Виды организаций для детей сирот. Образовательные учреждения для детей-сирот

При невозможности устроить ребенка в семью орган опеки и попечительства принимает меры для устройства ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране:

  • - дом ребенка
  • - детский дом
  • - школа-интернат
  • - приют
  • - центры временного содержания детей.

Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка - воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку. В России 252 дома ребенка. Дети, чьи родители лишены родительских прав - это основной процент «контингента» домов ребенка, их больше половины. Еще одна большая категория - это дети-отказники, малыши, рожденные в родильных домах, чаще всего у одиноких матерей. Часть детей поступают в дома малютки с согласия родителей, но по медицинским показателям. Это рожденные с тяжелыми заболеваниями и требующие постоянного пожизненного ухода. Кроме того, поступают подкидыши - дети, чьи родители вообще неизвестны. А так же есть дети, поступающие на временное лечение по направлению органов отеки и попечительства. Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf (дата обращения 27.11.13г) Здоровье детей, поступающих в дома ребенка, по данным специалистов, из года в год ухудшается. Как правило, дети имеют комплекс нарушений состояния здоровья. В структуре заболеваемости детей, воспитывающихся в домах ребенка, на первом месте - болезни органов дыхания, далее заболевания нервной и эндокринной системы, расстройства питания. Растет количество детей-инвалидов. Основную часть детей, поступающих в дома ребенка, составляют дети из социально неблагополучных семей.

Детский дом - государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе

Детские дома для детей с ограниченными возможностями здоровья или специальные школы-интернаты (единственная разница между ними - в школах-интернатах есть возможность забирать детей домой, а обучаются там не только сироты) - это государственные бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Их статус и деятельность определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Детские дома бывают 8 разных видов:

  • -I и II вида - для слабослышащих и детей с нарушением речи,
  • -III и IV вида - для слабовидящих,
  • -V вида - для детей с тяжелыми нарушениями речи,
  • -VI вида - для детей, больных детским церебральным параличом,
  • -VII вида - для детей с задержкой психического развития,
  • -VIII вида - для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В России более 330 школ-интернатов для детей-сирот Исследование-Сиротство-в-России- Москва2011г.с36. philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г).

Приют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа. Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений. По статистическим Сиротство в России: проблемы и пути их решения; Москва 2011г.с.35 philanthropy.ru›wp…2012/03…Сиротство-в-России.pdf(дата обращения 27.11.13г) данным научной литературы сегодня в России действует более 300 приютов.

Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки.Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

В нашей стране в настоящее время существует около 150 социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центров временного пребывания детей-сирот

Негосударственные учреждения и инновационные формы устройства в семью получили распространение и в нашей стране. В качестве примера можно назвать детские деревни SOS, пансионаты семейного воспитания, приходские детские дома.

Детские деревни SOS - это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 году австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот функционируют в 120 странах мира. В деревне осуществляется воспитание в семье из 5-8 детей, всей жизнедейтельностью которой руководит одинокая женщина-«мать». Каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам-воспитательниц, прежде всего, это общество единомышленников.

В России первая детская деревня SOS была открыта в пос. Томилино Московской области в 1996 году. Вторая в Лаврово, под Орлом, и начала свою работу два года спустя Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / под общ. ред. В. И. Жукова; РГСУ; : Изд-во РГСУ, 2009. - 450 с..

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время по-прежнему, большое число детей остается в учреждениях интернатного типа, так как в стране идет непрерывный рост неблагополучных, кризисных семей. Это накладывает на учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность искать новые формы воспитания детей, обеспечивать сохранность родственных связей, работать с кровной семьей воспитанника.

Устройство детей-сирот на семейные формы воспитания давно используется коллективами детских домов. Усыновление, опека, попечительство, приемная семья являются зарекомендовавшими себя и хорошо отработанными в деятельности детских домов формами.

Именно жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное - получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получить приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

социальные сироты , т. е.

В нашей стране в последнее десятилетие наряду с имеющимися детскими домами и школами-интернатами появились учреждения для детей – социальных сирот:

Социально-реабилитационные центры,

Школы - интернаты

Приюты для кратковременного и длительного проживания,

Социальные гостиницы для беспризорных детей,

Службы социально-психологической помощи для подростков после выхода их из интернатного учреждения.

В задачи этих учреждений входит многое:

    снять остроту психического напряжения;

    провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде;

    восстановить или компенсировать утраченные социальные связи;

    вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности - игре, учению, труду, общению.

22. Социальные сироты. Основные направления работы психолога с детьми и подростками – социальными сиротами.

По разным оценкам специалистов, в России сейчас насчитывается около полумиллиона детей – сирот, около 10% из них – сироты, родители которых умерли. Остальные – социальные сироты , т. е. дети, лишённые семьи при живых родителях.

Социальные сироты - это дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения . Родителей этих детей лишили родительских прав или сами отказались от детей. Заботу о них берет на себя государство. Размах социального сиротства, наряду с низкой средней продолжительностью жизни, высоким показателем смертности и высоким процентом самоубийств, является индикатором неблагополучного состояния нашего общества. Большинство социальных сирот, проживающих в социальных приютах, интернатах, - дети подросткового возраста. Подростки, попадая в социальный приют, испытывают серьезные трудности психологического плана при включении в иную среду (отсутствие жизненного опыта, поддержки).

Основные направления работы психолога с детьми и подростками - социальными сиротами .

Конвенция о правах ребенка утверждает, что "во всех действиях, касающихся детей, отправным пунктом должно быть соблюдение интересов ребенка". Это требует полного и детального понимания детей, которым мы хотим помочь, и поэтому, прежде чем принимать любое действие, необходимо понять детей и их потребности, рассмотреть возможные для работы средства. Дети с различными судьбами будут по-разному реагировать на предлагаемую психологическую помощь. То, что с радостью встречено одним ребенком, никогда автоматически не станет приемлемым для другого. Многие дети способны четко сформулировать собственные проблемы и знают, что принесет им пользу.

Доверительные отношения с ребенком являются основой результативной работы психолога. Многие беспризорные дети сталкиваются с ситуациями, которые делают их подозрительными и недоверчивыми. Для того чтобы узнать детей лучше и создать ситуацию, когда они будут принимать информацию, совет и поддержку, необходимо доверие. Обретение его может быть длительным процессом.

Воспитание ребенка вне семьи или в условиях других форм эмоциональной депривации приводит к тому, что к подростковому возрасту он не имеет всех тех навыков социального поведения, которые необходимы для успешной адаптации в обществе. Целенаправленная помощь в формировании широкого репертуара жизненных навыков может в некоторой степени компенсировать эту недостаточность. Для социализации детей, их социальной адаптации необходима постоянная работа с ними педагогов, воспитателей, социальных работников, психологов и всего коллектива учреждения, направленная на развитие и обучение детей. Психолог в детском доме и приюте определяет уровень психического и социального развития детей, степень и характер их дезадаптации, выявляет ценностные и референтные ориентации, типы личностного реагирования на стрессогенные ситуации, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка в работе с ним, прогнозировать поведенческие проявления и направление развития ребенка.

Другое направление психологической работы заключается в оказании психотерапевтической помощи . Как уже отмечалось, большинство детей из неблагополучных семей, детей, долгое время живших на улице, являются жертвами насилия: эмоционального, физического, сексуального. Такие дети могут находиться в состоянии посттравматического стресса, без лечения это состояние может продолжаться длительное время и препятствовать адаптации и развитию ребенка.

Независимо от причин, его вызвавших, само помещение ребенка в воспитательное учреждение, отрыв от семьи или потеря семьи являются сильными травмирующими факторами. В ситуации разлуки с семьей ребенку кажется, что он совсем один в этом мире, ему приходится переосмысливать отношение родителей к себе и свое собственное отношение к ним. В зависимости от опыта и особенностей личности ребенок выбирает свой способ совладания с ситуацией. Например, если ребенок склонен переживать чувство вины, то он внутренне как бы соглашается с фактом отвержения, изгнания его близкими, что ведет к потере самоуважения, побуждению к иррациональному стремлению исправиться, только неизвестно в чем, или избавить других от своего недостойного присутствия. Другой путь может выражаться в признании вины семьи, родителей, когда ребенок приходит к выводу, что именно они виноваты в том, что он оторван от семьи, это ведет к дискредитации семьи и положительного прошлого опыта. Обе позиции - отвержения себя или семьи - психологически обоснованы, но не способствуют успешному приспособлению к новой ситуации, установлению новых связей и сохранению эмоциональной связи с родителями. Различия в реакциях детей на разлуку с родителями предопределяют различия в отдаленных психологических последствиях.

Дети, находящиеся в трудной ситуации, особенно нуждаются в чувстве безопасности, в эмоциональной поддержке, в понимании происходящего, в сохранении чувства контроля. Из-за неблагоприятного опыта, разлуки с родителями и значимыми людьми, неопределенности будущего дети в приютах и детских домах часто испытывают чувства страха и тревоги. Переживание горя и страх блокируют образование нового опыта, такая ситуация является угрожающей для личности ребенка. Многие дети в кризисной ситуации теряют доверие к окружающим. Могут пройти годы, прежде чем ребенок снова станет доверять людям. Таким детям необходимы эмоциональная поддержка, эмпатия, понимание и одобрение. В поддерживающей среде способность детей восстанавливать душевные и физические силы проявится быстрее и они смогут найти способы совладания с ситуацией. У детей и подростков в состоянии стресса также часто затруднено понимание того, что с ними происходит. На вопросы: "Почему это случилось со мной? Почему родители бросили меня?", не всегда возможно найти ответ. Попытки ответить на вопросы честно и объективно, признание, что не все вопросы имеют ответы, может помочь ребенку принять ситуацию. Дети и подростки, оказавшиеся в государственном учреждении, имеют право знать о планах администрации по поводу их дальнейшего устройства. Конечно, не всегда планы выполняются, как это было задумано, но вовлечение детей в планирование их собственного будущего является жизненно необходимым, дает чувство контроля над судьбой. Задача психолога в таких условиях - приложить максимум усилий, чтобы помочь ребенку заново обрести ощущение безопасности, веру в себя и окружающих взрослых, развить самостоятельность и независимость.

Взаимоотношения воспитанников и работников воспитательных учреждений должны строиться на уважительном отношении друг к другу, на признании прав детей на самостоятельность, свободу выбора в принятии решений. Характер взаимодействия между людьми, находящимися в отношениях субординации, оказывает существенное влияние на уровень самоуважения, на направление мотивации, на развитие саморегуляции тех, кто находится в зависимом положении. Ориентация персонала воспитательных учреждений на поддержку автономности детей, на расширение контактов детей с другими группами сверстников и взрослых, характеризующимися иными формами взаимоотношений, организация разных видов общественно и личностно значимой деятельности ведет к повышению самоуважения и уверенности детей в себе.

В подростковом возрасте ребенок часто задумывается о своих личностных особенностях и качествах характера, а также о личностных особенностях своих родителей. Подростки, находящиеся в приютах из-за асоциального образа жизни родителей, начинают думать, что у них, так же как и у родителей, может неудачно сложиться жизнь, что их характер повторяет характер родителей, возникает тревога по отношению к будущему. Психолог в таких случаях призван помочь подросткам сформировать положительное отношение к будущему, помочь найти ресурсы, чтобы построить будущее так, как подросток этого хочет. Важно помочь подростку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сформировать готовность к будущей трудовой деятельности.

Наша практика работы с детьми - социальными сиротами приводит к необходимости наряду с традиционными для отечественной психологии методами исследования и помощи использовать психоаналитический подход ; как в области исследования жизненной истории ребенка, психологических травм, которые он перенес, механизмов защит, которые он использует, так и в области оказания психологической помощи целесообразно развивать психоаналитическое консультирование и другие методы, направленные на осознавание подростками и взрослыми бессознательных компонентов своего поведения.

Важно добавить, что выпускники детских домов, школ-интернатов, приютов испытывают серьезные трудности психологического плана при включении в иную среду. Отсутствие специальности, квалификации, жизненного опыта, поддержки, жилья отнюдь не способствует социальной адаптации подростка. С. А. Левин и Ю. В. Логинова в своей работе в московском центре постинтернатной адаптации воспитанников детских домов столкнулись с тем, что у последних в той или иной степени формируются следующие черты:

    иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах;

    трудности в общении там, где предполагается свободное, нерегламентированное, произвольное поведение, а поэтому требуется способность гибко и спонтанно реагировать и строить отношения;

    инфантилизм, замедленное формирование самоопределения и самоосознания; незнание и непринятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

    перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей, социально приемлемых возможностей и образцов успеха, которые должен бы, но не дает детский дом.

Следовательно, выпускнику интернатного учреждения необходима поддержка при переходе из довольно упрощенного и глубоко специфического мира детского дома в сложный и трудный современный мир, чтобы найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Служба социально-психологической помощи для выпускников государственных учреждений в таких случаях может служить пространством, переходным из мира интерната во внешний мир, быть средой общения, задающей определенный тон, атмосферу, положительные ценностные представления, и оказывать помощь молодым людям в преодолении предрасположенности к негативным жизненным выборам.

Кроме того, необходимо отметить, что в нашей стране для изменения ситуации детей, оставшихся без попечения родителей, нужна помощь психологической науки и для воспитания общественного сознания в духе терпимости и сострадания как в отношении сирот, так и в отношении родителей, вынужденных отказываться от своих детей.

1

В России существуют различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделяется той категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая входит в число детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Представленная статья посвящена актуальной проблеме устройства такой категории детей. В данной статье рассматриваются основные формы специализированных коррекционных (лечебных) учреждений. Они включают четыре категории устройства детей, среди которых коррекционные учреждения (специальный коррекционный детский дом, специальная коррекционная школа-интернат); детские дома-интернаты; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от норм или общественно опасным) поведением, включая совершивших правонарушения; санаторные детские дома. Каждый тип учреждений, рассмотренный в статье, имеет свою особенность, специфику и решает определённые цели и задачи, направленные не только на реабилитацию, но и на социализацию и жизнестойкость детей с ограниченными возможностями здоровья.

дети-сироты

коррекционные учреждения

детский дом

детский дом-интернат

форма устройства детей-сирот

1. Алифанова Л.И., Кораблёва О.В. К вопросу о специфике образования лиц с нарушениями зрения // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. – 2016. – № 3-2 (59). – С. 328-338.

2. Бабушкина Н.А. Проектирование здоровьесберегающей среды как функция управления коррекционным общеобразовательным учреждением: дис. … канд. пед. наук. - Тула, 2005. – 187 с.

3. Воробьёва Е.Г., Ялпаева Н.В. Развитие системы специального дошкольного образования в России // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 2. – С. 32-39.

4. О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 № 48: Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 26 декабря 2000 г. № 3. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901780988 (дата обращения: 05.10.2016).

5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания: утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст.

6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52881-2007. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей: утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 559-ст.

7. О методических рекомендациях по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; общеобразовательных школ-интернатов; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением: Письмо Министерства образования РФ от 29 ноября 1999 г. № 24-51-1133/13. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901767667.

8. Правдов М.А. и др. Студенческие волонтёрские организации в системе ГПС МЧС России / М.А. Правдов, Р.М. Шипилов, О.В. Шипилова, В.Н. Матвеичев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2013. – № 1 (21). – С. 16. - URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/1201316/pdf_50 (дата обращения: 07.10.2016).

9. Селитреникова Т.А. Управление процессом адаптивного физического воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I-V вида // Адаптивная физическая культура. – 2012. – Т. 51. – № 3. – С. 22-24.

10. Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей [Электронный ресурс]. – URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2015/ (дата обращения: 03.10.2016).

11. Шипилов Р.М. и др. Интернатные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России / Р.М. Шипилов, О.В. Шипилова, И.Ю. Шарабанова, Ю.А. Ведяскин // В мире научных открытий. – 2015. – № 11.5 (71). – С. 1763-1771.

12. Шипилов Р.М., Шипилова О.В. Научно-методические основы физического воспитания в детских домах и интернатах // Научный журнал КубГАУ. – 2011. – № 74. – С. 629-637.

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин оставались вне семейной заботы и требовали особого отношения к себе со стороны социума. Особенно остро проблема сиротства обстоит в России . Причиной сиротства является возникновение социально дезадаптированных семей, где царят неуважение к человеку, бескультурье, пьянство, что приводит к полному отсутствию удовлетворенности ребенка в жизненно важных потребностях, что обуславливает попадание значительного числа детей в категорию «трудных» или «риска».

Дети, которые с первых лет жизни наблюдали рядом с собой пример асоциального поведения, зачастую сами начинают его повторять, оказываясь не готовыми и не умеющими осуществлять безопасную для себя и окружающих жизнедеятельность в социуме. Это ведет к увеличению социальных рисков и, как следствие, росту социальной напряженности в обществе.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается порядка 482 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 83% детей воспитываются в семьях. Число детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в государственном банке данных, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 71 тысяча, из них детей, имеющих инвалидность, - 21 тысяча . Данные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной адаптации и реабилитации в современном обществе, с ними необходимо осуществлять дополнительную работу по формированию у них культуры безопасности жизнедеятельности в социуме, создавать условия для их социализации.

Государство отвечает за жизнь ребёнка, в его обязанности входит создание благоприятных условий для его жизнедеятельности, оказание помощи в адаптации и социализации. Для решения этой проблемы были созданы и успешно работают органы опеки и попечительства, увеличивается число патронатных и приемных семей, открыты семейные детские дома. Серьезная работа ведется по улучшению условий обучения и воспитания, социальной адаптации, медико-психолого-педагогической реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности. Разработаны и внедрены во всех субъектах Российской Федерации программы, направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Политика государства направлена на решение проблем социальной адаптации и реабилитации наиболее незащищённой категории детей, относящихся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Особое внимание направлено на ту категорию детей, которая входит в число детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения этой проблемы были созданы специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, целью которых является не только обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья , но и их социальная адаптация в современном обществе. В нашем исследовании мы попытаемся раскрыть формы специальных (коррекционных) образовательных учреждений как устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методика

Проведённое исследование основывается на комплексном использовании следующих методов исследования: анализа литературных источников, анализа нормативно-правовых документов, метода обобщения. Глубокий анализ литературных источников, нормативных документов, реферативных изданий позволил раскрыть основные формы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, распространённых в России. Метод обобщения как метод исследования представляет собой анализ собственного многолетнего опыта работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. С помощью метода обобщения мы получили фактический материал, который использовали в данной работе.

Обсуждение

Согласно данным специальной литературы, нормативно-правовым документам и в результате обобщения собственного многолетнего опыта работы с детьми-сиротами существующие в России формы устройства детей-сирот достаточно разнообразны. С нашей точки зрения их можно разделить на пять категорий: образовательные учреждения интернатного типа; специальные (коррекционные) образовательные учреждения; учреждения семейного типа; военно-учебные заведения; кадетские учреждения. Перечисленные категории учреждений в той или иной степени связаны с воспитанием и обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образовательные учреждения интернатного типа включают в себя: дома ребёнка, детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты, детские дома квартирного типа, социально-реабилитационные центры, социальные приюты, школы-интернаты при церкви . Формы устройства детей-сирот семейного типа представлены: усыновлением, опекой и попечительством, детскими домами семейного типа, приёмными семьями, временными приёмными семьями. В настоящее время в России имеются такие формы устройства детей, как патронатные семьи, детские деревни-SOS, дома молодёжи-SOS, пансионы семейного воспитания, приходские детские дома. Категории военно-учебных заведений и кадетских учреждений включают: военные училища, воинские части, кадетские школы-интернаты, кадетские корпуса и музыкальные кадетские корпуса. В нашем исследовании мы обратим внимание на учреждения, имеющие специфику коррекционных образовательных учреждений. К ним можно отнести: образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

  1. В категорию «Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» входит два вида образовательных учреждений: специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии и специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии .

В данных образовательных учреждениях воспитываются дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены на определённый срок, находятся на длительном лечении и др. В представленных учреждениях создаются особые условия, максимально приближенные к домашним, специалистами организовывается особая среда, способствующая медико-психологической реабилитации и адаптации детей к окружающему их социуму. На детей, воспитывающихся в этих учреждениях, распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством.

Особенность данных учреждений характеризуется не только постоянным проживанием детей с последующими коррекционными и лечебно-профилактическими работами, но и их обучением с целью общеобразовательной и трудовой подготовки.

  1. К специальным (коррекционным) образовательным учреждениям, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, можно отнести: специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, I-VIII видов; специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, I-VII видов . По своей специализации в коррекционных учреждениях живут и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения I вида для обучения и воспитания неслышащих детей и специальные (коррекционные) учреждения II вида для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь) . Данные учреждения строят свою программу на основе обучения детей с 1 по 12 класс. Общая численность учеников в классе не должна превышать 12 человек. Дети с полной потерей слуха проходят обучение в объёме неполной средней общеобразовательной школы за 12 лет. Дети, имеющие незначительную глухоту и серьёзные нарушения речи, проходят обучение с 1 по 12 класс, а дети с нарушениями речи, приводящими к дисграфии, дислексии, дислалии, проходят обучение в течение 10 лет. По возможности срок обучения может увеличиться. Дети с данными заболеваниями учатся активной речевой деятельности, развитию слухового и зрительного восприятия, чтению с губ.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов для обучения, воспитания, коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения . Образовательные учреждения III вида направлены на воспитание незрячих детей, а учреждения IV вида - слабовидящих детей. Обучение в данных учреждениях осуществляется по программам средней общеобразовательной школы (12-летнее обучение) и неполной средней общеобразовательной школы (10-летнее обучение). Наполняемость классов не должна превышать 12 человек. Основной задачей в реабилитации детей стоит сохранение и развитие зрения. В образовательных учреждениях незрячие дети при обучении используют тактильно-кинестетические системы и слуховые анализаторы, частично видящие активно пользуются зрительными анализаторами. Особая роль уделяется взаимодействию незрячих детей с видящими детьми, что повышает их социальную активность.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида обучаются дети, имеющие слух, но ярко выраженную патологию речи . Дети обучаются по программе неполной средней общеобразовательной школы. Главная задача - исправление дефектов устной и письменной речи. В случае исправления патологии ребёнка переводят в другие учебные заведения.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VI вида представляют собой лечебно-оздоровительные образовательные учреждения, предназначенные в качестве исправления дисфункций опорно-двигательного аппарата детей . В качестве вспомогательных средств используются различные тренажёры и оборудование. Обучение в данных учреждениях осуществляется по программам средней общеобразовательной школы (11-летнее обучение) и неполной средней общеобразовательной школы (9-летнее обучение). В одном классе может обучаться не более 16 человек.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида обучаются и воспитываются дети с задержкой психического развития . В таких учреждениях обучение осуществляется по программам неполной средней общеобразовательной школы. Работа в таких учреждениях строится на основе преодоления недостатков психофизического развития. В программе прописаны как индивидуальные, так и групповые занятия. Наполняемость группы - не более 20 человек. В случае восстановления психического развития ребёнка его переводят в другие учебные заведения.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида предназначены для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью . Данные учреждения относятся как к системе образования, так и к системе здравоохранения. Обучение детей осуществляется в дошкольных учреждениях (детские дома), где ведется подготовка этих детей к обучению в специализированных коррекционных школах-интернатах с целью получения доступной специальности.

В настоящее время детские дома и школы-интернаты I-V вида определяются как государственные образовательные реабилитационные учреждения, VI вида - государственные реабилитационные учреждения, а VII и VIII видов - государственные медико-социальные реабилитационные учреждения. Те и другие предназначены для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации с одновременным обучением их по программам общеобразовательных школ .

  1. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, представлены санаторными детскими домами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Данные учреждения предназначены обеспечить комплексную систему мер по оказанию психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи воспитанникам, по подготовке их к самостоятельной жизни, социальной и педагогической интеграции в общество. На базе санаторных детских домов создаются специальные условия, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанника. В данные образовательные учреждения для прохождения лечения направляются дети из различных детских домов и школ-интернатов. С воспитанниками проводятся реабилитационные и лечебно-оздоровительные мероприятия. В случае длительного лечения дети продолжают обучение по общеобразовательным программам на базе этих же учреждений.
  2. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от норм или общественно опасным) поведением . К данной категории относятся следующие виды учреждений (специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии). В таких учреждениях обучаются по адаптированным образовательным программам дети в возрасте от 8 до 18 лет с задержкой психического развития и умственной отсталостью. С воспитанниками проводятся корректирующие мероприятия, лечебно-профилактические работы с целью их последующей интеграции в общество. В воспитательном процессе используются психолого-педагогическая поддержка, трудовое воспитание, способствующие социальной реабилитации.

Заключение

Таким образом, мы можем говорить о том, что государство создаёт условия для реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение, получение квалифицированной психологической помощи, лечение и реабилитацию, а также социальную адаптацию в современном мире. Только за 2015 год количество детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на обучение в учебные заведения начального, среднего и высшего образования, составило 15 тысяч человек. В их число входят и дети, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья. Приведённые данные показывают, что эти дети имеют возможность наравне со сверстниками быть социально активными и успешными членами общества, готовыми к успешной социализации. Однако статистика вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, на 2015 год (58 тысяч человек) остаётся тревожной. Потребность в данных учреждениях по-прежнему высока. На сегодняшний день типология специальных (коррекционных) учреждений достаточно обширна. Каждый тип учреждений имеет свою специфику и решает определённые задачи, направленные на социализацию и развитие жизнестойкости у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографическая ссылка

Шипилов Р.М., Шипилова О.В., Шарабанова И.Ю., Ишухина Е.В., Ведяскин Ю.А. СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25682 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Такие учреждения создаются различными министерствами РФ: Министерством здравоохранения и социального развития (социальные учреждения, оздоровительные образовательные учреждения), Министерством образования и науки РФ (специальные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения) по инициативе и при поддержке органов исполнительной власти субъектов РФ.

К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:

  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования.

Деятельность этих учреждений регламентируется постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (вместе с Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, Примерным положением о социальном приюте для детей, Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Как писал В. Даль, приют – это пристанище для ребенка, которое призвано его принять, призреть, дать кров.

В современных условиях социальный приют – это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, предназначенное для того, чтобы дать кров, выявить место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время детей помещают в приют на срок до года (ранее ориентировались на содержание ребенка до 3–6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года).

Во многих регионах России приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях. В этом проявился многовековой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительством священнослужителей. При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Они активно приобщаются к общественно-полезному труду, формируют навыки самообслуживания и жизнедеятельности в коллективе. Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.

Деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемых в системе образования, регламентируются постановлениями Правительства РФ:

  • – от 01.07.1995 № 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
  • – от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Можно выделить следующие основные виды образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Детский дом – это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей.

Выделяются следующие виды детских домов:

  • – для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;
  • – для детей дошкольного возраста;
  • – для детей школьного возраста;
  • – смешанный;
  • – школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • – специальный (коррекционный) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье. С этой целью создают новые формы детского дома.

К таким формам относятся:

  • семейный детский дом – это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот, либо детей, оставшихся без попечения родителей. Такие семьи создаются на несколько лет и действуют на основе договора. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети;
  • детский дом семейного типа – это специально созданный детский дом по типу семьи. Его достоинством в том, что ребенок попадает в специально сформированную семью, что по сравнению с интернатным учреждением создает наиболее благоприятные условия для его воспитания и социального формирования как личности. Его недостатками является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для ребенка, а воспитатели, взявшие на себя функции приемных родителей, недостаточно готовыми к выполнению родительских функций.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 195 "О детском доме семейного типа" утверждены Правила организации детского дома семейного типа.

Основными задачами такого детского дома являются создание в условиях семьи благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия. Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль над условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей па воспитание.

2. Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно среди интернатных учреждений различают:

  • – интернатное учреждение обычного типа;
  • – интернатное учреждение по типу семьи. В нем дети живут в разновозрастных (но составу не более 8 детей) или одновозрастных (до 4-х лет не более 5 детей, а от 4-х лет и старше не более 10 детей) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.
  • – интернатное учреждение семейного типа, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. В таком учреждении жизнь детей максимально приближена к семейной.
  • 3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучения воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Их деятельность регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья".

К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

  • – коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;
  • – коррекционное общеобразовательное учреждение;
  • – коррекционное учреждение начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых образовательные программы Министерства общего и профессионального образования реализуются по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют учреждения, предназначенные для обучения и воспитания:

  • – неслышащих детей;
  • – слабослышащих и позднооглохших детей;
  • – незрячих детей;
  • – слабовидящих и поздноослепших детей;
  • – детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • – детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • – детей с задержкой психического развития;
  • – умственно-отсталых детей.
  • 4. Оздоровительные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении. Они предназначены для оказания семье помощи в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1997 № 1117 "Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

  • – санаторная школа-интернат;
  • – санаторно-лесная школа;
  • – санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • 5. К другим образовательным учреждениям для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:
    • – кадетская школа;
    • – кадетская школа-интернат. Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) утверждено постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1427;
    • – школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Преимущественное право для зачисления в нее имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 15 лет, изъявившие желание там учиться и соответствующее здоровье. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой утверждено постановлением Правительства РФ от 05.09.1998 № 1046;
    • – воспитанники воинских частей – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства в качестве воспитанников в воинские части. Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 № 124, а Положение о статусе воспитанников воинских частей утверждено постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 № 745.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для обеспечения решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком и защитой его прав в зависимости от возникающих социальных проблем.

К таким семьям относятся:

  • приемные семьи кризисной ситуации, создаются для частных случаев, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной семьи на определенный период. Причинами, требующими перемещения ребенка могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком; трагедия; внезапная болезнь родителей;
  • приемная семья на короткое время, необходимость в которой возникает при планировании командировок, планируемого медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобные семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним;
  • приемная семья па длительное время работает на договорных началах для обустройства ребенка в связи с возникшей потребностью у родителей;
  • семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул. Такая форма помещения детей в семью дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);
  • семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик), когда вечернее время и ночь он проводит в своей семье.

В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, имеет комплекс проблем.

В приемных семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способностью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание детей, с другой – необходимостью преодолевать проблемы, возникающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какой-либо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми, вытекающие из суждения "не мои родители").

Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с детьми. На начальном этапе создания приемной семьи она обеспечивает педагогическую подготовку к формированию отношений "родитель – ребенок", ухода за последним и накопления опыта воспитательной работы с ним. Впоследствии она обеспечивает социально-педагогическое патронирование в целях контроля, своевременного консультирования, помощи и поддержки семьи в случаях возникновения неадекватных ситуаций, предупреждения и преодоления конфликтных проявлений.

Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.

СК РФ Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Права и обязанности организаций, указанных в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса, в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

2. Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

3. Организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

4. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем три месяца. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать шесть месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Граждане, в семью которых временно передан ребенок в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, не вправе осуществлять вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. В целях осуществления временной передачи ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, организация, которая указана в