Театрально игровая деятельность в доу. Театрально-игровые технологии в детском саду

- 290.00 Кб

Введение 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности

1.1 Понятие игровой деятельности 6

1.2 История возникновения игры 11

1.3 Виды и классификации игр 15

1.4 Театрально-игровая деятельность дошкольников 21

Глава 2 Организация театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ 31

2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36

Заключение 50

Список литературы 53

Введение

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, компьютеры, телевидение не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Актуальность работы в том что, отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным исследований, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Цель курсовой работы: выявление педагогических условий по организации и проведении театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Объект исследования: театрально-игровая деятельность

Предмет исследования: театрально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Исходя из объекта и предмета исследования, можно сформулировать следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность игровой деятельности;

2. Изучить историю возникновения игры;

3. Рассмотреть виды и классификацию игр;

3. Рассмотреть особенности театрально-игровой деятельности дошкольников;

5. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;

6. Выявить роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

Наблюдение

Структура работы: Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1 Психолого-педагогические основы театрально-игровой деятельности

1.1 Понятие игровой деятельности

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлений, ориентация между людьми, первоначальные навыки коопераций (А.В Запорожец, А.Н Леонтьев, Д.Б Эльконин и др).

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф.Фребелю. В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, развивала Н.К Крупская. Отмечая значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них- труд, игра для них – серьезная форма воспитания» Игра для дошкольников – способ познания окружающего. По убеждению Н.К Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединить их в игре.

Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал Макаренко. Высоко оценивая игру детей, А.С Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре.

К. Д Ушинский считается родоначальником теории игры в отечественной науке. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. « Не надо забывать, - пишет К.Д Ушинский, - что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка». Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.

Я. А Коменский рассматривал игру как естественную потребность ребенка двигаться, играть, ибо каждому здоровому ребенку просто необходимо двигаться. « Чем больше ребенок делает, бегает, работает, тем лучше он потом спит, тем лучше усваивает пищу, тем лучше растет, тем лучше здоровья и свежести тела и мысли приобретает: но только всегда беречь его надо, чтобы увечий не было»

Игры согласно Я.А Коменскому, укрепляют здоровье ребенка, воспитывают его чувства, совершенствуют движение, ловкость, духовную свежесть и зоркость.

«Лучше играть, чем бездельничать, ибо в игре всегда мыслить чем -нибудь занята и часто шлифуется».

Коменский понимал игру и как естественное воспитание воли, черт характера и всей личности ребенка.

С. Л Рубинштейн первым сделал попытку создать отечественную теорию игры. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир». Уже поэтому она есть осмысленная деятельность. О том, что игра есть осмысленная деятельность, развил в своих трудах А. Н Леонтьев. «Специфическое отличие игры преддошкольника, - пишет Леонтьев, - от игры животных характеризуется тем, что это не инстинктивная, но именно предметная деятельность, которая, составляя основу сознания ребенком мира, человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка»

П.П Блонский полагает, что игра общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что «игры вообще» не существует, не существует вида деятельности, которой подходил бы под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка все же серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью «Игра», он заявил, что «игра» есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть» 2.1 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при организации театрально-игровой деятельности в условия ДОУ
2.2 Роль и значение театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 36
2.3 Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 40
Заключение
Список литературы

Галина Гнидина
Консультация для педагогов «Организация театрально-игровой деятельности в группах дошкольного образовательного учреждения»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций» , поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос : «Чему нас учит сказка?»

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается .

Воспитательные возможности театрализовано-игровой деятельности широки . Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализация развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог , академик В. М. Теплов (1896-1965,- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом , театрализовано-игровая деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Театрально-игровая деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей : «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом , театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Театрально-игровая деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми . Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств : это и художественное слово, и наглядный образ , и живописное декоративное оформление и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми. Дети очень любят смотреть спектакли.

В условиях детского сада нельзя поставить большой сложный спектакль своими силами – собственно это и ненужно. Пусть это будет короткая сказка на фланелеграфе, небольшая сценка или короткий спектакль, театр картинок . Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды театра .

Однако в последнее время педагоги и психологи отмечают снижение уровня игр, в том числе и театрализованных . Игры “уходят” из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько. Дошкольники много времени проводят у экрана телевизора. Причины следует искать и в особенности семейного досуга. Другая важная проблема – необходимо восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детскими играми.

Театрально-игровая деятельность в первой младшей группе “ Театральные ступеньки” .

Занимаясь с детьми театром , мы стремимся сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями. Основная наша задача в работе с детьми раннего возраста состоит в том, чтобы создать в группе обстановку уюта и эмоционального благополучия, объединить детей общими переживаниями. Мы проводим различные театрализованные представления : театр игрушек , театр картинок и пальчиковый театр . Например, с помощью пальчикового театра можно исполнять попевки, пестушки, рассказывать сказки, читать стихи и просто играть пальчиками ребёнка. Малыши очень любят выполнять ритмичные движения пальцами, при этом у них развивается речь, чувство ритма и воображение .

Вопрос : а если у ребёнка плохое настроение и он не хочет играть?

Ответ : ребёнка нельзя принуждать к игре, когда у него нет желания. Лучше если взрослый начнёт игру, а ребёнок через некоторое время, если захочет, примет в ней участие.

Пример. Инсценировка стихотворения (привитие детям культурно-гигиенических навыков) .

Мышка плохо лапки мыла :

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась-

И на лапках грязь осталась

Полотенце в чёрных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот-

Может заболеть живот.

Так что дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо тёплою водой

руки мыть перед едой.

Театрально-игровая деятельность во второй младшей группе “Малыши и театр”

Дети постепенно овладевают и ролевыми умениями, у них развивается интерес к играм – драматизациям. Начинаем учить изображать образ героя литературного произведения в несложных действиях и коротких диалогах.

Вначале к каждой сказке-игре читаем, рассказываем, показываем иллюстрации, настольный театр , показывая действия героев.

Фрагмент из сказки “ Репка”.

Дед : Очень хочется мне репки, Да, видать, корнями крепко репка в землю уцепилась. Бабка, подсоби мне, сделай милость!

Бабка :

Прожила я лет немало, но такого не видала.

Правда, чудо-чудо из чудес, репка чуть не до небес!

Ухвачусь - ка я за дедку, вместе дружно тянем репку.

Затем предлагаем повторить диалог, работаем над образом персонажей . После неоднократного обыгрывания предлагаем поиграть в театр – сначала при участии взрослого, а потом самостоятельно. Мы следим за игрой детей, помогаем им организоваться , предоставляем место для развёртывания творческой игры.

Театрально-игровая деятельность в средней группе .

В средней группе мы продолжаем объединять кукольный спектакль с театрализованной игрой . Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр , так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке как актёры драматического театра . При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

Мы воспитываем у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности , закрепляем знания о правилах манипуляции куклами бибабо, используя творческие упражнения на развитие мелкой моторики.

Пример : Демонстрация пальчиковой гимнастики.

В результате наши куклы оживают.

Театрально-игровая деятельность в группе старшего дошкольного возраста .

Дети старшего дошкольного возраста уже активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, которые отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. У детей развиваем творческую самостоятельность в передаче образа .

Старшие дошкольники могут дать характеристику театральным профессиям . Знают правила поведения в театре . Также знакомим детей с куклами марионетками, живая рука, тростевые куклы. И обучаем технике работы с ними. В часы досуга детям очень нравится организовывать весёлые концерты .

Театрально – игровая деятельность в семье . “Домашний театр”

В ребёнке изначально заложено стремление к игре, к творчеству : подаренные игрушки они часто разбирают и мастерят своё, вкладывая в это дело свою фантазию. А родители ругают : игрушку сломал. Спеть песенку, прочесть стихи, нарядиться во всё мамино и выступить перед домашними, чтобы смеялись и хлопали, какое это счастье. С куклой в руках или в маскарадном костюме дети смелее читают стихи, поют, танцуют. И это не баловство, это – начало “Домашнего театра” . Надо помочь этот театр организовать , это будет не просто забава, а интересное полезное дело. Лучше всего создать домашний кукольный Театр во главе с куклой - петрушкой. Петрушку можно смастерить самим, с нею легко играть, к тому же развиваются фантазия, чувство юмора. Декорации можно склеить из цветной бумаги и разрисовать фломастерами. А для самых разных детских праздников пригодиться руководство по изготовлению карнавальных костюмов. Впрочем, такие костюмы хороши для любительского театра . И самое главное : весь этот “театральный реквизит” уместится в обычном чемодане, который для детей станет “волшебным сундучком”

Театральная игровая деятельность

Для детей второй младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В самодеятельной игре детей отражается литературно-художественный материал, с которым воспитатель знакомит их в течение года (чтение художественных произведений и показ их инсценировок в театре). Специалисты утверждают, что только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для свободной детской игры.

При чтении художественной литературы необходимо увлечь детей не только сюжетом, но и ярким образным преподнесением материала. Выразительное, неторопливое чтение сказок помогает им услышать интонационные особенности речи, представить внешний облик героя. Малыши любят слушать сказки несколько раз; при каждом прочтении педагог должен ставить новые художественно-игровые задачи и применять различные формы ролевого обыгрывания. При первом выразительном прочтении дети усваивают общую канву сюжета, знакомятся с героями сказки. При втором прочтении можно изобразить героев сказки с помощью жестов, мимики, движений и интонаций. Позже дети могут рассматривать иллюстрации, изображающие героев сказки в различные моменты повествования. В сознании ребенка возникает не только конкретный образ, но и вся художественно-образная ситуация: вот герой, его жилище, его взаимодействие с другим героем. Чтение сказки необходимо сочетать с ее рассказыванием, тогда у воспитателя будет больше возможностей для интерпретации, а у ребенка - простора для воображения. Так, читая детям сказку «Теремок», педагог обыгрывает ее в лицах; передает голосом, движениями, мимикой и жестами маленькую, юркую мышку, толстушку-лягушку, быстрого зайку, неповоротливого медведя. При этом в сознании каждого ребенка возникает свой образ героя. Следующим этапом знакомства со сказкой может быть ее фрагментарное обыгрывание. Рассказывая сказку, воспитатель останавливается на каком-либо эпизоде и предлагает детям показать действия героя. Например, можно попросить их показать, как мышка бежала к теремку, как она спрашивала: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?». Дети по ходу рассказывания сказки изображают разных героев голосом, движениями, жестами, мимикой; это не мешает восприятию сказки, так как эти короткие имитации рассматриваются в качестве ее сопровождения конкретным действием.

Воспитатель. Бежит к теремку мышка-норушка. Лена, покажи мышку. (Девочка изображает бегущую мышку.) Мышка спрашивает тоненьким голосом…

Таким образом, происходит естественное, не заученное обыгрывание сказки: по мере знакомства с ней малыши непроизвольно запоминают сюжет, слова, действия героев. Дети второй младшей группы способны показать в «домашнем» театре, то есть в условиях своей группы, маленький спектакль, в котором организующая центральная роль принадлежит педагогу. Такой спектакль не требует специально приглашенных зрителей - ими могут стать посаженные на стульчики куклы - и специальной подготовки: долгих репетиций, лишнего беспокойства детей и воспитателей («чтобы все было правильно»). Он полезен для создания положительной мотивации, то есть нацеленности детей на драматизацию вообще и на конкретный спектакль в частности. Но, как и любое другое мероприятие, спектакль требует некоторой подготовки. Детям, уже имеющим опыт выступления в концертах для игрушек, педагог предлагает показать понравившуюся им сказку в театре для кукол. Воспитатель объявляет, что сейчас состоится спектакль, и предлагает ребятам подумать, что им для этого понадобится. Необходимо приобщать детей к обустройству самого действия. С помощью воспитателя они могут посадить на места зрителей-кукол, найти в театральном уголке шапочки и элементы костюмов и нарядиться в героев сказки; некоторые детали они могут сделать самостоятельно, например, при подготовке сказки «Кот, петух и лиса» выполнить аппликацию для шапочки лисы, украсить избу петушка - словом, посильно включаться в элементарную подготовку к спектаклю.

Следует постепенно усложнять замыслы спектаклей. Можно предложить детям подобрать музыкальные характеристики героев, например, придумать и спеть песенку лисы («Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку») или кота, который поет и играет на музыкальном инструменте возле ее норы. Беседа по сказке поможет выявить степень понимания сюжета, характеров героев и их поступков («Кто оставался в избе? Кто пел под окошком у Петушка? Как Лиса называла, подзывала Петушка? Кто помог Петушку?»).

На этапе фрагментарного обыгрывания использование костюмов нежелательно, так как основное внимание и время будут уходить только на их примерку и дети отвлекутся от главного - вхождения в образ; на этапе непосредственной подготовки к выступлению использование костюмов зависит от игровой задачи. Например, идет разговор о том, как нарядить героев: «Примерь, Миша, эту накидку. Посмотрите, дети, похож ли Миша на Петушка? А теперь походи, как Петушок, похлопай крылышками и закричи „Ку-ка-ре-ку!"». В театрализованном представлении наличие костюмов, конечно же, обязательно: это создает у детей праздничное настроение, позволяет им прочувствовать свою роль, осознать себя в ней.

Для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует приглашать старших детей выступить перед ними с постановками. Узнав о том, что им предстоит выступать перед младшими, старшие дошкольники начинают относиться к предстоящему показу более ответственно. Они тщательно осматривают свои костюмы, повторяют роли, осматривают место, где им придется выступать, а после выступления интересуются у воспитателей, понравился ли малышам спектакль. Малыши, в свою очередь, воспринимают старших детей как настоящих артистов. Чем лучше играют ребята, тем внимательнее смотрят маленькие зрители. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой воспитатель спрашивает, понравилась ли детям сказка, кто из героев больше понравился и почему, любят ли они сами выступать.

Таким образом дети начинают приобщаться к миру театра. Необходимо уже в этом возрасте давать им элементарные сведения, которые помогут разобраться в этом волшебном мире (что такое театр, как нужно вести себя в зрительном зале, кто такие артисты). Следует проводить специальные беседы до и после просмотра театральной постановки, рассказывая детям о предстоящем спектакле, стараясь заинтересовать их темой и напоминая правила поведения. После просмотра спектакля можно попросить их изобразить в лицах некоторых персонажей. Например, взрослые решили показать детям кукольный спектакль «Мойдодыр». На подготовительном этапе воспитатель провел беседу «Кто как умывается», в которой объяснил детям, что все животные обязательно умываются для того, чтобы быть чистыми. Занятие на тему «Котик-чистюля», проведенное в игровой форме, позволило напомнить детям о том, зачем и как нужно мыть руки. Затем ребятам сообщили, что скоро они пойдут в театр смотреть спектакль со смешным названием «Мойдодыр»; Мойдодыр - самый главный в борьбе за чистоту, но если его не слушаться и быть неопрятным, то могут случиться разные неприятности, о которых они узнают в театре. В спектакле Мойдодыр говорит громким, грозным голосом. Для того чтобы дети не испугались его появления, необходимо заранее «познакомить» их с этим героем, например, воспитатель с театральной куклой может зайти в группу накануне спектакля. Тогда малыши не испугаются Мойдодыра, будут внимательно, без страха смотреть спектакль. Это касается и других, наиболее «страшных», как кукольных, так и драматических персонажей, которые появляются на спектаклях и утренниках. Знакомя детей с правилами поведения в театре, педагог говорит, что в театре (в музыкальном зале) надо внимательно слушать, о чем идет речь в спектакле, иначе можно ничего не понять и помешать соседу. По окончании представления следует спросить у детей, понравился ли им спектакль, а беседа по спектаклю может состояться через некоторое время, чтобы в их сознании отложилось увиденное. В последующем разборе театрализованного действа нужно попросить ребят вспомнить наиболее интересные моменты спектакля, подражая голосом и мимикой персонажам. Воспитатель должен выслушать все мнения и поблагодарить всех за внимательный просмотр, побуждая к ответам самых пассивных ребят.

Детям этого возраста очень интересны спектакли, показанные воспитателями. Специально подобранные по тематике, идейному содержанию, с использованием доступных для восприятия средств выразительности, эти спектакли должны соответствовать детскому мировосприятию, интересам, поэтому педагоги должны творчески, грамотно подходить к составлению сценария. Это означает, что всякий материал, который предлагается для инсценирования, должен быть разложен на ролевые диалоги не в ущерб основной идее и состоять из коротких, понятных фраз; продолжительность спектакля не должна превышать 10-15 минут. Слишком короткий кукольный спектакль может «обрастать» в сценарии живыми, образными вступлением и заключением, в которых могут появляться в качестве ведущих персонажи-артисты (Осень, Карлсон, доктор Пилюлькин и др.). Также в сценарий включаются игры и хороводы, пение песен, чтение стихов, слушание музыкального отрывка. Например, кукольный спектакль «Пых» может быть показан на осеннем празднике. В начале представления выходит Осень и заводит с ребятами хороводы, игры; затем дети читают стихи; в заключительной части, после спектакля, Осень рассказывает о своих щедрых дарах, поет с малышами осенние песни и дарит им подарки. Не следует заслонять играми-хороводами основную идею спектакля - она должна доминировать в сознании детей, чтобы они могли прочувствовать нравственные уроки, которые несет театральное представление, поэтому спектакль лучше планировать в конце сценария праздника.

Для создания интересного спектакля воспитатели должны хорошо выстроить его «партитуру», подчинив реализации основной идеи его замысел; для этого следует полнее использовать средства выразительности и элементы художественного оформления театральной постановки: свет, декорации, музыку, костюмы, атрибуты, приемы кукловождения, артистические качества кукловодов и др. Яркие художественные образы, созданные взрослыми, способствуют углубленному восприятию, надолго остаются в памяти и переходят в самостоятельные игры детей.

Для того чтобы сюжет спектакля получил продолжение в творческих играх детей, выступление должно глубоко запасть в детскую душу, пробудить воображение, вызвать желание «играть в театр». Можно напомнить им спектакль и предложить сыграть в него, предоставив необходимые атрибуты. Так, для игры в сказку «Колобок» можно предложить детям фигурки настольного театра, дать возможность свободно поиграть с ними, спросить, как двигаются персонажи, попросить сказать за них слова соответствующим тоном («Смотри, Марина, это Лиса. Как она будет ходить? Вспомни, каким голосом Лиса обращается к Колобку?»).

Во второй младшей группе целесообразно продолжать использовать в работе с детьми произведения малых фольклорных форм. Драматизация небольших песенок вызывает интерес малышей, стремление быть любым действующим лицом сказки, только чтобы взаимодействовать со взрослым. В песенке «Тень-тень, потетень» дети могут исполнять роли, действуя как индивидуально (лиса, зайка), так и коллективно (ежи). Исполняя песенку, малыши двигаются в соответствии с текстом; каждый по-своему проявляет характер изображаемого героя. От занятия к занятию следует разнообразить работу с детьми; включая инструментальные импровизации, можно нацеливать их на выразительное исполнение на детских шумовых инструментах музыкального сопровождения для танца конкретных персонажей, подчеркивая его соответствие характеру героя.

В играх импровизационного типа используются различные виды кукол настольного театра (вязаные, бумажные, баночные, плоскостные фигурки, картинки и др.). Так, при исполнении диалога «Кисонька-мурысонька» ребенок, передвигая игрушку по столу, изображает киску, используя в основном интонацию; его мимика отражает характер персонажа. Нравственный урок, содержащийся в конце стихотворения, преподается и самому ребенку: «Не ешь одна!». В таких произведениях раскрывается характер героя, его поведение, которые помогает выявить специально проведенная беседа; развивается умение ребенка сочувствовать герою, вставать на его позицию. Произведения народного творчества способствуют развитию жизненно-игрового опыта и эмоциональной сферы детей. Воспитатель, используя малые формы фольклора, готовит их к восприятию более крупных произведений - сказок, рассказов.

Основным видом детского творчества остается имитация.

Воспитатель. Птички, летите! (Дети «летят».) Птички, домой! (Дети садятся на стульчики.)

Птички встали поутру - много у них корма,

Ту-ру-ру ту-ру-ру, птички клюют зерна!

Дети выполняют соответствующие движения.

Дети 3-4 лет могут выражать различные эмоции и настроения. Так, изображая героев сказки «Айболит», они могут передать походку больных (медведицы, бегемота), показать внимательного и строгого доктора Айболита и его друзей. Легко входя в образ, они на ходу придумывают песенки героев, если этого требует ситуация.

Воспитатель. Больная медведица долго ждала доктора Айболита и затянула грустную-прегрустную песенку… (Показывает на ребенка, изображающего медведицу, и тот поет свою импровизированную песенку.) Доктор Айболит тем временем осматривал свой кабинет - все ли готово к приему больных зверюшек. Он ходил по кабинету и говорил… (Ребенок, изображающий Айболита, на ходу придумывает фразу.)

Отражая свои эмоции в театрализованной игре, дети выражают радость, интерес, грусть, входя в роль персонажа, но воплощенные ими образы достаточно однотипны и обобщены. Малышам пока не подвластны оттенки эмоций, более тонкие чувства. Им не сложно изобразить грустного Ослика, веселого Винни-Пуха, но довольно трудно - злого или очень-очень злого Волка, так как, начиная его показывать, они тут же зажимают рот руками, потому что сами его боятся; малыши именно поэтому не любят играть отрицательных персонажей. Специалисты считают, что дети распознают и присваивают только ту эмоцию, которая называется, обозначается взрослым.

Воспитатель. К нам пришел веселый Петрушка. (Кукла появляется на ширме.) Он попляшет под веселую музыку. (Петрушка пляшет.)

Воспитатель. Сейчас к нам придет Петрушка. Музыка подскажет нам, какое у него настроение. (Играет веселая музыка.) Какое настроение у нашего Петрушки? Какая была музыка по настроению? Попляши, Петрушка! (Петрушка пляшет.) А вы, ребята, похлопайте.

В первом случае воспитатель заранее дает образ Петрушки и характеризует музыку сопровождающую его появление. Во втором примере воспитатель действует, используя косвенные методы, побуждая детей к активной мыслительной деятельности. Оба метода, как прямой, так и косвенный, могут применяться во второй младшей группе, но в этом возрасте следует чаще употреблять косвенные методы педагогического руководства детской творческой игрой.

Распознавать эмоции помогают пиктограммы, на которых изображены основные эмоции человека. Эти картинки могут соотноситься с характером эмоций, вызываемых тем или иным художественным произведением (музыкальным, словесным, живописным). Такую игру можно назвать «Подбери музыку (стихотворение, картинку)» и проводить вплоть до выпуска детей в школу, постепенно усложняя.

Воспитатель. Нина, смотри, какая веселая картинка! Она подходит для нашей песенки? Песенка веселая, и картинка веселая - на ней рожица улыбается.

Эмоции детей проявляются непосредственно и ярко. Ребенок не может изобразить грустного зайку, если не задумается о чем-то грустном; не покажет веселого героя, если не почувствует, что ему весело. Поэтому путь к эмоциональной выразительности лежит через создание эмоциональной ситуации на занятии или празднике. Педагог, работающий с детьми, должен уметь управлять их эмоциями; регулировать интонацию; «зажечь», если требуется, зал.

Наталия Смотрова
Организация театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

В статье изложен опыт организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста . Предпринята попытка осветить вопросы раннего формирования творческой активности воспитанников в условиях , определяющей социально-коммуникативное развитие дошкольников .

Ключевые слова : дошкольники , , коммуникативные способности.

Актуальность исследования обусловлена усилением внимания ученых и практиков к улучшению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста , созданию оптимальных условий для всестороннего развития личности, в т. ч. для социально-коммуникативного развития дошкольников .

дошкольников . У детей деятельности невербальные детей пробуждает интерес у

Введите в мир театра малыша ,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой

Г. ПОПОВА

Сегодня, с введением ФГОС в ДОУ задача развития творческой деятельности детей с самого раннего возраста остается одной из приоритетных. Одним из распространенных видов детского творчества является театрализованная деятельность . Театрализация близка ребенку , потому что тесно связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью вызывают у детей большой интерес и море положительных эмоций при проигрывании ролей. Именно театр помогает ребенку раскрыться, познать и усвоить что-то новое, а также способствует общему развитию, проявлению любознательности, целеустремленности. «Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию» .

Для организации театрально-игровой деятельности в группе созданы необходимые условия : оборудована зона театрализованной деятельности , в которой находятся различные виды театра , ширмочки, реквизиты, костюмы, шапочки и др. Все это доступно для детей и мобильно .

Театрально-игровую деятельность с детьми мы организуем во всех видах образовательной деятельности : в НОД (занятиях, режимных моментах, самостоятельной деятельности и при взаимодействии с родителями. В нашей группе часто реализуем образовательные проекты, итоговым мероприятием которых является театральная постановка . Одним из наиболее эффективных и интересных был проект «Сказочный мир» . Дети отгадывали загадки о сказочных персонажах, играли в сюжетно-ролевые игры, знакомились с писателями, рассматривали их портреты, отправлялись в путешествие с героями сказок, которые, в свою очередь, предлагали детям различного рода задания. За выполнение каждого задания ребята получали волшебный ключик. Только собрав все ключики в определенной последовательности, дети могли узнать сказочного героя, которого они спасали. В итоге дети настолько погрузились в удивительный мир сказок, что в самостоятельной деятельности они придумывали новые сказки с уже знакомыми героями, даже пригласили своих родителей для участия в театрализации сказки «Колобок» .

В своей работе используем различные виды театрализованных игр , в том числе режиссерские игры и игры-драматизации. Если мы играем в режиссерскую игру, то ребенок не является исполнителем, а принимается за создание сюжета и придумывает роль для игрушечного героя. Воспитанники с большим удовольствием принимают участие в режиссерских театрализованных играх , к которым относится настольный театр игрушек , театр на фланелеграфе , магнитный и теневой театры . Развивается в играх и творческая сторона детей . Детям становится очень интересно, когда они «входят в образ» сказочного персонажа, говорят за него и действуют как герой сказки. В инсценировках дети сопереживают героям, стремятся показать то, что испытывает персонаж, тем самым осваивают азбуку взаимоотношений : у них складываются представления о хороших и плохих качествах человека.

Очень любят ребята игры-драматизации. В отличие от режиссерских здесь ребенок играет сам, используя при этом средства выразительности : интонацию, мимику, пантомимику. Увлекают дошкольников в театральный мир такие игры-драматизации, как пальчиковый театр , куклы бибабо, театр на ложках (деревянные ложки, лопатки, одноразовые ложки, театр на дисках , прищепках, театр из губок , варежковый, кукольный театр , различные шапочки, маски. Особенный интерес у детей вызывают шапочки и маски, изготовленные родителями и педагогами. На открытых занятиях мы используем разнообразные поролоновые шапочки. Войдя в образ и играя различные роли, ребенок использует свою фантазию, подражая героям, о которых он узнал раньше из книг, мультфильмов и из жизни. Играя, ребенок получает яркое эмоциональное впечатление.

В этом году мы с детьми освоили два новых вида театра : магнитный и теневой. Магнитный театр – это , прежде всего, игра, которая непроизвольным образом способствует развитию мелкой моторики. Кроме того, у ребенка улучшается память, развивается логика. Он начинает лучше ориентироваться в пространстве, становится внимательнее к деталям и в целом - организованнее . Дети очень любят играть с магнитами. Тем более, их увлекает процесс, в котором фигурки и сказочные персонажи движутся «сами собой» . Все это способствует развитию фантазии и воображения, и поэтому дети начинают придумывать собственные сказки.

Одной из увлекательных игр является теневой театр . Прежде, чем начать в него играть, проводим необходимую подготовку : делаем вместе с детьми фигурки сказочных героев, готовим белый экран из листа ватмана, прикрепляем его на стену, настраиваем освещение. После этого предлагаем детям поиграть в теневой театр самостоятельно . Как правило, становится очень шумно. Дети наперебой рассказывают свои сказочные сюжеты. Когда фантазия малышей исчерпана, предлагаем сказочный сюжет, более развернутый и интересный. Теневой театр используем как сюрпризный момент на занятиях, как развлечение или как часть развлечения. Зима – лучшее время для игры в теневой театр , ведь в это время года дни становится короче и темнеет рано.

Театрализованные игры формируют мировоззрение детей , расширяют их кругозор, фантазию, память и мышление, создают ситуации для общения – все это развивает творческий потенциал ребенка, связную, диалогическую и монологическую речь.

Хотелось бы отметить, что знакомство детей с каждым новым видом театра и организация театрально-игровой деятельности , у нас проходит всегда необычно. Мы используем сюрпризные моменты, такие как, появление какого-либо предмета или нескольких предметов в театрализованном уголке – это может сказочный герой и предмет, указывающий на вид театра . Например, лампочка (знакомство с теневым театром ) и зайка, магнитик (магнитный театр ) и лиса, прищепка (театр на прищепках ) и мышка и т. п. У детей возникает непроизвольный интерес к предмету, активизируется внутренняя мотивация к дальнейшему действию, они начинают активно мыслить и придумывать, для чего тот или иной предмет может использоваться в театральном уголке . Иногда выставляем героя и несколько предметов, указывающих на разные виды театра , и воспитанники сами выбирают, в какой театр они отправятся .

Именно такое введение детей в театрально - игровую деятельность повышает активность малышей и создает творческое поле для дальнейшей театрализованной деятельности .

Таким образом, можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность развивает коммуникативные способности дошкольников . У детей не только повышается речевая активность в игровой творческой деятельности , где они легко осваивают различные средства общения, в. т. ч. невербальные : жесты, мимику, движения, но и повседневная речь детей становится более эмоциональной, связной, обогащенной. Научившись принимать на себя различные роли, сопереживать изображаемым героям, дети лучше понимают чувства других. Так театрально – игровая деятельность пробуждает интерес у дошкольников к театру как виду искусства .

Список литературы :

1. А. В. Щеткин. Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4 - 5 лет /под редакцией О. Ф. Горбуновой. - М., МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2007. – 128с.

Театральная деятельность как средство для решения психологических проблем дошкольника

подготовила педагог-психолог: Семенюк М.А.

«Театр – это волшебный мир,

В котором ребенок радуется, играя,

А играя,

Познает окружающие…»

О.П. Радынова

Сейчас такое время, когда о чём бы ни заговорил, будь то наука, промышленность, образование или искусство, – всё обрастает массой проблем. Да, наше время – время стрессов, резких взлётов и ещё более резких падений в судьбах людей.

Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Всё это обрушивается на незащищённое эмоциональное поле ребёнка. И стает вопрос, как уберечь его от такой страшной разрушительной силы?

Один из действующих и эффективных методов, это - Театрализованные игры, они всегда радуют, смешат детей, пользуются у них успехом.

Дети с большим удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности. Они позволяют создать благоприятную эмоциональную базу для развития положительных эмоций, этических чувств.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Многие авторы (Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др.) утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей.

Об этом свидетельствует значительный рост количество детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. В результате увеличилось число дошкольников с низким уровнем коммуникативного развития: недостаточной произвольностью поведения, эмоциональной неуравновешенностью, сложностью в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитой речью, не умеющих поддержать беседу, высказать свою точку зрения.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка направлена в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл» , т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость.

Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театрализованные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрализованная деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности, поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке , живописи, литературе, театру .

Театральная деятельность развивает ребенка целостно: эмоционально и интеллектуально, духовно и физически. Совершенствует артистические навыки, побуждает их к созданию новых образов, развивает и воспитывает положительные качества личности, способствует коррекции негативных проявлений, так же развивает: ощущения, чувства и эмоции, воображение, фантазию, внимание, память, волю.

Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Причем роли иногда резко отличаются от нашего характера. Константин Сергеевич Станиславский писал: «Все, конечно, знают наше актерское свойство: некрасивый хочет быть на сцене красавцем, низкий – высоким, неуклюжий – ловким. Актеры часто ищут на сцене того, что им не дано в жизни». Также и дети. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто.

Театральная постановка – продукт совместной деятельности , который требует концентрации сил каждого участника. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; она способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

В воспитании и обучении детей я решила уделить особое внимание театрализации сказок. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.

Театр это школа , потому что он рассказывает о мире, о жизни. Одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения.

Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение. Для этого целесообразно проводить различные театрализованные этюды и упражнения, подобрать дидактические игры и литературный материал.

Для развития двигательной активности и координирования моторики существуют различные гимнастические упражнения и подвижные игры, а так же упражнения для пальчиковой гимнастики.

Для развития творческого воображения используются сказки без начала и конца, этюды с незавершенным действием. Или сценки с отсутствием действующих лиц. Также для работы над мимикой используются упражнения с элементами пантомимы.

Работая с детьми, я целенаправленно использую кукольный театр в своей практике. Ставим вместе с детьми разные сценки, разыгрываем ситуации. Дети по своему желанию участвуют в кукольных постановках, и используют театральный уголок в самостоятельной деятельности – в игре. С большим удовольствие и с интересом, дети придумывают новые сказки.

Во время групповых занятий, дети активно участвуют в распределение ролей, я стараюсь, чтобы в наших театральных увлечениях принимали участие все дети пришедшие на занятия. Но очень часто можно наблюдать картину как некоторые дети отказываются принимать участие в этом виде деятельности, хотя с удовольствием наблюдают за этим процессом. А когда я их спрашиваю, почему, обычно говорят: не умею, не хочу, не интересно. Мои уговоры, и любое предложение не действовали. Это может быть ребенок, который ходит в детский сад с 2-х лет, или ребенок, до этого никогда не посещавший детский сад.

Обычно в общей игре хотят участвовать все дети, но некоторые из них, в силу своих психологических особенностей боятся принимать участие в театральной деятельности, страх быть осмеянным сверстниками, боязнь и не желание получить отрицательную оценку за свою деятельность. Так и на занятиях, кто то тянет руку и не может дождаться, когда его спросят, а кто то сидит тихо, и переживает, а если его спросить то чаще всего молчит.

Встала проблема: как помочь детям поверить в себя, не бояться выступить, даже если ответ будет смешным и не правильным? кукольный театр может помочь в работе и с неуверенными в себе детьми.

Выдающийся русский психолог Лев Семенович Выготский писал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощение» (книга « Воображение и творчество в детском возрасте»).

Н.Ф. Сорокина в своей книге «Играем в кукольный театр» рассматривает несколько ситуаций и предлагает варианты побуждения детей в общую театральную игру. Она предлагает сделать с детьми игрушки из бумаги для настольного театра и использовать эти игрушки в постановке. Предложить детям роль, например, без слов.

Т.Н. Караманенко и Ю.Г. Караманенко в книге «кукольный театр – дошкольникам» рекомендуют начинать с маленьких и легких, знакомых сцен, разговаривать знакомыми и любимыми игрушками, простых в обращении.

Для решение этой проблемы важно поговорить с родителями детей, заинтересовать их и привлечь, можно предложить из дома принесли оду из его любимых игрушек - мягкую кошечку, слоника, собачку, с которой по началу будет работать ребенок.

В дальнейшем с застенчивыми детьми можно подготовить демонстрацию пальчиковой гимнастики для других детей: «Дом и ворота» В. Цвынтарного, «Мизинчик» Л.П. Савиной и др. Взрослый говорит слова, ребенок показывает движения, а ребята все повторяют.

Затем совместно с другими детьми показать сценку по любому маленькому стихотворению (например И. Жукова «Киска». Опять же взрослый говорит слова, а они показывают движение игрушкой. Можно подготовить ряд потешек.

Можно предложить еще вариант, каждый ребенок выбирает себе любую игрушку, и уже не ребенок здоровается, а «зайчик», или «лисичка», и ему уже намного легче, потому что все внимание концентрируется на игрушке, а не на нем и есть возможность справиться с волнением и страхом и выполнить задание.

Этот приём можно использовать на любом занятии, при чтении стихов, при ответах на вопросы, помочь ребёнку побороть страх.

Ведь любое переживание сопровождается напряжением какой-либо группы мышц и при помощи некоторых упражнений, игр можно ослабить мышечное и эмоциональное напряжение (артикуляция, гимнастика, психогимнастика, музыкальные игры, упражнения на расслабление мышц). Чтобы ребёнок почувствовал расслабление в мышцах, он должен сначала почувствовать мышечное напряжение. Проделаем несколько упражнений: «Штанга» (мышцы рук и кистей, «Любопытная Варвара» (мышцы шеи).

В игре-драматизации складываются благоприятные условия для формирования личности ребенка, его нравственных черт характера. Например эгоистичный драчливый мальчик, вовлеченный в игру-драматизацию, причем он получал роли, противоположные его темпераменту, он был то храбрым петушком, защищающим зайчика от лисы, то колобком, веселым и добрым. И поощряется его правильное изображение. Ребенок изменился: стал менее задиристым, более терпимее относиться к товарищам.

В процессе прослушивания сказок и обыгрывания их, дети учатся сочувствовать героям сказки. Например, в сказке «Курочка ряба» , дети мимикой показывали, как дед и баба были растроены по поводу утери яичка. Вживаясь в роль, они учились сочувсвовать горю не только героям сказки, но и обыкновенным окружающим. Вместе с персонажами сказки, дети негодуют и радуются, борятся со злом, утверждают добро.

В дальнейшем можно усложнить задание использую пиктограммы. Детям предлагается для начала исследовать предмет. Обратите внимание на форму и представьте на что похож этот предмет. Задача детей изобразить молча этот предмет в действии, а наша задача догадаться что это. (Например, ложка, помещать, поесть). Нужно донести информацию с помощью жестов- это одна из составляющих проявления эмоций. Следующая составляющая – мимика. Теперь обратим внимание на изображение пиктограммы здесь чётко обозначены признаки того или иного настроения (положение бровей, уголков рта, глаз). Детям это помогает научиться определять эмоции, выражать их на своём лице. Чем мы сейчас и займёмся. Вспомните известную сказку про царицу, которая любуется в зеркало и разговаривает с ним «Свет мой - зеркальце, скажи да всю правду доложи, я ль на свете всех милее и румяней, и белее? ». Представьте, что это зеркало. И детям нужно глядя в него произнести эти слова с интонацией и мимикой соответствующей тому, что изображено на пиктограмме. А остальные должны определим эмоциональное состояние ребенка.

Очень важно на занятиях для детей создавать ситуацию успеха, даже если ребёнок не совсем точен в своих действиях, он должен чувствовать свою нужность и значимость.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

В завершении хотелось бы отметить, что все эти приёмы, которые я использую в своей работе по развитию психо-эмоциональной сферы детей универсальны для любой деятельности с дошкольниками. Если ребёнок психологически благополучен, то он полноценно развивается: и творчески, и интеллектуально, и физически.