Индивидуальные рабочие реабилитационные программы воспитателя детского дома. Реабилитация детей из детского дома

Демьянова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО МО Сергиево Посадский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творческий отчет воспитателя социально реабилитационного центра для несовершеннолетних
Дата публикации: 25.01.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГКУСО МО «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ОТЧЕТ ЗА 2012-2015 г.г.

ВОСПИТАТЕЛЯ

I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ДЕМЬЯНОВОЙ ИРИНЫ ВИКТОРОВНЫ

2015г.
1
В ГКУСО МО «Сергиево-Посадский социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних» работаю воспитателем 10 лет. Работа связана с детьми в возрасте от 7 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей, проходящими реабилитацию по причине социально - опасного положения в семье, трудной жизненной ситуации. Дети, в основном, социально и педагогически запущены, с разным уровнем физического, интеллектуального и психического развития. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни детей. Состав группы детей в течение года постоянно меняется. Поэтому в планы своей воспитательной работы приходится вносить изменения, связанные с возрастными особенностями, уровнем индивидуального развития воспитанников. На каждого ребенка составляется индивидуальная программа реабилитации, что помогает отслеживать динамику коррекционно- развивающего обучения, физического и психологического развития, ресоциализации ребенка.
Основными направлениями моей работы являются:
 Социально - педагогическая деятельность по адаптации воспитанников.  Реабилитация и ресоциализация детей подросткового возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 2
 Охрана и укрепление здоровья воспитанников.  Организация индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе, оказание помощи воспитанницам в проблемах, связанных с учебой, воспитанием.  Привлечение детей и общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций.  Индивидуальные и групповые занятия с воспитанниками по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов. При работе с детьми использую современные образовательные технологии и методики и целенаправленно применяю их в практической профессиональной деятельности.
Технологии, используемые в работе:
Здоровьесберегающие т е х н о л о г и и: с о х р а н е н и е з д о р о в ь я воспитанников, формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Технология коллективной творческой деятельности: объединение различных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов действия педагога, старших и младших детей. Технология метода воспитания в сотрудничестве: организованное общение воспитанников в группе, общение с малышами, наполнением которого являет ся и н т е л л е к т у а л ь н о е содержание. Деятельность воспитанников в команде, предусматривающая позитивный социальный опыт объединения идей, предложений, мнений; дни полезных дел (совместная трудовая деятельность). Игровая технология: освоение ребенком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры. 3
Коррекционные технологии: позволяют ребенку догнать в развитии сверстников, если присутствует некоторое отставание в подготовке учащегося. Информационно-коммуникативные технологии: р а з в и т и е коммуникативных способностей воспитанников подготовка личности «информированного общества». Технология проектов: стимулировать интерес воспитанников к определенным проблемам, решению этих проблем, умению практически применять полученные знания. Личностно –ориентированная технология: развитие и саморазвитие личности воспитанника, исходя из его индивидуальных особенностей В своей работе с детьми использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, 4
у в л е к а т е л ь н о й, р а з н о о б р а з н о й и и н т е р е с н о й.
В своей педагогической деятельности использую различные формы

работы:
беседы; прогулки; совместное чтение; игры и соревнования; рисование; лепка, раскрашивание, позитивные установки, праздники, индивидуальные занятия-беседы; выполнение индивидуально запланированных заданий-поручений воспитанниками; практические занятия по формированию определенных умений и навыков; диспуты; викторины; театрализованная деятельность Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег центра, посещение методических объединений, семинаров, педагогических советов, открытых занятий.
Регулярно выступаю на методобъединениях с докладами:
 октябрь 2012 г.- « Педагогические условия реализации положений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования»  январь, 2012г.- «Идея воспитательного коллектива А.С.Макаренко»  сентябрь 2013 года - региональный семинар - доклад « Аспекты ресоциализации старших подростков в условиях приюта», презентовала программу « Шефская работа» и показала «Мастер – Класс» по своей деятельности, в котором привела пример 5
взаимодействия воспитанниц подросткового возраста с маленькими детьми, подготовку типичного мероприятия для малышей. 6
7
 сентябрь 2014г. –Педагогический совет - презентация моей дипломной работы « Стимулирование ресоциализации детей подросткового возраста в условиях приюта» Над этой темой продолжаю работать и в настоящее время, провожу экспериментально-исследовательскую работу. Эта тема интересна коллегам центра. Разрабатываю и провожу открытые занятия, конкурсы, праздники, развлечения, составляю индивидуальные программы реабилитации.
Открытые занятия:
8
 2012г.- «Путешествие в страну Светофорию».  2013 г. - Праздник для малышей «В гости к Осени». 9
 2014г. - « Путешествие в страну « Дорожных знаков»  2014г.- « Малая Олимпиада». 10
  2014 г. - Спортивное театрализованное мероприятие « Как ежик искал друзей» 11
 2015г. – « День Семьи»
Разработала и реализовала проекты:
 2012г.- « Изготовление развивающего панно для малышей» 12
 2013г. – « Акция «Дорогами добра» 13
 2012-2015гг. « Театр для всех». Были изготовлены разные виды театра: баночный театр, конусный, театр на ложках, театр на дисках. 14
Регулярно выезжаю со своими воспитанницами с игровыми программами в детские учреждения: МБДОУ № 36, Центр поддержки семей с детьми - инвалидами « Время Надежды». В мае 2013 г. со своими воспитанниками выезжала с танцевальными номерами на III Открытый фестиваль детских социальных учреждений «Пасхальная радость». Дети приняли участие в конкурсе художественной самодеятельности, где заняли 3 место.
Разработала и успешно реализую программу « Шефская работа».
Она реализуется по четырем направлениям:  Взаимодействие детей разного возраста в общем движении к здоровому образу жизни внутри приюта.  Взаимодействие с детьми разного возраста вне приюта.  Взаимодействие с ветеранами Великой Отечественной войны.  Взаимодействие воспитанников приюта с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 15

Цели программы.
 Формирование у старших детей заботливого, дружелюбного, справедливого отношения, как к малышам, так и к людям пожилого возраста  Профилактика девиантного материнства.  Воспитание гуманного отношения детей и подростков к инвалидам и устранение барьеров для взаимного общения.  Формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Задачи.
 Обучение подростков навыкам взаимодействия с младшими детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья  Развитие организаторских способностей  Изучение с девочками методов и приёмов работы с детьми  Способствование развитию совместной деятельности детей 16
 Создание условий для реализации полученных навыков в реальной работе с маленькими детьми  Формирование социальных окружений, социальных связей со школой, детским садом и т.д.  Развитие стремления быть полезным окружающим  Воспитание у детей таких моральных качеств как доброта, милосердие, патриотизм, трудолюбие, честность и т. д.  Развитие инициативы и творчества ребят в процессе коллективных дел  Развитие индивидуальных качеств ребят через различные формы деятельности  Расширение кругозора  Изучение литературы необходимой для организации работы с младшими 17
Программа «Шефская работа» приобщает подростков к позитивному взгляду на проблемы здоровья через проживание с малышами одинаковых эмоций. Старшие дети приобретают знания в данной области, расширяют свой кругозор через обучение и воспитание малышей. Благодаря программе у воспитанников формируется позитивное влияние на выбор собственного поведения, осмысление и пересмотр своего поведения и поступков, разрешение собственных проблем; формируются организаторские способности; повышается самооценка. У подростков приобретается опыт общения, ведения занятий с теми, кто младше. 18
В свою очередь у малышей обретаются новые друзья, понимающие и любящие детей, удовлетворяются потребности в любви, заботе и внимании. А также приобретаются новые знания о здоровье, развивается любознательность; воспитывается позитивное отношение к здоровью. Несовершеннолетний, получивший позитивный опыт коллективных отношений, опыт взаимодействия с маленькими детьми постарается применить его в будущем по отношению к окружающим людям и к своим будущим детям. 19
Позитивная деятельность в сплоченной, доброжелательно настроенной группе поможет несовершеннолетнему поднять свою самооценку, перенести полученный им опыт позитивного общения на другие сферы жизни воспитанника интернатного учреждения. Полученная педагогом информация об особенностях личности воспитанника поможет найти наиболее оптимальные пути коррекционно- воспитательной работы с ним. При проведении занятий с подростками изучаю разнообразные методы и приемы работы с младшими детьми. Все занятия проходят в форме игр, развлекательных моментов, опирающихся на непроизвольное внимание детей. Свой опыт старшие воспитанники пробуют на занятиях с малышами. А 20
так как дети в младших группах в основном с задержкой развития, с низким интеллектуальным уровнем, часто проявляющие неадекватное поведение, то и занятия для них подбираются специальные упражнения. Систематически со своими воспитанницами организую для малышей различные праздники, досуговые мероприятия; показываем настольные, кукольные театры, проводим разнообразные игры на улице и в группе. Наиболее запоминающими были мероприятия: « День Нептуна» (для младших детей); интерактивная познавательная игра « Времена года»; праздник « Солнечное утро» (на день летнего солнцестояния); тематическое занятие для малышей « Путешествие матрёшки»; изготовление новогоднего коллажа; праздник «День защиты детей» и др. В рамках программы « Шефская работа» мои воспитанники подружились с детьми с ограниченными возможностями из общества СИДИ, неоднократно приглашали их к себе в гости, в СРЦН; сами посещали Центр «Время Надежды», проводили совместно с ними различные мероприятия, игровые программы. На протяжении шести лет мы шефствовали над ветераном ВОВ Брежневой Т.И. Оказывали ей посильную помощь, ходили в гости. Тамара Ивановна много рассказывала девочкам о войне, о своей жизни, учила вязать крючком. 21
Большое внимание в своей работе уделяю охране и укреплению здоровья детей. Дети, поступающие в Центр очень часто бывают лишены чувства безопасности, они не получали необходимого комфорта и уюта в домашних условиях. Поэтому своей первоочередной задачей считаю дать эту безопасность своим несовершеннолетним воспитанникам, обеспечить необходимые условия для комфортной жизнедеятельно сти. С воспитанниками систематически провожу занятия по пожарной безопасности, электробезопасности и безопасности дорожного движения. Утренняя зарядка стала обязательной составляющей режима. В 2013-2014 учебном году принимала участие в семинаре по формированию основ здорового образа жизни и профилактики ПАВ в рамках программы «Созвездие ЗУС» под руководством заведующей отделения психолого – педагогической помощи населению, канд. пед. наук Ушаковой Т.О. Программу реализовала не только со своими воспитанниками в СРЦН, но и в школе № 4 с детьми старшего подросткового возраста. Своим воспитанникам прививаю мысль, что учёба - их главный труд. Как правило, поступающие в центр дети педагогически запущены. Они имеют низкую успеваемость по причине частых пропусков уроков, ненадлежащего контроля и отсутствия помощи в выполнении домашних заданий со стороны родителей. В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам регулярно оказываю помощь воспитанницам в приготовлении домашних заданий, систематически 22
провожу дополнительные занятия по математике. Результатом работы является повышение учебной мотивации, улучшение знаний по предмету. С педагогами школы, классными руководителями поддерживаю сотрудничество. Обо всех проблемах детей в школе классные руководители ставят в известность воспитателя. Ежедневно проводится контроль посещаемости уроков детьми, проверяются дневники. Посещаются родительские собрания в школе. Регулярно со своими воспитанниками посещаю Храм на поселке Реммаш, где дети имеют возможность исповедоваться и причаститься. В своей работе тесно сотрудничаю со специалистами: психологом, логопедом, музыкальным руководителем, и другими. В совместной и самостоятельной деятельности использую информационно-коммуникативные технологии. В работе использую сведения, найденные на педагогических сайтах Интернета. Основные задач, которые ставлю перед собой в будущем, это: продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений педагогов, изучение опыта коллег из различных учреждений, продолжение экспериментальной работы по ресоциализации подростков в условиях социозащитных учреждений, профессиональный рост. 23

В статье освещаются особенности реализации индивидуального подхода в системе реабилитации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме. В учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индивидуальный подход реализуется путем создания адаптационных сред (психологическая, социальная и т.д.), направленных на решение конкретных проблем каждого ребенка. Занятия в данных средах ориентированы на учет своеобразия и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Попав в детский дом, дети дошкольного возраста испытывают стресс, глубокую психическую травму в результате переживания негативного опыта жизни в асоциальной семье и от факта разрыва с семьей. Для преодоления этих травматических последствий важнейшее значение имеет правильно организованный лроцесс реабилитации, ориентированный на восстановление способностей и психических функций, а также утраченных социальных связей и восполнение среды жизнедеятельности. Данный процесс имеет цель снять острое состояние, затрудняющее процесс нормального развития ребенка.

Дошкольный возраст - период, когда ребенок особенно сенситивен к социальным влияниям и устремлен на познание окружающего мира (все органы его чувств задействованы в этом процессе); когда закладываются первоосновы личностных компонентов, а также когнитивной и аффективной сфер, происходит интенсивное сенсорное, физическое развитие. Недаром этот период считается ключевым в жизни человека.

Уникальность дошкольного возраста, с эдной стороны, и стрессовое состояние ребенка, оказавшегося в условиях детского дома, с другой - диктуют необходимость срочной помощи, срочного включения его в систему реабилитационной работы детского дома.

Важнейшим условием осуществления процесса реабилитации ребенка дошкольного возраста является реализация индивидуального подхода, представляющего собой систему психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальных для каждого ребенка условий реабилитации- В детском доме индивидуальный подход имеет особую важность в связи с большой неоднородностью особенностей его воспитанников.

В детском доме индивидуальный подход реализуется через создание адаптационных сред, направленных на преодоление проблем каждого ребенка дошкольного возраста. Данные среды создаются специалистами Реабилитационной службы, действующей в детском доме (психолог, педиатр, дефектолог, логопед и др.). Каждый специалист реализует определенное направление реабилитационной работы; соответственно, каждая из данных сред имеет свои цели и задачи, свое оборудование, направленные на индивидуальную работу с ребенком. В индивидуальных занятиях специалисты решают проблемы, характерные именно для данного ребенка и связанные со своеобразием его психики и личности, а также с индивидуальными особенностями:

Работа с прошлым (принятие прошлого: почему ребенок оказался в детском доме, что будет с ним дальше);

Снятие последствий жестокого обращения, насилия;

Развитие речи, познавательных потребностей, игровых умений и т.д.

Важная роль отводится социальному педагогу, который организует социальную среду, включающую в себя методический кабинет (там воспитатели и педагоги получают возможность познакомиться с новыми технологиями и новыми тенденциями в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей), детскую площадку и т.д. Социальный педагог, осуществляющий сбор информации о прошлой жизни ребенка и истории семьи, создает таким образом базу, на которой основаны усилия всех специалистов. Так, именно во время сбора информации о семье психолог прорабатывает имеющийся у ребенка-дошкольника жизненный опыт и намечает примерную модель его настоящей жизни.

В процессе реабилитации сложно переоценить роль психолога. Имея самые различные заболевания, ребенок прежде всего переживает душевную травму. Если ее не преодолеть, реабилитировать малыша практически невозможно. Психолог реализует деятельность психологической среды, направленной на формирование самовосприятия, нормализацию поведенческих реакций, психотерапевтическую работу и т.д. Задача данной среды - создание благоприятной атмосферы для психологической профилактики, коррекции и развития дошкольников.

Особое значение придается психотерапевтической работе, связанной с ведущим видом деятельности - игрой: она закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы.

Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, становится мощным средством реабилитации детей-сирот. В реабилитационной работе с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома, игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения. Применение игр в работе е детьми дошкольного возраста - лишь одно из средств в процессе реабилитации и коррекции личности ребенка-дошкольника.

Задачи, решаемые в ходе игровой деятельности:

1. Осознание ребенком событий окружающего мира через подражание, социализация, восприятие норм поведения, существующих в обществе.

2. Выражение в игре любых чувств и аффектов, запрещенных побуждений без страха и выражение их вне игры.

3. Компенсаторное удовлетворение чувства самостоятельности и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены вне игры.

4. Разрешение внутренних конфликтов.

5. Эмоциональное преодоление последствий неблагоприятного опыта жизни в семье.

6. Моделирование будущего ребенка.

7. Отражение его роста и развития.

Психолог использует игровую деятельность как терапевтическое средство по двум основаниям:

а) игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.)

б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации - «навязчивое поведение».

Применение психологом различных игр и специально разработанных программ реабилитации и психокоррекции с использованием игры является эффективным средством преодоления переживаний, травмирующих ребенка дошкольного возраста. Снятие психического напряжения, травматического опыта, страхов в игре происходит путем формирования способности к восприятию новых впечатлений и переноса фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, доверия к взрослым окружающим ребенка. Пример. Илья К., 5,7 лет

Мальчика доставили из семьи, где с ним жестоко обращались. Был замкнут, с детьми не играл, со взрослыми в контакт не вступал. Везде ходил с игрушкой (заяц), которую привез из дома. Воспользовавшись этим, психолог начал проигрывать различные ситуации с «зайцем» и игрушками из детского дома: как заяц познакомился с ними, как играет и т.д. Постепенно такие занятия принесли результат: у ребенка появилось желание общаться с психологом, он стал «открываться», рассказывать некоторые подробности своей жизни. После занятий, проведенных психологом в сенсорной комнате, Илья сам стремился контактам и с детьми, и с воспитателем.

Помимо игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста психолог использует техники арттерапии, анималотерапии, которые помогают им раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, нужными кому-то.

Важным средством психотерапевтической работы является использование так называемой «Киши жизни» (хронологическая и терапевтическая работа с жизненной историей ребенка), которая направлена на сохранение старых и формирование новых привязанностей. Совместно с ребенком психолог создает «Историю жизни ребенка», которая заносится в альбом, куда помещаются рисунки, фотографии, записи о важных событиях жизни ребенка. Этот альбом помещается в надежное, но доступное для ребенка место, чтобы при необходимости он мог им воспользоваться. Данный альбом помогает ребенку осознать события, которые с ним произошли. «История жизни ребенка» - это инструмент для работы психолога и других специалистов детского дома с каждым конкретным дошкольником. Пример.

Антон И., влет

В детский дом поступил из асоциальной семьи (пьющие родители лишены родительских прав), где он подвергался жестокому обращению. Категорически не хотел ни с кем общаться, пока его не вернут домой. Говорил, что родители его любят и скоро заберут обратно, что все будет хорошо. В процессе работы психологом не толковалась «Книга жизни», в которую вместе с мальчиком заносились события его жизни. Антон делал рисунки в этом альбоме, что дало возможность психологу определить, какому именно виду жестокого обращения подвергался ребенок и как выстроить работу с ним. Постепенно, все чаще обращаясь к своей «Книге жизни», Антон начал понимать, почему он попал в детский дом, что в этом доме есть люди, которым он нужен.

Для ребенка-дошкольника, помещенного в условия детского дома, особое значение приобретают развивающие игры, которые помогают развить различные психические процессы. Зачастую у детей старшего дошкольного возраста, поступивших в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается значительное отставание познавательной деятельности, у них не формируются предпосылки готовности к школе. В связи с этим педагог-дефектолог, логопед организуют игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления и т.д. Деятельность специалистов по развитию психических функций осуществляется в рамках педагогической среды, в структуру которой включены кабинет коррекционной педагогики, логопедический кабинет, музыкальный зал, живой уголок (есть в каждой группе), игровой уголок, мастерская «Мастерица» (кружки вышивания, плетения из бисера), кружок по работе с деревом и т.д.

Педагоги проводят индивидуальные замятия с ребенком, выбирают программы обучения (общеобразовательная, коррекционная, индивидуальное обучение; класс в соответствии с биологическим возрастом или с уровнем знаний и пр.). Распределение учебной нагрузки происходит с учетом психоэмоционального состояния и в соответствии с актуальными возможностями ребенка. Понимание роли снижения мотивации к обучению в связи с утратой интеллектуального контроля и одновременно постепенное восстановление его и последующий перенос этой способности в эмоциональную сферу - в этом состоит «поддерживающий», терапевтический эффект обучения. Специалисты постоянно отслеживают динамику развития познавательной сферы ребенка, предлагая детским социальным работникам организовать дополнительную развивающую среду для данного ребенка (кружки, секции).

Воспитатели, проводящие с детьми большую часть времени, реализуют задачу организации «живой» среды для ребенка. С одной стороны, это выстраивание границ в общении, помощь в усвоении правил поведения и формировании навыков самообслуживания, а с другой - эмоциональная поддержка и принятие, забота об удовлетворении физических и эмоциональных потребностей ребенка в повседневной жизни. Опыт показывает: крайне сложно контролировать поведение ребенка, у которого не сформировалась привязанность к кому-нибудь из окружающих его людей. Почему? Ограничения и запреты действуют до известного предела, а самоконтроль может быть основан на добровольном послушании, источник которого - доверие к взрослым и позитивные отношения с ними.

Воспитатели информируют специалистов Реабилитационной службы об актуальном состоянии ребенка, делают «адресные» запросы о помощи к разным специалистам и выполняют их рекомендации. Новый позитивный опыт в отношениях, социально значимые достижения в повседневной жизни, организуемой воспитателями, успехи в учебе, достигаемые при помощи педагогов, выстраивание новых отношений с родственниками в сотрудничестве с детским социальным работником, работа с внутренними переживаниями и переосмысление прошлого опыта в ходе занятий с психологом - все это необходимо для восстановления самоуважения ребенка и его доверия к другим людям.

Особую роль в процессе реабилитации приобретает медицинская среда. Дети, поступающие в детский дом, имеют многочисленные хронические заболевания различных систем организма, замедляющие их полноценное развитие; для них характерны невротические проявления, требующие немедленного медикаментозного вмешательства. Лечение, медицинская реабилитация осуществляются следующими специалистами: врачом, организующим деятельность данной среды, и медицинской сестрой. Врач проводит наблюдение, профилактику и медицинские назначения в случае выраженных невротических проявлений и аффективных вспышек, соматических и психосоматических проблем; составляет рекомендации воспитателям, сообщает информацию всем специалистам. Медицинская среда предусматривает процедурный кабинет, врачебный кабинет, тренажерный зал, ЛФК, массажный и физиокабинет, фитобар, сухой бассейн и т.д.

Для ребенка старшего дошкольного возраста физическое развитие имеет основополагающее значение: в этот период происходит совершенствование общей моторики и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Сочетание возможностей терапевтических сред в зависимости от потребностей конкретного ребенка призвано способствовать решению конкретной ситуации каждого ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в детском доме. Таким образом происходит реализация индивидуального похода и осуществление индивидуального плана реабилитации.

Рабочая программа определяет принципы, формы, методы работы, а так же мониторинг отслеживания результатов работы.

1.4. Цели и задачи рабочей программы

Пояснительная записка

1.1. Нормативно- правовое основание программы.

Для успешной реализации основной цели работы учреждения: «создания комплекса условий по удовлетворению образовательных потребностей ребенка, формирования его общей культуры, его социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и самореализовываться в обществе» составлена рабочая программа педагогов.

Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовой базы:

Закона РФ «Об образовании».

Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования.

Устава детского дома.

Образовательной программы детского дома.

Программы развития детского дома.

Для разработки программы в сентябре-ноябре 2012 года проведен педагогический мониторинг, его результаты дают возможность построения воспитательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей воспитанников, а так же уровня сформированности коллектива группы.

1.2. Общая характеристика группы.

1.3. Анализ контингента воспитанников.

Цель: Создания комплекса условий по удовлетворению образовательных потребностей ребенка, формирования его общей культуры, его социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и самореализовываться в обществе».

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

Задачи:

Формировать положительную, «Я-концепцию» личности ребенка.

Формировать веру ребенка в свои силы и возможности.

Развивать нравственную, волевую и эмоциональную сферу личности.

Формировать осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Формировать у подростков, адекватное возрастным особенностям поло-ролевые функции.

Формировать у детей навыки сохранения физического здоровья, восстановление утраченных резервов организма, укрепление иммунной системы организма и ценностного отношения к своему здоровью

Воспитывать любовь к Отечеству, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

Формировать готовность к саморазвитию и неприрывному образованию.

Вооружить системой сведений о мире современного рынка труда

Помочь воспитанникам в выборе профессии и построении дальнейшей траектории образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

К.Д. Ушинский

1. Актуальность

Проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.

Дети данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие различных факторов, вызывающие органические нарушения головного мозга и нуждаются в особых методах и приёмах.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социально-трудовой адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием - убрать постель, накрыть стол. С первого взгляда – однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет.

Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

Также н е секрет, что большинство выпускников детского дома недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути.

Трудности перехода воспитанника детского дома в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы.

Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в колледжи, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.

В международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры) Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.

2. Анализ уровня трудовой подготовки воспитанников.

На фоне того, что дети владеют трудовыми навыками, навыками самообслуживания в соответствии с возрастными нормами, отношение к трудовой деятельности и желание самостоятельно включаться в общественно – полезный труд остается достаточно низким. Особые проблемы составляют: самообслуживание, отношение к результатам труда других людей, стремление трудиться на благо других.

Цель программы

Создание позитивного отношения к труду, формирование и закрепление навыков трудовой деятельности; привитие навыков самообслуживания.

Задачи программы:

Формирование позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;

Формирование основ умственного и физического труда;

Включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;

Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.

Основные принципы:

Основные направления трудового воспитания:

Содержание программы.

Самообслуживающий труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Соблюдение правил личной гигиены

Сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, научить их выполнению.

- утренний и вечерний туалет;

- соблюдение гигиены рук;

- соблюдение правил личной гигиены;

- проведение банных дней

ежедневно

ежедневно перед приемом пищи

ежедневно и по физиологическим показателям

1 раз в неделю

Поддержание порядка в спальне, комнате

Сформировать потребность в поддержании чистоты в спальне и комнате, научить правилам выполнения уборки помещения

- уборка личных вещей, заправка кровати;

- дежурство по группе

Дежурство в вестибюле

ежедневно

по графику


Стирка личных вещей

Сформировать потребность ухода за личными вещами, содержание их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды

- стирка личных вещей (носки, нательное белье);

ежедневно (по мере необходимости)

Проведение мелкого ремонта личных вещей

- ремонт (штопка, пришивание пуговиц и пр.)

По мере необходимости

    уметь соблюдать личную гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы и средства личной гигиены, уметь ухаживать за зубами, ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;

    знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;

    уметь выполнять стирку мелких вещей;

    уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи.

Хозяйственно-бытовой труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Организация дежурств воспитанников

Научить соблюдению санитарно – гигиенических правил при сервировке стола и его уборке

- дежурство по столовой

по графику

Сформировать потребность в поддержании порядка в доме, соблюдении чистоты на закрепленном участке, формирование уважительного отношения к труду дворника, уборщицы.

- дежурство по зданию

- уборка листьев, снега, мусора на закрепленной территории;

- проведение генеральной уборки в спальне

по графику

1 раз в неделю (по мере необходимости)

1 раз в неделю (суббота)

Организация посильной помощи работникам детского дома

Знакомство воспитанников с рабочими профессиям в детском доме, формирование уважительного отношения к людям труда

- оказание помощи повару;

-оказание помощи подсобному рабочему;

- оказание помощи кастелянше, прачке;

Работа ремонтных бригад

Формирование навыков проведения мелких ремонтов мебели, косметических ремонтов помещений, ограждений.

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    поддерживать чистоту и порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в комнате своими руками;

    уметь подготовить столы к подаче пищи, убирать и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;

    уметь пришивать пуговицы, пришивать вешалки к одежде, работать с утюгом, наводить порядок на полке с одеждой;

    уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные заплаты, зашивать и подшивать изделия), уметь гладить белье;

    уметь проводить ремонт лопат, мыть стены покрытые масленой краской, мыть лестницы моющими средствами, работать щеткой, шваброй, выполнять ремонт забора

Сельскохозяйственный труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Работа на огороде

Дать знания, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур;

Формировать навыки работы с землёй, ухода за растениями.

- обработка почвы;

-выращивание рассады, высадка в открытый грунт;

- уход за посадками (поливка, прополка, рыхление, подкормка);

- уборка и хранение урожая

- ежедневно с мая по сентябрь

Работа на клумбах

Дать знания о разбивке клумб и выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними.

- разбивка клумб;

- посадка однолетних и многолетних растений, уход за ними;

- уборка многолетних растений на хранение

с мая по сентябрь

Уход за комнатными растениями

Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними.

- посадка и пересадка растений;

- уход за комнатными растениями

Весна – лето

по мере необходимости

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить посадочный материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт, распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить подкормку растений;

    уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;

    уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений.

Общественно полезный труд .

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Уборка территории детского дома

Научить правилам уборки территории детского дома, сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории

- уборка территории от листьев и мусора;

- уход за зелеными насаждениями;

- благоустройство и озеленение территории;

- уборка снега

1 раз в неделю

в зимний период – по мере необходимости

Озеленение участка детского дома

Привить навыки благоустройства территории детского дома

- высадка зеленых насаждений;

- уход за посадками

-2 раза в год

(весна, осень)

Благоустройство территории посёлка

Привитие уважительного отношения к своей малой Родине, формирование причастности к делам жителей села

- уборка территории;

- уборка мусора;

- посадка деревьев и зеленых насаждений

1 раз

(весна)

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    уметь подгребать опавшие листья, подметать дорожки, собирать и удалять мусор;

    расчищать дорожки от снега, собирать мусор и выносить его в установленное место;

    уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности при работе секатором.

В мире профессий и обязанностей

Цель: формирование готовности воспитанников к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

Обобщить знания воспитанников о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

Воспитывать уважение к рабочему человеку.

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    знать профессии, которые можно освоить после выхода из детского дома;

    знать группы профессий, требования к выбору профессии, какую помощь оказывает центр занятости населения;

    уметь правильно оценивать свои желания, способности и возможности при выборе профессии.

Организация и проведение общих воспитательных мероприятий

    Праздник урожая

    Конкур рисунков «Моя будущая профессия»

    Викторина «Что растет на грядке»

    Мини-проект «Когда труд бывает радостью»

    Воспитательский час: «Труд кормит, а лень портит»

    Классный час «Труд в почете любой, мир профессий большой»

    Аукцион мнений «Что помогает содержать вещи в порядке»

    Творческая мастерская «Поделки из природных материалов»

    Копилка полезных советов «Как подготовить дом к холодному периоду года»

    Беседа «Чем пахнут ремёсла?»

    Практикум «Кормушка для пернатых друзей»

    Клуб мастеров «Мастерская Деда Мороза»

    Акция «Уборка снега на территории школы»

    Занятие-практикум «Посев цветочных растений на рассаду»

Трудовая деятельность воспитанников должна быть организована с соблюдением следующих условий:

Объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;

Трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни.

Для организации трудовой деятельности подростков соблюдаются следующие правила:

Обязательно должно учитываться физическое, психическое и эмоциональное здоровье воспитанников;

Трудовая деятельность должна быть индивидуальной и иметь несложный производственный цикл;

Работа должна быть разнообразной и интересной;

В случае отказа подростка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;

Обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности.

Заключение

Данная программа рассчитана на весь период пребывания воспитанников в детском доме и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию

Литература.

    Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

    Гуламов Г. "Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.

    Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в 8т.,т.4.

    Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

    Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 2009.

    Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1980.



Отчет по реализации программы.

Процесс трудового воспитания рассматривается мной не только научить воспитанников некоторым трудовым приемам, но и необходимостью выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений.

Целью моей педагогической деятельности является – подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности

Я работаю в семье, где воспитываются 10 детей, которые поступили в детский дом с не сформированными социальными нормами. У этих детей не были развиты трудовые навыки необходимые для самостоятельной жизни. И поэтому перед воспитателем стояла задача привить трудовые навыки, навыки самообслуживания и потребность к труду. Научить ребенка простым, но нужным навыкам самообслуживания.

Учу воспитанников, как правильно пришить пуговицу, постирать и погладить свои вещи, убрать комнату, сделать сервировку стола на каждый день и на праздник, как можно создать уют у себя дома, используя подручные материалы.

В своей работе я стараюсь воспитывать у них ощущение нужности для окружающих, чувство значимости их деятельности. Так приучая воспитанников к самостоятельности, я стремлюсь не спешить идти на помощь ребёнку при первых затруднениях, а даю ему возможность самому попытаться преодолеть трудности, проявить сообразительность и смекалку.

Ребята ежедневно занимаются самообслуживанием, общественно-полезным трудом, что позволяет им приобретать санитарно-гигиенические, трудовые навыки, участвовать в благоустройстве и озеленении территории, прилегающей к зданию детского дома.

Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков воспитанников нашего детского дома, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни; также в результате выбранных оптимальных методов и форм работы, в рамках общеразвивающей программы, происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

В течение года у ребят сформировался стойкий интерес к результатам своей работы. Владеют навыками (до автоматизма) личной гигиены, самообслуживающего труда, гладить бельё, зашивать, пришивать. Имеют представление о видах профессий, труде; осознают связь между благополучием человека и его трудом. Они стали ответственнее, научились правильно организовывать свое рабочее место, по окончании работы приводить его в порядок, соблюдать правила техники безопасности.

В процессе трудового воспитания развивается познавательная деятельность.

В ходе трудовой деятельности формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Воспитанники видят результаты своего труда.

Научаются планировать трудовую деятельность.

Я в своей работе стараюсь с каждым воспитанником найти индивидуальный подход, заинтересовать увлечь творческой работой, убедить, что это в дальнейшей жизни им пригодиться в оформлении своей квартиры, улучшить свой внешний вид, что этим багажом знаний им легче будет войти в самостоятельную жизнь. Но чтобы добиться положительных результатов, необходимо приложить много усилий и нельзя сбрасывать со счетов фактор времени.

Детский дом для детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности. Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, колледжах, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки.

В заключение хочу привести слова А.С. Макаренко, которые очень точно отражают суть трудового воспитания в детском доме: «Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Краевое государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детский дом 8

«Рассмотрена» Утверждена и введена

На методическом совете в действие приказом №___

Протокол №___________ от «____»__________2014г.

От «____»_________2014г.

Принята на педагогическом совете

Протокол №______

От «_____» _______________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ №4
КГКОУ ДЕТСКИЙ ДОМ 8

На 2015-2016 учебный год.

Составила: воспитатель

Чкалина Е.Г.

г. Комсомольск-на-Амуре

Раздел I. Основания разработки рабочей программы.

1. Миссия детского дома.

2. Цель образовательной программы детского дома.

3. Педагогические принципы.

4. Уклад детского дома.

5. Традиции, календарные дела детского дома.

Раздел II. Контингент воспитанников.

1. Описание контингента воспитанников.

2. Особенности социального опыта воспитанников.

3. Особенности воспитанников в учебной деятельности.

4. Особенности опыта трудовой деятельности воспитанников.

5. Опыт взаимодействия воспитанников.

6. Достижения воспитанников.

Раздел III. Цели рабочей программы.

Раздел IV. Задачи рабочей программы.

Раздел V . Направления и содержание деятельности.

Раздел VI. Пояснительная записка.

Раздел VII. Список методической литературы.

Миссия детского дома: «Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Обеспечение социокультурного опыта освоения общечеловеческих способов социального взаимодействия в процессе выполнения различных видов деятельности(игровой, учебной, трудовой), общения, опосредованного целью совместной деятельности и общения, опосредованно жизненным ценностям (интимно-личностного общения), а также освоение общечеловеческих способов выбора (в том числе и профессионального), принятие на себя ответственности и решения.

Цель: Обеспечить готовность воспитанников к самостоятельному жизнеустройству, самореализации в профессиональной, семейной, гражданской жизни, интеграции в общество и культуру, к укреплению и сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни.

Коллектив детского дома в своей деятельности решает следующие задачи :

    Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников;

    Обеспечение социальной защиты, психолого -медико-педагогической реабилитации и социально-бытовой адаптации воспитанников;

    Обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

    Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни;

    Охрана прав и интересов воспитанников;

    Восстановление и поддержание родственных отношений воспитанников, работа с родителями и родственниками по социальной реабилитации и возвращению детей в семью.

С целью реализации поставленных задач выделены основные направления деятельности педагогического коллектива, работающего на данной группе.

Направления

Цель

Задачи

Создание благоприятных условий проживания детей, максимально приближенных к домашним

Обеспечить готовность воспитанников к самостоятельному жизнеустройству.

1.Формирование навыков самообслуживания;

2. Формирования навыков ведения домашнего хозяйства;

3. Формирование навыков потребительской культуры.

Обеспечение социальной зашиты воспитанников, охраны их законных прав и интересов в соответствии с действующим законодательством;

Организация учебно – воспитательного процесса, способствующего умственному, эмоциональному и физическому развитию

Обеспечить готовность воспитанников к самореализации в профессиональной, семейной, гражданской жизни.

Формирование умения делать выбор, принимать решения;

Формирование навыков действующим законодательством;

Организация учебно – воспитательного процесса, способствующего умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанника;

Обеспечение педагогического сопровождения выбора профессии, построения жизненных планов;

Обеспечение педагогического сопровождения взаимодействия воспитанников с родственниками в целях укрепления позитивных родственных связей и возможного дальнейшего совместного проживания

Создание условий для самореализации, самовыражения и проявления творческих способностей воспитанника;

Обеспечение педагогического сопровождения в получении дополнительного образования.

Обеспечить готовность воспитанников к интеграции в общество и культуру

Формирование:

Коммуникативных навыков;

Умения выполнять общепринятые в социуме нормы поведения в различных жизненных ситуациях,

Общеокультурных навыков, позволяющих взаимодействовать в обществе, интегрироваться в современную культуру;

Навыков, способствующих творческому самовыражению

Обеспечение охраны жизни и укреплению здоровья воспитанников, медико-психолого-педагогической реабилитации и коррекции их здоровья;

Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего умственному и физическому развитию личности воспитанника

Обеспечить готовность воспитанников к укреплению и сохранению своего здоровья.

Формирование:представления о здоровом образе жизни;

Умения по укреплению и сохранению своего здоровья

Педагогические принципы.

    Принцип ориентации на ценностные отношения и положительные качества личности воспитанника;

    Связи воспитания с жизнью;

    Принятия воспитанника таким, каков он есть;

    Воспитания в коллективе;

    Единства, целостности и преемственности в воспитании.

Уклад образовательного учреждения.

С прошлого учебного года воспитанники детского дома стали проживать в новых условиях: создано две группы, воспитание в которых приближено к семейным. В связи с преобразованием, у детей появились личные комнаты, в которых они проживают по одному человеку или вдвоем. В каждой комнате есть шкаф, кровать и письменный стол. Дети самостоятельно занимались оформлением интерьера своих комнат, что способствовало проявлению индивидуальности. Также в группе появилась кухонная зона, на которой дети учатся самостоятельно готовить. Столовая зона, где проходят все групповые чаепития и собрания, отмечаются групповые праздники и дружеские вечера. Уклад жизни, приближенный к семейному, играет важную роль в разрушении у детей психологического стереотипа общежития, где все общее, «ничейное». И это задает стиль, дух, атмосферу всей жизни детского дома.

Традиции, календарные дела детского дома.

В детском доме сложились определенные традиции: совместная организация и празднование календарных праздников, отмечаются дни рождения всех воспитанников и педагогов. Организуются совместные выезды на природу, спортивные мероприятия, а также дети с большим удовольствием принимают участие в творческих конкурсах, олимпиадах различных уровней.

Описание контингента воспитанников группы.

В группе воспитывается 10 воспитанников старшего школьного возраста. Их них 3 девушки и 7 юношей.

Ф.И. воспитанника

возраст

Состояние здоровья

Социальный статус

Опыт нахождения в биологической семье

Наличие братьев и сестер, отношения с родственниками

Прозоров Виктор

Мать - л.р.п., отец - ф25.

Не имеет.

Брат – Аджибеков Александр Александрович 29.08.1999, ул.Летчиков д.10/2 кв.2, Аджибеков Максим Александрович 10.01.1991, ул.Летчиков д.10/2 кв.2

Не имеет.

Брат – Яковлев Александр, ПУ № 18

Мать - л.р.п., отец - ф25

Парамонова ОА - пребывание в семье в каникулярное время.

Брат Гайнешев Р.И. п. Дружба

Черепанов Анатолий

Не имеет.

Сестра -Смирнова Анастасия (дд 8); бабушка Елсукова ЛВ 1951 гр

Серенков Виктор

До 2011г находился в каникулярное время в семье бабушки Дымченко КГ

Дядя Серенков Д.Н.1979 , брат Серенков А. 1999гр

Отец - инвалид, мать - умерла

Не имеет.

Отец Егоров Ю.Г. 1977 гр

Чуносова Александра

Мать - л.р.п., отец - ф25

С 02.03.2011-15.04.2011 опека Кошель ВГ; Козьмина АВ тетя - пребывание в семь в каникулярное время.

Савченко Клавдия Савельевна, 1929 г

Ул.Сидоренко д.28 кв.14; тетя Козьмина А.В. воспитатель МОУ ДОУ

Альпина Светлана

Воробьева НЮ - временное пребывание

Брат - Альпин Л (дд8)

Середкин Сергей

Не имеет.

Брат - Середкин А.Д. 1997 гр, сестра - Середкина Д.В. 2008 гр, бабушка Мезенцева О.И. 1965 гр.

Смирнова Анастасия

Не имеет.

Брат - Черепанов Анатолий (дд 8)

Семь воспитанников обучаются в речевой школе, два воспитанника в коррекционной, одна воспитанница в общеобразовательной школе по программе ЗПР.

Все воспитанники группы охвачены дополнительным образованием как в объединениях дополнительного образования детского дома, так и внешкольных учреждений города.

Ф.И.воспитанника

Кружки детского дома

Внешкольные учреждения города

Прозоров Виктор

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Брейк-данс. Клуб "Энерджи"

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Настольный теннис. Цвр «Юность». Футбол СДЮШ №2

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Тяжелая атлетика. Цвр «Юность»

Черепанов Анатолий

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Брейк-данс. Клуб "Энерджи".

Настольный теннис. Цвр «Юность».

Футбол СДЮШ №2

Серенков Виктор

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Настольный теннис. Цвр «Юность»

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Мягкая игрушка Цвр «Юность».

Чуносова Александра

Швейная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Школа танцев. Клуб "Энерджи". Парикмахерское искусство. Цвр «Юность».

Альпина Светлана

Швейная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Школа танцев. Клуб "Энерджи"

Середкин Сергей

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Футбол СДЮШ №2

Смирнова Анастасия

Швейная мастерская.

Музыкальный час.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Мягкая игрушка Цвр «Юность».

Парикмахерское искусство. Цвр «Юность».

Особенности социального опыта воспитанников:

Ф.И.воспитанника

Опыт противоправных действий

Наличие и сроки зависимости

(табачной, алкогольной, ПВА)

Опыт самовольных уходов

Интересы, увлечения, лидерский потенциал

Предпроф.

опыт

Прозоров Виктор

Табачная зависимость 1 год.

Художественно-эстетическое творчество, спортивные танцы (брейк-данс).

Благоустройство города.

Табачная зависимость 1 год.

Спорт (настольный теннис, футбол), музыка.

Благоустройство города.

Литература, спорт (тяжелая атлетика), естественные науки.

Черепанов Анатолий

Спорт(настольный теннис, футбол), музыка, танцы.

Благоустройство города.

Серенков Виктор

Спорт(настольный теннис, футбол),интернет.

Табачная зависимость 1 год.

Литература

Чуносова Александра

Хореография, музыка, швейное дело.

Благоустройство города.

Альпина Светлана

Табачная зависимость 2 года.

Музыка, швейное дело.

Середкин Сергей

Табачная зависимость 2 года.

Смирнова Анастасия

Музыка, пение, швейное дело.

Особенности воспитанников в учебной деятельности:

воспитанника

Подготовка домашних уроков, использование интернет-ресурсов, библиотеки

Посещение школы, пропуски уроков, участие в делах школы

Активность на уроках

Улучшение школьных отметок

Педагогические задачи по указанному направлению

Прозоров Виктор

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы.

Отмечается стабильность в учебе, успехи по определенным предметам.

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Участие в жизни школы не активно.

Отмечается стабильность в учебе, успехи по определенным предметам.

Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Черепанов Анатолий

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы.

Отмечается улучшение результатов по всем предметам школьной программы.

Серенков Виктор

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы.

Отмечается стабильность в учебе, успехи по определенным предметам.

Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Ежедневное посещение без пропусков. Участие в жизни школы не активное.

Отмечается улучшение школьных оценок, успехи по определенным предметам.

Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Чуносова Александра

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы.

Отмечается улучшение результатов по гуманитарным предметам.

Коррекционная работа по развитию познавательной активности. Коррекция речевого развития.

Альпина Светлана

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни уч. зав.

Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Середкин Сергей

Школу посещает не охотно, есть пропуски.

Низкая успеваемось по предметам школьной программы.

Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Смирнова Анастасия

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы.

Отмечается положительная стабильность в учебе.

Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Особенности опыта трудовой деятельности:

воспитанника

Навыки самообслуживания,

контроль и качество их выполнения

Эмоц. состояние при трудовых операциях, благодарность за чужой труд

Безопасность при работе

Умение видеть работу, распределять, договариваться

Педагогические задачи по этому направлению

Прозоров Виктор

соблюдает

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, но не всегда может распределять время, отвлекается. Договариваться может.

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, распределять, договариваться, но делает без желания.

Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливости, усидчивости.

Черепанов Анатолий

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливости, усидчивости.

Серенков Виктор

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, но не может ее распределять и договариваться. Часто доделывает начатое до конца

Поручения выполняет не охотно

соблюдает

Умеет видеть работу, но не может ее распределять и договариваться

Развитие трудовых навыков. Учить распределять трудовую нагрузку. Воспитание выносливости, усидчивости

Чуносова Александра

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, распределять, договариваться

Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливости, усидчивости

Альпина Светлана

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, распределять, договариваться

Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливости, усидчивости

Середкин Сергей

Поручения выполняет, но не охотно, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Не умеет видеть работу, не может ее распределять и договариваться

Развитие трудовых навыков. Учить распределять трудовую нагрузку. Воспитание выносливости, усидчивости.

Смирнова Анастасия

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, распределять, договариваться

Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливости, усидчивости

Опыт взаимодействия воспитанников:

Ф.И.воспитанника

«воспитанник-воспитанник»

«воспитанник-воспитатель»

«Воспитанник -учащиеся класса»

«воспитанник -педагоги школы»

Прозоров Виктор

Уважительные.

Доброжелателен, искренен, всегда помогает воспитателю, поддерживаются отношения сотрудничества.

Уважительные.

Предпочитает индивидуальные формы отдыха и работы.

Доброжелателен, отзывчив, обращается за помощью, а также помогает воспитателю.

Пользуется симпатией у одноклассников.

Уважительные.

Черепанов Анатолий

В детском коллективе пользуется уважением.

Уважительное отношение. Доброжелателен, искренен, поддерживаются отношения сотрудничества.

В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам.

Уважительные.

Серенков Виктор

В детском коллективе дружелюбен, предпочитает проявлять индивидуальность.

Доброжелателен, часто обращается за помощью к воспитателю.

В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам

Уважительные.

Стремиться общаться с ограниченным кругом людей, товарищам помогает.

Доброжелателен, часто обращается за помощью к воспитателю.

В классе дружит только с девочками.

Уважительные.

Чуносова Александра

В детском коллективе дружелюбна, первая предлагает свою помощь

Доброжелательна, отзывчива, искренна, поддерживаются отношения сотрудничества.

В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам.

Уважительные.

Альпина Светлана

В детском коллективе дружелюбна, пользуется уважением.

Доброжелательна, поддерживаются отношения сотрудничества.

В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам.

Уважительные.

Середкин Сергей

Стремиться общаться с ограниченным кругом людей. Проходит период адаптации.

Доброжелателен, за помощью обращается.

Имеет одного друга в классе, остальных детей сторонится.

Уважительные.

Смирнова Анастасия

В детском коллективе дружелюбна, предпочитает общение с братом.

Доброжелательна, отзывчива, искренна, всегда помогает воспитателю.

В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам.

Уважительные.

Достижения воспитанников:

Ф.И.воспитанника

городской

краевой

Всероссийский

Международный

Прозоров Виктор

Конкурс газет «Сказка Рождества».

Конкурс осенних поделок.

Конкурс боевых листков. Конкурс открыток к Дню рождения города.

Соревнования по хоккею

«Теплый лед»

Конкурс осенних поделок. Соревнования

Настольный теннис. Соревнования по футболу. Соревнования по хоккею. «Лыжня России». Конкурс боевых листков.

Соревнования по хоккею

«Теплый лед»

Конкурс осенних поделок.

Конкурс боевых листков

Черепанов Анатолий

«Ученик года».

Конкурс осенних поделок.

Соревнования по футболу. Соревнования по хоккею. Конкурс боевых листков.

Соревнования по хоккею

«Теплый лед».

«Лыжня России».

Серенков Виктор

Конкурс открыток к Дню рождения города. Конкурс чтецов

"Победа". Конкурс осенних поделок. Соревнования

Настольный теннис.

Конкурс открыток к Дню рождения города. Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков.

Чуносова Александра

Конкурс чтецов

Олимпиада по русскому языку. «Видеоурок» 2 место

Альпина Светлана

Конкурс чтецов

"Победа". Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков.

Краевой конкурс творчества и самодеятельности.

Середкин Сергей

Смирнова Анастасия

Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков.

Актуальность программы

Изменения в обществе создали период переоценки ценностей: предавались забвению старые постулаты, формулировались новые - вся совокупность воспитательных средств должна направляться на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор. Теперь речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. С учетом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, являющихся основой организации воспитательной работы в детском доме. Наиболее актуальным является понятие о социализации.

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – важнейшее направление образовательной деятельности детского дома. Актуальность проблемы признается первыми лицами страны: « Проблема в том, что у детей детских домов очень слабы социальные навыки, многие испытывают трудности ориентации в городе, в поиске друзей, при обращениях в государственные структуры. Поэтому необходимо сосредоточить максимальное внимание именно на выпускниках, поскольку это самый критический период в их жизни».

Любое учреждение общественного воспитания представляет собой ограниченную социальную среду. Такие характеристики, как закрытость и ограниченность пространства, четкая регламентация жизни, отсутствие приобретения полноценного жизненного опыта, постоянный контакт с ограниченным числом лиц и предметов накладывает отпечаток на формирование личности воспитанника детского дома. Несмотря на усилия педагогов, результаты не всегда соответствуют ожиданиям и затраченным силам и средствам. После выхода из детского дома любой выпускник любой выпускник детского дома нуждается в сопровождении своего дальнейшего развития. Вступая во взрослую самостоятельную жизнь, выпускник теряет педагогическую, психологическую и материальную поддержку, которую ему так долго оказывали в детском доме. Причинами социальной и психологической незащищенности воспитанников детского дома является наличие в их социально-психологическом статусе таких внутренних установок, как иждивенчество, низкий уровень практического интеллекта, низкая трудовая мотивация, неумение планировать будущую жизнь, принимать на себя ответственность за свои поступки.

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни является задачей деятельности каждого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конечная цель деятельности и основной критерий ее эффективности – успешная интеграция выпускника в социум. Этим и объясняется актуальность разработки и реализации рабочей программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Для воспитанников старшего школьного возраста формирование навыков самостоятельного успешного взаимодействия в социуме имеет свои особенности, усвоение знаний и формирование умений на определенном, соответствующем возрасту и развитию, уровне. С учетом этих факторов и разработана рабочая программа. Таким образом, данная образовательная программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе актуальна тем, что, охватывая все основные направления воспитательной работы с детским коллективом, программа стратегически подчинена одной цели – повышение социальной компетентности выпускников детского дома.

Цели программы:

Становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе, формирование «чувства взрослости».

Основные задачи программы:

    Формирование адекватного отношения к своему возрасту;

Взрослости, самостоятельности;

Целевые установки воспитательной работы с подростками 15-17 лет.

Возраст подростка - это период завершения процесса вос­хождения к социальной зрелости, который характеризуется новой социальной ситуацией развития. Подросток стоит на по­роге взрослой жизни, он обращен в будущее, и эта обращенность составляет «аффективный центр» всей его внутренней жизни. Он смотрит на взрослого и решает копировать его, быть по­хожим на него. Только эта похожесть лишь внешняя: что ле­жит внутри взрослого, ему еще недоступно. Поэтому вслед за получившим внутренний импульс желанием только что ро­дившегося «Я» перевернуть весь мир появляется неуверен­ность в собственных возможностях, силах, способностях. «Ис­чезает состояние душевного равновесия, душевного комфор­та, рождается ощущение беспомощности. Возникает так называемый подростковый кризис, который нередко сопро­вождается состоянием агрессивности, злобы, жестокости или апатии и депрессии.

Основными мотивами деятельности подростка являются желание занять свое место в мире взрослых, утвердиться в ком­пании сверстников, быть уверенным в своей компании и т.п. Ведущей деятельностью становится интимно-личное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настрое­ний и желаний); учебно-профессиональная деятельность большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении.

Большое значение для этого возраста приобретает молодежная культура, под которой под­разумевается «торопливое» подражание подростка взросло­му. Они мгновенно реагируют на все новое, но стремятся со­здать свое социальное пространство, в котором они будут са­мими собой. Пространство это очень разнородно, т.к. сами подростки тоже очень различны. Объединяет их лишь одно - ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому «жанр» каждодневной, ежечасной и ежеминутной опеки дол­жен быть, по всей видимости, сменен принципиально новой стратегией: оказание помощи в создании молодежью своей культуры.

Становление личности подростка сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. Именно поэтому работа по про­фессиональному самоопределению, развитию общечеловечес­ких ценностей, личного счастья (любви, здоровья, семьи), ос­воение навыков построения перспектив становятся наиболее значимыми для подростка.

Учитывая депрессивные настроения воспитанни­ков, низкий уровень мотивационной сферы, инерционность рефлексий и т.п., необходимо создавать псевдореальные проблемные ситуациями, в ходе решения которых подрост­ки будут усваивать социально одобряемые нормы и ценности, и выстраивать свою систему ценностей. Монотонные переска­зывания статей, скучные выступления подростков, примитив­ные операции с картинками и т.п. - все это должно уступить место диспутам, работе по установлению причинно-следствен­ных связей и отношений.

Таким образом, к моменту выхода воспитанника из стен учреждения он дол­жен овладеть следующими умениями:

    заботиться о своем здоровье;

    адекватно реагировать на собственные эмоции;

    грамотно отстаивать свои права и интересы;

    ориентироваться в мире профессий и в своих профессиональ­ных возможностях;

    действовать в ситуации угрозы личной безопасности;

    эффективно и безопасно пользоваться общественным транс­портом;

    ориентироваться в районе проживания, в своём городе, посёл­ке и т. д.;

    руководствоваться правилами и нормами поведения в обще­стве;

    заниматься самотворчеством, выражая свои личностные интересы и стремления (сфера досуга);

    освоить бытовые навыки и умения, необходимые для обыден­ной жизни.

В своей деятельности КГКОУ Детский дом № 8 руководствуется :

Основные мероприятия Программы:

Реализация намеченных мероприятий Программы позволит:

    существенно повысить уровень развития воспитания детей;

    сократить количество правонарушений воспитанников;

    повысить социальный статус воспитания;

Ожидаемый результат:

    Рост уровня общей социализированности воспитанников.

    Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.

    Развитие гуманных коллективистских отношений в группе, приближенных к семейным.

    Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы.

    Знание воспитанниками культуры российской семьи.

    Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.

    Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности.

    Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями.

    Повысится уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях, уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья.

    Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально-нравственный климат в семье и детском доме.

    Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Критерии оценки результативности программы

С целью определения результативности программы были выделены следующие критерии:

1. Уровень готовности к самостоятельной жизни и деятельности (измеряется при помощи метода экспертных оценок)

2. Уровень личностной готовности дополнительно измеряется при помощи следующих методик:

Направления и содержание деятельности:

направление

Личностное развитие

    Построение временной перспективы будущего, перспектив личности;

    Формирование стрессоустойчивого поведения;

    Адекватное использование способов самовыражения

Охрана здоровья и физическое развитие

Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание

    Помощь в профессиональном самоопределении(формирование личностного отношения к профессионально-трудовой сфере и способа ее самореализации), развитие способности конструировать возможные варианты будущего;

    Закладывание основ производственных отношений;

    Осмысление необходимости трудовой деятельности

Основы гражданского самосознания

    Закладывание основ правового воспитания, экономического просвещения;

    Ознакомление с истоками национальной культуры;

    Осмысление статуса гражданина

Эстетическое воспитание

    Эстетическое освоение окружающего пространства;

    Формирование эстетического вкуса;

    Развитие способности ориентироваться в различных направлениях искусства

Основы безопасности и жизнеобеспечения

    Развитие умений:

А) ориентироваться в чрезвычайных ситуациях;

Б) оценивать опасность вредных привычек;

Пользоваться доступными(разрешенными) средствами самозащиты

Межличностные отношения

Развитие умений строить свои отношения:

    Со сверстниками

    Со взрослыми

    С незнакомыми людьми

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ
СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Направления работы:

понедельник

Личностное развитие

вторник

Охрана здоровья. Физическое развитие.

среда

Основы профессионального самоопределения и экономического просвещения

четверг

Трудовое воспитание, жизнеобеспечение

пятница

Основы гражданского и патриотического воспитания

суббота

Знакомство с истоками национальна культуры

Воскресенье

Эстетическое воспитание