Проект на тему праздник пасха. Проект "пасха" по предмету "основы православной культуры" и "изобразительного искусства"

Надежда Соколова
Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи»

Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи »

Праздник Пасхе- светлый , чистый. День, когда Христос воскрес…

Радость солнышком лучистым

Улыбается с небес. (И. Дарнина)

Пасха – это один из самых ярких, весёлых и интересных религиозных праздников для детей и взрослых. Это тот праздник , когда за столом собираются много людей. Родственники, друзья, дети дарят друг другу подарки : маленькие, красиво украшенные писанки, крашеные отварные, декоративные яйца, а также пасхальные сувениры : птички, свечи, зайчики, веночки, корзинки и т. п.

Именно Пасха считается большим семейным праздником , к которому нужно готовиться каждому члену семьи. Так давайте подготовимся к нему как следует! Поэтому, готовиться к Пасхе нужно заранее . Важно сначала рассказать ребёнку, что это за праздник и почему его празднуют , чтобы ему было интересно поучаствовать в подготовке и создать что-то новое своими руками. Затем вместе с малышом можно подумать, чем лучше порадовать ваших близких в этот день, какие приготовить подарки. Конечно, самый традиционный подарок на Пасху – крашеное яичко . «Дорого яичко ко Христову дню» , – подбадривает народная пословица юных мастеров и мастериц, заранее готовящих подарки к празднику .

Также важно творчески подойти к встрече Пасхи . Тут возможны различные варианты работы, которую могут провести как родители, так и воспитатели детских садов.

Актуальность.

Как рассказать ребенку о Пасхе ? Церковные праздники – тема деликатная . Есть семьи истинно верующие, но ведь существуют и атеисты! Хотя последние тоже зачастую едят крашеные яйца и куличи. Просто так, по сложившейся традиции.

К самым ненавязчивым способом знакомства малыша с историей Пасхи будет чтение Детской библии или просмотр фильмов на эту тему . Конечно, скорее всего, ребенок воспримет все это как сказку. Ничего страшного. Подрастет, поймет и сделает свой выбор. пусть малыш примет непосредственное участие в подготовке к празднику . Ему доставит огромную радость самостоятельно разрисовать яйцо или украсить кулич. Именно время подготовки можно использовать для собственного рассказа о Пасхе , чтения стихов, посвященных Светлому Воскресенью .

Объясните малышу, что яйцо олицетворяет начало новой жизни, а кулич напоминает о присутствии Бога (или высшей силы) рядом с человеком. В Пасху принято дарить подарки, отправлять родным и друзьям пасхальные открытки . Никто не должен быть одиноким в этот праздник !

Вашей целью должно быть воспитание в ребёнке добра, чуткости и милосердия ко всем окружающим.

Проблема :

Пасха – праздник для детей чудесный и в то же время не очень понятный! Дети задают много вопросов, но как на них ответить правильно и доступно? Как рассказать детям об истории праздника , его традициях и символах, о развлечениях в праздник Пасхи ? И часто возникает некое сомнение, стоит ли рассказывать детям о христианских праздниках , как воспримут такую информацию родители? Ведь есть семьи, которые считают, что такая информация необязательна для ребёнка.

Тип проекта : Познавательно-творческий.

Срок реализации : краткосрочный-2 недели.

Участники проекта : Дети 4-5 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

Цель проекта : Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции .

Задачи :

праздником «Светлое Воскресение Христово» , с его историей.

праздником .

компетенции

Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха .

Задачи :

Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово» , с его историей.

Развивать интерес к культуре предков.

Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником .

Развивать коммуникативные и информационные компетенции : сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

Активизировать совместное детско- взрослое общение.

Формы реализации проекта .

Занятия.

Досуговая деятельность.

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность детей.

1 этап организационно-подготовительный

Цель : определение основных направлений реализации проекта , подборка программно-методического обеспечения.

Вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта ;

Анкетирование родителей;

Оформление уголка для родителей по православному празднику Пасха .

Подбор наглядно-дидактического материала

. – рассматривание с детьми Детской Библии.

Подбор необходимой литературы.

2 этап - рефлексивно-диагностический

Цель : выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта .

Реализация плана проекта с детьми , родителями, педагогами;

. –Беседа с детьми на тему «О Пасхе »

Проведение подвижных пасхальных игр : «Кто найдёт больше яиц?» , «Катание яиц с горки» , «Чьё яйцо дольше прокрутиться» , «Бой яйцами» , «Докати до игрушки» , «Солнечные зайчики» .

Драматизация сказки «Курочка Ряба»

Изготовление аппликации - открыток к Пасхе .

Консультация для родителей «Какие игры можно играть с ребёнком на Пасху

Консультация для родителей «Приобщение детей к русской культуре через народные праздники и традиции ».

Рассматривание пасхальных картинок .

Составление рассказа с детьми «Как мы праздновали Пасху » .

.Конструирование :- изготовление цыплёнка из киндер-яйца, подставки для яйца «Петушок» , пасхального кролика .

3 этап – Практический, (непосредственное проведение праздника пасхи ) .

Проводится выставка рисунков, сувениров, сделанных детьми и их родителями.

Подведение итогов проектной деятельности ;

Представление материалов проекта на педсовете ;

Материально-техническое оснащение :

Методическая литература.

Мультимедийное оборудование.

Костюмы к сказке.

-Пасхальные картинки .

Цветной картон, цветная бумага,ножницы,фломастеры, гуашь,кисти, клей, ячейки для яиц, киндер-яйца, втулки от туалетной бумаги.

Интернет-ресурсы.

Литература 1. Князева О. Л. Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С. П. б. Детство-Пресс. 2010г.

2 «.Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду

3. «Ребёнок в детском саду» 1.2007г. стр. 74. «Со Светлой Пасхой » .

4. «Ребёнок в детском саду» 2. 2007г. стр. 47. «Писанки для Алёнки»

5. «Детская библия» Институт перевода библии. 1996г.

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи:

— Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
-Развивать интерес к культуре предков.
-Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
— Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

Целью данного проекта было знакомство детей с христианским праздником Пасхи и его обычаями. Дети познакомились с историей, обычаями и обрядами праздника, приобщились к истокам русской народной культуры, научились видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества. Так же ребята просмотрели презентацию «Что такое Пасха», рисовали пасхальные яйца и куличи, делали аппликации, читали стихотворения о Пасхе, играли в различные игры, красили яйца. Воспитатели провели с детьми тематическую беседу на тему «Что такое Пасха?», «Почему на Пасху красят яйца?», «Народные приметы на Пасху». В соответствии с традициями в Чистый Четверг ребята убирали группу и красили яйца вместе с воспитателями.

Пасха «Светлое Христово Воскресенье». Праздников праздник и торжество торжеств- так называют верующие люди Пасху. Празднование Пасхи- многовековая традиция. Поэтому в нашей группе тоже прошли мероприятия, посвященные празднику Пасхи. В период пасхальной недели ребята расписывали яйца и готовили пасхальные поделки, участвовали в мероприятиях с включением игр, в которые играли наши прапрадедушки и прапрабабушки, познакомились с древними обычаями и культурой. Основная задача - развитие интереса к русским народным традициям, народным играм, заботливого отношения и любви к близким людям.

Прошла мини-выставка родителей совместно с детьми работ по аппликации «Украшение пасхальных яиц» подготовили для всех детей, взрослых и гостей детского сада пасхальные картинки для выставки в коридоре детского сада. В создании поделок использовались разные смешанные техники: аппликация из ткани, открыток и бумаги, пластилинография, коллаж.

Познакомились с традициями и символами росписи, посмотрев сказку на фланелеграфе

Приготовила пластилиновые пасхальные яица.

Рисование роспись пасхального яйца «Яичко не простое, а расписное».

Для педагогов и родителей подготовила информацию: «Готовимся к пасхе вместе с детьми», в которой есть и история праздника, и как можно красить яйца, и какие существуют народные игры.
Консультация «Пасхальные традиции и значение для семьи».
Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как провести выходные вместе с ребёнком во время Пасхи?».

Мамы и бабушки составили книгу рецептов «Праздничный кулич и пасха»

Родителями был оформлен праздничный пасхальный столик,на котором дети могли рассмотреть куличи, пасхи, разноцветные крашенные яйца.
Дети на кружка «Волшебная бумага», изготовили аппликацию «Пасхальный кулич»

Дети так же приготовили пасхальных цыплят из киндеров в подарок для малыше

Пасхальные игры «Катание яиц», «Чье яйцо прокрутиться дольше?», «Стуканье яйцами», «Чоканье яйцами».

Заключением проекта прошло музыкальное развлечение «Пасхальное гулянье»совместно с малышами, где дети вместе с ними пели, танцевали, водили хороводы, играли, подготовили поздравительную открытку, украсили пасхальные яйца и посмотрели сказку «Про бабку, дедку и курочку-наседку»


Тема проекта «Праздник Пасхи» ПАСХА христианский праздник Воскресения Христова. ПАСХОЙ завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника. В течение всей Страстной недели предшествующей ПАСХЕ, совершались основные приготовления к празднику, в том числе уборка и побелка домов и др. (см. Страстной четверг), женщины пекли специальный пасхальный хлеб (пасху, кулич), красили и расписывали яйца. Пасхальные блюда освящали в церкви обычно накануне праздника или в первый день ПАСХИ. Мужчины в течение Страстной недели занимались заготовкой дров для пасхального костра, запасали корма для скота и т. д. Страстная неделя последняя неделя семинедельного Великого поста, когда, согласно Новому Завету, Иисус Христос принял крестные муки за грехи человеческого рода. Наиболее мифологически и ритуально насыщенными днями на этой неделе являются Страстная среда, Страстной четверг, Страстная пятница и Страстная суббота. В эти дни совершались поминовения умерших, а также повсеместно шло приготовление к празднованию Пасхи: хозяйки пекли пасхальные хлебы, красили яйца, запекали мясо; мужчины строили качели и карусели, заготавливали дрова и др.,) Пасха – самый продолжительный в году праздник. Каждый день пасхальных праздников имел свой обряд. Понедельник и вторник – "купальные". Обливали водой тех, кто проспал утренний молебен. История праздника Пасхи.


Среда – "градовая". "В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило". Четверг – Пасха усопших, поминовение почивших родственников. Пятница – "прощённый день". Родственники и друзья просили прощения друг у друга. Тесть и тёща звали в гости молодых, обвенчавшихся до Пасхи. Суббота – хороводница. Воскресенье – Красная горка. Обычно играли свадьбы, гуляли молодые. Это светлая пасхальная неделя (Светлая седмица). В течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные двери в алтаре не затворяются. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда. В празднике проходили 40 дней до Вознесения. Этим днём и заканчивались пасхальные торжества. Затем следует будничная Фомина неделя. Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее, а затем возвращалась к церковному порогу; здесь священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм, где продолжалась праздничная служба.


Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также, остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка и др. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града, и т. п. В течение всей недели, начиная с первого дня ПАСХИ, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение. Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, и прежде всего катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» битье крашеными яйцами. В течение всей пасхальной недели (ср. одно из ее названий «звонильная неделя») любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола; этому звону нередко приписывался магический смысл. Из других пасхальных забав выделяются качели, а также молодежные хороводы, имеющие аграрно - хозяйственную («А мы просо сеяли» и др.) и любовно- брачную тематику (в последних обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года). Обязательным для пасхальных праздников было гостевание взаимные посещения близких родственников.


Время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения некоторых магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», т. е. старались незаметно украсть что- нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника: «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки при тех же словах говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов. Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, грозило весь год быть неудачливым. По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех своих делах. Впрочем, часто не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними. Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, т.к. ходить в гости в первый день ПАСХИ было непринято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день ПАСХИ священник и причт, а также домочадцы «молили пасху», т.е. обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получает специфическое истолкование в мифологических рассказах: человек, потерявший дорогу в лесу, должен вспомнить, с кем в последний раз он делил пасхальное яйцо; после этого он сможет найти дорогу и вернуться домой.








Вывод проекта «Праздник Пасха» Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! В ходе изучения данной темы, мы расширили представление о традициях празднования православных праздников, появилось чувство причастности к культурным традициям наших предков. история Христа не заканчивается Его казнью. Ведь он сказал Понтию Пилату, что его жизнь имеет власть снова принять Свою жизнь. Праздник Пасха говорит нам о том, что после распятия Христос вернулся к жизни- воскрес.

Познавательно – творческий проект в старшей группе ДОУ «Пасху радостно встречаем».


Варламова Ольга Вячеславовна, воспитатель МКДОУ «Гаврилово-Посадский детский сад №1» г. Гаврилов-Посад
Описание: Предлагаю вашему вниманию познавательно-творческий проект «Пасху радостно встречаем». Данный материал для детей 5-6 лет, могут воспользоваться воспитатели детских садов, музыкальные руководители,педагоги дополнительного образования.
Тип проекта: познавательно – творческий
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность темы: Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Чтобы наши дети больше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи, мы разработали познавательно – творческий проект «Пасху радостно встречаем».
Цель проекта: Возрождение традиций народной культуры.
Задачи:
- познакомить детей с обычаями, традициями празднования Пасхи;
- развивать интерес к русской национальной культуре;
- воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.
Участие родителей в реализации проекта: беседы, совместное с детьми разучивание стихотворений о пасхе.
План реализации проекта:
1. Беседа «Что такое Пасха?»
2. Беседа «Пасхальное яйцо»
3. Чтение: А. Майков «Вербная неделя», А. Майков «Христос воскрес!», А. Блок «Вербочки», А. Плещеев «Как солнце блещет ярко…», К. Фофанов «Под напев молитв пасхальных...», В. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня».
4. НОД по познавательному развитию «Пасха – самый большой и светлый праздник».
5. НОД по художественно – эстетическому развитию «Пасхальное яичко» (рисование)
6. НОД по художественно – эстетическому развитию «С Пасхой! » (аппликация).
7. Составление описательных рассказов по пасхальным картинкам.
8. Народные игры «Горелки», «Раскручивание яиц», «Катись яичко», «Катание яиц», «Кто быстрее возьмёт яйцо?», «Чоканье яйцами».
9. Пальчиковые игры «В лужах солнышко искрится», «Стол пасхальный накрываем», «Подснежник», «Поиграем с яичком».
10. Физкультминутки «Весна», «Весенняя капель», «Солнышко».
11. Прослушивание и заучивание песен: «Весна», «Мы на Пасху все идем», «Весенний хоровод», «Светлый праздник».
12. Сюжетно-ролевые игры: «Встречаем Пасху всей семьей», Идем в гости на праздник Пасхи».
13. Дидактические игры: «Сложи картинку пасхального яйца», «Пасхальные традиции», «Укрась яйцо к Пасхе», «Сдувание яйца», «Найди пару».
14. Экскурсия в церковь.
15. Консультации для родителей: «Пасха - радостный и светлый праздник», «Как провести день Пасхи с детьми!»
Предполагаемый результат:
У детей сформируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект осуществляется в рамках старшей группы МКДОУ детский сад №1, в совместной деятельности педагога, детей, музыкального руководителя.
Продукт проектной деятельности:
Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.
Итоговое мероприятие:
Развлечение «Вот и Пасха к нам пришла».

Приложения к проекту «Пасху радостно встречаем».
Беседа «Что такое Пасха?».
Цель: ознакомление детей с таинством Пасхи.
Ход беседы:
Воспитатель: Пасха - Светлое Христово Воскресение, «праздник праздников», «торжество торжеств». Древнейший и самый важный христианский праздник. Готовились к нему 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг (чистый четверг) - день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница - напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота - день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха - воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.
Воскресение Христово!
Это значит - Он Воскрес!
Удели Ему два слова,
Он глядит на нас с небес.
Он всё может,
Всё, что хочешь,
Лишь бы правильно вести
Жизнь свою,
И Он поможет,
Только верь в Него и чти!

Воспитатель: Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей.
Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.
Иисуса допрашивали перед высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.
В конце концов, Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. (показ иллюстраций) Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. В этот скорбный день надо молиться.
Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их». Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху.
Христос воскрес! Христос воскрес! Исчезла ночи мгла.
Сияет светом звон небес, поют колокола.
Поют о празднике любви, о чуде из чудес:
Восстал Господь из недр земли!
Христос, Христос воскрес!

Воспитатель: Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.
С Чистого Четверга начинается любимое действо - раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. По традиции, готовые крашанки и писанки складывали, на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда - на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. (показ иллюстраций)
В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение (Пасхальная Служба Божья). В красивых корзинах в церковь несут разные кушанья - куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки. В корзину кладут соль - символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.
Вернувшись, домой, люди разговляются - едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!» Свячёное яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать. Всю Светлую неделю, длится праздник.
С Пасхи начинается сезон весенних игр. Начинается он с игр с пасхальными яйцами: их катают с каточков, бьются ими. В эти же дни в деревнях навешивались качели, наступала пора развлечений на качелях, хороводов.
Воспитатель: Предлагаю поиграть.

Игра «Катись яичко»
Ты катись, катись яичко,
Быстро, быстро по рукам,

Беседа «Пасхальное яйцо».
Цель: формирование знаний детей о пасхальном яичке.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, нашу беседу, я хочу начать с загадки. Послушайте внимательно и отгадайте.
Знают все, на Пасху мы,
Светить ходим куличи.
А еще красим его,
Символ Пасхи ведь... (яйцо)
Воспитатель: Яйцо – самый главный и важный символ Пасхи. Его значение ясно – продолжение рода, новая жизнь и возрождение. Пасхальные яйца называют крашенки и писанки. Крашенки- это окрашенное вареное яйцо. Писанки - это яйцо, покрытое разноцветными узорами.
Почему же на Пасху принято красить яйца? И чем расписывают яйца? (Ответы детей)
Воспитатель: Существует несколько верований и объяснений тому. Библейская история. Мария Магдалина, после воскресения Иисуса, решила с этой благой вестью придти к римскому императору Тиберию. А в качестве небольшого подарка взяла с собой обычное куриное яйцо, символизирующее с давних времен возрождение и чудо. Тиберий, услышав из уст Марии Магдалины рассказ о чудесном воскрешении Иисуса, лишь рассмеялся в ответ и ответил, что это невозможно, как и то, что это яйцо станет красным. И в тот же миг, как подтверждение случившемуся чуду, яйцо в руках Марии Магдалины становится красным. По другой притче, красный цвет пасхального яйца символизирует цвет крови Иисуса. А еще есть предположения, что яйца начала разрисовывать и красить Дева Мария еще для младенца Иисуса, чтобы развлечь его.
Физкультминутка «Весна».

Становитесь в наш венок.

Воспитатель: Еще история, почти сказка. Раньше некоторые народы верили в то, что мир произошел от золотого яичка (а так как золото было червонным, то и цвет яйца был красным или бордовым), которое снесла необычная жар-птица. Само яйцо стало символом пищи и тепла, оно было прообразом Вселенной и жизни в ней. Но со временем люди перестали чтить жар-птицу и разбили золотое яйцо. И тогда, в наказание, впервые на землю пришла зима (смерть). Женщины после этого в период возрождения природы – весной, стали красить обычные яйца в красный цвет, чтобы не забывать о произошедшем.

Игра «Раскручивание яиц».
Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

Воспитатель: Существует еще одна легенда, которая пришла к нам из Древнего Рима. Говорят, что перед рождением императора Марка Аврелия, еще в 121 году до н.э., курица снесла необычное яйцо с красными яркими точками на скорлупе. После этого римляне стали самостоятельно красить куриные яйца в красный цвет и преподносить друг другу, как символ счастливого предзнаменования. Но самое практичное объяснение такое. Перед Пасхой идет самый длинный и строгий сорокадневный пост, в котором употребление яиц в пищу исключается. Но курочки этого не знали и продолжали ответственно нести яйца. Крестьяне стали варить снесенные яйца, чтобы те смогли сохраниться до праздника (хотя здесь довольно спорный вопрос – неужели вареные яйца лучше хранятся, чем сырые?). А чтобы не возникало путаницы между вареными и сырыми яйцами, то их варили в шелухе лука и отварах трав и коры.

Конспект НОД по познавательному развитию «Пасха – самый большой и светлый праздник».
Задачи:
- познакомить детей с православным праздником «Пасха», с его историей;
- воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Ход НОД.
Воспитатель: Пасха - древнейший и самый важный христианский праздник. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет.
В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» - щебечут птицы,
И поют колокола.
На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый.
Не увидишь хмурых лиц.
Говорят: «Христос Воскресе!»,
«Да, воистину воскрес!»
Разрывая тьмы завесу,
К людям он сошёл с небес.
Жив Христос, и верят люди:
Коль расстанемся со злом,
Жизнь продлится. Вечным будет
Мир с любовью и добром!
(

Воспитатель: Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. К Пасхе люди готовились очень долго (7 недель), и эта подготовка называется Великий Пост. В течение всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены, обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме. Мужчины заготовляли дрова для пасхального костра, а также хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать, и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходился обычно на Чистый четверг, в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы «весь год чистыми были».
Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.
По старинному русскому обычаю вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Вместе с родителями не спали в эту ночь и дети, их тоже брали в храм на праздник. В Пасхальное воскресение во всех церквях звонят колокола. Звонят по особому, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест. Послушайте.

Прослушивание музыкальной записи «Пасхальный благовест»

Воспитатель: В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Это называется «христосоваться». Все накрывают праздничные столы, где главными угощениями были куличи и крашеные яйца.
Даже существует легенда:
В день воскресения Иисуса Христа одна женщина шла на базар с корзинкой яиц и всем рассказывала, что случилось чудо, Иисус Христос воскрес. На ее пути встретился мужчина, он удивился, не поверил ее словам и сказал, если Иисус воистину воскрес, пусть твои яйца станут разноцветными! Не прошло и минуты, как яйца в корзинке стали разноцветными. С тех пор в Пасху принято христосоваться, то есть обмениваться яйцами (символами новой жизни), говорить Христос Воскрес, а отвечать - Воистину Воскрес!
Светлеет небо, льется свет,
Он наступил - святой рассвет:
И будет все вокруг сиять,
И будут люди повторять:
- Случилось чудо из чудес,
Вы, видите - Христос Воскрес!

Воспитатель: Да, праздник Пасхи на Руси принято красить яйца. Их расписывали всеми цветами радуги.
«Крашенка» - так называются окрашенные в один цвет яйца. Посмотрите, пожалуйста, на мои «крашенки» (показ). Яйца, расписанные узорами – «писанки». Посмотрите, вот и они. (показ) Узор может быть самый необычный. А яйца, расписанные пятнами, - «крапинки». В последнее время появились и более современные методы украшения яиц. Рукодельницы даже научились вышивать на них. Стали обвязывать яйца нитками на крючке или оплетать бисером.
Крашеные яйца в Пасху освящали в церкви и съедали в первую очередь – «разговлялись». Первое полученное яйцо считалось священным, и его сохраняли целый год.
С Пасхи на Руси начинались веселые развлечения: и стар, и млад, катались на каруселях, водили хороводы, на улицах пели русские народные песни, играли в народные игры. Вот и мы сейчас поиграем в русскую народную игру.

Русская народная игра «Горелки».

Гори-гори ясно, чтобы не погасло



Воспитатель: О каком русском народном празднике мы говорили сегодня? Что вы нового узнали? Дорогие ребята, пусть на вашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать «Христос воскрес!» и в ответ услышать «Воистину воскрес!». Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон будет радостным и торжественным.

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию «Пасхальное яичко» (рисование).
Задачи:
- познакомить детей с обычаями красить яйца;
- развивать творческие способности;
- воспитывать уважение к традициям русского народа;
- воспитывать чувство композиции, образное мышление, творческое воображение.
Материалы: трафареты яиц разного цвета; гуашь; баночки с водой; кисточки; иллюстрации.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Очень важный элемент -
Белое яйцо,
Проведя эксперимент,
Красят все его.
Для чего и почему,
Знают все прекрасно,
Потому что тихим шагом,
К нам приходит... (пасха)

2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему красят яйца на Пасху? (Ответы детей) Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни.
Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с этим свои надежды и пожелания, которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки. (Показ иллюстраций). Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители, которые заготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи, свекольного отвара, зеленой ржи, крапивы и т. д.)
У каждого цвета было свое значение: Красный цвет - знак счастья, желтый - знак солнца, зеленый цвет - знак жизни, голубой цвет - знак неба, синий цвет - цвет ночи и таинства, коричневый цвет - цвет земли. Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным, изображающим мир животных и птиц.
Крашенки в древности называли яйца - сваренные вкрутую, и покрашенные в один цвет. А еще существовали и другие яйца, которые служили магическим оберегом в течение всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный стол.
Раскрашенные яйца по древним поверьям, пасхальные яйца оберегают от зла, а потому так приятно подарить их друзьям, родным или близким как символ любви и жизни.
Посмотрите сколько у нас уже раскрашенных яиц разложено на столе: и красных, и желтых, и с узором, и без узора. Вот и я вам предлагаю раскрасить вот эти яйца и подарить своим родителям, как оберег от всего плохого. Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «В лужах солнышко искрится».
Верба пухом зацвела,


Не увидишь хмурых лиц.
Воспитатель: Отдохнули, а теперь пройдите на рабочие места.

Дети раскрашивают яйца. Звучит тихая, спокойная музыка.

3. Рефлексия
Воспитатель: Вы все молодцы! Какие красивые, праздничные яички у вас получились? Какие, вам нравятся больше всего? Почему? Кому вы подарите свои яички?

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию «С Пасхой! » (аппликация).
Задачи:
- познакомить детей с историей и традициями праздника Пасха;
- развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук;
- воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа;
- воспитывать доброжелательные отношения к окружающим.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, нашу беседу, я хочу начать с пословицы.
Где кулич и тесто, тут и наше место!
- На какой праздник, пекут куличи? (Ответы детей)

2. Основная часть.
Воспитатель: Пасха – это праздник, посвященный Воскресению Иисуса Христа. Это праздник символизирует победу добра над злом, жизни над смертью, торжество весны, солнца, тепла над зимним холодом.
Пасха - самый главный христианский праздник, длится целую неделю, и вся эта неделя была заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мертвых.
Обычай обмениваться на пасху красными яичками, говоря: «Христос Воскрес!» давний. Считалось, что яйцо – знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.
К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали, готовили специальную обрядовую еду. Кто знает, что это за еда? (Ответы детей)
Воспитатель: Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца. Главный символ праздника крашеное яйцо. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их покрасить.
Я предлагаю вам сделать пасхальную открытку. А использовать будем технику квиллинг, скатывание салфеток, простую аппликацию.(Показ приемов работы)
Воспитатель: Но перед тем, как мы приступим к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.





Воспитатель: Пальчики размяли, приступаем к работе.

Дети делают пасхальную открытку.

3. Рефлексия
Воспитатель: О каком русском народном празднике мы говорили сегодня? Что вы узнали нового о праздновании Пасхи? Всё ли у вас получилось? Были ли трудности?
- Молодцы, вы потрудились все очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши замечательные открытки.

Описание народных игр, используемых в работе над проектом.
«Горелки».
Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, направо - налево,
Птички летят, колокольчики звенят!
Гори, не воронь, беги как огонь!
Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут, только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становятся первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий.

«Катись яичко»
Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами
Ты катись, катись яичко,
Быстро, быстро по рукам,
У кого сейчас яичко - тот сейчас станцует нам.
После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

«Раскручивание яиц».
Ребята по команде раскручивают крашеные яйца.
Чьё яйцо дольше покрутится, тот и победитель.

«Кто быстрее возьмёт яйцо?»
Несу вам яйца расписные -
Непростые, золотые!
Кто быстрей возьмёт яйцо,
Тому достанется оно.
(Раскладывают яйца, на одно меньше, чем игроков. Под музыку дети танцуют, с окончанием её каждый берёт по яйцу. Тот, кому не досталось, выбывает. Играют, до тех пор, пока не останется один - победитель.)

«Катание яиц».
Ребята по очереди скатывают яйца с горки и чьи яички сталкиваются, те дети дарят друг другу улыбку и обнимаются.

«Чоканье яйцами».
Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло – проиграл!

Описание пальчиковых игр, используемых в работе над проектом.

«В лужах солнышко искрится».
В лужах солнышко искрится, Пальчиками двигают.
Верба пухом зацвела,
Живы, жить!» - щебечут птицы. Показать клювики пальчиками.
И поют колокола. Движение кистями.
На столе кулич душистый, Показать кулич.
Горка крашеных яиц. Показать горку яиц.
В этот праздник светлый, чистый. Соединить поочередно пальцы обеих рук.
Не увидишь хмурых лиц.

«Стол пасхальный накрываем».
Стол пасхальный накрываем, (Разводим руками в стороны)
Веткой вербы украшаем. (Пальцы «веером»)
Из печи несём куличики, (Показ ладошками)
А от курочки - яички. (Соединяем большой палец с остальными по очереди)
Дай нам, курочка, яичко простое,
Мы его распишем - будет золотое. (Раскрашиваем в воздухе)

«Подснежник».
К нам Весна лишь заглянула, (Протягивают руки вперед)
В снег ладошку окунула. (Руки внизу, перпендикулярно корпусу)
И расцвел там нежный, (Руки соединяют в бутон на уровне глаз)
Маленький подснежник. (Медленно раздвигают пальцы)

«Поиграем с яичком».
Курочка пеструшка (Пальчиками двигают.)
Яичко принесла,
Всем ребяткам поиграть дала. (Показ ладошками)
Мы с яичком поиграем, (Вперед-назад двигают ладошками)
Мы яичко покатаем.
Вперед-назад, вперед-назад,
А теперь я покручу, (Делают круговые движения кистями рук)
Всем яичко покажу. (Открывают ладошки)
Спрячу в ручки, покажу, (Закрывают, открывают ладошки)
Покатаю, не разобью, (Круговые движения, встряхнуть руки)
Деду с бабой подарю. (Показать ладошки)

Описание физкультминуток, используемых в работе над проектом.

«Весна».
На лужайке поутру мы затеяли игру. (дети встают в круг, берутся за руки)
Я – подснежник, ты – вьюнок, (правая рука вперед, вправо; левая рука вперед, влево)
Становитесь в наш венок.
1, 2, 3, 4 - Раздвигайте руки шире. (дети взявшись за руки становятся в круг)
А теперь мы ручейки, побежим вперегонки. (дети бегут по кругу).

«Весенняя капель».
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать.
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей.
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!

«Солнышко».
Солнышко, солнышко, солнышко,
Загляни в окошко.
Загляни в окошко,
Разбуди Сережку.
Чтоб денек чуть - чуть был дольше,
Чтобы мы узнали больше,
Чтоб игрушки не скучали,
А с Сереженькой играли.

Песни, используемые в работе над проектом.

Песня «Весна»
1. Ласковое солнышко,
В небе загорелось.
От весеннего тепла,
Всё кругом согрелось.
И на землю тёплые
Лучики упали.
Ручейки весенние,
С горки побежали.
Припев:
"Кап-кап" - нам поёт
Дождик озорной.
И подснежник растёт,
Нежно-голубой.
2. Закружились в вышине,
И запели птицы.
И, конечно же, теперь
Дома не сидится.
Первой травкою весна,
Землю застелила.
И листочки нежные,
Дождиком умыла.
Припев.

Песня «Мы на Пасху все идем»
1.Мы на Пасху все идем,
Все идем, все идем,
Куличи в руках несем,
Мы несем, мы несем!
Припев:
Сдобные куличи,
Принимай скорее,
Аппетитны, хороши,
Ешьте веселее!
2.Рот пошире открывай,
Открывай, открывай!
По кусочку получай!
Получай, получай!
Припев.

Хоровод «Весенний хоровод»
1.На весенний лужок,
Выходи скорей, дружок!
Будем кругом ходить,
Да весну веселить.
Припев:
Расцветайте, цветы,
Зеленейте, сады.
Ярче, солнышко, свети,
Нам с тобою по пути!
2.Друг за другом идём,
Звонко песню поём.
О весёлой весне,
О родной стороне.
Припев:
3.Шире, шире кружок!
Выйди, Лёша, дружок.
Ты по кругу пройди,
Себе друга найди.
Припев:

Песня «Светлый праздник».
1. Если солнышко взошло,
Значит, утро к нам пришло.
Лес проснулся ото сна,
Значит, к нам пришла весна.
Припев:
Растаял снег, и нет зимы,
На улице тепло.
И весело, и радостно,
И на душе светло!
2.На полянке первоцвет,
Шлет лучистый свой привет.
Жаворонушек с небес,
Нам поет: «Христос воскрес!»
Припев:
3.И сверкают купола,
И звонят колокола,
Угощение на столе,
Светлый праздник на Земле.
Припев:

Описание сюжетно - ролевых игр, используемых в работе над проектом.

Сюжетно-ролевая игра «Идем в гости на праздник Пасхи».
Цель: воспитание у детей гостеприимства и доброжелательности.
Ход игры: Делятся дети на две семьи. Одна семья ждет гостей, другая собирается в гости. Берут с собой крашеные яички, пасхальный кулич, подарки. В гостях должны быть вежливыми и доброжелательными, и обязательно с хорошим настроением. А семья, которая пригласила в гости должна быть гостеприимной. Пришли гости, приглашают их за стол. За столом должны быть аккуратными, добрыми, вежливыми, опрятными.

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем Пасху всей семьей».
Цель: воспитание уважения к традициям русского народа.
Ход игры: Воскресение, вся семья собралась за праздничным столом. Семейная трапеза начинается с освященного яйца: его кусочек дают каждому, кто сидит за столом. После этого всем дают по ложке творожной пасхи и куску кулича. Потом на стол ставят другие блюда, приготовленные в честь праздника, и начинается радостное застолье.

Описание дидактических игр, используемых в работе над проектом.

«Сложи картинку пасхального яйца»
Цель: развитие умения видеть целостность предметов
Ход игры: Складывание пазл.

«Пасхальные традиции»
Цель: развитие слуха и внимания
Ход игры: Я перечисляю все традиции, дети хлопают, которые пасхальные.

«Укрась яйцо к Пасхе»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: Игроки выбирают себе картонную заготовку определенного цвета. Затем вставляют ленту в отверстие и завязывают бантик. По своему усмотрению составляют узор из отдельных элементов.

«Сдувание яйца».
Цель: поддерживание в детях чувство пасхальной радости.
Ход игры: Необходимо подготовить яйцо для игры. Для этого в сыром яйце пробиваем небольшое отверстие и выливаем из него содержимое. Кладем пустое яйцо в центр стола. Все гости - дети и взрослые - садятся вокруг стола как можно плотнее друг к другу, делясь на две команды. На счет «три-четыре» одна из команд начинает дуть на яйцо. Каждый игрок пытается сдуть его на противоположный конец стола, так, чтобы, в конце концов, оно упало на пол. Вторая команда должна сопротивляться и изо всех сил сдувать яйцо в сторону соперников.

«Найди пару».
Цель: развитие внимания.
Ход игры: Раздаются карточки с яичками. Нужно найти два одинаковых яичка.

Консультации для родителей, используемые в работе над проектом.

Консультация «Как провести день Пасхи с детьми!»
Очень часто мы уделяем мало внимания и времени объяснению, что мы празднуем, почему и зачем? Давайте же вместе с вами попробуем рассказать своим детям, почему этот праздник такой важный, светлый, почему мы красим яйца и печём куличи.
Как гласит древняя легенда, Мария Магдалена обратилась к императору Тиберию с радостной вестью «Христос воскрес». Император не поверил Марии и сказал: «В это невозможно поверить! Скорее куриное яйцо вдруг сделалось бы красным, нежели ожил бы умерший и погребенный человек!» В этот момент Мария поднесла Тиберию яйцо, промолвив: «Христос воскрес!», и это яйцо стало красного цвета! С тех пор, крашеное яйцо считается символом вечной жизни и Пасхи.
А откуда пришла традиция делать творожную пасху?
Подготовленную творожную пасху выкладывают в специальную форму – пасочницу, и оставляют в холодном месте на сутки, чтобы стекла сыворотка. Пасха является символическим изображением Голгофы - холма в окрестностях Иерусалима, на котором распяли Христа.
Еще одно главное украшение пасхального стола. Куличи пекут обязательно из сдобного дрожжевого теста, разных размеров, но всегда высокими, и круглой формы. По преданию, саван Иисуса Христа был круглой формы, - этим объясняется традиционная форма кулича.
Пасхальные традиции других стран.
Бельгия. Детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.
Греция. Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Во время чтения евангельского рассказа о смерти и воскресении Христа, как только упоминается о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие (раскрытие) гроба при воскресении Христа.
Болгария. Сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков, раскрашенных добрыми пожеланиями, сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.
Украина. В Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» им за это во вторник.
Рекомендации родителям по совместной работе с детьми.
Раскрасьте вместе с детьми яйца. Используйте перья, бисер, наклейки, воск и т. д. Совместная работа всегда сближает и сплачивает.
Испеките вместе кулич. Поручите ребенку всыпать муку, сахар, разбить яйца, разложить тесто по формочкам.
Создайте совместную Пасхальную композицию. Например, прорастите в корзине траву и украсьте её яйцами.
Изготовьте для родных и близких подарки – курочки, цыплята, пасхальные зайцы, свечи, веночки, корзиночки.
Нарисуйте пасхальные открытки.
Поиграйте с детьми в игры.
Итак, как можно поиграть с детьми в день Пасхи?
1.Одной из самых любимых и древних игр на Руси в Пасху было катание яиц. Забава очень простая и при этом увлекательная. Из подручных материалов сооружаем горку (можно даже использовать полку из шкафа или гладильную доску), вокруг горки раскладываем маленькие сувениры для игроков. Каждый из членов семьи катит свое крашеное яичко. Выигрыш - тот предмет, до которого докатилось яйцо игрока. Следующий вариант этой же игры: на полу нужно расставить различные небольшие сувениры. Участники по очереди катают пасхальные яйца по полу, пытаясь сбить понравившийся им сувенир.
Конечно же, традиция «чокаться» яйцами друг с другом. Ударяем любым концом крашеного яйца в яйцо соперника. Чье яйцо не треснуло, тот и выиграл!
2. Можно поиграть с детьми в пасхальный хоровод с фантами. Все дети должны стать в большой круг, в центре становится ведущий, в руках у него корзинка пасхальных яиц (можно шоколадных), глаза у ведущего завязаны. Помощник включает веселую музыку. Пока звучит музыка, ведущий кружится на месте против часовой стрелки, а хоровод идет по часовой стрелке. Помощник неожиданно выключает музыку. Тот человек, напротив которого в результате остановился ведущий, выполняет фант - несложное задание, предложенное ему ведущим. В награду он получает пасхальное яичко. Фанты лучше подготовить заранее.
3. Две команды передают эстафетой яйца (по 10 штук) из одной чашки в другую по цепочке, чья команда быстрее переложит, та и победит. Детям обоих команд дают маленькие пасхальные призы.
4. На полу раскладываем 20 яиц недалеко друг от друга. Выходят два ребенка, с завязанными глазами собирают и складывают каждый в свою корзинку яички. Кто больше соберет - то и победил. Все участники получают пасхальные сувениры.
5. И конечно же, рисование! Сделайте несколько заготовок яиц, вырезанных из бумаги. Прикрепите их к чистым листам бумаги при помощи небольшого кусочка скотча, прикрепленного с обратной стороны яйца. А теперь дайте волю фантазии детей! Пусть они рисуют кисточками и красками, карандашами, а малыши - пальчиковыми красками. Потом останется только отклеить заготовки и на красочном фоне будут белые яйца. Можно это сделать на ватмане, просто положить его на пол, и пусть дети рисуют все вместе! Рассказывайте детям о традициях, обычаях, играйте вместе с ними, ведь дети - наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы подрастающее поколение духовно богатым и нравственным, научим ли любить, уважать и передавать из поколения в поколения наше прошлое – зависит только от нас. Весёлого вам праздника! Пусть игры и забавы в народном духе запомнятся и взрослым, и детям!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №52

г. Липецка

Исследовательская работа

Выполнил:

ученик 4 а класса

Мончук Игорь

Руководитель:

Постика Е.А.

учитель ОРКСЭ

г. Липецк

2015г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………..………..….3-4

……………………………..….5

2. Пасхальные традиции ……………………………………………..….6

2.1. Как украшают дом к празднику.…...………………………..........6

2.2. Пасхальный стол ………………………………………………..7-10

2.3. Пасхальные открытки……………………………………………..10

2.4.Пасхальное богослужение………………………… ………...……11

2.5. Пасхальные обычаи………………………………………………11-12

2.6. Пасхальные забавы, игры……………………………………….13-14

2.7. Народные приметы, поверья……………………………………14-15

Заключение ………………………………………………………………….16

Список используемой литературы ………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

На Руси праздники всегда любили, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Мы привыкли к тому, что праздники - это дни отдыха и веселья. Но разве лишь в том их смысл? Разве не в том в первую очередь, что они связаны с чем-то особенным, важным?

Не случайно с давних пор праздником считался не только «не работный день», но и прежде всего-день памятный, посвящённый определённому событию.

По прошествии многих лет мы снова имеем возможность открыто чтить праздники церковные.

Тема моего исследования : «Пасхальные традиции русского народа».

Цель исследования: изучить историю возникновение, традиции и обычаи празднования Пасхи.

Пасха Христова к началу 20 века приобрела устойчивые традиции празднования в России в каждой христианской семье. Я попытался собрать более полный материал об этом празднике. И пусть в 21 веке Пасха обретёт традиции в каждой семье и станет одним из любимых праздников детства.

Задачи исследования:

    анализ литературы, материалов

    сбор материалов

    обобщение результатов.

Объект исследования: христианский праздник Пасха.

Предмет исследования: история, традиции празднования Пасхи.

Гипотеза исследования: проведя исследование,

    Я узнаю :

    историю происхождения праздника;

    традиции празднования в России и других странах мира;

    приметы, связанные с Пасхой;

    Я дополню :

    свои знания о великом празднике;

3. Я соберу:

    материалы для бесед, праздника.

4. Я представлю :

    Пасху Христову - праздник праздников и Торжество торжеств.

Методы исследования:

    анализ литературы, материалов Интернет;

    беседа;

    обобщение;

Предполагается, что практическим выходом моего исследования будет:

    материал для использования на уроках (творческие работы);

    выступление с данным проектом перед начальными классами;

    размещение проекта на сайте школы;

    участие в I Международном конкурсе творческих работ «Скоро Пасха! Светлый праздник!»

1. История возникновения праздника

Пасха - один из основных праздников в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами.

История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта. Слово «пасха» образовалось от древнееврейского слова « песах». Христиане же вложили в этот день иной смысл и отличают его в связи с воскресением Христа.

На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник "кочует" во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю. Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг - как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница - как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота - день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.

Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение - день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес.

Христос воскрес! Христос воскрес ! « А.Майков»

2. Пасхальные традиции

У любого праздника - своя красота, свои обычаи, обряды. Немало их и в Пасху. Многие традиции мы утеряли, но традиции празднования Пасхи жива, потому что основана на самых светлых, чистых порывах души. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не попостившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это.

2.1. Как украшают дом к празднику

Большому празднику Пасхи предшествует так называемый «чистый» четверг. В этот день люди тщательно убирают дом, все моют и чистят. Затем дом украшают. В старину был такой старинный обычай: ранней весной, когда природа еще спала, в ящике с землей проращивали семена, чаще всего овес. Под солнечным теплом поднимались первые в году зеленые ростки, похожие на проросшую травку, на которую и клали крашеные яйца, ставили цветные деревянные и фарфоровые фигурки зверей и птиц. Получался своеобразный маленький садик, который радовал зеленью и яркими красками раскрашенных яиц и фигурок. Также дом украшали цветами. Кроме цветов в ход шли букетики засушенных ягод, всевозможная зелень, хвоя, мох, раскрашенные ракушки и перышки, а также разноцветные ленты. Из всего этого делали веночки, которые вешали над дверью. (Слайд 7)

2.2 Пасхальный стол

Разноцветные пасхальные яйца

Яйцо - один из главных символов Пасхи, который означает для христиан новую жизнь и возрождение.

Красивое или расписанное, оно стало знаком, символом праздника.

В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели. Яйцами принято обмениваться, дарить их родным, соседям, всем, кто придёт поздравить с праздником; брать с собой, отправляясь в гости. Существовал обычай хранить эти яйца целый год. Раньше пасхальные яйца красили в яркие цвета, самыми популярными из которых являлись красный и пурпурный, символизирующие жертвенную кровь Христа. Также яйца красили в цвета, напоминающие о весеннем солнце и зелени – насыщенный желтый и зеленый. Сейчас на пасху яйца красят разными красками.

Среди разноцветных пасхальных яиц выделяют : (Слайд 12-15)

    Крашенки – от слова «красить»;

    Драпанки - яйца, узор на скорлупу которых наносят острым предметом;

    Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть «покрывать каплями»;

    Писанки – искусно расписанные пасхальные яйца.

Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из эмали, бисера, полудрагоценных и драгоценных камней.

При росписи широко использовали знаки – символы, например:

    точка - начало начал, семена будущей жизни;

    круг - солнце, символ жизни;

    ёлочка - символ здоровья;

    барашек - символ благополучия;

    конь - символ солнца;

    олень - символ нарождающейся жизни.


Но центральное место принадлежит всё же

ярко- красным яйцам.

Меня заинтересовало, почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последовали разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же, как любит он.

Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому великому императору Тиберию. Так как к императору не принято приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.

Но когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел он закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным.

С тех пор в память об этом событии, символизирующим нашу веру в Воскресшего Господина, мы и красим яйца.


Кроме крашеных яиц важное место на пасхальном столе занимает обрядовая еда: пасха и кулич.

Кулич - высокий, вкусный, круглый хлеб. Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Он является подобием церковного артоса - большого хлеба с изображением креста с терновым венком или образом Воскресения. Он является одним из древнейших символов Воскресения Христа. Таким образом, кулич - это домашний эквивалент артоса. Он должен присутствовать на каждом столе. Украсить кулич можно как традиционными орехами и изюмом, так и глазурью, помадкой, сахарной пудрой, маком, специальными кондитерскими обсыпками, миниатюрными яичками, вылепленными из сахарной мастики, яркими конфетками или орешками в сахарной глазури.

Считали, ели кулич удался, в семье все будет хорошо. Если же он в печи не подойдет или растрескается корка, - жди несчастья. Поэтому хозяйки старались, соблюдали все тонкости и секреты при выпечки.

Творожная пасха – ещё один элемент праздничного стола. Есть версии, что творожные массы, как и сам творог - это одно из древнейших с кушаний, связанное с плодородием и поклонением божествам плодородия. Множественные ритуалы древности (весенний обряд приветствия земли, первая вспашка поля) проводились с применением творога и других молочных продуктов, что имело символическое значение. Творог – больше, чем пища; это лучшее, что есть в молоке, его суть, самое питательное и полезное для человека. А протёртый творог, да ещё и с сахаром и с самым лучшим сливочным маслом – это наивысший дар природы. Для простого человека в прошлом такая роскошная пища была доступна только раз в году, поэтому делалась очень долго и из самых лучших продуктов. С принятием христианства традиции постепенно видоизменились, и значение символа потерялось в языческом прошлом. Осталось главное – на Пасху, на самый важный в христианстве праздник, делались угощения с особой тщательностью и любовью. Творожные пасхи освящались в церквях и имели суть «благословенной» пищи. (Слайд 16-18)

2.3. Пасхальные открытки

Пасха – образ ликования весны духовной. Люди радуются воскресению Христа, означающему победу над смертью. Святая Пасха связывает людей в едином чувстве, настроении и состоянии души, и конечно в этот день принято дарить подарки и пасхальные открытки.

Сюжеты пасхальных открыток разнообразны, но все они связаны с пасхальными традициями. Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца - и на праздничном столе в руках целующихся детей, и в орнаментах. (Слайд 19-21)

2.4. Пасхальное богослужение

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогами – большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, это . Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Раскрываются двери и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона. В конце Заутрени священник читает знаменитое "Слово св. Иоанна Златоустаго", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом. (Слайд 22)

2.5. Пасхальные обычаи

В Светлое Христово Воскресение, первый день Пасхи, верующие радостно приветствуют друг друга словами: « Христос Воскрес!» - и ответным: «Воистину Воскрес!»

На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола . Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный - его называют «трезвоном». Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

(С. А. Есенин).

Часто мы слышим, как говорят: серебряный звон, малиновый звон. Исстари подмечено, что звук имеет цвет. Малиновый звон колокола ассоциируется с праздником, с радостью, с яркой малиновой рубахой.

К числу пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Я заинтересовался, от какого русского слова образовалось слово «волочебники». Оказалось, от слова «волочить», «волочить ноги». Слово «волочебник» означает «поющие под окнами». В деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги.

Вот одна из песен волочебников: (Слайд 23)

Нам по чарке поднесешь,

Свое счастье сбережешь.

Не жалей, не береги,

По яичку одели.

Да пожалуй – ко яичко

Еще красненькое,

Что на красном блюде

И при добрых людях.

2.6. Пасхальные забавы, игры

С озорным, радостным, весёлым настроением водили хороводы. Закликали весну - тоже по кругу. Круг - символ Солнца, для крестьянина он был магическим средством, способным ускорить пробуждение природы.

Пасха - время первого весеннего гулянья. Молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. До наших дней дошли описания некоторых пасхальных игр, которые заканчивались словами: «Кто меня поцелует, то и выручит». В этих народных играх отражался пасхальный обычай троекратного поцелуя, например, в игре «На калиновом мосту» .

В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры - пляски, весёлые и задорные, под гармошку, игра - пляска «Передача платочка».

В старину не было Пасхи без качелей. Загодя вкапывали столбы, навешивали веревки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели (или качули) были чрезвычайно любимы и популярны на Пасху. Качались, девицы распивали качульные песни - пасхальные частушки.

Вот и Пасха пришла,

Кто нас покачает?

Как у нонешних ребят

Веревок не хватает.

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было

ка­танье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очере­ди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в доме или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каж­дая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом , ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло. (Слайд 24-26)

2.7. Народные приметы, поверья

С праздником Пасхи связан целый цикл народных примет и поверий. Мы познакомилась с некоторыми из них.

    На Пасху «солнце играет».
    (Все пытаются увидеть этот момент, а дети поют песенку :)

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, покатись,

Красное, покажись!

    На Пасху девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяными; становились на топор, чтобы быть крепкими.

    Девушки шептали: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»

    Охотники стреляют в воздух при первом возгласе «Христос воскресе!», в полной уверенности, что этим выстрелом убьют черта и обеспечат себе удачную охоту в течение года.

    Пастухи верили, что пасхальное яйцо помогает отыскать заблудившуюся скотину.

    Деды на Пасху расчесывают волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. (Слайд 27)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе, проведенной мной исследовательской работы, под руководством учителя ОРКСЭ Постики Е.А. были описаны традиции и обычаи празднования одного из главных церковных праздников – ПАСХА. Я познакомился с играми и забавами народа, с поверьями, связанными с этим торжеством, с интересными пасхальными традициями.

Работа включала в себя сбор и анализ литературных источников, журнальных статей, материалов Интернета, обобщение материала, творческого изготовления украшения яиц, кулича, пасхи. Собранные в ходе исследования материалы представлены фотографиями, поделками и иллюстрациями основных обычаев, традиций, рисунками детей.

Предполагается, что данный материал может быть использован на уроках ОПК, на классных часах, при знакомстве с народными праздниками и традициями.

И пусть в 21 веке Пасха обретёт традиции в каждой семье и станет одним из любимых праздников детства.

Вот и Пасха к нам пришла -
праздник милый для меня!
Сколько радости принёс,
и печали он унёс.
Вот уж птицы прилетели,
прямо к Пасхе подоспели -
хорошо! Весна пришла-
светлый праздник принесла-
Воскресение христово!
Все поют и славят Бога!


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Панкеев К. И. Русские праздники. - М., 1998.

    Пасхальные традиции русского народа //Начальная школа. - № 3 – 2005.

    Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.

    Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: http ://