. Альбомы, цветные карандаши, фломастеры. Игрушка бибабо Буратино.
Ход беседы.
- Появление Буратино и его рассказ о том, как он играл около проезжей части.
- Попросить детей прокомментировать рассказ Буратино.
- Разобрать с детьми ситуации на картинках. Обсуждение.
- Чтение педагогом стихотворения В. Семернина «Запрещается – разрешается».

Дидактическая игра «Логические дорожки».
Цели и задачи. Развитие наглядно-образного мышления на основе задач на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве. Закрепление знаний Правил дорожного движения. Развитие познавательного мышления.
Оборудование. Игровое поле, на котором изображена «карта» с разветвленными дорожками и домиками на концах. На отдельных карточках – письма, в которых условно указан путь к одному из домиков (число карточек соответствует числу играющих).
Ход игры.
- Ребенок проходит по дорожке, следуя указанием в письме.
- Педагог, если необходимо объясняет и исправляет ошибки.

Подвижная игра «Цветные автомобили».
Цели и задачи. Развивать пространственную ориентировку в трехмерном пространстве. Применять знания Правил дорожного движения в игровой обстановке, приближенной к реальной.
Оборудование. Цветные флажки по количеству играющих. На полу разметка дороги.
Ход игры.
- Дети с флажками размещаются вдоль стены. Они – автомобили.
- Педагог стоит в центре с тремя цветными флажками. Поднимает флажок какого-нибудь цвета.
- Дети, имеющие флажок такого цвета, бегут по намеченной дорожке.
- Педагог опускает флажок. Дети останавливаются.

Театрализованная постановка «Дорога к теремку».
Цели и задачи. Закрепить умения применять полученные знания в инсценировке. Уточнить знания о дорожных знаках. Развивать творческие способности.
Оборудование. В зале – дорожная разметка, теремок, дорожные знаки: «Пункт питания», «Опасность», «Пешеходный переход», «Место стоянки».
Ход постановки.
- Вступление. Светофор.
- Вбегают по очереди мышка, лягушка, заяц, еж, лиса, медведь. Диалоги со Светофором.
- Песенка зверей.

Проектная деятельность . Создание альбомов «Это - папа, это - я, это – улица моя».
Цели и задачи. Воспитание творческих способностей. Формирование у детей умения и желания отображать окружающий мир наиболее ярко и правдиво. Воспитывать любовь к своим родным. Закреплять знания Правил дорожного движения.

Занятие «Правила катания на велосипеде (самокате, роликах)».
Цели и задачи. Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены различные ситуации, альбом с заданиями, карандаши, фломастеры, краски. Наглядное пособие «Дорожная азбука в загадках».
Ход занятия.
- Вступительное слово педагога. Беседа.
- Обсуждение возможных опасных ситуаций.
- Предложить детям выполнить задания в альбоме.
- Формулирование правил.
- Разучивание стихотворения С. Маршака «Мяч».

Дидактическая игра «Моделируемые знаки».
Цели и задачи. Закрепить знания детей о знаках дорожного движения. Развивать зрительную память и внимание.
Оборудование. Элементы знаков: круги (красный, синий), треугольники (красные), прямоугольники (синие), силуэт человека, силуэт детей, велосипед и т.д.
Ход игры.
- Педагог предлагает ребенку из набора знаков собрать знак.

Акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!»
Цели и задачи. Организовать работу по взаимодействию и развитию взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения.
Подготовка к акции. Предложить детям нарисовать рисунки, на которых изображены опасные для жизни и здоровья дорожно-транспортные ситуации с участием детей.
Ход акции.
- Экскурсия к перекрестку. Вручение рисунков водителям.

Музыкально-игровой досуг «Помни Правила дорожного движения».
Цели и задачи. Закрепить знания о безопасном поведении на улицах и дорогах. Совершенствовать представление о ПДД и дорожных знаках. Воспитывать сознательное выполнение ПДД. Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Действующие лица. Взрослые: ведущий, кот Базилио, лиса Алиса. Дети (с нагрудными знаками): Светофор, дорожные знаки.
Ход досуга.
- Вступительное слово ведущего.
- Входят Алиса и Базилио.
- Песня Светофора.
- Игра «Светофор».
- Песня дорожных знаков.
- Танец «Веселый мяч».
- Конкурс рисунков «Дорожная азбука».
Конкурс рисунков на асфальте на тему ПДД.
Цели и задачи. Закреплять умение в рисунке передавать особенность дорожной обстановки. Вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунки.
Тест для педагогов.
1.Форма дорожного знака, разрешающего пешеходам выход на проезжую часть улицы:
а) квадрат;
б) круг;
в) треугольник.

2.Вы вышли из автобуса, вам необходимо перейти проезжую часть. Вы пойдете:
а) спереди:
б) сзади;
в) ваш вариант.

3.Опасен ли для пешехода стоящий автомобиль:
а) не опасен;
б) опасен;
в) опасен, если у него включен двигатель?

4.Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:
а) посмотрю налево, пойду;
б) посмотрю направо, пойду;
в) ваш вариант.

5.Вдоль дороги нет тротуара, и пешеход идет по левой обочине навстречу транспорту. Нарушает ли он Правила дорожного движения:
а) да;
б) нет?

6.Нарисуйте знак «Пешеходный переход».

7.Какие формы обучения дошкольников ПДД вы знаете?
Ответы: 1 – а; 2 – в; 3 – в; 4 – в; 5 – а.

Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улице».

1.Ваш ребенок знает:
- название города, в котором живет; свой домашний адрес; название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;
- название улицы, номер дома, квартиры, телефона;
- свой домашний адрес не полностью.

2.Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:
- пешком;
- на транспорте.

3.Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:
- переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зеленый сигнал светофора;
- переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин. И не смотрите на сигналы светофора;
- переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.

4.Кто научил ребенка соблюдать Правила?
- детский сад;
- сами родители;
- бабушка, дедушка.

5.Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила дорожного движения?
- ежедневно;
- иногда;
- очень редко;
- не говорим на эту тему;
- другие ответы.

6.Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.

7.Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?
- мой ребенок спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность – садиться на свободное сиденье; не высовывается из окна; не сорит в салоне;
- мой ребенок бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого; пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров; громко разговаривает в салоне транспорта.

8.Соблюдаете ли Вы сами Правила движения?
- всегда соблюдаю;
- не всегда;
- не соблюдаю.

9.Нарушаете ли Вы Правила. Когда идете вместе с ребенком?
- нет;
- иногда бывает, когда спешим;
- не обращаем внимания на светофор и машины.

10.Считаете ли Вы, что усилия педагогов ДОУ по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:
- будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;
- будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;
- неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители.

Список литературы.
1. Авдеева Н. Н., Князева О.В. Учебное пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста «Безопасность», М., 1998.
2. Баряева Л. Б., Жевнерова В. Л. «Азбука дорожного движения», Дрофа, М., 2008.
3. Белая К.Ю., Зимонина Н. В. Методическое пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников», Просвещение, 2000.
4. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», Детство-Пресс, 2008.
5. Волков С. Ю. «Про правила дорожного движения», М., 2006.
6. Гаврилушкина О. П., «Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада», Ребенок в детском саду. 2003 №2.С.12.
7. Добрая дорога детства: Науч.-метод. журнал, 2005; №№ 1 – 12. 2006; №№ 1 – 12.
8. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. М., 2005.
9. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. М., 2007.
10. Клименко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам движения», М., «Просвещение», 1978. Итоговое развлечение для старшей группы по ПДД

Цели и задачи:

1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.

2. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.

3. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.

4. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Ход занятия:

Стук в дверь, входит почтальон и передаёт письмо от ребят из младшей группы.

Воспитатель: Ребята из младшей группы просят нас помочь разгадать загадки. Поможем им? (Да.)

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают –

Людям помогают.

(светофор)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

(велосипед)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(троллейбус)

Не летает, но жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

Воспитатель: Молодцы, ребята. О чём были загадки?

Дети: О транспорте и светофоре.

Воспитатель: Правильно, ребята. На дороге помогает соблюдать правила дорожного движения светофор, а что ещё помогает на дорогах нашему безопасному движению?

Дети: Дорожные знаки.

Воспитатель: Дорожные знаки - лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге.

На пути ребят – дорога,

Транспорт ездит быстро, много.

Светофора рядом нет,

Знак дорожный даст совет.

Так давайте, выходите,

Быстро знаки соберите!

Каждый ребёнок получает разрезанный на части дорожный знак. Дети начинают собирать свой знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены.

Воспитатель: А мы продолжаем. И теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения.Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.

1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)

2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

3. Кто называется «водителем?» (Человек, управляющий транспортным средством.)

4. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра».)

5. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)

6. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Т.к. транспортные средства не смогут сразу остановиться.)

7. Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый.)

8. Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)

9. Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (Надо подождать пока он отъедет.)

10. Можно играть детям около дороги?

Физкультминутка “Автомобили”.

Проснулись, потянулись.

Наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.

Руки вверх-в стороны, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох.

Заводим мотор.

Ноги врозь, руки – в стороны. Поворот туловища влево-вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.

Проверяем ремни безопасности.

Ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища .

Проверяем тормоза.

Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.

Ходьба на месте, переходящая вбег.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Воспитатель: я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите.А теперь я вас проверю:

Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?

Кто ватагою весёлой каждый день шагает в садик?

Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?

Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?

Кто шагает без разбора на сигналы светофора?

Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?

Кто дорогу перейдёт только там, где переход?

Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?

Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,

Кто и голову, и туловище высунул в окошко?

Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?

Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт?

Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?

Воспитатель : Молодцы, ребята, справились с игрой. Дети, у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Назовите их.

Дети : светофор и регулировщик дорожного движения.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам стать инспекторами дорожного движения. Каждому ребёнку даётся карточка с изображением дорожной ситуации (изображение какого-нибудь нарушения), ребенок должен прокомментировать изображение.

Возможные ситуации:

1. Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.

2. Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги.

3. Девочки на заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.

4. Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопиться выйти, причем на проезжую часть.

5. Мальчик перебегает дорогу по пешеходному переходу, но перед близко идущим транспортом.

6. Девочка переходит дорогу, обходя автобус спереди.

7. Дети выбегают на проезжую часть из-за кустарника.

8. Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.

9. Мальчик совершает наземный переход на велосипеде.

10. Девочка идет по тротуару мимо арки, из которой выезжает машина. Водитель не видит девочку и может совершить наезд на юного пешехода.

Воспитатель: Ребята, я подготовила для вас незаконченный рисунок – схему с изображением пересечения двух дорог. На рисунке нет дорожных знаков и нет светофора. Помогите пешеходам и водителям, наклеив необходимые знаки.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Старайтесь быть предельно внимательными на дороге, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.

Елена Кондратова

Подготовила : Кондратова Елена Васильевна

Должность : воспитатель

Место работы : МБДОУ №163

Месторасположение : г. Краснодар

2014г Тема : «Дорожная грамота»

Ведущая образовательная область : «Безопасность»

Цель : создать условия для закрепления правил дорожного движения и дорожных знаках

Задачи :

Образовательная :

Закрепить и систематизировать знания и представления детей об улицах города, правилах дорожного движения и дорожных знаках.

Учить отвечать на вопросы полно, обстоятельно.

Развивающая :

Развивать умение самостоятельно составлять рассказы по заданной теме.

Продолжать учить детей сравнивать, делать обобщения, рассуждать, задавать вопросы.

Активизировать словарь детей по данной теме.

Воспитательная :

Воспитывать культуру поведения на улице, доброжелательность, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации : фронтальная, индивидуальная, групповая , работа парами.

Форма реализации :

использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;

поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.

Оборудование :

Картинка с изображением улицы города.

Макет светофора.

Картинки с различными дорожными ситуациями.

Компьютер.

Дорожные знаки.

Настольная игра «Дорожные знаки» .

Ход НОД:

Водная часть :

Воспитатель и дети собираются в круг :

Эй! Ребята, подходите,

Друг на друга посмотрите,

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

Основная часть :

Воспитатель : Какое у вас настроение стало?

Дети : Хорошее. Ребята! Вы приходите в детский сад, по улицам с папами и мамами, а как вы думаете, почему? (ответы детей) .Правильно, по улицам и дорогам движется много машин, на тротуарах полно спешащих людей. Со стороны кажется, что на улице царит полный беспорядок. На самом деле все движение на улице происходит по строгим правилам.

Что же это за правила? (Правила дорожного движения) . Сегодня к нам пришел Незнайка, он не знает правила дорожного движения, мы поможем ему узнать их? (ответы детей) .

Незнайка :

Здравствуйте ребята! Я ничего не знаю про ваш город и про эти ваши ПДД. Помогите мне пожалуйста!

Ребята, что такое улица? (Дома, дорога, деревья) . Где ездят машины? (По проезжей части) . Где ходят люди? (По тротуару) . На какой улице находится ваш детский сад? Назовите улицы, на которых живете вы?

Упражнение «На моей улице…» .

Дети должны продолжить фразу, рассказав, что находится на той улице, на которой они живут.

Воспитатель :

Ребята, а давайте поиграем с Незнайкой!

Проводится физминутка «Мы - шоферы» (дети показывают движения)

едем, едем на машине

(движение рулем)

Нажимаем на педаль

(ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем

(рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль

(ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли

Вправо, влево – чистота!

(«дворники» )

Волосы ерошит ветер

(пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда!

(большой палец правой руки вверх)

Воспитатель загадывает загадку :

С тремя глазами живет,

По очереди мигает.

Как мигнет – порядок наведет.

Что это такое?

Где устанавливается светофор ? Какие вы знаете светофоры? (Пешеходные и транспортные) .

Игра «Светофор» . (На красный – стоят, на желтый - хлопают, зелёный – идут) .

Для водителей и пешеходов есть специальные правила. Вспомните, как надо ходить по улице и переходить дорогу.

Какие вы знаете правила для пешеходов?

По улице надо идти спокойным шагом.

Идти только по тротуару, по правой его стороне.

Улицу нужно переходить только при зелёном сигнале светофора.

Улицу нужно переходить только по пешеходным переходам (по «зебре» ).

Воспитатель предлагает рассмотреть слайды и исправить ошибки.

Слайды-иллюстрации :

Мальчишка с шайбой на проезжей части. (Можно играть на дороге?

Где должны играть дети)

Дети перебегают дорогу наискосок. (Как дети должны переходить дорогу) .

Идет машина. Мальчишки бегают и играют в мяч. (Где можно играть) .

По дороге катается мальчик на самокате. (Где можно кататься на самокате)

Воспитатель обращается к незнайке :

Пришло письмо от жителей города знаков, но каких- не знаем. Разберемся вместе с ребятами?

Воспитатель читает стихотворение :

Это знаки дорожные.

Они совсем не сложные.

Ты, дружок, их уважай,

Правил ты не нарушай!

Воспитатель :

«Назовите, какие бывают дорожные знаки? (Запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, знаки особых предписаний) ».

Воспитатель достает знаки, просит рассказать о них, определить к какой категории относится.

Предложить следующие знаки :

Предупреждающие : «Дети» , «Пешеходный переход» .

Запрещающие : «Движение на велосипедах запрещено» , «Въезд запрещен» . «Движение пешеходов запрещено» .

Знаки особых предписаний :

«Пешеходный переход» , «Место остановки автобуса » .

Подытоживая высказывания детей, воспитатель читает стихотворение :

Правил дорожных на свете немало,

Все бы их выучить нам не мешало,

На основе из правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья :

На мостовой не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

Ну что Незнайка, мы с ребятами помогли тебе узнать ПДД?

Незнайка :

Спасибо ребята, вы мне очень помогли, а теперь я полечу в свою страну и расскажу всем своим друзьям, чему я научился! До свидания!

Воспитатель :

Ну вот ребята, а мы с вами поиграем в настольную игру «Дорожные знаки» , а на прогулке в подвижную игру «Пешеходы и автомобилисты» .

В процессе дидактической, настольной и подвижной игры, дети закрепляют знания о




Публикации по теме:

Анализ соответствия имеющихся навыков профессиональным стандартам «Педагог» В приказе Минтруда России от 18.10.2013г. №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог" представлены трудовые действия, необходимые.

Конспект ННОД по ФГОС для детей старшей группы «Зимние игры» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе Рассказывание на тему «Зимние игры» Приоритетная.

Конспект НОД по математике в старшей группе «Цветик-семицветик» с учетом ФГОС КОНСПЕКТ НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С УЧЕОМ ФГОС Тема: «Цветик-семицветик». ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению.

Конспект НОД по конструированию из бумаги в соответствии с ФГОС в старшей логопедической группе «Веселое путешествие» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ " ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" Образовательная.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе «Незнайка в стране насекомых» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 247» Заводского района города Саратова.

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС Конспект занятия по математике в старшей группе по фгос. Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке.

Конспект занятия в старшей группе «Песок» по ОО «Познавательно-исследовательское развитие» (согласно ФГОС) Цель: Формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка через.

Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию детей в старшей группе с учётом ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок». Методическая разработка перспективного.

Презентация образовательных областей по ФГОС в старшей группе Предварительная работа: пополнение физкультурного центра разнообразным инвентарем (скакалки, обручи, разного размера мячи и т. д., взаимосвязь.

Родительское собрание в старшей группе «Внедрение ФГОС в ДОУ» Родительское собрание в старшей группе «Солнышко». Воспитатели: Степанова Т. А. Сомкова С. П. Тема: «Внедрение ФГОС в ДОУ.» (Федеральный.

Библиотека изображений: